Место поэта в мире цветаевой сочинение

Обновлено: 16.05.2024

Тема поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой. 11-б класс

Тема поэта и поэзии в лирике Марины Цветаевой.

Марина Цветаева – выдающийся поэт 20 века. Её можно назвать последним романтиком трагической судьбы. Основные мотивы её лирики: любовь, тоска по родине, предательство. Как и в творчестве любого автора, важное место в наследии Марины Цветаевой занимают произведения, раскрывающие традиционную для русской литературы тему поэта и поэзии.

Похожие материалы:

Поэтика

Жанры

Знакомясь с творчеством Марины Цветаевой, можно почувствовать, что она искала и пыталась создать свой собственный жанр, ответвляющийся от общепризнанных канонов. Тема любви-страсти нашла яркое отражение и в стихотворениях, и в поэмах Цветаевой. Таким образом, жанры лиро-эпической поэмы и элегии неслучайно проходят сквозь всю лирику поэтессы. Это стремление к романтизму она буквально впитала с молоком матери, которая очень хотела увлечь дочь тем, что считала женственным, прекрасным и полезным, будь то игра на музыкальных инструментах или любовь к постижению иностранных языков.

В поэмах Цветаевой всегда присутствовал свой лирический субъект, который зачастую выступал как образ ее самой. Героиня нередко совмещала в себе несколько ролей, позволяя тем самым разрастаться своей личности. То же самое происходило и с поэтессой. Она всегда стремилась познать всю существующую глубину отношений человека и окружающего мира, грани человеческой души, тем самым доведя до максимума отражение этих наблюдений в своей лирике.

Стихотворные размеры

Поэзия Марины Цветаевой

Творческие профессии родителей Марины (отец был известным филологом и искусствоведом, мать — пианисткой) оказали прямое влияние на ее детство. С родителями она часто бывала за границей, а потому свободно владела несколькими иностранными языками, в большей степени французским. Впоследствии Цветаева много занималась переводами и написанием критических статей и эссе. Но начало ее пути положила именно поэзия. Чаще на французском языке Марина Ивановна и сочиняла свои первые стихи.

Сборники

Циклы

В 1930 году она написала реквием Владимиру Маяковскому, состоящий из семи стихотворений. Гибель поэта глубоко потрясла Марину Ивановну, несмотря на то, что дружба между ними в одно время отрицательно сказалась на литературной судьбе Цветаевой.

Школяру.ру | В помощь школьнику

Но, став поэтом, Марина Ивановна Цветаева в полной мере заплатила за это счастьем, неустроенностью быта, ранней гибелью. Все было предначертано свыше, и она шла по жизни гордо и с достоинством, прекрасно понимая предназначение художника:

Как по канату и как на свет,

Слепо и без возврата.

Ибо раз голос тебе, поэт,

Дан, остальное — взято.

Поэт — издалека заводит речь. Поэта — далеко заводит речь.

Поэтов путь: жжя, а не согревая, Рвя, а не взращивая — взрыв и взлом, — Твоя стезя, гривастая кривая, Не предугадана календарем!

Пусть ее стихи не поняты и не приняты сейчас, они дойдут до истинных почитателей. И Цветаева оставалась верной себе, своему таланту,. ведущему ее по жизни. Что же, предсказания Марины Ивановны сбылись, к сожалению, слишком поздно. А ведь как хотелось внимания и признания при жизни! Но это удел избранных — творить для потомков:

Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

И мы благодарны этой мужественной женщине, сумевшей воплотить свои страдания и беды в мужественной, романтической и патриотической лирике.

Поэт и мир - это понятия неразделимые. Они взаимно влияют друг на друга.

Плод творения поэта это - стихотворения, отражающие его внутренние чувства и переживания. События, происходящие в мире, сильно влияют на человека и соответственно на его произведения.

В русской поэзии серебряного века большую роль сыграло творчество Цветаевой и Ахматовой.

На период жизни поэтесс выпало непростое для русской истории время.

Они жили и творили во времена Первой и Второй мировых войн, при падении царской власти, и при сталинских репрессиях. У них были две разные судьбы, каждая из которых по-своему трагическая. И все это нашло отражение в их творчестве.

Каждая искала свой собственный путь в поэзии, и обе подарили нам всем огромное количество ярких и искренних стихотворений.

Анна Ахматова писала стихи с 11 лет. В основном они были посвящены любовной лирике. “Великая земная любовь” — заставляла идти вперед. Ведь в душе поэтессы постоянно жила мечта об истинной и высокой любви.

Великая Отечественная война заставила Ахматову по-новому взглянуть на окружающий мир. В ее стихах военного времени много скорби, однако в них нет отчаяния и безнадежности, лишь гнев и вера в будущее.

Не смотря на все что она пережила, она сказала - " Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

Марина Цветаева начала писать стихи с шести лет. В 1910 году она выпустила сборник стихотворений “Вечерний альбом”. Его заметили и хвалили такие критики как: В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев. Произведения Марины Ивановны отличались своеобразием и непосредственностью.

Годы революции и гражданской войны стали большим испытанием для поэтессы.

Ей принадлежат такие строки:

«Белый был — красным стал:

Красным был — белый стал:

Вернулась в Россию Марина Ивановна в 1939 году.

Ее муж вскоре был расстрелян, дочь Ариадна много лет провела в лагерях и вернулась лишь после смерти Сталина. Не сумев смириться с потерей близких и невозможностью писать, Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года.

Несомненно, мир времен Ахматовой и Цветаевой встретил их не столь радушно, как нас, жителей 21 века. Но даже это непростое время войн, репрессий, голода не сломили культурный дух человека. Ахматова и Цветаева имели разный стиль написания и подачи, но они показали нам духовную сторону своего времени, проведя нас через свой внутренний мир, свои эмоции и переживания. Анна Андреевна и Марина Ивановна – два ярких имени в поэзии России. Прожив во время разрушения строя старого мира, они стали поэтическими голосами своей эпохи.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Марина Цветаева. Трудно встретить человека, в душе которого это имя не пробуждало бы ярких чувств, чье сердце не загоралось бы трепетным огнем от первой же строчки любого из стихотворений этой удивительной поэтессы.

Кем она была? Какую жизнь прожила? О чем мечтала? Кого любила? Как любила? На все эти вопросы можно найти ответы в поэзии самой Цветаевой. Загадка? Тайна? Или откровенность? Чем стали ее стихи для нас? Это зависит от того, насколько мы способны проникнуться высокими чувствами поэтессы. Она раскрыла перед нами свою душу, свою жизнь, — ничего не тая и ничего не приукрашивая, — раскрыла саму себя. Но жизнь ее была сложна, а сердце пылало безудержным, мятежным огнем. Отдавая дань таланту Марины Цветаевой, ее мастерству, силе ее поэтического слова, мы должны были бы называть ее Поэтом, но столько в ее произведениях женственности, столько тем, мотивов, переживаний, близких и понятных прежде всего женщине, что невольно произносишь "Поэтесса", но обязательно о большой буквы, преклоняясь и восхищаясь.

Писать Марина Цветаева начала очень рано — в шесть лет (когда еще "не знала", что "поэт"). Она просто прислушивалась к самой себе, пропуская через свою душу весь огромный, еще не познанный мир. И в этой пылкой душе сами собой рождались поэтические строки:

Ах, золотые деньки!

Где уголки потайные,

Где вы, луга заливные

Юная Цветаева еще не познала горечи разочарований, которые ждали ее впереди. Потому ее ранние стихотворения еще наполнены светом и теплотой, восторгом перед жизнью и окружающим миром. Но ей, к сожалению, недолго суждено было наслаждаться этой радостью и светом. Холод и голод, война и неустроенность быта заставили быстро повзрослеть саму поэтессу и наполнили высокой трагедийной напряженностью "сердечной смуты" ее поэзию.

Для чувственной и тонкой души Марины Цветаевой юность стала той гранью, которая разделяет сказку и жестокую реальность. И перейти через эту черту — значит потерять, оставить все теплое и нежное, связанное с детством.

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки.

Время, эпоха отражались с необычайной точностью в душе поэтессы. Она не хотела принимать мир таким, каким он был, но понимала, что не в силах что-либо изменить. Единственное, что она могла, — выражать себя, а вместе с тем и эпоху, в пламенных строках своих стихов, чтобы открыть этот мир окружающим, чтобы высказать все самое сокровенное, важное, личное, все, что происходило в ее душе. "Равенство дара души и глагола — вот поэт", — считала Цветаева и как никто другой соответствовала этому определению. Ее "душа родилась крылатой", ее дар слова шел из глубины души.

Я счастлива жить образцово и просто:

Как солнце — как маятник — как календарь.

Быть светской пустынницей стройного роста,

Премудрой — как всякая божия тварь.

Знать: Дух — мой сподвижник, и Дух — мой вожатый!

Ходить без докладу, как луч и как взгляд.

Жить так, как пишу: образцово и сжато, —

Как Бог повелел и друзья не велят.

Стихотворения Марины Цветаевой отличает потрясающая искренность. Она всегда отталкивается от реальных фактов, от пережитого впечатления или чувства. Валерий Брюсов писал: "Не боясь вводить в поэзию повседневность, она берет непосредственно черты жизни, и это придает ее стихам жуткую интимность. Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны были посторонние". Поэзия Цветаевой действительно является отражением всей ее жизни, от внешнего окружения до внутренних недугов, от мелочей до глобальных событий и переживаний. Она не стремилась скрыть свою жизнь от окружающих, напротив, она сама открывала настежь "дверь". Не потому ли поэтессу многие не понимали и не принимали при жизни? Тем не менее, сама она была твердо уверена, что просто жизнь еще не доросла до ее стихов, но когда-нибудь это обязательно произойдет:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я — поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

. Моим стихам о юности и смерти

. Настанет свой черед.

Это стихотворение, проникнутое оптимистическим настроением, оказалось пророческим: настал "черед", настало время, когда каждая написанная Цветаевой строка нашла живой отклик в сердцах людей, прозвучала натянутой струной, позволив лучше понять душу и характер поэтессы. Французский философ Ларошфуко считал, что у каждого человека не один характер, а три: желаемый, кажущийся и действительный. Желаемый — то, как человек воспринимает себя. Цветаева воспринимала себя яркой, дерзкой, смелой. Потому и поэзия ее — "как искры из ракет". Кажущийся характер — это тот, который видят окружающие. А поскольку окружающие тогда не могли по-настоящему разглядеть Цветаеву, то до определенного срока ее стихам суждено было оставаться "нечитанными". В действительности же она — настоящий поэт: мудрец, являющий нам истину, волшебник, способный простыми словами ввести читателя в мир гармонии, искренности, красоты. И когда пройдет это бурное, кровавое время, когда люди откроют глаза и души и вспомнят о вечном, — ее поэзии "настанет свой черед".

А пока это время не настало, сердце Цветаевой разрывается от горечи и растерянности от происходящих в современном ей мире событий, от насилия, террора, несправедливости и жестокости. Болью отзывается жизнь в душе поэтессы, и она не может молчать об этих горьких чувствах:

Горечь! Горечь! Вечный привкус

На губах твоих, о страсть!

Горечь! Горечь! Вечный искус –

В стихотворениях Цветаевой все чаще звучит мотив смерти. Она призывает смерть, предчувствует ее. В смерти она видит единственный выход — единственную возможность уйти от этого кошмара, из этого безумного мира, в котором больше не могла находиться. Нет, она не отказывалась жить — она любила жизнь. Но она отказывалась так жить:

В бедламе нелюдей

С волками площадей

С акулами равнин

Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.

От радости — к драме, от гармонии — к бездне и отчаянию — таков путь лирической героини Марины Цветаевой. Таков жизненный путь и самой поэтессы, путь, полный надежд и разочарований, любви и разлук, мечтаний о счастье и гармонии и боли от утраты иллюзий. Тот, кто, прочитав ее стихотворения, сможет до конца понять душевный мир ее лирической героини, тому откроется душевный мир и самой Цветаевой. Он сможет заглянуть в ее душу и увидеть и оценить все многообразие ее переживаний, ощутить силу эмоционального напряжения.

В достаточно узких рамках стихотворения Марина Цветаева умела передать и выразить мысли и чувства общечеловеческого характера, отражающие реальный мир чувств и стремлений и вместе с тем открывающие мир стремлений и переживаний личных. Она писала о вечном, о дорогих ее сердцу вещах и событиях. А это были вещи и события, близкие и понятные каждому: любовь, дружба, верность; душа, жизнь, мечты. Она писала повесть о себе — искренне, открыто, ничего не скрывая и не боясь. Потому что искренность была неотъемлемой частью ее души. Потому что иначе она не могла.

Цветаева не мечтала о славе — но она надеялась, что когда-нибудь случайный прохожий прочтет ее стихотворение и вспомнит о ней с благодарностью и теплотой.

Все таить, чтобы люди забыли.

Как растаявший снег и свечу?

Быть в грядущем лишь горсточкой пыли

Под могильным крестом? Не хочу!

Ее не забыли. Снова и снова, следуя за лирической героиней, мы читаем автобиографию в стихах яркой, и неповторимой личности. Мы узнаем поэтессу в созданных ею образах, учимся сравнивать ее и ее героев, учимся любить и дружить, хранить верность, мечтать, стремиться к добру, ценить искренность и красоту человеческих отношений, учимся жить открыто и честно, в гармонии с самими собой и окружающим миром.

Как часто поэты за свой дар, за свой талант расплачиваются трагической судьбой, непониманием, одиночеством, непризнанием при жизни. М. И. Цветаева прошла все трудности этого пути, закончившегося глубокой душевной депрессией и самоубийством. Но вся жизнь ее была верным служением своему дару, бескомпромиссным и бескорыстным.

Как и многие другие великие поэты, Цветаева не вписывалась

Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший – сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!

Божий дар таланта нельзя купить, заслужить, но от него невозможно и отказаться, потому что это не только подарок судьбы, но и огромная ответственность – перед самим собой, перед Богом, перед Родиной. Однажды поверивший в свои силы вступает на путь, по которому можно идти только вперед.

Как по канату и как на свет,
Слепо и без возврата.
Ибо раз голос тебе, поэт,
Дан,

Творящий человек – уже сверхчеловек, его можно приравнять к Богу собственной вселенной. Именно процесс сотворения новой реальности возвышает поэта над обыденностью, делает его бесконечно сильным и дальновидным, способным соединить в своей душе несоединимое, увидеть оком “невидимейшую даль”, сердцем -“невидимейшую связь”, услышать “неслыханную молвь”. Эта способность часто делает творца непостижимым для окружающих.

…Поэтовы затменья
Не предугаданы календарем. Он тот, кто смешивает карты,
Обманывает вес и счет,
Он тот, кто спрашивает с парты,
Кто Канта наголову бьет,
Кто в каменном гробу Бастилии –
Как дерево в своей красе.
Тот, чьи следы – всегда простыли,
Тот поезд, на который все
Опаздывают…

М. Цветаева, как и многие ее великие современники – поэты, очень остро переживала все боли и трагедии своего отечества, несмотря на то, что страна отвергла ее в то суровое и тяжелое время, когда ей больше всего нужны были понимание и поддержка. Даже находясь в эмиграции после революции, которую Цветаева не приняла, она продолжала петь “своей отчизны рану “. Но кроме того, как любила говорить Марина Ивановна, “поэт – очевидец всех времен в истории”, он является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Именно эта способность делает многие произведения пророческими, позволяющими видеть не только светлое и счастливое, но и страшное:

Какие дни нас ждут, как бог обманет,
Как станешь солнце звать – и как не встанет…

Особый атрибут настоящего поэта, согласно Цветаевой, – исключительная способность к любви, которая не знает предела, всеобъемлющей и жертвенной. Такова была любовь Цветаевой к Родине, не признавшей за ней права выбора, к современникам -“слепым и безымянным”, ко всей жизни, которая наделила ее ярким и самобытным талантом.

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: – Откуда мне сие?

Несмотря на трагическую судьбу, М. Цветаева всегда была сильной и решительной личностью, “безмерной” и неукротимой, способной противостоять ударам окружающего мира, сохраняя верность тому высшему началу, кото рое она в себе несла. Марина Ивановна никогда не соглашалась на конъюнктуру в творчестве, так же как и не шла на поводу у негативных эмоций, пусть это даже и справедливые обиды, гнев, возмущение. Общепризнанность, известность, слава никогда не были для нее критериями талан-. та, но она глубоко верила что ее Родина со временем поймет и оценит бесконечную любовь своего поэта, вылившуюся в стихи.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
……………………………………………………
Разбросанным в пыли по магазинам
,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой. 11-б класс

Тема поэта и поэзии в лирике Марины Цветаевой.

Марина Цветаева – выдающийся поэт 20 века. Её можно назвать последним романтиком трагической судьбы. Основные мотивы её лирики: любовь, тоска по родине, предательство. Как и в творчестве любого автора, важное место в наследии Марины Цветаевой занимают произведения, раскрывающие традиционную для русской литературы тему поэта и поэзии.

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой

Поэтов путь: жжа, а не согревая,

Рвя, а не взращивая — взрыв и взлом —

Твоя стезя, гривастая кривая,

Не предугадана календарем!

М. Цветаева

Как часто поэты за свой дар, за свой талант расплачи­ваются трагической судьбой, непониманием, одиночеством, непризнанием при жизни. М. И. Цветаева прошла все трудности этого пути, закончившегося глубокой душевной депрессией и самоубийством. Но вся жизнь ее была вер­ным служением своему дару, бескомпромиссным и беско­рыстным.

Как и многие другие великие поэты, Цветаева не впи­сывалась в тесные рамки современности, какой бы много­мерной и противоречивой она ни была.

Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?!

Божий дар таланта нельзя купить, заслужить, но от него невозможно и отказаться, потому что это не только подарок судьбы, но и огромная ответственность — перед самим собой, перед Богом, перед Родиной. Однажды пове­ривший в свои силы вступает на путь, по которому можно идти только вперед.

Как по канату и как на свет, Слепо и без возврата. Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное — взято.

…Поэтовы затменья Не предугаданы календарем. Он тот, кто смешивает карты, Обманывает вес и счет, Он тот, кто спрашивает с парты, Кто Канта наголову бьет, Кто в каменном гробу Бастилии — Как дерево в своей красе. Тот, чьи следы — всегда простыли, Тот поезд, на который все Опаздывают…

Какие дни нас ждут, как бог обманет, Как станешь солнце звать — и как не встанет…

Стихи растут, как звезды и как розы, Как красота — ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы — Один ответ: — Откуда мне сие?

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, …………………………………………………… Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • тема любви в поэзии цветаевой
  • а с карпов о творчестве м цветаевой
  • сочинение трагическая судьба поэта в России ( по творчеству М.Цветаевой)
  • ответственность перед собой м временем в поэзии
  • тема поэта и поэзии в творчестве цветаевой

Тема предназначения поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой

Читайте также: