Сочинение печорин и контрабандисты

Обновлено: 07.07.2024

“Тамань” – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию.

А. А. Титов видит, например, весь смысл “Тамани” с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет об этой поэме

в прозе: “мимолетный роман, который Печорин завязывает с контрабандисткой, смахивает скорее на грубоватую интрижку, вполне в духе странствующего офицера”.

В действительности все сложнее. Печорин с его глубоким трезвым умом лучше, чем кто? либо другой, понимает невозможность обретения в среде “честных контрабандистов” той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мятущаяся душа. Он понимает с самого начала безрассудность своих поступков, всей истории с “ундиной” и другими контрабандистами. Но в том? то и заключается странность его характера, что, несмотря на присущий ему

в высшей степени здравый смысл, он никогда не подчиняется ему целиком, – для него существует в жизни нечто более высокое, чем житейски выверенное благоразумие.

Поэтому, посмеиваясь и иронизируя над собой, он все же не может не откликнуться на зов загадочно манящей свободной, наполненной опасностями и тревогами жизни контрабандистов. И пусть во всем этом ему до конца откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, – для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной “тревог и битв” человеческой жизни.

Постоянное колебание между “реальным” и заключенным в его глубинах “идеальным” ощущается почти во всех образах “Тамани”, но особенно в девушке? контрабандистке. Имени ее не названо, автор дает только описание девушки. Отсюда эти резкие переходы в восприятии ее Печориным – от завороженного удивления и восхищения до подчеркнутой прозаичности и будничности. Этому способствует и характер девушки, весь построенный на неуловимых переходах и неожиданных контрастах.

Она так же изменчива и неуловима, как и ее жизнь, беззаконно? вольная, исполненная неожиданностей, в которой имеются свои романтические глубины.

В отрывке о приходе “ундины” к Печорину в душе героя проносится целая буря чувств. Накопившиеся чувства прорываются, страсть мгновенно охватывает героя, только что столь трезво рассуждавшего. По существу в этом отрывке три главных типов героев: “ундина” как представительница загадочно? таинственного мира вольной жизни и неподдельно? естественной красоты, “линейный казак” – воплощение мира обыденной повседневности и, наконец, Печорин, беспокойно мятущийся, между этими двумя мирами.

Буря, окончившаяся ничем, поманившая призраком счастья, оборачивается для героя в конце отрывка, как и вся новелла, прозаическим “ущербом”, иронически оттеняющим опустошенность, усиливающуюся в душе обманутого в своих ожиданиях героя. В одном случае опрокинут чайник с остатками чая, в другом героя чуть не утопили и украли у него шашку и кинжал. В отрывке, как и в новелле, в целом маячит фигура казака, этого Максима Максимыча, низведенного в своей заурядности до чина рядового.

Повествование “Тамань” словно впитало в себя отраженную в нем морскую стихию. Чередование романтического и реалистического планов в отрывке и новелле выдержаны в упругом, беспокойном ритме морского прибоя.

Тамань – небольшой городок на берегу моря. Печорин прибывает туда и останавливается в доме глухой старухи, вместе с которой живет слепой мальчишка. Обстановка жилища сразу вызвала у него подозрение, и он начал искать причину своего недоверия.

Ночью ему не спалось. Он заметил, как мимо окна прошмыгнула тень. Выглянув на улицу, он увидел того самого слепого мальчика, который направлялся к морю. Печорин решил проследить за ним. Слежка привела его на берег, где мальчик встретился с какой-то девушкой. Вскоре к ним подплыла лодка, на которой был мужчина. Он что-то передал мальчику и девушке, а потом скрылся.

Григорий понял, что встретил контрабандистов, а старушка и мальчик им помогают. У него появилось желание разузнать, что именно они перевозят, и мужчина разыскал девушку, чтобы назначить ей встречу. Она состоялась на следующий день. С девушкой, которую он назвал Ундиной, они поплыли на лодке в море. Печорин сразу увидел в ней какую то опасность и не ошибся. Девушка попыталась убить его, но не смогла. После чего у них состоялся разговор. Григорий выразил желание познакомится с главарем Янко, и чтобы девушка его послушала, немного припугнул ее.

Угроза сработала противоположным образом. Девушка не стала ждать ее исполнения, и они с Янко бежали из города.

На следующий день он увидел плачущего мальчика и осознал, что натворил. Своим глупым поступком он разрушил жизнь сразу нескольких человек. Вынудив Ундину уплыть с Янко, он обрек старушку и мальчика на голодную смерть. Но тогда их судьба ему была совершенно безразлична. Важнее была его жажда приключений и острых ощущений. Увидев плоды своей любознательности он поспешил уехать из города, так ничего и не узнав о жизни и промысле контрабандистов.

  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Герой нашего времени
  • Это сочинение списано 23 501 раз

Композиция повести отличается своеобразием. Произведение открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом событии опыта, о попытке равнодушно относиться к людям, с которыми судьба его сталкивает.

“Тамань” – остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть, которая продолжает традиции романтических разбойничьих повестей, но по отношению автора к воспроизводимой ним действительности представляет полную противоположность романтическим произведениям его предшественников. Белинский высоко ценил эту повесть, называя ее лирическим стихотворением: “Она вся в форме; если выписывать, то должно бы выписать всю от слова до слова; пересказывание ее

содержания даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели”.

Как правильно отметил Белинский, пересказ сюжета повести не дает нам представления о ее красоте, гармонии, лиричности. Однако следует обратить внимание на описанные события, которые дают нам ключ к пониманию причин разочарования главного героя романа Печорина жизнью. Случайная встреча с контрабандистами хронологически происходит в начале его пути.

Он, быть может, за дуэль выслан из Петербурга на Кавказ. По дороге к месту его новой службы он задержался в Тамани, где и происходит

знаменательная встреча. Естественно, в душе его уже зародился дух сопротивления, но он еще способен на романтическое восприятие жизни.

Он еще хочет видеть в окружающих людях и событиях некую неразгаданную тайну.

Начало повести (“самый скверный городишко из всех приморских городов России”) настраивает читателей на некую меланхолию. Усталый офицер, едущий в действующий отряд по казенной надобности, пытается найти подходящую квартиру. Все избы заняты, но одна, “нечистая”, предоставлена герою.

Жилище представляет собой довольно жалкое зрелище: древняя лачужка с белыми стенами и камышовой крышей. Хозяев Печорин не застал, встретил его убогий сирота, слепой от природы мальчик. Печорин признается, что люди, имеющие какие-либо физические недостатки, вызывают у него отвращение.

В своих записках Печорин не стыдится в выражениях, описывая пренебрежительное отношение к мальчику: “Итак, я начал рассматривать лицо слепого; но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз?” Еще более неприятные чувства вызвала улыбка нового знакомого: Печорин на уровне подсознания ощущает ложь, обман, двуличие, и, очевидно, по этой причине долго не может поверить, что мальчик действительно слеп.

Нам, читателям, еще не понятен страх Печорина. Кажется, что он намеренно нагнетает негативные эмоции. Но вот в свете месяца мелькнула тень. Обычный человек, чуждый чьим-то тайнам, постарался бы сделать вид, что ничего не заметил, и вскоре погрузился бы в спокойный, мирный сон.

Но Печорин не относится к когорте равнодушных. Слепой мальчик со свертком в руках, выскользнувший глубокой ночью из дома, будоражит его воображение: он преследует маленького заговорщика. И эта слежка вознаграждает Печорина незабываемыми впечатлениями.

Он становится свидетелем разговора слепого с печальной молодой женщиной. Вскоре в темноте моря показалась черная точка, это была лодка. Последнее обстоятельство восхищает Печорина: “Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая!”

Из лодки вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке. В его лодке находился какой-то большой груз. Но в этот вечер тайна так и не была разгадана Печориным.

Он решает выяснить, что происходит на берегу моря в ночной час, и готовится к этому основательно.

На следующем этапе развития сюжета в повесть вплетается распространенный в романтической балладе мотив русалки, ундины: “на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка”. Но и этот сказочный мотив переводится Лермонтовым в реальный жизненный план: ундина превращается в обольстительную контрабандистку. Девушка заворожила Печорина своей красотой: необыкновенная гибкость стана, особенный наклон головы, длинные русые волосы, золотистый отлив слегка загорелой кожи на шее и плечах и правильный прямой нос были прекрасны. Печорин очарован (“правильный нос свел меня с ума”), но насторожен чем-то диким и подозрительным в ее взгляде.

Он заводит с девушкой разговор, в продолжение которого рассказывает ей о своих ночных приключениях и обещает сообщить обо всем коменданту.

Возможно, откровенность Печорина была вызвана любовью с первого взгляда, однако он даже себе не признается в подобных чувствах. Это ярко проявляется в следующем эпизоде: девушка приходит в его комнату и устремляет на него свои прекрасные глаза; Печорин готов поверить в ее искренность, но тут вспоминает, что этот взгляд напоминает ему “один из тех взглядов, которые в старые годы так самовольно играли” его жизнью.

Необъяснимые причины толкают Печорина на поиски приключений. Мы видим, что он не верит в искренность чувств прекрасной ундины (на свидание Печорин берет с собой пистолет, но вместе с тем покорно следует за девушкой, надеясь в глубине души, что обманулся. Ужасное подозрение охватывает Печорина только в минуту, когда нависла угроза над его жизнью.

Ему удается выпутаться из неприятной истории, но зерно недоверия к окружающим уже проросло в его душе.

Все в “Тамани” объясняется и развязывается самым обычным и прозаическим образом, хотя первоначально воспринимается Печориным несколько романтически и подлинно поэтически. Это неудивительно: Печорин попадает в непривычную и в нетипичную для человека дворянского происхождения обстановку. Ему кажется загадочной бедная хата с ее неприветливыми обитателями. Он понимает, что девушка-контрабандистка только разыграла роль страстно влюбленной русалки, чтобы освободиться от непрошеного гостя.

Когда оказывается, что тем временем слепой мальчик обокрал Печорина, грустно-ироническое восклицание героя подводит правдивый и горький итог всему происшествию: “Да и какое дело мне, до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!” Впоследствии это восклицание станет жизненным девизом Печорина.


История, описанная в романе, взята из жизни. Встреча с контрабандистами имеет реальную основу. Конечно, в жизни все было иначе. Что взял в сюжет Лермонтова? В жизни была старуха, но это другой образ – Царицыха. Старая казачка, даже имя доказывает, что ничего общего с нищей старухой здесь нет. Казачка приняла Лермонтова шпиона (соглядатая). Она решила, что он приехал следить за контрабандистами, чтобы сдать их властям. Страх реальной жизни и страх в книге одинаков.

Чтобы узнать о том, что происходило с главным героем, необходимо кратко изучить содержание произведения и состояние Печорина. Лермонтов, привычным для него языком, рассказывает о том, что Григорий Александрович хоть и был подавлен и измождён, таманские приключения взбодрили его. Ведь ему чудом удалось избежать гибели от рук контрабандистов.

В Тамань Печорин отправился по служебным делам

В Тамань Печорин отправился по служебным делам. Город с первого взгляда не понравился герою. Ему пришлось длительное время искать ночлег. В результате герой остановился у достаточно странных людей.

Загадочная девушка и подозрительный тип (слепой парень), пустившие Печорина под свою крышу, вели себя осторожно. Казалось, что пара что-то скрывает, чего-то боится. Поэтому постоялец решил понаблюдать за ними. Оказалось, что девушка с парнем ведут общие дела с контрабандистами.

Печорин был раскрыт, что чуть не стоило ему жизни. Квартирная хозяйка пригласила его на свидание и хотела сбросить с лодки. Коварный план чудом не осуществился.

Вариант 2

В произведении отсутствует единый сюжет. В каждой отдельной повести есть свои герои, которые попадают в разные ситуации. Единым связующим становится только главный герой – Печорин. Он то служит на территории Кавказа, то отдыхает в пригороде Пятигорска на минеральных водах. Герой не может жить тихой и спокойной жизнью, поэтому часто попадает в неприятности.

Когда он приближается к разгадке, то чуть не лишается собственной жизни, ундина фактически чуть не утопила его.

В этом месте читатель начинает понимать, какие внутренние качества автор будет развивать на протяжении всего повествования. Он еще не может составить полный облик и внутреннюю философию персонажа, но примерно понимает, в какую сторону будет сделан уклон. Читатель уже понимает, что Печорин жить не может без острых впечатлений и настоящих приключений. Это заставляет его ввязываться в различные ситуации, которые порой заканчиваются достаточно неприятным образом.

В романе тонко переплетаются реализм и романтизм, которые трудно разделить. Автор описывает внешние пейзажи, придавая им нотки романтизма. При этом все события полны реализма, мы понимаем главного героя в полной мере, все его трудности и переживания, которые наполняют его душу.

Лермонтов смог точно передать, какие чувства появляются в душе героя регулярно, а какие вспыхивают и молниеносно пропадают. Ключевой мыслью личного дневника становится то, что Печорин живет за счет собственного авантюризма, который толкает его на необдуманные поступки и вмешательство в личную жизнь окружающих людей, которую он может рушить, не думая о последствиях.

Ундина ведет себя как хозяйка побережья. Ее дикий нрав схож с характером коркой княжны – Бэлы. Но здесь ярче проявляется женская суть: она рассмотрела в Григории опасного врага, который может разрушить ее жизнь. Пламенное дыхание страсти отвлекает, и Печорин остается безоружным. Красавица превращается во врага, умелого и изворотливого. Битва с ундиной отвлекает деталями. Иногда кажется, что Печорин дерется не с хрупкой девушкой, а умелым Янко.

Описание поведения Ундины сравнимо с кошачьим. Она ходит мягко, неслышно, передвигается резко, незаметно. Умеет девушка пользоваться своей внешностью, она завлекает гостя, уводит лодку с ним в открытое море. Все пролетает перед Печориным в одно короткое мгновение. Даже пение Ундины необычны. Слова песни о воли и прекрасной жизни слышатся на берегу с нищей лачугой.

Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова

— В чём своеобразие структуры романа?

— Почему автор нарушает хронологическую последовательность событий?

Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.

(Печорин, соприкоснувшись с Бэлой, приносит ей несчастье. Сначала она мучается, страдает, а потом погибает. Сам Печорин искренне переживает смерть Бэлы. Он не может понять. Кто он, глупец или злодей, но твёрдо знает, что душа его испорчена светом, т. е. светским обществом.)

(Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг.)

— Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?

(Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив.)

2. Вступительное слово.

– Итак, ребята, если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: “Я пишу не повесть, а путевые записки”), то следующие повести – это дневник Печорина. Так что же собой представляет дневник?

– Дневник – это записи личного характера

, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что пишет “ этот журнал… для себя”, поэтому столь открыт в их описании.

– Перед нами первая повесть в дневнике героя – “Тамань”, из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом “скверном городишке”. Раньше рассказчиками были другие люди. Теперь мы узнаём Печорина как бы изнутри, через него самого.В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. На все события и героев мы смотрим его глазами.

“Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить”, – этими словами Лермонтов начал свою небольшую повесть.

Так описаны Лермонтовым место и дом, в котором поэт жил в Тамани. В Тамани поэт встретился с казачкою, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть контрабандистов. Этот эпизод послужил поэту темою для повести “Тамань”.

Беседа по вопросам.

– Тамань – “скверный городишко”, где Печорин чуть не умер с голоду и где его хотели утопить. С какой целью здесь появляется Печорин?

– Печорин – офицер – едет в действующий отряд по “казённой надобности”.

Подумай! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань?

-Что будет делать обычный человек в минуты крайней физической усталости?

— Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?

Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.

Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

Итак, я начал рассматривать лицо слепого; но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз? Долго я глядел на него с небольшим сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? я часто склонен к предубеждениям…

Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер.

— Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?

Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.

— Случай сталкивает Печорина с особыми людьми: контрабандистами.

Проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?

Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).

— Каким вы представляете себе человека, плывущего в бурю через пролив?

Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. Так прошло минут десять; и вот показалась между горами волн черная точка; она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая! Думая так, я с невольном биением сердца глядел на бедную лодку; но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены; и вот, я думал, она ударится с размаха об берег и разлетится вдребезги; но она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима. Из нее вышел человек среднего роста, в татарской бараньей шапке он махнул рукою, и все трое принялись вытаскивать что-то из лодки; груз был так велик, что я до сих пор не понимаю, как она не потонула. Взяв на плечи каждый по узлу, они пустились вдоль по берегу, и скоро я потерял их из вида. Надо было вернуться домой; но, признаюсь, все эти странности меня тревожили, и я насилу дождался утра.

(Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)

— Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену в лодке.

-Как ведёт себя девушка в лодке?

(Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)

— Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика.

Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет, но видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с которой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями, спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с противоположной стороны показалась белая фигура; она подошла к слепому и села возле него. Ветер по временам приносил мне их разговор.

— Прокомментируйте эту сцену.

. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)

(Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

— Докажите, что Печорин смел.

  • Он отправляется ночью следить за слепым
  • Он отправляется ночью на свидание с ундиной
  • Он не боится сесть с ней в лодку, несмотря на то, что не умеет плавать

— Докажите, что Печорин не безразличен.

  • Его волнует загадочный облик девушки
  • Он решает разгадать происходящее
  • Ему интересен слепой, который кажется не таким уж слепым.

— Как, по вашему мнению, герой относится к природе? Докажите примерами из текста.

(Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)

Черты Печорина, проявившиеся в повести:

  1. Интерес к людям
  2. Наблюдательность
  3. Активность, смелость, решительность, стремление к действию

Почему активность героя приносит несчастье людям?

(его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь других людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

  1. Умение сострадать (сцена прощания Янко со слепым вызывает у Печорина грусть)
  2. Влечение к опасности
  3. Настойчивость
  4. Любовь к природе

-Почему Печорин желает приблизиться к миру контрабандистов и почему это невозможно?

( Печорин – деятельная натура. Он стремится приблизиться к миру, полному опасностей, миру контрабандистов. Но Печорин со своим глубоким умом понимает невозможность обретения в среде контрабандистов полноты жизни, красоты и счастья, которых жаждет его мечущаяся душа. Мир контрабандистов сохраняет прообраз вольной, исполненной тревог человеческой жизни.)

(Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)

— В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?

(Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)

(Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)

— Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?

(Скорее, он вызывает сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения.)

Домашнее задание:


Художественные приемы

Характер Печорина в главе “Тамань”

Казалось бы, почему его волнуют дела совершенно незнакомых ему людей? скорее всего Печорину было просто скучно и он решил развлечься таким способом. Девушка решает его заманить на лодку и утопить. Печорин же, не испытывая никаких чувств к ней, тем не менее отправляется с ней на прогулку, где чуть не погиб. в результате он сам скидывает ее с лодки и уплывает. Его совершенно не интересует, что будет с ней дальше, какие последствия ее ждут. Ему просто было скучно и любопытно, а судьбы конкретных людей его не особо заботят.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Свидание: краткое содержание

Через пару часов Печорин наказал денщику бежать на помощь, если услышит выстрелы, а сам отправился к морю. Ундина его уже ожидала и быстро, не давая опомниться, усадила в лодку, которая отплыла от берега. Затем крепко обняла героя, и ему показалось, будто в воду что-то упало. Это оказался его пистолет. А девушка вдруг вцепилась в офицера, и между ними началась борьба. С большим трудом, но Печорину все же удалось бросить русалку в волны. Это было его спасением, так как сам он плавать не умел. С помощью обломка весла, оказавшегося в лодке, доплыл до берега, где заметил сидевшую ундину, и испытал облегчение, что она не погибла.

Читайте также: