Сочинение о субкультуре собственного детства опираясь на основные признаки субкультуры дошкольника

Обновлено: 05.07.2024

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Однако если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процесс индивидуализации для многих из них сложен, так как, не имея специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.
Этому вопросу были посвящены работы Абраменковой В.В., Кудрявцева В., Алиевой Т., Осориной М.В., Ивановой Н., но вместе с тем остается непонятным, как организовать образовательную деятельность с учетом субкультуры.
Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения в том числе, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую субкультуру, основными компонентами которой являются: детский фольклор, смеховой мир детства, собирательство и коллекционирование. Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми.
Актуальность вышеизложенных направлений обусловила цель и задачи работы.
Целью данной работы изучение особенностей детской субкультуры как механизма социализации дошкольника.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к понятию субкультуры, выделить её компоненты. Раскрыть особенности детской субкультуры.
Определить особенности образовательной деятельности с учетом детской субкультуры.
Проанализировать результаты и сделать выводы.
Объект исследования данной работы - детская субкультура.
Предмет исследования - особенности детской субкультуры в образовательной деятельности.

Детская субкультура.

Образовательная деятельность с учетом детской субкультуры.

2.1 Субкультура, как механизм социализации.
Социализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам; это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.
В качестве основных задач приобщения дошкольников к детской субкультуре можно выделить следующие:

развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;

расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;

формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

Для решения первой и второй задач необходимо создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.
Используются следующие формы работы:

Основные задачи, стоящие перед педагогами по улучшению социальной готовности ребенка к обучению в школе в процессе приобщения к детской субкультуре, следующие:
формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;
создание условий для обретения личностью таких социально важных качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.
Для этого можно использовать:
традиционные формы работы детского сада и школы, в ходе которых происходит ознакомление с учебным заведением и расширение представлений детей о школьной жизни (экскурсии и целевые посещения школы, совместные занятия);
формы работы, способствующие непосредственному сближению дошкольников и первоклассников (встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада, совместные праздники и трудовая деятельность), благодаря чему происходит также и знакомство детей со школьной субкультурой: модой, историей школьных принадлежностей, досугом учеников и миром их увлечений.

обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;

осваивать разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников;

формировать у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.

Список литературы.

Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре [Текст] : - М.: Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, Воронеж, 2000. – 416 с.

Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника

Феномен (термин, в самом общем смысле означающий явление, данное в чувственном созерцании) дошкольного детства определяется учёными с разных точек зрения. Е. М. Рыбинский формулирует его следующим образом: детство – это стадия жизненного цикла человека, когда продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация личности, включающая в себя усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, усвоение определенных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества.

Субкультура представляет собой часть культуры общества, отличающейся специфическими характеристиками (положительными или отрицательными), системой ценностей, смысложизненных ориентаций, способов поведения. По этим основным показателям можно утверждать, что детство выступает особой субкультурой жизни человека. Детский мир, как и всякая человеческая общность, имеет свою культуру, свои традиции, передающиеся из поколения в поколения детей. Детская субкультура выполняет те же основные функции, что и любая культура взрослых. Каждое новое поколение детей оказывается перед необходимостью освоить и понять мир, в который они пришли, родившись на свет. Внутренняя логика возрастных фаз развития ребенка предопределяет общие принципы этого процесса. Поэтому из поколения в поколение воспроизводятся основные способы и формы решения таких проблем детьми определенных возрастов. Конкретные способы действенного освоения окружающего мира в готовом виде передаются от поколения к поколению детей в рамках традиций детской субкультуры.

Основными формами детской субъкультуры являются:

· традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

· детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

· детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование конкретного места);

· детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

· детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

· наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Детская субкультура является тем пространством, в котором ребёнок накапливает социальный опыт взаимодействия со сверстниками, вхождения в детское общество, совместного творчества с другими. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т. е. происходит процесс индивидуализации. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств – детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям. В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Признание значения феномена детства усиливается в XX – начале ХХI века, что характеризуется разноплановыми и многообразными подходами в международном исследовании феномена детства. Положение детей в обществе отражает в целом состояние детства – это совокупность условий, возникающих в обществе для жизни и развития детей, а именно: уровень материального обеспечения их жизни и здоровья, состояние здравоохранения, сложившаяся в стране система общественного образования, воспитательные возможности семьи, государственная и общественная забота о детях (законодательные нормы), а также данные о детской преступности.

Фактические и статистические данные позволяют утверждать о кризисном положении детей в нашем обществе, где обострились все социально-правовые проблемы детства. Социокультурное пространство, в котором живет сегодня российский ребенок искажено и деформировано такими явлениями как – социальное сиротство, экономически низкий прожиточный уровень жизни семьи и другие.

На современном этапе развития образования в контексте гуманистической модели культуросообразного типа приоритетными ценностями и целями являются: воспитание духовно развитого и свободного человека, способного к культурному творчеству и социальной активности, ответственного за свои деяния перед обществом (Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, М. С. Каган, И. Б. Котова, И. Э.Куликовская, B. C. Мухина, М. В. Осорина, В. А. Петровский, Н. Е.Татаринцева, Д. И. Фельдштейн, P. M. Чумичева, E. H. Шиянов и др.). Идеи свободы, творчества и Детства становятся центральными в теории воспитания. Современная педагогическая наука интегрирует достижения отечественной философской мысли и воссоздаёт само мыслительное пространство понимания образования, его сущности, как части культуры.

Рассматривая современные тенденции трансляции культурных ценностей через СМИ, наблюдается выделение их в самостоятельную сферу доминирующей и вытесняющей существовавшие ранее способы трансляции ценностей в истории культуры. Эскалация в программах телевидения образов агрессивности, физического насилия при разрешении межличностных конфликтов, является дисфункциональным источником представлений развивающейся личности ребенка, о социальной действительности, и прямо влияет на становление ценностных ориентаций подрастающего поколения, социальных установок и мотивов поведения. В этой связи вопрос о защите Детства и подрастающего поколения от прессингующей роли воздействия СМК, выработки адаптивных форм обработки неизмеримо расширяющихся информационных потоков вообще и обработки телевизионной информации в частности — остается открытым. Рассматривая влияние, СМИ на творческое развитие ребенка, следует также отметить вторжение мира взрослых и овзросления мира детства, что ведет к утрате детьми детского ощущения жизни, снижению детской непосредственности, искажению творческого воображения.

В работах В. В. Давыдова, Э. В. Ильенкова, А.

«Человек как индивидуальность, - по мнению

В концепции системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова,

Н.Л. Селиванова) личностный подход трактуется как признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание его социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса [4].

В концепции Н. Е. Щурковой принцип субъ- ектности предполагает неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни [7]. Принцип принятия ребенка как данности означает признание права на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Таким образом, современные концепции воспитания ориентируют педагогическую практику на сбережение, сохранение, выращивание бытия ребенка, на помощь воспитаннику стать собой, продолжать свою жизнь и в этом реализовать смысл жизни, свое предназначение.

Педагогические поиски новых смыслов воспитательных процессов определили наше обращение к работам, в которых раскрываются ориентиры для профессиональной деятельности, связанные с целенаправленным развитием форм индивидуального бытия, сферы потребностей ребенка, а также с механизмами их развития и формирования (М. С. Каган, И. А. Колесникова, А. Б. Орлов). Важное значение с позиций нашего исследования представляют работы А. Б. Орлова, в которых анализируются изменения, связанные с реализацией личностно-ориентированного подхода в образовании, гуманизацией педагогической идеологии и практики, учебновоспитательного процесса в образовательных учреждениях.

Анализируя отечественную традиционную систему общественного воспитания, А. Б. Орлов отмечает, что она является нормативной системой формирования (навязывания и заучивания) ценностей, задаваемых человеку обществом. Причем, прекрасные сами по себе, но внешние по отношению к детям ценности рассматриваются педагогами как одинаковые для всех детей, однотипные и неизменные. Такое назидательное воспитание, при котором воспитатели делают акцент на внешней по отношению к ребенку, навязываемой (как правило, с самыми добрыми намерениями и для его же блага) системе ценностей, неизбежно приводит к невротизации личности ребенка, к расщеплению его социального и индивидуального опыта, или, другими словами, к отчуждению его социального, внешнего Я от Я внутреннего, реального.

Современной технологией, базирующейся на данных концептуальных положениях, выступает детская субкультура.

Детская субкультура - это вариант широко распространенного в обществе объективного социального процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению. В широком значении - это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельностей и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития.

Одной из главных особенностей детской субкультуры является то, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны, детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ освоения взрослого социального мира, способ самоутверждения в нем (В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн).

Таким образом, в детской субкультуре, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, происходит формирование целостного жизненного опыта индивида, удовлетворяются его важнейшие потребности, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Детская субкультура определяется нами как универсальный механизм социализации ребенка, так как именно она, по нашему мнению, максимально способствует естественному включению ребенка в систему социальных связей и отношений, в ходе которого он познает мир сверстников, взрослых и имеет возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир, а также удовлетворять потребность в самостоятельности и активности.

Удовлетворяя потребности ребенка в признании, завоевании личностного статуса, отличного от его формального статуса в семье, детская субкультура оказывает влияние на формирование личности и формирование Я-концепции дошкольника, на воспитание таких социально значимых качеств как социальная уверенность, активность, самостоятельность, инициативность. Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:

- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;

колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства; раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом;

детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы, помогает дошкольнику переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

Особые воспитательные возможности имеет детская субкультура при формировании ценностно-смысловой сферы ребенка. Познание мира сверстников, взрослых предоставляет возможность ненасильственного приобщения к миру человеческих ценностей на основе принципа поливариативности, помогает ребенку осознать свои отличия, предпочтения, интересы, формировать и корректировать собственную систему ценностей. Коллекционирование, презентации образа жизни своей семьи, выставки семейных увлечений - все это дает возможность познакомиться с внутренним миром других людей, анализировать и сравнивать ценности свои и окружающих, формировать иерархическую систему ценностей, отвечающую как требованиям общества, уровню культуры, достигнутому человечеством, так и индивидуальным особенностям самого ребенка. Особую роль детская субкультура может играть в формировании ценностносмысловой сферы ребенка с трудностями в социализации, так как предоставляет возможность выбора и ненасильственного приобщения к миру человеческих ценностей.

Теоретическое осмысление феномена субкультуры дошкольников обусловило обращение к раскрытию практических аспектов реализации ее возможностей в формировании ценностносмысловой сферы детей.

Для разработки педагогических основ конструирования мира детства, позволяющих выстраивать педагогически целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых в процессе социализации и осуществлять отбор воспитательных технологий, методов, адаптированных к социальным потребностям детей, необходимо:

создать условия для познания, понимания и принятия взрослыми детской субкультуры и ребенка - как носителя, автора определенного культурного и субкультурного опыта с целью использования ее развивающих возможностей в общественном и семейном воспитании для личностного и социального развития дошкольника;

В рамках экспериментальной работы разрабатывались и апробировались разнообразные формы приобщения дошкольников к детской субкультуре.

Для накопления ребенком первичного опыта общения и оказания помощи в осознании себя как члена детского коллектива эффективна такая форма работы как презентация.

Презентации могут быть разными по структуре и по содержанию, но должны выражать общие интересы группы. Условно можно выделить следующие виды презентаций:

-презентации выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы (это может быть знакомство с традициями группы, отдыхом детей, праздниками и увлечениями),

-презентации групповых достижений, раскрывающие результаты детской группы в каком- либо виде деятельности.

Выставки. Участие ребенка в выставке позволяет ему транслировать окружающим собственный внутренний мир и осознавать значимость своей личности, осваивать социальные роли и соответственно правила и нормы поведения, определяющиеся этой ролью.

Выставки могут быть:

авторскими (персональными или семейными),

- тематическими (по материалам коллективного собирательства-коллекционные, совместного творчества - творческие.)

Дети на выставках могут выступать как организаторы (предлагая их тематику), участники (представляя авторские работы), экскурсоводы, посетители.

Игровые проекты - это способ организации деятельности, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели.

Игровые проекты позволяют обогатить социальный опыт ребенка, осознать ему нормы и правила поведения, освоить разнообразные социальные роли. Участие в игровых проектах формирует умение сотрудничать, отстаивать свои суждения.

Игровые проекты могут быть как кратковременными, так и долгосрочными. Они включают в себя ряд мероприятий, которые будут являться предварительной работой направленной на достижение цели.

События. Эта форма создает условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей.

В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни ярких, эмоциональнонасыщенных дел, которые значимы и привлекательны, как для коллектива, так и для личности.

События могут быть приурочены к праздничным календарным датам или знаменательным датам группы, в дальнейшем на основе событий могут формироваться групповые традиции.

Обязательным в организации событий является подбор игр и упражнений, где дети могут говорить о разных качествах сверстников, демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга, знакомиться.

Таким образом, опыт нашей экспериментальной деятельности показал, что перечисленные формы приобщения дошкольников к детской субкультуре создают оптимальные условия для развития самооценки ребенка, формирования его личности, з позволяют детям глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, апробировать различные социальные роли, усваивать ценности окружающего социального мира на основе принципа поливариативности.

Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] : В 2 т. / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1980.

Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология развития человека [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школьная Пресса, 2000.

Фельдштейн, Д. И. Детство как социальнопсихологический феномен и особое состояние развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 3-19.

Щеглова, С. Н. Социология детства [Текст] /

С.Н. Щеглова. - М. : Институт молодежи, 1996.

Щуркова Е. Н. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры [Текст] / Е. Н. Щуркова. - М., 1997.

Читайте также: