Сочинение научного стиля презентация
Обновлено: 28.04.2024
Презентация на тему: " Научный стиль речи, его языковые особенности. Работа с научным текстом. Якупова Г. Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова." — Транскрипт:
1 Научный стиль речи, его языковые особенности. Работа с научным текстом. Якупова Г. Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова
2 Содержанее Цель, задачи Специфика науки как сферы человеческой деятельности Функция, характеристики и языковые особенности научного стиля Способы обработки научного текста Подготовка реферата Литература
3 Цель и задачи Цель: познакомиться с основными языковыми особенностями научного стиля, структурой научного текста и способами его понимания и переработки Задачи: узнать, как специфика научной сферы деятельности влияет на язык научных текстов понять, в чем состоит языковое своеобразие научных текстов освоить процедуры конспектирования, аннотирования и реферирования научных текстов
4 Специфика науки как сферы деятельности человека сообщаемая информация носит интеллектуальный характер, поскольку является результатом научного мышления научное мышленее в языке осуществляется в виде понятий, суждений, умозаключений, следующих одно за другим, а значит требует точности, логичности, доказательности основное назначенее научных произведений – передача научной информации, обобщенее результатов научных исследований, что предопределяет монологический характер языка науки.
5 Научный стиль Функция стиля Характеристика стиля Используемые языковые средства Познанее и описанее действительности с помощью понятий логики и объективности точность отвлеченность, обобщенность, абстрактность логичность доказательность объективность лексические (термины, абстрактные, отвлеченные существительные и др.) морфологические (преобладанее имен существительных – 35%, повышенное количество слов среднего рода и т.д.) синтаксические (безличные и пассивные обороты, вводные слова, деепричастные обороты и т.д.
6 Лексика научного стиля Общенаучная лексика: число, система, функция, точка, управленее, значенее, элемент, процесс, множество, величина, плоскость и др. Заслуга М.В.Ломоносова, который ввел в русскую речь значительное количество научных терминов (электричество, термометр, градус, атмосфера и др.) Доля терминов – процентов в общей лексике научных текстов. Лексика однородна - нейтральные и книжные (но не высокие) слова, нет разговорной и просторечной лексики. Синонимы используются редко – нормой является многократное повторенее одних и тех же слов.
8 Лексика научного стиля Высока доля абстрактных слов (как правило, слова оканчиваются на –нее, -ость, -ство, -ие, -ка): время, движенее, явленее, отношенее, свойство, измененее, распределенее, состоянее, влиянее, фактор и др. Даже слова, обозначающие вполне конкретные предметы, могут приобретать абстрактное значе- нее. Использованее формы единственного числа существительных в значении множественного. Например: Дуб растет в разнообразных почвенных Условиях. Ср у Л.Толстого: На краю дороги стоял дуб…. Художественная речь подчеркивает конкретное и образное, а научная – общее, абстрактное.
9 Лексика научного стиля Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, красные и белые глины, большие глубины, низкие температуры и др. Большое количество устойчивых сочетаний (стандартов, клише), представляющих составные термины (солнечное сплетенее, прямой угол, точка зрения, точка кипения, звонкие согласные и т.п.), а также типичные словосочетания (состоит из. заключается в. представляет собой. применяется для. можно признать, следует отметить, как было сказано, опыты показали, необходимо сделать вывод и т.д.).
11 Синтаксис научного стиля Синтаксис носит логический характер Сложные и осложненные конструкции, особенно с причастными и деепричастными оборотами, сочинительными и подчинительными союзами, обеспечивающими логичность текста (благодаря тому что, вследствие того что; в то время как; в связи с тем что; поэтому; в заключенее; таким образом; следовательно) Грамматическая и смысловая полнота фраз Часто используются предложения с одно- родными членами и обобщающим словом.
12 Синтаксис научного стиля Для связи частей текста используются специальные средства, указывающие на последовательность развития мыслей (вначале, потом, затем, прежде всего, предварительно, во-первых, во-вторых и др.), на связь предыдущей и последующей информации (как указывалось, как уже говорилось, как отмечалось, рассмотренный и др.), на причинно-следственные отношения (поэтому, следовательно, в связи с тем, что и др.), на переход к новой теме (рассмотрим теперь………, перейдем к рассмотрению ……… и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков (он, тот же, такой, так, тут, здесь и др.).
13 Синтаксис научного стиля Безличные обороты: есть основания полагать, считается, следует подчеркнуть и т.д. Ср. Мы знаем, что не существует метода… - Известно, что не существует метода. Неопределенно-личные предложения. На- пример: Порошок помещают в пробирку. Пассивные конструкции. Например: Данное утвержденее легко доказывается. Две точки расположены на определенном расстоянии друг от друга. Наличие ссылочных оборотов (как полагает; по Дарвину, как утверждает и т.д.)
14 Синтаксис научного стиля В роли сказуемого вместо одного глагола чаще выступает глагольно-именная конструкция. Сравните: температура повышается – происходит повышенее температуры; увеличивается – наблюдается увеличенее; вычислить – произвести вычисления и т.д.
15 Жанры научного стиля В научном стиле выделяются подстили: собственно научный, научно-учебный, научно-технический, научно- информативный, научно-популярный Жанры собственно научного подстиля: монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа Жанры научно-технического подстиля: научно- технический отчет, техническое описанее, проектная документация Жанры научно-информативного подстиля: реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описанее, отзыв Жанры учебно-научного подстиля: учебник, методическое пособие, лекция, конспект Жанры научно-популярного подстиля: очерк, книга, лекция, статья
16 Структура научной работы Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утвержденее, требующее обоснования. Тезис включает: предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (до- воды, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.
17 Структура научной работы Введенее: - обоснованее актуальности темы -характеристика имеющихся на эту тему работ -определенее целей, задач и методов исследования Основная часть: -рассмотренее общетеоретического аспекта проб- лемы, обзор существующих подходов к ее исследованию -рассмотренее практической стороны изучаемого вопроса -формулировка рекомендаций по решению исследуемой проблемы Заключенее: -Подведенее и обобщенее итогов исследования
18 Способы обработки научного текста Конспектированее - это способ переработки информации с целью последующего ее использования самим конспектирующим лицом. В основе процесса лежит систематизация прочитанного или услышанного, приведенее к некоему порядку сведений, почерпнутых из оригинала. Конспект - текст, в котором кратко и последовательно изложено содержанее основного источника информации. Манера конспекта, как правило, близка к стилю первоисточника. Если конспект составлен правильно, он должен отражать логику и смысловую связь записи- ваемой информации. Им запросто можно воспользоваться через некоторое количество времени, а также предоставить для применения кому-то еще.
19 Правила конспектирования лекций Не начинайте записивать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее. Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложе- нее одной мысли, начинает ее комментировать. Выделяйте отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделенее можно делать подчер- киванеем, другим цветом. Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, за- коны в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку.
20 Правила конспектирования лекций Используйте сокращения (PS,NB), аббревиатуры, условные обозначения, знаки (указатели, стрелки). Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется. Пользуйтесь повествовательными предложениями. Вопросы уместны на полях конспекта. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место, после занятий уточните их значенее у преподавателя.
21 Способы обработки научного текста Аннотация - краткая характеристика книги, статьи, рукописи с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит по- яснительный или рекомендательный характер. В аннотации основное содержанее передается своими словами, которые представляют высокую степень абстрагирования и обобщения. В аннотации указывается следующая информация: названее и автор; тема и проблематика документа; содержанее и структура документа; основные выводы автора; дополнительные характеристики и инфор- мация; предназначенее и предполагаемая читатель- ская аудитория документа.
23 Используемые речевые клише для общей характеристики содержания текста: В статье (книге) рассматривается (исследуется, анализируется, раскрывается, описывается, освещается) (что?). … В книге изложены (нашли отраженее) (что?)… Статья посвящена (чему?)… В основу работы положено (что?)… Автор останавливается на следующих вопросах… Автор затрагивает проблемы (чего?)… В монографии дается характеристика (чего?).
24 Используемые речевые клише для формулировки цели создания текста: Цель статьи – показать (что?) … Цель автора – объяснить (раскрыть) (что?) … Целью статьи является изученее (чего?) … Автор ставит своей целью проанализировать (что?)… для описания композиции работы: Книга состоит из… глав (…частей)… Статья делится на … части В книге выделяются … главы для описания назначения текста: Статья предназначена для (кого?) …. Рекомендуется (кому?)… Сборник рассчитан на (кого?) …
25 Пример аннотации Супрун-Белевич Л.Р., Чечет Р.Г. Тренажер по русскому языку для подготовки к централизованному тестиро- ванию и экзамену. Тренажер предназначен для отработки материала и закрепления знаний по русскому языку при подготовке к централизованному тестированию. Содержит справочные сведения по орфографии и пунктуации, а также тестовые задания по этим разделам, направленные на усвоенее, трени- ровку и закрепленее норм правописания. Выполненее тестов позволит проверить свои знания, обнаружить слабые места в подготовке и вовремя устранить их. В книгу также включены тесты-диктанты и комплексные тесты, в которых отражены нововведения в проведении вступительных испытаний. Ко всем заданиям даны ключи.
26 Способы обработки научного текста Реферированее – процесс мысленной переработки и письменного или устного изложения читаемого текста, результатом которого является составленее вторичного документа – реферата. Цель реферата – в наиболее краткой форме пере- Дать содержанее подлинника и выделить особо важное или новое, что содержится в реферируемом материале. Виды рефератов по охвату источников: монографический (по одному источнику), сводный (по нескольким источникам), обзорный (по какой- то теме или направлению в виде обозрений), выборочный (по отдельным главам, разделам или материалам)
28 Подготовка реферата Реферат обычно состоит из трех частей: общая характеристика текста документа, описанее основного содержания, выводы референта. В реферате должны быть даны ответы на сле- дующие вопросы: Какова тема статьи? Каковы цель и задачи автора? Каковы основные проблемы, затрагиваемые в статье? Какова композиция статьи? Каковы доказательства, приводимые автором в поддержку своих идей. К каким выводам приходит автор?
29 Подготовка реферата Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации. Вниманее: копированее текста не допускается, возможно только использованее отдельных цитат из него. При составлении реферата полезно привести 10 ключевых слов, описывающих основное содержанее статьи. Критерии оценки реферата: грамотность, последо- вательность, отраженее мнения автора текста (а не собственного). Объем реферата - 1-1,5 страницы текста на компью- тере через 1 интервал, шрифт 12.
31 Язык и композиция реферата Основная часть: изложенее и аргументация основных положений работы, приведенее цитат из работы, оценка положений, высказываемых автором Используемые обороты речи: Статья (книга) пред- ставляет собой анализ (обзор, описанее)… Автор ставит следующие вопросы … В статье рассматривается (анализируется, раскрывается, обобщается) (что?). Статья посвящена теме (проблеме, вопросу). ); Статья представляет собой обобщенее (изложенее, описанее, анализ, обзор). В статье речь идет. (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложенее (чего?); В статье автор затрагивает (освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?). )
32 Язык и композиция реферата Сущность проблемы сводится. (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?). В книге уделено большое вниманее (чему?) … Уточнено (что?) … Автор приводит примеры (факты, цифры, данные), иллюстрирующие (что?)… В подтвержденее своей точки зрения автор приводит (что?) … Для доказательства своих положений автор описывает … Автор справедливо указывает …, убедительно доказывает.
33 Язык и композиция реферата Заключенее: выводы автора реферируемой работы, выводы и оценки референта. Используемые обороты речи: Таким образом, в статье (книге) нашло отраженее…С теоретической (практической) точки зрения важно (существенно), что… Автор приходит к выводу (заключению), что. (подводит нас к. делает вывод, подводит итог); В конце статьи подводятся итоги (чего?); В заключенее говорится, что. (о чем?); Выводы и оценки референта: В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить). ; Оценивая работу в целом, можно утверждать. ; Наиболее важными из выводов автора представляются следующие.
35 Использованее материалов презентации Использованее данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использованее любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и в иной форме, а также использованее любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
26 марта Классная работа НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ: сферы использования, назначение, признаки, основные жанры
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ – ЭТО ЯЗЫК НАУКИ, НАУЧНОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗЛИЧАЮТ ПОДСТИЛИ: СОБСТВЕННО НАУЧНЫЙ УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ Подчёркнуто строгая логичность изложения. Точность. Отвлечённость и обобщенность. Объективность.
ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ: Статьи в научных журналах и сборниках; Монографии; Диссертации; Энциклопедии; Словари; справочники; Учебники; Научные доклады, рефераты.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ - Преимущественно книжная, специальная, терминологическая, а также стилистически нейтральная лексика; - Конкретные существительные используется для обозначения общих понятий (Филолог должен внимательно…; Берёза хорошо переносит морозы…); - Глаголы употребляются в обобщенно-отвлечённом значении (речь идет о проблемах…, следует сделать вывод…, привести к общему знаменателю…) - Преобладание местоимений 3 лица, значение лица при этом ослаблено.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ Прямой порядок слов; Сложноподчиненные предложения, в составе которых неопределённо-личные (считают, что …), безличные (известно, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему…); Отсутствие восклицательных предложений; Недопустимость личного, субъективного мнения. Неличная манера изложения (факт имеется…, теорема доказывается…)
Сравните два текста, в чем их отличия 1) Рост дуба продолжается очень долго, лет до 150—200 и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб — порода довольно теплолюбивая. Дуб растёт в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой теплопроизводительной (полезной) особенностью. (М. Ткаченко.) 2) На краю дороги стоял дуб. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной кроной. С огромными своими неуклюже несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. (Л. Толстой.)
Задание классной работы Спишите в тетрадь и заполните таблицу Специфика научного стиля Используйте учебник (Стр.115) Стильцель высказываниясфера применения( жанры) - в устной речи - в письменной речифункция стилясредства языка, характерные для стиля. Научный, научно-популярный
Домашнее задание Образуйте от глаголов существительные бессуффиксальным способом: Учитывать - учёт, отбирать , прогревать , набирать. Образуйте от глаголов существительные с помощью суффикса -к-: Надстроить - надстройка, очистить , подобрать . Образуйте от глаголов существительные с помощью суффиксов -ени-, -ни-: Тормозить - торможение, регулировать, владеть, измерять, формировать, усиливать. Составьте словосочетания, поставив глаголы в форму 3-го лица (ед. или мн. числа): Установить прибор, излучать свет, фиксировать положение. Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия прошедшего времени: Привести, продолжать, изучить, сконструировать.
№ слайда 1
Научный стиль речи
№ слайда 2
Научный стиль - это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения.
№ слайда 4
Характерные черты: логичность, объективность, смысловая точность, однозначность, стандартность, краткость, ясность, строгость, отвлеченность, обобщенность,безличность, некатегоричность.
№ слайда 5
Особенности стиля: Использование терминов и однозначных слов, повтор ключевых слов, прямой порядок слов, преобладание неопределенно- личных и безличных предложений,обилие сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.
№ слайда 6
Термины – это одна из двух групп специальной лексики – слов и сочетаний слов, употребляемых преимущественно людьми определенной отрасли знания, профессии. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией.
№ слайда 7
№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10
№ слайда 11
Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:
№ слайда 12
1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели - "введение"; 2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) - "основная часть"; 3. Решение исследовательской задачи, получение ответа - "заключение«т.е. тип речи – рассуждение.
Определение
Научный стиль речи - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания монологический характер строгий отбор языковых средств тяготение к нормированной речи
Слайд 4
Слайд 5
Особенности
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук(естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания(статья, доклад, учебник, курсовая работа). Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Слайд 6
Особенности
Основными характеристиками научного стиля являются: логичность - наличие смысловых связей между последовательными единицами текста последовательность - выводы вытекают из содержания, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному. понятность, доступность точность, сжатость
Слайд 7
Лексика
Почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Терминологическая лексика составляет примерно 15-20% общей лексики научного стиля.
Слайд 8
Морфологические особенности
Использование форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: манжет (вместо манжета). Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа. Преобладание существительных над глаголами. Около 80% глаголов имеют несовершенный вид.
Слайд 9
Синтаксические особенности
Для научного стиля речи характерны сложные построения, используемые для: передачи сложной системы научных понятий установления отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами
Слайд 10
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Для достижения описанных выше целей используются: предложения с однородными членами и обобщающими словами при них(вследствие того что, ввиду того что, в то время как) вводные слова и сочетания(во-первых, наконец, с другой стороны) указывающие на тесную логическую связь абзацев слова и словосочетания(таким образом, в заключение)
Слайд 11
Подстили
Научный стиль речи можно разделить на три подстиля: научный. Адресат - учёный, специалист. Цель: выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. научно-учебный. Адресат - будущие специалисты и учащиеся. Цель: обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом. научно-популярный. Адресат – все. Цель: ознакомление с описываемыми явлениями и фактами
Слайд 12
Жанры
монография журнальная статья рецензия учебник лекция доклад устное выступление диссертация научный отчёт
Слайд 13
Слайд 14
Работу выполнили ученики 10 А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска Бородина Галина и Якимов Серей Учитель: Плохотнюк И.В. 2011 год
Благодарим за оценку!
Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.
Читайте также: