Укажите вид сказуемого мы будем писать сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в фор­ме
одно­го из накло­не­ний
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)

По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

  • я буду рас­ска­зы­вать;
  • мы будем гово­рить;
  • они будут отды­хать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спля­шет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состо­я­ния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тест Главные члены предложения. I вариант

1. В предложении Все работали в этот день до наступления темноты подлежащее

в) неделимым словосочетанием;

2. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено неделимым сочетанием:

а) У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.

б) Так никто и не встретил старушку на вокзале.

в) Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.

г) Трое друзей отправились летом в поход.

3. В предложении В ясный полдень на исходе лета шёл старик дорогой полевой

в) неделимым словосочетанием;

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Он настоящий художник, создающий прекрасные шедевры.

в) прилагательным и существительным;

5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым

а) Послышалось далекое ворчание грома.

б) Женщина начала громко рыдать.

в) Июнь – макушка лета.

г) Он был рад моей победе.

6. Укажите вид сказуемого: Слезами горю не поможешь.

а) простое глагольное сказуемое

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

г) простое именное сказуемое

7. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

а) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.

б) Лето было дождливое.

в) Несомненно, мы будем участвовать в этом проекте.

г) Отец заканчивал работать часов в десять.

8. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

а) Первые недели плавания принесли разочарование.

б) Но был ли счастлив мой Евгений?

в) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.

г) Зимы ждала, ждала природа.

9. Укажите предложение с составным именным сказуемым :

а) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

б) Жизнь прекрасна и удивительна.

в) Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

г) Позорить своё отечество – значит продавать его.

10. Укажите предложение с составным именным сказуемым :

а) Один и тот же сон мне повторяться стал.

б) Все ему прощалось.

в) А все же давайте разберемся сперва.

г) Теперь рассеяны сомненья.

11. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире

а) Говорить с вами только слова тратить.

б) Эта поездка моя последняя надежда.

в) Дважды два четыре.

г) Он порча, он чума, он язва здешних мест.

12. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире

б) Пруд как блестящая сталь.

в) Я ваш старинный сват и кум.

г) Жизнь прекрасна и удивительна.

13. Укажите вариант ответа, в котором есть ошибка в употреблении тире между

подлежащим и сказуемым

А. Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

Б. Зависть – одно из самых страшных человеческих качеств.

В. Он – благородный человек.

Г. Зимний лес – словно сказка.

1) А,В 2) Б,В 3) А,Г 4) В,Г

14. Укажите предложение с ошибкой в согласовании главных членов

а) В учебнике имеются таблица, схема, словарик..

б) К переправе уже бежала Настасья, Андрейка с Петькой.

в) Кое-кто хотел бы забыть о происшествии.

г) Пришло немало посетителей.

Тест Главные члены предложения. II вариант

в) неделимым словосочетанием;

2. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено неделимым сочетанием:

а) Спит земля в сиянье голубом.

б) Больной стал быстро поправляться.

г) Что-то будто задержало его в комнате.

3. В предложении Семеро одного не ждут подлежащее выражено

а) неделимым словосочетанием;

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Жизнь чудесна.

б) краткое прилагательное

в) краткое причастие

г) полное прилагательное.

5. Укажите вид сказуемого: Мы будем писать сочинение.

а) простое глагольное сказуемое

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

г) простое именное сказуемое

6. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым

а) Читать книги – огромное удовольствие.

б) И стали три пальмы на бога роптать.

в) От обилия влаги буйно разрастается мох.

г) Я решил посетить знакомую сторону.

7. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

а) Мотор мой звенит.

б) Лицо её было выразительно красивым.

в) Завтра будем думать о последствиях.

г) Окопы начали рыть еще ночью.

8. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

а) Первыми подходят к воде овцы.

б) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихонько медведя толкнула ногой.

в) Он уже целый город воздвигнуть готов.

г) У каждого будет немало заветных дорог.

9. Укажите предложение с составным именным сказуемым

а) Ветер прошелестел по дорожкам парка.

б) Встреча эта была странная.

в) Ванька очень хотел быть полезным для общего дела.

г) Невероятно, но я начал верить всему сказанному.

10. Укажите предложение с составным именным сказуемым :

а) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы!

б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция.

в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола.

г ) На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

11. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире

а) Алфавит гениальное изобретение человека..

б) Пятью пять двадцать пять.

в) Я ваш новый сосед.

г) Жить Родине служить.

12. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире

а) Эти воспоминания сущая мука.

б) Лес словно терем расписной.

в) Мы старинные приятели.

г) Жизнь прекрасна и удивительна!

13. Укажите вариант ответа, в котором есть ошибка в употреблении тире между

подлежащим и сказуемым

А. Москва – столица Российской Федерации.

Б. Скала – словно спящий медведь.

В. Я – всем родня и всем подруга.

Г. Хотеть – значит победить.

1) А,В 2) Б,В 3) А,Г 4) В,Г

14. Укажите предложение с ошибкой в согласовании главных членов

а) А за окном гуляют дождь с дождихой.

б) Здесь бывает много зрителей.

в) Прилетели множество птиц.

г) Пришло немало посетителей.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 603 259 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.03.2018 24945
  • DOCX 26.6 кбайт
  • 356 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Баланда Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено неделимым сочетанием:

а) У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.

б) Так никто и не встретил старушку на вокзале.

в) Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.

г) Трое друзей отправились летом в поход.

3. В предложении В ясный полдень на исходе лета шёл старик дорогой полевой

в) неделимым словосочетанием;

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Он настоящий художник, создающий прекрасные шедевры.

в) прилагательным и существительным;

5. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым

а) Послышалось далекое ворчание грома.

б) Женщина начала громко рыдать.

в) Июнь – макушка лета.

г) Он был рад моей победе.

6. Укажите вид сказуемого: Слезами горю не поможешь.

а) простое глагольное сказуемое

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

г) простое именное сказуемое

7. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

а) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду.

б) Лето было дождливое.

в) Несомненно, мы будем участвовать в этом проекте.

г) Отец заканчивал работать часов в десять.

8. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

а) Первые недели плавания принесли разочарование.

б) Но был ли счастлив мой Евгений?

в) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.

г) Зимы ждала, ждала природа.

9. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

б) Жизнь прекрасна и удивительна.

в) Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

г) Позорить своё отечество – значит продавать его.

10. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Один и тот же сон мне повторяться стал.

б) Все ему прощалось.

в) А все же давайте разберемся сперва.

г) Теперь рассеяны сомненья.

11. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире

а) Говорить с вами только слова тратить.

б) Эта поездка моя последняя надежда.

в) Дважды два четыре.

г) Он порча, он чума, он язва здешних мест.

12. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире

б) Пруд как блестящая сталь.

в) Я ваш старинный сват и кум.

г) Жизнь прекрасна и удивительна.

13. Укажите вариант ответа, в котором есть ошибка в употреблении тире между

подлежащим и сказуемым

А. Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

Б. Зависть – одно из самых страшных человеческих качеств.

В. Он – благородный человек.

Г. Зимний лес – словно сказка.

1) А,В 2) Б,В 3) А,Г 4) В,Г

14. Укажите предложение с ошибкой в согласовании главных членов

а) В учебнике имеются таблица, схема, словарик..

б) К переправе уже бежала Настасья, Андрейка с Петькой.

в) Кое-кто хотел бы забыть о происшествии.

г) Пришло немало посетителей.

Тест Главные члены предложения. II вариант

в) неделимым словосочетанием;

2. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено неделимым сочетанием:

а) Спит земля в сиянье голубом.

б) Больной стал быстро поправляться.

г) Что-то будто задержало его в комнате.

3. В предложении Семеро одного не ждут подлежащее выражено

а) неделимым словосочетанием;

4. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении Жизнь чудесна.

б) краткое прилагательное

в) краткое причастие

г) полное прилагательное.

5. Укажите вид сказуемого: Мы будем писать сочинение.

а) простое глагольное сказуемое

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

г) простое именное сказуемое

6. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым

а) Читать книги – огромное удовольствие.

б) И стали три пальмы на бога роптать.

в) От обилия влаги буйно разрастается мох.

г) Я решил посетить знакомую сторону.

7. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

а) Мотор мой звенит.

б) Лицо её было выразительно красивым.

в) Завтра будем думать о последствиях.

г) Окопы начали рыть еще ночью.

8. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым

а) Первыми подходят к воде овцы.

б) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихонько медведя толкнула ногой.

в) Он уже целый город воздвигнуть готов.

г) У каждого будет немало заветных дорог.

9. Укажите предложение с составным именным сказуемым

а) Ветер прошелестел по дорожкам парка.

б) Встреча эта была странная.

в) Ванька очень хотел быть полезным для общего дела.

г) Невероятно, но я начал верить всему сказанному.

10. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Пусть противник как можно позже обнаружит место переправы!

б) Отсюда была хорошо видна лодочная станция.

в) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола.

г) На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

11. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире

а) Алфавит гениальное изобретение человека..

б) Пятью пять двадцать пять.

в) Я ваш новый сосед.

г) Жить Родине служить.

12. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире

а) Эти воспоминания сущая мука.

б) Лес словно терем расписной.

в) Мы старинные приятели.

г) Жизнь прекрасна и удивительна!

13. Укажите вариант ответа, в котором есть ошибка в употреблении тире между

Укажем виды ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния, и спо­со­бы их выражения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Типы сказуемых

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)

По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово - сереб­ро , мол­ча­ние - золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Составное глагольное сказуемое

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазис­ные гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Составное именное сказуемое

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

стать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого

1. Сын приходил с занятий возбуждённый и усталый. (_________).

2. Учительская находится на первом этаже. (______).

3. Марина с Игорем снова не готовы к уроку. (______).

4. Провожающие приехали на вокзал попрощаться с родственниками. (______).

5. Глаза у него были совсем покорные, виноватые. (______).

6. Пятеро решили подготовить индивидуальное задание. (______).

7. 50 лет — юбилей. (______).

8. Каждый старался помочь дедушке. (______).

9. Мы будем повторять эту тему весь 8 класс. (______).

10.Двое ребят приехали из Тары в Омск получить образование. (______).

11. С утра все ходили молчаливые и хмурые. (______).

12. Три подружки остались после уроков дорешать задачу. (______).

13. Любой может поступить в университет, имея прочные знания. (______).

14. Мы будем регулярно повторять типы словосочетаний. (______).

15. Семеро решили сбежать с последнего урока. (______).

16. 30 метров — короткая дистанция. (______).

17. Взрослые отправились в столовую пить чай. (______).

18. Опаздывающие будут писать объяснительную. (______).

19. Во время генеральной уборки парты протёрты начисто. (______).

20. Мария — отличница. (______).

1. СЫН ПРИХОДИЛ с занятий ВОЗБУЖДЕННЫЙ и УСТАЛЫЙ. (Составное именное).

2. УЧИТЕЛЬСКАЯ НАХОДИТСЯ на первом этаже. (Простое глагольное).

3. МАРИНА С ИГОРЕМ снова НЕ ГОТОВЫ к уроку. (Составное именное).

4. ПРОВОЖАЮЩИЕ ПРИЕХАЛИ на вокзал попрощаться с родственниками. (Простое глагольное).

5. ГЛАЗА у него БЫЛИ совсем ПОКОРНЫЕ, ВИНОВАТЫЕ. (Составное именное).

6. ПЯТЕРО РЕШИЛИ ПОДГОТОВИТЬ индивидуальное задание. (Составное глагольное).

7. 50 ЛЕТ - ЮБИЛЕЙ. (Составное именное).

8. КАЖДЫЙ СТАРАЛСЯ ПОМОЧЬ дедушке. (Составное глагольное).

9. МЫ БУДЕМ регулярно ПОВТОРЯТЬ эту тему весь 8 класс. (Простое глагольное).

10.ДВОЕ РЕБЯТ ПРИЕХАЛИ из Тары в Омск получить образование. (Простое глагольное).

11. С утра ВСЕ ХОДИЛИ МОЛЧАЛИВЫЕ И ХМУРЫЕ. (Составное именное).

12. ТРИ ПОДРУЖКИ ОСТАЛИСЬ после уроков дорешать задачу. (Простое глагольное).

13. ЛЮБОЙ МОЖЕТ ПОСТУПИТЬ в университет, имея прочные знания. (Составное глагольное).

14. МЫ БУДЕМ регулярно ПОВТОРЯТЬ типы словосочетаний. (Простое глагольное).

15. СЕМЕРО РЕШИЛИ СБЕЖАТЬ с последнего урока. (Составное глагольное).

16. 30 МЕТРОВ — короткая ДИСТАНЦИЯ. (Составное именное

17. ВЗРОСЛЫЕ ОТПРАВИЛИСЬ в столовую пить чай. (Простое глагольное).

18. ОПАЗДЫВАЮЩИЕ БУДУТ ПИСАТЬ объяснительную. (Простое глагольное).

19. Во время генеральной уборки ПАРТЫ ПРОТЕРТЫ начисто. (Составное именное).

Читайте также: