Сочинение акакий акакиевич бедный человек или бедный чиновник

Обновлено: 04.07.2024

Автор сравнивает своего героя с мухой, чтобы показать, насколько этот человек мелок. У Акакия Акакиевича есть как положительные, так и отрицательные качества. С одной стороны, Башмачкин человек без интересов и увлечений, без семьи и друзей, что говорит о его некой замкнутости и самоограничении от окружающего мира. А с другой стороны, он предан своей работе, выполняет ее трепетно и тщательно, он трудолюбив, терпелив и скромен, не обращает внимания на оскорбления сослуживцев, не затевает ссор. Для такого человека, как Акакий Акакиевич, самая незначительная вещь может стать достоянием всей его жизни.

Достоянием жизни Башмачкина стала новая шинель, сшитая на праздничную премию. С появлением обновки изменяется характер Башмачкина и отношение к нему сослуживцев. Их одобрения и восхищения возвышают Акакия Акакиевича над самим собой, он становится смелее, счастливее, увереннее. Но вскоре его счастливое расположение духа меняется, так как у него украли самую дорогую вещь шинель. Это стало настоящей трагедией для бедного титулярного советника, который в итоге заболевает и умирает. Но даже после смерти он не может найти покоя, поэтому появляется в виде призрака на Калинкином мосту и пугает прохожих.

Продумывая характер Акакия Акакиевича, Гоголь хотел показать читателям, что на фоне романтических героев, ярких, сильных, противоречивых личностей, есть личности реалистичные: слабохарактерные, робкие и даже в какой-то мере жалкие, но, безусловно, заслуживающие человеческого внимания и сопереживания.

Социальное положение

Акакий Акакиевич родился в бедной семье. Ему больше пятидесяти лет, и он очень одинок: у Башмачкина нет ни семьи, ни друзей. Главный герой очень бедно живет в самом пустом и захолустном районе Петербурга, снимая жилье у старухи.

Башмачкин оказывается никому не нужным не только тогда, когда у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела.

Сочинение Образ маленького человека в повести Гоголя Шинель

Башмачкин сталкивается с иерархией положений, когда проваливаются его попытки добиться внимания чиновника, который мог бы помочь его беде.

Другие сочинения: ← Помещики в поэме Мертвые души Гоголя↑ ГогольПовесть Гоголя Шинель →

Профессия

Введение


Рис. 1. Н.В. Гоголь (Источник)

Повесть вышла в 1842 году и, как пишут исследователи, завершает цикл петербургских повестей. Сам Гоголь никогда не заключал в один цикл повести, которые рассказывают о событиях, происходящих в Петербурге. Все повести цикла объединены образом города, и в данной повести образ города мрачный и гнетущий. Петербургское серое небо, пустынные улицы, пронизывающий холод и беспощадный ветер.

Акакий Акакиевич живет один, сослуживцы для него чужие люди, и сам город для него чужой. Когда он первый раз выходит за пределы своего квартала, то оказывается в незнакомом месте. Акакий Акакиевич одинок, он одинок в своем жилище, он одинок среди своих сослуживцев. Когда он решает принять приглашение сослуживца и отправляется в гости, то обнаруживает, что жизнь там, за пределами квартала, бьет ключом: кругом проносятся богатые экипажи, мимо проходят хорошо одетые люди, ярко светят фонари, и Петербург предстает в совершенно другом свете.

В этой повести используются странные пропорции, странно построен пространственный мир. Иная картина города предстает перед героем, когда он возвращается от сослуживца.

Площадь представляет собой совершенно непостижимое, опасное пространство, и когда Башмачкин попадает в это пространство, то именно в нем с героем происходит трагедия. У него отнимают шинель.

Еще один важный мотив описания Петербурга – вечный холод. Непомерно долго тянется зимний период в повести, через пару недель после смерти Акакия вновь начинается зима, и это притом, что в самом начале тоже царит именно этот период года, сшитую шинель герой получает примерно в апреле, и трагедия происходит почти сразу после этого события.

Клочки снега – это те самые бумажки, которые сыпались на голову Акакию Акакиевичу. Этот мотив холода и снега оказывается абсолютно бесконечным. И даже генерал подвержен этому холоду, как и бедный герой.

Параллели между Акакием Акакиевичем и значительным лицом очень хорошо заметны, сравним поведение персонажей после того, как они лишились шинелей.

А теперь про значительное лицо.

И это не говоря о том, что в жизни Акакия важнейший момент – это приобретение новой шинели, а в жизни значительного лица – получение нового чина.

Петербургская тема берет свои истоки из рассказов Пушкина.

Шинель

Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски. Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер. Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.

Сочинение Тема маленького человека в повести Гоголя Шинель

Конфликт между маленьким человеком и миром возникает не сразу, а только в тот момент, когда Акакий Акакиевич остается без своей шинели. Шинель уже давно стала больше, чем одеждой. Это была большая часть самого героя. Потеряв ее, он начинает бороться с обществом. И не одержав победу при жизни, продолжает ее, как приведение.

Мистическая сторона повести важна для завершения конфликта. Получив желаемое, то есть шинель. Это некое подобие на справедливость, которая возможна только в фантастическом мире и является утопией. С другой стороны в финале Гоголь говорит о том, что бессмертная душа продолжает желать отмщения, и способна сделать только самостоятельно.

Вариант №2

Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой произведения. Он работает титулярным советником и очень любит дело, которым занимается. Он ничем не примечателен ни внешне, ни духовно. Любимая работа заменила ему семью и друзей, но он не жалуется и привык вести монотонную, упорядоченную жизнь. Над ним издеваются коллеги, но он предпочитает не замечать их.

Чиновники всегда считались благородным сословием и одним из отличительных принадлежностей служила их форма, а именно шинель. Автор показывает, как коллеги смеются над одеждой Акакия обзывая его форму, тем самым лишая его звания. Лишь мечта о новой шинели изменяет главного героя, его привычки и жизнь. Появления нового чиновника можно заметить в отношении портного и Акакия, особенно в момент первой примерки. Петрович почтительно накинул обновку на плечи Башмачкину и даже проследил за ним, чтобы посмотреть на свою работу издалека.

Шинель меняет и привычное течение жизни Акакия. Так он обычно брал работу на дом и занимался ей вечером, но сейчас решил отдохнуть. Он выходит вечером на улицу, чего раньше никогда не делал и замечает вокруг себя совсем другой Петербург. Он видит красивых дам в элегантной одежде и останавливается у магазина, чтобы посмотреть на картину. Акакий даже появляется первый раз в обществе настоящих чиновников, когда коллеги пригласили его на именины.

Потеря шинели лишь убыстряет ход превращения бедного человека в чиновника. После кражи он кричит на будочника, хотя автор описывал его как человека с тихим голосом. Он даже не идет на работу на следующий день, а решает обратиться к частному, то есть ставит свои личные нужды выше любимой работы.

В заключении стоит сказать, что Акакий Акакиевич не бедный человек, ведь в повести автор описывает, что денег ему вполне хватало на нормальную жизнь и он не бедствовал. Башмачкина можно назвать бедным чиновником, так как его беда заключается не в потери шинели и не в плохом отношении коллег, а в том, что он слишком поздно осознал свое человеческое достоинство, а без этого нельзя говорить о человеке как о личности. Поэтому в повести Акакий - это собирательный образ всех чиновников, неспособных защищать свои права и страдающих от гнета вышестоящей власти.

Обсуждая на уроках литературы какое-либо произведение, мы часто говорим ученикам о его глубине и сложности, но при конкретном анализе довольствуемся лишь единственной интерпретацией. Так, на наш взгляд, происходит с повестью Н.В. Гоголя “Шинель”.

Многие литературоведы говорят о двойственности, которая характеризует весь строй произведения, о сложности образа главного героя. Так, Ю.Манн пишет: “Какой страшный образ — Акакий Акакиевич! В этом изуродованном, больном существе, оказывается, скрыта могучая внутренняя сила. И как необычна, “низка”, неромантична та цель, к которой она обращена. И как жизненно необходима эта цель — шинель! — в его бедной холодной жизни. ” 1 В.Маркович отмечает, что в безропотном существовании героя “можно увидеть предельное унижение, подавленность, как идиотизм можно расценить неспособность кроме переписывания что-либо делать, можно говорить об узости кругозора и о спокойствии подвижника, таинственной жизни вдали от суеты” 2 .

О днако на уроках чаще всего звучат слова о сочувствии к тому жалкому положению, в котором оказался “маленький человек” Акакий Акакиевич, о бесчеловечности унижения подобных ему. Однако, может быть, стоит предложить ученикам и иной взгляд на главного героя? Предложить наравне с традиционным, оставив выбор за ребятами.

Ниже мы приводим примерную схему размышлений на уроке, посвящённом повести Н.В. Гоголя. Основой для данной схемы послужила статья Э.Веденяпиной “Композиционно-речевые особенности повести Н.В. Гоголя “Шинель””. Работа исследователя показалась нам интересной и убедительной, побудила соединить ее с собственными размышлениями и переработать в школьный урок.

Тему занятия можно сформулировать в виде вопроса: “Акакий Акакиевич: бедный человек или бедный чиновник?” Ответ на него дети дадут в конце урока.

Так как желательно, чтобы произведение писателя представало в контексте его творчества, прологом беседы видится краткий обзор учителем “петербургских повестей” Н.В. Гоголя, включающий в себя перечисление произведений, время их создания, определение тем, раскрываемых автором.

Далее, говоря о связи данных повестей (позволившей литературоведам объединить их в один цикл), педагог объявляет общие проблемы, сквозные темы цикла и, в частности, упоминает тему “маленького человека”, уже известную ученикам после изучения “Станционного смотрителя” А.С. Пушкина.

Ребятам можно предложить раскрыть трактовку этой темы А.С. Пушкиным, вспоминая образ Самсона Вырина и его судьбу. Проводя параллель между Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем, сразу стоит обратить внимание на то, что первый — чиновник 14-го класса, тогда как Акакий Акакиевич — 9-го (титулярный советник) 3 .

Такое “повышение” по рангу вряд ли случайно. Чиновники в России считались “благородным” сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель — форменное пальто. В повести все чиновники (в том числе и значительное лицо) носят шинель 4 . Н.В. Гоголь даже подбирает к чину и шинели один и тот же эпитет — “вечный”, то есть “неизменный” (“вечный титулярный советник”, “вечная идея будущей шинели”), словно постулируя неразрывную связь службы и формы, в которую должен облекать себя подчиняющийся человек.

У форменной одежды Акакия Акакиевича “отнимали даже благородное имя шинели и называли её капотом”, тем самым отрицая и его право считаться настоящим чиновником, быть среди “избранных”. Потому мечта о новой шинели и её приобретение изменяют не только поведение Акакия Акакиевича, но и его духовный мир.

В начале повести перед нами внешне ничем не примечательный человек, что Н.В. Гоголь сразу открыто заявляет (“нельзя сказать чтобы очень замечательный”). В тусклом облике героя отсутствует нечто запоминающееся, особенное, бросающееся в глаза. Отсюда в словесном портрете повторы неопределённого “несколько”, которое обозначает малое количество чего-то, уменьшительный суффикс -еньк-, отрицающая большое приставка не-.

Безликость внешности Башмачкина словно компенсируется трепетным отношением к службе. Акакий Акакиевич живёт только своей работой: “Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью”. Занятия писаря он не оставляет и дома, спать ложится, “улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлёт переписывать завтра?” Даже на насмешки чиновников герой реагирует лишь тогда, когда они мешают ему “заниматься своим делом”.

Таким образом, переписывание — это не только приятное занятие для Акакия Акакиевича. Это его духовный мир и, более того, мир внешний, ибо “Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всём свои чистые, ровным почерком выписанные строки”.

Максимальное сближение личной жизни и службы оборачивается равнодушием к себе. А подобная безучастность к собственной персоне всегда чревата наблюдаемым нами жалким видом Акакия Акакиевича, его безответностью и униженностью, которых он до поры до времени не чувствует.

Преображает героя мечта о новой шинели. С появлением её изменяются неприметная внешность и поведение Башмачкина: “С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределённые черты”. Изменяется характер: “. сделался как-то живее, даже твёрже. ” Изменяется сама жизнь: “. существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился. ”

Когда же мечта превращается в действительность, когда Акакий Акакиевич наконец надевает на свои плечи шинель, тем самым словно приобщаясь к “настоящим” чиновникам, соответствие “благородному” званию становится одним из ведущих критериев его поведения.

Преображение героя произойдёт не сразу, не вдруг. Рождение ещё одного чиновника Н.В. Гоголь показывает ненавязчиво, описывая отношения Башмачкина и портного 5 . Сначала, надеясь, что Петрович “поправит” старую шинель, Акакий Акакиевич разговаривает с ним “умоляющим голосом”, признавая его власть над собой. Но решение о шитье шинели сглаживает первоначальный контраст позиций героев, сближая их, внушая уважение друг к другу. Акакий Акакиевич каждый месяц “хотя один раз наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели”. Они вместе “заходили в лавки применяться к ценам”. Готовая шинель нарушит недолгое равновесие отношений, сделает их более официальными: заказчик-чиновник–портной. Н.В. Гоголь подробно рассказывает о примерке форменного пальто, во время которой Петрович с “профессиональным” шиком хорошего портного набрасывает “весьма ловко” шинель на плечи Башмачкина, осаживает её, “драпирует”, помогает надеть в рукава, а Акакий Акакиевич принимает работу. На улице Башмачкин уже не заметит портного, несмотря на то, что тот забежит посмотреть на своё изделие “прямо в лицо”: мундир требует относиться к “простым” несколько свысока.

В Акакии Акакиевиче просыпается горделивое достоинство солидного чиновника, одетого так, как подобает, и чувствующего себя в своей одежде очень комфортно. Потому, придя в департамент, герой поручает шинель, против обыкновения, “в особый надзор швейцару”, требуя должного почтения к себе и своей одежде.

Ш инель изменяет не только самооценку Акакия Акакиевича, но и привычный ход его жизни. Так, дома после службы он ничего не пишет, позволяет себе немножко “посибаритствовать” (слово из лексикона “благородных” людей). Он выходит на улицу вечером (чего не было “уже несколько лет”). А там Акакий Акакиевич открывает для себя новый мир, глядя на красивых дам, бобровые воротники мужчин, на лихачей в малиновых шапках, с лакированными санками, на витрину магазина с картиной, где была изображена женщина, обнажившая “очень недурную” ногу. Герой не просто смотрит вокруг, он видит мелочи, детали, сродни молодому чиновнику, который “заметит даже, у кого на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка”. Придя в гости к помощнику столоначальника, Акакий Акакиевич выпивает два бокала шампанского, а возвращаясь домой, вдруг бежит “неизвестно почему, за какою-то дамою”, сам дивясь потом “неизвестно откуда взявшейся рыси”.

Этот вечер Акакий Акакиевич проводит подобно тем чиновникам, чьи вечерние развлечения Н.В. Гоголь описывает в начале повести, противопоставляя их времяпрепровождению “тогдашнего” Башмачкина. Теперь же герой близок к общепринятой норме, почти такой, как все.

Потеря шинели словно убыстряет духовный процесс присоединения к цеху чиновников. Сразу после ограбления Акакий Акакиевич, который “отличался всегда тихостью голоса”, подбежал к будочнику и стал “кричать, что он спит и ни за чем не смотрит, не видит, как грабят человека”. На следующий день он, впервые поставив личную надобность выше службы, не пошёл в департамент, а отправился к частному. Там, не выдержав разговора с писарями, Акакий Акакиевич “захотел показать характер”: “сказал наотрез, что ему нужно лично видеть самого частного”, обманул, что “пришёл. за казённым делом”, и пригрозил жалобой.

Описанные изменения в поведении Башмачкина обнаруживают в нём черты типичного чиновника. Они были свойственны герою и раньше 6 . Вспомним его удовольствие от копирования бумаг, особенно замечательных “по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу”. Последний факт помогает нам сделать вывод о том, что сознание Акакия Акакиевича, в шинели он или без неё, состоит из официальных клише, благодаря которым герой вольно или невольно ведёт себя так, как обычно полагается чиновнику.

Недаром Н.В. Гоголь, начиная повесть об Акакии Акакиевиче, указывает на его принадлежность к сословию служащих: “один чиновник” (один из многих). Примечательно и то, что, рассказывая о чиновниках “одного департамента” (одного из многих), автор не выписывает индивидуальных черт. Характеристики ограничиваются либо должностью (“начальники”, “помощник столоначальника”), либо возрастом (“молодые чиновники”). Подобная “массовость” в изображении зачастую не исчезает даже при необходимости остановки на одном персонаже. В таком случае писатель даёт ему определения “какой-нибудь”, “какой-то”, которые не только не исключают из группы, но, наоборот, включают в некое множество. В целом же коллег Акакия Акакиевича Н.В. Гоголь называет двумя словами: “чиновники” и “все”, что создаёт впечатление общей “шинельной” толпы, одинаковой в своих мыслях и привычках.

Помогает создать образ слитного неопределённого множества и синтаксис. Там, где речь заходит о служащих департамента, Н.В. Гоголь употребляет неопределённо-личные предложения: “когда толкали его под руку”, “его не пустили”, “заставили выпить”, “таким образом узнали в департаменте о смерти Акакия Акакиевича”. Неопределённо-обобщённые “они”, предполагаемые как субъекты действия в таких конструкциях, создают впечатление единой безликой массы 7 . “Мировоззрение” последней, её привычки проникают в каждого, кто её составляет. Это хорошо видно на примере Акакия Акакиевича.

Но, несмотря на проявление свойственных обычному чиновнику черт поведения, изменения в жизни Акакия Акакиевича привели ещё к одному почти невероятному факту. В беседе со значительным лицом он смог высказать своё суждение: “. секретари того. ненадёжный народ. ” Пусть эта позиция есть, может быть, убеждение всех чиновников, но ведь раньше мы не знали ни одного мнения Акакия Акакиевича, касающегося официальной общественной сферы, так как герой “имел обыкновение совсем не оканчивать фразы”.

Вполне вероятно, что подобная привычка была не случайна 8 . Ведь высказанная точка зрения и последовавшее за ней оскорбление, которое теперь Акакий Акакиевич почувствовал и осознал, привели к болезни. В горячечном бреду он не желает мириться с унижением, “сквернохульничает”, “произнося самые страшные слова”, которые “следовали непосредственно за словом “ваше превосходительство””.

Именно в этот момент — увы, только перед смертью — Акакий Акакиевич освобождает от чиновничьего мундира свою душу. В герое пробуждается поруганное человеческое достоинство, становится видно страдающее человеческое лицо.

Н а этом этапе урока можно предложить ученикам прокомментировать слова Э.Веденяпиной: “Чтобы пробудилось его сознание, Акакия Акакиевича надо было унизить дважды: как чиновника и как человека” 9 . Кража шинели — первое унижение, крик генерала — второе. Нам кажется, что после ограбления, вновь надев старый капот, Акакий Акакиевич всё ещё чувствует себя оскорблённым чиновником, на мундир которого некто решил посягнуть. К генералу Акакий Акакиевич идёт по доброму совету одного чиновника, то есть в некотором роде как к своему собрату-чиновнику, минуя формальные правила. Однако, надеясь на помощь генерала, он получает вместо неё окрик и требование понять, кто с ним говорит, то есть проникнуться той большой пропастью, что лежит между Акакием Акакиевичем и значительным лицом. Тогда-то Акакий Акакиевич из “чиновника” превращается в человека, которому не просто отказали в просьбе, но и унизили.

Тем не менее, Акакий Акакиевич, обращаясь к генералу как к себе подобному чиновнику, не так уж и не прав. Значительное лицо — двойник Башмачкина 10 . Обоим чин мешает проявить то человеческое, что в них есть 11 .

Сходство героев можно наблюдать на разных уровнях. Их портретные характеристики примечательны повтором приставки не-. Речь генерала, представляющая собой “какие-то односложные звуки” в обществе, где люди были ниже чином, близка манере Акакия Акакиевича, который “изъяснялся большею частью предлогами, наречиями. частицами”. В гостях у младших чиновников значительное лицо, подобно Акакию Акакиевичу на вечере у помощника столоначальника, скучает и не знает, “как ему быть”. Генерал и Башмачкин побывают в схожих ситуациях перед потерей шинели: оба выпьют шампанского и вдруг проявят интерес к дамам. Одинаков и результат тех душевных изменений, что производит в них кража шинели. В генерале, как и в Акакии Акакиевиче, побеждает человеческое, а не чиновничье достоинство: “Он даже реже стал говорить подчинённым: “Как вы смеете. ”; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чём дело”.

В свете вышесказанного центральной кажется нам проблема осознания человеком приоритета личного, индивидуального перед официальным, должностным, казённым, иначе — проблема пробуждения истинно человеческого в застёгнутом на все пуговицы мундира чиновнике, мельчайшей государственной статистической единице, которая всё же есть человек. Эту проблему Н.В. Гоголь ставит уже в начале повести, описывая щемящую жалость к Акакию Акакиевичу одного молодого чиновника, увидевшего в герое не предмет для насмешек, но человека. Этому посвящены и дальнейшие наблюдения чиновника о том, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости”. Культура и такт предполагаются только в обращении с равными и теми, кто выше тебя по чину, но только не в отношении с низшими.

Теперь ученики уже могут ответить на вопрос темы урока. Стоит отметить, что слово “бедный” имеет два значения: “малоимущий, малообеспеченный” и “несчастный, вызывающий сочувствие, сострадание” человек.

Если выбирать первое значение, то Акакий Акакиевич — бедный чиновник, ибо неимущим человеком его всё-таки назвать нельзя. Если же использовать второе значение (в повести именно ему Н.В. Гоголь отдаёт предпочтение), Акакий Акакиевич — бедный человек, ибо настоящая беда его заключается не в потере шинели (настоящего горя для чиновника), не в плохом отношении к нему окружающих (это не всегда верно) и не в малом жаловании (вспомним, что он “с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием”), а в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу. Проблема гуманизма (традиционная точка в анализе произведения), конечно, присутствует, но всё же она не самая главная, ибо гуманное, человечное отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе ты сможешь обнаружить человека.

Примечания

1 Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988. С. 399.

2 Маркович В. Петербургские повести Гоголя. Л.: Художественная литература, 1989. С. 98.

3 Общий вывод о том, как Н.В. Гоголь изображает “маленького человека”, можно сделать на финальном уроке по творчеству писателя.

4 См. об этом: Веденяпина Э. Композиционно-речевые особенности повести Н.В. Гоголя “Шинель” // Язык Н.В. Гоголя. М.: Высшая школа. 1991. С. 47.

6 О чертах чиновника в личности Башмачкина дополнительно см.: Там же. С. 48.

7 Подробнее о синтаксисе Н.В. Гоголя см.: Ерёмина Л.И. О языке художественной прозы Н.В. Гоголя. М.: Наука, 1987. С. 44–45.

8 О значении и роли слова в жизни Башмачкина см.: Веденяпина Э. Композиционно-речевые особенности повести Н.В. Гоголя “Шинель” // Язык Н.В. Гоголя. М.: Высшая школа. 1991. С. 55–57.

10 Дополнительно о двойничестве см.: Там же. С. 58–59.

11 Об этом см.: Гуковский Г. Реализм Гоголя. М.: Высшая школа, 1959. С. 349. Критик говорит это применительно к значительному лицу. На наш взгляд, то же относится и к Башмачкину.

Начиная со дня рождения Акакия Акакиевича в его жизни всегда присутствовали некая ирония и фарс. Непреодолимое препятствие возникло перед матерью Акакия, когда пришло время выбрать ребенку имя. Календарь имен вызвал у нее сомнения. Не одно из имен женщину не устроило, и она решила дать ребенку имя отца – Акакий.

Автор знакомит читателя с Акакием, когда тот из крещеного младенца уже превратился во взрослого мужчину, которому за пятьдесят. Внешне он был ничем не примечателен. Акакий Акакиевич был небольшого роста, рыжеватый, морщинистый и имел небольшую лысину на лбу. Гоголь оправдывал его преждевременную старость особенностями климата. Башмачников будучи не очень успешным в денежном плане человеком не принадлежал к числу тех, чья жизнь в этом городе была беззаботна и легка. Одежда его давно износилась и выглядела неопрятно, но его это не смущало.

Акакий Акакиевич был одинок и жил на съемной квартире в одной из самых бедных частей города. Он занимал должность титулярного советника и занимался переписыванием бумаг. Он настолько давно занимался этой работой, что уже и сам не мог точно сказать, как давно он на этой службе. В отличие от его коллег, которые старались отвлечься от работы Акакий Акакиевич был сосредоточен на выполнении своих обязанностей и ничто иное его не интересовало. Он был доволен своей работой и даже не хотел получать повышения, ведь он боялся перемен и не был готов заниматься чем – то иным.

Вечерами он сидит дома и продолжает заниматься переписыванием бумаг. Но несмотря на его отношение к работе и то, что он прилежно и без ошибок ее выполняет никто из коллег не испытывает к нему симпатии, они наоборот лишь смеются над ним. Да и начальство его не жалует. В силу мягкости своего характера он молча сносил все обиды.

Его шинель непотребного вида была одним из поводов для насмешек. Акакий Акакиевич обращался к портному, но тот отказался от работы и тогда Акакий поставил перед собой цель скопить денег на новую. Когда мечта сбылась он очень бережно относился к новой вещи и даже стал жизнерадостным. Но по хитрому плану сослуживцев, которым он доверился, его ограбили. У него украли самую дорогую для него вещь – шинель. От безысходности он начал хандрить и подхватил лихорадку из – за которой впервые пропустил работу. Акакий Акакиевич умер в бреду и полном одиночестве. Его смерти никто и не заметил, ведь он был для всех человеком незначительным.

Сочинение 2

Нелегко быть человеком мягкого темперамента, ведь каждый второй так и норовит задеть и сделать больно. таким и является главный персонаж произведения “Шинель” Акакий Акакиевич. Его фамилия была Башмачкин. Человек он, мягкий и даже можно сказать бесхарактерный. Окружающие его люди, в свободное время предпочитают посплетничать и никогда не забывают про столь “мягкого” человека. Далеко не раз он становился предметом обсуждения, а порой над ним даже издеваются и смеются.

Жизнь одного из чиновников протекала достаточно гладко, у него не было цели противиться людям, точнее всего, он был не готов к тому, чтобы отстоять свое мнение. Как-то в один день он обратил внимание на свою шинель и понял, что она совсем не годится для ношения. Она прохудилась и достаточно облезла, но отказаться от нее он никак не мог, ведь ношение ее для него было обязанностью. Тогда он принимает решение пошить новую.

Останавливает лишь одно, ему не хватает денег и тогда он принимает решение накопить на новую шинель. Для этого он начинает экономить и не тратить деньги на лишние растраты. Он отказал себе в многих удовольствиях, он стал хуже питаться, мало ел и практически всегда стал отказывать себе в ужине. Несмотря на темноту, он не зажигал свечи и весь свой вечер проводил в темных комнатах. А одежда, была уже не так чиста как раньше, наоборот, она стала грязнее и износилась. Чтобы не покупать новую, он постоянно подшивал старую.

Но там его не стали слушать, после же он принимает решение и отправляется к высокопоставленному лицу, но и тот выгнал его из своего дома. По прошествии некоторого времени, он заболевает, а после погибает. Все вокруг, даже не заметили его исчезновения. После произошедшего на улицах, появился таинственный призрак, который крал шинели у проходящих людей. А после он украл ее у высокопоставленного лица. После чего его отношение к людям изменилось, и он стал более дружелюбным. Таким образом, автор показывает нам, что даже мягкий и трусливый человек, может изменить свое обличие.

Характеристика

Духовная жизнь Башмачникова такая же бедная и скромная, как и внешняя. Его единственной мечтой является новая шинель, так как старая совсем исхудала. В ней герой сильно мёрзнет, тогда мысль о новой вещи становится единственным стремлением в жизни Акакия Акакиевича. Он экономит куда прежде сильнее, чем раньше. Он начал голодать по вечерам, не пить чай, бережнее относится к вещам, чтобы они не износились раньше времени. Вместе со стремлением к покупке новой шинели Башмачников даже немного ожил, стал бодрее и немного моложе. Иногда даже огонёк загорался в его глазах.

И вот, наконец-то, нужная сумма собрана и шинель готова. Главное событие всей жизни Акакия Акакиевича свершилось. По этому поводу остальные чиновники решили поглумиться над ним и устроили праздник. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, его ограбили и украли заветную шинель. Радоваться ей пришлось совсем недолго. На следующее утро он пришёл на работу совсем померкший, бледный, в старой протёртой одежде. Ему посоветовали обратиться к состоятельному и авторитетному человеку за помощью, но в итоге оскорбленного и униженного выгоняют, как собаку.

Главный герой был не в силах пережить такие потрясения, он погибает. После смерти Акакия Акакиевича, никем не замеченного и ненужного, на улицах города начинает бродить его дух, который снимает с прохожих шинели. Многие люди, которые имели встречу с призраком, отмечали сходства с мелким чиновником. Как-то раз, человек, к которому обращался главный герой за помощью, столкнулся с этим духом, перепугавшись до смерти, он начал по-другому относиться к простым бедным людям.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин никогда не причинял никому зла, жил своей серой тусклой жизнью. Его маленькая жизнь имеет только маленькие потребительские мечты и маленькие потребности. Он терпит насмешки со стороны тех, кто выше и состоятельнее него. Николай Васильевич Гоголь показывает своё сострадание к герою на протяжении всей повести, они призывает читателей быть более внимательными друг к другу, не причинять людям зла.

Акакий Акакиевич в произведении Шинель

Акакий Акакиевич в произведении Шинель

Популярные сочинения

В рассказе интересно показано, как меняется отношение героев ко всему. Сами герои тоже меняются, но не в, объективно, лучшую сторону.

Сегодня играем решающий матч. Я, конечно, на воротах. Мы пришли на наш пустырь сразу после уроков. Пришлось размести опавшие листья

Доброта – что это такое? Обычно дают следующее определение – это отличное отношение человека не только к людям, но и ко всем животным, растениям и т. п. Добрые люди это те, который совершает огромное количество хороших поступков

Акакий Акакиевич родился в бедной семье. Ему больше пятидесяти лет, и он очень одинок: у Башмачкина нет ни семьи, ни друзей. Главный герой очень бедно живет в самом пустом и захолустном районе Петербурга, снимая жилье у старухи.

Башмачкин оказывается никому не нужным не только тогда, когда у него крадут шинель, но и в повседневной жизни, когда до существования обычного переписчика бумаг никому нет дела.

Неказистая внешность, отсутствие дарований, а также нерешительность, сомнения, колебания Ака­кия Акакиевича, подчеркивавшиеся его мимикой и жестами, не принесли ему любви и уважения сослу­живцев.

Насколько близко к сердцу принимает эти насмеш­ки Акакий Акакиевич? Несчастен ли он?

Существование главного героя повести можно раз­делить на три части, условно назвав их мирное, одер­жимое мечтой и фантастическое.

Но шинель, сделавшая Башмачкина счастливым, его и погубила. Робкое сердце маленького чиновника до тех пор не знало взлетов, а следовательно, не знало и падений, поэтому и не смогло принять и пережить потерю столь дорогой ему обновки. Предприняв не­сколько неудачных попыток отыскать пропажу, Ака­кий Акакиевич слег в горячке и умер.

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • мир маленького человека в петербургских повестях гоголя
  • мир маленького человека в петербургских повестях гоголя сочинение
  • мир маленького человека в петербургских повестях н в гоголя
  • сочинение на тему шинель
  • сочинение на тему маленький человек в повести гоголя шинель

Сохрани к себе на стену!

Профессия

Образ Башмачкина ничуть не приукрашен автором: интересы Акакия Акакиечива убоги. Его идеал и предел мечтаний – шинель. Символ шинели, конечно же, понятен: защита от холодного, враждебного мира, единственная отрада и подруга жизни. Зато к цели герой идет по мукам, ограничивая себя во всем. Он отказывается от ужинов, от свечки по вечерам, от стирки белья у прачки, лишь бы накопить на вожделенную покупку. Многие усматривают в нем черты святого Акакия Синайского, этим и объясняется необычное имя чиновника. Смирение, безропотность, самопожертвование – вот, что роднит героев жития и гоголевской повести.

Шинель

Проблема маленького человека тесно связана с образом шинели, которая в повести Н. В. Гоголя оказывается символичной. Шинель – это своеобразная мечта Башмачкина, это то, к чему он так сильно стремится, что экономит даже на еде. С появлением шинели жизнь Акакия Акакиевича приобретает новые краски. Однако то, что предметом его радости становится обычная бытовая вещь, говорит о том, что у Башмачкина низкие жизненные ценности. Именно предмет одежды становится чуть ли не смыслом жизни героя. Поэтому, когда шинель у Башмачкина украли, он занемог и умер. Символичный образ шинели становится границей между мечтой, где Башмачкин находился в своих мыслях, и реальностью, где Башмачкин находился в действительности.

Проблема Акакия заключается не в том, что он маленького роста, а в том, что он маленький душой. Давайте разберемся, откуда же у главного героя такая проблема.

Башмачкин с самого рождения был обижен судьбой. Назвали его в честь его отца. Хоть автор и скрывает судьбу его отца, но не сложно предположить, что он тоже был замкнут в себе, и его судьба передалась и нашему бедному герою.

Акакий был серым, незаметным человеком маленького роста, морщинистый, бледный. Автор не может даже точно указать его возраст, до того он был обыкновенный и невзрачный.

Профессия Акакия – титулярный советник. Жил он полностью в своей работе. Даже перед сном она занимала все его мысли: что он будет переписывать завтра, чем он вообще будет заниматься. Автор указывает на скудность интересов героя, ограниченность его ума. Гоголь показывает, что Акакий совсем потерял интерес к жизни. Он зря нагружал себя абсолютно бессмысленной работой, а ни на что кроме этого времени у него не оставалось.

Все люди, окружающие его на работе, не проявляли к нему никакого интереса и уважения. Коллектив вообще не считал Акакия Акакиевича за человека. Автор не единожды сравнивал его с мухой. Если его и замечали, то только с целью обидеть или оскорбить. Но герой не обращал на это никакого внимания. Он так погрузился в себя и свои бумажки, что почти разучился разговаривать с людьми. Он просто не мог постоять за себя.

Одно из ключевых событий в его жизни – покупка шинели. После ее покупки, герой сразу решил, что теперь все начнут уважать его, ценить. Он лишь обманывал себя, ведь смог измениться только внешне, а никак не внутренне, оставшись таким же зажатым и замкнутым в себе.

Конечно, Акакий во многом сам виноват в своих бедах и несчастьях, но все же все люди должны быть милосерднее, снисходительнее к таким маленьким людям.

Раз Гоголь затронул данную проблему, значит, в ней есть нечто очень опасное для всего человеческого общества. Наша задача – понять, разгадать эту загадку и сделать так, чтобы эта проблема навсегда осталась в прошлом.

Популярные сочинения

  • Бесприданница — сочинение по пьесе Островского
    Пьеса Бесприданница изображает капиталистическое общество, интересующееся лишь одним — деньгами. Внутри этого общества оказывается девушка с чистой душой, судьбой которой распоряжаются другие люди
  • Сочинение Полковник в рассказе После бала Толстого (образ и характеристика)
    Львом Николаевичем Толстым был выбран такой жанр, при котором он старался в достаточно коротком стиле провести повествование. При помощи того, что композиционная часть картины была выбрана реалистичной
  • Сочинение Великая Отечественная война
    Война – самое страшное и жесткое событие, которое может произойти с человечеством и нашим миром. В нашей стране нет ни одного человек, который не знает об этом ужасном явлении.

Сюжет о забитом

Читайте также: