Сочинение рассуждение 5 класс упр 345
Обновлено: 05.07.2024
Урок русского языка на тему "Рассуждение" для 5 класса (урок развития речи) по УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Тип урока - изучение новых знаний.
Подраздел – культура речи.
Цель урока:
-дать понятие о тексте-рассуждении.
Задачи урока:
-научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;
-научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…);
-развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь;
-прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.
Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.
ТСО: дополнительная литература, проектор, экран.
Вложение | Размер |
---|---|
rassuzhdenie.docx | 28.72 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 935.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2
Фрагмент урока по русскому языку в 5 классе
Разработал: учитель русского языка и литературы
Краснощекова Юлия Викторовна.
Урок развития речи "Рассуждение".
5 класс. III четверть (урок 101).
Краснощекова Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы.
Тип урока - изучение новых знаний.
Подраздел – культура речи.
-дать понятие о тексте-рассуждении.
Задачи урока:
-научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод;
-научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…);
-развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь;
-прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.
Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.] – 37-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с.
ТСО: дополнительная литература, проектор, экран.
Двадцать четвёртое января.
I. Организационный момент (настрой на урок).
- Ребята, здравствуйте! Меня зовут Юлия Викторовна. Сегодня мы проведем с вами урок русского языка. У нас в классе появился новый ученик – Незнайка (слайд 1).
- Давайте расскажем Незнайке, какой у нас учебник. Авторы учебника русского языка - Таиса Алексеевна Ладыженская, Михаил Трофимович Баранов, Лидия Александровна Тростенцова. Давайте откроем с. 313. Обратите внимание: начиная с 3-его раздела, мы встречаем понятие культура речи. Посмотрите на названия разделов: фонетика, орфоэпия, и что? лексика и что? морфемика, орфография и что? Сегодня мы продолжим разговаривать о типах речи (слайд 2).
- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами тексты. Давайте прочтем их выразительно (проекция на экран) :
1. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.А. Есенин) (слайд 3)
2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все. Наконец кот попался. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Я прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать. (К.Г. Паустовский). (слайд 4).
- У вас есть друзья? Давайте подумаем, кого можно назвать настоящим другом? (слайд 5) (ответы учеников).
– Что вам известно о тексте-повествовании? (Мы узнаем, что произошло с котом).
– Каковы особенности описания?
- С какими типами речи вы уже знакомы?
- Сегодня мы познакомимся с текстом-рассуждением. Открываем тетради по развитию речи, записываем число, классная работа, тема урока.
– Как вы понимаете термин рассуждение?
- А теперь я вам скажу, как говорит об этом слове Сергей Иванович Ожегов:
- Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
- Высказывание, обсуждение.
- Эти два значения станут центральными определениями для нашего урока.
– Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е (работа у доски. Примерный ход анализа: окочание -е, т.к. можно изменить по падежам: изменении-ю, изменении-ем и т.д. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждени).
– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? (когда что-то не получается, когда мы спорим и т.д.).
– Мы сейчас с вами ведем серьезный разговор. В чем задача этого разговора? По телевизору мы часто смотрим передачи, в которых люди сидят за круглым столом, разговаривают. Зачем? (они рассуждают, логически мыслят, высказывают свое мнение).
- Как вы считаете, в чем же основное отличие рассуждения от описания и повествования?
III. Изучение нового материала.
что произошло? почему мы каков предмет
утверждаем что-то? высказывания?
повествование рассуждение описание
- На этом уроке мы начнем знакомиться с признаками текста рассуждения. Запомните, что каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа. Таблица, которую мы составили, поможет нам в выполнении практического задания.
Обратите внимание, как строится рассуждение: тезис – доказательства – вывод.
С понятием тезиса вы уже знакомы. Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
– Как вы считаете, что такое доказательства? Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
– Что такое вывод, вы тоже знаете. Что это? Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
IV. Закрепление материала.
- Работа с учебником: упражнение 387 стр. 161. Шиповник известен своими лекарственными свойствами. О шиповнике есть множество загадок (слайд 8):
- Хорош бы цветочек, да коготок востер
- Так почему же шиповник так называется?
- Работа с учебником упражнение 385 стр. 160. Почему же среда так называется? (слайд 9).
1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я ехал в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Я уступил бабушке место, а когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку.
(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.” Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”).
2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, смешил меня и читал вслух книги. Вот это дружба! (В тексте нет тезиса, вывод его не заменит).
3. Различить ворону и галку совсем просто. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.
(Это сравнительное описание, задача текста – раскрыть признаки птиц в сравнении. Описание ученики обычно не смешивают с рассуждением, но сравнительное описание встречается редко и иногда вызывает затруднение в определение типа.)
VI. Выводы по уроку (слайд 11).
-Как вы думаете, ребята, почем наравне с очень серьезными темами в разделы включена культура речи?
- Что вы сейчас делали, когда отвечали на мой вопрос?
- Что вам особенно понравилось в уроке?
-О чем бы вы хотели продолжить разговор?
VII. Домашнее задание (слайд 12).
- Все типы речи, которые вы изучали ранее, и то, о чем мы говорили сегодня, рассуждали, описывали, встречаются в нашей жизни очень часто. Без них наша речь станет тусклой, невыразительной, неинтересной.
- Незнайка многое узнал сегодня. Мы говорим вам спасибо за урок и желаем удачи и успешной учебы (слайд 13).
Читайте также: