Сочинение о культуре чувашского народа

Обновлено: 05.07.2024

У чувашей долгое время не было своей письменности, и все свои мысли, переживания, надежды, наблюдения и мудрость народ выражал в устном творчестве. Оно имело развитые виды и формы: сказки, легенды, мифы и предания, пословицы, поговорки и загадки, песни, сопровождаемые танцами, и частушки. Это была своего рода говорящая летопись тех времен.

Через поэтические образы и аллегории чуваши рассказывали о своей жизни — такой, какая она есть. С печалями, нуждами, горестями, радостями, ежедневными заботами и хлопотами. И обязательно — со стремлением к красоте.

Главная особенность чувашского фольклора — тесная связь с домашним и сельскохозяйственным трудом, а еще разного рода обрядами.

Основные ценности, которыми насквозь пропитаны песни, сказки и прочие проявления народной мудрости — это духовность, нравственность, любовь и уважение к другим. Они воспитывали молодое поколение: почитайте отца и мать, уважайте старших, любите родных и близких и не разлучайтесь с ними. А главное — любите землю-кормилицу, относитесь к ней бережно. Природа — çутçанталӑк — вообще занимает центральное положение в устном народном творчестве, а человек — лишь ее часть.

И удивительно, как при всех трудностях обычной жизни чуваши умели радоваться малому: они пели в полях во время работы, вышивали, украшали яркими красками игрушки и кухонную утварь в тесноте, при лучине. И всегда любили праздники.

Главным собирателем чувашского фольклора был Николай Иванович Ашмарин. Он родился в 1870 году в городе Ядрин, а впоследствии стал выдающимся тюркологом, основоположником научного чувашского языкознания.

Величайшим трудом этого ученого стал 17-томный словарь чувашского языка, над которым он работал 30 лет. А в его рукописном фонде — больше 30 объемных томов. В них содержатся около 500 сказок, 13 тысяч куплетов чувашских народных песен, 4 тысячи пословиц, поговорок, загадок, народных примет. И именно благодаря Николаю Ивановичу Ашмарину все они дошли до наших дней.

У чувашского народа много сказок (юмахсем), и их все можно условно разделить на три группы: волшебные или героические, бытовые и сказки о животных. Первые — это художественный вымысел и большой полет фантазии, а их главный идейный мотив — борьба со злом за правду, за счастье народа. Самый распространенный сюжет этих сказок такой: злые силы крадут у народа благополучие и накликают на него беды, и тогда крестьянин отправляет своего сына на поиски страны счастья, и в пути юноша борется за возвращение украденного благополучия, мстит злым силам за оскверненную честь родных и своего народа.

Сказки о животных — аллегория на жизнь обычных людей и их взаимоотношения, где за животными скрываются разные человеческие характеры. Бытовые сказки же описывают повседневные жизненные ситуации и высмеивают общие человеческие недостатки и пороки.

Нередко сказки переплетаются с народными легендами (халапсем) о разных исторических личностях, героических поступках наших предков, о булгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, об Емельяне Пугачеве. Но особенно чуваши любят сказания об Улыпе — национальном мифическом добром герое-великане.

В чувашском фольклоре много сюжетов, похожих на сказки других народов. Но в сказках чувашей есть одна особенность — в них благотворная связь с землей становится сакральной, а труд на ней возвеличивается. Встречается также особый жанр народного творчества — заговоры и заклинания, связанные с языческим культом.

Кстати, почти три десятка любопытных чувашских сказок и легенд вы можете почитать на сайте Национальной библиотеки Чувашской Республики.

Еще один жанр устно-поэтического творчества чувашей — это пословицы (ваттисен сăмăхĕсем), поговорки (каларăшсем) и загадки (сутмалли юмахсем). Они нередко были таким воспитательным инструментом — старшие, общаясь с детьми, часто говорили пословицами и поговорками, передавая мудрость предков.

Мы выбрали несколько интересных, почти классических чувашских пословиц:

  • Кÿршĕ-аршă аякри тăванран паха (Соседи дороже дальних родичей)
  • Çынтан сахал илсе нумай пар (Бери у людей мало, но давай много)
  • Юлташран уйрăлăн — пĕр çул йĕрĕн, кил-йышăнтан уйрăлăн — вун çул йĕрĕн, ял-йышăнтан уйрăлăн — ĕмĕр йĕрĕн (С другом расстанешься — один год будешь плакать, с семьей разлучишься — десять лет будешь плакать, от народа отделишься — весь век будешь плакать)
  • Вăрçă чарăнсан паттăр нумай (После войны героев много)
  • Хура халăхăн хура тăпра çине урине чикмесен хырăмĕ тăранаймасть (Простой народ не может себя прокормить, не поработав на черной земле)
  • Пÿрт-çурт тытма тăн-пуç кирлĕ (Чтобы управлять домашним хозяйством, нужен разум)
  • Ака уйăхĕнчи ыйхă — авăн уйăхĕнчи хуйхă (Сон во время сева — горе во время молотьбы)
  • Лайăх ят мултан та паха (Добрая слава ценнее богатства)

На каждый случай у чувашей были свои песни. Начинались сельскохозяйственные работы — крестьяне пели. Занимаясь домашними делами вроде прядения, ткачества, уборки, женщины пели. По вечерам молодые люди собирались на посиделки (улах), развлекались, девушки рукодельничали, и все, конечно же, пели.

Весной молодежь водила хороводы с играми, танцами и песнями — то плавными, неторопливыми, то быстрыми, стремительными. После весенних полевых работ начинались молодежные вечерние хороводы (вайа) и обрядовые игры (тапа или уяв) — они продолжались вплоть до сенокоса. Были особые обрядовые и ритуальные песни — их народ пел, собираясь для проведения разных праздничных обрядов: масленичных катаний (саварни чупни), гаданий на кольцах (сере яни), осенних жертвоприношений в честь нового урожая (кёр сари или аван сари). Обрядовых языческих песен было особенно много до принятия чувашами христианства.

А еще были песни благодарственные и просительные, рекрутские и исторические, похоронно-поминальные или, наоборот, связанные с рождением и крещением.

Были застольные песни, где воспевались старинные обычаи, дружба родственников и святость труда на земле, и были лирические песни, где юноши и девушки делились своими любовными переживаниями. Позднее распространились частушки (такмак). В этих коротеньких сатирических песенках шутливо изображались любовные увлечения молодежи, но чаще остро высмеивались недостатки некоторых членов общества, а иногда даже целых его прослоек или классов.

Чувашские песни чаще всего были одноголосыми. Дуэтное пение или многоголосие встречалось только в некоторых районах — и то под влиянием других народов: русских, украинцев, мордвы. Пели обычно только взрослые, а дети слушали. В песнях молодежи сквозила беззаботная веселость, а старшие поколения пели сосредоточенные, философски-этические песни, полные размышлений.

Песни нередко сопровождались танцами (ташă). При этом мелодии и движения мужских и женских танцев были разными: мужские — динамичные, темпераментные, полные удали и задора, а женские — плавные, мягкие, пластичные и очень выразительные.

2.1. Музыкально-педагогическое значение чувашской песни.

2.2. Чувашский музыкальный фольклор как эффективное средство музыкального обучения и воспитания.

ВложениеРазмер
ll_vserossiyskaya_nauchno.docx 666.09 КБ

Предварительный просмотр:

ll Всероссийская научно- практическая конференция

Секция: МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Сведения об авторе:

Николаев Александр Юрьевич,

квалификационной категории МБОУ ДО

Глава 1. Традиционная народная культура…………………………………. 3 стр.

1.1. Чувашская народная песня …………………………………………….3-4 стр.

1.2. Чувашские народные музыкальные инструменты……………………4-5 стр.

Глава 2. Чувашский музыкальный фольклор в процессе музыкального

2.1. Музыкально-педагогическое значение чувашской песни…………………. 5-8 стр.

Список использованной литературы

В культуре чувашского народа XX век породил небывалый вид деятельности — профессиональное художественное творчество. В самом его начале возникли и получили быстрое развитие национальные литература, театр, музыка, изобразительное искусство. В этом ряду музыка традиционно занимает видное место.

Музыка в современных условиях становится одним из ведущих факторов духовного развития личности, что поднимает не только профессиональную , но и моральную ответственность педагогов в музыкальном воспитании молодежи.

На сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к народной музыке.

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи :

1. Определить особенности чувашского фольклора.

2. Раскрыть специфику чувашских инструментов.

3. Описать музыкально-педагогические возможности чувашских песен.

Научная новизна : определение чувашской народной песни на основании учета идейно-нравственных, эстетических и художественных качеств как основной начальный музыкально-педагогический материал в музыкальном обучении и воспитании.

В исследовании использовались следующие методы исследования : анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Научная и практическая значимость : чувашский музыкальный фольклор обладает неограниченными музыкально-педагогическими возможностями и способствует эффективному формированию музыкально-эстетической культуры личности.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

чувашская народная песня;

чувашские народные музыкальные инструменты;

музыкально-педагогическое значение чувашской народной песни;

чувашский музыкальный фольклор как эффективное средство музыкального обучения и воспитания.

Глава 1. Традиционная народная культура

1.1. Чувашская народная песня

Опыт всей истории человечества убедительно доказывает, что музыкальная культура отражает жизнь человека, социальной группы и общества на всех этапах их развития. Значительную часть музыкальной культуры составляет фольклор, как многогранное явление духовной жизни народа.

Одним из основных традиционных жанров национального музыкального фольклора является песня, представляющая собой глубокий и правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения.

Чувашская народная песня сопровождала все важнейшие события в жизни семьи, она непременно звучала на языческих и христианских праздниках. Если народная песня подвергалась более активной разработке, обогащаясь авторскими приемами, то такое сочинение называли обработкой. Особенно много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы Ф.П. Павлов или Г.В. Воробьев.,С.М. Максимов,,Г.Г. Лисков, А.Н. Тогаев. Эти сочинения и ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен.

В чувашских народных песнях используются самые разнообразные тактовые структуры, начиная от двухдольного и до девятидольного строения такта. Наиболее распространены двух- и четырехдольные размеры. Очень часто встречаются сложные размеры и переменные метры.

Исполняются народные песни в сравнительно медленных и умеренных темпах. Очень редко наблюдается смена темпов. Обычно изменения в темпе происходят в развернутых, более сложных формах, в частности, в некоторых свадебных песнях. Но агогика не характерна для чувашского песенного фольклора и, как правило, напевы имеют умеренный, до конца выдержанный темп.

1.2. Чувашские народные музыкальные инструменты

Многие исследователи писали, что для чувашей было характерно ансамблевое музицирование. К примеру, русский ученый XVIII века КХ. Милъкович отмечал, что чуваши любили играть на разных инструментах, как бы создавая оркестр.

Сугубо национальными музыкальными инструментами у чувашей являются: духовые - шăпăр (волынка из бычьего пузыря), тутут (пастуший рожок), сăрнай (волынка из козьей кожи), шăхлич (дудка); струнные — к ӗ сле (гусли), с ӗ рме купас (скрипка), тăмра (домра, балалайка); ударные — параппан (барабан), хăнкăрмаллă параппан (бубен), тренч ӗ л или чан-чан (треугольник); клавишные — хут купăс (гармоника). Также существует ряд других инструментов и приспособлений, например, купас (варган), называвшийся в старину палнай.

По старинным чувашским преданиям музыканты, играющие на народных музыкальных инструментах, обладали колдовской магической силой.

Глава 2. Чувашский музыкальный фольклор в процессе музыкального обучения и воспитания

2.1. Музыкально-педагогическое значение чувашской песни.

Одной из основных проблем музыкального обучения и воспитания является определение соответствующего педагогического музыкального материала, с которого целесообразнее начинать первые шаги в освоении музыки.

В прогрессивных зарубежных методиках музыкального воспитания З.Кодаи, (Венгрия), Б.Тричкова (Болгария), К.Орфа (Австрия), Пьера ван Хауве (Голландия), Акико Сэки (Япония) на первоначальном этапе музыкального обучения основным художественно-педагогическим средством служит народная музыка.

В этом плане чувашская народная песня имеет неограниченный воспитательный потенциал и большие возможности использования ее в качестве музыкально-педагогического средства.

Рассмотрим более подробно музыкально-педагогические особенности чувашского песенного фольклора. В чувашской народной песне отражены труд и быт народа, его взгляды на природу и общество, морально-этические и эстетические идеалы. В ней присутствуют гуманизм и заботливое отношение людей друг к другу. Чувашская народная песня воспитывает вежливость, уважение к старшим, верность и справедливость, любовь к учению и скромность. Ученые отмечали, что чувашская народная песня среди песен других народов выделяется своей эмоциональной настроенностью, слиянием человеческих чувств и переживаний с картинами и образами природы. В ней мы встречаем отождествления человеческих достоинств с окружающей природой: примеры мужества и силы - дуб, быстроты -ветер, стройности - береза и камыш, красоты - цветок.

Ценность чувашской народной песни мы видим в ее правдивости и глубине содержания, в выразительности формы. В центре внимания песен - человек во всем богатстве его лучших нравственных качеств, олицетворяющий идеал народа, и в этом проявляется их эстетическая закономерность. В чувашской народной песне выражены такие человеческие чувства и эмоции, сопереживание которых морально возвышает и обогащает личность. А это всегда находит понимание у различного слушателя, что в значительной степени способствует проявлению ее воспитательного воздействия.

2.2. Чувашский музыкальный фольклор как эффективное средство музыкального обучения и воспитания

Значение формирования музыкально-эстетической культуры личности достаточно велико. Требования, предъявляемые современным обществом к личности любого рода профессии, предусматривают, прежде всего, разносторонний кругозор и высокий уровень ее культуры. Проблема формирования музыкально-эстетической культуры личности средствами национального музыкального фольклора на сегодняшний день является наиболее актуальной.

В исследовании рассмотрены музыкально-педагогические возможности чувашского музыкального фольклора, в частности, его использование в качестве эффективного средства формирования основных компонентов музыкально-эстетической культуры личности.

Мной определены и теоретически обоснованы основные компоненты музыкально-эстетической культуры личности, которые включают в себя:

а) музыкально-эстетические потребности;

б) эстетическое восприятие и понимание музыки;

в) музыкально-эстетические знания, умения и навыки;

г) музыкально-эстетические оценочные представления

д) музыкально-эстетический вкус;

е) музыкально-эстетическая деятельность.

Рассмотрим более подробно процесс музыкального обучения и воспитания с использованием чувашского музыкального фольклора.

Эстетическое восприятие и понимания своей национальной музыки является более доступным для личности и осуществляется значительно легче и быстрее. В этом сказывается и исполнение фольклорных песен на родном языке, особенности национальной мелодии, национального музыкального мышления и менталитета личности. Все это способствует эффективному эстетическому восприятию, более глубокому пониманию содержания и особенностей музыки.

С этой целью в специально разработанной учебной программе представлены одноголосные чувашские народные песни и попевки, которые по своему содержанию созвучны жизненному опыту и опыту музыкально-эстетического восприятия учащихся. Чувашский фольклорный материал, предложенный в этих учебных программах, обогащает метроритмические слуховые представления, способствует активному развитию гармонического и полифонического слуха, раскрытию творческих и музыкально-исполнительских возможностей обучаемого. Эстетическое восприятие и углубленное понимание содержания чувашской фольклорной музыки, овладение на ее основе музыкально-эстетическими знаниями, умениями и навыками формирует в сознании личности определенные отношения к музыке. Эти отношения являются основой для развития личностных оценочных представлений и суждений. Эстетическое восприятие и осознанное понимание высокохудожественной национальной народной музыки способствует формированию правильных и разносторонних музыкально-эстетических оценочных представлений и суждений.

Уровень музыкально-эстетического вкуса соответственно определяет музыкально-эстетические потребности личности. Формирование музыкально-эстетических потребностей личности обучаемого к лучшим образцам музыкального искусства осуществляется на основе ее приобщения к восприятию высокохудожественной национальной народной музыки.

Таким образом, изложенное выше позволяет нам утверждать, что такие элементы чувашской народной песни, как:

б) особенности национальной мелодии;

в) национальное музыкальное мышление и менталитет;

г) идейно-нравственная направленность;

д) эстетическая направленность;

е) художественная направленность

способствуют эффективному формированию основных компонентов музыкально-эстетической культуры личности.

1.З.Асафьев Б. Глинка. М., 1950, стр. 231.

2. Брюсова Н.Я. Задачи народного музыкального образования. М., 1919.

3.Волков Г.Н Народные традиции чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1976.

4.Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967.-319с.

5. Ю.Данилова: И.В. Камерно-инструментальная музыка молодых чувашских композиторов //Проблемы музыкального образования: Вестник ЧГПУ № 5.- Чебоксары, 1999. - 219с

6. Жирнова Л.В. Чувашская хоровая литература. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1976.- 208с.

8.Кабалевкий Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. (Статьи и выступления разных лет).- М.: Знание, 1984.- 64с.

9.Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников: Автореф. дисс…канд.пед.наук.- Чебоксары.1989.-18 с.

10.Кондратьев Н.Г. Народное музыкальное искусство Чувашии. Чебоксары, 1991.


Чуваши – это пятый по численности народ, проживающий на территории Российской Федерации. Их ближайшими предками являются булгары. В древних летописях Руси впервые упоминание о народности встречается в 1508 году. В нашей стране проживает почти полтора миллиона человек, принадлежащих к чувашскому этносу.

История появления


Первые упоминания народности датируются шестнадцатым веком. Существует множество разнообразных версий происхождения этноса. Вероятней всего, потомками чувашей были тюркские племена. Во втором веке до нашей эры они начали мигрировать по направлению к западу.

В поисках лучшей жизни люди добрались до территории, которая в наши дни именуется городом Чебоксары. Регион был заселен тюрками в седьмом веке и лишь спустя триста лет было организовано отдельное государство, известное в те времена под названием Волжская Булгария.

В десятом веке оно считалось одним из сильнейших поселений на территории Руси, причем точные границы республики до сих пор известны. В те времена численность нации, обитающей в Булгарии, насчитывала почти полтора миллиона человек и представляла собой смесь из разного этноса. Рядом с болгарами мирно сосуществовали мордва, армяне, славяне и т.д.

История чувашского народа могла развиваться иначе, но в 1236 году на территорию вторглись враждебно настроенные монголо-татары. Они практически до основания разрушили Булгарию. Часть люди, спасаясь от захватчиков, двинулись по направлению к северу, где образовали Казанское ханство. Оно вошло в состав Руси в 1552 году во времена похода Ивана Грозного.

Внешность и народный костюм

Представители этноса мало чем отличаются жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар.

Характерной чертой нации считается прямой аккуратный нос, низкая переносица, лицо округлой формы, четко очерченные скулы и небольшой рот. Среди чувашей можно встретить и голубоглазых блондинов и темнооких брюнетов.

Национальные одеяния также похожи на наряды жителей средней полосы России. В основе женского костюма лежит ярко расшитая сорочка, дополненная халатом, передником и поясом. Барышни обязательно надевали головной убор (тухью) и многочисленные украшения, щедро обсыпанные блестящими и звенящими монетками.

Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. На ноги одевали онучи, сапоги или лапти. В холодное время года наряд дополняли кафтаном (шупар) и шубой на овчине (кёрёки). Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.


Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облика.

Религия

Культура народности воистину уникальна. До сих пор в традиционных обрядах прослеживаются элементы Передней Азии. Также на стиль народности большое влияние оказали ираноязычные соседи (скифы, аланы). От них чуваши переняли не только манеру одеваться, но и часть религиозных обрядов.

Что исповедуют чуваши? Современные представители этноса являются православными христианами, мусульмане встречаются в исключительных случаях несмотря на тесное соседство с татарами.

До присоединения к Руси народность проповедовала язычество. Верховным божеством считался Тура, покровитель неба. Чуваши в старинные времена поклонялись духами природы, проводили в их честь ряд ритуалов. В результате у этноса появилось огромное количество обрядов, связанных с культом древа жизни, сменой времен года, посевом и сбором урожая.

Многие из праздников сохранились и в наши дни, они гармонично объединились с христианскими обрядами. Ярким примером является чувашская свадьба, на которой молодожены и гости облачаются в национальные костюмы и проводят сложные ритуалы.

Язык и письменность

Историки уверяют, что в древние времена народ чуваши имел собственную руническую письменность. Современный алфавит появился лишь в 1873 году благодаря стараниям педагога И. Я. Яковлева. Помимо кириллицы он содержит ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.

Первым официальным языком республики считается русский, вторым – чувашский. Оба наречия входят в школьную программу и являются обязательными для изучения. Местное население бегло говорит на обоих языках.

Культура и быт чувашского народа


Основное занятие этноса – земледелие. Судя по исследованиям историков, представители нации добились хороших успехов в данном направлении и преуспели в нем намного лучше, чем татары или славяне. Это объясняется тем, что чуваши обитали в небольших деревеньках, расположенных на удалении от больших городов.

Работа с земельными участками была для людей единственным способом добыть пропитание. Поэтому от домашних дел никто не отлынивал, к тому же местные земли считались плодородными и радовали жителей богатым урожаем.

К сожалению, этого было недостаточно, чтобы полностью обеспечить чувашей и избежать голода. Народность специализировалась на выращивании таких культур, как рожь, овес, ячмень, гречиха и горох. Для работ использовали серпы, косули и т.д.

Традиционное жилище этноса – пурт, его возводили посреди двора и считали центральной постройкой. Также можно было встретить строение под названием лась, оно исполняло роль летней кухни.

Традиции и обычаи чувашского народа

Этнос бережно хранит старинные обряды, которые зародились во времена их предков. Многие древние традиции народ соблюдает и в наши дни. Одним из национальных торжеств, которые праздновали несколько веков назад, является Улах. В Чебоксарах его отмечает и современная молодежь.

Организатором веселья является девушка, которой посчастливилось остаться без родителей. Когда старшее поколение покидало дом по своим делам, барышня приглашала в гости местную молодежь. Хозяйка вместе с остальным девушками усаживается в круг и занимается рукоделием. В это время юноши устраиваются неподалеку и наблюдают за происходящим.


Также молодежь пела под гармонь, танцевала и веселилась. Изначально цель мероприятия была поиск второй половинки. В современном мире – это просто возможность от души повеселиться без присмотра отцов и матерей.

Еще один традиционный обычай чувашей – Саварни. Это празднество, посвященное проводам зимы. Народные гулянья проходят с плясками, песнями и многочисленными играми. Люди наряжают чучело, символизирующее матушку-зиму. Также в этот день принято кататься на запряженных в сани лошадей. В основном подобным развлечением увлекаются детишки.

Чувашская Пасха или праздник Манкун – это одно из самых светлых и чистых празднеств. Накануне торжества хозяйки прибирались в доме, мужчины наводили порядок во дворе. К празднику ведется тщательная подготовка, наполняются пивом бочонки, пекутся различные пироги. Также женщины красят яйца и занимаются готовкой национальных яств.


Манкун растягивается на семь дней, на протяжении которых народ веселится, танцует, поет и проводит разные конкурсы. Перед праздником на улицах устанавливают качели, на которых могли покататься не только дети, но и взрослые.

Существует у чувашской народности ряд торжеств, связанных с земледелием: Акатуй, Симек, Пукрав, Питрав. Их отмечают в честь начала и окончания посевных работ, сбора урожая или прихода зимы.

Еще один национальный праздник жителей Чебоксар – Сурхури. В этот день у молодых девушек принято гадать. В кромешной темноте они отлавливали овечек и повязывали им на шею ленточку. Ранним утром барышни отправлялись в загон, чтобы посмотреть цвет шерсти животного.

Если она белоснежная, то у второй половинки будут светлые локоны. Тёмный окрас свидетельствовал о том, что барышне попадется темноволосый кавалер. Если овечка оказывалась пестрой, то считалось, что пара будет не слишком красивой.

В зависимости от района торжество отмечают в разные даты, например, перед Рождеством или Новым годом. А некоторые проводят Сурхури в ночь перед Крещеньем.

Расселение чувашей в России

Основная часть народности обитает в Чувашской Республике (примерно 67,7%). Регион располагается на востоке, занимает большинство территории правого побережья Волги, между притоками Сури и Свиягой. На западе населенный пункт граничит с Нижегородской областью, на севере с республикой Марий Эл, на востоке с Татарстаном, на юге с Ульяновской областью. Чувашия является частью Приволжского федерального округа.

За пределами республики большое количество этноса проживает в Татарстане (более ста десяти тысяч человек), Башкортостане (примерно 107,5 тыс.). Значительная часть чувашей обитает в Ульяновской (девяноста пять тысяч), Самарской (84,1 тыс.) областях и в Сибири. Незначительная часть этноса нашла пристанище за пределами России.

Заключение

Из видеоролика вы узнаете о традициях и обычаях жителей Чувашской Республики.


По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Культура и быт чувашского народа


Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.


В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.


Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор — тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан — шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман — поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы — кёрёки.

Традиции и обычаи чувашского народа


Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.


Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун — это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.


К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.

Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали — ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни — где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

Читайте также: