Сочинение образ женщины горянки

Обновлено: 04.07.2024

Бэла – молодая красивая девушка, ей около16 лет. Она живет в ауле на Кавказе. Бэла — дочь богатого татарского хана, у нее есть старшая сестра и младший брат Азамат. Она обладает гордым, честным и искренним характером. Черкешенка выросла среди дикой природы Кавказа, и это отразилось на ее свободолюбивом и гордом нраве.

Бэла – хорошая рукодельница, девушка любит петь и танцевать. Она добрая, веселая. Впервые Бэла встречает Печорина на свадьбе старшей сестры. Молодой офицер понравился девушке, и она посветила ему хвалебную песнь. Красавица горянка, разительно отличавшаяся от светских дам, также поразила воображение Печорина, офицер решает похитить девушку.

Выкрасть сестру Печорину помогает Азамат, младший брат Бэлы. Он привозит девушку в крепость. Офицер прикладывает все усилия, чтобы добиться расположения горской красавицы, но она остается неприступной и холодной по отношению к нему. Тогда Печорин решается на последнюю попытку: он объявляет девушке, что она свободна и может вернуться в родной аул. После этих слов, Бэла признается Печорину в своих чувствах и уже добровольно остается с ним в крепости.

В любви Бэла полностью раскрывается, ее чувства расцветаю, Девушка искренне любит Печорина, в отношении к нему проявляются лучшие стороны ее характера: чуткость, заботливость, верность. Молодая горянка не играет чувствами, в отличие от Печорина. Добившись расположения Бэлы и получив ее признание в любви, чувства офицера к девушке начинают остывать. Григорий отдаляется от Бэлы. Она же продолжает любить Печорина, но не находя взаимности чувств, Бэла постепенно увядает: пропал блеск в ее черных глазах, девушка осунулась, потускнела. Бэла полностью отдается своим чувствам: поэтому сила ее страданий соизмерима с силой любви, которую она испытывает.

Выйдя за пределы крепости, Бэла не осознано приблизила свой конец. Она была похищена разбойником Казбичем. Из ревности Казбич наносит девушке смертельные раны, через несколько дней она умирает. Перед смертью Бэла жалеет лишь об одном, что не встретиться на небесах с Печориным, им мешают разные религии. Уходя из жизни, она просит офицера, чтобы он не забывал ее. Бэла любила героя по-настоящему, отдаваясь этому чувству целиком, без остатка.

Сочинение 2

Структура произведения представляет собою роман, состоящий из нескольких повестей, каждая из которых являет цельное произведение, но они объединены в единое целое.

Главный герой – Георгий Печорин – находится в извечном поиске самого себя. И потому он не брезгует использовать других людей, как вещи и менять друзей. Хотя в глубине своей души он очень несчастлив. Лермонтов четко дает читателям это понять. Не надо быть провидцем, чтобы не уловить эту мысль.

Бэла – девушка, которая понравилась главному герою и тот решил ее увезти. Это очень трагически отразилось на судьбе девушки.

Но что же было такое в Бэле, что заставило Печорина обратить на нее свое пристальное внимание? А вот что. Она отличалась от девушек, светского общества, в котором устал крутиться Григорий своей какой-то дикостью, натуральностью, искренностью. Бэла была черкешенкой, потому в ее жилах кипел кавказская кровушка. Она тоже влюбилась в Печорина, причем продолжала любить его до самого финала и исхода своей жизни.

Печорин увидел ее на свадьбе ее сестры и понял, что должен получить ее. У девушки был брат Азамат, который мечтал получить коня разбойника Казбича. Печорин решил предложить свою помощь в похищении животного при условии, что юноша поможет украсть сестрицу. Азамат, будучи горячим, бездумным и глуповатым, амбициозным мальчуганом, не раздумываясь согласился на эту перспективную, на его взгляд, сделку.

Бэла была украдена и увезена главным героем. Вскоре она погибла из-за мести Казбича, который лишился коня.

Бэла любила Печорина, но исхода своей жизни. А тот разлюбил ее и утратил интерес к ней. Она увяла, как дикий и диковинный цветок из той кунсткамеры.

Бэла была не только красивой, но и смышленой, умной, веселой, талантливой и озорной девушкой. Поплатилась за прихоти брат жизнью.

В данном тексте представлена характеристика и анализ образа такой героини, которая весьма повлияла на судьбу главенствующего персонажа романа, как Бэла.

Характеристика и образ Бэлы в романе Герой нашего времени сочинение

Бэла — высокая девушка с длинными чёрными косами и хитрыми чёрными глазами. Она — гордая и независимая дочь местного князя. Красивая девушка всегда пользовалась вниманием у мужчин, но никто не мог овладеть ею. Гордая красавица отказывала любому, кто просил у неё руки и сердца. Именно ее неприступность привлекла Печорина. Хитростью он крадёт девушку.

Несмотря на то, что главный герой нравился Бэле, свободолюбивая героиня не захотела покориться похитителю. Никакие подарки от Печорина, будь то красивые платья или шикарные драгоценности, не могли заменить юной красавице независимость. Использовав все средства, которые подействовали бы на любую, даже самую гордую, светскую красавицу, Печорин освобождает девушку. Но как только Бэла получила свободу, она добровольно стала жить с возлюбленным. Верность любимому мужчине — важная черта характера героини. Она до конца своих дней не предала и не изменила ему. Охлаждение Печорина стало для девушки ударом. Она хуже себя чувствовала, терзала себя, но не могла уйти от возлюбленного. Бела хотела лично убедиться, что не нужна молодому человеку. Даже когда юная красавица умирала, её желанием был поцелуй возлюбленного.

Характеристика Бэлы. 9 класс

Бэла не смогла полностью изменить Григория, но все же оставила свой след в его жизни. Несмотря на то, что Печорин не любил девушку, он ее уважал за ее веру, искренность и чистоту помыслов.

Другие темы: ← Лирика Лермонтова↑ ЛермонтовМои любимые страницы в романе Герой нашего времени →


Однако, чем бы не занимался мусульманин, дело его должно соответствовать нормам Шариата.[i].

Продолжая эту тему, хочется сказать, что дагестанки были всегда активными и сильными.

Потому что в горных условиях женщине приходилось не только воспитывать детей, но и в женскую обязанность входили: прополка и культивация мотыгой поля, уход за домашним скотом и птицей, сбор фруктов, приготовление пищи, поддерживание порядка в доме, ткацкие работы, шитьё одежды, приготовление кизяка, обеспечение семьи водой, стирка, уборка и прочее. Общими были: уборка хлеба, сена (мужчина косой, женщина - серпом), молотьба, заготовка и доставка сена и дров (мужчина на транспорте, женщина - на себе). На своей спине в плетеных корзинах женщины носили также зерно с тока к дому, навоз из хлева к месту его накапливания, мякину от сарая у тока до дома, траву после прополки, хворост[ii].

Но это не означало, что горянка должна была быть мужеподобной, наоборот, в горце ценилось мужественность, а в горянке женственность и трудолюбие.

Это мы можем проследить в национальном фольклоре, в колыбельных песнях, где воспевались эти качества. В одной из аварских колыбельных песен передан идеал будущего мужчины, включавший в себя здравый оптимизм, несгибаемое мужество в борьбе с противником и умение высоко, достойно нести своё имя.

Легко на коня садящийся,

Гордо носящий оружие,

Одолевающий врагов,

Призывающий войско.

Конь у тебя достойный.

В беде ты с людьми.

В бою ты, как лев.

В битве молодцов

Устрашающий ты.

Также приведём колыбельную песню, где мать иллюстрирует качества, которые мечтала видеть в дочери:

С красивой улыбкой,

С красивыми зубами,

Ты моя белолицая,

Брови черны без красок,

Скромна, как небесный ангел.

Шаг её лёгок для земли.

Ведёт речь спокойно.

Не пересекшая годекан,

Никогда не нахмурившаяся,

В жизни спокойна и тиха,

Серебряный ангел.

До пробуждения птиц

На полевые работы идущая.

Пока проснётся перепёлка

Возвращающаяся домой.[iii]

Говоря о спортивности горянки в досоветский период, надо отметить, что её проявляли не только в труде, но и в военной обстановке.

Для примера можно привести песню о Парту Патиме, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. В обычной жизни Парту Патима, как и все девушки её аула, ходит по воду, подметает, убирает дома, во дворе, на крыше. Она, когда идёт с подругами, ничем не отличается от них, учтива с мужским полом, уважает старших. А во время военных действий она проявляет себя как девушку-воительницу, которая ринулась на врагов, увлекая за собой лакских воинов: направо взмахнёт - врага обезглавит, налево взмахнёт - и с коня сваливает. Лакские джигиты сумели обратить отряд монголов в бегство[iv].

Такие же качества горянки проявляли и во время Кавказской войны, например, во время битвы при Ахульго. В одной из пещер находились боеприпасы и несколько раненых мюридов. Солдаты пытались подняться к этой пещере, забивая колья в отвесную скалу. Две женщины, у которых хватило сил взять в руки оружие, стреляли в них, а дети заряжали для матерей ружья. Каждого, кто пробирался к краю кручи, брали на мушку вражеские снайперы с противоположной стороны.

Нужен был человек, который смог бы перерубить веревочную лестницу, прыгнув с утеса в ущелье. Горянка по имени Айшат сказала, что она попытается. Поцеловав на прощание сына-подростка, с саблей в руках она прыгнула с утеса, но налету сражённая вражеской пулей, упала в ущелье[v].

Так в досоветский период горянки проявляли свою спортивность, храбрость и силу духа.

Во время Гражданской войны горянки таким же образом проявляли себя. Так, одна горянка - цунтинка, защищая своего мужа (представителя духовенства), ушедшего из дома от преследования, в борьбе потеряла свой глаз, но не сдала мужа[vi].

Были и те, которые вступали в ряды красных партизан и выступали за установление Советской власти. Причиной тому служило желание освободиться от тяжёлого труда, поверив обещаниям представителей советской власти. Но, как мы знаем, горянки вместо освобождения от тяжёлого домашнего труда получили дополнительно и общественную работу.

После установления Советской власти помимо выше перечисленного, спортивность горянок приобретала иной характер. В конце 20-х - 30-х годов был период, когда государство, хотя и восстанавливалось за счет непосильного труда народа, военная обстановка постепенно накалялась. В это время из горянок готовили ворошиловских стрелков, где их учили владеть оружием и оказывать медицинскую помощь. Требовали, чтобы горянки присутствовали на уроках физкультуры. Развивали спортивные игры, где горянок обязывали участвовать, например, играть в волейбол.

В годы Великой Отечественной войны в связи с массовым призывом мужчин в армию, спортивность горянок в первую очередь пригодилась в хозяйственном и общественном быту (полевые работы, уход за скотом, уборка урожая, стрижка овец и другие мужские занятия ложатся на плечи женщин, женщины даже хоронят покойников на кладбище).

В советское время горянки, по сравнению с настоящим временем, старались не терять свою нравственность, хотя это и пропагандировалось в культурно-просветительских учреждениях, но той стойкости уже не существовало, особенно в городских условиях. Постепенно менялись и внешний вид, и стиль одежды, и мировоззрение.

В советское время, как пишет Н. А. Абдурахимов: «Многие старшеклассницы школ горных районов на уроках физкультуры ведут себя пассивно. Преподавателей физвоспитания, тренеров из числа женщин в республике насчитываются единицы.

От занятий физкультурой и спортом горянку отталкивает всё тот же страх перед адатом, мысль о том, что посторонние могут увидеть её в неприлично открытом костюме, что противоречит строгим обычаям, в которых воспитали её с детства родители. Среди родителей распространено мнение, что состязания в силе, ловкости и сноровке является уделом только мужчин.

Так, горянки-мусульманки свою спортивность проявляли не только в мирное время, но и в военное время. Но при этом её без надобности старались не демонстрировать.

В каждую эпоху горцам приходилось не только защищать свою родину от врагов, но и бороться как мусульманам против всего, что противоречит канонам Ислама. Если в досоветский период они боролись против вредных обычаев и традиций, то в советский период пришлось бороться помимо этого и против атеизма. И в наше время эта борьба продолжается, но на данном этапе всё осложняется тем, что кроме вредных обычаев и атеизма, приходится бороться против морального упадка и радикализма Ислама.

В чём же проявляется моральный упадок? Вслед за западноевропейскими и латиноамериканскими представительницами общественности дагестанки постепенно стали выставлять красоту и возможности своего тела напоказ (даже включая всё, что относится по канонам Ислама к аврату) ради всяческих благ.

И мы должны знать, что Ислам – высота, на которую должны постепенно подниматься по лестнице, наступая на каждую ступеньку, очищая себя вместе с теми, кто с нами поднимаются, и показывая пример другим. При этом нам открываются удивительные панорамы, от которых захватывает дух, возвышают нашу духовность. Но поднимаясь по лестнице, мы должны помнить, что есть те, кто поднялся выше, и есть те, кто находится ниже. К первым мы должны относиться с почтением, а ко вторым с пониманием.

К сожалению, есть и те, которые хотят разрушить эту лестницу и заново построить, думая, что она уже загрязнена и устарела.

Есть и другие, которые ленятся подниматься, потому ведут разлагающий образ жизни или же накладывают руки на себя, при этом ещё надеются на Милость Аллаха. Но в этих случаях, все, что получает человек – гнев Аллаха.

Пусть будет у нас в здоровом теле здоровый дух. И да поднимет нас Аллах по лестнице Ислама, проявив свою милость. Амин.

[ii]Сефербеков Р.И., Магомедбеков К.М. Гендерные роли мужчины и женщины в хозяйственном быту народов Дагестана: традиции и современность // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции. Махачкала, 2008. С.53.

[iii]Абакарова Ф. З. Мужественность и женственность в детском фольклоре народов Дагестана // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции. Махачкала, 2008. С. 123-124.

[iv]Халилов Х. М. Гендерные роли в фольклоре лакцев // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: Материалы региональной научной конференции. Махачкала, 2008. С. 117-118.

[vii]Абдурахимов М. А. Преодоление пережитков прошлого и становление новой морали в семейном быту в период строительства коммунизма ( на материалах Дагестанской АССР). Кан.дисс. С. 27-28.


Эволюция образа женщины-горянки в осетинской литературе

В XIX веке, конечно, все еще сильны были пережитки патриархально-родового, феодального уклада. Трудно, очень трудно было горянке в тех условиях проявить свои способности, реализовать себя, добиться признания своего права на свободную, достойную жизнь. Женская доля была без всякого преувеличения невыносимой - об этом свидетельствуют самые разнообразные исторические источники. В системе патриархально-родовых и фео-

Б з а р о в, Р. Рассказы по истории Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1990. С. 4.

2 Дзуцев X., Смирнова Я. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993. С. 6.

дальных отношений, жестоких адатов старины на долю женщины выпало самое тяжкое бремя.

Поэтому в художественной литературе Осетии, в научных исследованиях, посвященных вопросу женщины-горянки, как правило, остро ставятся проблемы ее неграмотности, безропотности, слепого подчинения адатам.

Человек так устроен, что ему требуется выход вовне. Отсутствие возможности для самореализации, в конечном счете, подобно смерти. Возьмем на себя смелость утверждать, что в наибольшей степени это относится к женщине. Необходимо открыть ей все дороги, чтобы она спокойно и свободно шла по жизни. Сегодняшнее положение дел еще тоже далеко от идеального. Человечество только тогда созреет для подобных изменений, когда внутренняя и внешняя свобода женщины станет не уступкой со стороны мужчины, а признанием высшей справедливости, законным правом человека.

Таким сложным и подчас противоречивым было положение горянки: с одной стороны - бесправность и гнет в семье, в быту, с другой - высокий авторитет и большой моральный вес в обществе, особенно пожилых женщин. Парадоксальность ситуации проявляется еще более ярко в связи с тем обстоятельством, что женщина - это необходимо подчеркнуть - всегда была предметом восторженных похвал. Это нашло рельефное отражение в богатейшем осетинском эпосе. «Центральное место в эпосе осетин,- пишет Н.К. Мамиева,- занимает величественный образ Сатаны. Этот образ является

Изменить обычай песня, конечно, не могла 6 , но выражала свой протест, призывала к разуму, делала эмпирически ощутимым идеал,- стало быть, в конце концов, приближала к этому идеалу мрачную действительность.

4 Мамиева Н. К. Сатана в осетинском нартском эпосе. Орджоникидзе, 1971. C.S.

5 А б а е в В.И. Нартский эпос. Известия СОНИИ ИЭЯЛ, 1945. Т. 10, в. 1. С. 36.

6 См. П р о п п В.Я. Сказка. Эпос. Песня. М.: Лабиринт, 2001. С. 170-180.

Там, где человек был бессилен перед лицом древних адатов, воспринимавшихся почти как непреодолимые природные стихии, песня сама становилась стихией.

К горянке обращены лучшие лирические строки поэтов и писателей. Ее образ служил предметом неиссякаемого вдохновения.

Собирательный портрет горской женщины встал в один ряд с лучшими женскими образами мировой классической литературы.

Да, приходилось немало сил потратить на то, чтобы убедить саму женщину в жизненной, насущной необходимости равноправия с мужчиной, во вреде предрассудков, в обоснованности и справедливости их духовных запросов.

7 Пропп В.Я. Указ. соч. С. 200.

Следовательно, речь, действительно, должна идти о просветительских по своему характеру и значению процессах.

В контексте этого «кавказского просвещения, сопоставимого с западноевропейским и русским просвещением XVIII-XIX веков и, вероятно, являюще-

гося его естественным отголоском на южных перифериях Российской империи, становятся поистине многие литературные явления в Осетии и в целом на Северном Кавказе. И не только литературные: пафос просвещения, просветительства с его особенным упором на разум и здравый смысл наложил свой отпечаток на общественную и бытовую жизнь горцев.

Престиж в обществе и престиж в семье сегодня становятся неразделимы; поэтому нет ничего удивительного, что женщины гор снискали себе славу на самых разных стезях жизни.

Образ женщины-горянки становится, пожалуй, еще ярче, убедительнее, когда он создается творческим воображением и талантом внучек и дочерей тех, кто не могли даже представить себе широты горизонтов, которые откроются перед потомками.

На Северном Кавказе большой популярностью и любовью пользуются поэтессы. Этот факт говорит сам за себя и исчерпывающе комментирует истоки, характер и этические задачи их творчества.

Их стихотворения отсылают нас, на поверку, не в мрачное прошлое,- а в женский мир - мир покоя, созидания, добра и красоты.

Таким образом, наша проблема оказывается в русле самых важных вопросов современной философии, этики, культурологии и литературоведения.

Актуальность темы. Социальное положение горянки - один из краеугольных вопросов горской этики. Ее откровенная эксплуатация, выражавшаяся иногда в самых одиозных, диких формах, всегда вызывала в дореволюционной России протест передовых общественных сил.

См. X у г а е в И.С. Дальше на Восток // Дарьял, № 3, 1997.

Сложным и драматичным было положение женщины-горянки. Осетинский адат был очень суров, - подтверждение тому мы находим едва ли не у всех историков и этнографов, обращавшихся к горской теме.

Все это сложное переплетение социальных, исторических и нравственных проблем, связанных с общественным положением осетинской женщины, не могло, конечно, не отразиться в полной мере в фольклоре и художественной литературе. Актуальность темы, таким образом, сводится к ее безусловной значимости для осмысления одного из коренных вопросов истории осетинской культуры и цивилизации.

Цель исследования - проследить эволюцию образа женщины-горянки, начиная с самых его истоков (характеров, созданных устным народным творчеством), выделить основные этапы этого сложного и неоднозначного процесса в контексте общей истории осетинской национальной литературы.

9 Кануков И. В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1963, с. 61.

10 Б л и е в М. Присоединение Сев. Осет. к России. Орджоникидзе, 1959, с. 143.

п Хадарцева А. История осетинской драмы. Орджоникидзе. 1983, с. 19.

При этом мы ставим перед собой задачу давать, по мере необходимости, структурно-целостный анализ тех произведений, без учета которых тема не может быть раскрыта и решена полностью.

Цели работы реализуются путем последовательного рассмотрения необходимых фольклорных источников, осмысления женского вопроса в трудах осетинских просветителей и, наконец, идейно-художественного анализа женских характеров в осетинской литературе XIX и первой трети XX века.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретической и методологической базой исследования послужили для нас известные труды отечественных и зарубежных (преимущественно -европейских) мыслителей, эпиков, литературных критиков, исследования русских и осетинских литературоведов, этнографические и публицистические работы северокавказских - главным образом, осетинских - просветителей и педагогов.

Поскольку объектом исследования являются осетинский фольклор и осетинская художественная литература, важнейшей методологической опорой были для нас труды осетинских литературоведов и историков, таких, как Н.Г. Джусойты, А.А. Хадарцева, З.Н. Суменова, З.Н. Салагаева, Х.М. Дзуца-ти, Ш.Ф. Джикаев, СБ. Сабаев, Н.К. Мамиева, М.М. Блиев, Р.С. Бзаров и др.

Теоретическая и практическая ценность работы. Первая попытка рассмотрения эволюции образа женщины-горянки в осетинской литературе сама по себе является, с нашей точки зрения, важным шагом в решении самостоятельной литературоведческой проблемы.

Нам представляется, работа может быть использована при чтении специальных курсов на филологическом и историческом факультетах СОГУ, а также на факультете журналистики.

Научные результаты исследования могут быть отражены в методических разработках и указаниях. Кроме того, диссертация открывает новые возможности для дальнейшего изучения как этой, так и других, смежных с ней, проблем истории осетинской литературы.

Образ женщины в лирике Коста

Народ, надеясь вернуть себе расположение богов и подчиняясь воле жреца, соглашается, в соответствии с древними традициями, принести в жертву безвинную душу. Мами сына Азау взял за ручонку, Довел до костра и бросил в огонь бушующий; Мать с раздирающим душу воплем к сыну горевшему Кинулась в пламя принять с ним его муку. Коста изображает народ в переломный момент его национального и культурного сознания. Народ, до того еще безмолвствовавший и слепо доверявший старикам и знати, находившийся в плену невежества и предрассудков, вдруг прозревает. Собственно, это был еще не народ, а толпа - такова мысль автора. Только теперь, осознав ужас совершенного с ее молчаливого согласия и руками Мами преступления, толпа становится народом.

Женские образы в пьесах Р. Кочисовой

Не удивительно, что двенадцать ольгинских девушек во главе с Розой Кочисовой объединились в свой драматический кружок сразу после этого события. Традиция была такова, что авторы пьес, написанных и поставленных в начале века, не вводили женщин в число действующих лиц своих произведений. Одной из первых это сделала Роза Кочисова. Естественно, что главной своей задачей девушки считали борьбу за женские права, за равноправие с мужчинами, - и в этом смысле их кружок был не только театральным, но и в полном смысле революционным, просветительским.

Девушки сами сыграли мужские роли. Успех спектакля превзошел самые смелые ожидания автора, организаторов и актрис, - и слава о кружке Розы Кочисовой вскоре разнеслась по всей Осетии. Аплодисменты зрителей - как ольгинских, так впоследствии и владикавказских - следует зачесть как балл в пользу движения в Осетии за женское равноправие.

По мере того, как революционизировалось мировоззрение женщины, перед их подавляющим большинством рушились существовавшие до того профессиональные и общекультурные преграды. Иные из них уже начали предпринимать первые робкие шаги, чтобы выйти за пределы домашней крепости, где их так долго держали обычаи. Так постепенно достигался прогресс и в развитии самого общества в целом, поскольку оно давно нуждалось в активном участии женщины в его историческом бытии.

А.А. Хадарцева замечала: «Если мужчины честно взглянут, вопреки законам адата, на проблему женского равноправия, то поймут, что, поскольку они бегут из дома, жена тоже стремится выйти на улицу.

Ты цепи рабства разрываешь, Душишь старую жизнь. И крепость старой жизни Ты строишь до небес.

В творческой концепции Чермена Бегизова революция и женщина неразделимы, он прекрасно понимал, что именно в революционных бурях и борьбе родилась и выросла новая женщина. Эти сложные пути формирования личности женщины он и отразил в своих произведениях, прежде всего -в прозе, в которой достиг большого мастерства. (По мере своего творческого роста Ч. Бегизов все большее предпочтение отдавал прозаическим жанрам, именно здесь, как пишет Ш.Ф. Джикаев , он проявил свой огромный талант.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Женская тема тесно переплетается с темой материнства, свойственной всему творчеству Р.Гамзатова. В разные периоды творчества она проявляется по-разному.

Женские образы в произведениях Расула Гамзатова.

Р.Гамзатов – это поэт движения, поэт, который был в вечном поиске новых форм и нового содержания. Я всегда восхищалась богатством и своеобразием его таланта. Он мог писать обо всем легко и просто. Так, как будто вместе с его дыханием, у него рождались стихи. Его творчество разнообразно , но почти каждое стихотворение имеет глубокий философский смысл. Иногда тонкая лирика, казалось бы интимнейших чувств, является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь – это счастье

Особое место в творчестве поэта занимает тема любви: к матери, женщине, любимой. Эта лирика близка своим теплом, благородством, чистотой. Она трогает лучшие струны сердца.

Трагичной была жизнь женщины гор. Посмей она петь песню о воле и счастье своем, и ей зашивали губы. Так погибла поэтесса Анхил Марин, так же трагично сложилась судьба поэтессы – горянки Кадрии.

И в родительском доме, и в доме мужа всегда над головой женщины висела плеть, готовая в любую минуту обрушиться на ее плечи.

В то же время в смертельной схватке разгневанные противники швыряли кинжалы к ее ногам, как только она бросала между ними платок. Это означало уважение к той, которая создана, чтобы родить мужчину. С одной стороны, уважение к природе женщины, с другой – унижение ее только потому, что она слабее. Посмей горянке полюбить против воли отца, и ей уготована могила в волнах бурного потока. Так погибли сотни.

Сейчас другие времена, другие отношения . но инерция старых обычаев, косность, ложные представления о чести мужчины и сейчас дают о себе знать в горных аулах. И на этой почве сложился образ Асият , ее драма, ее вызов всему отжившему.

Отношение человека и женщины было для Р.Гамзатова высшим мерилом, он судил о мужчине по тому, каков он в своем поведении с матерью,

Женская тема тесно переплетается с темой материнства, свойственной всему творчеству Р.Гамзатова. В разные периоды творчества она проявляется по-разному. В первых сборниках тема материнства связана с такими , как тема Родины и народа, тема личной судьбы и гражданского долга.

Вечные темы - любовь к Родине, матери, женщине,- которые можно найти в творчестве и других поэтов, Р. Гамзатов поднял на небывалую высоту, раскрыв их совершенно по – новому, свежо, мудро и самобытно.

Читайте также: