Сочинение олимпиады 10 класс

Обновлено: 05.07.2024

Автор статьи - кандидат филологических наук Э. М. Зобнина.
Эта статья - для тех, кто стремится поступить на Филологический факультет МГУ или хочет стать призером олимпиады по литературе.

Из года в год выпускники школ приходят в Университет на вступительные (или подают олимпиадные работы), пишут сочинение и делают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей вступительной работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к вступительному сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Эта статья объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Каких ошибок в построении работы и изложения материала следует избегать,
2. Как правильно спланировать работу (дан план сочинения на определенный тип темы).
3. Каким должно быть сочинение на отлично (для этого мы публикуем образец вступительного сочинения).
4. Как аргументировать свои и чужие мысли.

План для этой темы может быть очень кратким. Например, таким:

1. Что такое пейзаж?
2. Функции пейзажа в произведении.
3. Приемы изображения природы.

Конечно, следует помнить о вступлении и заключении, обрамляющих работу.

Что такое пейзаж? Это средство композиции, и он выполняет различные функции в произведении. Экзаменаторы, оценивая полноту раскрытия темы, хотят увидеть в вашей работе именно это умение грамотно изложить, для чего нужен Лермонтову в той или иной главе романа пейзаж и какой именно это пейзаж.

Функции пейзажа в произведении (любом) обычно бывают такие:

Образец вступительного сочинения:

Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.

(По 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Даны следующие предложения со словом что :

1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

3. Всё утро я думал, что скажу матери.

4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

5. Что, у вас каждый день такой?

6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.

За правильный ответ - 13 баллов

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту м завернулась в шаль.

(По 1 баллу за каждый правильный ответ)

А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы-.

2. Убить двух птиц одним камнем-.

3. По самые локти-.

4. Просто, как упасть с бревна-.

5. Чёрная овца в семье-.

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская-

2. Ахиллесова пята-

3. А Васька слушает да ест-

4. Игра не стоит свеч-

5.В костюме Адама и Евы-

6. Много шума из ничего-

(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма - 3 балла)

Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

За правильный ответ - 1 балл

За правильный ответ - 2 балла

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были "изгнаны" из алфавита.

Какие буквы "изгнали" из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов

Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. " Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…" ( М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени").

2. "Самое смешное желание — это желание нравиться всем". ( И. Гёте)

3. " Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму". (В.Г. Белинский)

4. "Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее". (Бернард Шоу)

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы - 2 балла
  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения- 2 балла
  • оправданная образность языка и оригинальность стиля- 2 балла
  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру
  • сочинения- 2 балла
  • соблюдение речевых норм, орфографическая и пунктуационная грамотность- 2
  • балла

Итого: 10 баллов

Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный.

Даны следующие предложения со словом что :

1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

3. Всё утро я думал, что скажу матери.

4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

5. Что, у вас каждый день такой?

6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

1. В первом предложении что – подчинительный союз , его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение , его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова . Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

4. В четвертом предложении что – подчинительный союз , его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

5. В пятом предложении что-частица . Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.

6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова . Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.

Б) ХОДИЛИ также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту м завернулась в шаль.

(По 1 баллу за каждый правильный ответ)

А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит ( не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).

2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев ( Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)

3. По самые локти-по горло (очень много)

4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)

5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская- история (Время правления Ивана Грозного)

2. Ахиллесова пята-древнегречечкая мифология

3. А Васька слушает да ест- литература (басни И.А.Крылова)

4. Игра не стоит свеч- профессиональная лексика (игрок в карты)

5.В костюме Адама и Евы-Библия

6. Много шума из ничего-литература (произведения У.Шекспира)

(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма - 3 балла)

Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

"Лишнее"слово - сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.

За правильный ответ - 1 балл

Выражение означает бездельничать. Баклушами на Руси называли деревянные заготовки для ложек. А сделать их считалось очень легкой работой.

За правильный ответ - 2 балла

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были "изгнаны" из алфавита.

Какие буквы "изгнали" из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

Буква ЯТЬ. Разновидность буквы Е. Е и ЯТЬ произносились одинаково. Но в разных словах писались то Е, то ЯТЬ. Ученикам приходилось заучивать слова с этими буквами. ЯТЬ называли "буквой-страшилищем".

Буква ЕР . Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Буква ФИТА. Было 2 буквы в алфавите, которые произносились одинаково (Ф и Фита). Но разные слова с буквой Ф могли писаться то с Ф, то с Фитой.

Буква ИЖИЦА . Буква ижица выглядела как римская цифра "пять" — V. Ижица - разновидность буквы И. Существовало три варианта написания слов с И, с ижицей и с i. Написание зависело от значения слова. Приходилось запоминать разные значения многозначных слов.

За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов

Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. " Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…" ( М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени").

2. "Самое смешное желание — это желание нравиться всем". ( И. Гёте)

3. " Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму". (В.Г. Белинский)

4. "Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее". (Бернард Шоу)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по литературе в 10 классе с ответами включают в себя несколько различных заданий. Подходят для проведения школьных олимпиад по литературе.

Олимпиада по литературе

I. Знание текстов художественных произведений

Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов -4 балла )

«Государь мой премилостивый,

2.В приведенных отрывках говорится о домашних учителях литературных героев. Назовите там, где возможно, имена учеников и учителей. Укажите автора и произведение. (Максимальное количество баллов – 3 балла)

2.1 … в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.

2.2 По-французски и всем наукам обучал его немец… Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правда сказать, и мы им довольны… он ребенка не неволит.

2.3 Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

II. Историко-литературные задания.

1.Кто из героев повести А.С.Пушкина является историческим лицом, а

кто – вымышленным?

2. Кому принадлежит это поэтическое завещание. Кому из русских поэтов, в свою очередь, передал пальму первенства Жуковский? Когда и в связи с чем это произошло? (Максимальное количество баллов – 2 балла)

Тебе в наследие, Жуковский,

Я ветху лиру отдаю;

А я над бездной гроба скользкой

Уж преклоня чело стою.

III. Знание теории литературы.

Перед вами фрагменты произведений А.С.Пушкина и названия видов строф. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9). (Максимальное количество баллов – 4 балла)

1.Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

2. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

3. Султан ярится. Кровь Эллады
И peзвo cкачет, и кипит.
Открылись грекам древни клады,
Трепещет в Стиксе лютый Пит.
И се — летит предерзко судно
И мещет громы обоюдно.
Се Бейрон, Феба образец.
Притек, но недуг быстропарный,
Строптивый и неблагодарный
Взнес смерти на него резец.

4. О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

5. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

Когда до МЭ по обществознанию осталось совсем немного и вы уже повторили весь теоретический блок, самое время вспомнить про последнее задание олимпиады — эссе. Абитура рассказывает, как написать эссе на максимум и что для этого нужно, когда времени на подготовку практически не осталось.

Сложность с началом эссе знакома многим, в том числе и мне. Помню, как в 10 классе полчаса просидела перед белым листом, боясь начать писать. Чтобы избежать этого, необходимо преодолеть барьер в виде чистого листа. Просто начните! Есть несколько способов начать эссе:

с известного высказывания;

с риторического вопроса по теме;

с постановки проблемы.

Не бойтесь начать неправильно. Если по ходу эссе к вам пришло вдохновение и вы нашли лучший вариант — смело зачёркивайте и пишите вступление выше, ниже или в конце, но обязательно с пометкой, куда относится эта часть!

Правильность постановки проблемы — это один из первых критериев, по которым вас будут оценивать. Лучшим методом при постановке проблемы будет вопрос, который к ней можно задать.

О чем задумывался автор?

В ответ на какое явление или вопрос он сформулировал это высказывание?

После ответа на эти вопросы вам будет гораздо легче понять логику автора. Лучше всего попытаться мысленно сформулировать диалог, в ходе которого предложенный афоризм мог бы быть создан.

Также важным фактором здесь служит выделение ключевых понятий, опираясь на которые, можно задать вопрос к высказыванию. Но, к сожалению, ключевые слова можно выделить не всегда. Если выделить их не получилось, возвращайтесь к предыдущему совету.

Слова, которые вы выделили как ключевые, не обязательно должны быть в самой проблеме. Часто бывает как раз так, что эти слова в нее не входят, а лишь подталкивают к формулировке проблемы.

Алгоритм постановки проблемы на конкретном примере

Представьте диалог, в ходе которого мог бы возникнуть такой афоризм;

Задайте вопрос к высказыванию: От чего зависит сила или эффективность работы законов?

Сформулируйте проблему: причины, от которых зависит эффективность работы законов.

Базовая наука — это наука, с позиции которой вы будете рассматривать проблему. В олимпиадах по обществознанию их несколько: экономика, социология, философия, политология, культурология, правоведение. Очевидно, что, выбрав тему, связанную с законами, вы будете ссылаться на правовую сферу. В основном раздел бывает понятен по ключевым словам, и определить его несложно. Важно здесь другое! Год из года одним из самых главных негласных критериев для членов жюри в оценке эссе служат так называемые метапредметные связи. Это означает, что в своём эссе вам необходимо показать взаимосвязь базовой науки с другими и продемонстрировать, как рассматриваемое явление влияет на другие сферы общества. Например, при написании эссе по экономике можно показать, как данное экономическое явление сказывается на социальном неравенстве, социальной мобильности и так далее.

На этом шаге необходимо обосновать и сформулировать свою точку зрения на предложенную проблему. Здесь вас не просят выражать свое согласие или несогласие с автором. Постарайтесь ответить на вопрос: в чём заключается ваша точка зрения на конкретную обществоведческую проблему (а не на высказывание)?

Важно при подготовке к этому шагу, да и к самой олимпиаде в целом, различать эссе олимпиадное и ЕГЭшное. Здесь в аргументах у вас смотрят на качество примера, а не на его источник.

В этом разделе эссе оценивают по четырём основным критериям.

Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

Опора на научные теории, владение понятиями курса;

Опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

Примеры из произведений духовной культуры (литература, театр).

Не забывайте упоминать в аргументах научных деятелей и вводить их взгляд на проблему. Тут отлично помогут пособия, прикрепленные в предыдущей статье о МЭ по обществознанию в целом. Указав, как ту или иную проблему рассматривали учёные, вы покажете свой кругозор и понимание проблемы.

Здесь необходимо повторить поставленную проблему в другой формулировке и, опираясь на свои примеры и рассуждения, прийти к соответствующим выводам. Заключение нужно сформулировать кратко, иначе появляется опасность отойти от темы.

Как уже было сказано ранее, эссе по ЕГЭ и эссе на олимпиаде — это разные вещи. На олимпиаде, помимо попадания в критерии, оцениваются ваши творческие способности. Жюри готовы закрыть глаза на ваши мелкие недочеты, если вы смело и креативно излагаете свою мысль. Вот пример достаточно сильного эссе, которое как раз иллюстрирует такой случай. Не бойтесь творчества, не бойтесь применять новые идеи и форматы, но и не забывайте про критерии!

Читайте также: