Сочинение о смерти есенина

Обновлено: 30.06.2024

Выбрал из множества похожих материалов именно эту публикацию. Она в свободном доступе инета, сноску на автора обязательно делаю.
Анонс статьи – впервые, масштабное кинорасследование!
Повторяю публикацию с небольшим сокращением с выпуска популярной газеты от 10 ноября 2005 года.

- Серьезному специалисту, который хорошо знает, чем отличается жертва убийства от самоубийцы, глядеть на это смешно…
… - Особенно впечатлил судебный медик. Ужас! Разве нельзя было найти человека более благообразного? Мы же все-таки ученые, а не бандиты. За 32 года работы ни разу не встречал даже санитара с такой физиономией.

- И каков был ваш вердикт?

- Он повесился сам.

- А разве нельзя обмануть следователя и судмедэксперта?

- Можно. Для этого, например, можно толкнуть жертву под поезд. Или застрелить в упор (случай с Маяковским, кстати, в определении рода смерти намного сложнее есенинского). Но главный аргумент против версии убийства Есенина вовсе не в области судмедэкспертизы. Это просто обычная логика.

- Ну зачем, по-вашему, огэпэушникам (именно ОГПУ, по мнению следователя Э. Хлысталова и др., является убийцей) перед тем как вешать Есенина, бить его канделябром в лоб ?! У них ведь другая задача - чтобы комар носа не подточил.

- Ну оплошали чекисты, Есенин неожиданно оказал сопротивление.

- А если и это не аргументы?

- Любой судебный медик знает: если человека ударить по лбу тупым предметом, никакого вдавления не получится. Образуется рана. Она может быть различной формы, но в виде ямки - никогда. Даже если после удара образуется вдавленный перелом лобной кости, вдавления на коже все равно не будет.

- Тогда что на лице у Есенина?

- Разве это ожог? Что-то не похоже.

- Но были же в деле Есенина и другие странности.

- Ничего подобного. Судя по фотодокументам, высота потолков - не более 352 сантиметров. Это легко устанавливается с помощью математики (показывает расчеты). Тут вообще-то трагическое стечение обстоятельств. Никаких высоко расположенных крючков в номере не было. Но кресло, письменный стол и высокая подставка для канделябра привлекли внимание С. Есенина. Они образовали этакую лестницу на Голгофу. Оставалось только взойти по этим ступенькам и дотянуться до трубы парового отопления. Есенин ростом 168 сантиметров стоял на тумбе высотой 150 сантиметров - получается 3 метра 18 сантиметров. Он легко дотягивался до той точки, где был узел.

- Но разве узел не должен соскользнуть по трубе вниз?

- Тогда позвольте спросить: каким образом участковый застал Есенина висевшим именно на вертикальной трубе? Но так как возникло много дурацких вопросов, мы провели дурацкий эксперимент - нашли точно такую трубу, что была в гостинице, и стали на ней испытывать всевозможные виды веревок - пеньковые, хлопчатобумажные, шелковые различного диаметра. Завязывали самые разные узлы, и ни один из них не подвел. Сначала на трубе подвесили нашего лаборанта А. Иванова, затем к нему присоединился другой, и только когда на этой гирлянде повис третий, узел начал сползать вниз.

- Но в фильме утверждают, что у рта Есенина имеются следы от удавки.

- Следы действительно есть. Но это вертикальные потеки подсохшего желудочного содержимого у уголков рта. Такое случается с повесившимися. И никакого предшествовавшего повешению удавления в случае с С. Есениным не было. Посмотрите на фотографию крупным планом правой боковой поверхности шеи. Видна двойная борозда, образованная обычной витой веревкой диаметром около 1 см. Кстати, известно, что С. Есенин всегда надевал шарф именно двойным оборотом.

- Получается, Есенин наложил на себя руки все-таки сам.

- Думаю, в этом поучаствовал алкоголь. За несколько дней до гибели поэт вышел из психиатрической больницы. В тот вечер он с друзьями выпил немного шампанского. А у алкоголиков после длительного воздержания даже маленькие дозы алкоголя могут вызвать помутнение рассудка.

- Но почему все-таки версия об убийстве так популярна?

Статья мною поделена на две части для удобства читателям.
Версия следователя Хлысталова

Из книги Хлысталова:

Аргументы в пользу убийства

2 У трупа Есенина имелась странгуляционная борозда только на половине шеи. Подобная борозда образуется, если преступник веревкой душит сзади свою жертву.

3 Зафиксировано, что веревка, на которой якобы повесился Есенин, не имела мертвой петли, а была просто намотана на шее как шарф. Значит, на шее висельника должна быть не одна, а несколько странгуляционных борозд. Но их не было.

Труп Сергея Александровича на кушетке в номере гостиницы. Правая рука согнута. На предплечье - рана с лоскутом кожи.

6 Следствие упустило из виду многочисленные раны на теле убитого поэта (они хорошо видны на фотографии) и не стало выяснять их происхождение. Не выяснили, при каких обстоятельствах у Есенина появился синяк под глазом. Видевшие поэта вечером Устиновы, Ушаков сообщили, что у поэта вечером синяка не было. Быть может, перед смертью поэта избивали? На месте происшествия был художник Сварог, который сделал моментальный рисунок тела поэта на полу гостиничного номера. На рисунке отчетливо видно, что Есенин подвергался насилию, его одежда в беспорядке висела на частях тела. Перед фотографированием одежду привели в порядок. Номер, где умер Есенин, не был должным образом осмотрен и описан (в протокол не попало - было ли что-то украдено у Есенина, как лежали вещи, что на полу имелись пятна крови, не осмотрена труба отопления, на которой якобы повесился поэт, и т. д.).

Хроника последних дней

По просьбе Есенина у него в номере оставался ночевать Эрлих. Свое пребывание в Ленинграде поэт не афишировал. Многие из знакомых и даже старых приятелей не знали о нахождении его в Ленинграде. В номере поэт сочинял стихи, читал их Устинову, Эрлиху, был полон жажды работать.
Елизавета Устинова вспомнила, что поэт ходил к портье и приказал ему никого к нему не пускать: он кого-то опасался из Москвы.

В воскресенье, 27 декабря, к шести вечера в номере остались втроем: Есенин, Ушаков и Эрлих. По свидетельству Эрлиха, в восемь вечера он ушел домой и не оставался ночевать у Есенина потому, что утром должен был пойти на прием к врачу и получить деньги для Есенина. В номере оставались Есенин и Ушаков. Дойдя до Невского проспекта, Эрлих якобы вспомнил, что забыл портфель, где находилась доверенность. Он возвратился обратно в гостиницу и прошел в номер к Есенину. Ушакова уже не было. Есенин сидел за письменным столом, накинув на плечи меховое пальто, и просматривал свои рукописи. В газетах сообщали, что поэт около десяти часов вечера спускался к портье и просил к себе никого не пускать. Вот и все, что известно о последних часах жизни Есенина.

Виталий БЕЗРУКОВ: Поэта убил Блюмкин!

В своем романе Виталий Безруков описал, как, на его взгляд, происходило убийство Есенина, назвав имя предполагаемого убийцы - поэта-чекиста Блюмкина - и заказчика - Троцкого.

«. Эрлих торопливо схватил портфель и понял, что наган в нем: Есенин ничего не заподозрил. Есенин закрыл за ним дверь.

- Для меня неоспоримый факт, что Есенина убили, - говорит автор романа Виталий Безруков. - Следователь Хлысталов - профессионал, с позиции современной криминалистики доказал, что это убийство. Он занимался расследованием 13 лет.

То, что найденный вами судмедэксперт рассказывает про эксперимент с трубой, меня не волнует. Для меня большие авторитеты - свидетели тех времен. Есть поэт Князев, его стихотворение - свидетельство убийства Есенина. Он сидел ночь в морге с телом Есенина. Правда, в фильме, на мой взгляд, образ Эрлиха искажен. Он никогда не любил Есенина и завидовал ему. Вот и повод убрать поэта с пути.

Внук поэта Сергей ЕСЕНИН: Стоит подать в суд на Безруковых!

Мы отыскали в Москве прямых потомков Сергея Есенина - родного внука Сергея Владимировича Есенина (от жены Зинаиды Райх) и правнучку Анну. Они негативно оценили просмотренные серии нового сериала.

«Фильм отвратительный! Возмущает, что в нем путаница во времени. Те события, которые происходили в 1922 году, в фильме происходят в 1924-м, те, что в 1916-м, случаются в 22-м. Из-за этой путаницы происходит подтасовка фактов, которые и без того извращены.
… Дуэль Есенина с Пастернаком - не более чем фантазия. Вспомните, как воспитывался Пастернак, он не был таким низким человеком и не мог так себя вести.

В фильме он постоянно экспромтом стихи сочиняет (что на самом деле случалось с ним чрезвычайно редко), совершает такие неприличные поступки, что вызывает неприязнь. Сестры Есенина рассказывали, что поэт был щепетилен и избегал беспорядочных половых связей - боялся подцепить какую-нибудь болезнь. Но в фильме он настоящий бабник.

- А у родственников Есенина создатели фильма не брали консультации?

- Считаю, что мнение нужно спрашивать не у родственников, а у потомков. По закону о нашем авторском праве, только прямые потомки имеют право на наследование и защиту репутации. Мы подумывали подать в суд на Безруковых, но решили, что это ниже нашего достоинства!

Да, мы верим в версию убийства поэта. Эксгумация останков поэта не повредила бы - чтобы народ успокоился. Но на это никто не хочет идти. И открывать архивы тоже, потому что нить потянется до наших современников.

Так как же быть? Чему верить?
И есть ли разгадка трагического происшествия с великим поэтом ХХ века?

… Одним из участников неофициального расследования гибели Есенина был Андроников И.Л.
Справка из Википедии — свободной энциклопедии в сокращении.

«Ира;клий Луарса;бович Андро;ников (иногда встречается написание Андронников, настоящая фамилия — Андроникашвили; 15 [28] сентября 1908, Санкт-Петербург — 11 июня 1990, Москва) — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий. Народный артист СССР (1982). Лауреат Ленинской (1976) и Государственной премии СССР (1967). Доктор филологических наук (1956).

Ираклий Андроников родился 15 [28] сентября 1908 года в Санкт-Петербурге. По отцу происходил из дворянской ветви грузинского рода Андроникашвили, по матери — из известной еврейской семьи в Санкт-Петербурге.

С этого года занимался только Лермонтовым.


2017 год, промежуточная дата обязательного моего исследования смерти Есенина, за 9 лет до обещанного рассекречивания дела – срок в 100 лет. Я ждал этой даты, может рискнёт кто отгадать - почему?
А вдруг, продлят сроки в 2026 году…


2017 год и Есенин, не имеет никакого отношения к Октябрьской революции, к 100-летию, не связывать, не упоминать, разные месяцы.
Причины прямо противоположные, да и не имеют отношение.

Всем удач в расследовании.


На сайты ПРОЗА, СТИХИ.

Пишете рецензии стилем необычным. Проза в стихах. Подражание или нет будет видно от множества текстов. Я далёк от стихосложения, не оценю.
Так что, чем больше - тем лучше.
Современная политическая сатира не жанр. Почему? Хочется спокойно проснуться и как когда - то по радио в 6 утра, звучит "пионерская зорька".
А сегодня одно и тоже мрачное: там взорвали, там бунт, там убили, там опять миллион украли, скоро война.
Печально.

Я далёк от стихосложения, не оценю.
…………………………………..
Современная политическая сатира…
не жанр.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
там убили, там опять миллион украли,
скоро война.
…………………
Владимир! Я только что, УЖЕ среди ночи
Обнаружил Ваш ответ. Вину свою признаю…
Утром, я заново выйду на контакт!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Утром 28 декабря 1925 года Сергей Александрович Есенин был найден повешенным в номере гостиницы Ангелетер. Вскоре следствие признало происшествие суицидом. Тем не менее, в смерти Есенина есть немало обстоятельств, которые позволяют нам подвергать эту версию сомнению. Так что же это: убийство или самоубийство? Давайте же рассмотрим все теории и версии загадочной гибели народного поэта.

Версия 1. Суицид

Ни для кого не секрет, что поэт долгое время страдал от алкоголизма. Эта болезнь вынудила его незадолго до смерти согласиться на лечение в психиатрической клинике 1-го Московского государственного университета. Лечение Есенина закончилось за неделю до смерти, и через три дня после выписки поэт поехал в Ленинград, где остановился в гостинице Ангелер. Друзья автора также утверждали, что он находился в глубокой депрессии, а исследователи его творчества говорят, что на последние два года его творчества приходится более 100 упоминаний смерти. Именно затяжная депрессия — причина самоубийства поэта.

А вот и другие доказательства этой версии:

  • По результатам вскрытия поэт умер именно от кислородного голодания, то есть от эффекта удушения.
  • Перед смертью он попросил своего портье никого не пускать в свой номер. Вероятно, это для того, чтобы никто не помешал ему убить себя.

Но, кроме следов удушья, на теле были найдены многочисленные ссадины, порезы на запястьях и вмятина на лбу, которая могла образоваться только от удара. Порезы на запястьях могут быть первой и неудачной попыткой суицида или же результатом того, что в номере не оказалось чернил. Но откуда взялись остальные повреждения? Чтобы найти ответ, давайте обратимся к версии смерти Есенина.

Версия 2. Убийство

Однако существует ряд странностей, которые указывают на то, что официальная версия может быть ошибочна. Самоубийство было легко инсценировать, ведь ни камер, ни системы идентификации отпечатков тогда не существовало.

Сегодня довольно сложно восстановить картину происшедшего и найти возможного виновника. Во многом это вина следователя Николая Горбова, который первым прибыл на место происшествия и неправильно составил акт: не описал важные элементы картины преступления. Но если это все же был не суицид, тогда кто убил Есенина?

Всем известно, что тогда за всеми сферами жизни страны осуществлялся тотальный контроль, не обошло это и культуру. Советская власть пыталась избежать контрреволюции любыми способами. Но казнить народного поэта нельзя, люди не поймут, ведь Есенин был всем известен. Да и направление его творчества внешне не противоречило интересам партии.

Версия 2.2. Поэт был убит Георгием Устиновым

Есть и другая версия. Ее предложила Дана Курская (поэт и литературовед). Она утверждает, что это была не просто имитация самоубийства, но и имитация непрофессиональная.

У Есенина выдался тяжелый год: он осознал, что Софья Толстая не его женщина, окончательно разочаровался в идеях имажинизма, лежал в психиатрической больнице. Однако от алкоголизма он все же излечился.

Вечером 27 декабря Есенин позвал к себе друзей: Вольфа Эрлиха (которому передал стихотворение) и Елизавету и Георгия Устиновых. Они долго спорили, можно ли Сергею пить, но после принесли пару бутылок вина.

Ночью Есенин стучался в номер Устиновых, но Елизавета ответила, что они спят, и поэт ушел. Но это известно только со слов самих супругов Устиновых. После комендант гостиницы признался, что слышал лишь один звук: как упало что-то тяжелое, вроде тумбы. В 1925-ом году Георгий Устинов стал много пить, в то время как сам Есенин пить бросил. В номере были найдены пустые бутылки из-под вина, но при вскрытии выяснилось, что Сергей Александрович тем вечером почти не пил. По версии Даны Курской, что-то разозлило Георгия, и тот в пьяном угаре набросился на Есенина. После, осознав, что совершил, он имитировал самоубийство поэта, а жена его прикрывала.

Интересные факты

  1. По делу Есенина есть засекреченные материалы, которые должны были стать достоянием общественности, так как у большинства государственных тайн есть срок давности, после истечения которого их рассекречивают. Давно прошло 70 лет – это установленный законом срок. Но до сих пор ни один из этих материалов не покинул секретный архив, а заинтересованные люди лишь разводят руками и ждут.
  2. Многие поэты серебряного века погибли насильственной смерть, и косвенной причиной их решения во всех случаях можно назвать политическую обстановку в стране. Застрелился В. Маяковский, повесилась М. Цветаева, умер в лагерях О. Мандельштам, расстреляли Н. Гумилева и т.д.

Заключение

Выяснить, что же случилось с Есениным, не представляется возможным. Достоверно известно лишь, что народный поэт Сергей Александрович Есенин скончался в 1925 году в возрасте 30 лет. Он был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Немногим позже на могиле поэта от горя застрелилась Галина Бениславская, которая на протяжении многих лет была хорошим другом Есенина. Но не одна она тосковала по поэту. Его смерть оплакивал весь народ. Может быть, все эти теории родились именно из-за того, что многие так и не смогли смириться с слишком ранней кончиной Есенина. Но нам остается лишь чтить его память и любить его творчество.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Тема жизни и смерти в творчестве С. Есенина


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Мы знаем С.А. Есенина как поэта, который по-юношески звонко изображает картины русской природы, пишет искренние стихи о Родине, откровенно говорит о своих чувствах к матери, женщине, природе. Да, у этого поэта много солнечных стихов, но есть и другие краски, интонации.

В нашей работе нам хочется посмотреть на Сергея Есенина с другой стороны, заглянуть немного в сокровенное и не бросающееся в глаза. Юный поэт начал своё творчество пейзажными стихами, но его пейзажи вырастали в образ Родины, Руси, которые потом развивались и обогащались.

У Сергея Александровича (это знает каждый) есть в полном смысле солнечные стихи, чистое и по-юношески звонкое изображение природы и человека. Но… есть и другие краски и интонации. Нам интересно рассмотреть именно философские мотивы: драматизм ощущения не только сложности, но буквально жуткости жизни, ее нестерпимой невыносимости, всмотреться в размышления автора с возможной объективностью, показать глубину переживаний, раздумий поэта. Отсюда вытекает цельнашей работы: определить, как раскрывается в лирике С.Есенина тема жизни и смерти, привлечь внимание к трагическому началу в его творчестве.

1. Изучить стихотворения С.Есенина, в которых раскрывается тема жизни и смерти.

2. Установить, в какой период жизни поэта эта тема становится доминирующей

3. Выявить конфликт живого и мертвого, природы и цивилизации, города и деревни

Предмет исследования – тема жизни и смерти в стихотворениях С.А. Есенина.

2. Основная часть

2.1 Зарождение трагических мотивов в лирике.

Тема жизни и смерти – вечная тема. Нет такого поэта или писателя, которого бы она не волновала в той или иной мере. На наш взгляд, у Сергея Есенина эта тема является сквозной, т.е. проходящей через все творчество.

В ранней лирике можно найти размышления поэта о жизни и смерти, но они больше наполнены юношеским пессимизмом, чем действительным размышлением над этим вопросом. Радостный, по - настоящему светлый поэт с самого начала соседствует с роковым, мрачным.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных [3].

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть[3] .

Главный прием в этом стихотворении – антитеза. Первые два стиха – мажорные, говорящие о любви поэта к жизни, последние – напоминание о смерти. Жизнь и смерть переплетены в творчестве поэта, начиная с юношеских стихов.

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня,

Понесут с могильным пеньем хоронить меня…

Ты увидишь из окошка белый саван мой,

И сожмется твое сердце от тоски немой…[3]

О дитя, я долго плакал с тайной теплых слов,

И застыли мои слезы в бисер жемчугов…

И связал я ожерелье для тебя из них,

Ты надень его на шею в память дней моих! [3]

Будто в жизни мне выпал страданья удел;

Незавидная мне в жизни выпала доля.

Уж и так в жизни много всего я терпел,

Изнывает душа от тоски и от горя [3] .

Только гость я, гость случайный

На горах твоих, земля [3] .

Мы видим, что в начале творчества С. Есенина появляются скорбные мотивы об утраченной юности и о быстротечности человеческой жизни, которые со временем получают всё большее значение, начиная диалог добра и зла.

2.2 Трагические мотивы утраты гармонии и увядания жизни в творчестве Есенина 20-х годов. Конфликт живого и мертвого, природы и цивилизации, города и деревни.

Я иное, узрел пришествие -

Где не пляшет над правдой смерть [3] .

О, кого же, кого же петь,

В этом бешеном зареве трупов? [3] .

Мне не жаль вас, прошедшие годы,—

Ничего не хочу вернуть.

Я собираю пробки - Душу мою затыкать.

Но и в тот же время:

Мне не жаль вас, прошедшие годы,

Ничего не хочу вернуть [3]

В 1920-х годах в стихах лирика неожиданно появляется множество вопросов, обращенных, в первую очередь, к самому себе: чем я жил? что я успел?

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле,

Эту жизнь прожил я словно кстати,

Заодно с другими на земле… [3]

Я знаю, знаю. Скоро, скоро

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придётся так же мне.

Погаснет ласковое пламя,

И сердце превратится в прах.

Друзья поставят серый камень

С весёлой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,

Я для себя сложил бы так:

Любил он родину и землю,

Как любит пьяница кабак [3]

Названные мотивы постоянно ужесточаются. Автор всё чаще смотрит вглубь себя, прислушивается к себе, к своему сердцу:

Только сердце под ветхой одеждой

Шепчет мне, посетившему твердь:

«Друг мой, друг мой, прозревшие вежды

Эту избу на крыльце с собакой

Словно я вижу в последний раз.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? [3]

(хотя и горестное) чувство уравновешенности:

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума.

В первый раз я в себе заметил –

Так я еще никогда не думал.

Пусть на окошках гнилая сырость,

Я не жалею, и я не печален.

Мне все равно эта жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале [3]

Эти строки - итог. Итог многолетних раздумий над противоречиями жизни (своего рода завещание). В этом и есть весь противоречивый и, в то же время, гармоничный Есенин. При всех многочисленных стихотворений поэта, посвященных теме жизни и смерти, акцент сделан на радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье.

3. Заключение

Более девяносто лет минуло со дня смерти Сергея Александровича Есенина. Жизнь его была коротка - всего тридцать лет. Из них на зрелую творческую деятельность выпало не более двенадцати. Однако написанное им за эти годы было настолько значительно, волнующе, самобытно и, в своем роде, неповторимо, что потребовались усилия многих критиков и исследователей творчества, чтобы разобраться в его поэтическом наследстве. Загадка Есенина удивительна. Её ещё не раскрыли: ведь чем страшнее, безнадежнее и неудержимее неслась жизнь поэта к своей трагической развязке, тем прекрасней становилась его лирика. Это лирик с надломом в душе, который все равно говорит:

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю [3]

Его жизнь в его стихах. В них отразилась с удивительной непосредственностью и искренностью вся его яркая и трудная судьба. Поэзия души, поэзия мысли. И здесь уже можно говорить о философской лирике (пусть подчас трагичной), где видны и отражены все движения духовного мира человека, поэта: радости и скорби, любовь и утраты, раздумья над смыслом жизни, вечное борение между счастьем бытия и смертью.

Трагическое в искусстве требует от художника высочайшей самоотдачи души и сердца. Кто, как не Есенин, вкладывал в поэзию всего себя, писал обо всем, что было ему близко, дорог, о том, что его волновало, даже если это было слишком личным. Мы выяснили, что Есенин и не стыдился говорить о темном, трагическом, а, подчас, как бы выворачивал себя наизнанку, кричал.

1. Мы выделили и проанализировали стихотворения С. А. Есенина, в которых говорится о трагическом, где видна философская нить его лирики. Подводя итоги, можно точно сказать, что трагическое появляется у поэта не в конце жизни (как принято было считать, а намного раньше). Есенинские мотивы увядания жизни сходны с природным циклом и не равнодушны к бренному человеку. Они гораздо теплее, человечнее, возможно, благодаря тому, что природа Есенина — не абстрактная, а предельно конкретная. Именно природа помогает человеку помнить о краткости жизни:

2. Исследователи творчества отмечают около 400 случаев упоминания смерти в произведениях Есенина, из них около трети приходится на последние два года, причем в половине этих стихов поэт говорит о своей смерти. При всех многочисленных стихотворений поэта, посвященных теме жизни и смерти, автор свой акцент делает на радости земного бытия, в котором есть красота, любовь, поэзия, разнообразие эмоций, счастье.

3. Конфликт живого и мертвого, природы и цивилизации, города и деревни находит свое отражение в послереволюционных произведениях С. Есенина. Поэт не находит себе места в новом мире, но готов верить в будущее, готов извлекать красоту из предметов, давно уже ставших обыденными, готов прислушиваться к голосу сердца.

4. Список литературы

1. Балакин А.М. Поэзия А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского. Мелодическое пособие., М., 1984.

3. Есенин С.А. Сборник стихотворений М.,1980

5. Тимофеева Л.И. Краткий словарик литературоведческих терминов.- М., Просвещение, 1985

8. Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин - М. Новый индекс, 2012.

Будто жизнь на страданья моя обречена;

Горе вместе с тоской заградили мне путь;

Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,

От тоски и от ран истомилася грудь.

Будто в жизни мне выпал страданья удел;

Незавидная мне в жизни выпала доля.

Уж и так в жизни много всего я терпел,

Изнывает душа от тоски и от горя.

Даль туманная радость и счастье сулит,

А дойду - только слышатся вздохи да слезы,

Вдруг наступит гроза, сильный гром загремит

И разрушит волшебные, сладкие грезы.

Догадался и понял я жизни обман,

Не ропщу на свою незавидную долю.

Не страдает душа от тоски и от ран,

Не поможет никто ни страданьям, ни горю.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

О дитя, я долго плакал над судьбой твоей,

С каждой ночью я тоскую все сильней, сильней…

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня,

Понесут с могильным пеньем хоронить меня…

Ты увидишь из окошка белый саван мой,

И сожмется твое сердце от тоски немой…

О дитя, я долго плакал с тайной теплых слов,

И застыли мои слезы в бисер жемчугов…

И связал я ожерелье для тебя из них,

Ты надень его на шею в память дней моих!

Там, где вечно дремлет тайна,

Есть нездешние поля.

Только гость я, гость случайный

На горах твоих, земля.

Широки леса и воды,

Крепок взмах воздушных крыл.

Но века твои и годы

Затуманил бег светил.

Не тобой я поцелован,

Не с тобой мой связан рок.

Новый путь мне уготован

От захода на восток.

Суждено мне изначально

Возлететь в немую тьму.

Ничего я в час прощальный

Не оставлю никому.

Но за мир твой, с выси звездной,

В тот покой, где спит гроза,

В две луны зажгу над бездной

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я усталым таким еще не был

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

Много женщин меня любило.

Да и сам я любил не одну.

Не от этого ль темная сила

Приучила меня к вину.

Бесконечные пьяные ночи

И в разгуле тоска не впервь!

Не с того ли глаза мне точит

Словно синие листья червь?

Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет,

Превращается в пепел и воды,

Когда цедит осенняя муть.

Мне не жаль вас, прошедшие годы,

Ничего не хочу вернуть.

Я устал себя мучить бесцельно.

И с улыбкою странной лица

Полюбил я носить в легком теле

Тихий свет и покой мертвеца.

И теперь даже стало не тяжко

Ковылять из притона в притон,

Как в смирительную рубашку

Мы природу берем в бетон.

И во мне, вот по тем же законам,

Умиряется бешеный пыл.

Но и все ж отношусь я с поклоном

К тем полям, что когда-то любил.

В те края, где я рос под кленом,

Где резвился на желтой траве,—

Шлю привет воробьям и воронам

И рыдающей в ночь сове.

Я кричу им в весенние дали:

«Птицы милые, в синюю дрожь

Передайте, что я отскандалил,—

Пусть хоть ветер теперь начинает

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Гори, звезда моя, не падай.Роняй холодные лучи.Ведь за кладбищенской оградойЖивое сердце не стучит.Ты светишь августом и рожьюИ наполняешь тишь полейТакой рыдалистою дрожьюНеотлетевших журавлей.И, голову вздымая выше,Не то за рощей - за холмомЯ снова чью-то песню слышуПро отчий край и отчий дом.И золотеющая осень,В березах убавляя сок,За всех, кого любил и бросил,Листвою плачет на песок.

Я знаю, знаю. Скоро, скоро

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придётся так же мне.

Погаснет ласковое пламя,

И сердце превратится в прах.

Друзья поставят серый камень

С весёлой надписью в стихах.

Но, погребальной грусти внемля,

Я для себя сложил бы так:

Любил он родину и землю,

Как любит пьяница кабак.

17 августа 1925

Снежная равнина, белая луна,Саваном покрыта наша сторона.И березы в белом плачут по лесам.Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Сергей Есенин и его предчувствие смерти

В последние годы жизни поэт Сергей Есенин предчувствовал свою смерть. Предлагаем отследить нарастающее депрессивное состояние автора через его произведения.

Сергей Есенин был не просто поэтом крестьянской Руси, но и тонко чувствующим лириком, мастером глубокого психологизированного пейзажа. Его жизнь была короткой и яркой. Он, родившись в крестьянской семье, встречался с монаршими особами, дружил с великими современниками, заводил романы с красивыми женщинами. Правда, в его жизни была и обратная сторона. Постоянное чувство неудовлетворенности и трагическое мироощущение заставляли его искать душевный покой в любви и бутылке. Это так и не принесло Есенину ожидаемого счастья. В последние годы жизни поэт начал отчетливо предчувствовать свой конец. Предлагаем проследить чувства автора, которые отражаются в его стихах.

Вообще для поздней лирики Есенина характерны пессимистические настроения. Воспоминания о беззаботном детстве, безвозвратно уходящее время, переосмысление жизни – все эти мотивы активно появляются в последние годы его творчества. Поэт запутался. Подливали масло в огонь и газеты, в которых стали появляться резко критические статьи о нем, обвиняющие поэта в пьянстве, дебошах и драках. На него даже было заведено несколько уголовных дел — в основном по обвинению в хулиганстве.

Я устал себя мучить бесцельно,

И с улыбкою странной лица

Полюбил я носить в легком теле

Тихий свет и покой мертвеца…

Не храпи, запоздалая тройка!

Наша жизнь пронеслась без следа.

Может, завтра больничная койка

Упокоит меня навсегда.

Но надежда на спасение все еще есть.

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцеленный навек,

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,

Что терзали меня, губя.

Облик ласковый! Облик милый!

Лишь одну не забуду тебя.

Есть одна хорошая песня у соловушки –

Песня панихидная по моей головушке.

Цвела - забубённая, росла - ножевая,

А теперь вдруг свесилась, словно неживая.

Думы мои, думы! Боль в висках и темени.

Промотал я молодость без поры, без времени.

Лейся, песня звонкая, вылей трель унылую.

В темноте мне кажется – обнимаю милую.

За окном гармоника и сиянье месяца.

Только знаю – милая никогда не встретится.

Характер позднего творчества Есенина напрямую связан с его психологическим состоянием. К тридцатилетнему рубежу поэт подошел, будучи в депрессии, запутавшись в отношении к миру и окружающим людям. Надежды на спасение были связаны с женитьбой на Софье Андреевне Толстой, но они не оправдались.


Сергей Есенин и Софья Толстая

Я знаю, знаю. Скоро, скоро

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне.

Погаснет ласковое пламя,

И сердце превратится в прах.

Друзья поставят серый камень

С веселой надписью в стихах.

Произведение построено прекрасно – оно начинается с обращения к звезде. Это связано с русскими народными поверьями: когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая сопровождает его на протяжении всей жизни; звезда гаснет, когда человек умирает.

В конце ноября 1925 года последняя жена Есенина Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором Петром Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. По наиболее распространенной версии, поводом стало беспокойство за состояние Есенина. По неофициальной версии, которая, правда, так же до сих пор окончательно не опровергнута, поэт прятался там от КГБ.

Поэта нашли повесившимся журналист Георгий Устинов с супругой. Они жили в этом же отеле. Чтобы зайти в номер Есенина, пришлось дверь, наглухо закрытую, взламывать ломом. Вошедшие друзья увидели страшную картину: весь номер был перевёрнут вверх дном, на шее лежавшего на диване поэта была подвешена петля, сделанная из разорванной простыни.

Читайте также: