Роль исторической памяти для современного молодого человека сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Существует мнение, что жизнь человека циклична. Мы сталкиваемся с трудностями на своем пути и, напротив, одерживаем победы. Именно чередование плохих и хороших событий учит нас ценить спокойное время. Мудрецы утверждают, что умный человек учится на чужих ошибках. Так ли это на самом деле?

Помня прошлое, человек строит будущее. Опыт предков помогает нам не допустить страшных ошибок: войн или разрушительных вмешательств в экологию. Есть и положительные моменты, например, упорство ученых в отстаивании своей теории, или бессмертные работы деятелей искусства, вдохновляющие современных художников и музыкантов.

2 вариант

Прошлое – это ценный фрагмент времени. Часть жизни отдельного человека и всего человечества в целом. В прошлом остаются важные и неважные, большие и маленькие события. Большинство происходящего с ним человек и не помнит, но помнит значимые вещи, которые оказывали влияние на него самого и его жизнь. События прошлого закладывают в нас по кирпичику фундамент нашей будущей жизни. Без этих кирпичиков нет целостной личности, осмысливающей свое бытие. Развитие каждого из нас начинается с вклада в нас наших родителей, а развитие современного мира с уроков, которые преподает нам наша история. Ошибки, совершенные нами в прошлом, помогают конструктивно строить свое будущее, не наступать на одни и те же грабли. История – хороший учитель, и ее игнорирование непременно повлечет за собой разрушение современности, возникновению тех же самых проблем и не решаемости тех же самых вопросов.

Исторический опыт наших предков ориентирует нас на новые достижения, определяет наш смысл бытия. Легче предотвратить события, ориентируясь на уроки прошлого, чем заново совершать одни и те же ошибки, разрушая свой мир. Прошлое, так или иначе, есть у каждого, это история отдельной личности, на которой строится ее настоящее и планируется будущее. Прошлое, настоящее и будущее тесно взаимосвязано прочной неразрывной нитью. Память поколений проходит через нас. Историческая память это основа бесценных знаний, которым руководствуется человек в своем настоящем, это передача потомкам традиций, достижений, знаний и умений, многовекового жизненного опыта. Без багажа прошлого в нашем времени было бы пусто. Память предков делает наш мир целостным и одухотворенным.

Итоговое

Итак, что же такое прошлое? Прошлое – это период времени, который уже прошел и никогда не повториться. Является частью жизни одного человека или всего общества в целом. В том периоде остается важные и не очень, глобальные и мелкие события. Многого человек не запоминает, но события, повлиявшие на жизнь человека, остаются в памяти на всю жизнь. Прошлое закладывает фундамент будущей жизни. Если человек не помнит и не знает прошлое, то он не представляет собой целостную личность. Развитие человека начинается с вклада в нас родителей, а развитие общества с уроков истории. Ошибки, которые мы совершаем, помогают нам анализировать пошлое и не совершать таких же ошибок в настоящее и будущем. История – хороший, но жестокий учитель жизни, и ее нельзя игнорировать, это может привести к разрушению современности.

Прошлое надо знать и помнить, если не знать что привело к трудностям в жизни, столкновению интересов, то появления тех же проблем приведет опять к проблемам.

Ужасные события прошлого, учат нас ценить жизнь человека. Те события предостерегают нас от совершения поступков, которые когда – то привели к катастрофе.

Прошлое есть у всех, на его основе строится будущее каждого человека. Историческая память является основой знаний, на которые опирается новое поколение, пытаясь построить светлое будущее. Нет прошлого и жизнь пустая. Прошлое делает наш мир целым и духовным.

Память это опыт, знание прошлого формирует в человеческом сознании отражение объективного мира. Те, кто помнит прошлое, способен поступать так, чтобы поступки приводили к изменению окружающей действительности.

Прошлое позволяет сделать предположения, какие последствия могут наступить. Прошлое помогает людям развиваться духовно.

Если б люди, которые правят, иногда обращались к урокам прошлого, то многих ошибок можно было б избежать.

Зная прошлое, люди развиваются, и становится человечными.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему важно помнить прошлое?

Популярные сегодня темы

29 января 1890 — рождение будущего писателя в Москве, куда за год до появления на свет ребенка переехали его родители из Одессы. Его отец был художником, а мать пианисткой. Он с детства воспитывался в атмосфере искусства

Мнения современников разделились – одни яро критиковали творчество Пушкина, другие, наоборот, хвалили. Но те и другие отмечали талантливость поэта.

Путешественника в произведении Радищева многие отождествляют непосредственно с самим автором. Да, действительно, между ними есть много общего, близкого

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Некоркина Е.С.

Историческая память и ее роль в формировании исторического сознания молодежи в современном российском обществе

В настоящее время, в связи с многочисленными изменениями в социально-политической жизни России, с очевидным нравственным кризисом и сменой общественных и личностных ценностей все более возрастает интерес к прошлому. Еще русский историк В.О.Ключевский отмечал: "Знание своего прошлого . не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности, вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости" [1] . Действительно, невозможно спрогнозировать будущее и понять настоящее, не зная прошлого.

Обществом долгое время недооценивалась роль исторического сознания, его значимость не только для науки, но и для практики. Под историческим сознанием в науке понимается система знаний, совокупность представлений, взглядов, традиций, обрядов, обычаев, идей, концепций, посредством которых у индивидов, социальных групп, классов, народов, наций формируется представление о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории и выдающихся деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других общностей людей и всего человеческого сообщества. Следовательно, историческое сознание - это оценка прошлого во всем его многообразии, присущим и характерном как для общества в целом, так и для различных социально-демографических, социально-профессиональных и этносоциальных групп, а также отдельных людей [2] .

Одной из социально-демографических групп является молодежь. Напомним, что в социологии молодежь (возраст от 15 до 25 лет) обладает такими характерными признаками, как: высокий уровень мобильности, активный поиск своего места в жизни, освоение новых социальных ролей и т.д. Не стоит забывать о том, что именно молодежь – это наше будущее. И именно эта социальная группа наименее защищена и наиболее подвержена негативному воздействию со стороны происходящих в обществе изменений. Незащищенность молодежи проявляется во многом: давление старшего поколения, жестокость сверстников, непонимание со стороны родителей, материальное неблагополучие, невозможность найти свое место в жизни, отсутствие поддержки со стороны государства и иных социальных институтов и т.п. Но одной из ключевых проблем современной молодежи является проблема формирования гражданского самосознания.

Мы получили общество, в котором интересы людей направлены только на удовлетворение своих потребностей. Если раньше приоритетами были патриотизм, духовность и иные высокие идеалы, то теперь это в прошлом. На первое место вышли возможность успешной самореализации в жизни, положение в обществе, материальной достаток. Свои интересы ставятся выше интересов общества. Исчезла та гражданственность, под которой подразумевается любовь к Родине, уважение к историческому прошлому, активная жизненная позиция человека образованного и высоконравственного. Среди молодежи появилось немало равнодушных и безответственных приспособленцев, которые не знают, что такое братство между народами, любовь к родной земле, борьба за социальную справедливость и свободу, честный труд во имя прогресса . Количество таких людей возросло не только среди молодых, их немало и среди взрослого населения, но все-таки молодежь - будущее нашей страны и именно с проблемами в их среде нужно бороться.

Понять истоки этих проблем не трудно, достаточно только проанализировать ту тенденцию, которая сейчас царит в обществе. Мы стали забывать свою историю, а ведь именно отношение к прошлому во многом определяет позицию личности в современных процессах, влияет на уровень культуры общества в целом. Историческое сознание помогает ощутить себя в истории, осознать свое место в жизни, понять преемственность поколений, сформировать ответственность за свое поведение. Невозможно смотреть вперед с уверенностью, не зная о достижениях своего прошлого. История повторяется, нельзя недооценивать ее значение, повторяется не только мода, как сейчас считают подростки, воспитанные на телевизионных передачах, повторяются события. Примеров тому достаточно. Совсем недавно мы увидели, к чему приводит утрата исторической памяти народа. Весь мир всколыхнули события, произошедшие на Украине. В бывшей советской республике, понесшей непомерные потери в годы Великой Отечественной войны, вновь поднял голову фашизм. Неужели люди успели забыть, что в результате этой войны с фашистскими захватчиками погиб каждый шестой житель Украины ? Трудно поверить, что народ прислушался к националистическим лозунгам, забыв, какой высокой ценой ему досталась победа над фашизмом. Еще труднее представить, к каким последствиям могли бы привести подобные события в России. Хуже всего то, что в такое, как правило, втягивается в первую очередь молодежь. Молодежь, с низким уровнем исторического самосознания и, как следствие, высоким уровнем зависимости от чужого мнения и подверженности влиянию извне. Некие марионетки в руках правящей элиты.

Почему же так актуальна проблема формирования исторического сознания именно среди молодежи? Для начала необходимо рассмотреть, из чего же состоит само историческое сознание. Историческое сознание - понятие, производное от ряда составляющих. В его основе - исторические факты (события, явления, процессы) как объективный фактор исторического сознания. Однако люди, как правило, воспринимают не сами факты, а информацию об этих фактах. Информация не всегда имеет объективный характер, поскольку подвержена влиянию носителей информации, которые не свободны от субъективизма. Отсюда - различие оценок исторических событий, явлений, процессов, деятельности субъектов политики, различие убеждений самих носителей исторического сознания. Большую роль в формировании исторического сознания играют историческое образование, художественная литература, произведения искусства. У старших поколений к этому присоединяется и собственный опыт. В структурном отношении историческое сознание представляет собой своеобразный синтез разнообразных исторических знаний и соответствующих убеждений, имеющих эмоциональную окраску. Таким образом, историческое сознание является качественной характеристикой личности, социальной общности, всего общества в целом[3].

Сколько авторов, столько и мнений. Социологи выделяют одни уровни и формы исторического сознания, философы – другие. Мы же постараемся обобщить различные точки зрения и вывести свою формулу основных составляющих исторического сознания.

Как итог и конечный результат сформированного исторического сознания можно назвать чувство гордости за историческое прошлое своего народа.

Итак, совершенно точно можно сказать, что историческое сознание явление сложное, включающее в себя несколько составляющих. Все-таки главную роль в его формировании играет историческая память, которая должна способствовать объединению народа в борьбе за лучшее будущее своей страны, исключать повторение ошибок прошлых поколений. Она заключается не только в сохранении героического наследия, но и культуры, взаимоотношений между людьми. В современном мире в условиях постоянного научно-технического прогресса мы забываем о прошлом, утрачиваем традиции предков, теряем с ними духовную и историческую связь. Память выступает в роли посредницы между поколениями. Знания, полученные в прошлом, необходимы для создания будущего, они являются своеобразной исторической основой духовной культуры общества, а бездумное переписывание истории разрывает нить памяти и разрушает хрупкое наследие народа.

В развитии страны, благополучии ее народа, прежде всего, должна быть заинтересована молодежь. Ей предстоит строить будущее своего государства. То, насколько оно будет светлым, зависит от личностных качеств граждан. Нам необходимо воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма, необходимо вернуть былую славу нашего народа в глазах подрастающего поколения, нацелить их на достижение общего результата, а не только на удовлетворение своих личных потребностей. Этим должны заниматься семья, школа, церковь, армия и государство во взаимосвязи, не противореча друг другу. Необходимо выработать единую политику и стратегию формирования исторического сознания современной молодежи. Потребуется немало времени для восполнения того пробела в знаниях подрастающего поколения.

Многовековая история человечества свидетельствует о том, что историческое сознание — фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то народ останется не только без своих исторических корней, но и без будущего.

[1] Е. Ключевский в.О. Курс русской истории. Часть I // Соч.: В 9 т. - М., 1987. - Т.1. - С.62.

[2] Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния // Новая и новейшая история. – 2000. - № 4.

[3] Утенков В.М., Закалин А.С. Об историческом сознании студенческой молодежи // Социологические исследования. - 2000. - № 6 . – С. 119-122

[4] Алексеев В. В. Исторический опыт как предмет изучения // XVIII Международный конгресс исторических наук. Монреаль – Екатеринбург, 1995. – С. 6.

[5] Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния/ Ж.Т. Тощенко // Новая и новейшая история. – 2000. - № 4. – С.3-16

Историческая память, это довольно серьезная тема, которая касается всех граждан нашей необъятной страны. Историческая память должна жить в каждом человеке и не затухать не когда. Память бывает разной, а точнее разнонаправленной. Можно помнить свою малую родину, а можно помнить весь Российский народ. К исторической памяти относится вся память о прошлом, военные события, государственные и общественные подвиги и многое другое. История формировалась на протяжении нескольких тысячелетий. И конечно, в ней смогли отразиться тысячи людей, память о которых живет в сердцах современного населения. Это цари, полководцы, купцы, помещики и множество других общественных слоев. О всех подвигах мы должны помнить и всеми гордиться. Эти люди умерли уже, очень давно, а память о них должна жить вечно.

По-моему мнению память о предках и их подвигах должна играть ключевую роль составляющей души. Надо быть всегда благодарным нашим предкам, за мир в котором мы сейчас живет. Он строился на десятках разрушенных судьбах, чтобы в бушем мир был наполнен спокойствием и умиротворением. Всегда должна жить душевная и человеческая красота предков, которая поспособствовала появлению именно вас. Чем больше поддерживать память о своих предков, тем больше понимаешь свое пребывание в этом мире. Наши предки эта наши корни или исток. Именно там начался формироваться наш характер, честь и предназначение. Хотя бы за это, необходимо чтить память предков. Чтобы о тебе помнили нужно для начало вспомнить своих предшественников. Также для этого нужно поспособствовать при жизни, так как людей помнят по подвигам и заслугам.

В заключении можно сказать, что вся историческая память не разделяется на этапы и временные отрезки. Это прежде всего цельный процесс, который не прекращается и по сей день. Все исторические события медленно переросли в современную историю. Историческая память должна жить…

Вариант №2

История является очень важным предметом. Хотя и многие говорят, что она неоднократно переписывалась, изменялась и там уже не осталось правды. Но это не так. Ключевые события были на самом деле, никто не может сказать, что на самом деле не было Великой Отечественной или войны 1812 года. Понятно, что многие историки могут спорить о каких-то менее значимых вещах. Но это не значит, что изучение истории нужно забросить.

Историческая память включает в себя летописи, записки очевидцев, записи из дневников полководцев и солдат, оружие, поля боев, землянки и укрытия, одежда и инструменты власти, дома знаменитых личностей, различные постройки, такие как соборы, церкви. Также к ней относятся памятники и культурное наследие.

Факт в том, что записи и информация, которая описана в учебниках подтверждается, она не голословна. Для этого и необходимы предметы и здания, которые существовали в ту или иную эпоху. Они доказывают или опровергают информацию, полученную от людей или из летописей. Также ученые полагаются на такую науку, как археология. Она поднимает факты, которые были покрыты тайной веками.

Полученную историческую память необходимо хранить. Для этого и создаются музеи и памятники. Многие дома, например, знаменитых писателей переделывают под музеи. Люди приходят и видят те места, где поэт жил и творил свои замечательные произведения. Можно очень тонко почувствовать всю ту атмосферу, которая осталось от того человека, несмотря на то, что его уже нет. Это очень ценно.

Все рукописи, старинные записки летописцев, которые были написаны много лет и веков назад являются драгоценной памятью. Не говоря уже и о произведениях искусства, знаменитых картинах и записей поэтов. Эта память способствует погружению в атмосферу и жизнь прошлых лет.

Особенно важное значение имеет память о воинах и годах, когда множество людей отдали свои жизни за тех, кто будет после них. Это пример самоотверженности и заботы о жизни будущего поколения. Эту память нужно нести через года и никогда нельзя забывать о том, что произошло. Потому что история имеет свойство повторяться. Именно для этого нужно знать, что уже было и как люди выходили из этих тяжелейших обстоятельств.

Человек способен на многое, если у него есть необходимые знания и умения. Замечательным примером являются бойцы советской армии. Они делали невозможное. Например, двадцать восемь панфиловцев, которые обороняли Москву. Они знали, что отступать было некуда. Военнослужащие не могли подвести своих офицеров, свой народ, свою семью. Они сражались до последней капли крови. Именно поэтому все места, где проходили боевые действия имеют очень большое значение. У благодарных потомков появится желание соприкоснуться с тем, что было в те времена. Они будут стремиться в те места, изучать их. Все землянки, все плацдармы и госпиталя, которые уцелели и стали памятниками тех времен.

Подвиги увековечивают. Для этого создают памятники, которые ставятся либо туда, где все происходило, либо на центральных улицах городов. В честь героев именуют улицы и проспекты.

Если не будет исторической памяти, потомки забудут какой ценой была получена свобода и победа. А посредством памяти информация переходит из поколения в поколение.

Историческая память

Историческая память

Внутренний мир человека состоит из мыслей, чувств, переживаний и желаний личностей. У каждого человека свой внутренний мир. Каждая личность обладает индивидуальностью. Тем, что есть только у нее одной, какая-то особая черта,

О дружбе написаны тысячи поучительных книг и сняты сотни фильмов. Этой темой интересовались всегда и во все времена. Каждый человек по-своему понимает значение слова дружба. Кто-то заводит знакомства с целью продвижения по карьерной лестнице

Понимание значения слова ответственность невозможно без знания цели, с которой она существует. Само слово содержит в себе корень "ответ", а ответ дают кому-то, или отвечают перед кем-то, значит, ответственность не имеет

Конечно, каждый ещё с детства усвоил, что богатство России будет прирастать Сибирью. Но, когда в Сибири нашли Самотлорское нефтяное месторождение, это событие стало совершенной сенсацией, как в научном мире,

Дворяшина Ирина Викторовна

В статье освещается вопрос: что такое "историческая память", а также представлен взгляд на проблему утраты исторической помяти народа, связи поколений, раскрывается значимость сохранения исторической памяти.

ВложениеРазмер
lagerev_f.pptx 2.76 МБ
lagerev_f.docx 29.23 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сохранение исторической памяти как фактор гражданского и нравственного становления молодёжи Автор: Лагерев Фёдор, студент 1 курса ОГОБУ СПО ИТТриС ; руководитель: Дворяшина Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования Аналитический проект Иркутск,2014

Актуальность проекта Исторически сложилось так, что в Российском государстве патриотизм во все времена был национальной чертой характера. Общество остро нуждается в патриотах, гражданах с активной жизненной позицией, культурных, воспитанных людях. Поэтому проблема формирования гражданского самосознания и нравственного становления молодёжи является одной из наиболее актуальных. Важную роль в формировании гражданского самосознания играет сохранение исторической памяти поколений.

Гражданин должен осознавать себя как личность, как самостоятельный, индивидуальный члена общества, обладающий определенными правами и обязанностями, активно участвующий в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующийся в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. Гражданственность есть чувство неразрывной связи с народом.

Сохранение исторической памяти способствует формированию гражданского самосознания . Постоянный научно-технический прогресс способствует смене приоритетов, ведущей к утрате исторической памяти Смерть памяти – смерть духа, ибо она, память, – познание накопленным опытом самого себя, истоков и направления бытия. Ю. Бондарев

Суждения о событиях прошлого расстановка общественно-политических сил позиция власти социально-экономическое состояния общества

Память противостоит уничтожающей силе времени. Память преодоление времени, преодоление пространства. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить память и беречь память –это наш нравственный долг… Память … становится отчетливой силой, особенно во время предельных испытаний, выпадающих на долю людей. Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Д. С. Лихачев

Предварительный просмотр:

Сохранение исторической памяти как фактор гражданского и нравственного становления молодёжи

Автор : Лагерев Фёдор Геннадьевич, студент I курса группы А-13-3/12;

Руководитель Дворяшина Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования.

В связи с многочисленными изменениями в социально-политической жизни России в последнее время происходит смена общественных и личностных ценностей. Общество остро нуждается в патриотах, гражданах с активной жизненной позицией, культурных, воспитанных людях. Поэтому проблема формирования гражданского самосознания и нравственного становления молодёжи является одной из наиболее актуальных.

Большую роль в формировании гражданского самосознания играет сохранение исторической памяти поколений. Проблема заключается в том, что в современном мире в условиях постоянного научно-технического прогресса мы забываем о прошлом, утрачиваем традиции предков, теряем с ними духовную и историческую связь.

Память выступает в роли посредницы между поколениями. Знания, полученные в прошлом, необходимы для создания будущего, они являются своеобразной исторической основой духовной культуры общества.

Совсем недавно мы стали свидетелями того, к чему приводит утрата исторической памяти народа. Весь мир всколыхнули события, происходящие в Украине.

В бывшей советской республике, понесшей непомерные потери в годы Великой Отечественной войны вновь поднял голову фашизм. Неужели забылось, что в результате этой войны с фашистскими захватчиками погиб каждый шестой житель Украины ?

На территории Украины действовало свыше 230 концлагерей и гетто. Только в Бабьем Яру фашистами убито более 100 тысяч человек (по последним данным более 150 тысяч). Сотни тысяч военнопленных, женщин, детей, стариков, инвалидов стали узниками. Более двух миллионов человек вывезено на работы в Германию. Более 250 украинских сел были сожжены оккупантами дотла. Бандеровцы, помогая фашистам, сжигали украинские и белорусские деревни, расстреливали мирных жителей – женщин, стариков, детей.

Трудно поверить, что народ, забыв, какой высокой ценой ему досталась победа над фашизмом, прислушивается к националистическим лозунгам.

Еще труднее представить, к каким последствиям могли бы привести подобные события в России, которая была и остается многонациональным государством. Страшнее всего то, что в подобные события, как правило, втягивается в первую очередь молодежь.

Историческая память должна способствовать объединению народа в борьбе за лучшее будущее своей страны, исключать повторение ошибок прошлых поколений. Она заключается не только в сохранении героического наследия, но включает и другие аспекты жизнедеятельности наших предков: культура, быт, взаимоотношения между людьми.

Сохранение исторической памяти не требует абсолютного подчинения законам и принципам предшествующих эпох, но способствует сохранению лучших традиций и оптимизации процесса развития общества.

У каждого исторического периода свои критерии духовно-нравственных и культурных ценностей. События прошлого сами по себе не могут никого заставить относиться к ним определенным образом. Суждения поколений о прошлом изменяются в зависимости от социально-экономического состояния общества, расстановки общественно-политических сил, позиции власти и других факторов.

Что может произойти, если не восполнить, не восстановить эти пробелы?

Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего. Людей, забывших свое прошлое, легко сделать рабами. Народ, предавший свое прошлое, легко уничтожить. Поэтому во все времена завоеватели оскверняли и уничтожали исторические памятники, так как убить память народа – значит убить сам народ.

Именно поэтому в нашей стране в целом и в области в частности в последние десятилетия большое внимание стало уделяться сохранению и возведению памятников истории, архитектуры, культуры. Историческая память – это память базовая, стратегическая, позволяющая правильно мыслить и действовать.

Сохранение исторической памяти своего народа для потомков является своего рода основой для формирования этих качеств.

Читайте также: