Сочинение об изгнании из школ косности написал

Обновлено: 02.07.2024

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Кафедра научных основ образования

Реферат

на тему :Дидактические принципы Я.А.Коменского

Выполнил :

студент 301 группы

ф-та Истории и права

Костин Е. М.

Проверил : Грачёв С. В.

Саранск 2002

Введение

1.Биография Яна Амоса Коменского

2.Дидактические принципы Яна Амоса Коменского

а.) Принцип сознательности и активности

б.) Принцип наглядности

в.) Принцип постепенности и систематичности знаний

г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Список используемой литературы

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. В своём реферате я раскрл дидактические принципы крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского. Ведь многие, из них вошли в практику современной школы. Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

1. Биография Яна Амоса Коменского

В 1609 г. он поступает в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте (ему было уже 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки.

И хотя латинские школы считались предовыми, но и они были проникнуты схоластически-догматическим духом. Впоследствии годы, проведенные в этой школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал полную непригодность системы воспитания и обучения, и у него уже тогда зародилась мысль о необходимости улучшить дело народного образования. В дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.

Года, проведенные в Герборнском университете (1611-1613), имели большое значение в идейном развитии Коменского. Здесь формируются его общественно-политические и философские воззрения, здесь он получает широкое образование, знакомиться с педагогическими взглядами разных времен и народов. Коменский приобретает известность как талантливый студент и становится исследователем во многих отраслях знания. Большую часть в его творческих успехах сыграли его учителя - профессора Альстред и Пискатор.

Альстред и Пискатр были последователями хилизма, который признавал тысячилетнее Царствие Христа на земле, когда будут утвержлденыравенство всех и счастье каждогот человека, идеальное благоденствие и добро. Коменский примкнул к этому направлению в студенческие годы.

Роль Альстреда в формировании филосовских воззрений Коменского очень велика. Альстред являлся автором целого ряда филосовских трудов, и проявлял критичексое отношению к догматическому толкованию учителя. Он придерживался прогрессивных взглядов на значение науки. Альстред считал, что изучение природы должно служить на благо человека, и происходить с помощью наблюдения и опытов. Совокупность многих опытов создает индукцию, являющуюся матерью науки. Эти передовые для своего времени идеи оказали сильное влияние на взгляды Коменского.

В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет и едет в Амстердам, а через невколько месяцев зачисляется в знаменитый Гейдельбергский университет. Об этом периоде учебы сохранилось мало сведений.

В пшеровский период своей деятельности Коменский знакомится с философскими и педагогическими произведениями немецкого ученого Иоганна Андреэ, который произвел на него впечатление как чрезвычайно образованный, прогрессивный педагог и мыслитель своего времени. Особенно большое влияние на Коменского оказали дидактические воззрения Андреэ, к которым в дальнейшем Коменский неоднократно обращается в своих трудах.

В этом году он женится на падчерице бургомистра города Пшерова Магдалиной Визовской, которая стала Коменскому большим другом и помощником.

Известно, что Коменский много сделал для повышения уровня и благосостояния населения Фульнека, особенно бедняков и осуществил большие изменения в Фульнекской школе. Фульнекс модно считать наиболее значительным в развитии педагогического учения Коменского.

После того как Габсбурги в 1620 г. победили в битве у Белой горы и казнили многих патриотов, а потом добрались до Фульнека, Коменскому как активному протестанту оказалось небезопасно оставаться здесь. С этого момента начинается тяжелый период скитаний и жизни в нелегальных условиях. Беда за бедой настигала Коменского. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли дом Коменского с его многочисленной библиотекой и ценными рукописями. А в 1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины и обоих детей.

Однако же душевная травма, вызванная этим горем не смогла сломить волю великого патриота и своим личным примером он вселял в таких же многострадальных соотечественников дух бодрости и непримиримости.

В 1624 г. в Брандисе Коменский познакомился с дочерью епископа Марией-Доротеей и женился на ней. До брака Доротея принимала участие в тайной работе общины братьев, а связав свою судьбу с Коменским, стала одним из активных деятелей этого движения.

Весной 1625 г. Коменского отправляют в Польшу для выяснения возможности прибежища чехам в этой стране. По возвращении Коменский ведет пропаганду об освобождении отечества.

31 июля 1627 г. император Фердинанд II провозгласил католичство официальной религией. В указе протестантам предлагалось поменять религию или покинуть Чехию. Многим патриотам пришлось оставить родину и перебраться в Польшу.

В эти годы Коменский проводит большую работу по усовершенствованию “Великой дидактики”, которую завершает в 1632 году.

Эта работа Коменского получила широкий отклик как среди выдающихся мыслителей Европы того времени, так и среди государственных деятелей.

В соответствии с идеями Коменского Гартлиб ставил вопрос об учреждении в Англии международной колллегшии наук, которая смогла бы обобщить и свести воедино все достижения из различных областей науки и знания. Коменски получил согласие от синода и направился в Англию.

В сентябре 1641 г. Коменский прибыл в Лондон и поселился в семье Гартлиба. Но в момент прибытия страна была охвачена огнем гражданской войны. В такой политической ситуации парламенту было не до образования и культуры. Поэтому план Коменкого и Гартлиба не осуществился.

В этой работе изложена методика преподавания латинского языка, основанная и построенная на индуктивном методе. Сперва - пример, затем - правило; предмет и параллельно - слово; свободное и осмысленное усвоение, а не мучительное зазубривание - таковы основные начала этого метода.

В октябре 1648 г. Весгфальским миром закончилась Тридцатилетняя война. По положению договора вера подданых определялась той верой, которую исповедует их господин, что давало равные права кальвинистам, лютералами католикам, но только феодалам. Чехия по этому договору оказалась под господством Ггабсбургов, и поэтому католизм по-прежнему оставался государственной религией. Чешские изгнанники, бежавшие в Польшу, навсегда лишились возможности вернуться на родину.

Венгерский период (четыре года) был одним из самых прлодотворных периодов в жизни Коменского.

Амстердамский период жизни Коменского имеет всемирно-историческое значение в развитии педагогической мысли. Здесь в 1657 г. по постановлению амтсердамского сената и при материальной поддержке ван Геера было осуществлено издание Полного собрания дидактических сочинений, который содержит два тома и включает в себя почти все труды великого чешского педагога.

С начала 60-х годов Коменский почти прекратил работу над вопросами дидактики и последние 10 лет своей жизни посвятил практической деятельности по освобождению своей родины и разработке проблем мира и сотрудничества между народами. В эти годы он создает сочинение, которое называет “Всеобщий совет людским поколениям и в первую очередь - ученым, служителям религии, европейским властям об упорядочении дел человеческих. Коменский начал писать некоторые работы, вошедшие в это сочинение, еще в 1645 году, но не успел, и завещал их привести в порядок своему сыну. Многие рукописи были утеряны, и найдены только в 1934 г.

Коменский скончался 15 ноября 1670 года, похоронен в Наардане, вблизи Амстредама, во французкой церкви.

2. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

а.) Принцип сознательности и активности

Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью. С нею связаны:

1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;

2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;

б.) Принцип наглядности

Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимиым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

в.) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в превую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.

Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

Заключение

Может быть прозвучит несколько помпезно, но Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течении 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии.

Список используемой литературы :

“Глаголь”, СПб 1995

Дело молодых – работать,

дело старых – советовать.

Председателям, учителям и ученикам школ – во Христе здравствовать!

Не без удовольствия смотрю я на представляющиеся мне случаи оказывать услуги христианскому юношеству и школам, и не против воли пользуюсь я этими случаями, будучи уверен, что они предоставляются самим провидением: только бы было у нас усердие взяться за них. Самые болезни дают повод и толчок к изысканию необходимых оздоровляющих средств, самый беспорядок – к восстановлению порядка, сами дурные нравы – к созданию хороших законов. Однако дело показывает, что не всегда мы преодолеваем нашу медлительность и приводим в движение необходимые средства. Большей частью мы предоставляем дела их собственному течению или считаем свой долг исполненным, если мы жалобами и сетованием даем знать, что мы далеки от незнания наших бедствий. И вот мы жалуемся, что, видя перед собой нечто лучшее, мы вязнем в тине неурядицы и все-таки погрязаем в ней, потому что либо у нас не хватает решимости выбраться оттуда, либо мы никак не приложим рук к делу с надлежащей серьезностью и умением

Я первый покажу пример своим рвением, я сам не пожалею никаких усилий и даром предоставлю в распоряжение всех тех, кто причастен к школе и кто вообще пожелает это краткое печатное произведение. Однако под условием, во-первых, что оно будет прочитано: ведь книги пишут не для моли, а для людей; во-вторых, что это будет сделано с пониманием; ибо читать и не понимать – то же, что совсем не читать; в-третьих, что не преминут говорить друг с другом об этом предмете и таким образом друг друга взаимно поощрять. Будьте же, прошу вас, общительны, а не замкнуты, ибо первое есть свойство света, второе – признак мрака.

Об изгнании косности из школ

1. Порядок нашей работы пусть будет такой же. как если бы у нас шло совещание относительно какого-либо вопроса: Сначала предположим случай, вызывающий беспокойство. Затем изыщем средства, способствующие устранению зла. Наконец, нашедши их, постараемся внушить необходимость их применения тем, кто имеет к этому делу какое-либо отношение [3].

NB. Коллеги-директора! Вот вам пример проведения педсовета: постановка проблемы – поиск ее решения – изменение практики. Форма педсовета – свободное обсуждение. Характерная черта – демократическое общение.

2. Случай, который вызывает наше беспокойство, – некая тайная болезнь, в которую впали наши школы, и болезнь эта их так изнурила, что у них нисколько не остается подлинной силы или хотя бы краски в лице; осталась только худоба и бледность. Между тем спасительные средства они от себя отталкивают или принимают их неохотно, да и, приняв, не чувствуют никакого улучшения, а, наоборот, приходят в еще большее расстройство и падают еще ниже.

3. Я отдаю себе отчет в том, что зло это имеет много причин, и причин весьма разнообразных. Однако я полагаю, что (поскольку в настоящее время отдельные проявления зла уже изучены и средства против них уже изысканы) все они могут быть приведены к одному общему источнику. Это известного рода укоренившаяся спячка и равнодушие, которые мешают людям как самим видеть истинную цель школы, так и открывать глаза, когда кто-либо другой им ее указывает; и, наконец, даже видя эту цель, они не в состоянии стряхнуть с себя эту спячку.

4. Чтобы разъяснить дело, разберем по порядку те три момента, которые заключаются в заголовке:

1) школу, которая по своей идее есть не что иное, как поприще труда, пусть даже приятного, но все-таки труда;

2) косность, полновластно и гибельно завладевшую школами;

3) изгнание косности, этого вредного хищника, как единственно возможное средство для оздоровления школ, выяснив попутно и вопрос о том, на чьей обязанности лежит это изгнание.

5. Школу всего проще можно определить как собрание учащих и учащихся. Но и обучение есть один из видов труда; в этом смысле школа и есть поприще труда.

В самом деле, учить – это значит вводить в науку не знающих науки, учиться – это значит быть руководимым. Но кто ведет, тот предшествует; кого ведут, гот за ним следует. Предшествовать и следовать – значит во всяком случае идти, а кто идет, тот не стоит, не лежит, не спит, не позевывает, но бодрствует, действует, напрягает свои нервы, находится в движении всем своим существом и достигает своей цели только благодаря этому непрерывному движению.

7. В латинском языке школа иногда называется ludus, т.е. игра: и опять-таки не ради того, конечно, чтоб ученики могли думать, что они могут заниматься игрой в кости, карты или шахматы или предаваться другим бесполезным забавам, – но в том смысле, что она представляет собой тихое пристанище, специально устроенное для научных знаний, нисколько не обременительных и не утомительных, но, подобно игре, лишь приятно и легко упражняющих ум и тело.

8. Что школа есть не что иное, как рабочая мастерская (laboratorium), ясно уже из почетных эпитетов, данных школам, или из метафорических [образных] определений, которыми весьма удачно характеризуют занятия школы и лиц, посвятивших себя школьной жизни. Рассмотрим некоторые из них.

10. Школы весьма метко называют также мастерскими света, так как главнейшая их цель – просвещение умов, чтобы рассеивать мрак врожденного нам неведения, заблуждений и грехов. Но если представлять себе школу в виде мастерской света и светильников, то тем самым должно предполагать наличие в ней деятельных и бодрых работников, часть которых разыскивала бы материал для изготовления из него светильников, другие изготовляли бы фитили, топили бы воск или сало, вставляли фитиль, выливали и вынимали из форм свечи, упаковывали то, что уже готово, третьи приготовляли бы трут, ударяли бы сталью о кремень и извлекали искры; зажигали серничками свечи, вставляли их в подсвечники, доставали свечные щипцы, снимали нагар и делали так, чтобы все становилось освещенным.

11. Удачно также сравнивали школы со строительным искусством, потому что, в самом деле, люди здесь подготовляются для того, чтобы, подобно хорошо обтесанным камням, войти в состав общественного здания – хозяйственного, политического, церковного – и содействовать прочности и красоте постройки

28. Что сказать мне о питомцах школ? Разве не известно, что они осаждены со всех сторон их злейшим врагом – косностью? Прежде всего их ум и сердце опутаны таким густым мраком, что они далеко не различают сияние истинного и полного образования. Поэтому они и не чувствуют внутренней в нем потребности; для них, подлинных рабов полуобразования, довольно только капельной дозы наук, подобно тому как равнодушный и ленивый пленник, даже и будучи в состоянии разорвать свои оковы и освободиться из мрачной темницы, нисколько не заботится об этом, предпочитая влачить свою жизнь в темноте и смраде.

29. Далее, косность и уши им заложила, так что они тяготятся слушать своих учителей, если даже и является к тому возможность. А если они их слушают, то все равно, как если бы не слушали; сколько бы лет они ни учились, они так и остаются не чем больше, как учениками.

30. И глаза их заволокла и сделала незрячими косность, так что они слишком ленивы для того, чтобы хоть дома читать книжки; по имени они – студенты, т.е. люди, предавшиеся изучению изящных искусств и наук, на самом же деле они – питомцы косности и апатии.

32. Что сказать о внутренних чувствах? [4] И там все мертво. Они не имеют ни малейшей потребности пасти свой ум на лугах мудрости; они отказываются утруждать память, ежедневно заучивая что-либо наизусть и слагая это в тайниках своего духа; еще менее склонны они изощрять свой разум собственным размышлением.

33. Руки у них делаются до того дряблыми, что они не заботятся даже выписывать себе ценные замечания из писателей, чтобы вооружить себя (без чего невозможно стать ученым) сокровищем подобных извлечений.

34. Эта праздность отдельных членов имеет результатом расслабление и изнеможение всего тела и духа, так что, наконец, большинство, забывая о той цели, для которой они сделались и стали называться студентами и посвятили себя школьной жизни, проводит время в еде, питье и сне (не только ночью, но даже сверх потребности и днем) и в этом ленивом покое расточает свои юные годы, прекрасную весну своей жизни.

35. Если они и принимаются за какого-либо рода занятия, то занятия грязные, недостойные благородного звания студента: кости, карты, фехтование, кулачный бой, праздношатание, пустые разговоры, бесшабашные попойки, ночной разгул и т.д.

36. А какой характер носит попечение о школах со стороны схолархов [начальников школ]? Какое старание прилагают они к предупреждению беспорядков? Насколько серьезно их рвение, когда дело идет об устранении неустройств? В иных местах совсем нет начальников над школами, потому что они не поставлены. А где таковые есть, то редко бывают они достойными своей должности, бдительными и энергичными, исполняющими, как подобает, свои обязанности. Они редко посещают школы, редко проверяют учащих и учащихся, редко выговаривают нерадивым и т.д., по предоставляют дело собственному течению, только чтобы никого не обидеть.

37. Что иное может выйти из всего этого, как не то, что мы видим в рабочих мастерских, где ленивые работники убивают время на сон, игру и ничегонеделание и где вес работы остаются недоконченными или неисполненными? Что иное, как не то, что происходит на строительстве, где нужный материал не нарублен, не отесан, не обрезан и не обработан как следует и где поэтому места для построек остаются пустыми или вместо обещанных дворцов являются хижины, да и те со щелями, кособокие, неотделанные и уродливые? Что иное, как не то, что происходит на войне, где нерадивые полководец и солдаты, даже при наличии всех данных для победы, упускают ее из рук? Что иное, как не то, что наблюдается в садоводстве и полеводстве, когда па заброшенных полях вырастает сорная трава, вместо прекрасных кустарников – тернии, вместо плодовых деревьев – одни бесплодные?

38. Таким образом, вследствие господствующей в школах нерадивости они не приносят ожидаемого плода; из своих мастерских выпускают они вместо стройных статуй грубые чурбаны, вместо светильников мира – дымные головни, вместо невинных агнцев – похотливых козлов, вместо плодородных деревьев – колючий кустарник. Если хотите устранить когда-либо эти недостатки, нужно изгнать из школ косность.

39. Но что значит изгнать? Это значит принять насильственные меры против того, что причиняет нам большое неудобство и не хочет исчезнуть само собой или же не может быть удалено спокойным образом. Тогда мы кричим, отталкиваем руками, или бьем дубиной, или выгоняем кнутом или каким-нибудь другим подобным орудием, способным внушить страх и обратить в бегство.

NB. Косность, понимаемая как отвращение от труда в соединении с ленью, – это чудовище, разрушающее природу школы. Когда все способы борьбы с нею использованы, следует прибегать к насилию, считает автор. Главную ответственность за изгнание косности должны взять на себя педагоги, и каждый из них должен начинать с себя. Показав ученикам своим пример самосовершенствования, учителя побуждают к подобным действиям воспитанников.

40. Итак, если мы требуем изгнания косности, то тем самым мы требуем применения насильственных мер против гадкой привычки, погружающей нас в бессилие и сковывающей нас какой-то сонливой апатией, вследствие чего мы становимся не способными предпринять состязание в достижении мудрости. И притом – выкорчевать косность до конца, чтобы она уже никогда нс была терпима в недрах школы

[1] Работа написана в 1652 г., на латинском впервые опубликована в Амстердаме в 1657 г., на русском – в 1955 г.

Трактат весьма актуален и в наши дни, когда мы на практике (а не в мечтах) стали растить нового Учителя.

[2] Граждане школ – здесь: учителя и ученики школ.

[3] Коменский разработал метод научного познания в педагогике, включающий три элемента: постановку проблемы, разработку средств се разрешения, применения.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

а.) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и покзал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

б.) Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимиым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

в.) Принцип постепенности и систематичности знаний
Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности.

Последовательность и систематичность в превую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил для реализации этих требований.

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

г.) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками
Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.

Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.

Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Народное воспитание в наследии классиков педагогики
Ян Амос Коменский
Подготовила:
Чибисова Елена

Биография
Самый яркий представитель педагогической мысли XVI в. — Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, общественный деятель.
Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье мельника, члена общины Чешских братьев.
Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии.

После этого Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Труды Коменского
“Материнская школа”
“Великая дидактика”
“Новейший метод языков” “Пансофическая школа”

15 ноября 1670 г умер и похоронен в Наардане близ Амстердама

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами.

Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией ” - “Всеобщим воспитанием”

Я.А. Коменский и народное воспитание
Много сил и ума положил Коменский для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Сам он трудился в Швеции, Венгрии, Польше, Голландии, Англии

Истинно народный учитель должен обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у своих учеников: учить истине, учить мудро, любить свое дело, в процессе учебно-воспитательного процесса учитывать возрастные, индивидуальные, психические особенности детей, особое внимание уделять нравственному воспитанию, тому, чтобы подготовить воспитанников к труду и жизни

В истории педагогики Коменский является лучшим из идеалов, личностью-символом

Ян Амос Коменский внес важный вклад в развитие проблем нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях родного народа.

Следуя Платону и Аристотелю, основой нравственности в человеке он считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость;
советовал воспитывать у детей скромность, вежливость, трудолюбие, доброжелательное отношение к окружающим людям.

Коменский Я.А. разработал стройную педагогическую систему, в основе которой лежит принцип природосообразности, позволяющий учитывать природу воспитанников, их психолого-физиологические особенности.
Основные положения педагогической теории Я. А. Коменского

“ . Плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал.
Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым”.
Я.А. Коменский

Я.А. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода
Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода, по 6 лет каждый:

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.
В основу этого деления он кладет возрастные особенности

Я. А. Коменский отмечал, что целью воспитания является не только совершенствование личности само по себе, но и подготовка ее к усовершенствованию окружающей жизни.
Подчеркивал необходимость развития интеллекта у формирующегося индивида и верил в создание счастливой жизни для всех людей с помощью разума и силами самих людей.
"Великая дидактика" (1633–1638)

“Все всего легче образуется в нежном возрасте”.
То есть в соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации Коменский считает, что семейное воспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения.

"Так как дети являются драгоценнейшим даром божьим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью".
Я.А.Коменский

Чешский педагог призывал родителей проводить с детьми целенаправленную воспитательную работу, чтобы сначала их приучить "к благочестию", затем вооружить основами человеческой нравственности и только после этого дать им научные знания.

Коменский рекомендует родителям начинать воспитание детей с самого раннего возраста.

Для формирования нравственных основ у подрастающего поколения он предлагает прививать им следующие качества, на развитие которых ориентирует и народная педагогика:
Умеренность (научить детей жить, есть и т.д. сообразно с требованиями природы)
2. Опрятность
3. Почтительность
4. Предупредительность (оперативно и без промедления выполнять просьбы, требования родителей, старших)
5. Правдивость
6. Беспристрастность (приучать детей к справедливости)
7. Трудолюбие
8. Выдержка
9. Гуманность
10. Дисциплинированность

Педагог выступал за всестороннее воспитание детей, обращал внимание родителей на то, чтобы дети, с одной стороны, были физически здоровыми, с другой – вооружены знаниями и упражнялись в мудрости.
Параллельно с обучением нужно прививать воспитанникам основы нравственности, выработать положительные качества, необходимые для нормальной жизни: выполнение установленных правил поведения, подготовка к труду и т.д.
Все педагогические средства должны быть природосообразными.
Наставник должен руководствоваться факторами естественного, природного развития личности ребенка.

Я. А. Коменский писал, что каждый народ является великим педагогом, носителем таких необходимых для любого человека качеств, как:
рассудительность
терпение
осторожность
правдивость
приветливость
храбрость
трудолюбие
остроумие
мужество
высокая нравственность.

Основой нравственности он считал труд, ибо "благородные умы питаются трудом".

16 правил искусства развивать нравственность (для воспитателей )
1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
2. Из этих добродетелей ведущими являются: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
3. Мудрость юноши должны черпать из хорошего наставления, изучая истинные различия вещей и их достоинство.
4. Человек во всем должен соблюдать умеренность: в пище и питье, во сне и бодрственном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании.
5. Учить юношей мужеству, чтобы они преодолевали самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре, обуздывая нетерпеливость, ропот, гнев; выработать у них привычку поступать во всем обдуманно.
6. Учить ребят справедливости, никогда никого не оскорблять, избегать лжи и обмана, проявлять исполнительность и любезность.
7. Быть мужественным, благородным и выносливым в труде.
8. Быть искренним с людьми и исполнительным.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода, по 6 лет каждый:

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.
9. Прививать детям и подросткам трудовые навыки; они должны постоянно заниматься каким-либо серьезным или занимательным трудом.
10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность с желанием услужить другим.
11. Развитие добродетелей в детях необходимо начинать с раннего возраста.
12. Добродетелям нужно учить ребят на положительных примерах старших.
13. В первую очередь образцами в поведении для детей, примером порядочной жизни, высокой нравственности должны быть их родители.
14. Примеры для подрастающего поколения нужно сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
15. Тщательно оберегать детей от сообщества испорченных людей, так как природа зла распространяется легче и держится упорнее.
16. Для противодействия дурным нравам необходима дисциплина
16 правил искусства развивать нравственность (для воспитателей )

Педагогический музей им. Коменского (г. Прага, Чехия)
Вклад Я. А. Коменского в развитие народной педагогики
Теоретически обосновал и развил принцип народного воспитания; в его трудах прослеживается веками накопленный педагогический опыт, народные идеи и опыт воспитания.
Опираясь на прогрессивные традиции, чешский просветитель создал оригинальную дидактику
Оказал значительное влияние на последующее развитие школы и педагогики не только в своей родине, по и во многих других странах, в том числе в России.

Читайте также: