В каком слове правильно выделено окончание кубик сочинение ветер пирожок
Обновлено: 30.06.2024
Знать: чем отличаются формы одного и того же слова; об образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
Уметь: отличать однокоренные слова и формы слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
Составьте схему предложения (без записи самого предложения) Вечером снег покрыл все дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами; дайте характеристику предложения. Выпишите и разберите по составу слово скрипит.
-скрип-: скрип, скрипеть, скрипка, скрипач, скрипучий, проскрипеть.
Под руководством учителя слова разбираются по составу. (Разбор по составу однокоренных слов способствует не только правильному выделению корня, но и сознательному выделению всех значимых частей слова.)
— Что общего у этих слов? (Значение корня.)
— Как называются такие слова? (Однокоренными.)
— Одинаковое ли у данных слов лексическое значение? (Нет.)
— С помощью каких частей слова образуются новые значения? (С помощью суффиксов, приставок.)
— К каким частям речи относятся это слова?
— Просклоняйте слово скрип (запись с выделением окончаний в словах). Чем отличаются эти слова? (Окончаниями.)
— Одинаковы ли лексические значения этих слов? (Да.)
Учитель сообщает учащимся, что эти окончания выражают разные формы одного и того же слова: -а — форму родительного падежа, -у — дательного, -ом — творительного. Разные формы слова возникают при его изменении.
III. Закрепление материала.
1. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака. Учащиеся должны найти в нем пример словоизменения, записать эти слова, доказать, что это разные формы одного и того же слова.
Из-за далеких рубежей
Доходит к нам молва.
Сто раз в одном из падежей
Ты названа, Москва.
Послушай радио — молву
Москва, Москвы, Москве,
Москву, Москвою, о Москве.
Делается вывод о том, что изменение формы слова происходит путем замены окончания. При этом лексическое значение слова не меняется.
2. Запись под диктовку.
Определите основную мысль высказывания.
Учащиеся выписывают (по вариантам) в два столбика однокоренные слова с корнями -див- (-дивл-), -берез-, подбирают и записывают синонимы к слову удивительный; с одним-двумя синонимами составляют предложения.
Домашнее задание: § 70, упр. 370.
Урок 90. Окончание
Знать: окончание значимая часть слова, указывающая на его форму.
Уметь: определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола.
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
Составьте схемы предложений; назовите буквы и звуки слова зыбь.
1. Повеет свежий ветер, и на воде появляется легкая зыбь. 2. Гроза отошла на восток, и оттуда доносится глухой рокот грома.
II. При повторном чтении предложений учащиеся выписывают в три столбика: 1) существительные; 2) прилагательные; 3) глаголы, выделяя в них окончания и одновременно указывая, какие грамматические значения слова они обозначают.
Например: гроз ед. ч., им. пад.; ветер — муж. род, ед. ч., II скл.; пове I спр., 3-е л., ед. ч. и пр.
Делается вывод о том, что окончание — значимая часть слова, по которой можно многое сказать о самом слове.
— Что можно сказать о словах с окончаниями -ишь, -ет, -ого? Приведите примеры слов с этими морфемами, запишите их.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в столбиках есть слова, в которых окончания не выражены ни звуком (при произнесении), ни буквой (на письме). Такие окончания называются нулевыми.
III. Учащиеся получают задание записать пары слов, определить, что обозначают нулевые окончания:
акула — акул (мя. ч., жен, род, род. пад.)
в ночи — ночь (жен. род, III скл.)
вода чиста — воздух чист
прочитала — прочитал
Выразительно читается заранее написанное на доске (или спроецированное) стихотворение. Учащиеся должны выписать из него слова с нулевым окончанием, определить, какие это части речи и на что указывают в этих словах нулевые окончания.
Осень. Чащи леса,
Мох сухих болот.
И шафран отцвел.
Лес и пуст, и гол.
— Какие слова употреблены в переносном значении?
Урок 91. Основа слова
Знать: определение основы слова.
Уметь: выделять основу в слове.
I. Знакомство с правилом на с. 148.
II. Закрепление материала.
1. Запись под диктовку предложения Прокричал пароход и потащил вверх по реке грузные баржи.
Учащиеся должны составить его схему; выделить в словах основу и окончание, указан, что́ они обозначают.
— В каком слове не выделили окончание? Почему? Учащимся сообщается, что неизменяемые слова состоят из одной основы.
2. На доске записан текст стихотворения. Учащиеся должны списать его, выделить основы во всех самостоятельных частях речи.
По ветвям берез;
Только треск идет.
— На что указывают окончания -его, -ит?
3. Составьте с морфемой три слова различных частей речи (например, страна, проговорила, добра).
4. Запись под диктовку.
Учащиеся обозначают в именах прилагательных основу и окончание, определяют значения окончаний прилагательных.
Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. Оно почти заросло травой. Лес далеко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
— Какова роль окончаний? (Служат для связи слов в предложении или словосочетании.)
Урок 92. Корень слова
Знать: корень — значимая часть слова; способы образования однокоренных слов; способы проверки слов с орфограммами в корне.
Уметь: находить, подбирать и образовывать однокоренные слова; находить корень, подбирая родственные слова.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Окончание
Презентация к уроку русского языка в 5 классе
Т.В. Лисюхина,
учитель русского языка и литературы
Синтаксическая пятиминутка
Составьте схемы предложений
Повеет свежий ветер, и на воде появляется лёгкая зыбь.
[1) _ =], и [2) _ =].
Гроза отошла на восток, и оттуда доносится глухой рокот грома.
Запишите транскрипцию слова зыбь.
[зып,]
Запишите слова из предложений в три группы: 1) существительные, 2) прилагательные, 3) глаголы.
Выделите в них окончания и укажите, какие грамматические значения слóва они обозначают.
Например: гроза – ед.ч., им.п.
Повеет свежий ветер, и на воде появляется лёгкая зыбь.
Гроза отошла на восток, и оттуда доносится глухой рокот грома.
1) Ветер – ед.ч., им.п.; воде – ед.ч., п.п.; зыбь – ед.ч., им.п.;
гроза – ед.ч., и.п.; восток – ед.ч., в.п.; рокот – ед.ч., им.п.;
грома – ед.ч., р.п.
2) Свежий – ед.ч., м.р., им.п.; лёгкая – ед.ч., ж.р.;
глухой – ед.ч., м.р., им.п.
3) Повеет – 1 спр., 3 л., ед.ч.; появляется – 1 спр., 3 л., ед.ч.;
отошла – пр.вр., ед.ч., ж.р.; доносится – 2 спр., 3 л., ед.ч.
Вывод:
Окончание – значимая часть слова,
по которой можно многое сказать и о самом слове.
1) Ветер – ед.ч., им.п.; воде – ед.ч., п.п.; зыбь – ед.ч., им.п.;
гроза – ед.ч., и.п.; восток – ед.ч., в.п.; рокот – ед.ч., им.п.;
грома – ед.ч., р.п.
2) Свежий – ед.ч., м.р., им.п.; лёгкая – ед.ч., ж.р.;
глухой – ед.ч., м.р., им.п.
3) Повеет – 1 спр., 3 л., ед.ч.; появляется – 1 спр., 3 л., ед.ч.;
отошла – пр.вр., ед.ч., ж.р.; доносится – 2 спр., 3 л., ед.ч.
Окончание – значимая часть слова, по которой можно многое сказать и о самом слове.
Что можно сказать о слове с окончанием –ишь?
О слове с окончанием –ет?
О слове с окончанием –ого?
Приведите примеры слов с такими морфемами.
В записанных нами группах есть слова, в которых окончание не выражено ни звуком (при произнесении), ни буквой (на письме). Как называются такие окончания?
Такие окончания называются нулевыми.
Что обозначают нулевые окончания в записанных словах?
Запишите пары слов, укажите, что обозначают нулевые окончания.
Акула – акул
В ночи – ночь
Вода чиста – воздух чист
Прочитала - прочитал
(мн.ч., ж.р., род.пад.)
(ж.р., 3 скл.)
(м.р., ед.ч.)
(м.р., ед.ч.)
Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите из него слова с нулевым окончанием, укажите части речи и значение нулевого окончания.
Осень. Чащи леса,Отцвели кувшинки.
Мох сухих болот.И шафран отцвёл.
Озеро белесо.Выбиты тропинки.
Бледен небосвод.Лес и пуст, и гол.
(И. Бунин)
Какие слова употреблены в стихотворении в переносном значении?
Рефлексия
Что такое окончание?
Для чего служит эта морфема?
Что обозначает окончание?
Какое грамматическое значение может обозначать окончание?
В пол[е] пол[ет] Пол[я] прос[о],
Сорняк[и] вынос[ит] Фрос[я].
Просо — хлебный злак, из зёрен которого делают пшено.
Сорняки — дикорастущее растение, засоряющие культурные посевы.
105
- Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы из данных слов составить предложение?
1. Моряки, спустили, парус, вода, на, и, купальня, парусе, в, устроили.
2. Мальчики, корабль, с, прыгнуть, вода, в.
Чтобы составить предложения, нужно изменить форму некоторых слов.
- Составьте предложения и запишите их.
1. Моряк[и] спустил[и] парус[] на вод[у] и устроил[и] в парус[е] купальн[ю].
2. Мальчик[и] прыгнул[и] с корабл[я] в вод[у].
- Выделите в словах окончания. Подчеркните предлоги.
106
- Поработайте в парах: устно подготовьте ответы на данные вопросы.
1. Что такое окончание?
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
2. Как найти окончание в словах красная, роза, расцвела?
Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова:
красн[ая] — красн[ый], красн[ое], красн[ых];
роз[а] — роз[ой], о роз[е], роз[ы];
расцвел[а] — расцвел[и], расцвел[о].
107
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
В стар[ом] сад[у] дорожк[и] заросл[и] лопух[ами]. В трав[е] гудел[и] мохнат[ые] шмел[и]. У крыльц[а] в озерк[е] с дождев[ой] вод[ой] сидел[а] больш[ая] зелён[ая] лягушк[а].
- Выделите в словах окончания. Подчеркните в предложениях главные члены.
- Выпишите выделенные слова. Рядом с каждым из них запишите однокоренное слово. Выделите в словах корень.
108
- Поработайте в парах: прочитайте окончания. Подберите и запишите слова, которые могут иметь такие окончания.
-ые -а -ая -е -ее -ит
-ие -о -ое -ут -яя -и
Сер[ые] — прил., син[ее] — прил., клавиатур[а] — сущ., дерев[о] — сущ., зелён[ая] — прил., светл[ое] — прил., плать[е] — сущ., бег[ут] — гл., летн[ее] — прил., весенн[яя] — прил., гор[ит] — гл., собак[и] — сущ.
- Над каждым словом укажите, какой частью речи оно является.
- Составьте и запишите предложение с любым словом.
Рябина на солнце горит ярким пламенем.
1) Языкознание
Используя логику и языковую догадку, расставь греческие слова рядом с их переводами.
5-9 классы
одноцветный – monochromos
раскрашивать – chromatizo
многолетний – polychronos
Новый год – protochronia
оригинал (подлинник) – prototypo
цельная каменная глыба – monolithos
твёрдая оболочка Земли – lithosfera
шарообразный – sferikos
типография – typografio
многоцветный – polychromos
цвет – chroma
2) Приставки
Нажми на все слова, в которых нет приставки под- (подо-).
5-9 классы
Нет приставки под- (подо-) | Есть приставка под- (подо-) |
---|---|
Подарок | Подосиновик |
Подол | Подыграть |
Подорожник | Подновить |
Поделка | Подозвать |
Подобает | Поднести (подмести) |
Подраться | Поднырнуть |
Подпереть | |
Пододвинуть | |
Подпоясывать | |
Подоконник | |
Подстелить | |
Подбить |
Избавься от речевой избыточности в некоторых заголовках, нажимая на лишние слова.
5 класс
Главнаясуть теории струн…- Из-за мороза
горячийкипяток замерзает на лету - Решили
вновьвозобновить занятия спортом? - У вас останутся потрясающие воспоминания о поездке!
Тёмныймрак в городе: экологическая акция “Час Земли”- Он не понимал, почему она так поступила с ним
7 класс
Главнаясуть теории струн…- Ради этой панорамы нужно подниматься
вверхоколо получаса, но она того стоит - Только посмотрите на жесты и мимику
лицаэтого актёра! - “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
- Что снится
во снеживотным? - Пока не перестанешь лениться, ничего не получится
8 класс
Главнаясуть теории струн…- Ради этой панорамы нужно подниматься
вверхоколо получаса, но она того стоит - Только посмотрите на жесты и мимику
лицаэтого актёра! - “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
Молодойюноша как ни в чём не бывало допил чай и сбежал- Планы на вечер: настольная игра и просмотр фильма
9 класс
Главнаясуть теории струн…- Всегда иди вперёд и не отступай
назад! - Только посмотрите на жесты и мимику этого актёра!
- “Но я же хорошо подготовилась к выступлению…”
- Лучшие
памятныесувениры в Барселоне: секретные магазины и рынки Молодойюноша выпил свой чай и теперь разглядывал прохожих
4) Откуда название?
Выбери признак, по которому предмету или явлению дано название.
5-7 классы
Предмет (явление) | Признак |
---|---|
Наколенник | Место |
Попугайничать | Сходство в поведении |
Черника | Цвет |
Пылесос | Предназначение |
Подоконник | Месторасположение |
Кукушка | Издаваемые звуки |
Веснушки | Время появления |
Садовник | Место работы |
Расчёска | Предназначение |
5) Морфемы
Составь слово из морфем других слов.
5 класс
Приставка – из слова | ЗА ВЫВАТЬ |
Корень – из слова | ИС ПОЛН ИТЕЛЬНИЦА |
Суффикс – 1-й суффикс из слова | СОЛ И ЛА |
Второй суффикс – из слова | ВПА ВШ ИЙ |
Окончание – из слова | ЦАРСК ИХ |
Корень – из слова | ПО ХОЛОД АНИЕ |
Первый суффикс – из слова | БАЛКОН Н ЫЙ |
Второй суффикс – 1-й суффикс из слова | ДИК ОВАТ ОСТЬ |
Окончание – из слова | КРАСИВ ЫЙ |
Приставка – из слова | ВНЕ ПЛАНОВЫЙ |
Корень – из слова | ШТАТ СКИЙ |
Суффикс – из слова | АДРЕС Н ЫЙ |
Окончание – из слова | ШЕСТ АЯ |
7 класс
Приставка – из слова | ЗА ВЫВАТЬ |
Корень – из слова | ИС ПОЛН ИТЕЛЬНИЦА |
Суффикс – 1-й суффикс из слова | СОЛ И ЛА |
Второй суффикс – из слова | ВПА ВШ ИЙ |
Окончание – из слова | ВЗДЫМАВШ ИХ СЯ |
Приставка – 1-я приставка из слова | ПЕРЕ ЗАПИСАТЬ |
Корень – из слова | ЗА КОЛ КА |
Первый суффикс – из слова | НАПРАВ О |
Второй суффикс – из слова | БЕГ Л ЫЙ |
Окончание – из слова | ВНУК И |
Первая приставка – из слова | БЕЗ ДЕЛУШКА |
Вторая приставка – 2-я приставка из слова | ИЗ РАС ХОДОВАТЬ |
Корень – из слова | ОБ СУД ИТЬ |
Суффикс – 2-й суффикс из слова | БОЛЬШИН СТВ О |
Окончание – из слова | СОЗРЕЛ О |
8 класс
Приставка – из слова | ЗА ВЫВАТЬ |
Корень – из слова | ИС ПОЛН ИТЕЛЬНИЦА |
Суффикс – 1-й суффикс из слова | СОЛ И ЛА |
Второй суффикс – из слова | ВПА ВШ ИЙ |
Окончание – из слова | ВЗДЫМАВШ ИХ СЯ |
Приставка – из слова | ЗА БЛУДИЛСЯ |
Корень – из слова | ВЫ ДУМ КА |
Первый суффикс – 1-й суффикс из слова | РЕЗ А ЛА |
Второй суффикс – из слова | ЖГ Л И |
Третий суффикс – из слова | ТРЯС СЯ |
Окончание – из слова | ПОРОГ (выбрать нулевое окончание) |
Приставка – 1-я приставка из слова | ПЕРЕ ЗАПИСАТЬ |
Корень – из слова | ЗА КОЛ КА |
Первый суффикс – из слова | НАПРАВ О |
Второй суффикс – из слова | БЕГ Л ЫЙ |
Окончание – из слова | ВНУК И |
9 класс
Первая приставка – из слова | С БЛИЖАТЬСЯ |
Первый корень – из слова | НОГ АМИ |
Вторая приставка – из слова | С ВЯЗКА |
Второй корень – из слова | ВЫ ШИБ АЛА |
Первый суффикс – из слова | НЕСПРОСТ А |
Второй суффикс – 2-й суффикс из слова | ВНИМА ТЕЛЬН ЫЙ |
Окончание – из слова | БОДР АЯ |
Приставка – из слова | ЗА БЛУДИЛСЯ |
Корень – из слова | ВЫ ДУМ КА |
Первый суффикс – 1-й суффикс из слова | РЕЗ А ЛА |
Второй суффикс – из слова | ДА Л |
Третий суффикс – из слова | ТРЯС СЯ |
Окончание – из слова | ПОРОГ (выбрать нулевое окончание) |
Приставка – из слова | У ЖИВАТЬСЯ |
Корень – из слова | ДО ПА ИВАТЬ |
Суффикс – из слова | БЫ ВШ ИЙ |
Окончание – из слова | БОЛЬШ ИХ |
6) Игра в слова
Составь из слова “КОНКУРСАНТ” новое слово.
5-9 классы
- Войсковое подразделение – это… ( РОТА )
- Пёстрая тропическая птица – это… ( ТУКАН )
- Очертание предмета – это… ( КОНТУР )
- Лошадь, способная очень быстро бегать, – это… ( СКАКУН )
- Упругая нить в некоторых музыкальных инструментах – это… ( СТРУНА )
- Небольшое животное, впадающее в спячку зимой, – это… ( СУРОК )
- Степень жизненной активности – это… ( ТОНУС )
- Шерстяная или полушерстяная ткань с поверхностью, покрытой ворсом, – это… ( СУКНО )
- Сосуд для варки кофе – это… ( ТУРКА )
- Положение в боксе, когда сбитый ударом соперник не может встать, – это… ( НОКАУТ )
- Серый заяц, сохраняющий одинаковую окраску зимой и летом, – это… ( РУСАК )
- Ряд слов или букв, написанных в одну линию, – это… ( СТРОКА )
- Вид конно-спортивных соревнований – это… ( КОНКУР )
7) Огни подземелья
Расставь знаки препинания в тексте.
5 класс
Прошёл дождь , и на улице стало свежо . Весна – любимое время года Ксюши , но сейчас она почему-то не радовалась . Мама позвала её : “ Ксюша , пора завтракать !” Но девочка даже не услышала .
Она всё утро сидела в своей комнате и задумчиво смотрела в окно . Обычно утром Ксюша или рисовала , или читала , или общалась с мамой и сёстрами , но сейчас ей ничего не хотелось .
7 класс
Прошёл дождь , и на улице стало свежо . Весна – любимое время года Ксюши , но сейчас она почему-то не радовалась . Мама позвала её : “ Ксюша , пора завтракать !” Девочка даже не услышала .
Она всё утро сидела в своей комнате и задумчиво смотрела на капли , стекающие по оконному стеклу . Обычно утром Ксюша или рисовала , или читала , или общалась с мамой и сёстрами .
Прошёл дождь , и на улице стало свежо . Везде : над лесом , над полем и над крышами домов – повисла радуга . Весна – любимое время года Ксюши , но сейчас она почему-то не радовалась .
Она всё утро сидела в своей комнате и задумчиво смотрела на стекающие по оконному стеклу капли . “ Ксюша , пора завтракать , – позвала мама , – всё готово “.
Читайте также: