Человек и его вера в произведениях андреева сочинение

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА РОКА И СУДЬБЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.Андреева

Жигачёва Татьяна Николаевна

Научный руководитель: Посохина Ольга Витальевна,

преподаватель русского языка и литературы

Abstract
The paper describes and reveals the theme of fate and destiny in the works of Andrew, N. L. for example, the story "Life Basil Thebes".

Творчество Леонида Николаевича Андреева является неотъемлемой и важной частью литературного наследия как России в целом, так и для нашего Орловского региона.

Многие годы творчество Леонида Николаевича по идеологическим причинам оставалось под запретом, его работы не издавались, а литераторы не принимали его в свои круги. Но в последние годы интерес к его творчеству, произведениям возрос. Новое поколение неравнодушно к столь глубокомысленным произведениям этого писателя.

Леонид Андреев является представителем Серебряного века русской литературы. По его биографии известно, что, несмотря на его раннее увлечение искусством и литературой, родился и вырос он в период, когда в России царило бегство и разруха, была запрещена свобода мысли и слова. Под влиянием давления со стороны власти, внешних условий, почти на протяжении всего своего жизненного пути творчество Андреева проникнуто философскими мотивами, выраженными размышлениями о жизни и судьбе. В его произведениях выражены критика и осуждение современного мира, политики и власти. Большое место в творчестве Л. Андреева занимают революционное движение в современной писателю России и изучение религий.

Во многих своих произведениях Андреев стремился создавать образы с помощью только своей интуиции и нервной впечатлительности, мысленно ставя себя в положение героя. В этом же произведении он поводит сюжетную аналогию с библейским сюжетом о страданиях Иова.

Гуманизм отца Василия, его искреннее сострадание к беднякам вступает в непримиримый конфликт с его верой в милость небесного владыки. И вера в Бога не выдержала испытания гуманизмом — такова объективная мысль повести.

Андреев предельно сгущает краски, собирая воедино все самое страшное, что только может выпасть на долю одного человека, чтобы затем с огромной художественной силой показать взрыв тех чувств, которые исподволь накапливались в человеке, ведя его к духовному возрождению или духовному кризису.

Окончательно теряет веру , когда трагически и страстно просил у бога вернуть жизнь погибшему бедняку. Но осознав что, чуда не произошло, священник поднимается до гневных упреков тому, кто составлял смысл его жизни, был символом его надежд, Всевышнему.

Вся повесть пронизана мыслью, что нельзя, с одной стороны, жить слепой непоколебимой верой, как живет священник Василий Фивейский, с другой,— невозможно и нищенское существование, являющееся уделом Семена Мосягина и других крестьян. Мосягин в рассказе является антагонистом отца Василия, он верит в Бога естественно и просто. Эта вера живет в герое на уровне интуиции, неосознанного чувства, которое не поддается никаким логическим объяснениям, а рождается и умирает в человеке вместе с ним. Антагонистом Василия Фивейского выступает и Иван Копров, который тоже считает себя избранником Бога и полностью удовлетворен своим земным существованием.

Проблема веры и судьбы человека, представленная в рассказе, открыла путь к сопряжению индивидуальности со вселенскими закономерностями бытия, выступило организующим центром всего образного мира произведения и оказало существенное воздействие на его композиционный строй, ключевые лейтмотивы, художественные пространство и время, на систему персонажей и доминирующие средства психологического анализа.

Андреев Л.Н. Жизнь Василия Фивейского. – М.: Художественная литература, 1990, - 1 с.

Андреев Л.Н. Жизнь Василия Фивейского. – М.: Художественная литература, 1990, - 27 с.

Чирва Ю.Н. О пьесах Л.Андреева // Андреев Л.Н. Драматические произведения: В 2 т. Л., 1989. Т. 1.

Андреев Л. Н. Проза. Публицистика. М.: Олимп: ООО Издательство АСТ, 2000.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Под ред. А. А. Суркова. – Т. 2. – М.: Советская Энциклопедия, 1978.

Образ России

В эмиграции, куда Бунин уехал после известных Октябрьских событий, за годы одиночества и медленного забвенья в его творчестве появляются произведения на темы любви, смерти и человеческой памяти. Творения этого цикла, отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства. Для Бунина истинная любовь сродни вечной красоте природы, а подлинно прекрасно только естественное, ненадуманное чувство. Бунин не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость, но зачастую таит в себе муки разочарования и смерть. В одном из писем он сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: “Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству”.

Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы “от нечего делать”, животные проявления страсти. В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу. А это для Бунина не менее прекрасно и притягательно. Обнаженное женское тело нередко предстает в рассказах Бунина. Но и тут он умеет найти единственно верные выражения, чтобы не опускаться до обычного натурализма. И женщина предстает прекрасной как богиня, хотя автор далек от того, чтобы закрывать глаза на недостатки и чересчур романтизировать обнаженную натуру. Образ женщины — вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе — свой. Простая девушка из деревни в рассказе “Таня” так же прекрасна, как яркая испанка из “Камарга”. Обращается писатель и к судьбам падших женщин, они для него не менее интересны, чем дамы, соблюдающие приличия. Любовь уравнивает всех. Проститутки не вызывают отвращения, и наоборот, поведение некоторых женщин из “приличных” семей приводит в недоумение. Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства. Все образы восхищают, кажется, что автор влюблен в каждый из них. Возможно, что он воплотил на бумаге реально существующие личности. Все чувства, которые испытывают эти женщины, имеют право на существование. Пусть это будет первая робкая любовь, страсть к недостойному человеку, чувство мести, вожделение, поклонение. И решительно все равно, крестьянка ты, проститутка или дама. Главное — ты женщина. Мужские образы в рассказах Бунина несколько затемнены, размыты, характеры не слишком определенны. Это и не важно. Гораздо нужнее для писателя разобраться, какие чувства испытывают эти мужчины, что толкает их к женщинам, почему они любят их. Читателю не обязательно знать, каков тот или иной мужчина, как выглядит, какие у него достоинства и недостатки. Он участвует в рассказе постольку, поскольку любовь — это чувство двоих. Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. В сборнике “Темные аллеи” вы не встретите ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда — при угасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах.

В 1907 году Леонид Андреев, возвращаясь к библейской проблеме борьбы

В повествовании они представляют два полюса: Христос –

добро, Искариот – зло. Уже исходя из заглавия рассказа, можно сделать вывод,

что на первый план автор выводит фигуру Иуды. Именно этот герой, сложный,

противоречивый и страшный, и

его поступок привлекли внимание писателя и подтолкнули к созданию своей версии

событий 30-х годов начала нашей эры и к новому пониманию категорий «добро и

Взяв за основу евангельскую легенду о предательстве Иуды, Андреев

переосмысливает ее сюжет и наполняет новым содержанием. М. Волошин в своей

рецензии на книгу писал: «Для искусства нет ничего более благодарного и

ответственного, чем евангельские темы.… Только имея под собой твердую основу во

всенародном мифе, художник может достичь передачи тончайших оттенков своего

Однако М. Волошину показалось неделикатным и даже грубым внедрение андреевского

Но в этой прямоте и бесцеремонности – весь Андреев. Он смело перекраивает

двухтысячелетние образы, чтобы читатель еще раз задумался над тем, что есть

добро и зло, свет и тьма, истина и ложь. Пропустив евангельские события через

призму своего сознания, писатель заставляет и читателя пережить открытую им

трагедию предательства и возмутиться ею. Ведь она не только в небе, — но и в

людях, легко предающих своих кумиров. Уже первые строки повествования помогают читателю представить Иуду, как носителя темного, злого и греховного начала

Андреевский Иуда – не символ, а живой человек. В нем переплелось

множество страстей и чувств. Несомненно, что любит он Христа искренне и сильно.

Но Иуда обижен им и не может примириться с тем, что не он, а Иоанн является

любимым учеником Иисуса. Чувство душевной ревности, испытываемое Иудой, близко

и понятно нам. Но Андреев помогает осмыслить это чувство в новом аспекте, и

после прочтения рассказа мы делаем вывод: от ревности до преступления один шаг.

Андреевский Иуда не ради денег (как в одной из Евангелий) совершает свое

Им движет обиженная любовь. И странным образом рассказ Андреева, которого

многие церковные критики обвиняли в кощунстве и безнравственности, наводит на

глубоко нравственную мысль: любовь не должна быть обиженной, она должна быть

Художественный мир Андреева Л.Н.

Андреев реализует эту цель путем изображения пяти картин. Через все эпизоды жизни проходит страдание: оно сопутствует моменту рождения, смерти и самой жизни. Самая светлая картина — вторая — в которой описывается молодость Человека. Этот период полон надежд на счастье: Человек ещё молод, он любит и любим, к тому же талантлив. В третьей картине описывается благополучие: Человек знаменит, богат… Читать ещё >

Проблема веры и безверия в творчестве Л. Андреева ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблематика обретения веры
  • Глава 2. Проблематика потери веры и безверия
  • Заключение
  • Список литературы

Крысы тоже строят норы (дома), выводят крысёнышей и умирают. В драме писатель ставит перед собой цель: показать жизнь человека с момента рождения и до момента смерти.

Андреев реализует эту цель путем изображения пяти картин. Через все эпизоды жизни проходит страдание: оно сопутствует моменту рождения, смерти и самой жизни. Самая светлая картина — вторая — в которой описывается молодость Человека. Этот период полон надежд на счастье: Человек ещё молод, он любит и любим, к тому же талантлив. В третьей картине описывается благополучие: Человек знаменит, богат: у него дом из пятнадцати комнат, хороший сад, множество прислуги; есть сын, замечательный ребёнок, которого Человек очень любит. Однако в этой картине ощущается дисгармония — предвестница будущих бедствий. В последующих картинах Человек растрачивает талант, теряет любовь, приходит к разочарованию и страдает.

Смерть находит Человека в грязном кабаке. Он уходил туда, чтобы скрыться от одиночества. Однако смерть Человек встречает, как воин, готовый сражаться до последнего — он выкрикивает воинственные призывы, падает на стул и умирает. Как известно, кто умер в бою — тот считается победителем или героем.

Человек пытается найти в своей жизни объективный смысл перед лицом грядущей смерти: он смотрит на свой дом, любуется на него и спрашивает свою жену, не переживет ли его детище его самого? Жена ему отвечает, что возле дома она видела молодого художника, который делал наброски дома в свой альбом. Человек чрезвычайно рад этому обстоятельству, он считает, что образ его дома, его мысль станет известна другим людям и даже если его забудут мысль эта будет жить.

Эта идея порождает такие мысли: человек бессмертен в потомстве — эти утешают себя все, кто не верит в идею христианского бессмертия. Отдельно взятый человек смертен, но человечество в целом бессмертно; человек может быть несчастен, но человечество найдет дорогу к счастью.

Один из Родственников выражает эту мысль, говоря, что цель жизни в воспитании детей. Воспитывая детей, мы исправляем ошибки собственного воспитания, расширяем кругозор собственным богатым опытом и растим лучшего человека — и так из поколения в поколение движемся к лучшей жизни или к совершенству.

Леонид Андреев не торопится опровергнуть идею лучшей жизни будущих поколений. До самой старости жизнь Человека не знает бедствий и несчастий. У него счастливое детство и веселая бедность, потом любовь, которая будет сопровождать его всю жизнь и яркая молодость. Потом слава, богатство и прекрасный сын, которого он очень любит.

Но именно тогда, когда Человек состарился, судьба обрушивает на него несчастья и страдания: кто-то разбил его сыну камнем голову и сын, молодой, полный жизни и надежд на будущее, веселый, прекрасный и радостный человек превращается навсегда в калеку и впоследствии умирает. Жена Человека надеется на выздоровление их сына, но злой рок непреклонен. Человек откликается на эту надежду, но с трудом верит в справедливость, хватаясь, как утопающий за соломинку, за надежду вымолить выздоровление своему драгоценному ребенку.

Однако молитвы бесполезны, приходится признать неотвратимость мирового зла. В чем же смысл жизни Человека? Смысл жизни в настоящем, а не в будущем; смысл жизни состоит во всей полноте переживаний, в каждом конкретном моменте. Людям свойственно не задумываться об этом; они живут долгие годы в состоянии счастья и торопятся прожить побыстрее радостные моменты, стремясь к неизвестной никому цели, которая якобы находится где-то далеко в будущем.

Но это поведение ошибочно. И когда к человеку приходит горе во всей его полноте, он начинает проклинать свою жизнь, в которой были минуты радости и счастья во всей его полноте. В смертный час старухи напоминают ему о событиях его жизни, чтобы подчеркнуть её бессмысленность. И Человеку есть, что ответить: его жизнь в большей степени была счастливой, чем несчастной. Он вправе возразить шепоту и сказать: я жил, я любил, я был счастлив и другого смысла нет и быть не должно. Отношение к событиям своей жизни глубоко личностно: каждый вправе считать свою жизнь счастливой либо несчастной на своё усмотрение.

Читая произведения Л. Андреева возникает вопрос: Как жить в этом страшном мире полном мук и страданий? Слишком много вопросов остается без ответа и каждый вправе решать их субъективно. Путь предательства Иуды — это путь веры, путь Василия Фивейского — это путь потери веры. Анализ этих путей не может быть однозначным и ставит все больше вопросов. И именно этим Леонид Андреев так интересен.

Заключение

Творчество Л. Н. Андреева — это сочинения о людях глубоко страдающих, попадающих в сложные ситуации и постоянно вынужденных принимать принципиально важные решения. Неразрешимые, вечные вопросы человеческого духа, такие, как взаимоотношения человека с Богом, идея высшей справедливости, смысла жизни, проблема смерти, проблема веры и безверия — главные темы творчества Андреева. Практически во всех крупных произведениях они звучат явно или скрыто, с наибольшей силой они обнажены в рассказах на библейскую тему. Андреев переосмысляет основные идеи Христианства, заново трактует такие образы, как Василий Фивейский, Елеазар, Иуда Искариот. Мы составили представление Андреева о человеке, о мире, о смерти и увидеть глубинные основы его мировоззрения и творчества, которые скрываются в его напряженней внутренней жизни, нравственных и эстетических исканиях.

Андреев показывает муки, страдания, ошибки, предательства людские как часть поиска преображения, поиска самого себя. Что особенно важно, это как Андреев выворачивает на изнанку традиционные представления об этих понятиях. Его произведения заставляют размышлять над собственным жизненным выбором и думать, анализировать и снова думать.

Как жить в этом страшном мире полном мук и страданий? Путь предательства Иуды — это путь веры, путь Василия Фивейского — это путь потери веры. И анализ этих путей не может быть однозначным и ставит все больше вопросов. И именно этим Леонид Андреев так и интересен. Но сама проблематика Добра и Зла, Бога и Дьявола, и тяжелого нравственного выбора между ними - это вечная проблема.

Тема веры и безверия неисчерпаема. Самое интересное и, пожалуй, таинственное заключается в том, что неверие в Бога, как и вера является непонятным свойством души. Если бы упорство в неверии объяснялось неискоренимой тягой к удовольствиям, личными пристрастиями можно было бы сделать вывод о том, что освобождение от пороков напрямую приводит человека к Богу, порождает в его душе веру. Однако это не так, скорее жизнь в безгрешности и следующие несмотря на это несчастья порождают в человеке сомнения в существовании Бога и всеобщей справедливости.

Свободный выбор неверия предполагает и определенное отношение к смерти, потому что расставание с жизнью, с миром и близкими будет навечно. Расставание особенно тягостно, если смерть не вызвана абсолютным равнодушием к ценностям жизни и если человеком овладевает ужас перед содеянным, то загробная жизнь для него не предвещает ничего хорошего. Смерть в качестве предельного и концентрированного выражения жизни, в качестве нравственного и смыслового итога может стать дорогой, ведущей к вечной погибели. Либо человек имеет шанс войти в реальное бессмертие, а не просто остаться в памяти потомков. В конце концов мировоззренчески последовательное безверие как чистая форма восприятия мира встречается в жизни крайне редко. Отсутствие веры сопряжено с массовой индифферентностью к религии и материалистической верой в науку. С другой стороны неверующие люди склонны испытывать чувство мученичества в форме вины перед народом, мессианизма и героизма, одержимости, самогипноза и фанатизма [13, "https://referat.bookap.info"].

Вопрос о вере занимает большое место в человеческом сознании. Способность верить и постигать иррациональные истины крайне сложный труд: только собрав в единое целое все свои духовные силы — чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также религиозное созерцание, человек сможет понимать истинное бытие мира и может постигнуть сверх рациональные истины о боге. Вера — важнейший феномен внутреннего, духовного мира человека. Вера требует непосредственного принятия сознанием определенных положений как высших истин, норм и ценностей. Она основывается на авторитете, на интуиции, а также на уважении к чужому опыту и традиции. Вера в форме убежденности в справедливости дает неисчерпаемые возможности для творчества и нравственного прогресса. Однако возможен и такой вариант, как слепая вера или фанатизм, которая полностью выключает разум и порабощает человека.

Варианты веры Л. Андреев дает в характерах Василия Фивейского, Ивана Копрова и Семена Мосягина. Семен Мосягин верит искренне и просто. Копров считает, что его исключительность это неоспоримый факт, он полностью уверен в том, что его благополучная и размеренная жизнь и в самой своей сути есть жизнь, угодная Богу. Поначалу Василий верил также как Мосягин, но эта вера не может поддержать отца Василия в минуты самые страшные в его жизни и оправдать для него самого его жизнь в цепи мук иначе как через идею избранничества. В отличие от Копрова отец Василий приходит к мысли о собственном избранничестве в результате страданий, чужих и собственных. Идея избранничества сближает отца Василия с Копровым, в основе ее попытка измерить вечное земным, проникнуть в тайны жизни и смерти, соотнести человека с Богом.

Василий Фивейский сомневается в возможностях христианского сознания в нравственном возрождении личности, мысль которую проповедует Церковь, он взывает и требует справедливости напрямую от самого Бога. Мысль об избранничестве приходит к отцу Василию в самую тягостную минуту отчаяния, когда все другие варианты поиска истины и поиски Бога уже испробованы и отринуты как не истинные. Получается, что даже самая искренняя вера не спасает человека от несчастий и бед, человек оказывается одинок в своем бессилии.

Таким образом, вопрос о том, что даже вера и чудо не спасает человека от одиночества, холодного равнодушия и разочарования поставлен Андреевым в полной мере. Андреев веру как основу духовных интенций не отвергает, он лишь анализирует и пытается понять ее основания. В центре его произведений проблемы касающиеся каждого.

Список литературы

1. Айхенвальд Ю. И. Выпуск 3. Леонид Андреев // Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. — М.: Республика, 1994. — с. 400 — 419

2. Андреев Л. Н. Дневник Сатаны: Романы. Повести и рассказы. Письма. Воспоминания современников. — М.: Школа-Пресс, 1996. — 638 с.

4. Андреев Леонид Николаевич: Библиография. Вып. 2/ Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М.

Горького; Сост. В. Н. Чуваков — М.: Наследие, 1998. — 607 с.

5. Андреев Леонид Николаевич [Электрон. ресурс] // Русский Биографический Словарь. Сетевая версия. — Электрон. Дан. (1 файл).-

6. Анненский И. Ф. Вторая книга отражений. Иуда // Анненский И. Ф. Избранные произведения — Л.: Художественная литература Ленингр. отд-ние, 1988. — с. 549 — 557

7. Бугров Б. С. Леонид Андреев. Проза и драматургия: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. — 111 с.

9. Геллер Л. Слово — мера мира. — М.: МИК, 1994. — 246 с.

11. Иванов-Разумник. О смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л.

Шестов. — H erts.: Bradda books ltd letchworth, 1910. — 310 c.

12. Иезуитова Л. А. Творчество Леонида Андреева. (1892−1906).

— Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976. — 239 с.

13. Кулова Т. К. Творческие искания Леонида Андреева // Критический реализм 20 века и модернизм. — М.: Наука, 1967. — с. 254 — 285

14. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М.: Республика, 1993. — 382 с.

15. Ланщиков А. П. Леонид Андреев // Ланщиков А. П. Чувство пути: [Сб. крит. статей]. —

М.: Сов. Россия, 1983. — с. 91 — 108

16. Леонид Андреев и другие [Электрон. ресурс] // Новая русская литература. Виртуальная исследовательская лаборатория. — Режим доступа:

17. Леонид Андреев. Библиотека [Электрон. ресурс.] // Знаменитые люди Орловской Губернии. --

лит, 1989 — с. 541 — 559

19. Михеичева Е. А. Творчество Л. Н. Андреева в школе [Электрон. Ресурс.] // Первое сентября./ Литература./ - Режим доступа:

20. Руднев А. П. Леонид Андреев — публицист и литературно-художественный критик: проблематика, стиль: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук: (10.

01.10) / МГУ им. М. В. Ломоносова , Каф. журналистики. — М., 1988. — 22 с.

21. Старосельская Н. Д. Драматургия Леонида Андреева: модерн 100 лет спустя // Вопросы литературы 2000 № 6. — с. 125 — 149

22. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 246 с.

Автор дает свое понимание и видение евангельских мотивов. Л.Н. Андреев обращается к вечным темам: Иисусу Христу и ко всему, что с ним так или иначе связано. Можно сказать, что Л.Н. Андреев перекраивает Евангелие, добавляя философские размышления.

Центральным персонажем повести становятся не ученики Иисуса и даже не сам Иисус, а Иуда, который в народном сознании ассоциируется только с предательством. Если в Евангелии об Иуде говорится немного и обращается внимание лишь на факт его предательства, то Л.Н. Андреев хочет продемонстрировать мотивы и причины, по которым Иуда совершает предательство. Автор особое внимание уделяет внутреннему миру Иуде, его нравственным качествам и терзаниям.

Предательство Иуды тесно связано с его любовью к учителю. Не из желания получить серебряники Иуда предлагает первосвященнику Анне выдать Иисуса под суд. Иудой движет ревностная любовь к Иисусу, обида за то, что Иисус приблизил к себе не его, а Иоанна и Петра. Л.Н. Андреев демонстрирует тесную связь между проблемами предательства и любви, что было не характерно как для евангельских текстов, так и для литературы в целом.

Нравственно-философская проблематика наблюдается также в том, что Иуда по сюжету андреевской повести совершает предательство не ради предательства как такового, а ради того, чтобы провести некий эксперимент, который носит и философский, и нравственный характер. Иуда хотел проверить окружающих Иисуса людей на верность и понимание учения Иисуса. Предательство Иуды связано с желанием приблизить человечество к истине, он думает, что люди, увидевшие приближающуюся к Иисусу опасность, глубже поймут его учение, основанное на идеях любви и добра.

Нравственная проблема предательства связана не только и даже не столько с образом Иуды, сколько с образами окружающих Иисуса людей. Предателями в повести Л.Н. Андреева являются ученики Иисуса, которые оставили своего учителя в опасности, которые не защитили его и даже не постарались спасти его. Ученики Иисуса в андреевской повести выступают как предатели и трусливые лицемеры, которые не достойны находиться рядом с Иисусом. Предательство совершают и представители народа, которые до судебного разбирательства восторженно встречали Иисуса и его учение, а во время финального суда попросили казнить Иисуса и даже взяли на себя ответственность за эту казнь.

Автор повести показывает, что Иуда был прав в том, что все люди являются порочными существами. В отличие от Иисуса, который безоговорочно верил в человеческое добро, Иуда понимал людей и их противоречивый внутренний мир. Казалось бы, Иуда должен был радоваться своей правоте, однако результат доказательства своей правоты привел к тому, что Иуда тяготился тем, что он стал причиной гибели Иисуса.

Л.Н. Андреев наделяет всех своих персонажей разными характеристиками: и положительными, и отрицательными. Поэтому в данном произведении нельзя четко разграничить добро и зло; нельзя сказать, какие герои являются представителями добра, а какие – представителями зла. Писатель выражает мысль о том, что эти две вечные философские категории взаимосвязаны друг с другом и не могут существовать по отдельности, причем связь эта проявляется не только между людьми, но и между внутренним миром одного человека.

Читайте также: