Сочинение о маме 3 класс презентация

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: развитие речи.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

I. Оргмомент

Учитель: Молодцы, ребята. Поднимите руку те, кому было приятно слышать о себе приятное? А теперь поднимите руку те, кому было приятно делать комплимент? Подарите свою самую добрую, милую улыбку нашим гостям. Займите свои места, пожалуйста.
Урок у нас сегодня необычный. Почему?

Учитель: Правильно, у нас в классе много гостей. А кто наши гости?

Учитель: Совершенно верно. Конечно, вы узнали своих мам. Сегодня на уроке мы будем говорить о самом близком и родном человеке, о маме.
Нет ничего бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребёнка мать живет его дыханием, его радостями, его улыбками, его слезами. В этом – смысл её жизни.
Мама открывает для нас мир, учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас.
Мама и пожалеет, и приласкает, и даст мудрый совет.
Ребята, сегодня на уроке вы постараетесь рассказать о своей маме тепло, сердечно,
с любовью, чтобы мы увидели, что ваша мама – самая лучшая, самая замечательная.

II. Знакомство с планом сочинения

Учитель: На уроке мы будем готовиться к сочинению-повествованию с элементами описания и рассуждения. Посмотрите на интерактивную доску. Как вы думаете подходит ли он нам для работы? Почему?

Учитель: Восстановите план сочинения на интерактивной доске. (Учитель приглашает желающих учеников передвинуть на интерактивной доске последовательность пунктов плана).

План.

4. Вступление (ФИО мамы).
1. Любимая мама (внешность, черты характера, профессия, увлечения).
2. Я хочу сказать своей маме. (спасибо, попросить прощение).
3. Заключение. Вывод.

Учитель: Молодцы, с планом вы справились. Мы вспомнили структуру текста- повествования. Скажите, раскрывая какие пункты плана, мы будем использовать элементы описания, элементы рассуждения?

III. Отбор материала для сочинения из художественных произведений

Учитель: Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет.
Многие писатели, поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о матери.
Прочитайте текст о маме З. Воскресенской. (Приложение 1. Находится у каждого ученика на парте).
Что пишет З. Воскресенская о маме?

Учитель: Подчеркните в тексте слова, которые можно использовать в сочинении.

IV. Знакомство с пословицами о маме

Учитель: О маме сложено много пословиц. Посмотрите на интерактивную доску. Можно ли в таком виде использовать эти пословицы в сочинении? Почему?

  • Нет такого дружка, а ребёнок матери.
  • При солнышке тепло, тот вовеки не погибает.
  • Материнская ласка конца не знает.
  • Материнская молитва лучше солнца греет.
  • Сердце матери со дна моря достаёт.
  • Кто мать и отца почитает, а при матери добро.
  • Птица рада весне, как родная матушка.

V. Великие мамы великих людей

Учитель: Если бы не было этих мам, не было бы и великих людей. И мир бы не читал великие стихи, рассказы, не восхищался гениальной музыкой, не увидел бы Землю из космоса!

VI. Создание на уроке атмосферы сопереживания, доброты, милосердия

Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук –
Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

Виктор Гин

Педагог-библиотекарь: Сердце матери готово многое простить своим детям. Готовясь к уроку, я нашла историю одной матери, которая меня очень тронула. Послушайте и вы ее, пожалуйста.

(Педагог-библиотекарь читает притчу).

Учитель: Надеюсь и ваше сердечко тронула эта притча, и она поможет вам в написании сочинения о вашей маме.

VII. Сочинение о маме (письменная работа)

Учитель: Используя Приложение 3-4, напишите сочинение о своей маме.

(Педагог-библиотекарь включает диск с музыкой Алексея Рыбникова. Дети под музыку выполняют работу на заранее подготовленных учителем разлинованных листочках).

VIII. Анализ сочинений

Учитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.

(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).

Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?

IX. Домашнее задание

Учитель: Я предлагаю вам дома написать сочинение о своей бабушке.


№ слайда 1

Будто бирюза - мамины глаза, Ясные и чистые, добрые, лучистые. Словно звёздочки

№ слайда 2

Будто бирюза - мамины глаза, Ясные и чистые, добрые, лучистые. Словно звёздочки горят, Озаряя всё вокруг, И со мною говорят: Мама - мой любимый друг! Рядом с мамой мне светло, И уютно, и тепло. ( Т.А. Шорыгина)

Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, а при матери добро. М

№ слайда 3

Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, а при матери добро. Материнская ласка конца не знает. Материнская молитва со дна моря достаёт. Сердце матери лучше солнца греет. Родных много, а мать роднее всего. Без матушки родной и цветы не цветут.

1. Внешность. 2. Черты характера. 3. Профессия мамы. 4. Увлечения мамы. 5. Как м

№ слайда 4

1. Внешность. 2. Черты характера. 3. Профессия мамы. 4. Увлечения мамы. 5. Как мама любит отдыхать. 6. Моё отношение к маме. 7. Мечта моей мамы. 8. Как я забочусь о своей маме. 9. Мои пожелания маме.

Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные, ласковые, будто бирюза, словно

№ слайда 5

Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные, ласковые, будто бирюза, словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг. Улыбка: красивая, милая, обаятельная, драгоценная, исцеляет.

Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк.

№ слайда 6

Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк.

Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые, пара белых лебедей, устали не

№ слайда 7

Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые, пара белых лебедей, устали не знают, приласкают, обогреют, всё умеют.

Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь.

№ слайда 8

Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь.

Во всем вам поможет, вовек не предаст, Все лучшее вам, своим детям, отдаст. А ес

№ слайда 9

Во всем вам поможет, вовек не предаст, Все лучшее вам, своим детям, отдаст. А если час трудный однажды придет, То мама собой защитит и спасет!


№ слайда 10


№ слайда 11

Ресурсы интернета: http://www.liveinternet.ru/tags/%E4%E5%ED%FC+%CC%E0%F2%E5%F0%

№ слайда 12

Презентация на тему: " Русский язык Мини-сочинение про маму подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ 773 ЮВАО г.Москвы." — Транскрипт:

1 Русский язык Мини-сочинение про маму подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ 773 ЮВАО г.Москвы

2 С.Баруздин Слова бывают разные. Слова бывают всякие, Слова бывают ясные, Твердые и мягкие. Слова бывают смелые, Упрямые, суровые. Но непременно ДЕЛО Стоит за каждым словом.

3 С.Казаков Нет мире слов прекраснее, чем это, Оно слетает первым с наших уст. И столько в нем тепла, добра и света, Что без него мир холоден и пуст.

4 Дополни: Моя мама самая….. (лучшая, красивая, добрая, ласковая) Глаза у нее… (добрые, как бриллианты сияют) Руки у мамы… (нежные, золотые) А сердце мамы…. (доброе, любящее, самое доброе)

5 Физкультминутка Дружно маме помогаем, -маршируем Пыль повсюду вытираем, - движение руками по кругу Мы белье теперь стираем, движение руками вправо и влево И полы мы подметаем. - движение руками вправо и влево В магазин бегом бежим, - бег на месте На диване посидим. –приседаем Маму вечером встречаем, - разводим руками Крепко-крепко обнимаем.- обнимаем себя

6 В жаркий весенний полдень вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывает деткам большой мир. Этот мир был ярким, зелёным, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг…Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.

7 Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней. Гусята слышали, как будто бы откуда – то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело:

8 за материнскими крыльями творится что –то страшное, а они в теплоте и уюте. Потом всё стихло. Гусятам захотелось поскорее на зелёный луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама.. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала.

10 План сочинения 1.Вступление. Моя мама самая….. 2. Основная часть. Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные,, словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг. Улыбка: красивая, милая, обаятельная. Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк. Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые,, устали не знают, приласкают, обогреют, всё умеют. Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь. 3.Заключение. Я люблю ….

11 Придумать стихотворение про маму со словами: Уважаю Помогаю Поздравляю Желаю

12 Рефлексия: Закончите любое из предложений: Я сегодня узнал: Мне было интересно: Мне хотелось бы ещё: Мне было трудно: Я расскажу родителям:

13 Список использованной информации:.В.А.Сухомлинский. Рассказы.Материнские глаза. Сказка о гусыне. 3С.Баруздин. Стихотворение. Слова бывают разные. С.А.Есенина. 50 мини-сочинений. 3 класс. Издательство. Грамотей, З.Воскресенская. Рассказ. Мама. С. Казаков. Стихотворение. Нет в мире слов…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект.docx

Урок развития речи.

Учитель начальных классов – Петухова С. В.

1) Обучающая : продолжить работу над развитием умения собирать материал по теме, писать сочинение по плану и опорным словам.

2. Развивающая : развивать умение раскрывать тему и основную мысль; продолжить формирование орфографических навыков; развивать творческие способности учащихся в процессе работы над учебным проектом; развивать устную и письменную речь.

3. Воспитывающая : формировать чувство уважения и любви к маме, к семейным ценностям.

Виды деятельности на уроке:

Работа в группах;

Устные высказывания на тему;

Подготовка к творческим заданиям.

Структура урока:

1. Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Целевая установка.

5. Работа над планом сочинения.

6. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения.

г) Подбор эпиграфа.

7. Составление устных сочинений о маме.

8. Анализ сочинений по памятке.

9. Орфографическая подготовка.

10. Самостоятельное написание сочинений.

11. Самопроверка текста сочинений.

12. Подведение итогов и рефлексия деятельности.

13. Домашнее задание.

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности . ( Слайд 2)

-Я вновь рада нашей встрече.

Доброе утро, солнцу и птицам,

доброе утро приветливым лицам,

и каждый становится добрым, доверчивым,

пусть доброе утро длится до вечера!

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

- Как вы его понимаете?

2. Актуализация знаний. (Слайд 3)

Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение и догадайтесь, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

Слово это – зов и заклинание,

В этом слове – сущего душа.

Это искра первого сознания,

Первая улыбка малыша.

Это слово сроду не обманет.

В нём сокрыто жизни существо.

В нём – исток всего. Ему конца нет.

Я произношу его…

- Вы догадались, какое слово произносит поэт Расул Гамзатов?

- Каким настроением окрашено это стихотворение?

- С каким чувством его надо читать? Посоветуйтесь , потренируйтесь в парах , подготовьтесь читать выразительно.

( Чтение стихотворения детьми).

Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Мама научила тебя говорить, ходить.

Мама учила тебя видеть и открывать мир. От мамы ты узнал названия птиц и цветов. Мама помогла тебе увидеть первую снежинку.

Мама всегда была с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.

- А как сделать так, чтобы мамам на душе стало также тепло, как и вам? Чему особенно радуются ваши мамы?

( Хорошей учёбе, ласковым словам, правильным поступкам, подаркам, сделанным своими руками).

- Как можно порадовать своих мам в день 8 Марта?

- Только ли в этот день можно радовать мам?

( Можно порадовать мам и в другие праздники, и в обычные дни.)

- Можно ли поздравить мам и с этим праздником, ведь мама - это хранительница семьи, домашнего очага?

- Какой подарок мы можем сделать для мамы на уроке развития речи?

( Написать сочинение, сочинить стихотворение, сказку, загадку о

- Как вы думаете, можем ли мы написать книжку для мамы на одном уроке?

( Нет, это долгая и кропотливая работа.)

- Я предлагаю приступить к нашему новому проекту – созданию книжки о маме и для мамы и подарить этот сборник самому любимому человеку – своей маме в праздник день семьи.

3.Целевая установка.

- Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на сегодняшнем уроке развития речи?

- Поставьте перед собой цель на урок.

Будем готовиться к сочинению о маме. Это будет первое произведение в нашей книжке.

- Прочитайте заглавие и определите тему сочинения .

- Сегодня заглавие совпадает с темой. А она очень обширная. О чём можно написать?

( Описать мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку.

Как мама заботится о родных.

Чем мама любит заниматься в свободное время.

Что у мамы золотые руки.

Что она наш самый лучший и надёжный друг. )

- Какие знания вам пригодятся для того, чтобы написать сочинение?

( Мы знаем, что надо составить план сочинения, определить главную мысль сочинения, в каком стиле лучше написать сочинение, определить тип текста.)

- Молодцы, всё, что вы сказали – это правильно.

- Я тоже хочу вам помочь.

Предлагаю написать сочинение в художественном стиле , то есть использовать такую речь, в которой словами рисуется то, о чём человек хочет рассказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.

Выбрать тип текста - описание с элементами повествования и рассуждения .

Идея сочинения будет заключаться в том, чтобы показать в работе, что ваша мама - самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная; что мама – ваш лучший, верный друг. Она не оставит вас в беде.

5. Работа над планом сочинения. (Слайд 6)

- Прочитайте примерный план сочинения.

1. Вступление.

2. Основная часть. Моя мамочка.

1) Моя мама - самая красивая и добрая:

2) У моей мамы золотые руки .

3) Мама – мой лучший друг.

3. Заключение. Я люблю свою маму.

- Из скольких основных частей будет состоять наш текст, судя по плану?

- О чём мы напишем во вступлении?

( Нужно назвать маму и выразить общее впечатление)

- О чём расскажем в основной части работы?

( а) Опишем мамин портрет: глаза, волосы, голос, походку, характер.

в) Расскажем о том, что мама – наш самый лучший друг; как мама помогает в учёбе; как мы с ней вместе отдыхаем; что мы с ней советуемся по многим вопросам, доверяем ей все свои секреты.. .)

- А о чём напишем в заключительной части?

( Напишем, почему мы любим свою маму).

6. Языковая подготовка. Отбор материала для сочинения. (Слайд 7)

- Для написания сочинения нужна языковая подготовка. Я предлагаю заняться отбором материала.

- Прочитайте описание портрета мамы: какие у неё глаза, улыбка, голос, руки, походка. Подчеркните эпитеты, образные выражения, которые подходят вашей маме.

(Дети зачитывают подчёркнутые эпитеты и образные выражения.)

- Поиграем. Я вам буду бросать мяч, а вы, называя черты характера своей мамы, будете возвращать мяч обратно.

( Мама добрая, справедливая, мудрая, строгая, мягкая, решительная, стойкая, трудолюбивая, ответственная, надёжная, ласковая, уступчивая, ранимая, чувствительная, мужественная, сердечная, порядочная, внимательная и т.д.)

- Предлагаю вам прочитать стихи и отрывки из произведений мастеров слова Н Саксонской, З. Воскресенской, С. Иванова о маме.

- Какие слова и предложения вы бы хотели использовать в своих сочинениях? Зачитайте. Определите, к какой микротеме они подходят.

(Дети зачитывают понравившиеся стихи и отрывки из произведений)

4 . Обобщение работы по карточкам.

5 . - Каким предложением можно закончить сочинение?

( Я люблю свою маму и хочу, чтобы она жила долго.)

6. Подбор эпиграфа. ( Слайды 8, 9)

- Какое серьёзное и прекрасное сочинение у нас должно получиться.

- К такому сочинению хорошо бы подобрать эпиграф.

- Что такое эпиграф?

( Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая главную его мысль, или отношение автора к событиям.)

- В качестве эпиграфа часто используются пословицы.

- О матери сложено много пословиц, ведь народ всегда высоко чтил мать и наделил её облик самыми светлыми чертами: она – хранительница очага, верная жена, защитница детей. Знаете ли вы такие пословицы?

Работа в группах.

- Соберите пословицы и объясните их значение.

( Каждой группе - по 2 конверта с разрезанными пословицами.)

Птица рада весне, а ребёнок – матери.

Сердце матери лучше солнца греет.

Материнская ласка конца не знает.

При солнышке – тепло, а при матери – добро.

Нет такого дружка, чем родная матушка.

В материнском сердце для всех детей ласки хватит.

Всякой матери своё дитя мило.

У сына болит пальчик, а у матери сердце.

( Проверка работы. Ребята читают пословицы и объясняют их смысл)

- Какие пословицы могут быть взяты эпиграфом к сочинению?

7. Составление устных сочинений о маме. ( Слайд 10)

( Заслушивание устных сочинений учащихся)

8. Анализ сочинений по памятке. (Слайд 11)

1) Понравилось ли сочинение и почему?

2) Раскрыта ли тема?

3)Удалось ли передать основную мысль сочинения?

4)Соответствует ли сочинение плану?

9. Орфографическая подготовка. ( Слайд 12)

Рассмотрите схемы и перечислите случаи, когда вы должны будете поставить эти знаки препинания:

, а; , но; за то, что; потому что;

____ =, =, =. ______ =, _____=.

2.Когда употребляют слова, записанные на доске?

(При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.)

Правописание трудных слов можно посмотреть на карточках. Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок при написании сочинения.

10. Самостоятельное написание сочинений на черновиках.

11. Самопроверка текста сочинений.

12. Подведение итогов и рефлексия деятельности. (Слайд13)

- Вспомните, какую цель вы себе ставили в начале урока?

- Кому удалось решить поставленную перед собой цель?

-Ещё раз прочитайте про себя эпиграф урока. Поделитесь своими малыми удачами. Что сегодня у вас получилось на уроке?

- Я думаю, что эти малые удачи приведут вас в дальнейшем к большому успеху.

13.Домашнее задание.

- Дома отредактируйте, перепишите и красочно оформите своё сочинение. На следующем уроке развития речи мы обязательно послушаем вашу работу, которая и будет помещена на первой странице нашей книжки о маме.

Читайте также: