Сочинение научного стиля презентация

Обновлено: 28.04.2024

Презентация на тему: " Научный стиль речи, его языковые особенности. Работа с научным текстом. Якупова Г. Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова." — Транскрипт:

1 Научный стиль речи, его языковые особенности. Работа с научным текстом. Якупова Г. Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова

2 Содержанее Цель, задачи Специфика науки как сферы человеческой деятельности Функция, характеристики и языковые особенности научного стиля Способы обработки научного текста Подготовка реферата Литература

3 Цель и задачи Цель: познакомиться с основными языковыми особенностями научного стиля, структурой научного текста и способами его понимания и переработки Задачи: узнать, как специфика научной сферы деятельности влияет на язык научных текстов понять, в чем состоит языковое своеобразие научных текстов освоить процедуры конспектирования, аннотирования и реферирования научных текстов

4 Специфика науки как сферы деятельности человека сообщаемая информация носит интеллектуальный характер, поскольку является результатом научного мышления научное мышленее в языке осуществляется в виде понятий, суждений, умозаключений, следующих одно за другим, а значит требует точности, логичности, доказательности основное назначенее научных произведений – передача научной информации, обобщенее результатов научных исследований, что предопределяет монологический характер языка науки.

5 Научный стиль Функция стиля Характеристика стиля Используемые языковые средства Познанее и описанее действительности с помощью понятий логики и объективности точность отвлеченность, обобщенность, абстрактность логичность доказательность объективность лексические (термины, абстрактные, отвлеченные существительные и др.) морфологические (преобладанее имен существительных – 35%, повышенное количество слов среднего рода и т.д.) синтаксические (безличные и пассивные обороты, вводные слова, деепричастные обороты и т.д.

6 Лексика научного стиля Общенаучная лексика: число, система, функция, точка, управленее, значенее, элемент, процесс, множество, величина, плоскость и др. Заслуга М.В.Ломоносова, который ввел в русскую речь значительное количество научных терминов (электричество, термометр, градус, атмосфера и др.) Доля терминов – процентов в общей лексике научных текстов. Лексика однородна - нейтральные и книжные (но не высокие) слова, нет разговорной и просторечной лексики. Синонимы используются редко – нормой является многократное повторенее одних и тех же слов.

8 Лексика научного стиля Высока доля абстрактных слов (как правило, слова оканчиваются на –нее, -ость, -ство, -ие, -ка): время, движенее, явленее, отношенее, свойство, измененее, распределенее, состоянее, влиянее, фактор и др. Даже слова, обозначающие вполне конкретные предметы, могут приобретать абстрактное значе- нее. Использованее формы единственного числа существительных в значении множественного. Например: Дуб растет в разнообразных почвенных Условиях. Ср у Л.Толстого: На краю дороги стоял дуб…. Художественная речь подчеркивает конкретное и образное, а научная – общее, абстрактное.

9 Лексика научного стиля Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, красные и белые глины, большие глубины, низкие температуры и др. Большое количество устойчивых сочетаний (стандартов, клише), представляющих составные термины (солнечное сплетенее, прямой угол, точка зрения, точка кипения, звонкие согласные и т.п.), а также типичные словосочетания (состоит из. заключается в. представляет собой. применяется для. можно признать, следует отметить, как было сказано, опыты показали, необходимо сделать вывод и т.д.).

11 Синтаксис научного стиля Синтаксис носит логический характер Сложные и осложненные конструкции, особенно с причастными и деепричастными оборотами, сочинительными и подчинительными союзами, обеспечивающими логичность текста (благодаря тому что, вследствие того что; в то время как; в связи с тем что; поэтому; в заключенее; таким образом; следовательно) Грамматическая и смысловая полнота фраз Часто используются предложения с одно- родными членами и обобщающим словом.

12 Синтаксис научного стиля Для связи частей текста используются специальные средства, указывающие на последовательность развития мыслей (вначале, потом, затем, прежде всего, предварительно, во-первых, во-вторых и др.), на связь предыдущей и последующей информации (как указывалось, как уже говорилось, как отмечалось, рассмотренный и др.), на причинно-следственные отношения (поэтому, следовательно, в связи с тем, что и др.), на переход к новой теме (рассмотрим теперь………, перейдем к рассмотрению ……… и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков (он, тот же, такой, так, тут, здесь и др.).

13 Синтаксис научного стиля Безличные обороты: есть основания полагать, считается, следует подчеркнуть и т.д. Ср. Мы знаем, что не существует метода… - Известно, что не существует метода. Неопределенно-личные предложения. На- пример: Порошок помещают в пробирку. Пассивные конструкции. Например: Данное утвержденее легко доказывается. Две точки расположены на определенном расстоянии друг от друга. Наличие ссылочных оборотов (как полагает; по Дарвину, как утверждает и т.д.)

14 Синтаксис научного стиля В роли сказуемого вместо одного глагола чаще выступает глагольно-именная конструкция. Сравните: температура повышается – происходит повышенее температуры; увеличивается – наблюдается увеличенее; вычислить – произвести вычисления и т.д.

15 Жанры научного стиля В научном стиле выделяются подстили: собственно научный, научно-учебный, научно-технический, научно- информативный, научно-популярный Жанры собственно научного подстиля: монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа Жанры научно-технического подстиля: научно- технический отчет, техническое описанее, проектная документация Жанры научно-информативного подстиля: реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описанее, отзыв Жанры учебно-научного подстиля: учебник, методическое пособие, лекция, конспект Жанры научно-популярного подстиля: очерк, книга, лекция, статья

16 Структура научной работы Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утвержденее, требующее обоснования. Тезис включает: предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (до- воды, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.

17 Структура научной работы Введенее: - обоснованее актуальности темы -характеристика имеющихся на эту тему работ -определенее целей, задач и методов исследования Основная часть: -рассмотренее общетеоретического аспекта проб- лемы, обзор существующих подходов к ее исследованию -рассмотренее практической стороны изучаемого вопроса -формулировка рекомендаций по решению исследуемой проблемы Заключенее: -Подведенее и обобщенее итогов исследования

18 Способы обработки научного текста Конспектированее - это способ переработки информации с целью последующего ее использования самим конспектирующим лицом. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного, приведенее к некоему порядку сведений, почерпнутых из оригинала. Конспект - текст, в котором кратко и последовательно изложено содержанее основного источника информации. Манера конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записи- ваемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а также предоставить для применения кому-то еще.

19 Правила конспектирования лекций Не начинайте записивать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложе- нее одной мысли, начинает ее комментировать. Выделяйте отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделенее можно делать подчер- киванеем, другим цветом. Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, за- коны в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.

20 Правила конспектирования лекций Используйте сокращения (PS,NB), аббревиатуры, условные обозначения, знаки (указатели, стрелки). Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется. Пользуйтесь повествовательными предложениями. Вопросы уместны на полях конспекта. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значенее у преподавателя.

21 Способы обработки научного текста Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит по- яснительный или рекомендательный характер. В аннотации основное содержанее передается своими словами, которые представляют высокую степень абстрагирования и обобщения. В аннотации указывается следующая информация: названее и автор; тема и проблематика документа; содержанее и структура документа; основные выводы автора; дополнительные характеристики и инфор- мация; предназначенее и предполагаемая читатель- ская аудитория документа.

23 Используемые речевые клише для общей характеристики содержания текста: В статье (книге) рассматривается (исследуется, анализируется, раскрывается, описывается, освещается) (что?). … В книге изложены (нашли отраженее) (что?)… Статья посвящена (чему?)… В основу работы положено (что?)… Автор останавливается на следующих вопросах… Автор затрагивает проблемы (чего?)… В монографии дается характеристика (чего?).

24 Используемые речевые клише для формулировки цели создания текста: Цель статьи – показать (что?) … Цель автора – объяснить (раскрыть) (что?) … Целью статьи является изученее (чего?) … Автор ставит своей целью проанализировать (что?)… для описания композиции работы: Книга состоит из… глав (…частей)… Статья делится на … части В книге выделяются … главы для описания назначения текста: Статья предназначена для (кого?) …. Рекомендуется (кому?)… Сборник рассчитан на (кого?) …

25 Пример аннотации Супрун-Белевич Л.Р., Чечет Р.Г. Тренажер по русскому языку для подготовки к централизованному тестиро- ванию и экзамену. Тренажер предназначен для отработки материала и закрепления знаний по русскому языку при подготовке к централизованному тестированию. Содержит справочные сведения по орфографии и пунктуации, а также тестовые задания по этим разделам, направленные на усвоенее, трени- ровку и закрепленее норм правописания. Выполненее тестов позволит проверить свои знания, обнаружить слабые места в подготовке и вовремя устранить их. В книгу также включены тесты-диктанты и комплексные тесты, в которых отражены нововведения в проведении вступительных испытаний. Ко всем заданиям даны ключи.

26 Способы обработки научного текста Реферированее – процесс мысленной переработки и письменного или устного изложения читаемого текста, результатом которого является составленее вторичного документа – реферата. Цель реферата – в наиболее краткой форме пере- Дать содержанее подлинника и выделить особо важное или новое, что содержится в реферируемом материале. Виды рефератов по охвату источников: монографический (по одному источнику), сводный (по нескольким источникам), обзорный (по какой- то теме или направлению в виде обозрений), выборочный (по отдельным главам, разделам или материалам)

28 Подготовка реферата Реферат обычно состоит из трех частей: общая характеристика текста документа, описанее основного содержания, выводы референта. В реферате должны быть даны ответы на сле- дующие вопросы: Какова тема статьи? Каковы цель и задачи автора? Каковы основные проблемы, затрагиваемые в статье? Какова композиция статьи? Каковы доказательства, приводимые автором в поддержку своих идей. К каким выводам приходит автор?

29 Подготовка реферата Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации. Вниманее: копированее текста не допускается, возможно только использованее отдельных цитат из него. При составлении реферата полезно привести 10 ключевых слов, описывающих основное содержанее статьи. Критерии оценки реферата: грамотность, последо- вательность, отраженее мнения автора текста (а не собственного). Объем реферата - 1-1,5 страницы текста на компью- тере через 1 интервал, шрифт 12.

31 Язык и композиция реферата Основная часть: изложенее и аргументация основных положений работы, приведенее цитат из работы, оценка положений, высказываемых автором Используемые обороты речи: Статья (книга) пред- ставляет собой анализ (обзор, описанее)… Автор ставит следующие вопросы … В статье рассматривается (анализируется, раскрывается, обобщается) (что?). Статья посвящена теме (проблеме, вопросу). ); Статья представляет собой обобщенее (изложенее, описанее, анализ, обзор). В статье речь идет. (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложенее (чего?); В статье автор затрагивает (освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?). )

32 Язык и композиция реферата Сущность проблемы сводится. (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?). В книге уделено большое вниманее (чему?) … Уточнено (что?) … Автор приводит примеры (факты, цифры, данные), иллюстрирующие (что?)… В подтвержденее своей точки зрения автор приводит (что?) … Для доказательства своих положений автор описывает … Автор справедливо указывает …, убедительно доказывает.

33 Язык и композиция реферата Заключенее: выводы автора реферируемой работы, выводы и оценки референта. Используемые обороты речи: Таким образом, в статье (книге) нашло отраженее…С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно), что… Автор приходит к выводу (заключению), что. (подводит нас к. делает вывод, подводит итог); В конце статьи подводятся итоги (чего?); В заключенее говорится, что. (о чем?); Выводы и оценки референта: В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить). ; Оценивая работу в целом, можно утверждать. ; Наиболее важными из выводов автора представляются следующие.

35 Использованее материалов презентации Использованее данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использованее любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и в иной форме, а также использованее любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

26 марта Классная работа НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ: сферы использования, назначение.

Описание презентации по отдельным слайдам:

26 марта Классная работа НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ: сферы использования, назначение.

26 марта Классная работа НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ: сферы использования, назначение, признаки, основные жанры

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – ЭТО ЯЗЫК НАУКИ, НАУЧНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗЛИЧАЮТ ПОДСТИ.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – ЭТО ЯЗЫК НАУКИ, НАУЧНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗЛИЧАЮТ ПОДСТИЛИ: СОБСТВЕННО НАУЧНЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ Подчёркнуто строгая логичность изложения.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ Подчёркнуто строгая логичность изложения. Точность. Отвлечённость и обобщенность. Объективность.

ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ: Статьи в научных журналах и сборниках; Монографии; Дисс.

ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ: Статьи в научных журналах и сборниках; Монографии; Диссертации; Энциклопедии; Словари; справочники; Учебники; Научные доклады, рефераты.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ - Преимущественно книжная, специальная.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ - Преимущественно книжная, специальная, терминологическая, а также стилистически нейтральная лексика; - Конкретные существительные используется для обозначения общих понятий (Филолог должен внимательно…; Берёза хорошо переносит морозы…); - Глаголы употребляются в обобщенно-отвлечённом значении (речь идет о проблемах…, следует сделать вывод…, привести к общему знаменателю…) - Преобладание местоимений 3 лица, значение лица при этом ослаблено.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ Прямой порядок слов; Сложноподчинен.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ Прямой порядок слов; Сложноподчиненные предложения, в составе которых неопределённо-личные (считают, что …), безличные (известно, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему…); Отсутствие восклицательных предложений; Недопустимость личного, субъективного мнения. Неличная манера изложения (факт имеется…, теорема доказывается…)

Сравните два текста, в чем их отличия 1) Рост дуба продолжается очень долго.

Сравните два текста, в чем их отличия 1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.) 2) На краю дороги стоял дуб. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)

Задание классной работы Спишите в тетрадь и заполните таблицу Специфика научн.

Задание классной работы Спишите в тетрадь и заполните таблицу Специфика научного стиля Используйте учебник (Стр.115) Стильцель высказываниясфера применения( жанры) - в устной речи - в письменной речифункция стилясредства языка, характерные для стиля. Научный, научно-популярный

Выполните задания в тетради 1.Определите основную мысль текста. 1)Расцветка к.

Домашнее задание Образуйте от глаголов существительные бессуффиксальным спосо.

Домашнее задание Образуйте от глаголов существительные бессуффиксальным способом: Учитывать - учёт, отбирать , прогревать , набирать. Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-: Надстроить - надстройка, очистить , подобрать . Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов -ени-, -ни-: Тормозить - торможение, регулировать, владеть, измерять, формировать, усиливать. Составьте словосочетания, поставив глаголы в форму 3-го лица (ед. или мн. числа): Установить прибор, излучать свет, фиксировать положение. Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени: Привести, продолжать, изучить, сконструировать.

Научный стиль речи

№ слайда 1

Научный стиль речи

Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучени

№ слайда 2

Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.

Характерные черты: логичность, объективность, смысловая точность, однозначность,

№ слайда 4

Характерные черты: логичность, объективность, смысловая точность, однозначность, стандартность, краткость, ясность, строгость, отвлеченность, обобщенность,безличность, некатегоричность.

Особенности стиля: Использование терминов и однозначных слов, повтор ключевых сл

№ слайда 5

Особенности стиля: Использование терминов и однозначных слов, повтор ключевых слов, прямой порядок слов, преобладание неопределенно- личных и безличных предложений,обилие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Термины – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, уп

№ слайда 6

Термины – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией.

Выделяются три подстиля: собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, вы

№ слайда 7

Собственно-научный подстиль Иммиграция становится в наши дни одной из важнейши

№ слайда 8

В фонетической литературе можно найти упоминание о 50 орфоэпических и орфофониче

№ слайда 9

Со времен А.М. Пешковского наша лингвистическая наука проделала огромный путь. Б

№ слайда 10

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного ис

№ слайда 11

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели -

№ слайда 12

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели - "введение"; 2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) - "основная часть"; 3. Решение исследовательской задачи, получение ответа - "заключение«т.е. тип речи – рассуждение.

Научный стиль речи, слайд 1

Определение
Научный стиль речи - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания монологический характер строгий отбор языковых средств тяготение к нормированной речи

Слайд 4

Научный стиль речи, слайд 4

Слайд 5

Научный стиль речи, слайд 5

Особенности
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук(естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания(статья, доклад, учебник, курсовая работа). Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Слайд 6

Научный стиль речи, слайд 6

Особенности
Основными характеристиками научного стиля являются: логичность - наличие смысловых связей между последовательными единицами текста последовательность - выводы вытекают из содержания, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному. понятность, доступность точность, сжатость

Слайд 7

Научный стиль речи, слайд 7

Лексика
Почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Терминологическая лексика составляет примерно 15-20% общей лексики научного стиля.

Слайд 8

Научный стиль речи, слайд 8

Морфологические особенности
Использование форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: манжет (вместо манжета). Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа. Преобладание существительных над глаголами. Около 80% глаголов имеют несовершенный вид.

Слайд 9

Научный стиль речи, слайд 9

Синтаксические особенности
Для научного стиля речи характерны сложные построения, используемые для: передачи сложной системы научных понятий установления отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами

Слайд 10

Научный стиль речи, слайд 10

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Для достижения описанных выше целей используются: предложения с однородными членами и обобщающими словами при них(вследствие того что, ввиду того что, в то время как) вводные слова и сочетания(во-первых, наконец, с другой стороны) указывающие на тесную логическую связь абзацев слова и словосочетания(таким образом, в заключение)

Слайд 11

Научный стиль речи, слайд 11

Подстили
Научный стиль речи можно разделить на три подстиля: научный. Адресат - учёный, специалист. Цель: выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. научно-учебный. Адресат - будущие специалисты и учащиеся. Цель: обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом. научно-популярный. Адресат – все. Цель: ознакомление с описываемыми явлениями и фактами

Слайд 12

Научный стиль речи, слайд 12

Жанры
монография журнальная статья рецензия учебник лекция доклад устное выступление диссертация научный отчёт

Слайд 13

Научный стиль речи, слайд 13

Слайд 14

Научный стиль речи, слайд 14

Работу выполнили ученики 10 А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска Бородина Галина и Якимов Серей Учитель: Плохотнюк И.В. 2011 год

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: