Сочинение образы чиновников в пьесе грибоедова горе от ума

Обновлено: 05.07.2024

Чацкий

Александр Андреевич Чацкий – это главный персонаж, с индивидуальным, отличным от других героев взглядом на мир и окружающих его людей. Несмотря на то, что Чацкий воспитывался в семье Павла Афанасьевича, так как его родители умерли, он не согласен с его пренебрежительным и предвзятым отношением к людям. Чацкий образованный молодой человек, много путешествующий и получивший место в престижном Английском клубе дворянства, вернулся на свою родину к возлюбленной Софии Фамусовой, дочери Павла Афанасьевича. Но, несмотря на некоторые сходства, между Александром и Софией, они оказались, к глубокому разочарованию молодого человека, совершенно разными людьми. Чацкий – красноречив, не боится высказывать свое мнение и указывать на недостатки других персонажей, в людях ценит образованность, прямолинейность. Не терпит лицемерия, борется за свободу, приветствует патриотизм. Чацкий считает, что в человеке главное не его происхождение, а поступки, которые он совершает. (подробная характеристика)

Фамусов Павел Афанасьевич

Молчалин

Молчалин. Это хитрый, злой и подлый молодой человек, являющийся секретарем Фамусова и тайным воздыхателем Софьи. Молчалин, так же как и Павел Афанасьевич, постоянно льстит, заискивает перед людьми высокого звания и чина, чтобы его заметили и приняли в свое общество. Именно благодаря такому качеству он и стал секретарем Фамусова. На самом деле, за маской глупого человека, скрывается опасный тип личности. Для Молчалина важны только материальные ценности, высокие звания, поэтому он перетупит через все, чтобы добиться желаемого. (подробная характеристика)

Фамусова Софья Павловна

Фамусова Софья Павловна. Это молодая девушка, семнадцати лет от роду. Она хорошо образованна, знает французский язык, прекрасно поет и танцует, любит играть на фортепиано. В данном произведении Софья – это самый трагичный персонаж, так как на ее судьбу выпадает большое количество неприятностей и страданий. Несмотря на то, что она достаточно решительна и умна, Софья является заложником дворянского общества. Ведь она вросла в атмосфере жестокости, надменности и постоянного превосходства над простыми людьми. Но, с другой стороны, это чувственная натура, рьяно отстаивающая свою любовь в лице Молчалина пред Чацким. Именно благодаря жесткому высказыванию в сторону Чацкого, его и выгнали из этого общества.

Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб – это полковник средних лет, не женат. Полковник – истинный карьерист, для которого важны только награды, армия и высокие чины. Мечта Скалозуба – получить звание генерала. На самом же деле он ограниченный, грубый человек, думающий только о своем превосходстве. Полковник презирает тех, кто борется за образование и читает книги, он считает это пустым и ненужным занятием.

Лиза. Она является служанкой (крепостной) в доме Фамусова. Лиза веселая, общительная девушка, поддерживает свою хозяйку Софью в делах любви, сообразительна и умна. Лиза не боится высказать свое мнение, может дать отпор, как Молчалину, так и Фамусову.

Репетилов

Близкий друг Чацкого Репетилов. Это ветреный, болтливый и поверхностный молодой человек. Репетилов двуличен, с легкостью рассказывает о себе и своей жизни, плохо относиться к своей жене и детям.

Близкий знакомый Фамусова – Антон Антонович Загорецкий. Это человек среднего возраста, любящий играть в карты, посещать балы, одним словом развлекаться. Загорецкий – лживый, нечистый на руку мужчина, думающий только о собственном благополучии.

Анфиса Ниловна Хлестова

Анфиса Ниловна Хлестова. Она приходится близкой родственницей Павла Афанасьевича. Это пожилая женщина, у которой никогда не было мужа и детей. Именно поэтому обладает скверным, злым характером, любит животных, коих в ее доме великое множество.

Платон Михайлович Горич

Платон Михайлович Горич – дворянин и офицер в отставке, превосходно знающий Чацкого и Фамусова. В молодом возрасте был отважным и храбрым человеком, впоследствии женившись на Наталье Дмитриевне, молодой дворянке, но так никогда и не смог ее полюбить.

Наталья Дмитриевна Горич

Наталья Дмитриевна Горич. Жена отставного офицера, Платона Михайловича. Очень любит и опекает своего мужа, часто ездит с ним на балы.

Тугоуховсий

Петр Ильич Тугоуховсий носит титул князя и хорошего знакомого Фамусова. Это мужчина преклонного возраста, женат на княгине Марие Алексеевне, имеющий шесть детей. Главное его желание – выдать своих дочерей замуж за женихов с богатым приданным.

Тугоуховская

Мария Алексеевна Тугоуховская. Это княгиня, жена князя Тугоуховского и знакомая Петра Афанасьевича. Часто посещает балы с целью выдать своих детей за богатых наследников.

Графини Хрюмины

Две графини Хрюмины – старая бабушка и ее внучка средних лет, последняя никак не может выйти замуж.

Петрушка

Крепостной крестьянин, прислуживает в доме у Фамусова – Петрушка. Постоянно носит старую, дырявую одежду, добр и молчалив.

2 вариант

Андрей Чацкий – вот главный и основной персонаж произведения, ведь все происходящие действия сводятся к нему, и автор производит акцент читателя непосредственно на него. Но кто такой Андрей Чацкий? Это молодой человек, который вернулся в родной город с долгой учебы. Он обнаруживает, что-то окружение, в котором он вырос, его друзья детства, совсем изменились и их убеждения не совпадают с его взглядами на мир, жизнь и иные вещи. Андрей является персонажем, через которого автор ведет беседу с читателем. Он считает, что самое главное в жизни, помимо чистой и светлой любви, это образование. Также он недоумевает от поведения многих окружающих.

Фамусов – это глава дома, в который приехал гостить Андрей Чацкий. Также он является отцом Сони, в которую влюблен Андрей. Идеи Фамусова чисто мещанские. Он не считает, что самое главное – это получение качественного образования. Он имеет иные мысли на тот счет, как хорошо устроиться в жизни. Фамусов провозглашает самым главным в жизни – это службу ради чинов, не столь на благо Родины. Он считает, что временами можно и подлизаться, дабы стать успешнее.

Соня – дочь Фамусова и та девушка, в которую влюблен Чацкий с самого детства, когда они были еще друзьями. Соня хочет выти замуж за богатого и услужливого ее отцу господина. Соня не интересуется Андреем, ей докучает его общество. Потому в конечном итоге она пускает сплетню, что Андрей Чацкий является сумасшедшим и представляет опасность для общества. она заставляет Андрея Чацкого покинуть дом, ведь теперь в нем находиться невыносимо.

Есть еще один персонаж. Это человек, с которым Соня встречается тайно. Это Молчалин, который служит у ее отца секретарем. Он в основном помалкивает. На самом деле Соня ему не интересна и он влюблен в ее прислужницу. Молчалин грезит только о высоких чинах, званиях и компании высшего общества. типичный представитель общества того времени. потому-то он с легкостью смог там ужиться.

Служанку Сони, в которую влюблен Молчалин – Лиза.

Лиза влюблена в Петрушку, который является буфетчиком.

Также к второстепенным героям можно отнести Репетилова.

Главные герои (Горе от ума)

Одним из главных героев является Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин нового поколения, отчуждающий взяточничество и коленопреклонение. Каждым из своих действий, Чацкий пытается избавиться от пережитков прошлого времени и является истинным патриотом своей Родины. Образ Чацкого – образ аристократа с закоренелой избирательностью и презрительным отношениям к высшему обществу.

Дочь Фамусова – Софья, является девушкой с мечтами. В силу своей гордости она образована, чтобы достойно проявлять себя в обществе, но при этом склонна совершать поступки, не основанные на логике. Все нововведения Чацкого ей кажутся глупыми, ведь она дочь человека с устоявшимися порядками. Софье нравится играть с чувствами Чацкого, для нее их отношения всего лишь игра в любовь, в которой может быть и третий игрок в лица Молчалина.

Молчалин Алексей Степанович является секретарем Павла Фамусова, всегда старается найти наиболее прибыльное и выгодное для себя положение в обществе. Высказывания Молчалина заключены лишь в коротких обобщенных фразах. Будучи простолюдином низкого происхождения Молчалин становится карьеристом с мечтой об высшем обществе, поэтому любым путем старается угодить тем, кому это нужно.

Очень кратко

В произведении Гридоедов не разделяет героев полностью на положительных и отрицательных. Эта черта была обязательна для раннего классицизма, но автор отходит от нее и решает писать по собственным правилам. У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, он точно передает человеческую натуру, что позволяет ему приблизиться к реализму больше, чем другим писателям.

Так, например, Чацкий, несмотря на то, что умный и честный, смелый и независимый, но он может вспылить в любой момент, расстроиться по пустякам и сделать неправильный выводы. При этом Фамусов отлично выполняет функции отца, который является примером и образцом для других. Софья, несмотря на то, что безжалостно относится к чувствам Чацкого, обладает живым умом и готова решительно действовать.

Весь социальный конфликт в основном разворачивается между Чацким и Фамусовым. Любовный конфликт же разворачивается между Софией, Чацким и Молчалиным. Но все равно фигура Чацкого является ключевой в произведении, он является ключевой фигурой в обоих конфликтах, как в социальном, так и в любовном.

Принято считать, что образ Софии является самым сложным и противоречивым. Она наравне с Молчалиным пренебрегает отношением и мнением общества. Софья привыкла много времени проводить за чтением книг. Но при этом она и не занимает полностью сторону Чацкого, с которым у нее похожи взгляды. Она постоянно корит его за то, что язвителен и беспощаден в словах. Часто она называет его безумцем, не находит с ним общий язык, и вообще непонятно куда испарились ее пламенные чувства, которых так ждал Чацкий и почему она перешла на сторону Молчалина.

Достаточно образованная и интеллигентная, ее мнение достаточно противоречиво и не может быть отражено полностью, порой она сама не понимает, какое решение примет в тот или иной момент. Но при этом нельзя назвать ее девушкой глупой или необразованной.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика героев в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

На высоком берегу реки Волга и двух её притоков, стоит красивый старинный город Тверь. Его название происходит от речки Тверец, которая протекает возле города. От города до Москвы 163 км. Город, со всех сторон

Не так давно я обратил свое внимание на фильм История мира за два часа и решил его посмотреть. Меня давно интересовала тема возникновения нашей планеты и всего разнообразия ее природы

У Раскольникова, как известно, сложный характер. Герой запутался в философской теории, которую сам и придумал. Но ведь, в принципе, он неплохой человек… (Добряк, убивший двух слабых старух ради странной идеи!)

Единственное, что представляло ценность в человеке для Фамусова – это материальное состояние и занимаемая им должность. Внутренний мир, наличие ума и таланты совершенно не имели для него значения. По его мнению, для успешной карьеры нужно иметь связи, а личными качествами ничего добиться нельзя. Образ Павла Афанасьевича наилучшим образом отражает все пороки того времени.

Характерными чертами основной массы чиновников того времени можно назвать услужливость, чинопочитание, отсутствие силы характера. Честь и достоинство давно отошли на второй план, в этой среде ценится совсем другое. В полной мере все эти качества мелкого чиновника у А.С. Грибоедова получилось раскрыть в образе Молчалина.

Алексей Степанович Молчалин происходил из небогатого дворянского рода. Он живёт в доме своего начальника Фамусова и во всём ему подчиняется. У Молчалина есть очень ценное качество для карьерного роста, он умеет всем услужить. Алексей Степанович состоит в тайной любовной связи с Софьей, дочерью Фамусова. Молодая пара скрывается, потому что отец Софьи никогда не согласится на этот брак, ведь в приличном обществе так не положено. В этих отношениях полностью раскрывается всё лицемерие и двуличность Молчалина, так как он не любит Софью и даже не уважает, а просто видит в этом союзе свою выгоду.

Ещё одним представителем идеального дворянина того времени является Скалозуб. Это недалёкий, грубый, самоуверенный, богатый мужчина, который, по мнению Фамусова, является лучшей партией для молодой девушки. Всю свою жизнь он посвятил военной карьере, получил звание полковника и мечтает стать генералом. Сделав блестящую карьеру, он презирает образованных людей и считает, что главное в жизни – удачно устроиться. Единственное, что волновало Скалозуба в жизни – это его амбиции и желание нравится всем окружающим. Все его идеалы сводились к богатству и славе, а кто этого не имеет – всего лишь серая масса, недостойная уважения.

Образы чиновников в пьесах А.С.Грибоедова "Горе от ума" и Н.В.Гоголя "Ревизор".

Автор: Грибоедов А.С.

В начале своей пьесы "Ревизор" Н.В.Гоголь рассказывает читателю о толстых и тонких чиновниках: именно эти физические качества, по мнению писателя, и являются главными в человеке, определяющими его судьбу и поведение. В городе N было два рода мужчин: толстые и тонкие. Тонкие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые — "были почетные чиновники в городе!". Они занимали самые важные посты.

Сюжетную основу "Горя от ума" составил драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот изображенный А.С.Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых русских людей, вступивших на путь борьбы с миром самодержавия и крепостничества, живя интересами этих людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко и повседневно наблюдать самое важное, характерное и волнующее явление общественного быта своего времени — борьбу двух мировоззрений, двух идеологий, двух жизненных укладов, двух поколений.

Он запечатлел в "Горе от ума" целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением.

Здесь, в этом обществе, действовали "знатные негодяи" и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и "зловещие старухи", ханжи и доносчики, объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к "свободной жизни", к культуре, к просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, "разливались в пирах и в мотовстве", а учение считали "чумой", зловредным и огнеопасным изобретением "окаянных вольтерьянцев". Люди этого жестокого мира жили по заветам и преданиям "минувшего века" — "века покорности и страха". "Мораль" их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен — дядя Фамусова Максим Петрович, достигший "степеней известных" благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.

Типичнейший представитель этого мира — сам Фамусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости.

Резкими, типическими чертами очерчены и остальные персонажи барской Москвы, выведенные в Торе от ума": властная барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий — светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным — тайный агент политической полиции, Репетилов — "душа" дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич — в прошлом приятель Чацкого, че-^ ловек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с фамусовским миром.

Как свой принят в этом мире "безродный" секретарь Фамусова — Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, "низкопоклонника и дельца", пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до "степеней известных". Вся лакейская "философия жизни" этого чинуши и подхалима, не смеющего "свое суждение иметь", раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведется жить,

^Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была. Галерея типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как "черномазенький" завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член "ученого комитета", и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный "французик из Бордо", и клубные друзья Репетилова, и много других — вплоть до княгини Марьи Алексеевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но тем не менее имеют весьма важное значение для раскрытия содержания "Горя от ума", — и это составляет одну из новаторских черт комедии.

Схожа методика типизации образов и в "Ревизоре". Патриархальная простота провинциальных нравов заставляет городничего без лишней дипломатии сообщить чиновникам о приезде ревизора. Забавно слушать при этом глубокомысленное мнение самого "просвещенного и вольнодумного" человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Смешно само сопоставление внешней политики России и убогих, мелких интересов провинциальных чиновников

Распоряжения городничего своим подчиненным о принятии спешных мер перед приездом ревизора сразу дают представление о положении дел в городской больнице, суде, школах. Везде беспорядок, грязь, воровство Так и видишь больных в грязных колпаках, курящих крепкий табак, которые очень смахивают на кузнецов. Такое сравнение, сделанное городничим, смешно и грустно одновременно, потому что за этим скрывается полная беспомощность несчастных больных людей, которые полностью зависят от мерзавцев и мошенников. Забавная типично провинциальная деталь о гусях с гусенками, шныряющими под ногами посетителей присутствия, довольно прозрачно намекает на то, в каком состоянии находится правосудие в городе. Сама фамилия судьи — Ляпкин-Тяпкин — не требует дополнительных комментариев. Пронизаны юмором рассуждения Сквозник-Дмухановского о школьных учителях, например, о том, который, взойдя на кафедру, обязательно делает жуткую гримасу, которая может быть неправильно истолкована господином ревизором. Лука Лукич Хлопов, насмерть перепуганный смотритель уездных училищ, полностью соглашается с городничим, вспоминая, как из-за подобного поведения этого учителя он получил выговор за то, что юношеству внушаются вольнодумные мысли. Это уже не смешно, потому что в России 30-х годов XIX века, изображенной в комедии, беспощадно подавлялись и преследовались прогрессивные свободолюбивые взгляды Особенно это касалось учебных заведений, которые считались рассадниками вредных антиправительственных идей.

Комедия средствами юмора и сатиры отображает российскую действительность эпохи реакции, затрагивая все главные стороны чиновничьего мира. Вспомним, с какой готовностью и пониманием воспринимает почтмейстер просьбу городничего "немножко распечатать и прочитать" каждое прибывающее в почтовую контору письмо. Смешны откровенные до наивности признания Шпекина о том, что он вскрывает и читает из любопытства чужие письма, которые для него гораздо интереснее и увлекательнее, чем "Московские ведомости". Особенно понравившиеся почтмейстер даже оставляет у себя, чтобы зачитывать наиболее "игривые" места городскому обществу. Судя по этим откровенно циничным словам, у Шпекина не возникает ни малейших угрызений совести по поводу грубейшего нарушения закона, гарантирующего гражданам России тайну переписки Подобное грустное явление тоже было весьма распространенным в царской России.

Выставляя на всеобщее обозрение пороки государственной бюрократической системы, воплощенные в индивидуально обрисованных образах представителей этой системы, Гоголь бичует их своим беспощадным смехом. И комическое здесь еще более ярко оттеняет общую трагическую картину злоупотреблений и преступлений российского чиновничества.

Несомненно, что смех Гоголя зародился задолго до Гоголя: в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах Пушкина, в описании представителей фамусовского общества у Грибоедова. Над чем же смеялся Гоголь? Над тем же, над чем и Грибоедов. Они смеялись не над монархией, не над церковью и даже не над крепостным правом. Они смеялись над человеческой бездуховностью, над душевной омертвелостью, над нелепостью и глупостью людей, лишивших себя духовных интересов, ценностей и идеалов. Для писателей самым важным было беспощадное обличение пошлости русской жизни. "Изобрази я картинных извергов, мне бы простили, но пошлости мне не простили. Русского человека испугала его ничтожность. " — писал Гоголь. Эти слова можно отнести и к произведению Грибоедова.

Обе комедии написаны в начале XIX века – в 20-30-х годах. Обе пьесы показали один пласт российского общества того времени – чиновников. Обе пьесы прошли жесткую цензуру и были с восторгом приняты зрителями.
Пьеса “Горе от ума” была написана к лету 1824 года и читалась во многих домах Москвы. Успех был огромен. В списках она разошлась по всей стране, поскольку цензура не разрешила ее печатать.

В основу комедии Грибоедов положил столкновение человека прогрессивных взглядов с реакционной массой дворянства. Мастерство Грибоедова, проявленное

им в построении комедии, особенно сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идейного замысла – дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”.
В своей комедии Грибоедов очень остро поставил ряд важнейших для его времени проблем: проблему крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом, истинного патриотизма.

Эти проблемы придали комедии острый политический характер, сделав ее произведением, которое, еще не будучи напечатанным, разошлось в тысячах экземпляров рукописных списков не только в столицах, но и в провинциальных городах.
Основная масса чиновников, выведенная автором в комедии, принадлежит к так называемому фамусовскому кругу. Цель жизни Фамусова – карьера, почести, богатство. Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей.

Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его “деловой” секретарь Молчалин. Он сам в этом признается:
А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой:Подписано, так с плеч долой.
Фамусов пристраивает у себя своих родственников:
При мне служащие чужие очень редки:Все больше сестрины, свояченицы детки…Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку.
Полковник Скалозуб, как бы вторя Фамусову, заявляет:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;Об них как истинный философ я сужу:Мне только бы досталось в генералы.
Карьеризм, чинопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина. Он прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел “три награжденья получить”, стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:
А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
У Молчалина есть все данные стать впоследствии важнык чиновником: умение втереться в доверие к влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения своей цели, отсутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему этому два “таланта” – “умеренность и аккуратность”. Фамусов и его приближение как огня боятся нового, прогрессивного, поскольку все новое угрожает их незыблемому положению. Чиновники выступают против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:
Ученье – вот чума, ученость – вот причинаЧто нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:
Уж коли зло пресечь:Забрать все книги бы да сжечь.
Всех своих героев, и не только чиновников, Грибоедов наделяет своим особым языком, но у всех видна одна общая черта – каждый приспосабливается к тому моменту, который настает. Фамусов с дочерью мил, со слугами – груб, с Молчалиным – начальнически высокомерен и на “ты”, заискивает перед Скалозубом, видя в нем жениха для Софьи. Молчалин – немногословен, так как боится высказать свои суждения. Простонародных слов, как у Фамусова, не употребляет, перед Фамусовым заискивает, Чацкого презирает.

Скалозуб – недалекий солдафон, вежливый с Фамусовым, но не стесняющийся в выражениях с Чацким и иными. По сути своей комедия “Горе от ума” была первой пьесой, обличающей современность и общество.
Вслед за ней через 10 лет появилась комедия “Ревизор” Н. В. Гоголя. Как говорил сам автор, он решил собрать в одну кучу все дурное в России. Пьеса была написана меньше чем за год и благодаря ходатайству В. А. Жуковского была допущена к постановке.

В основе сюжета комедии – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои грешки. Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя. Действие в “Ревизоре” относится к началу 30-х годов позапрошлого века.

Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.
Во главе них стоит городничий. Он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он “обманывал мошенников над мошенниками”, “поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать”. Городничий – убежденный взяточник: “Это уж так самим богом устроено, и вольтерианцы напрасно против этого говорят”.

Он казнокрад: постоянно присваивает казенные деньги. В общении с подчиненными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: “А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия…”; “Вот я их, каналий…”; “Что, самоварники, аршинники…” Такие грубые окрики и брань характерны для городничего. Но иначе он держится перед начальством.

В разговоре с Хлестаковым, которого он принял за ревизора, городничий старается показать себя исполнительным чиновником, говорит заискивающе-почтительно, перегружая свою речь выражениями, принятыми в чиновничьем кругу: “В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства”. Автор не дал ему даже фамилии, городничий носит только имя и отчество – Антон Антонович.
Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: “избран судьей по воле дворянства”. Поэтому он держится свободнее с городничим, позволяет себе оспаривать его.

Он считается в городе “вольнодумцем и образованным человеком”, так как прочитал пять или шесть книг. Чиновники отзываются о нем как о красноречивом ораторе: “У вас что ни слово, – говорит ему Земляника, – то Цицерон с языка слетел”. Увлекаясь охотой, судья берет взятки борзыми щенками.

Делами он совсем не занимается, и в суде полный беспорядок.
Попечитель богоугодных заведений Земляника – человек толстый, но “плут тонкий”. В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач по-русски ни слова не знает. При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев.

Два разных писателя, два разных стиля, но цель одна – высмеять то, что мешало нормальной жизни в начале XIX века.

Читайте также: