Русская литература 10 11 класс лучшие сочинения к произведениям школьной программы

Обновлено: 02.07.2024

Марина Селиванова Готовые сочинения по литературе. 10 класс

Дорогие друзья!

Школьная программа 10-го класса по русской литературе предполагает изучение большого количества произведений, обширных по объёму и сложных по содержанию.

Вам предстоит изучить различные периоды развития русской классической литературы, познакомиться с величайшими произведениями реалистического направления. К ним относятся рассказы и романы И. С. Тургенева, пьесы А. Н. Островского и А. П. Чехова, романы И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, стихотворения Ф. И. Тютчева и поэмы Н. А. Некрасова.

Помните, что каждое сочинение – это индивидуальная творческая работа, в которой отражены ваши личные суждения и впечатления. При этом не забывайте, что ваше мнение должно опираться на содержание произведения и на теоретические знания, полученные на уроках литературы.

Не торопитесь переписывать готовое сочинение в тетрадь! Учитесь самостоятельно формулировать свои мысли, давать личную оценку героям, фактам и событиям. Пусть приведённые в книге тексты станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии письменной речи.

Основные требования к сочинению

Для начала следует рассмотреть обязательные правила составления сочинения. Их следует соблюдать как основу, тогда успех текста гарантирован:

  • Соответствие выбранной теме. Не должно быть отступления от заданной сначала проблематики. Нельзя писать вводную часть, например, о пользе медоносных пчёл для человека, а закончить загрязнением воздуха на планете.
  • Логика мысли и рассуждений. Мысль на протяжении всего текста должна быть последовательна, прослеживаться причинно-следственная связь, сохраняться композиция сочинения, состоящая из введения, основной части и заключения.
  • Единая стилистика. Не должно быть несколько стилей в одном сочинение. Нельзя употреблять сленг, просторечные высказывания, если того не требует тематика.
  • Доказательность мысли. Любой тезис, выдвигаемый в тексте, должен быть подтверждён литературным аргументом, с указанием автора и названия используемого произведения.

Композиция сочинения

Знание композиции важный элемент при составлении плана сочинения. К 10 классу, написав множество текстов, основная структура известна, но всё равно остаются некоторые нюансы, которые оставляют вопросы. Сочинение разделяется на три структурных элемента.

  • Введение — вводная часть, содержащая общие положения темы и подводящая к основному изложению.
  • Основная часть — содержит главные тезисы, раскрывающие проблему, аргументы и микровыводы, являющие частью основного вывода.
  • Заключение — часть, подводящая итоги и отвечающая на поставленный вопрос в начале сочинения.

Каждый элемент, представляет собой отдельный абзац. Основная часть также может быть разделена на несколько смысловых абзацев, если текст слишком длинный или же этого требует содержание.

Вводный абзац

Во введении удобно пользоваться клише. Они помогают обозначить границы предложений, легче сформулировать и структурировать мысль в сочинении. Подробный план литературы, используемой при доказательстве, лучше всего продумать на этом этапе, что также поможет лаконично подвести введение к аргументам в основной части.

Абзац не стоит делать слишком большим (пять-шесть предложений, объясняющих дальнейшую тему рассуждений) и перегружать терминами и понятиями. Введение должно состоять из трёх смысловых частей.


  • Вводная часть — несколько общих предложений, подводящих к проблеме. Здесь уместно использовать клише.
  • Проблема — лучше всего, если представлена в форме вопроса, но не возбраняется и в виде повествовательного предложения. Она должна быть краткой, точной и понятной и затрагивать только один вопрос, который получит раскрытие и подтверждение в главной части. Не стоит пытаться уместить в одно предложение несколько понятий.
  • Переход к основной части — подводит читателя к главному рассуждению. Здесь также уместно использование клише.

Основная часть

Самая объёмная и имеет свой план. Эссе по литературе в 10 классе обязательно должно содержать литературные аргументы, подкрепляющие позицию и поясняющие проблему, обозначенную в начале текста. Каждый аргумент — это отдельная часть главного абзаца со своей структурой:

  1. Тезис, раскрывающий проблему.
  2. Литературный пример.
  3. Микровывод по тезису.
  4. Плавный переход к следующему тезису или заключительному абзацу.

На всех этапах возможно использование клише, как вспомогательного инструмента.

Заключительная конструкция

Удобнее всего начинать вывод с вводного клише (таким образом, итак, в итоге и т. д. ). После предстоит переформулировать первый абзац, пересказав проблему и подтвердив её уже сделанными микровыводами из основной части. В конце можно добавить несколько предложений с личным мнением или же общие слова по теме, наводящие на размышления.

Не стоит забывать, что это в первую очередь творческая работа. Понимание структуры и знание клише не обязывает чётко следовать составленному плану. В 10 классе проекты по литературе имеют менее строгую форму, чем на ЕГЭ. В процессе создания всегда возможны изменения и корректировки, но необходимо держать в голове скелет структуры сочинения и не злоупотреблять клише.

Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения. Существуют различные способы работы с черновиком: • Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике

, а затем после правки переносить его в чистовик. • Другие предпочитают
работать с отдельными частями
: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. • Некоторые
сразу записывают текст в чистовик
. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а
исправления в чистовике сделают работу неаккуратной
. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение
даётся почти 4 часа
; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.

На этапе выбора темы Вы можете набросать на черновике названия художественных произведений

, необходимых для раскрытия темы. После того, как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать
основной тезис
— мысль, которую Вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы Вы
придерживались изначально выбранной мысли
и
отвечали на поставленный вопрос
.

Подбирая материал, выделяйте в нём главные

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):


, можно нарисовать такую схему:

Выявление проблемы

Основным элементом при написании сочинения является тема, на основе которой уже рассматривается проблема, раскрываемая в тексте. Проблему удобнее всего сформулировать в виде вопроса и отвечать на него в процессе написания. Вставляется она во введении после нескольких общих предложений, подводящих к теме.

Далее, следует обозначить несколько тезисов, отвечающих на заданный вопрос, которые будут доказываться литературными примерами.

Все сочинения по литературе за 10 класс

А. Н. Островский

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть – ее освобождение.

Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах.

Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в ее избраннике. Она выбирает амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности, желание иной жизни побуждают Ларису решить свою судьбу. Кажется, что путь в романтический мир лежит через романтический, безрассудный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели. Он совершается в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов..

А. А. Фет

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется, Листья кружатся у ног.

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

Литература, 55+15 школьных сочинений, 9-11 классы, 1999.

Вниманию школьников старших классов и абитуриентов представлены сочинения их сверстников, выдержавших в последние годы выпускные экзамены в общеобразовательной школе и вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Требования к письменным работам в разных учебных заведениях различны, с учетом этого в книге представлены сочинения нескольких типов. Тематика сочинений полностью соответствует школьной программе и охватывает 3 раздела: русская литература XIX века, русская литература XX века и сочинения на свободные темы.

Экзамен по литературе и русскому языку - один из самых сложных как для школьников, так и для абитуриентов. Успешно написать сочинение - значит не только показать знание литературного материала, но и проявить свои способности думать, чувствовать, сопереживать, анализировать. Предлагаемый вашему вниманию сборник содержит около четырехсот сочинений, разных по стилю и по жанру. Нужно помнить, что сочинение может быт разных типов: историческое, историко-литературное, биографическое, проблемное, лирически-эмоциональное, публицистическое. В сборнике представлены сочинения всех этих типов. Не стоит воспринимать сочинения из сборника как готовый образец. Это лишь пример, который поможет вам написать свое собственное экзаменационное сочинение, восстановить в памяти цитаты, вспомнить содержание литературного произведения. Сборник поможет избежать характерных недостатков школьных сочинение "общих мест" пересказа текста вместо анализа, неспособности рассмотреть тот или иной персонаж в системе образов художественного произведения. Желаем вам успешно сдать экзамен по литературе и русскому языку. Мы будем рады, если наш сборник поможет вам в работе.

Все сочинения по литературе школьной программы и для поступления в ВУЗ

Быкова Н.Г. (сост.). Литература. Справочник школьника

  • формат djvu
  • размер 5.3 МБ
  • добавлен 14 ноября 2010 г.

М.: АСТ, Ключ-С, Слово, 1997. - 576 с. Справочник предназначен для учащихся, их родителей, школьных учителей, абитуриентов и охватывает все аспекты школьной программы по литературе.

Лебедев Ю.В. Литература (базовый уровень). 10 класс

  • формат pdf
  • размер 169.77 МБ
  • добавлен 02 ноября 2011 г.

Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. 3 изд-е. М.: Просвещение, 2002, 320 с., с ил. Часть1. Учебник содержит биографические материалы о писателях 19 века (Карамзин, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и др.), анализ произведений школьной программы,а также вопросы и задания для контроля после изучения каждой темы.

Литература. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах

  • формат pdf
  • размер 16.98 МБ
  • добавлен 18 апреля 2011 г.

СПб.: Тригон, 2007. - 125 с. Справочное пособие предназначено учащимся общеобразовательных школ. В наглядных таблицах и схемах изложен весь материал школьной программы по русскому языку, английскому языку, литературе, истории, географии и обществознанию. Книгу можно использовать для подготовки к урокам, контрольным и самостоятельным работам. Предложенная форма подачи материала удобна для старшеклассников и абитуриентов при подготовке к экзаменам.

Роди И.О., Пименова Т.М. Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература (Школьникам и абитуриентам) (1999)

  • формат djvu
  • размер 3.94 МБ
  • добавлен 29 марта 2011 г.

Родин И.О., ПименоваТ.М. (авт.-сост.) Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература

  • формат pdf
  • размер 32.43 МБ
  • добавлен 15 октября 2010 г.

М.: Родин и компания, АСТ, 1999. - 616 с. Впервые в одной книге вы найдете краткое содержание и подробный анализ всех произведений, входящих в школьную программу по литературе, биографические сведения об авторах, конспекты критических статей. Книга является незаменимым помощником для учащихся школ и абитуриентов во время занятий и при поступлении в вуз.

Чумакевич Э. Сочинения на отлично! Русская литература. 9-11 классы

  • формат epub, fb2
  • размер 2.15 МБ
  • добавлен 28 октября 2011 г.

СПб.: Питер, 2011. - 297 с. С этой книгой учиться в 9–11 классах станет совсем просто, а сочинения по литературе всегда будут только на пять баллов. Мы подготовили уникальную коллекцию сочинений, которые нельзя скачать в Интернете или найти в других книгах. Школьное сочинение – это не просто фантазии и размышления о прочитанном. Преподаватели ждут от вас обоснованной точки зрения, знания текста произведения, знакомства с литературной критикой и.

1000 Лучших школьных сочинений Литература XX века

  • формат doc
  • размер 820.78 КБ
  • добавлен 14 сентября 2011 г.

1000 Лучших школьных сочинений. Литература ХХ век

  • формат pdf
  • размер 3.31 МБ
  • добавлен 30 марта 2010 г.

В четвертую книгу сборника включены сочинения по произведениям современной литературы. Большую помощь в подготовке к письменным и устным экзаменам окажут образцы сочинений на обобщающие темы по русской литературе XX века. Книга содержит варианты школьных письменных работ нетрадиционных жанров: эссе, размышления, кино- и театроведческие рецензии и т. д.

800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5-11 классов

  • формат pdf
  • размер 7.84 МБ
  • добавлен 11 декабря 2009 г.

Сост.: Белик Э.В., Музычук С.В. - Ростов-на Дону: Баро-Пресс, 2003 - 896с. В сборник включены все основные темы сочинений до русской и зарубежной литературе, предусмотренные школьной программой для 5—11 классов. Издание призвано помочь учащимся и абитуриентам при подготовке программных сочинений, а также при сдаче выпускных и вступительных экзаменов.

Читайте также: