Сочинение петербургские повести кратко

Обновлено: 07.07.2024

Николай Васильевич Гоголь большую часть собственной жизни провел в Петербурге. Впервые в своей жизни он оказался там в возрасте девятнадцати лет. В декабре месяце 1828 года он приехал туда, был малоизвестным и даже больше – все его ранние произведения в то время не сыскали никакой популярности, а критики оценили их крайне негативно. Молодой писатель не отчаялся и не сдался, а за восемь последующих лет он стал очень известным, знаменитым во многих кругах и в 1836 году покинул Петербург. В дальнейшем он снова посещал свой любимый город, но уже бывал здесь не так долго, как самому хотелось бы.

Знакомство Гоголя с Петербургом

Реальное и фантастическое в петербургских повестях Гоголя (стр. 5 из 5)

В шуточной неправдоподобной повести Гоголя есть большое общественное содержание.

Ему нельзя поручить работы, где требуется хотя бы только намек на самостоятельность. Однажды предложили ему написать отношение с небольшой переменой слов, — он весь вспотел и, наконец, попросил дать ему переписать что-нибудь другое.

В заключение курсовой работы можно сделать выводы.

В Петербургских повестях Гоголя идет своеобразное переплетение фантастического и реального плана, причем реальный план воплощается в известной уже ранее форме слухов.

Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н. В. Гоголя — это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.

Фантастическое у Гоголя отнюдь не внешний прием, не случайное и не наносное. Удалить фантастичное — повести распадутся не только сюжетно, но и по своему смыслу, по своей идее. Злая, посторонняя сила, неведомо, со стороны откуда-то взявшаяся, разрушает тихий, безмятежный, стародавний уклад с помощью червонцев и всяких вещей, — вот в чем этот смысл. В богатстве, в деньгах, в кладах — что-то бесовское: они манят, завлекают, искушают, толкают на страшные преступления, превращают людей в жирных скотов, в плотоядных обжор, лишают образа и подобия человеческого. Вещи и деньги порой кажутся живыми, подвижными, а люди делаются похожими на мертвые вещи.

В отличие от многих романтиков, у которых фантастическое и реальное резко разделены и существуют сами по себе, у Гоголя фантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического или сатирического изображения героев, она основана на народной стихии.

Петербургские повести знаменуют обращение писателя от мелко- и средне-поместной усадьбе к чиновному Петербургу. Мастерство Гоголя сделалось еще более зрелым и социально направленным, но в то же время и еще более мрачным. Усилились острота пера, сжатость, выразительность, общая экономность в средствах. Замысловатый и фантастический сюжет уступил место анекдоту, манера письма стала более прозаической.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анненский И. О формах фантастического у Гоголя, — М.: Наука, 1979.с.22

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, — М.: Академия наук СССР в 10 т., 1981г.

3. Бурков И.А. Николай Гоголь, — М.:Просвящение, 1989. – 549с.

5. Герцен А.И. Полное собрание сочинений и писем [Текст]. Т. 6. 1850-1851. н. 492 — 546 / А. И. Герцен. — Пг. : Литературно-Издательский Отдел Народного Комиссариата по Просвещению, 1919. — 723 с.

6. Гоголь Н.В. Избранное, — М.: Просвящение, 1988. – 384с.

7. Гоголь Н.В. Избранное, — СПб.:Питер, 2000. – 653с.

8. Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М.: Просвещение, 1982. – 976 с.

9. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. М., 1929, т. III.

10. Лочин Ю.В. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 2005. – 352 с.

11. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М.: Знание, 1980. – 198 с.

12. Мажинский С. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971. – 437 с.

13. Малиновская И.Р. Слово классика, — Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 202с.

14. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современниках. М.: Просвещение, 2005. -367 с.

15. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. Л.: Эхо, 1984. – 158 с.

16. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество, — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. – 692с.

17. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. М.: Просвещение, — 580 с.

18. Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь, — М.: Высшая школа, 2000. – 197с.

20. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя.- М.: Академия наук, 1954. – 432 с.

21. Ящук И.П. Русская литература, — М.: Гардарика, 2000. – 596с.

Петербург и Гоголь

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

29.03.2013 24399 0

I. Вступительное слово учителя.

[3, с. 39]. За внешним блеском столичной жизни открывается читателю внутренняя пустота, ничтожество большого города.)

Композиция повести, вероятно, должна выразить внутреннюю связь внешне разделенных сюжетных линий.

Петербург. В мире такой город единственный. Но как различны людские судьбы! Пискарев страдает, теряет рассудок и кончает жизнь самоубийством. Пирогов же аналогичные обстоятельства считает досадной ошибкой, это в дальнейшем не мешает его преуспеванию.

В. Г. Белинский:

Ф. М. Достоевский:

Беседа по вопросам:

3. С какой целью Гоголь ввел в повествование молодого человека, недавно поступившего в канцелярию?

5. Чтение эпизода ограбления Башмачкина. (Наивысшая радость жизни героя – шинель – оборачивается несчастьем, ужасным отчаянием.)

7. Почему автор так неожиданно и странно заканчивает произведение?

8. Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин? Заслуживает ли он только жалости? Или человек, достойный сочувствия и уважения?

Н. В. Гоголь, защищая своего героя, изображает протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость торжествует в мечтах писателя.

2. По первой главе. Экскурсия по городу N.

3. Повторить материал из биографии Гоголя. Какие общественно-поли-тические события в России оказали влияние на Гоголя и его современников; взаимоотношения Пушкина и Гоголя.

Санкт-Петербург – город, особенный для России. Он имеет уникальную судьбу и уникальную историю. За красивыми фасадами восхитительных зданий, в великолепных фонтанах, на уникальных улицах растворена история. Это город, который сменил множество названий, прожил все от помпезных императорских встреч до страшной трагической судьбы. Он сменил множество названий. Этот город разный, как разные и люди, живущие в нем.

На Невском проспекте ежедневно встречаются сотни людей. Но все, что их объединяет – это место встречи. Люди являются совершенно разными и часто не понимают друг друга. Одним из страшных пороков Гоголь показывает малодушие. Маленькие люди часто обижены судьбой, но не ропщут, принимают ее такой, какая она есть. Люди, которых не считают за людей, могут представлять опасность для общества. По мнению Гоголя, маленький человек страшен именно потому, что он настолько мал, что в нем не умещается хотя бы одна божественная искра.

Негативные черты Гоголь подчеркивает не только в высокопоставленных, чиновниках-взяточниках, казнокрадах, эгоистичных и глупых вершителях чужих судеб, но в обычном человеке, который не имеет возможности сказать против системы ни слова, заявить о своих чувствах и желаниях. Такие люди унижены, оскорблены, это порождает в их душах злобу, лишает их достоинства. Это может привести к страшным последствиям.

В произведениях петербургского цикла Гоголем представлены яркие, символичные, красноречивые образы. У этих людей яркие говорящие имена и фамилии, они сами представляют собой собирательные образы из реальной жизни. В ситуациях, которые описаны автором в рассказах, каждый может найти повод для размышлений. Герой может превратиться в нечистую силу как Башмачкин, или потерять себя, служа моральному разложению общества, как Чартков.

В своих рассказах Гоголь пытается понять пути России, показать читателю дорогу, по которой предстоит пройти русскому народу, чтобы дать возможность самому выбирать свой путь, сравнивая себя с представленными героями. В своих произведениях Гоголь показывает души маленькие, омертвевшие, чтобы показать дорогу душам живым.

Невский проспект

Петербург. Двое приятелей, художник и поручик, пришли на Невский проспект, чтобы пофлиртовать с девушками.

Художнику Пискарёву понравилась очень красивая брюнетка. Он отправился за ней и вскоре понял, что она проститутка. Разочарованный Пискарёв вернулся домой, уснул, и ему приснилось, что брюнетка не проститутка, а знатная дама с некой тайной.

После этого Пискарёв старался побольше спать, чтобы видеть во снах брюнетку, в итоге у него началось нервное расстройство и бессонница. Тогда Пискарёв начал принимать опиум видеть чудесные сны с участием брюнетки.

После одного из снов, где брюнетка предстала в образе жены Пискарёва, художник отправился к ней и предложил замужество и честную трудовую жизнь. Девушка отказалась, заявив, что работать не собирается, и Пискарёв в отчаянии покончил с собой.

Поручик Пирогов отправился за хорошенькой блондинкой, которая оказалась немкой и женой немца-жестянщика. Пирогов заказал у жестянщика шпоры, принялся наведываться в мастерскую и ухлёстывать за блондинкой.

Немка оказалась очень глупа и не поняла, чего хочет от неё поручик. Тогда Пирогов постарался застать блондинку одну и начал распускать руки. За этим его застукал жестянщик с приятелями и сильно избил. Помятый Пирогов хотел пожаловаться на них генералу, но потом передумал и с лёгким сердцем отправился на вечеринку.

Однажды утром за завтраком цирюльник обнаружил в свежеис­печённом хлебе нос майора Ковалёва, которого брил дважды в неделю. Испуганный цирюльник попытался выбросить нос в Неву и был арестован квартальным надзирателем.

Тем же утром майор Ковалёв обнаружил, что его нос пропал. Майор решил заявить о пропаже носа и отправился к начальнику петербуржской полиции. По дороге он увидел свой нос в мундире высокопо­став­ленного чиновника. Ковалёв попытался вразумить его и вернуть на законное место, но нос притворился, что ничего не понял, и снова удрал от Ковалёва.

Все старания Ковалёва вернуть нос ни к чему не привели. В конце концов, нос ему вернул квартальный надзиратель, арестовавший цирюльника. Нос ещё долго не хотел прирастать на место, а тем временем эта странная история разошлась по всему Петербургу.

Портрет

Молодой и талантливый художник Чартков купил в дешёвой лавке портрет старика со страшными, словно живыми глазами. В портрете обнаружился тайник с золотыми монетами. Вместо того чтобы употребить найденное богатство на совершен­ствование своего мастерства, Чартков стал модным портретистом.

Много лет он рисовал шаблонные портреты людей из петербуржского высшего света, пока, наконец, не обнаружил, что утратил свой талант и мастерство. Чартков начал завидовать талантливым художникам, скупать и уничтожать их картины, на что потратил все накопленные богатства. Зависть свела Чарткова с ума, и он умер от припадков бешенства и скоротечной чахотки.

Впоследствии выяснилось, что талантливый художник-самоучка написал этот портрет с богатого ростовщика, деньги которого делали людей завистливыми, жадными, ревнивыми. Когда ростовщик умер, его душа переселилась в портрет, который негативно влиял на всех владельцев, сводя их с ума.

Шинель 👻


Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный и всеми унижаемый чиновник лет пятидесяти, обнаружил, что его ветхая шинель протёрлась на плечах и совсем не греет. Починить шинель оказалось невозможно — сукно стало таким редким, что заплатки на нём не держались.

Башмачкин начал копить на новую шинель. Возможность осуществить мечту сделала его живее и твёрже характером. Через полгода нужная сумма была накоплена и шинель сшита, но Башмачкин не проносил её и суток. Возвращаясь домой поздно вечером, он наткнулся на грабителей, которые сняли с него шинель.

В полиции с этим делом разбираться не стали. Башмачкин обратился к значительному лицу, но тот тоже не стал слушать, наорал на несчастного и выгнал его.

По дороге домой Башмачкин попал в метель, застудился и умер. В виде ожившего мертвеца он стал появляться на том месте, где его ограбили, и снимать с людей шинели. Наконец, он снял шинель со значительного лица, удовлетворился ею и больше на улицах Петербурга не появлялся.

Записки сумасшедшего


Мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщев работал в некоем департаменте и ездил домой к директору чинить для него перья, чем очень гордился. Поприщев был влюблён в хорошенькую дочь начальника Софи и верил, что и девушка к нему неравнодушна. К тому же он был честолюбив и мечтал дослужиться до генерала.

Однажды Поприщев узнал, что Софи влюблена не в него, а в красавца камер-юнкера. Из-за неудовле­творённых мечтаний и амбиций душевное здоровье Поприщего начало ухудшаться. Сначала ему казалось, что он понимает разговоры собак, а потом он вообразил себя королём Испании.

В конце концов, Поприщев попал в приют для сумасшедших, где ему обрили голову и подвергли мучительным пыткам. Несчастный безумец не понимал, где находится, и считал, что попал в лапы испанской инквизиции.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

В середине 1830-х годов популярность Гоголя стремительно растет. После выхода в свет двухтомного сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" Николай Васильевич порадовал читателей еще несколькими сборниками, каждый из которых тоже состоял из двух томов.

Появление необычной книги

анализ петербургских повестей гоголя

Первый назывался "Миргород". В него вошли повести "Вий", "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". А следом выходит еще одна книга, очень необычная. Она называется "Арабески". И в нее входят не только художественные произведения, но статьи и очерки Гоголя. Это что-то вроде собрания пестрых глав, если перефразировать цитату Александра Сергеевича Пушкина.

Именно в этом сборнике напечатаны три повести, которые в критике получили название Петербургских (по месту действия сюжетных линий). Сам же Николай Васильевич так их не называл. Однако это словосочетание закрепилось на многие десятилетия, актуально оно и сейчас.

Повести, включенные в собрание сочинений

Проводя анализ "Петербургских повестей" Гоголя, необходимо отметить произведения "Невский проспект", "Портрет" и "Записки сумасшедшего". Хотя этот цикл повестей воспринимается несколько иначе, так как сегодняшнему читателю более привычно включать в него еще несколько творений Николая Васильевича.

Это произведение "Нос", которое впервые было опубликовано в пушкинском журнале "Современник". Еще "Шинель", пришедшая к публике уже в 1842 году, когда автор готовился к изданию первого своего прижизненного цикла сочинений. Делая анализ повести "Вий" Гоголя, "Портрет" и других творений Николая Васильевича, вся читающая Россия уже знала и понимала, что этот писатель преемник Пушкина. Он именно тот литератор, который должен принять от Александра Сергеевича эстафету.

петербургские повести гоголя анализ

Анализ "Петербургских повестей" Гоголя

Николай Васильевич - человек и писатель трех культур: малороссийской, российской и итальянской. И когда он из своей Полтавщины приезжает в Петербург, он смотрит на этот мир русской столицы глазами гостя и постороннего. Именно поэтому название "Петербургские" в этом цикле повестей означает нечто большее, чем просто место действия.

Все события, описанные в этих замечательных произведениях, очень простые, здесь присутствует много бытовых зарисовок. Однако делая анализ "Петербургских повестей" Гоголя, мы видим, что автор сознательно шел на упрощение сюжета и фактуры. Он придавал этому огромное значение.

По словам самого писателя, чем предмет обыкновеннее, тем больше надо иметь таланта и воображения, чтобы сделать из него нечто неординарное, но в то же время не лишенное истины. А именно это и было для Николая Васильевича важной задачей - подарить читателю не только наслаждение при прочтении своих книг, но и максимально приблизить его к этой истине.

Знаменитое описание исторической части города

анализ повести гоголя нос

Петербург – это место, где сталкиваются противоположности, добро и зло оказываются перемешанными причудливейшим образом. Делая анализ повести Гоголя "Невский проспект", читатель в первую очередь видит ярчайшее, знаменитое описание этой части города. Его легко сопоставить с лирическими изображениями Днепра или украинской ночи из цикла повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Но в самом начале описания присутствует фраза: "Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей…" Делая анализ "Петербургских повестей" Гоголя, на нее необходимо обратить внимание. Слова "бледных" и "чиновных" указывают на то обстоятельство, что Невский проспект – это то место, где человек сталкивается с обманом.

В другой части повествования Николай Васильевич говорит прямо жесткие и страшные слова: "Какой-то демон искрошил весь мир на множество различных кусков и все без толку смешал вместе". Мир Невского проспекта представляет собой образ, лишенный цельности, а нечто демоническое выглядывает из-за каждого поворота.

Сюжетные и идейные линии

анализ повести гоголя невский проспект

Какие идейные линии содержат "Петербургские повести" Гоголя? Анализ повестей говорит о том, что в них очень ярко обозначен мотив соблазна. Например, в "Невском проспекте" один из его героев, художник Пескарев, пойдя вслед за красавицей, вдруг понимает, что ее внешнее очарование вовсе не означает добродетели. Симпатичная мишура не обозначает внутренней сущности.

Поверхностные и глубинные свойства в человеке разобщены. И это очень ярко видно здесь, в центре Петербурга, на Невском проспекте, где каждый час прогуливаются разные люди - то дворники, то высокие чиновники, то беднота. И в этом и состоит та парадоксальная сущность этого средоточия российской столицы.

Сюжетная линия произведения "Нос"

анализ повести гоголя шинель

Делая анализ повести Гоголя "Нос", читатель сталкивается с еще более причудливым миром. Здесь речь идет о событиях совершенно невозможных. Нос, отделившись от своего владельца, чиновника, называющего себя майором, начинает разъезжать по улицам. Этот текст очень трудно воспринимать.

Как, допустим, понять такую фразу, как "Нос спрятал подбородок в воротник". Это удивительное свойство гоголевской реальности, которое наводит на очень разные размышления.

Как бы необычно ни выглядела для читателя та жизнь, которую изображают "Петербургские повести" Гоголя, анализ произведений говорит о том, что практически в каждой повести этого цикла присутствует некая притча. В "Носе", например, это реализуется посредством гротеска. Само это слово обозначает нечто фантастическое, комическое, уродливое начало, которое заложено в самой действительности, но не является в явном облике.

Анализ повести Гоголя "Нос" заставляет задуматься, где та мера, которая вынуждает человека почувствовать себя ущербным. Чего нужно лишиться, чтобы перестать себя ощущать самим собою - репутации, родных, карьеры? В произведении "Нос" персонаж, лишившийся этой части тела, теряет свое достоинство, вес в глазах общества, и именно эту ущербность автор и передал посредством гротеска.

анализ повести гоголя записки сумасшедшего

Образ маленького человечка

Проведя анализ повести Гоголя "Шинель", читатель немедленно сопоставит образ Акакия Акакиевича с пушкинским станционным смотрителем. Маленький человек – это стержневой герой русской литературы, который появляется потом в очень многих произведениях разных прозаиков.

Небольшой человек – это достаточно сложно устроенная личность. Человек как будто бы превращенный в вещь этим большим городом, который несопоставим с потребностями конкретного персонажа. Он то ли нуждается в сочувствии, то ли является человеком праведным и угнетенным внешней реальностью, которая для него чужая и холодная.

Именно эта метафора является для повести ключевой. А возможно, это просто примитивная личность, которой необходимо простое снисхождение. На самом деле – это простой человек, который нуждается в частичке тепла и внимания, как и все существа, наполняющие мир. И не найдя ее, он, к сожалению, погибает.

Таинственный и величественный город

анализ повести вий гоголя

Не только анализ повести Гоголя "Записки сумасшедшего" приводит читателя к мысли, что Петербург Николая Васильевича – это город, где фантастическое и реальное находятся рядом. В каждом творении автора, находящемся в цикле "Петербургские повести", возможны самые необычные происшествия.

Здесь искатели карьеры и денег сосуществуют рядом с искренними и чистыми людьми. Горячка, сумасшествие и смерть находятся близко от высокого служения искусству, каких-либо добрых качеств человека. Таким открывается писателю подлинный облик этого таинственного и великолепного города.

1830-е годы, когда появились "Петербургские повести", – это вершинная эпоха творчества Гоголя. Затем начинаются уже совсем другие времена. Николай Васильевич сталкивается с различными трудностями, он воспринимается уже как трагическая фигура. А именно в эти годы автор воспринимается как преемник Пушкина, как главный русский писатель, который представляет собой ориентир для всей российской литературы.

Читайте также: