Сочинение нравственное возрождение человека

Обновлено: 01.06.2024

Что бывает, когда в душу человека попадает семя зла? Это семя пускает корни, разрастается до невероятных размеров, даёт начало другим побегам, в тени которых постепенно увядают ростки добра. В конечном итоге, зло, как сорная трава, заполняет всю душу, вытесняя из неё добродетель. Оно отравляет, умертвляет человека, и он уже не может противостоять гадким мыслям, толкающими его на бесчестные поступки, так как полностью находится во власти зла. Да и мысли эти уже не кажутся ему отвратительным, а для совершаемых им преступлений всегда находятся оправдательные обстоятельства.

Так происходит духовное падение личности. Но у каждого человека есть возможность изменить себя и свою жизнь. Для этого нужно, в первую, очередь, перестать закрывать глаза на свои грехи и прикрывать их благими намерениями. Человек должен найти первопричину того, что с ним произошло, найти корень зла, первое семя, от которого берут начало другие грех, и искоренить его. И каждый раз во время нравственной борьбы прислушиваться к голосу совести. Тогда в его душе плевелы будут погибать, а ростки добра — развиваться. Так маленьким шажками он будет постепенно приближаться к великой цели — возрождению души.

Смог ли Родион Раскольников возродить свою душу? Да, однако это произошло далеко не сразу. После совершения преступления его мучала совесть, но чувство стыда и раскаяния в содеянном ни разу не посетило его. На признание в убийстве Родиона Романовича подтолкнула Соня. В первый год на каторге Раскольникова постигло глубокое разочарование себе: он понял, что он не выдержал, не смог переступить черту, что он обычный человек. Теорию же свою он не подвергал сомнениям и до последнего верил в её правоту. Что же воскресило Раскольникова? Любовь! Соня любила его, она навещала его на каторге, молилась Богу, чтобы Он помог ему прозреть и понять истинный смысл жизни. И молитва её была услышана: во время болезни Раскольников видит сон, который раскрывает жуткую сущность его теории. И только теперь к нему приходит осознание того, что всё это время он шел по ложному пути. Он раскаивается. Всё это уже в прошлом, теперь его душа преисполнена любовью, сила которой способна уничтожить семена зла. Теперь мы видим уже совсем другого Раскольникова: он встал на путь смирения, уверовал в Бога, и это ознаменовало начало его длительного духовного перерождения и воскрешения его души.

Духовное падение не требует особых усилий, он может произойти очень быстро, но чтобы возродить умерщвленную грехами душу, нужно провести огромную духовную работу над собой. Вот почему важно сохранять чистоту души и преумножать её добрыми поступками!

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Сочинение по литературе по одному из романов: “Преступление и наказание” или “Идиот” (просто в тексте меняйте названия романа). Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном

плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями.

Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа “Преступление и наказание”.

Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей “кровь по совести”. Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую

действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: “тварей дрожащих”, которые безропотно принимают любой порядок вещей, и “право имеющих” – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок.

Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми “тварей дрожащих”. Вынашивая свою идею о “сверхчеловеке”, Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно.

Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода. Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня “сверхчеловека”, но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести.

В какой то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.

Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность.

Это и заставляет его признаться в своем преступлении.

Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь “они сами миллионами людей изводят”. Свою вину он ощущает перед людьми.

В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей.

Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 города Холмска

Реферативно-исследовательский

Курзоватов Сергей

Ученик 9 Б класса

Руководитель: Колесникова

Ольга Николаевна, учитель

Русского языка и литературы

Сергей в своей работе продемонстрировал умение ставить задачи и решать их.

В содержательном блоке учащийся раскрывает свое отношение к проблемам нравственности, которая в настоящее время находится на недостаточном уровне и имеет тенденцию к снижению.

Данный ученик обладает повышенной мотивацией к обучению литературы, а также является учеником с высоким уровнем интеллекта.

В работе учащимся и учителем создана благоприятная атмосфера для их эффективной, максимальной самореализации. Работа по праву является интересной, важной и актуальной. Проведен глубокий анализ произведения, которое вызывает интерес и воспитывает сострадание и милосердие.

Стиль работы учащегося был насыщенным: от информационного через исследовательский до творческого, что является ценнейшим звеном в дальнейшем процветании знаний и умений.

Итак, через работу, через достаточно длительный исследовательский труд, через умение быстро и качественно ставить проблемы и решать их, ученик приобрел мастерство в умении анализировать произведения.

Учитель русского языка и литературы Колесникова О.Н.

Обратимся к толковому словарю В. И. Даля. Найдем лексическое значение слова ангел (вестник) – существо духовное, одаренное разумом и волею.

Даже на празднике герой держит себя высокомерно. В душе его царит озлобление. На протяжении всего рассказа Сашка вступает в разговор с матерью и отцом, богатой хозяйкой дома, влиятельным лысым господином, маленьким мальчиком Колей.

С какой целью автор сталкивает Сашку не только с родителями, но и с чужими людьми, а также с маленьким ребенком? Автор представил нам Сашку с разных сторон: как он относится к родителям, чужим людям и маленькому мальчику, он показал, что Сашка одинаково груб со всеми.

Что же мы узнали о главном герое? Автор точно указывает возраст Сашки (13 лет), потому что хочет подчеркнуть, что Сашка уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Он подросток. Подростки этого возраста очень ранимы, восприимчивы, требуют к себе особого внимания и, конечно же, любви. А Сашка ничего этого не имеет. Он растет в атмосфере нелюбви: мать не любит отца, отец не любит мать ( всю жизнь любит богатую даму и не скрывает этого от сына). Ссоры, пьянки, ругань, крики. Главная проблема здесь, конечно, не социальная, а психологическая. Имея дом, семью, отца и мать, Сашка думает о том, что ему некуда идти. Он сильнее любит перочинный ножичек, чем мать, поэтому он и злится на счастливых детей, зло матери породило зло в нем самом. Здесь автор показывает озлобленность, проблему одиночества. Любимых занятий у Сашки нет, правда, ходит с ребятами гулять на улицу, как и все подростки. Наблюдая ежедневную грубость, как отец называет мать ведьмой, слыша, как мать называет Сашку щенком, он научился громко командовать отцом. Такое обращение в их семье – норма. В семье нет любви, поэтому нет мира и согласия.

И вот, финал рассказа. Очень грустно. Ангелочек, с такой любовью повешенный на самом видном месте у теплой печки, тает. Счастье Сашки растаяло вместе с восковым ангелочком. Опять его ждут злые будни, нищета, грубость матери.

Подчеркивая зыбкость образа воскового ангелочка, Андреев тем самым показывает, насколько призрачно счастье униженных и обездоленных в этом мире. Каждый из нас нуждается в любви, ведь только тогда к нему приходит ощущение счастья. Но каждый из нас должен понимать, какое это хрупкое, и мимолетное ощущение.

Я считаю, что нужно изучать такие произведения, которые вызывают интерес и воспитывают нравственность.

Читайте также: