Сочинение описание растения в научном стиле 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Что такое текст?
Текст - это 2 или более предложения, связанные
по смыслу.
Белая ромашка – многолетнее травянистое
растение. Оно имеет прямостоячий стебель,
продолговатые листья, цветки жёлтые в
середине, а белые по краям.
Около тропинки росла белая ромашка. Мама
приготовила вкусный ужин. Скоро будет
дождь. Ребята весело играли во дворе.

Определите, какой текст относится к
научному стилю
Подорожник
Подорожник всегда рос вдоль тропинок и
хоженых дорог, но прежде люди не обращали внимания
на его крупные листья с прожилками. Нередко звери
лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы
свои раны им полечить…
Подорожник
Подорожник растёт вдоль дорог, на сорных
местах, пустырях, на лугах…
Обычно листья собраны в прикорневую розетку.
Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой колос
или головку.

1. В основе появления названий у многих
растений лежит какая–то причина.
а) внешний вид
б) место произрастания
в) время или особенность появления

2. При описании растения мы должны, как бы
зрительно разделить его на части.
Описывая каждую часть растения, нам нужно
выделить такие свойства или признаки, которые бы
отличили наше описываемое растение от остальных,
т.е. отличительные признаки.
Отличительные признаки могут отражать как важные
для нас свойства предметов, так и неважные.

Задание: Выберите важные, для нашего описания
признаки
Цветок: крупный, ароматный, замечательный,
собранный в цветочную корзинку, белый.
Листья: душистые, плотные, с зазубренными краями,
резные, продолговатые, зелёные..
Стебель: прямостоячий, стройный, шершавый,
покрытый волосками, твёрдый.

3. Где могут использоваться растения человеком?
а) в пищу человека;
б) на корм животным;
в) в медицинских целях;
г) для получения масла;
д) в строительстве;
е) для озеленения и украшения клумб;
ё) в косметологии;
ж) медоносы;
з) для строительства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Корелова Елена Андреевна

УМК: “Школа России”

Тема урока: Составление и написание текста-описания растения в научном стиле.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: создать условия для развития умений составлять текст-описание.

1) Личностные результаты: -Развитие навыков сотрудничества со взрослыми;

-Развитие самостоятельности на уроке русский язык.

2) Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: -Умение осуществлять логические действия;
-Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации.

Регулятивные УУД: -Умение формулировать точку зрения;

-Умение определить общую цель на уроке.

Коммуникативные УУД: -Умение сохранить учебную цель;

-Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

3) Предметные результаты: - Закрепят умения писать текст-описание;

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, тетрадь, раздаточный материал.

Методы обучения: словесный (беседа), наглядный, практический.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Здравствуйте ребята, меня зовут Елена Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Сядьте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Ребята, у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я очень рада, что у вас хорошее настроение!

-Проверим вашу готовность к уроку. На столах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

- Что вы видите на слайде? (текст)

- Давайте вспомним, что такое текст? (это 2 или более предложения, связанные по смыслу).

- Какой признак является важным для определения текста? (предложения связаны по смыслу)

- Какие типы текстов вы знаете? ( описание, повествование, рассуждение)

- Мы с вами поговорили о текстах. А как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Прочитайте тему. Правильно мы с вами догадались?

- Чем мы с вами займёмся на уроке?

- Да, сегодня на уроке мы будем писать текст-описание растения в научном стиле .

- Сейчас мы с вами сравним два текста. Ваша задача понять, какой из них научный текст, а какой художественный.

1)Ландыш – многолетнее травянистое растение из семейства лилейных с тонким корневищем. Листья ярко-зелёные, продолговатые, длиной до 20 см и шириной до 8 см. Цветки ароматные, подвешены на дугообразно изогнутых цветоножках.

2)В тенистых уголках парка среди двух крупных листьев растёт, изогнувшись дугой, хрупкий стебелёк с цветками, похожими на маленькие фарфоровые колокольчики. Это ландыш. В мае по приятному сильному запаху мы узнаём о его цветении.

- Какой текст является научным? Чем они отличаются? (автор-учёный, исследователи, биологи; писатель; используются термины (точные научные слова); использует художественные красивые выражения; по тексту не передаются чувства автора; текст передаёт переживания автор)


Подорожник всегда рос вдоль тропинок и хоженых дорог, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны им полечить…

2 . Подорожник.

Подорожник растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах…

Обычно листья собраны в прикорневую розетку. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой колос или головку.

По каким признакам догадались о том, что этот текст составлен в научном стиле?

Текст - описание. План. 1.Почему растение так названо. 2. Внешний вид. 3. Использование человеком .

Текст - описание.

1.Почему растение так названо.

2. Внешний вид.

3. Использование человеком .

… → колокольчик; … → подснежник; … → кошачьи лапки; … → стрелолист; … → подорожник.

… → колокольчик; … → подснежник; … → кошачьи лапки; … → стрелолист; … → подорожник.


Цветок: крупный, ароматный, замечательный , собранный в цветочную корзинку, белый. Листья: душистые, плотные, с зазубренными краями, резные, продолговатые, зелёные.. Стебель: прямостоячий, стройный , шершавый , покрытый волосками, твёрдый . (Нельзя потрогать, понюхать, ощутить.) в пищу человека; на корм животным; в медицинских целях; для получения масла; в строительстве; для озеленения и украшения клумб; в косметологии; медоносы; и тд.

Цветок: крупный, ароматный, замечательный , собранный в цветочную корзинку, белый.

Листья: душистые, плотные, с зазубренными краями, резные, продолговатые, зелёные..

Стебель: прямостоячий, стройный , шершавый , покрытый волосками, твёрдый . (Нельзя потрогать, понюхать, ощутить.)

В поле из зёрнышка

Выросло солнышко,

Круглое, яркое, только не жаркое.


Подсолнечник – это самый крупный представитель семейства сложноцветных. Это растение с прямостоячими стеблями может вырастать до 4 м в высоту. Листья у него крупные, сердцеобразные. На стебле, как правило, развивается до 20 листьев. Цветет подсолнух с июня по сентябрь крупными одиночными цветками, диаметр которых может составлять около 50 см. Центр большого цветка состоит из мелких желто-коричневых трубчатых цветков, окруженных большими (до 10 см) желтыми лепестками. В процессе созревания в серединке цветка развиваются семена. Зависимо от сорта, спелые семена могут быть покрыты черной или черно-белой шелухой.

Корни у него также довольно большие – у некоторых разновидностей достигают 3 метров. Но благодаря столь сильно развитой корневой системе подсолнухи легко впитывают воду из почвы.

Родина этого растения – Южная Америка, а если точнее, Мексика и Перу. Древние перуанцы боготворили этот цветок. Во время ритуальных церемоний в храмах Солнца жрецы почти всегда держали в руках подсолнечник. А на стенах храмов историки находят многочисленные изображения именно этого цветка.

Сегодня известно более 70 разновидностей, некоторые из которых декоративные.

ЧЕМ ПОЛЕЗЕН ПОДСОЛНУХ

Подсолнечник является ценной культурой по многим причинам. Он может служить декоративным растением, лекарственным средством, а также важным промышленным сырьем. Каждую часть растения можно использовать с толком. Листья, например, служат кормом для скота. Стебли содержат волокна, которые с успехом могут быть использованы для производства бумаги. Семена, как известно, хороши для изготовления масла, а также в качестве корма для птиц. Подсолнуховое масло используют не только в пищевой промышленности, но и в производстве мыла, свечей, при работе с шерстью, в качестве смазочного вещества, для смешивания красок. Кстати, о красках. Яркие лепестки цветка служат источником натуральной краски желтого цвета.


Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) Формирование универсальных учебных действий (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.)

2) Развивать умения составлять текст-описание в научном стиле, употреблять имена прилагательные в речи.

3) Воспитывать наблюдательность

Личностные: Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: Умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные: Составлять текст- описание о растениях в научном стиле. Ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность. Писать правильно слова "подсолнух", "ромашка", "растение".

Познавательные: Поиск информации, ее исследование, обработка и систематизация; находить нужную орфограмму, на допущенную ошибку при письме.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний

- Что такое текст? ( это 2 или более предложения, связанные по смыслу).

- Прочтите и определите, под какой цифрой находится текст?

1)Белая ромашка – многолетнее травянистое растение. Оно имеет прямостоячий стебель, продолговатые листья, цветки жёлтые в середине, а белые по краям.( Слайд 2)

2) Около тропинки росла белая ромашка. Мама приготовила вкусный ужин. Скоро будет дождь. Ребята весело играли во дворе. .( Слайд 3)

- Какой признак является важным для определения текста? (предложения связаны по смыслу)

- Имеет ли значение количество предложений для определения текста? (нет, это неважный признак)

- К какому типу относятся эти тексты? (описание, повествование, рассуждение)

- Почему? (описываются предметы и герои).

III. Работа по теме урока

- Сегодня мы должны составить текст описание в научном стиле.

- Назовите особенности научного стиля речи (употребление терминов, точных, научных сведений о предмете).

- Определите, какой текст относится к научному стилю: (Тексты на экране).

1. Подорожник.

Подорожник всегда рос вдоль тропинок и хоженых дорог, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны им полечить…

2. Подорожник.

Подорожник растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах…

Обычно листья собраны в прикорневую розетку. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой колос или головку. (Слайд 5)

По каким признакам догадались о том, что этот текст составлен в научном стиле? (употребление терминов, точных, научных сведений о предмете).

А сейчас отгадайте загадку и узнаете, что мы будем описывать:

Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение).

- При составлении текста - описания вам поможет план. (На доске: Текст - описание.

2) Составление плана. (Слайд 6)

1.Почему растение так названо.

2. Внешний вид.

3. Использование человеком.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа с планом: (учащиеся записывают план в рабочую тетрадь).

Первый пункт плана. В основе появления названий у многих растений лежит какая–то причина.

Задание: Объяснить причину появления названия растения. (На экране появляются иллюстрации с подписями названия растений).

… → колокольчик; … → подснежник; … → кошачьи лапки; … → стрелолист; … → подорожник. (Слайд 7)

- Что послужило причиной появления названия у колокольчика, кошачьих лапок, стрелолиста? (внешний вид)

- У подорожника? (место произрастания)

- У подснежника? (время или особенность появления).

Второй пункт. При описании растения мы должны, как бы зрительно разделить его на части. Перечислите сверху вниз получившиеся части (иллюстрация растения, разделённого на части).

- Назовите части растения (цветок, литья, стебель).

- Описывая каждую часть растения, нам нужно выделить такие свойства или признаки, которые бы отличили наше описываемое растение от остальных, т.е. отличительные признаки. Отличительные признаки могут отражать как важные для нас свойства предметов, так и неважные.

- Мы сегодня учимся составлять текст-описание растения по картинке, и не все признаки можем на ней пронаблюдать. Те, которые можем пронаблюдать на изображении (цвет, форму), относятся к важным для нас признакам.

Задание: Выберите важные, для нашего описания признаки.(работа с табличками)

По очереди каждый ученик берёт большую табличку со стола с признаком, читает, объясняет, подходит ли он к нашему описанию. Если подходит признак, то вывешивает на доску на магниты, если нет - учителю на стол.

Цветок: крупный, ароматный, замечательный, собранный в цветочную корзинку, белый.

Листья: душистые, плотные, с зазубренными краями, резные, продолговатые, зелёные..

Стебель: прямостоячий, стройный, шершавый, покрытый волосками, твёрдый.

Третий пункт. Где могут использоваться растения человеком? (Ответы ребят)

Прочитайте и найдите те примеры использования растений человеком, которые мы не называли. (в пищу человека; на корм животным; в медицинских целях; для получения масла; в строительстве; для озеленения и украшения клумб; в косметологии; медоносы; для строительства и тд).

VI. Продолжение работы по теме урока

(Работа над сочинением. Самопроверка.)

- Все пункты плана разобраны. Пора узнать растение, которое вы будете описывать. Загадка:

В поле из зёрнышка

Круглое, яркое, только не жаркое. (Подсолнух). (Слайд 8)

- Послушайте история возникновения подсолнуха.

Родина подсолнечника — Северная Америка. В Россию семена подсолнечника завёз из Голландии Пётр I .Промышленный процесс производства подсолнечного масла был создан крепостным крестьянином из Алексеевки Бокарёвым в 1828 году. Наиболее престижная мировая премия в области разведения подсолнечника носит имя Пустовойта.

Интересные факты (Слайд 9)

1.Подсолнечник любим магами. Так, по их уверениям, чтобы защитить себя от вторжения в дом недобрых сил

2. Математика и подсолнечник. Учёный Вогель в 1979 году предложил модель для распределения цветков и семян у подсолнуха. Это форма спирали Ферма.

Применение подсолнуха. (Слайд 10)

- Не забывайте, что текст должен быть в научном стиле. Самостоятельная работа в группах.

Читайте также: