А ведь так он выжмет из меня все что захочет сочинение

Обновлено: 05.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

9.2 Напишите сочинение-рассуждение.

Структура сочинения-рассуждения 9.2 1. Тезис. 2. Первый пример-аргумент из текста. 3. Второй пример-аргумент из текста. 4. Заключение (по тезису). Как начать сочинение? (сделаем вступление перед тезисом)

Тезис – это высказывание, которое нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Начинаем сочинение!

1-й абзац: вступление + ТЕЗИС + речевой мостик

2-й и 3-й абзацы: примеры-аргументы из текста

Аргументацию можно начинать со слов:

Во-первых, из предложений №№…. мы узнаём, что….

Во-вторых, в предложениях №№ … автор рассказывает о том, что….

4-й абзац: ВЫВОД Вывод можно начинать вводными словами: Таким образом,…. Составим сочинение

Таким образом, смысл предложенного для анализа фрагмента заключается в том, что мальчик-перевозчик, зная о смертельной опасности, продолжает мужественно выполнять свой долг.


Я часто слышала, что внуков любят еще сильнее, чем своих собственных детей. Я не верила… Но оказалось, что это так. Наверно, потому, что внуки приходят к нам в ту позднюю пору, когда мы больше всего боимся не смерти и не болезней, а одиночества.

Лиза явилась на свет в такую именно пору: мне было под шестьдесят.

Володя, мой сын, и Клава, его жена, еще раньше оповестили, что идут на столь смелый шаг лишь потому, что рядом есть я. Иначе бы они не решились. А когда Лизу привезли домой, Володя и Клава сказали, что возлагают на меня всю ответственность за ее судьбу. Тем более, что я тридцать пять лет проработала в школе.

— Ни один из нас не попадал во власть педагога в таком раннем возрасте! — сказал мне Володя.

Клава присоединилась к мнению мужа.

Когда же Лизе исполнился год, Володя и Клава уехали на раскопки: где-то обнаружился очередной древний курган. Их профессией было не будущее, а далекое прошлое — оба они занимались археологией. И поэтому тоже казалось логичным, что Лизой должна заниматься я.

Я понимала, что моя внучка обязана заговорить раньше всех своих сверстников, что она должна научиться читать раньше всех остальных детей и раньше других проявить понимание окружающего ее мира… Ибо сын намекнул, что на пенсию могла уйти я сама, но не мой педагогический опыт.

Клава присоединилась к мнению мужа.

Они были убеждены, что весь этот опыт, огромный, тридцатипятилетний, должен был обрушиться на бедную Лизу — и принести поразительные результаты.

Но мой опыт столкнулся с ее характером…

Что характер у внучки есть, я поняла сразу: она почти никогда не плакала. Даже если ей было больно и мокро. Не подавала сигналов! И от этого возникало много дополнительных трудностей.

Когда внучке исполнилось три с половиной года, я объяснила ей, что Лиза — это не полное имя, а полное звучит торжественно и парадно: Елизавета. С тех пор на имя Лиза она реагировать перестала. Не откликалась — и все. Я стала убеждать внучку, что называть ее, маленькую, длинным именем Елизавета неестественно, что люди будут смеяться.

— И пусть, — сказала она.

Внучка одержала первую в жизни победу.

В моей комнате, над столом, висели фотографии классов, в которых я преподавала литературу и русский язык. Или была к тому же еще и классной руководительницей. На фотографиях первые ряды полулежали, вторые сидели, а третьи и четвертые обычно стояли. У лежавших, у сидевших и у стоявших выражение лиц было не детское, напряженное. Может быть, из-за присутствия учителей, которые всегда располагались в центре второго ряда.

Поскольку главное свойство склероза — помнить все, что было очень давно, и забывать то, что было недавно, я сразу называла имена и фамилии своих бывших учеников.

Только на одной фотографии рядов было пять… Рыжий парень, который на черно-белом снимке выглядел просто светловолосым, в отличие от других, улыбался. Он был третьим слева в том самом пятом ряду.

Я уже давно объяснила внучке, что это Ваня Белов, а рядом с ним стоит ее папа. Ваня поспорил в тот день, что сможет удержаться на стуле, который будет поставлен на другой стул. Так образовался дополнительный ряд, которого не было больше ни на одном снимке.

Папа Елизаветы последовал за приятелем, хотя еле удерживался на этом сооружении. Ему было особенно трудно оттого, что он с рождения прихрамывал на правую ногу. И еще чуть не падал со стула Сеня Голубкин, который всегда мечтал стоять выше других.

А Ваня Белов улыбался. Это был мой злой гений. Я рассказывала о его проделках Елизавете, чтобы она никогда ничего подобного в жизни не совершала.

— Как такое могло случиться? — в тот же день спросил у меня директор.

— Ваня Белов… — ответила я.

В другой раз он объявил голодовку… Ему показалось, что я несправедливо поставила двойку одному из учеников. Ваня подошел на переменке ко мне и тихо сказал:

— Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали.

— Но и того, что я задавала, он тоже не знал… как следует.

— Как следует? Может быть… Но ведь за это не ставят двойку.

— Она уже в классном журнале!

— Вы должны это сделать.

— Простите меня, Вера Матвеевна, но я буду протестовать.

Я улыбнулась и махнула рукой.

Но в буфет он в тот день не ходил. Я проверила: не ходил. На следующий день тоже…

— Голодаешь? — спросила я его с нарочитой небрежностью.

— Голодаю, — ответил он.

— И долго еще… собираешься?

— Пока не исправите двойку… — Потом он огляделся и тихо добавил: — Вы не бойтесь: другие об этом не знают. А то придется закрыть школьный буфет!

Вечером я пошла к родителям Вани.

Беловы жили рядом со школой, через дорогу.

Самого Вани, к счастью, дома не оказалось. Его родители, милые, застенчивые люди, очень встревожились. В них не было ни Ваниной решительности, ни его озорства.

— Что-то случилось? — спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. — Что он… там?

— Как же не беспокоиться? Для него живем…

Самое уютное место в комнате было отведено столу, на котором лежали Ванин портфель (я его сразу узнала!), тетради и книжки. Над столом висело расписание школьных уроков. И та самая фотография, где он был третьим в пятом ряду.

— Не беспокойтесь, — сказала я. — Он учится хорошо. Выдвинут на математическую олимпиаду!

— Слава богу! — сказала мать.

Тут я отважилась и спросила:

— Перестал… — со страхом ответила Ванина мама. — Только пьет воду… Даже хлеба в рот не берет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

…Добро каждый должен творить

Сердца моего боль.

В. Богомолов

Цели урока: познакомить с содержанием повести; помочь понять нравственные уроки; закрепить понятие сюжета, композиции, монолога; воспитывать любовь к павшим на войне, к историческим корням.

Честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.

Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.

Принцип – убеждение, взгляд на вещи.

Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Гений – высшая творческая способность; человек, обладающий такой способностью, в др.-рим. мифологии: дух – покровитель человека, позже – олицетворение добра, зла и т.п.

Эволюция – развитие, процесс постепенного, непрерывного количественного и качественного изменения кого или чего-нибудь.

Теория литературы.

Мотив - главная мысль, которая повторяется в произведении и помогает понять его идейный смысл.

Сюжет – связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Композиция – построение произведения, порядок изложения событий и взаимосвязь всех его частей.

Кульминация – точка высшего напряжения, подъёма, развития чего-нибудь. В художественном произведении – высшая точка напряжения в развитии действия.

Повесть – эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.

Деталь - мелкая подробность.

Монолог – в литературном произведении речь действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от их реплик. Монолог преобладает в лирике. В монологе раскрывается душевная жизнь героя, сложность его характера.

Личность – человек, сформировавшийся в лоне культуры своего народа, обладающий духовно-нравственным, национально-государственным и патриотическим самосознанием.

Самосознание –полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, в обществе.

Патриот – человек, преданный интересам какого-либо дела, горячо любящий что- нибудь.

Оборудование урока.

1. Презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

2. Запись песни (музыки).

1. Алексин А. Третий в пятом ряду. // Третий в пятом ряду. – М., 1983.

3. Богомолов В. Сердца моего боль… - Калининград, 1979.

Накануне ребята получили задания в группах.

2-я группа. 1. Словарь: монолог, деталь, композиция, кульминация, эволюция, принцип.

4-я группа. 1. Словарь: патриот, самосознание, личность, мотив. 2. Описание комнаты Вани. Как хранят память о нём домашние?

1. Определение темы урока. Постановка целей и задач.

- О чем говорят нам эпиграфы урока?

- О чём бы хотелось поговорить? Какие проблемы обсудить?

2. Подготовка к восприятию текста.

Словарная работа: сюжет - 1-я группа.

- Вспомним сюжет повести.

- Ваши чувства после прочтения?

- Что больше всего запомнилось?

- С чем не хотелось согласиться?

3. Работа над проблематикой повести. (Индивидуальная работа учащихся в тетрадях).

- Какие проблемы вы увидели в повести?

1. Проблема отцов и детей.

2. Проблема преемственности поколений.

3. Проблемы дружбы, любви.

4. Проблема нравственного становления личности.

5. Проблема памяти.

6. Проблема нравственного выбора.

7. Проблема долга.

8. Проблема гуманного отношения к людям.

9. Проблема последствий войны для мирных жителей (эхо войны)

10. Проблема чести и достоинства.

11. Проблема одиночества.

12. Проблема семьи и брака.

Мы будем сегодня говорить о проблеме нравственного выбора героев, проблеме, с которой нам очень часто приходится сталкиваться в жизни.

Выводы делаются после заслушивания домашнего задания 1-й группы и в ходе совместной работы с классом.

- ь перед суффиксом –ск- в прилагательных пишется после л :

сельский , заславльский- ь пишется в прилагательных, образованных от названий месяцев на нь и рь:

июньский,сентябрьский январь - январский(искл)

1.чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.(1 лицо)

2.любишь кататься - люби и саночки возить.(2 лицо)

3.правда в огне не горит и в воде не тонет. (3 лицо)

1)моего друга здесь имя вместо точек.) у него каштановые волосы,серо-голубые глаза,смуглая кожа.он умный,скромный и добрый . мой друг увлекается чтением и напиши)рад в учёбе ,готов помирить,рассудить.у него много животных и он сам за ними ухаживает.у него есть младшие брат и сестра ,он любит с ними возиться.

2)мне кажется ,что дружба и братство-самое дорогое богатство ,которое у нас есть.ведь без дружбы нет счастья, и поддержки . а без братства нет ни с кем хороших отношений с одноклассниками,сближённости.а братство и дружба нужны человеку,чем деньги.некоторые люди живут ни копейки в кармане не имея ,но зато у них есть друзья и хорошие отношения с ними.

Читайте также: