Что лучше правда истина или правда мечта сочинение рассуждение

Обновлено: 01.07.2024

Приступая к сочинению

Для людей, оказавшихся на самом дне общества в пьесе Горького, и сострадание, и истина могут стать губительными. Лживая надежда, подаренная Лукой, с одной стороны, и пропитанная безнадежной болью реальность, с другой, не могут сосуществовать друг с другом. Поэтому, приступая к написанию сочинения, стоит понимать, что сначала человеку нужно поведать истину, а потом предложить искреннее, не обремененное ложью сострадание. Как это понимать? Об этом написано в пьесе. Можно, исходя из добрых побуждений, восхвалять Луку и презирать носителя истины Сатина, но об этом ли хотел сказать автор?! Верно, он говорил совсем другое.

Популярные сочинения

Звучание

Оцените сочинение: Рейтинг 3.93 [30 Голоса (ов)]

Этот вопрос философский. У каждого, кто хоть раз над ним задумывался, найдется множество аргументов в ту или иную пользу. Однозначно определить, что лучше, а что хуже, думаю, нельзя. В данном случае все зависит от ситуации и последствий выбора.

Один из героев – старый проповедник Лука – изо всех сил старается скрасить жизнь присутствующих, прибегая часто ко лжи во спасение. Он уверяет умирающую Анну в том, что после смерти она отправится в рай и забудет о боли и мучениях. Пьянице Актеру он рассказывает о существовании специальной лечебницы для таких, как он, и о том, что ему там обязательно помогут.

Лука уверен в том, что если ложь приносит человеку облегчение и спокойствие, то она не грешна и, уж конечно, она лучше горькой правды, что бьет обухом по голове, принося одни страдания. Он предпочитает дать человеку надежду, пусть даже и ложную. Свою позицию герой иллюстрирует историей о человеке, который верил в праведную землю и мечтал туда попасть, а когда узнал, что ее не существует, покончил с собой.

Эта мысль в пьесе является одной из основных. В какой-то степени я согласен с Лукой. Возможно, человеку не всегда нужно знать правду, особенно если он ничего не может изменить.

Я пришел к выводу, что иногда отличить что хорошо, а что плохо, бывает сложно. Истина, вымысел, сострадание, грешное и праведное так тесно переплетаются между собой, что уже и не отличишь с первого взгляда что где. Думаю, в таких случаях нужно взвешивать пользу и вред для человека от сказанного вами, тогда сделать выбор будет проще.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Герои и надежды

СПАДИЛО.РУ

Что лучше – истина или сострадание? Это вопрос, который при более глубоком рассмотрении вызывает большие сомнений, чем определенности.

Истина

В этот черный мир врывается светлый странник Лука. Он пытается утешить людей, дать им новый взгляд на жизнь, расширить замкнутость ночлежки мечтами и надеждами. И люди тянутся к нему. Настя обретает надежду на настоящую любовь, Пепел задумывается о поездке в новую жизнь в Сибирь, Актер начинает мечтать о лазарете для пьяниц, Анна умирает с мыслями о райском спокойствии.

Противопоставление Луке

Явно противопоставлен Луке Бубнов – циничный и мрачный человек, с которым никто и разговаривать-то никто не хочет, он успевает лишь вставить свои фразы в чужой разговор. Он убежден, что нужно прямо говорить всю правду, как она есть, не стесняясь. И, когда Лука исчезает, Бубнов обвиняет старика в том, что он растревожил души ночлежников ложной надеждой и бросил их.

Ответ на вопрос

Кто из них прав? Горький не дает однозначного ответа. С одной стороны, сострадание Луки приводит к тому, что кончает жизнь самоубийством Актер. С другой стороны, возможно, в его смерти виновны те, кто открыл правду о выдуманных лечебницах для пьяниц.

Мы не знаем и того, на чьей стороне автор. Современники утверждают, что М. Горький плакал, когда читал сцены утешения Анны старцем Лукой. Возможно, именно его позиция ближе всего писателю, а позиции остальных героев введены, чтобы подтвердить правоту Луки?

На мой взгляд, истина безусловно важна для человека, но наступают такие моменты, когда без утешения, без веры во что-то лучшее жизнь просто не может продолжаться. А вера – и есть сама жизнь.

Странник

На первый взгляд появление Луки не принесло обитателям ночлежки ничего хорошего. Он незаметно исчезает, а те иллюзии, что он после себя оставил, делают жизнь людей еще более беспросветной. Исчезает последний огонек надежды, и истерзанные души погружаются во мрак. С появлением Луки в ночлежке поселилась надежда, он был чутким и добрым, каждому находил слова утешения. Но не из корысти он так делал, Лука не был жуликом или шарлатаном, он действительно был добрым человеком. Вот только его сострадание было построено на лжи. Он свято верил, что правда не всегда может вылечить душу. И если уж нельзя изменить жизнь, можно хотя бы изменить отношение к ней.

Так что лучше — истина или сострадание? Аргументов из повести можно навести много, и это был один из них.

Сочинение на тему “Что лучше – истина или сострадание? (по пьесе М. Горького “На дне”)”

Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше — истина или сострадание?

Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”

Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и “лукавый”, сознательно навевающий “сон золотой” исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.

Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: “Мы хуже!” Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой “подвал, похожий на пещеру”, под “тяжелыми каменными сводами”, где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие “на дно жизни”, куда их безжалостно выбросило преступное общество.

Кто-то очень точно сказал: “На дне” — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди”. Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: “Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…” Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, “ворова сына” Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.

Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж ждет ее кончины как освобождения) умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который “ничего не ждет”, у него “все уже в прошлом”; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, “бывших людей”, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: “Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда. ”

Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: “Доброго здоровья, народ честной!” Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!

К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: “И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные”.

И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?

Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заронил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.

Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. “Все ищут люди, все хотят — как лучше… дай им, Господи, терпенья!” — искренне говорит Лука и добавляет: “Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…”

Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: “Вот — Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…” Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: “Нет, ты скажи — зачем ты все это…” Наташа его спрашивает: “Отчего ты — такой добрый?” А Анна просто просит: “Говори со мной, милый… Тошно мне”.

И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что “не всегда правдой душу вылечить”. И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.

Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли . Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?!

Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

От правды, которую осознает Клещ: “Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда. ”, уводит Лука, говоря: “Она, правда-то, может, обух для тебя…” Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: “…Жалеть людей надо. Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: “По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?” Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: “Во что веришь, то и есть…”

Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: “Человек — вот правда!” Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: “Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…” Таким образом, не существует для Луки вопроса: “Что лучше — истина или сострадание?” Для него истинно то, что человечно.

Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: “Сам молись…” И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: “Эй, ты, сикамбр! Куда?”. Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: “Эх… испортил песню… дур-рак!”

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.

А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. “Человек — вот правда!” И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

Своя правда

Сатин тоже считает, что все, что делается, должно быть ради человека. Но этому герою непонятно вранье Луки. Сатин уверен, что это признак слабого человека и это неправильно. Каждый человек должен иметь смелость посмотреть правде в глаза, а не прятаться за иллюзиями. Именно правда делает человека сильным и способным совершать поступки. Хотя он не выполняет своих же заветов. Сатин может только рассуждать о высоких материях, оставаясь на дне. Что лучше — истина или сострадание? На этот вопрос каждый должен ответить после финального эпизода.

Правда в пьесе

Трагедия финала

Герои пьесы


Истина и сочувствие

С другой стороны, нельзя губить в себе личность, которая может быть доброй, любящей, и уметь сочувствовать. Люди чаще нуждаются в утешении, чем показывают это, вот только цепи лжи отбирают у человека свободу. Людям нужна реальная надежда, но не утешительная ложь, даже если это во спасение.

Сочинение-рассуждение по пьесе Горького

Тяжело больная Анна больше не хотела жить, считая смерть избавлением от мук. Лука убедил женщину в существовании загробного мира. Несчастная страдалица поверила в то, что однажды попадет в Рай. Ей даже захотелось еще хоть немного пожить, несмотря на боль, чтобы потом ощутить покой и блаженство. Героиня умерла, искренне уверовав, что попадет именно туда, где будет гораздо лучше, чем на земле.

Можно сделать вывод о том, что только добро и справедливость могут поистине творить чудеса. Человек невольно становится духовно богаче, ведь надежда и вера в прекрасное окрыляют и придают силы!

На главную страницу

— Главная — Сочинение итоговое

В заключение хочу сказать о том, что нельзя однозначно ответить на вопрос о том, что лучше и важнее. Я считаю, всё зависит от самого человека и конкретной ситуации. Но оба эти качества необходимы человеку.

Ваше сочинение написано в соответствии с требованиями, но работа не вполне самостоятельная, содержит пунктуационные, логические и грамматические ошибки.

Согласно критериям проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Аргумент 2 частично списан с сайта лит.укртвори.ру. Заимствованный фрагмент:

При этом всё равно говорит, что сострадание лишь унижает человека и вселяет в него ложные надежды. Сам автор солидарен с Сатиным. М. Горький считает, что человек должен принимать истину такой, какая она есть, ведь это делает человека сильнее.

Остальные фразы заимствованы частично, пересказаны своими словами, что также является признаком несамостоятельной работы.

В сочинении предпринята попытка аналитического осмысления литературного произведения в аспекте заявленной темы. Анализ проведен на поверхностном уровне.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

В заключение хочу сказать о том, что нельзя однозначно ответить на вопрос о том, что лучше и важнее.

Поскольку понятия, о которых идет речь, в предыдущем абзаце не названы, лучше здесь их назвать, иначе возникает смысловая неопределенность.

Для многих сострадание - толчок к чему-то большему , а для других людей это лишь ложные надежды.

Эта фраза совершенно непонятна, а потому бессмысленна. Нужно уточнить: для многих людей сострадание, проявленное по отношению к ним, становится стимулом для развития, помогает изменить жизнь в лучшую сторону.

К 4 (речь)+ 1 балл

Однако рассуждая на поставленную нами тему можно разобрать и необходимость истины для человека.
Неожиданно в их мире появляется Лука - своеобразный подарок и украшение для жизни героев.

Лука - украшение для жизни? Фраза звучит странно. Лучше: Неожиданно в их мире появляется Лука - своеобразный подарок, скрасивший безрадостное существование героев.

Анну убеждает в том, что после смерти и мучений она обретёт покой.

К5 (грамотность) + 1 балл , всего допущено ошибок: 8

Нельзя утверждать ЗПТ что какое-то понятие лучше, но можно попытаться разобраться с этим благодаря примерам из художественной литературы.
Однако ЗПТ рассуждая на поставленную нами тему ЗПТ можно разобрать и необходимость истины для человека.
Жизнь героя "катится в бездну" ЗПТ и в итоге Сатин оказывается в ночлежке.
Несмотря на свои страдания ЗПТ мужчина не утратил умения грамотно мыслить.
Для многих сострадание - толчок к чему-то большему, а для других людей ТИРЕ это лишь ложные надежды.
В прошлом герой увлекался чтением книг, работал телеграфистом. Но однажды, защищая сестру, мужчина попадает в тюрьму.

Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм. Желательно, описывая действия персонажа, употреблять глаголы прошедшего времени.

Общий вывод по работе


Иллюстрация С. Гонкова

Вопрос о жестокой правде встаёт тогда, когда среди этих людей появляется странник Лука. Он пытается успокоить их, подарить им надежду. Но для этого ему приходится использовать спасительную ложь. Лука обманывает людей не со зла, а для того чтобы они не потеряли веры в лучшее будущее. Однако его утешительная ложь на некоторых людей действовала губительно.

Так, к примеру, он соврал Актёру, что в другом городе находится лечебница, где совершенно бесплатно лечат алкоголиков. И для того чтобы туда попасть, нужно просто найти деньги на дорогу. Актёр воодушевился этой идеей, начал откладывать деньги, стал меньше пить. Но, когда Лука исчез, все его надежды разбились, и он, не выдержав потрясения, наложил на себя руки.

А умирающая Анна поверила Луке, который убедил её, что на том свете её ждёт прекрасная жизнь, намного лучше, чем здешнее существование. В итоге, его слова возымели обратное действие. В Анне проснулось неуёмное желание жить, ведь можно ещё побыть здесь, если финал в любом случае будет хорошим. Именно с этим желанием ей и приходится умереть.

Жестокая правда Сатина

Оппонентом Луки в этом вопросе становится Константин Сатин – шулер и картежный мошенник, а в прошлом – умный, образованный человек. Он считает, что людям необходимо знать даже жестокую правду, любая ложь, по его мнению, лишает их свободы.

В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом человеке. В этом монологе он осуждает ложь, утверждая, что она уготована для рабов, лишь правда – удел свободного человека, по его мнению. Сатин понимал, что Лука врал обитателям ночлежки только из жалости. Тем не менее, эта позиция была для него неприемлемой.

К сожалению, все возвышенные высказывания Сатина о человеке не имеют никакого подтверждения. Его собственная жизнь говорит об обратном. Ведь он добровольно опустился на дно, не было никаких способствующих этому обстоятельств. А главное – он даже не пытается что-нибудь изменить, для того чтобы выбраться из этих ужасных условий. Сатин плывёт по течению, не думая о завтрашнем дне. Гораздо легче спиваться и не строить никаких планов, чем бороться за своё место под солнцем. Такова настоящая правда его жизни.

М. Горький не дал в пьесе однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. Он оставил финал открытым, позволяя читателям самим сделать выводы.

Жизненная позиция Луки

Лука мог подобрать доброе слово для каждого обитателя ночлежки. Пеплу он с упоением рассказывает о счастливой жизни в Сибири, Актёру – о бесплатной лечебнице, где способны вылечить от алкоголизма. Даже для смертельно больной Анны странствующий старик смог подобрать нужные слова. Он говорил ей о том, что после смерти её ждёт долгожданный отдых, покой и умиротворение. В основе его жизненной позиции лежит утешительная ложь, это и есть правда его жизни.

Однако Лука не в силах был что-нибудь изменить в судьбах обитателей ночлежки, он просто дарил им ложные надежды, которым не суждено было сбыться. Он относился к этим людям, как к обречённым, а его ложь лишала окружающих желания бороться за своё будущее.

Жизненная позиция Сатина

Совершенно другая жизненная позиция была у Сатина. Он – карточный шулер, мошенник, который не боится ни жизни, ни смерти. Несмотря на своё низкое положение, он продолжает ценить свободу, считая себя не отверженным, а независимым от обстоятельств.

Сатин представляет себя настоящим борцом за истину. Он не меньше Луки переживает о судьбе обитателей дна, и пытается облегчить их страдания, но не видит смысла в утешении при помощи ложных надежд. Наибольшей ценностью в жизни Сатин считал самого человека, а всё остальное – это дело человеческих рук и силы мысли. Именно поэтому, по его мнению, необходимо было уважать человека, а не жалеть, унижая тем самым его достоинство.

Правда и ложь

Правду мы слышим из уст Сатина, а лжёт окружающим Лука. Сатин очень чувствительно относится к любой несправедливости в жизни, после того, как побывал на каторге в Сибири. Он считал себя правым, потому что защитил сестру, но у общества было своё мнение относительно этого поступка. Именно поэтому Сатин не может принять речи Луки, он убеждён в том, что люди имеют право знать правду, насколько бы жестокой она не была.

Многие считают Сатина бездушным, потому что он говорит то, что людям неприятно слышать. Но он делает это, чтобы не давать ложной надежды, которая может больно ранить человека. Он знает, что никто не сможет помочь Анне, и ничто не заставит Актёра завязать с выпивкой. По его мнению, для того чтобы перестать быть рабом, необходимо трезво взглянуть на жизнь, взять на себя ответственность за содеянное. Вопрос заключается в другом: могут ли обитатели ночлежки изменить своё положение? Далеко не все, тогда вряд ли им нужно знать такую правду. Но и ложь Луки помогает только вначале, а потом люди понимают, что ничего не изменится.

Сам автор не принимает ни одну из позиций, но и не осуждает ни Луку, ни Сатина. Возможно, таким образом, М. Горький хотел показать, что в жизни важна золотая середина, ведь ложь и правда – это одно целое, по отдельности эти понятия существовать не могут.

Правда и Ложь

Грязная, душная ночлежка приютила несколько человек, потерявших все в жизни – работу, семью, доброе имя. В тяжелых условиях безнадежности люди теряют еще и веру в лучшее и все глубже тонут в бездне брани, унижения и разврата.

“Ложь” Луки

Неожиданно в их жизнь входит праведный странник Лука. Он напоминает этим людям, что можно общаться иначе – ласковым, добрым словом обращается к ним. К каждому пытается он найти подход, каждого утешить и приголубить. Но все его милосердие и доброта основаны на лжи!

Он лжет Актеру о лечебницах для больных алкоголизмом, где ему укрепят организм и наставят на правильный путь. Ваське Пеплу он рассказывает о возможности хорошо заработать в Сибири. Насте, девушке легкого поведения, он обещает встречу с настоящей любовью. Анне сулит райское блаженство после смерти. Души потерянных людей словно отогреваются, они оживают, начинают мечтать, надеяться, верить…

Но оправдано ли такое отношение? Ведь Лука заранее уверен, что эти люди неспособны ничего изменить, что они никчемные, опустившиеся, слабые, недостойные уважения. Иначе Лука, будучи тонким психологом, постарался бы найти нечто такое в душе каждого, что смогло бы им помочь реально. Недаром имя старца часто соотносят с Лукавым – искусителем.

Своей ложью старик лишь на время усыпил бдительность людей. Он окунул их в бездну выдумок и иллюзий. И вот для героев настало время открывать глаза на действительность. Когда Лука в самый ответственный момент для ночлежников исчезает в неизвестном направлении, Васька Пепел попадает в тюрьму, судьба Натальи загублена. Актер, поверивший в сказки странника, узнав правду, кончает жизнь самоубийством.

Правда “Сатина”

Заключение

Читайте также: