Сочинение на основе наблюдений

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 886 0

Урок подготовка к сочинению-описанию на основе наблюдений учащихся.

Предметы начальной школы (Русский язык)

Куракина Елена Геннадьевна

Учитель начальных классов

Цели: научить учащихся передавать красоту зимнего пейзажа через слово, музыку и художественные образы;

развивать у детей поэтический вкус и образное мышление;

развивать умение составлять повествовательный текст с элементами описания, используя в речи имена прилагательные;

прививать учащимся любовь к родной природе, к зимним пейзажам;

II Актуализация знаний.

Учитель: в этом году зима оказалась удивительно щедрой на снег и мороз. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строчки.

Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами,

Блестя на солнце снег лежит. (А.С. Пушкин)

Снег да снег! Всю избу занесло.

Снег белеет кругом по колено,

Так морозно, свежо и бело! (А.Блок)

Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий взгляд художника, пусть снами будет яркое образное слово поэта.

III Постановка проблемы и целей урока.

Учитель: Мы сегодня на уроке с вами постараемся научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.

А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему урока.

(Дети работают в тетрадях)

V Открытие новых знаний

Дети: Стало холодно, хрустит снег. Метель. Вьюга…

Учитель: Ребята, давайте послушаем, как красоту зимней природы и свои чувства описывают поэты. По моей просьбе вы учили наизусть стихотворения о зиме, давайте теперь послушаем их.

(Дети читают наизусть стихи о зиме)

Учитель: Ребята, вы читали стихотворения, вы, наверно, заметили, как же еще называют зиму поэты?

Дети: Волшебница, Матушка, Чародейка, красавица, зимушка.

Учитель: Да, это действительно так. А почему зиму называют волшебницей?

Дети: Мороз рисует на окнах узоры, строит мосты ледяные, щиплет щеки, укрывает землю легким теплым одеялом)

Учитель: Ребята, а теперь отгадайте загадку – и вы догадаетесь, какое слово главное – с него начинается зима.

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке.

Учитель: Да, это все о нем, о снеге. Хотите узнать историю этого слова?

Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. От слова снег образовано много однокоренных слов назовите их.

Дети: Снег, снеговик, снежок, снегопад.

Дети: Играть в снежки, лепить снежных героев….

Учитель: Что было бы, если зимой не било бы снега?

Дети: Замерзли бы деревья, животные, корни травянистых растений…

Учитель: Да, снег хотя и сам холодный, уберегает от мороза деревья. Некоторые птицы от мороза прячутся в снегу. Например, глухари и тетерева, зимой не спят на ветках, они всегда на ночь зарываются в глубокий снег и там прячутся от волков и холодного ветра.

2.Работа с текстом. Работа в паре

Давайте , теперь прочитаем текст (Слайд №1)

Х.р.шо (в) лесу. З.мля, д.ревья и кусты укутаны снегом. Т.пло им под сн.жной шубой. Каждая веточка сверкает на солнц. (в) жемчужном наряде. Воздух чист и прохладен. Дыш.тся ле.ко.

Ребята, орфограммы пропущены . Объясните, какие буквы пишутся и почему? Как вы озаглавили бы текст?

3. Работа в группе. (Слайд №2)

Учитель А теперь посмотрите на другой текст. Прочитайте.

Пришла зима. Летят снежинки. Дети катаются на санках.

Учитель: Что мы можем сказать об этом тексте?

Дети: Текст неполный.

Учитель: Значит его надо распространить, включить слова в предложения и добавить другие предложения.

(Учитель раздает карточки-помощницы)

Зима: Волшебница, Чародейка, Матушка, красавица, таинственная

Снежок: падает, опускается, порхает, искрится, сверкает, Сияет, кружится.

Воздух: свежий. Холодный, чистый.

Деревья: пушистые, мохнатые, покрытые инеем.

Учитель: Ребята, какой у вас получился текст?

Учитель: Запишите свой текст в тетради.

VII Применение нового знания.

1.Учитель: Ребята, я раздам вам карточки с текстом. Предложения в тексте расставлены не по порядку. Вы должны восстановить смысловую последовательность, прочитать получившийся текст.

Дети восстанавливают деформированный текст .

Замерзли реки, пруд за деревнею. Наступила зима. Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду. Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу. Рады ребятишки.

Учитель: Какой у вас получился текст? Прочитайте.

2. Учитель: Ребята, для написания сочинения нам нужно составить план,

(Коллективное составление плана)

1. Наступила зимушка-зима.

2. Удивительные изменения в природе.

3. Зимние забавы.

4. Мое отношение к зиме.

3. Учитель: Ребята, а теперь посмотрим на зиму глазами художника.

Какое время года изображено на картине?

Какие краски использовал художник?

А, что мы можем сказать о деревьях?

4. Учитель: А теперь я приглашаю вас насладиться видами природы, красота которой еще глубже западает нам в душу под звуки бессмертных мелодий

Звучит музыка композиторов Путччини, Прокофьева, и Вивальди.

VIII Итог урока

Учитель: Пусть эти мелодии звучат в ваших сердцах, когда вы будете писать сочинения.

Идея развития дара слова на материале личных наблюдений последовательно рассматривалась Ушинским. Он постоянно использовал так называемые "натуральные" наглядные предметы, которые дети непосредственно наблюдали и описывали. "предмет, стоящий перед глазами ребенка или сильно врезавшийся в его память, пробуждает желание высказаться: ощущения превращаются в понятия. из понятий составляется мысль, и мысль облекается в слово".

Однако очень часто дети проходят мимо таких предметов: «предмет не отражается в душе дитяти". Привычные предметы, которые окружают ребенка, мимо которых он ходит каждый день, не становятся источником новых впечатлений и переживаний, а значит, источником не только речевого, но и общего развития детей. Вот почему так важны в начальной школе сочинения по наблюдениям. При обучении этому виду сочинения необходимо формировать у учеников следующие именин:

- умение собирать материл, т.е. организовывать наблюдения, оформлять записи, сделанные во время наблюдения;

- умение систематизировать материал, т.е. отобрать из имеющегося то, что необходимо для детализации замысла, и сгруппировать материал по подтемам.

Для формирования названных умений можно использовать такие методические приёмы:

1. Оформление рабочих материалов по следующей схеме:

План собирания материала - Рабочие материалы - Дополнения

В первой графе помещается план наблюдений, т.е. те объекты (обозначенные опорными словами), за которыми будут вестись наблюдения (деревья, трава, птицы, небо и т.п.). Во второй графе записываются слова, словосочетания и предложения, обозначающие признаки выделенных объектом. Эти графы заполняются деть ми на этапе предварительной подготовки (за рамками урока). В третьей грифе фиксируются дополнения, внесённые после об суждения самостоятельно собранного материала, т.е. на этапе непосредственной подготовки (на самом уроке).

"Живая наглядность", т.е. специально организованные наблюдения за реальными объектами, например, во время экскурсии. Экскурсия помогает детям набрать живые впечатления, образы (зрительные, слуховые), понять, о чём и как они будут писать; самое главное, чтобы во время экскурсии у детей появилось желание что-то написать.

Приведём пример такой экскурсии. Урок-экскурсия'

Ход дрока:

1. Слово учителя перед экскурсией.

2. Любование осенний природой

4. Наброски плана сочинения (Условный план: - вот я любуюсь, - у осени такие звуки, - я вижу осень, - Я чувствую: мы с осенью близки)

5. Спасибо, осень.

6. Домашнее задание.

На основе сегодняшних наблюдений сделаете небольшие письменные зарисовки к сочинению об осени, которое мы будем завтра писать.

На следующем уроке (когда будет написано само сочинение) предлагается следующий порядок работы:

- беседа с целью упорядочения материала, собранного во

- составление пламя или его уточнение;

- речевая подготовка: состав лен не отдельных словосочетаний, предложений, фрагментов текста;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: – формировать умение составлять высказывание на основе личных наблюдений и впечатлений, зрительного и эмоционального восприятия картин зимней природы, совершенствовать умение подбирать образные слова и выражения; – развивать связную речь обучающихся, орфографические умения и навыки; – воспитывать внимательное отношение к красоте окружающего мира.

Урок развития речи

– формировать умение составлять высказывание на основе личных наблюдений и впечатлений, зрительного и эмоционального восприятия картин зимней природы, совершенствовать умение подбирать образные слова и выражения;

– развивать связную речь обучающихся, орфографические умения и навыки;

– воспитывать внимательное отношение к красоте окружающего мира.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Создание эмоционального настроя урока.

На фоне тихо звучащей музыки заранее подготовленные обучающиеся читают отрывки из литературных произведений.

Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землёй. (К. Паустовский)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной

И заснул под нею

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело,

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

А за ней вторая,

Третья – без конца.

Не видать сарая,

Не видать крыльца.

Ой, как насорила

Занесло стога. Е. Благинина

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

2. Беседа с опорой на знания обучающихся.

– О чем говорится в этих отрывках? (О приходе зимы, первом снеге.)

– Как описывают первый снег И. Никитин, И. Бунин, Е. Благинина, И. Суриков, К. Паустовский?

– А какие чувства первый снег вызывает у вас? Почему?

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

– Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят з природе с приходом зимы, какие чувства и переживания вызывает у нас первый снег и как он изображён в художественной литературе и живописи; будем учиться составлять и записывать высказывание.

III. РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

– Рассмотрите внимательно фотоиллюстрации. Что на них изображено? Каким предстаёт перед нами первый снег? Какие чувства вызывает у вас первый снег?

– Какие чувства вызывает у ребят первый снег? Почему вы так думаете?

Физкультминутка

2. Словарно-стилистическая работа.

– Прочитайте запись на доске. Выберите слова, которые помогут вам при составлении высказывания о первом снеге.

Радость, восторг, восхищение, удивление, изумление грусть, волнение, интерес, сожаление, ликование, жалость

Весёлое, праздничное, приподнятое, 6oдрое, игривое, оптимистичное, великолепное, чудное, шаловливое, чудесное, небывалое, изумительное, исключительное, обеспокоенное, смятенное, тревожное, грустное, тягостное.

б) Подбор опорных слов и образных выражений из прослушанных произведений для составления высказывания.

– Подумайте и подберите слова, которые вы будете использовать при составлении высказывания. Что вы будете описывать в своём рассказе о первом снеге? (Снег, день, землю, небо, деревья, своё настроение.)

При составлении высказывания вы можете использовать слова, сравнения, образные выражения из прослушанных произведений.

как стеклянный дождь, белый пушок, лежит полотном, блестит разноцветным огнём, пушистый и мохнатый, робкий и тихий, кружится, тихо падает, ложится, шапка чудная, порошил, порхал, большие хлопья, покрыл тонким слоем, как белые бабочки, маленькие звёздочки

как будто дремал, догорал, занимался, насупился, светлый, пасмурный

нарядная, чёрная, замёрзшая, ждёт чуда, прихода зимы

пасмурное, высокое, ярким пурпуром зажглось, тёмное

спят крепко, непробудно, одеваются в шубы

Я (моё настроение)

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

3. Составление плана сочинения.

– С чего вы начнёте свой рассказ? О чем пойдёт речь дальше?

– Как вы закончите повествование? В процессе обсуждения составляется план сочинения.

Примерный план

1. Какой сегодня день?

2. Когда пошёл снег? Какой он? Как он падает?

3. Какое небо над головой?

4. Что укрыл снег? Какими стали деревья?

5. Какое настроение у меня сегодня?

6. Почему все вокруг радуется первому снегу?

4. Составление устных высказываний на основе плана и опорных слов.

IV. ЗАПИСЬ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ

Индивидуальная помощь отдельным ученикам (можно использовать карточки с опорными словами и планом сочинения).

V. САМОПРОВЕРКА, ИСПРАВЛЕНИЕ ОБНАРУЖЕННЫХ ОШИБОК

1. Проверка написанного.

Несколько учеников зачитывают свои работы.

VI. ИТОГ УРОКА

– Чему было посвящено наше сочинение?

– Какое настроение вызывает первый снег? Почему?

– Ребята, учитесь видеть красоту окружающего мира, умейте радоваться каждому прожитому дню, каждому рассвету и закату, первому снегу и первой весенней грозе – ведь из всего этого и состоит наша жизнь, единственная и неповторимая.

Много кто из моих одноклассников живет в нашем доме. Вечерами мы собираемся во дворе, вспоминаем прошлый день, приколы на уроках, играем в футбол, бадминтон – вообще, сколько еще развлечений можно найти, когда не хочется идти домой. Однажды Юлька (она сидит за первой партой, почти отличница) рассказала, что ее отец возвращается из-за границы, куда ездил по делам своего предприятия, и привез среди разных подарков диски с записями популярных на Западе музыкальных групп. Много кто из нас хотел послушать диски.

Юлька предложила устроить своеобразный

конкурс: диск получит тот, кто по дороге к школе расскажет что-то интересное, что привлечет ее внимание. Ее предложение нас не удивило: нам задали написать произведение на тему “Мой путь к школе”.

На следующий я вышел пораньше, чтобы успеть рассмотреть местность, которая, как мне казалось, мало чем может привести меня в удивление. Мой путь к школе начинается с того, что из двора я попадаю просто на проспект. По левую сторону, за длинной ажурной чугунной изгородью, поднимаются корпуса городской больницы. Есть там сооружения еще довоенной постройки, а есть и современные многоэтажные со сборного железобетона.

больничным комплексом тянется тенистый парк; он одичал, и кажется, что его нелюдимые уголки сохраняют какие-то тайны. На противоположной стороне – ряд жилых домов, и в одном из них, в полуподвальном помещении, расположилось кафе “Малыш и Карлсон”. Сразу за этим кафе я перехожу на правую сторону, и через каких-то сто метров начинается школьный двор. Мое описание пути к школе было бы неполным, если бы я не упомянул о бесконечном потоке машин, которые двигаются по проспекту, многочисленных киосках, где торгуют всякой всячиной.

О чем еще я забыл вспомнить? Ах, да, на проспекте, по пути к школе надо пройти автозаправочную станцию. Чем может удивить мой рассказ ребят?

Все это они и сами видели множество раз. Дома я рассказал матери о Юлиной задаче. Она на миг задумалась, а потом сказала:

– Ты можешь удивить ребят! – Чем это? – спросил я. – А известно ли тебе, почему кафе называется “Малыш и Карлсон”? – Ну и что! Его можно назвать как угодно. – Кафе так назвали неслучайно, – улыбнулась мать. – У хозяина кафе есть чижик (это небольшая лесная птичка), которого он зовет Малыш, а Карлсон – это хозяйский кот, толстый, неповоротливый. Вот имена любимцев и стали названием кафе. – Откуда ты это знаешь? – изумился я. – В кафе работает моя подруга, она и рассказала об этом.

Теперь я знал, чем удивить ребят. Свидетельством того, что мне это удалось, был диск, привезенный отцом Юльки из командировки. Она дала его мне первому из ребят на один вечер.

Читайте также: