Сочинение описание иконы божией матери

Обновлено: 30.06.2024

В древности иконами называли "книги для тех, кто грамоты не знал". Существует множество древних икон, которые толкуют нам историю прошлого. В них скрыта глубокая истинна и слово Божье. Еще во времена древней Руси иконопись считалась делом достойным, и писали иконы только достойные люди. Говорили, что их пишут не простые люди, а то ангелы спускаются с небес, чтобы создать такое чудо.

Раньше я никогда не обращала большого внимания к этому виду искусства и мало понимала в иконах. Но однажды, посетив выставку очень древних икон, я просто увлеклась этим делом. Я перечитала множество литературы, узнала много интересного. У моей бабушки всегда был святой уголок, в котором висели три иконы и кадило. Раньше я и не смотрела в ту сторону, потому что ничего не понимала в них. А теперь я по-новому рассматривала эти произведения, всматривалась в каждую деталь, анализировала все своим глазом. Бабушка украсила это место вышитыми вручную полотенцами, и каждый вечер молилась возле этого уголка. У меня возникло непреодолимое желание, создать и для себя такой уголок. Я уже знала, что в доме обязательно должно находить три иконы: Матерь Божья, Иисус Христос и Святой Николай. Способностей к рисованию у меня нет, но очень хотелось сделать все собственными руками. Поэтому я решила вышить иконы бисером, что является очень популярным сегодня. Сейчас продается очень много икон, вышитых бисером, и цены на такие вышивки не дешевые. Продавец магазина помогла мне выбрать бисер с вышивкой, и я сразу села за работу. Бисеринка за бисеринкой ложились на холсте, лента за лентой продолжали рисунок. И вот подошла к концу работа над первой иконой Божьей Матери. Дальше надо было сделать еще одно важное дело – выбрать рамку для своей работы. Мне больше всего понравилась рамка, сделанная как бы под старую вытертую икону. Такие края делают ее более ценной и похожей на настоящую старинную икону. Потом я вышила еще Иисуса Христа и Святого Николая. Все три иконы у меня принадлежали к одному стилю с одинаковыми рамками. Со всеми своими произведениями я отправилась в церковь и посвятила их, чтобы это по-настоящему стали ценные святые вещи. Мы с мамой развесили их на видном месте и украсили вышитым полотенцем, мамочка (сочинение) самостоятельно вышивала еще на свою свадьбу с папой. Когда бабушка приехала к нам в гости, то не смогла оторвать глаз от такой красоты. Действительно, зрелище было очень красивым: под лучами света каждая бисеринка переливалась своим цветом и имела яркие блики. Я гордилась своей работой и была горда за то, что смогла самостоятельно создать такую красоту и еще больше приблизиться к подобным святыням. Поэтому не бойтесь и пробуйте себе вышить иконы. Они не только украсят стены вашего дома, но и будут защищать от всего плохого вас и вашу семью.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории. Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь Приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской. Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси. С глубокой древности слово "Икона" употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом левкасом) , как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей. Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе скульптура, а в Византии - мозаика. Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего это Священное Писание, Библия ("Библия" по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византиии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту. Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуру. Забвение, разорение постигли древнерусскую культуру, в том числе и иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре 1. Реформы Петра, повернувшие Россию на Запад, отринули культурное наследие Древней Руси. Русская живопись после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западно-европейских принципах. И хотя чисто религиозное уважение сохранялось в европеизированном просвещенном русском обществе, но и сами отличия живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства. Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании, центрами которого были несколько "иконописных" сел - Палех, Мстера и Холуй. Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в России окончательным. Через сто лет после петровских реформ к нем обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская интеллигенция. Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в "Истории государства российского" Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит сведения об их произведениях. Они становятся предметом изучения для историков, но подлинное открытие иконописных сокровищ произошло позже. Дело в том, что люди ХIХ столетия древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью, уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой невидимости икон - в той особой живописной технике, в которой они создавались. Доска, на которой должна быть написана икона покрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, и само изображение наносилось на грунт темперой, т. е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Олифа хорошо проявляет цвет и, что еще важнее прекрасно предохраняет икону от повреждений. Но олифа обладает свойством со временем темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала, находящуюся под ней живопись. В древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т. е. способы "расчистки" древней живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а "поновляться", т. е. поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких поновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, каждый из которых был покрыт олифой.

Оценить 621 0

Почитаемая икона в моей семье

Борисова Жанна, ученица 9 класса В.

учитель русского языка и литературы.

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

Моя семья исповедует христианскую веру. Я тоже крещеная по всем канонам православной церкви христианка. Иногда сложно понять, как и что надо делать, но бабушка мне всегда говорит, что надо верить и матерь божья услышит и поможет тебе во всем.

Мы не очень часто ходим в церковь. Но когда идем на службу, я с удовольствием сопровождаю взрослых. Повзрослев, я стала замечать, что все в моей семье обязательно подходят к одной из икон в храме, часто дольше, чем у остальных останавливаются, молятся, иногда даже слезинки медленно стекают со щеки то у мамы, то у бабушки.

Я стала рассматривать икону. С нее на меня смотрело лицо Богородицы с очень грустными глазами. Она держала на руках младенца Христа. Он пытался благословить любого, кто подходит к иконе. Но все же центральной фигурой явилась прекрасная святая женщина, которая заранее знала и свою судьбу, и судьбу своего ребенка. И все же, какая сила и воля светилась в ее глазах!

Лик святой мне показался очень знакомым. Я уже видела и этот легкий наклон головы, и грустный взгляд, и силу, таящуюся в нем. Где же я это видела? Вспомнила! Точно такая же икона, только несколько меньше по размеру, стоит у бабушки в комнате. Но это не все. Маленькая круглая иконка Богоматери висит на цепочке у мамы на шее.

Я заинтересовалась, почему же вся моя семья особенно выделяет эту святую и бережно хранит ее икону дома?

Как-то вечером мы с мамой разговаривали о том, что меня интересует в жизни и чем бы я хотела заниматься. Я вдруг спросила маму, что для нее значит святая, которая находится постоянно на ее шее.

Мама неосознанно коснулась рукой иконки, а потом обняла меня.

- Матерь Божья, моя девочка, так быстро выросла и стала замечать то, что раньше для нее ничего не значило!- прошептала мама и еще раз коснулась кончиками пальцев лика святой.

- Это образ Казанской Божьей Матери! Она очень много значит для нашей семьи. Богоматерь часто помогала и помогает всему нашему роду, - сказала мама.

- А такая же, только большая, из дерева, стоит у бабушки и дедушки в комнате?- спросила я.

- Да, солнышко, точно такая! – ответила мама.

- Расскажи мне о ней,- попросила я.

Я очень люблю свою маму. Она умная, добрая и понимающая, ласковая… Я могу долго перечислять все ее достоинства, но больше всего я люблю, когда она мне что-нибудь рассказывает. Я прижимаюсь к ней, а она обнимает меня, гладит по волосам и негромким голосом рассказывает мне то, о чем я просила. Когда мама говорит, то можно представить себе и тепло солнца, и ароматы цветов, и свежесть утра. Мама так много всего знает и так интересно может обо всем рассказывать, что слушать ее можно часами.

- Что ж, я начну свой рассказ о том, что же это за образ и как он вообще явился людям, - сказала мама.

Многие семьи остались без жилья, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона.

И вот однажды ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Матерь Божья – Пресвятая Богородица. Она повелела достать из-под земли Свою икону. Все кругом осветило ярким светом – и проснулась девочка. Но родители не поверили своему ребенку и не пошли в то место, куда вела их дочь. Только тот сон был видением, он повторился во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матрена с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли и земли. Видимо, давно тайные исповедники христианства в мусульманской Казани так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов. Архиепископ Иеремия благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм святого Николая, а откуда - в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, построенный по указу Иоанна Грозного.

Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

А те, кто еще несколько дней назад насмехались над православной верой, спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Казанская Пресвятая Богородица по православным церковным канонам является Одигитрией, что значит Путеводительницей. Многим нашим великим соотечественникам она указывала верный путь.

Многие иконописцы с благословения архиепископов копировали святой образ. Так однажды он был подарен одному из твоих предков в знак уважения и почитания за совершенные им хорошие поступки на лоне православной церкви.

Этим образом родители благословляли из поколения в поколение своих детей на брак. Но по образовавшемуся порядку, так как и титулы, и основное богатство по праву первородства передавалось в нашем роду старшему сыну, то икона, как помощница во всех богоугодных делах, по наследству оставалась у младшего ребенка в семье.

Хоть лик ее и не является по сути чудотворным, так как это всего лишь копия с чудотворного списка, но он намолен многими поколениями. Ему в нашей семье возносят благодарность за каждое удачное достижение. Этой иконе все мы молимся о здоровье и защите от всяких бед. Наша семья по праву считает Казанскую Божью матерь своей защитницей и заступницей. Да я сама часто молю Пресвятую Деву о твоем здоровье и хорошем учении.

Тут мама крепко прижала меня к себе и чмокнула в нос.

- Ну что, моя любопытная душа, что еще хочешь узнать? – улыбнулась мамочка, и ее лицо сразу осветилось таинственным светом.

- А почему, когда мы ходим в церковь, то иногда такая икона бывает красиво убрана, а иногда она просто обложена цветами и становится самой красивой в храме? – спросила я.

- А о чем вы с бабушкой говорите в храме, когда подходите к Казанской Божьей Матери? Ведь на мирские темы говорить между собой во время службы нельзя! – поинтересовалась я у мамы.

- А мы и не разговариваем. Между собой не разговариваем. Мы говорим с Богоматерью. Вначале каждая из нас благодарит святую за помощь во всех делах, затем просит помощи в намеченных планах. Просим о здоровье для своих родных. В основном, мы, конечно, молим Божью Матерь о твоей защите. Что бы ты была здоровой и веселой, хорошо училась и была послушной, преодолевала все трудности без потерь. Затем мы произносим молитву иконе Казанской Божьей Матери, и мама прочитала мне молитву.

Я долго обдумывала все слышанное. И теперь твердо уверена, что в храме у иконы Казанской Божьей Матери в следующий раз будем молиться уже мы втроем: бабушка, мама и я. И конечно я буду благодарить за все, что у меня есть, и буду молить о здоровье для всей моей семьи. А потом я произнесу молитву:

Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова "Богоматерь с младенцем".

Учитель: Закржевская Н.А.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока:

-Сегодня мы обратимся к живописной работе В. М. Васнецова "Богоматерь с младенцем", познакомимся с некоторыми законами православной иконографии. Итогом урока должно стать сочинение - описание.

В отличие от картины икона является не только произведением искусства, выполняющим воспитательные и эстетические функции, но и предметом культового поклонения. Это символ запредельного мира, икона обладает чудотворными качествами.

image

-Первое впечатление записать в тетрадь и прочитать.

-Образ Богородицы оказывает на меня облагораживающее, возвышенное и очищающее воздействие.

-Это тайна, которую не понять.

-Я чувствую, что мне говорят о смирении и добре.

-Вспомните, почему икону люди воспринимают иначе, чем картину?

-Иконы посвящены Богу. Они выражают нереальную жизнь, которая не похожа на нашу. Поклоняясь иконе, молящийся поклоняется Богу, Богородице, ангелам, святым.

-Чем отличается икона от картины?

Изображение материального мира,

Создан художественный образ

Изображено слово Божие.

Живописец высказывает собственный взгляд на жизнь

Иконописец выражает мировоззрение Церкви.

Проявление живописной манеры

Живописец свободен в выборе изобразит. - выразит. средств.

Иконописец работает по общим для всех мастеров правилам создания изображения.

Живописец воздействует на чувство зрителей.

Сопереживание происходит на духовном уровне.

Молящийся общается со святыми.

Средства формирования личности

Воспитание в себе Человека.

Это путь духовного развития.

-Почему православная церковь отстаивает иконопочитание?

-Иконопись выражает идею христианской религии.

-Рассказ о Васнецове.

. 1885 год - Васнецов принимает предложение сделать роспись храма.

1896 год - Завершение работ. .

Убранство храма.

image

-Легенда или быль.

Создавая композиции к храмовой росписи, Васнецов написал для апсиды Богоматерь с младенцем, идущую по облакам. Поначалу церковные опекуны отвергали замысел художника. Храм получал имя крестителя Руси, и по праву образ князя Владимира должен быть в центре собора. Но тут произошло некое событие, которое заставило священнослужителей изменить решение. На белой штукатурке в апсиде проступили темные пятна сырости. В них различили очертания васнецовской Богородицы. Сделали фотографию, сходство было поразительным. Сочтив это знамением, церковное начальство дало свое согласие.

-Как композиция помогает зрителю выделить главное?

-В роли композиционного центра - фигура Богоматери. Вокруг симметрично (по 4 справа, 4 слева) расположены 8 фигур шестикрылых серафимов. 9-й изображен по центру в медальоне орнаметра. Взгляд каждого из них обращен на Богоматерь.

-В русской иконописи есть определяющее понятие - лик. Чем слово "лик" отличается от слова "лицо"?

-Это слово мы употребляем при описании души человвека, его внутренней и духовной жизни.

-Лик - проявление в нашем лице образа Божия.

-Какая душа, какие сердечные чувства отражены в лике Богородицы?

-Образ одухотворен. Глаза полны скорби и сознания величия. В этом лике и кротость, и ласка, и горе, и забота, и покорность. Это Мать, Заступница.

-Глаза полны несказанной печали, глаза Матери, знающей о великом предназначении своего сына.

-Как художник показал единство Богоматери и младенца?

-Фигуры наложены одна на другую. Нимб объединяет в неразрывное целое Божественную семью.

-Как художник добивается изображения движения на иконе?

-Васнецов показал шаг идущей Богородицы. Легкий ветер откинул край ее одежды.

- Что создает ощущение невесомости Богоматери?

-Широкое пространство свободно и не заполнено отвлекающими от главной фигуры деталями. Линии мягкие, струящиеся.

-По каким признакам мы понимаем, что перед нами изображение неземных людей?

-Нарушен закон материального мира: Богоматерь идет по облакам. Использована традиционная для русской иконографии символика: нимбы над головами, золотое свечение неба, удлиненные пропорции женской фигуры.

-В чем своеобразие росписи?

-Священное Слово стали изображать по западному типу, расселяя небожителей на грешной земле среди реальных людей.

Сикстинская Мадонна

image

Толкование терминов:

Алтарь - восточная часть храма, отделенная от остальной части храма иконостасом.

Апсида - полукруглый выступ.

Иконостас - увешанная иконами стена.

Купол - свод, сфера, зонтик.

Неф - вытянутое помещение, ограниченное колоннами.

Нимб - сияние вокруг головы.

Плафон - потолок, украшенный живописной лепкой.

Подбор синонимов:

Икона - образ, роспись, стенопись, священное изображение, шедевр, вершина духовного откровения.

Нимб - ореол, сияние, свет, свечение.

Мировоззрение - миропонимание, мировидение, идеология, взгляды, принципы, образ мыслей, философия.

Работа с текстом:

-Как озаглавить сочинение?

-Живой идеал невидимого мира.

-Сконструируйте предложение, выражающее главную мысль сочинения.

-. выдающиеся явление мирового искусства.

-. драгоценное наследие национальной культуры.

Божественное бытие непостижимо для человека. Обращаясь к Богородице, нам хочется понять ее тайну. Столетиями об этом размышляли и философы, и богословы.

Читайте также: