Женские образы в романе тургенева отцы и дети сочинение

Обновлено: 15.05.2024

И. С. Тургенев в своем творчестве создал удивительные женские образы. Ася, Лиза Калитина, Елена Стахова не похожи друг на друга внешне и по характеру, но у них есть объединяющие их качества: искренность, умение любить, внутренняя сила и душевное богатство.

В самом начале романа в воспоминаниях Николая Петровича Кирсанова воссоздается облик его жены, которая давно умерла, но он трепетно хранит память о ней. Она была миловидная, образованная, музыкальная девушка. Они десять лет прожили душа в душу, почти не расставаясь. Ее смерть стала большим ударом для Николая Петровича, от которого он с трудом оправился. Время – хороший лекарь, боль поутихла. Николай Павлович вернулся к жизни, занялся хозяйством, растил сына. Однажды в отдаленном уездном городе на постоялом дворе он познакомился с хозяйкой Ариной Савишной, которую пригласил стать в его хозяйстве экономкой. Ее дочь Фенечка произвела впечатление на Николая Петровича. Его душа снова была готова любить. После смерти матери Фенечка заняла ее место и превратилась в Федосью Николаевну. С Николаем Петровичем ее связывали нежные отношения, которые еще больше укрепились с рождением сына Мити.

Фенечка не получила блестящего образования, но она очень порядочная, скромная девушка. Она очень любит Николая Петровича. Тургенев показывает ее как хорошую хозяйку и заботливую мать. В героине мы видим типичный образ жены помещика.

На нее внешне похожа княгиня Р., разбившая жизнь Павла Петровича, но в ее душе бушевали страсти, с которыми она сама не могла совладать. Тургенев изображает еще одну героиню, которая пытается быть свободной, это Авдотья Никитична Кукшина. Она тоже сама управляет имением, в разговоре касается науки, политики. В отличие от Одинцовой, этот образ выглядит пародийно и неестественно.

Фенечка, Катя Одинцова играют в романе менее заметную роль, но мы видим, что автор описывает их с любовью. Становится понято, что они близки к авторскому идеалу женщины. Они милые, любящие, заботливые, преданные жены. Такой же была мать Аркадия. Близка к ним и Арина Власьевна Базарова. Одинцова выделяется среди них. Она превосходит их по всем критериям, но проигрывает в главном. Ее образ, на мой взгляд, получился пустым и безжизненным.

Большая часть женских образов романа Тургенева имеет в основе своей любовь, поэтому они получились живыми, привлекательными. Они вызывают симпатии у читателя. На их фоне писатель изобразил Одинцову, которая должна быть идеалом, по меркам Базарова. Только она напоминает скорее античную мраморную статую, чем живую женщину.

Антипатичность образа – Кукшина

Нигилизм вызывает различные суждения. Одни увлечены новым направлением и видят в нем только положительные стороны. Нигилизм в образе Кукшиной способен изменить мнение. В женщине мало приятного: неопрятный внешний вид, небрежность одежды, растрепанный вид волос. Кукшина – представитель продвинутой части передового движения. Но от такого представителя хочется отвернуться. Базаров сам чувствует сомнения, убежденность уходит на задний план. Автор специально предлагает читателю такой вариант нигилистического отношения к жизни. Женщина старается показать себя умной и разбирающейся в разных областях, но собеседник видит, как ошибочна ее позиция. Женщина – яркий псевдонигилист. Она подрывает авторитет учения, контрастна другим женским образам романа.

Грациозная Одинцова

Отрицающий любые чувства, способные оказать на человека воздействие, вызвать любовь и привязанность, Базаров оказывается в сетях эмоций. Умная Анна интересует нигилиста. Ему с ней приятно общаться. Евгений начинает погружаться во внутренний конфликт рассудка и любви. Базаров понимает, что все его убеждения неправильны. Чувства сильнее идей. Одинцова предстает красавицей, спокойной, уверенной в себе. Холод женской души не способен растопить даже такой сильный мужской характер, как у главного героя. Но доказать, что любовь есть, она может. Базаров и Одинцова боятся чувств, одной дороже собственное спокойствие, другому – убеждения.

Образ матери

Автор трепетно относится к материнской любви. Арина Власьевна заботлива и мила. Образ привлекает теплотой и наивностью. Бедная женщина теряется перед умным сыном. Базаров старается реже бывать в родном доме. Читатель предполагает, что причина в любви матери. Евгений боится, что не справится с чувствами и станет романтиком, преданным и не скрывающим любви сыном.

Женщина раздора

Фенечка не хочет быть причиной раздора, но судьба гонит ее к этому. Удивительна сцена свидания Базарова с Фенечкой в беседке, она с симпатией относится к обоим мужчинам, но внутри ее страх, вводящий в ужас. Отношение Базарова к женщинам иное.

Сестра холодной Анны

Катя Одинцова – пример женственности. Милая девушка обладает огромной силой. Ее энергия способна изменить обстановку вокруг себя. Аркадий и Катерина создают настоящую семью, основанную на истинных чувствах. Любовь выводит мужчину из заблуждения. Нигилизм остается в прошлом. Аркадий освобождается от давления ума Базарова. Женщина подтверждает авторскую позицию: любовь толкает человека на подвиги, без нее невозможно быть счастливым.

Женские образы близки и контрастны. Они как чувства различны и ярки. Нельзя отказать в индивидуальности каждому персонажу. Конфликт отрицания и эмоциональности без женщин остался бы неразрешенным. Роман становится понятным только с их помощью.

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Вариант 1

Первой женщиной, о которой хотелось бы сказать, является Фенечка. Федосья Николаевна – простая крестьянка, прислуга в доме Кирсановых, но судьба её непроста. Она родила ребёнка от хозяина дома, Николая Петровича, и теперь живёт с ним под одной крышей, но никак не может понять, каким образом ей следует себя вести. Она чувствует, что, подарив мальчика Николаю Кирсанову, имеет определённые права, но в это же время помнит свои корни, своё происхождение. Борясь день ото дня со своими сомнениями, Фенечка не теряет свою кроткую красоту, скромность и трудолюбие. Она – настоящее воплощение простой русской крестьянки, твёрдо стоящей на земле, но хранящей нежность, теплоту и любовь – истинные чувства женского начала.

Далеко не самый главный, но значимый образ – нигилистка Кукшина. Она представляет собой дитя эмансипации, так разросшейся в то время. Это женщина, которая пытается соответствовать передовым мыслям эпохи, но которая не вникает в суть дела, она говорит несуразицу, пытается походить поведением и полётом мысли на мужчин, и это плохо у неё получается. Кукшину становится просто жаль, оттого что она потеряла свою женскую суть.

Яркий женский образ – Одинцова Анна Сергеевна. Она – великосветская дама эффектной наружности с твёрдым и спокойным характером. В свои 28 лет, по её словам, она уже повидала жизнь и теперь хочет прожить размеренно и тихо остаток дней (что весьма странно). Но именно она смогла буквально сломать систему взглядов Базарова, его сложный, казалось бы, непоколебимый характер. С первого взгляда заинтересовав Евгения, она так и держала его, скорее всего, сама того не подозревая, в пучине страстей. Базаров искренне влюбился в неё, тем самым нарушив своё привычное поведение, свои постулаты. Он признаётся ей в своей любви, но она, эта сильная женщина, боится сама нарушить свой покой, и не отвечает ему взаимностью. Этим поступком она переворачивает с ног на голову уже и так сломанный мир Базарова, и, вероятно, становится невольно косвенной причиной внезапной смерти Евгения. Анна – женщина далеко не простая, но всё же лишённая частички истинного женского начала, которое просыпается в ней, кажется, только у постели умирающего Базарова.

Так, Иван Сергеевич Тургенев виртуозно раскрывает разные женские ипостаси в умелом сравнении человеческих характеров, приводя нас к главной мысли – настоящая женщина – женщина, которая может искренне любить и дарить жизнь.

Первый женский образ – это образ Фенечки, простой крестьянской девушки, которая живёт в доме Николая Петровича и имеет сына от него. Она является олицетворением всего теплого и родного, что есть в женщине. Читатель легко может понять, с какой любовью и вниманием автор изображает этого персонажа. Она хоть и находится в двояком положении в доме Кирсановых, но она преданна отцу своего ребенка, нежно и самозабвенно любит своего мальчика Митю.

Но все же Кукшина принесла какую-то пользу Базарову – благодаря ей он познакомился с Анной Одинцовой. Она была богатой помещицей, которой осталось все состояние покойного мужа. Анна – женщина умная, благородная и очень красивая. Она самодостаточна, мудра и ни в ком не нуждается. Одинцова ведет спокойную, размеренную жизнь и не намерена нарушать свое спокойствие чувствами к кому-либо. Кроме того, она очень любит роскошь. Она не такая, как все женщины, этим она и привлекает Базарова и пробуждает в нем все те чувства, которые он так яро отрицал. Несмотря на то, что Анна Одинцова производит впечатление надменной женщины, она все же сердобольна. Анна приезжает проститься с Базаровым перед его смертью, тем самым доставляя ему радость.

Несмотря на то, что Анна Сергеевна и Одинцова и Катя Локтева – родные сестры, между ними наблюдается огромная разница. Катя, в отличии от старшей сестры, мягкая и покладистая, хоть и не желает находиться в тени Анны. Катя по духу больше близка к Фенечке, она такой же идеал женщины в глазах автора. Катя любит цветы и стихи, она кроткая и задумчивая. Анна боялась бурных чувств, Катя же была рада обрести любовь и создать семью с Аркадием. Кирсановым.

Еще один образ, который дополняет роман – это мать Базарова Арина. Она воплощает в себе все качества любящей матери. Она заботлива, любит своего сына слепой любовью, готова простить ему все, что угодно, однако, старается не докучать сыну своей любовью.

Все эти женские образы совершенно разные и непохожие друг на друга. Они украсили роман своими характерами и поступками, сделав его гораздо насыщенней и интересней.

Главный герой его – молодой врач Евгений Базаров. Он придерживается нигилистических взглядов и принципов. Евгений Базаров отрицает все то, что не несет практическую значимость и пользу: некоторые науки, искусство, моральные нормы, ценности общества, эмоции и чувства.

Яркие женские персонажи, представленные автором в произведении, глубоко раскрывают характер и отношение к жизни главного героя, а также ошибочность его нигилистских суждений. Рассмотрим образы пяти наиболее важных героинь нашумевшего в свое время романа.

Евдокия разъехалась с супругом и живет одна. Детей у них не было. Женщина курит и употребляет спиртное. Внешне она непривлекательна, одета небрежно и безвкусно. Авдотья старается поддерживать нигилистические принципы Евгения и Аркадия, но втайне мечтает о простом женском счастье.

Одинцова Анна Сергеевна – центральный женский образ в романе. Автор дает ее подробную портретную характеристику. Анне 28 лет, она темноволосая, светлоглазая красавица, обладательница утонченного вкуса. Кроме привлекательной внешности, женщина еще умна, независима и равнодушна к мнению света. Именно встречи Евгения с Анной повлияли на перемены в его мировоззрении и способствовали разрушению его нигилистической позиции, пониманию им своего собственного заблуждения.

Фенечка – в прошлом девушка крестьянского происхождения, сначала неофициальная, а потом официальная жена своего хозяина Николая Петровича Кирсанова и мать его сына. Ей около 23 лет, она имеет миловидную внешность, наделена множеством прекрасных качеств. Фенечка нравится Базарову, и это приводит к дуэли Евгения с Павлом Петровичем.

Катюша Одинцова (Локтева) – сестра Анны Сергеевны. Это юная, энергичная девушка, обаятельная и с сильным характером. Благодаря ей, Аркадий Кирсанов познает истинную любовь, высвобождается из-под влияния Базарова . С Катей и них создается настоящая счастливая семья.

Базарова Арина Власьевна – мать главного героя, живет в имении, заправляет в нем всеми делами. Она заботливая, добрая, мягкая. Арина Власьевна очень любит сына, но и одновременно стесняется его. А Евгений старается меньше посещать поместье, боясь поддаться настоящим искренним чувствам по отношению к матери и осознать ошибочность своих суждений.

В романе представлены и другие женские образы, но именно эти различные меж собой героини помогают наиболее полно раскрыть внутренний мир главного героя и понять ошибочность его ценностей и нигилистских убеждений.


Окт 24, 2021 | 0 комментариев

Женские образы в романе Отцы и дети

Женские образы в романе Отцы и дети сочинение

В романе Отцы и дети женских образов довольно мало. К основным из них можно отнести всего пять. Именно они заслуживают особого внимания. Поэтому в своем сочинении я рассмотрю только эти женские образы из романа Отца и дети.

Образ Кукшиной

Кратко рассматривая женские образы в романе Отцы и дети, первым делом стоит упомянуть именно о Кукшиной. Сказать, что эта женщина вызывает приятное впечатление, конечно же нельзя. Выглядит она весьма неопрятно, волосы растрепаны, одежда явно небрежная. При виде такой особы невольно хочется посмотреть в другую сторону, отвернуться. Столь неординарное проявление нигилизма автор изобразил не случайно. Ведь женщина стремится казаться умной, делает вид, что разбирается во многих отраслях. При этом собеседнику отчетливо видно, что ее позиция является ошибочной. Кукшину можно смело назвать псевдо-нигилистом. Ведь именно она подрывает авторитет нигилизма и создает контраст с другими женщинами, которые присутствуют в произведении.

Образ Кукшиной

Образы Кати и Анны Одинцовой

Изучая цитаты и женские образы в романе Отцы и дети отдельно стоит рассмотреть образ Анны. Несмотря на то, что Базаров отрицает все чувства, которые оказывают воздействие на людей, эта особа у него вызывает интерес. Она умна, приятна в общении. Главный герой переживает внутренний, явный конфликт между любовью и разумом. Он осознает, что его убеждения ошибочны. Идея не настолько сильна, как чувства.

Образ Анны Одинцовой

Анна красивая, уверенная в себе, уравновешенная персона. Душа же ее настолько холодна, что растопить этот лед не может даже самый сильный духом мужчина. При этом она способна доказать, что любовь все-таки существует. При этом оба героя опасаются этих чувств. Ведь Анна из-за них может лишиться спокойствия, а Базаров – собственных убеждений.

Невероятно женственной в произведении представлена Катя. Она очень милая, но при этом сильная. Благодаря особой внутренней энергии ей удается изменить окружающую обстановку. Вместе с Аркадием она создает семью, наполненную нежными чувствами. Именно благодаря любви тот престает верить заблуждениям и оставляет их в прошлом. Аркадию удается освободиться от оказываемого главным героем давления. Именно Кате удается подтвердить, что любовь способна мотивировать подвиги. Без нее человек попросту не может обрести счастье.

Арина Власьевна и образ матери

Яркий материнский образ представлен автором в виде Арины Власьевны. Это невероятно милая и заботливая женщина. Она поражает своей наивностью и душевной теплотой, теряется при виде своего умного отпрыска. Главный герой делает все возможное, чтобы максимально редко попадать в отчий дом. Можно предположить, что причиной таких действий является сильная материнская любовь. Базаров опасается, что не сможет совладать с собственными чувствами и превратится в явного романтика, любящего и преданного сына.

Арина Власьевна и образ матери

Образ Фенечки

Именно Фенечка в произведении выступает типажом, приводящим к раздору. Она очень мягкая, заботливая, тихая и невероятно скромная. Как раз она была виновницей произошедшей дуэли. Мужчины, участвующие в ней, во многом похожи. Они испытывают друг к другу ненависть, но при этом невероятно смешны в собственных чувствах. Писатель намеренно показал эту комичность, чтобы каждый читатель смог посмеяться над пафосом дуэли.

Образ Фенечки

Фенечка не желает выступать виновницей раздора, но на это ее подталкивает судьба. Она симпатизирует и одному, и второму мужчине, но при этом испытывает неистовый страх.

Женские образы в романе Отцы и дети сочинение 10 класс

Данный роман вызывает немалый интерес. В этом произведении автор показал принципы нигилистического отношения к жизни, которые подверглись бурным обсуждениям. При это ему удалось раскрыть убеждения главного героя именно с помощью ряда женских образов, которые сыграли в его жизни немаловажную роль.

Роль женских образов в романе

Базаров является представителем неординарной жизненной позиции. Он попросту не признает устоявшиеся моральные нормы и ценности. Отмечается весьма скептическое отношение не только к искусству, но и чувствам людей.

Для главного героя романтизм является неприемлемым. Он считает недопустимым проявление заботы, любви и нежности, высмеивает такие поступки. По его мнению, связь с противоположным полом обусловлена исключительно физиологией. Изначально он всех представительниц прекрасного пола называет никак иначе, как бабами, оценивает их исключительно по внешнему виду. Так, Фенечка для него становится хорошенькой. При встрече с Анной он отмечает, что у нее богатые плечи и тело.

Понять, как главный герой относится к чувствам и женщинам как таковым можно по его реакции на рассказанную Аркадием историю. Базаров не понимает, почему страдал Павел Петрович. Мол, если он предался любви, то не является истинным мужчиной. Кроме того, со стороны Евгения отмечается явная ирония по поводу фразы о загадочном взгляде. Он утверждает, что загадка в органах зрения анатомией не предусмотрена.

По мнению же писателя, женщины представляют собой олицетворение духовности и безумной нежности. Как раз данные качества у главного персонажа вызывали презрение. При этом автор предложил сразу несколько героинь, которых противопоставил Базарову. Среди них его мама, а также Фенечка и Катя. Именно за счет этих особ у Евгения возникают сомнения по поводу выдвигаемых им убеждений. Ему страшно предаться страсти, и он постоянно борется со своими чувствами. При этом отчетливо видно, что со временем он начинает несколько иначе относиться к женщинам. Из-за отсутствия любви он так и не стал счастливым.

Женские образы в романе Отцы и дети кратко

В произведении Тургенева есть несколько женщин, которые заслуживают особого внимания. Первой при этом хочется упомянуть Фенечку. Она обладает естественной привлекательностью, нежна и мила. Это простая крестьянка, которая жила в доме у аристократа. Она родила Николаю Петровичу сына, которого назвали Митей. Правда, положение ее в семье было двойственным. Даже в романе она упоминается не сразу. Женщина ведет себя скованно, стеснительно. Это при том, что ее мужчина признал ребенка и приютил саму Фенечку. Писатель показывает ее с положительной стороны, особо трепетно. Он демонстрирует, насколько многогранна ее душа, какая она любящая, заботливая мама. К ней хорошо относится и главный герой, перестает быть угрюмым во время общения с девушкой.

Кардинальной противоположностью этой героине выступает Кукшина. Это весьма эмансипированная особа, не вызывающая позитивных эмоций. Этот образ автор сделал явно карикатурным, продемонстрировал собственную неприязнь к подобным персонам. Внешность у Авдотьи далека от идеала. Женщина явно неопрятная, ведет себя развязно, да и умом не блещет. Базарову было неприятно общение с Кукшиной. Правда, из него он все-таки смог вынести определенную пользу. Ведь благодаря этому ему удалось узнать об Одинцовой. Именно эта женщина в дальнейшем и вызовет у него интерес.

Первая встреча с Анной происходит на балу. Евгений восхищен этой особой. В ней его привлекает неординарность. Одинцова явно отличается от других женщин, с которыми приходилось общаться главному герою. У нее уточненные черты лица, указывающие на аристократическое происхождение. Она ведет себя невероятно изысканно, осанка у нее ровная, взор несколько томный, а улыбка лишь слабо заметна. Женщина рано оказалась вдовой и получила наследство мужа. Тем не менее, продолжала жить безмятежно, не растранжиривая богатство. Для любви, страсти, искренних чувств при этом в ее жизни места не находилось.

Анне противопоставляется Катя. Это сестра Одинцовой. Она довольно простая, совсем не высокомерная. Кажется, что эта девушка постоянно находится под влиянием своей сестры, в ее тени. Правда, это впечатление оказывается обманчивым. У девушки огромная сила воли, она способна проявить свою индивидуальность. Не удивительно, что она привлекает внимание Кирсанова. Столь нежная, душевная особа попросту не может вызывать равнодушие.

Читайте также: