Сочинение на тему путь абая

Обновлено: 02.07.2024

У каждого человека есть один писатель, поэт, композитор или же просто блогер, которого он читает с удовольствием, с любовью. В моей жизни есть один поэт, которого я читаю с детства с восхищением.

Это - Абай Кунанбаев. Почему мне нравятся его произведения, его творчество?

Почему мне интересно знать, как он жил в то время? Почему многие страны читают роман "Путь Абая"? На эти вопросы я хотела бы ответить.

В Казахстане нет человека, который не знает кто такой Абай Кунанбаев. Я тоже познакомилась с творчеством Абая в начальных классах. До сих пор помню, что я учила наизусть стихотворение "Ғылым таппай мақтанба". Елбасы Нурсултан Назарбаев отметил, что "стихи Абая, его слова назидания и философские мысли – это духовное наследие не только казахского народа, но и мировой культуры. Его произведения взывают к познанию, трудолюбию, справедливости и братству". Поэтому, я начала знакомиться с его творчеством.

Для меня Абай Кунанбаев - как путеводная звезда. Читая его произведения, я нахожу себя, я начинаю понимать себя. Я попадаю в другой мир, и смотрю на этот мир другими глазами. Его произведения - моя мотивация. И я горжусь тем, что я родилась в городе Семей, где родился великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы - Абай Кунанбаев. Я горжусь тем, что я видела эти Чингизские горы, где родился гений Казахского народа.

Абай Кунанбаев (1845-1904) казахский поэт, композитор

Абай Кунанбаев (1845-1904) казахский поэт, композитор

Вы читали роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая"? В этом романе вы можете увидеть и почуствовать сложную картину жизни казахского общества второй половины XIX века, когда рушился многовековой кочевой образ жизни казахов. Вы можете увидеть как Абай защищает бедняков, свой народ от джута. Вы можете увидеть, что такое "настоящая дружба" в этом романе. Вы можете увидеть верную любовь между Абай и Тогжан.

Вы увидите, что путь нашего героя-был нелегким, он был трудным, суровым, был полным разочарований. Но, вы можете гордиться тем, что наш казахский поэт сдавался, всегда старался сделать жизнь своего народа лучше. И по-моему мнению, у него это получилось. Он всегда мечтал, чтобы молодежь был образованным, и в наше время это случилось. Благодаря труду наших деятелей, наша Страна добилась лучшего.

Сейчас, роман который открыл глаза нашему народу, читают с разных точек мира. Читают разные народы, разные люди, разное общество. Значит, люди интересуются нашей страной. Этого и желал Абай Кунанбаев. Благодаря ему, и Мухтару Ауэзову нашу страну узнают по роману "Путь Абая".

Я - будущий учитель. Я всегда буду стараться, чтобы мои ученики читали произведения Абая, с любовью. Да, Абай в моем сердце. Я хочу, чтобы мои ученики тоже любили Абая, и хранили его в своих сердцах.

В своей книге "Слово об Абае" Елбасы Нурсултан Назарбаев сказал: "Нам, откровенно говоря, не стоит искать обоснования наших добрых начинаний где-то извне. Все находим у Абая. Мы находим у него ответы и на жгучие проблемы проводимой нами ныне внешней и внутренней политики. На его завещании: "Люби, мой брат, все человечество" зиждется не просто дипломатия сосуществования, а основополагающий принцип всечеловеческого единства и братства".

Читая Абая, можно найти ответы на любые вопросы. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, "Слова назидания". Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни

Поэзия Абая - оптимистическая и жизнеутверждающая. Если прочитаете стихотворение "Весна" - в нем написана ликования людей и природы, прочитаете "Пылает юности огонь" - найдете гимн всепобеждающей юности, "Охоту с беркутом" - картину, изумительную по красам и образам. В этих стихах со всей силой вылилась та безмерная любовь к жизни, к юности, та страстная надежда на счастье, которая неизменно сопровождает в каждом стихотворении Абая тему разочарования, тему одиночества и мрачные, пессимистические мысли.

Только глубокий оптимизм поэта мог дать ему силы провозглашать в мрачную эпоху новые мысли о морали, о достоинстве и нормах поведения того, кто хочет называть себя человеком. О чем бы ни писал Абай - везде он преследует одну жизнеутверждающую цель: внушить людям, что они - люди; что мечта о кумысе и мясе - это крик изголодавшегося бедняка, а не цель жизни; что юность, пустая и бездеятельная, оставит в старости тяжелый осадок; что жить -это значит строить жизнь, трудиться и трудиться не только для себя, а еще для народа.

Абай Кунанбаев был одним из лучших людей своего народа. Такие рождаются раз в миллион. Абай сохранил свое юное сердце и остался "сыном народа, а не сыном своего отца", как говорил он о себе, когда на самом деле, он родился в волчье время, в волчьей стае.

Если вы прочитаете все стихотверения, слова назидания Абая, вы поймете почему Абай так важен для меня, для своего народа. Он-советчик во тьме, от солнце-в темноте, он - человек, среди волков.

"Творчество - высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество - это самозабвенное служение искусству народа",- говорит Василий Качалов. Абай жертвовал всем, чтобы оставить свой след в жизни. Он оставил свое богатствое, свое творчество своему народу. Мы должны беречь, ценить это.

Как отметил Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своей статье "Абай и Казахстан в ХХI веке" - мы должны достичь такого уровня, что при упоминании Казахстана сразу вспомнили имя Абая. Было бы большой честью, если бы другие люди поприветствовали нас и сказали: "Казахский народ - это народ Абая".

А достичь этого уровня, должны мы - казахский народ, народ Абая. Я всегда буду стараться добавить хоть капли пользу в эту мечту. С тех пор как Абай ушел из жизни, время прокатило по ней уже несколько таких волн. Но они не унесли с собой имени необыкновенного этого человека - одного из тех выдающихся деятелей, которые идут как бы впереди своей эпохи, являютея передовыми людьми своего времени.

Наоборот, эти волны-поколения с каждым разом вздымали имя Абая все выше. В конце тридцатых годов стихи его появились в русском переводе; к сотой годовщине со дня рождения (1945 год) - в переводе на языки многих братских народов Советского Союза. А ныне, спустя полвека со дня смерти, имя Абая поднято над всем простором великой нашей Родины. Иначе быть не могло.

Народная память, взыскательная и суровая, надолго сохранит для потомства имена тех людей, чья жизнь была кровно связана с народом, чья деятельность была направлена к его благу, чье сердце билось для его счастья, а ум работал для усовершенствования жизни современников.

В этом году исполнился 175 лет великому поэту и мыслителю Абаю Кунанбаеву. Юбилей Абая Кунанбаева отмечался на международном уровне, в том числе в рамках ЮНЕСКО. Это – большая гордость и для нашей страны, и для всех казахстанцев.

Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.

Абай Кунанбаев

Абай — великий поэт, философ, просветитель-демократ, основоположник казахской письменной литературы, композитор, народный заступник. Прочитав роман, я узнала в какое трудное и сложное время приходилось жить и творить Абаю. Степь кипела и перерождалась из-за усилившейся борьбы за власть, колониального и феодального притеснения. Все это свинцовым грузом ложилось на ростки казахской передовой общественной мысли и художественного слова, упорно пробивавшиеся в неоглядной степи к солнцу, к свету. И им суждено было дать чудесный плод, имя которому — родоначальник казахской реалистической литературы — Абай!

Абай — сын богатого и алчного феодала Кунанбая. Когда он вернулся в родной аул, отец пытался приобщить его к своим делам. Как посланник Кунанбая, Абай объезжал аулы и выполнял веления отца. В этих сценах видно что у Абая есть все задатки чтобы стать таким же прославленным баем как отец, но совсем не того порядка, какого ждал и требовал Кунанбай. Ведь Абая не интересуют власть ради власти, личное благополучие и благосостояние в ущерб интересам справедливости и правды. Наверняка Абай стал таким из-за любви к чтению. Автор пишет, что он любил читать восточные произведения. Так же влияние на становление взглядов Абая оказали его Бабушка Зере и мать Улжан, нежно любившие мальчика. Они хотели, чтобы Абай был достойным человеком, прививали ему положительные качества. Абаю нравилось народное творчество. Когда к ним в аул заехали известные акыны, мать уговорила их остаться на месяц, чтобы порадовать этим Абая. Абай с трепетной любовью относился к своему народу. Он не желал мириться с миром беззаконий и преступлений, не устраивали его и многие жестокие патриархальные законы.

Медленно, мучительно назревает конфликт с отцом. Когда Абай взрослеет, его отношения с отцом еще более ухудшаются. Первый случай острого сопротивления мнению отца — это казнь бедного и ни в чем неповинного Кодара. В развернувшейся после этого случая борьбе, Абай отказывается принимать сторону хитрого Кунанбая. И чем старше становится Абай, тем больше у него противоречий с отцом и его сторонниками, а позже последователями: Такежаном, Уразбаем, Майбасаром и др.

Как яростно Абай защищает бедняков, когда наступает тяжелое время для народа — джут. Он, не боясь отца, раздает беднякам сено и скот, чтобы уменьшить их бедственное положение.

Многолетняя дружба связывала Абая с Даркембаем. Умудренный жизнью Даркембай — это сама боль, страдания народа, его жизненная стойкость. Один из многих бедняков, он выделяется решительностью характера, живым языком, ясным умом, живет достойно с пониманием своей моральной правоты. Именно это чувство позволяет ему, отстаивая интересы Дармена, бросать в лицо Кунанбаю резкие, как удар плети, слова.

Абая характеризует дружба с Базаралы. Этот человек как степной орёл. Он по-настоящему храбрый человек, способный на большие дела. Это степной бунтарь-одиночка. Дерзко, с бесшабашной удалью под покровом ночи мстит он богачам за унижения и оскорбления. Он проходит сквозь бесконечные преследования, попадает на каторгу. В конце концов, путь Базаралы пересекается с путем Абая, и он начинает служить людям.

Абай и в конце жизни сохранил свои просветительские идеалы, верность делу народного процветания и непреклонность борца. Путь Абая — это был путь страданий, вызванных общественными и личными причинами. Он страдал из-за того, что унижен, оскорблен, угнетен его народ, из-за того, что всюду видны смрадные язвы окружающей патриархально-феодальной жизни. Он страдал из-за личных невосполнимых потерь: покинул мир его образованный, наделенный талантом сын Абдрахман, учившийся в Петербурге, а вслед за Абдрахманом и другой сын — одаренный поэт Магаш. Потеря сразу двух сыновей вместе с другими невзгодами оказалась для него непосильным бременем. Абай умирает, с тоской размышляя об участи одинокого дерева, сраженного бурей и гибнущего в неведении, дадут ли его рассеянные по миру семена благодатные всходы.


Творческое открытие Мухтара Ауэзова состоит в том, что он первым в литературе Средней Азии исследовал полувековую жизнь целого народа широко и всесторонне, сумел раскрыть патриархально-нравственные вопросы казахского общества накануне ХХ века с удивительной для читателя силой художественности.

Для создания романа-эпопеи автор готовился много лет, так как несмотря на то, что народ крепко любил и почитал Абая, о нем не осталось почти никаких фактических документов. Мухтар Ауэзов в юношестве встречался с некоторыми современниками великого казахского поэта, в частности с будущими героями его книг, женами Абая Дилдой и Айгерим, последней женой его отца Кунанбая — Нурганым, поэтом Кокпаем и др. Современником Абая Кунанбаева был и дед писателя Ауэз, близко знавший поэта а также поведавший внуку много интересных сведений, связанных с биографией казахского классика [1]. Но основным источником всё же послужили стихи поэта.

Основная тема эпопеи — путь казахского народа от тьмы, продолжающейся начиная со средних веков, к свету и процветанию. На страницах романа прослеживается философия, красота, разнообразная жизнь народа и образ его жизни, традиции и обычаи, поэтический талант, гостеприимство, справедливость — в общем, полувековая история народа во всем естественном, историческом развитии, вместе со всеми социальными передрягами.

Избрав главным героем романа реальную историческую личность, которая воплотила в себе особенности, присущие национальному характеру казахского народа, вокруг которого происходят основные события, связанные с жизнью народа, Мухтар Ауэзов, таким образом, показывает насколько тяжело и сложно протекал избранный казахским народом путь в поворотной точке исторического развития.

Мухтар Ауэзов приступил к работе над эпопеей “Путь Абая” в середине 30-годов ХХ века. Изучение эпопеи “Путь Абая” в историческом аспекте показывает, что автором была проделана огромная работа, определившая, безусловно, научно-познавательное значение этого произведения, явившегося для самого взыскательного читателя серьезным источником изучения прошлого Казахстана, воссозданного при всей исторической достоверности в ярких художественных образах.

Хронологически начало эпопеи относится к середине XIX века, когда в Среднем жузе была ликвидирована ханская власть, а вместе с ней произошло ущемление прав прежней правящей верхушки — султанов, считавшихся потомками Чингисхана. Эпопея “Путь Абая” дает возможность наглядно представить себе роль и значение господствующей верхушки феодально-родовой знати — наиболее влиятельных биев племени тобыкты: Кунанбая, представлявшего род иргиз-бай; Божея, влиятельного бия рода жигитек; Байсала, возглавлявшего крупный род котибак; Суюндика, стоявшего во главе рода бокенши, более бедного и малочисленного по сравнению с другими родами тобыкты; Каратая, главы рода кокше; Кулиншака — рода торгай.

Следует отметить, что названные бии родовых тобыкты как, впрочем, и подавляющее большинство других персонажей романа, — подлинные исторические личности. Их борьба с Кунанбаем за власть в племени тобыкты нашла свое отражение в архивных источниках.

Эпопея дает основание сделать вывод, что биями могли быть лишь представители феодально-родовой знати, зачастую их власть передавалась по наследству в рамках рода. Достаточно сказать, что предком Божея был бий жигитек Кенгирбай, а предком Кунанбая — бий Иргизбай, родоначальник иргизбаев.

Историзм эпопеи проявляется и в раскрытии отношения к женщине в романе “Путь Абая”. В условиях патриархально-феодального быта, которые описываются в эпопее, права женщины были ограничены, совершенно исключалось ее участие в общественной и государственной деятельности. Нормами казахского обычного права были узаконены такие обычаи, как калым (имущественная сделка между родителями жениха и невесты), аменгерство, многоженство и пр. Глава патриархальной семьи властвовал над женами и детьми. На примере многих женских судеб в романе показано, как девушка, будучи объектом купли-продажи между ее отцом и будущим мужем или его родителями, нередко против воли выдавалась замуж в другой род, становилась жесир (девушкой, за которую уплачен калым) не только мужа, а всего его рода. Эти патриархально-родовые традиции сохранили свою силу и во время Абая.

Перед читателями эпопеи проходит целая галерея женских образов, искалеченных человеческих судеб, принесенных в жертву патриархально-феодальному семейному обычному праву. Это трагедии юного Абая и Тогжан, Коримбалы и Оралбая, Умитей и Амира и др. Касаясь семейно-брачного права, Ауэзов поднимает тему борьбы за равноправие женщины. За этими краткими сведениями Ауэзову, умевшему глубоко проникать в описываемую им эпоху, раскрывалась трагедия степной жизни, жестокие феодальные устои которой особенно тяжело отражались на бесправном положении женщины, подавляли стремления молодежи к свободному решению своей личной судьбы. Такие детали, безусловно, сознательно собирались автором, так как, будучи как бы подсмотренными в жизни той далекой эпохи, они придавали особую убедительность и историческую достоверность повествованию. Писатель показывает далее сочувственное отношение Абая к Оралбаю и Коримбале, его поддержку и совет бежать в город под защиту русских законов, его бессилие помочь им иным путем в самой степи. Подобный художественный домысел совершенно закономерен, так как из хорошо известной биографии Абая можно привести ряд примеров поддержки, оказанной им казахским женщинам, боровшимся за свою свободу.

Тяжелая женская доля в полигамной семье, соответствующей нормам обычного права и шариата, по которому допускалось иметь четырех законных жен, нашла яркое отражение в романе. “Пять юрт стояло впереди. Это было многолюдное жилище двух младших жен Кунанбая — Улжан и Айгыз. Старшая — Кунке — жила в другом ауле.”. Четвертую жену, шестнадцатилетнюю Нурганым, Кунанбай приводит в дом уже глубоким стариком. Эпопея вводит в мир сложных взаимоотношений жен-соперниц. Так, во время ссоры жен Кунанбая — Улжан и Айгыз “казалось, два враждующих между собой аула готовились к бою”. Однако наряду с этим в романе нашло отражение и глубоко почтительное отношение к женщине, если она была старейшей в феодальной верхушке рода. Таким всеобщим уважением в племени тобыкты, как уже отмечалось, пользовалась мать Кунанбая Зере.

Историческое значение эпопея “Путь Абая” проявляется также и в том, что она содержит богатый материал для изучения этнографии казахов второй половины XIX века. Из романа вытекает, что весь быт казахского дореволюционного аула был полностью подчинен пастбищно-кочевому скотоводству, как преобладающей отрасли хозяйствования. Ауэзов особенно красочно воссоздал народные обычаи, свадебные обряды, народные празднества, связанные с рождением ребенка, поэтические картины молодежи в лунные ночи с песнями у качелей, в которых так ярко проявлялись музыкальность народа, любовь к поэзии, его духовный облик. Эпопея дает представление о похоронном ритуале, верованиях казахов.

В заключение хочется сказать, что в романе-эпопее есть важный поэтический символ, с которым Мухтар Ауэзов сравнивает главного героя. Этот символ — дерево Чинара, которое выросло на каменистой земле и превратилось в большое старое дерево, которое своей кроной, подпирая небесную высь, как бы вопрошает о судьбе своих ростков, о смысле долголетней жизни. Мухтар Ауэзов в одной из своих статей об Абае подчёркивал, что великий акын является могучим карагачем казахской литературы, и большинство поколений казахских писателей, сидя под тенью его кроны, нашли своё спасение. По нашему мнению, Мухтар Ауэзов тоже один из тех, кто сидел под тенью этого карагача, самый талантливый и оставшийся в памяти народа как биограф великого Абая.

1. Мухтар Ауэзов. Мысли разных лет. — Алма-ата, 1961. С.56.

2. Ауэзова Л. Исторические основы эпопеи “Путь Абая”. — Алма-Ата, 1969.

3. Ауэзов М. О. Как я работал над романами “Абай” и “Путь Абая”. // В кн.: Ауэзов М. О. Абай Кунанбаев. Алма-Ата, 1967. С.360.

Основные термины (генерируются автоматически): казахский народ, роман, казахская литература, эпопея, глава рода, главный герой, историческая достоверность, историческое развитие, полувековая жизнь, феодально-родовая знать.

Для своего времени и своей среды Абай казался загадкой. Мужественный поэт без страха выступил против, угнетателей казахского народа, согревая его душу светлой мечтой о приближении рассвета, который разгонит мрак невежества, бедности и угнетения, веками царивший в степях. Как яркий факел, освещал Абай своему угнетенному, забитому народу пути к светлому будущему. Имя поэта бессмертно, создания его не умирают, если жизненный: путь его сливается с путем родного народа, если творения его зовут народ вперед и вперед.

Великий поэт казахского народа Абай Кунанбаев

Абай родился в 1845 году в Чингисских горах Семипалатинской области, в кочевьях рода тобыкты. Отец Абая, властный, суровый степной правитель Кунанбай, был старейшиной тобыктинского рода, незадолго до того присоединившегося к России. Ранние детские годы Абая прошли в гнетущей обстановке разлада, царившего внутри феодальной семьи Кунанбая, Обычаи семьи (отец Абая имел четырех жен) влияли на психику, нравы и личную судьбу жен-соперниц и детей, часто также соперничавших и враждовавших между собой.

Образование Абая Кунанбаева

Первоначальное образование мальчик получил дома, у наемного муллы, а затем Кунанбай послал сына в медресе (духовная школа) семипалатинского имама Ахмед-Ризы. Дни и ночи проводили великовозрастные воспитанники духовной школы в бессмысленном заучивании непонятного текста корана, в пятикратной молитве, в изнуряющем посте и в иссушающих рассудок бесплодных спорах над буквой шариата. За пять лет учения в этом медресе прилежный и необычайно даровитый мальчик сумел получить многое.

Преодолевая премудрости арабского богословия — психологического учения догмах ислама, Абай в то же время расширял круг своих интересов. К этому времени в нем пробудилась любовь к поэзии. Еще в раннем детстве он слушал рассказы и воспоминания бабушки Зере, хранительницы живой старины и заучивал наизусть слышанные в ауле сказки, легенды, богатырские былины, исторические песни — все многообразное богатство творений акынов — певцов родных степей. Позднее, попав в медресе, Абай стал увлекаться чтением восточных поэтов. В школьные годы Абай не только изучал поэзию, но и сам начал писать стихи.

Среди сохранившихся ранних стихов Абая встречаются лирические отрывки, послания, любовные стихи, написанные под влиянием восточной классической поэзии, и одновременно — стихи-экспромты, созданные в стиле народной поэзии, в духе творчества акынов-импровизаторов того времени. Из удушливой атмосферы медресе, из среды богомольных буквоедов и темных фанатиков он, как к благодатному оазису из мрачной пустыни, рвался к народной и классической литературе Востока. Вместе с тягой к изучению восточных языков в нем пробуждается интерес и к русскому языку, к русской культуре. Нарушая суровый устав медресе, Абай самовольно стал посещать русскую школу.

Юноша сразу же попал в самую гущу сложных интриг. Тяжбы решались не царским судом, а на основе веками существовавшего обычного права казахов. Вращаясь в кругу изощренных вдохновителей межродовой борьбы, наделенный от природы недюжинными способностями, Абай постигает тончайшие приемы ведения словесных турниров, где оружием служили отточенное красноречие, остроумие и изворотливость.

Поэтическая жизнь творца

Рано пробудившийся интерес к классической поэзии Востока породил первые подражательные стихи Абая. Обращение к традиции казахской народной поэзии сделало его новые стихи оригинальными и индивидуально-самобытными. В этих стихах уже наметился будущий самостоятельный облик поэта, творчество которого глубокими корнями уходит в народ. По свидетельству многих своих современников, Абай начал сочинять стихи (в виде импровизаций и песен-посланий) очень рано, с двенадцатилетного возраста, поэтому его поэзия этого периода дошла до нас далеко не полностью.

Слабое развитие письменности в тогдашнем Казахстане обусловило и отсутствие писем, мемуаров, записей современников, которые помогли бы сохранить юношеские стихи Абая и осветить его биографию. Немалое значение при этом имело и отношение к поэту вообще, характерное для феодально-байской среды того времени.

Втянутый насильно в родовые распри, Абай не мог примириться с несправедливостью и жестокостью отца и часто шел вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения по многим делам. Кунанбаю были не по душе новые повадки сына и то, что друзей и советников Абай искал себе в народе, среди простых, но мудрых и честных людей, и то, что Абай уже многие годы тяготел к русской культуре.

Между хитрым властным отцом и правдивым, непокорным сыном все чаще происходили серьезные споры и стычки, угрожающие со временем кончиться прямым разрывом. Этот разрыв и совершился, когда Абаю было — двадцать восемь лет.

Остальные двадцать лет жизни Абая прошли в необычайно содержательной, напряженной творческой поэтической деятельности. В течение десяти-двадцати лет Абай (уже зрелый культурный человек) .изучает народное творчество и поэтическое наследие восточных поэтов и главным образом русскую классическую литературу. В годы зрелости Абай окончательно разочаровался е нравах и морали феодально-родовой среды.

Читайте также: