Сочинение описание по русскому языку 6 класс рыбченкова

Обновлено: 19.05.2024

Оценить 2819 0

Гуртовая Антонина Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

по теме «Подготовка к сочинению-описанию природы

Аннотация . Методическая разработка урока русского языка в 6 классе представляет собой материалы к уроку развития речи. Разработка включает в себя план-конспект урока, дидактический и раздаточный материал.

Во время урока учащиеся учатся писать сочинение, высказывать своё мнение, развивают навыки работы со словарями, читают, анализируют сочинения других учащихся. В результате дети чувствуют точность и емкость каждого слова в текстах-описаниях природы, стремятся к речевому совершенствованию, проявляют интерес к творческой деятельности, выстраивают логические рассуждения, обогащают словарный запас, умеют выражать и аргументировать собственную точку зрения.

Ключевые слова: сочинение-описание природы, собирание материала к сочинению, наблюдение, основная мысль, пейзаж, эпитеты, зимний день .

Конспект урока

Тема : Подготовка к сочинению-описанию природы по личным наблюдениям

развивать умения собирать материалы к сочинению; самостоятельно группировать материал; создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи; создавать замысел сочинения по личным впечатлениям, создавать сочинение по личным наблюдениям, выбирать вид и форму изложения своего замысла, осуществлять отбор языкового материала, дорабатывать написанное, исправлять допущенные ошибки;

воспитывать эстетический вкус в отношении произведений художественной литературы и изобразительного искусства, красоты родной природы.

Задачи: научиться писать сочинение ; понять, в чём особенность сочинения-описания природы ; уметь высказывать своё мнение; углубить переживания, сделать осознанными; развивать воображение, фантазию; почувствовать точность и емкость каждого слова в текстах-описаниях природы ; представить картины, изображенны е в н их .

Личностные УУД. Стремление к речевому совершенствованию. Развитие эстетического сознания. Интерес к творческой деятельности.

Регулятивные УУД. Постановка целей и задач. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей. Целеполагание. Коррекция.

Познавательные УУД. Расширенный поиск информации. Построение логических рассуждений. Структурирование текста. Обогащение словарного запаса. Систематизация наблюдений. Выявление основной и второстепенной информации. Отбор материала. Синтез знаний. Построение письменного высказывания. Анализ и синтез явлений. Установление аналогий. Устное рассуждение.

Коммуникативные УУД. Коллективное обсуждение. Умение выражать свою точку зрения. Аргументация собственной точки зрения. Умение вести беседу. Совместная работа.

Приёмы работы:

собирание материала к сочинению;

анализ примеров сочинений — описаний природы;

определение роли описания природы в повествовании;

описание природы по наблюдениям.

Оборудование: учебник; рабочие тетради; справочная литература: толковый словарь, словарь синонимов, словарь эпитетов); дидактический материал; карточки с заданиями.

Тип урока Урок развития речи

I. Организационный этап (1 минута)

II. Актуализация знаний. (2 минуты)

Беседа

Какие вы знаете типы речи?

Какие вы знаете стили речи?

В чём заключаются особенности художественного стиля?

Дайте определение понятий

Один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Оборот, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение

Определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Приём либо просто указывает на сходство (он был похож на…), либо выражается посредством слов: как, точно, словно и т. п. Сравне́ние.

III. Мотивация к учебной деятельности (5 минут)

Слово учителя

Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами, которые помогут вам написать хорошее сочинение или рассказать о чём-либо.

Один из этих приёмов — внимательно рассмотреть предмет, о котором вы хотите написать или рассказать, выявить его важные признаки, особенности.

Конечно, и для писателя важно уметь наблюдать и записывать свои впечатления. Многие писатели ведут записные книжки, в которых фиксируют всё, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило.

Чтение по ролям (автор, Витя, Таня) – карточка 1

— Ну, — спросил Витя, — чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

— Видели следы цапли на песке, — робко сказала Таня.

— Ещё видели, как уж плывёт, только головка из воды торчит, — сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка.

— Разве всё это не чудесно? — спросил я.

Слово учителя

Наступила осень. Дни стали короче, ночи длиннее. Птицы улетают в тёплые страны. С деревьев падают листья. Временами небо покрывается тучами, идёт дождь.

— Интересно ли это сочинение? Почему? (Нет, читать это сочинение неинтересно, потому что в нём говорится о том, что всем и так известно.)

— Чем можно объяснить неудачи автора? (Возможны разные ответы: автор не определил для себя, ради чего он пишет сочинение, какова его основная мысль; автор не пытается выразить отношение к предмету описания и т. д.)

— Да, вы правы, но надо отметить и другое: это сочинение было бы интереснее, если бы его автор рассказал нам о том, что он сам увидел, услышал, наблюдал: как он заметил, что дни стали короче (если он действительно сам это заметил), как он увидел улетающих птиц, каких именно, как они готовились к полёту, как летели и т. д. Для этого надо было бы всмотреться в наступление осени, понаблюдать, сделать свои маленькие открытия.

Вот так, внимательно наблюдая то, о чём мы хотели бы рассказать или написать, мы бы увидели много такого, что прежде сами не замечали, а быть может, не замечали и другие. Это и есть один из приёмов собирания материала — наблюдение.

IV. Формулировка темы и цели урока. Постановка учебной задачи (1 минута)

V. Включение в систему знаний (10 минут)

Беседа. Повторение известного учащимся о сочинениях-описаниях и о роли пейзажа в художественных произведениях. Анализ текстов

Сегодня мы будем анализировать описания природы в произведениях русских писателей и учиться создавать такие описания.

Как вы думаете, для чего писатели рисуют словами явления и состояние природы? Почему они часто описывают уголки природы, в которых действуют герои их произведений?

Вопросы для анализа

1) Кто автор найденного вами описания?

2) Что именно (время года, погода, лес, река и т. п.) и как описывается в тексте?

3) Откуда автор наблюдал явления природы?

4) Как писатель относится (с восхищением, печалью, грустью, удивлением, радостью и т. д.) к предмету описания?

Работа с учебником. Чтение вслух

Текст упр. 326 — зимний лес утром (описание И.А. Бунина).

Вопросы для анализа

1) Что именно описывает И. А. Бунин? (зимний лес январским утром)

2) Где находится автор и откуда видит картину зимней природы?

3) Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил этот пейзаж? (синее небо, зелёный бор, тень синяя, зелёные вершины сосен, золотистый солнечный свет, белый снег)

Слово учителя

Ученик читает продолжение описания зимнего леса январским утром И.А. Бунина – карточка 2 :

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла. Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке.

Работа с учебником. Самостоятельное чтение текста упр. 328.

Ученик читает описание морозной ночи А.П. Чеховым – карточка 3 :

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.

Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

Слово учителя. Анализ описания

В сочинениях учащихся отбор фактов и речевых средств должен подчиняться раскрытию замысла, основной мысли.

Беседа.

Какие приёмы подготовки к сочинению вы можете назвать?

Как же применять эти приёмы?

Учитель читает памятку Как наблюдать и собирать материалы к сочинению – карточка 4 :

1. Присмотрись внимательно к тому, о чём собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

VI. Составление рабочих материалов (15 минут)

Слово учителя

Определите, о каких предметах, объектах описания вы стали бы говорить в сочинении и в какой последовательности (о небе, о деревьях; дети мотивируют,обосновывают свои суждения).

Работа в парах, группах под руководством учителя

Словарная работа

Какие ассоциации вызывает у вас слово зима?

К каждому из записанных слов подбираем и записываем средство выразительности. Для этого учащиеся используют подготовленный дома материал. Слова записываются на доске.

Беседа – карточка 5 .

Слово учителя

VII. Итоги урока (5 минут)

Беседа

Что является объектом описаний в этих сочинениях? (явления и состояние природы (листопад, буря, гроза и т. п.; морозный день, пасмурное утро и т. п.); уголки природы (лес, степь, поле, река, озеро, море и т. п.); местность.

С какой позиции можно описывать зимний день?

Каков может быть замысел сочинения?

Составление таблицы

а) из окна дома (школы).

б) по дороге в школу.

в) в солнечную (пасмурную) погоду.

г) когда идёт снег.

д) великолепное (чудесное).

е) обыкновенное (каких много зимой).

Слово учителя

VIII.Домашнее задание (1 минута)

IХ. Рефлексия деятельности (5 минут) .

Список литературы

Бондаренко М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М.А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 240 с.

Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2014. — 159 с.

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 159 с.

Художественный текст на уроках русского языка: чтение, анализ, оценка, речевое творчество. Дидактические материалы. 5—11 классы: пособие для студента-практикан та / Г.М. Кулаева; Мин-во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. — 140 с.

карточка 1 Чтение по ролям (автор, Витя, Таня)

— Ну, — спросил Витя, — чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

— Видели следы цапли на песке, — робко сказала Таня.

— Ещё видели, как уж плывёт, только головка из воды торчит, — сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка.

— Разве всё это не чудесно? — спросил я.

карточка 2 Ученик читает продолжение описания зимнего леса январским утром И.А. Бунина:

Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, — и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла. Солнце поднимается, и всё тише становится в просеке.

карточка 3 Ученик читает описание морозной ночи А.П. Чеховым:

А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с её бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребрённые инеем, сугробы.

Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом.

карточка 4 Памятка Как наблюдать и собирать материалы к сочинению

1. Присмотрись внимательно к тому, о чём собираешься писать. Если это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.

2. Постарайся увидеть самое характерное, удивительное в том, что наблюдаешь.

3. Запиши кратко самое главное из того, что заметил.

карточка 5 Варианты возможного начала сочинения

3. Из окна моего дома в этот серый зимний день я вижу серые дома и серое небо. Правда, это кажется так. На самом деле и дома не совсем серые, и небо.

4. Я иду по улице. Темнеет. Видно, ветер стал сильнее. Качаются молодые берёзки, кружась, падают лёгкие пушистые снежинки.

5. Ещё несколько дней назад я любовался картиной, которая открывалась из окна нашего класса. Шли дни. Погода менялась. И вот сегодня, глядя в окно, я вижу совсем другую картину.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Восходненская школа Красногвардейского района Республика Крым

Конспект урока по русскому языку 6 класс

(по учебнику Рыбченковой Л.М.)

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

Сорокина Юлия Александровна

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Тема урока: Р/р Особенности строения текста-описания.

Цели урока: Развитие умения создавать текст-описание.

Задачи: Регулятивные: постановка учебной задачи Личностные: самоопределение Познавательные: формулирование проблемы и выбор способов ее решения Коммуникативные: монологическая речь, письменная речь

Тип урока: развитие речи

-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней - какою негой веет
От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.

-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев? (Лето).

-А каким чувством проникнуто стихотворение? (Восторг).

hello_html_m43d50db9.jpg

-Поэт восхищается красотой лета. Лето - время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картины к которым мы сегодня обратимся будут связаны непосредственно с этим временем года.

Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас.

Работа над сочинением

1. Повторение о тексте-описании.

- Но прежде чем перейти к Тексту-описанию, мне бы хотелось поговорить о этом типе речи, ка таковом.

- Что такое текст-описание?

- Из каких частей он может состоять?

Вводная часть (узнаем оком пойдет речь)

Основная часть (описание внешнего вида)

Заключительная часть (вывод о внешнем виде)

- Как вы считаете, а что характерно для сочинения-описания, а что нет?

Описывать можно всё, что угодно. Давайте поговорим с вами о море. Ведь лето – это море…

hello_html_mcad282.jpg

Каким может быть море? А оно может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим. И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.

hello_html_m63c9671.jpg

hello_html_b9fd45a.jpg

- Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова, орфограммы выделите.

М..рской, чудес..ный, радос..ный,.лё..кий. ш..рокое.

Распределите эпитеты по группам: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.

Найдите олицетворения в следующих отрывках из стихотворений .

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей .

Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

hello_html_m59ff8f62.jpg

hello_html_m613cfa67.jpg

Как прекрасно море на закате! __ волны ___ берег. Они легко обгоняли друг друга. Весь день море было ___. А к вечеру вода стала ___. Солнце садилось, оставляя на воде _____ дорожку.

hello_html_58306fd2.jpg

- Ну а сейчас, я хотела бы, чтоб вы обратились к учебнику, к упражнению 286, стр. 147

- Давайте просмотрим текст и выполним задания к нему.

- Кого мы видим на картине? (великолепный портрет русской девочки, как бы предлагающей попробовать Вам, только что собранные ягоды.)

- Портрет русской девочки.

А что главное в портрете? ( лицо и одежда )

- Давайте, найдём прилагательные и опишем лицо девочки. (Наивное, простое, бесхитростное, доброе лицо девочки, дарящее ласку и тепло. Теперь редко встретишь такого лица. С простым, открытым и добрым взглядом. Широко открытые глаза открывают душу и невозможно остаться равнодушным.)

- Обратите внимание на руки девочки. Опишите их. (бережно держит деревянную расписную чашку с ягодами, ей совсем не хочется уронить ее и тем самым погубить свой труд)

- Что хотел показать нам автор? (Своей картиной художник показал чистоту, открытость русской души. В образе девочки все гармонично и одежда, и взгляд, и жесты.)

3. Словарная работа .

Продолжите ряд определений.

Лицо: красивое, доброе, симпатичное, круглое, милое, добродушное, непримечательное, необыкновенное, простое, живое.

Выражение лица : заинтересованное, загадочное, лука- вое, простодушное.

Глаза : светлые, тёмные, жгучие, голубые, янтарные, широко открытые, круглые.

Брови: вразлёт, домиком, пушистые, дугой, ниточкой.

Нос: пуговкой, ровный, прямой, картошкой, греческий, правильный, курносый, вздёрнутый. Губы : алые, сжатые, полуоткрытые, яркие, толстые, тонкие.

Волосы: пышные, редкие, кудрявые, русые, тёмные, каштановые, пшеничные, заплетённые, убранные.

Одежда: платок

4. Составление плана.

5. Заключение.
1) Настроение, переданное художником.


III . Работа над сочинением. ( Работа в черновиках. Корректировка работ при необходимости)

IV . Домашнее задание.
Переписать сочинение в тетрадь.


Предложен конспект урока для подготовки учеников к сочинению и потом само написание сочинения. Материалы и упражнение для написания сочинения взяты с учебника.


Содержимое разработки

Конспект урока развития речи в 6-м классе

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык.

Дата: 01.03.2017

Класс: 6, учебник под редакцией Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А.В., Лисицын А.Г.

Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 6 классе.

Тип урока: урок развития речи.

Дидактическая цель: совершенствование умений наблюдать за особенностями использования имён числительных в текстах учебно-научного стиля речи и разговорной речи.

Оборудование: школьная доска, учебник.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует? Спасибо. Садитесь.

Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение.

Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие?

Ученики: описание, повествование, рассуждение.

Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании?

Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

Учитель: Каковы особенности описания?

Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой

он). Это можно отразить в одном рисунке.

Учитель: Рассуждение имеет свои особенности.

Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.

Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что

потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства,

подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

IV. Работа с учебником.

Учитель: Давайте откроем учебник на странице 51, обратимся к упражнению 417.

Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных).

(чтение учителем текста)

— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность.

Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.

V. Собирание материала к сочинению, составление плана.

Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания.

Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола.

Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог.

(Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи).

Вариант ответа учеников может быть таким:

Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-рассуждения.

(учитель записывает на доске)

Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод.

Учитель: Что же такое тезис?

Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании.

Учитель: Хорошо, а что такое аргументы?

Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста;

Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать.

(Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.)

Учитель: Итак, давайте определим тезис.

Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести?

VI. Написание сочинения-рассуждения.

VII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: упражнение 415.


-75%

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • программы развития УУД.

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.

Общая характеристика курса

Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка;интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций. Реализуемый в программе компетентностный подход согласуется с заявленным в ФГОС системно-деятельностным подходом, имеющим общедидактический характер.

Таким образом особенностью программы является ее направленность на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие личности ученика на основе формирования универсальных учебных действий:

- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивация к учению, в частности к изучению русского языка;

- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);

- познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, поиск и извлечение необходимой информации из различных источников, осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого виды чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности, универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей.

В программе для 6 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.

Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.

В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 6 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.

Программа изучения курса русского языка в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования в 6 классе рассчитана на 210 часов.

Результаты (личностные, метапредметные и предметные) освоения

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности:

Содержание учебного предмета

Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.

1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции

Общие сведения о языке

  1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
  2. Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..

Фонетика и орфоэпия

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  1. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.

Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

  1. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация .

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

  1. Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

итоговый : портфель достижения ученика, проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты, сочинения всех видов, языковой анализ текста.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 классов

Учебно -методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2010.

6. Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

7. Мультимедийный проектор, доска StarBoard

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2012.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик

Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).

Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

Читайте также: