Егэ литература сочинение 17 сколько слов

Обновлено: 03.07.2024

Мини-сочинения под заданиями 8,15 могу дать Вам до 6 баллов, а задания 9,16 с недавнего времени дают до 10. Первые из них подразумевают развернутый ответ на вопрос, вторые требуют провести сравнение эпоса и лирики. К объему они нетребовательны — главное, чтобы ответ был связный, с опорой на авторскую позицию и с подтверждением выдвигаемых тезисов.

Завершающее сочинение, которое Вы должны написать, находится под заданием 17.1 — 17.4. Темы и специфика их разнообразны — от простого ответа на вопрос до сложного анализа отдельных частей произведения. Эти сочинения объемные, требующие от Вас особую глубину раскрытия темы и убедительность суждений.

В данной статье мы рассмотрим порядок написания 17 задания ЕГЭ, познакомимся с критериями и посмотрим образцы сочинений на максимальный балл.

Критерии 17 задания

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.


Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Вступление

Вступление — это первое (если Вы не пишите план), с чего начинается усердная и трудная работа над сочинением. Главная задача, которая перед Вами стоит при написании вступления — это выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую Вам предстоит доказывать.

Тезис лучше формулировать вопросом — так Вы легко перефразируете тему для своего понимания и так Вам легко будет доказывать и писать вывод.

Виды вступления

Что можно написать во вступлении?

Не пишите того, что не относится к предложенной теме!

Многим из этих вступлений не учат в школе, а начинать экспериментировать прямо на экзамене ни к чему хорошему не приведет. Выберите себе один — два стиля вступлений и прорабатывайте их. Если Вы выбрали творческое направление при написании — будьте аккуратны — не всегда Ваша бурная фантазия оценивается экзаменаторами по достоинству.

Помните, что любые творческие работы нужно отдавать на проверку учителю!

Основная часть

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Отбор материала

Что входит в этот отбор?

  • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
  • заранее подготовленные цитаты из произведений;
  • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
  • подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
  • биография писателей и их этапы творчества.

Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

Изложение

Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

  • Введение
  • Доказательство
  • Микро-вывод

Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.

1.Введение

Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:

введение

2. Доказательство

Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

доказательство

цитаты

4. Микро-вывод

После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

Микро-вывод

При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.

Заключение

Финальная часть Вашего сочинения — заключение. Оно подразумевает подытог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Во вступлении Вы задаете вопрос тезисом — в заключении Вы на него отвечаете.

Если Ваш тезис не звучал вопросом, то перефразируйте его в вопросительное предложение, чтобы проверить, не отошли ли Вы от темы. Если Ваше заключение является ответом на этот вопрос, то Вы все написали правильно, а если финальная часть сочинения не отвечает на него, подкорректируйте написанное.

Рекомендации

  • Перечитайте работу и выделите на полях свои главные мысли, которые необходимо упомянуть в заключении
  • Отразите свои личные мысли по выбранной теме
  • Проверьте свою работу еще раз — соотнесите тезис с каждым вашим абзацем. Если хотя бы один из них не соответствует тезису — перепишите.

Клише

Речевые клише, отмеченные многими авторами и Вашими учителями, использовать не советуем. Лучше выработать привычку писать текст под тему, не пытаясь тему подстроить под некоторые нелепые конструкции.

Однако, есть несколько универсальных речевых клише, которыми можно пользоваться без опаски.

Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

а) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция не искажена , фактические ошибки отсутствуют

б) Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании , авторская позиция не искажена , И / ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

в) Суждения не аргументированы текстом произведения , И / ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И / ИЛИ допущено две или более фактические ошибки

б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок)

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок .

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин и А.С. Пушкин).

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

б) Названо только произведение без указания автора или указан только автор без указания произведения , произведение

убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа ,

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

в) Не названо произведение, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

а) Названо произведение , и указан его автор , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

б) Названо только произведение без указания автора или указан только автор без указания произведения , произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа , ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно , формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

в) Не названо произведение, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа

а) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений , оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , фактические ошибки отсутствуют

б) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений , но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании , авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена , И / ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

в) Для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,

ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., а текст другого выбранного произведения не привлекается , авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена , И / ИЛИ допущены две фактические ошибки

г) Для аргументации текст единственного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого выбранного произведения не привлекается,

д) Для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из выбранных произведений , И / ИЛИ искажена авторская позиция единственного выбранного произведения , или двух выбранных произведений , или исходного и выбранного ( ых ) произведений , И / ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки

б) Допущено не более одной ошибки каждого вида: логическая и/или речевая (суммарно не более двух ошибок)

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4 требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения . Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов . Если в сочинении менее 150 слов ( в подсчёт слов включаются все слова , в том числе служебные ), то такая работа считается невыполненной

и оценивается 0 баллов*.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется .

Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений ( стихотворения , лирические поэмы ), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается число привлеченных лирических произведений : при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше двух баллов , при привлечении одного произведения оценка не может быть выше одного балла .

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.

а) Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

б) Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п ., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки

в) Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании ( без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов , образов , микротем , деталей и т . п .), ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена , И / ИЛИ допущены три фактические ошибки

в) Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий), ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактических ошибок

а) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

б) Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

а) Сочинение характеризуется композиционной цельностью , его смысловые части логически связаны , внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

б) Сочинение характеризуется композиционной цельностью , его смысловые части логически связаны между собой , НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

в) В сочинении прослеживается композиционный замысел , НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями , И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

в) В сочинении не прослеживается композиционный замысел ; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания , существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

Комментарий

В первую очередь обратите внимание, что в заданиях 8, 9, 15, 16 требуется лаконично ответить на прямой поставленный вопрос. Даже несмотря на то, что "указание на объём условно", следите за объёмом! В подсознании проверяющего будет теплиться мысль снизить балл, придравшись к незначительным неточностям, если требуемые рамки будут сильно превышены. А для того, чтобы научиться лаконично и по сути писать, возьмите себе на заметку несколько советов:

  1. Прямо отвечайте на поставленный вопрос. Не нужно уходить на общую проблематику произведения, если того не требуется. Если нас, к примеру, спрашивается "Каким образом прослеживается взаимоотношения в семье Простаковых в данном эпизоде?", то начать свой ответ можно было бы примерно так: "Взаимоотношения в семье Простаковых на примере данного эпизода прослеживаются через несколько линий. Во-первых. во-вторых. и т.д."
  2. Стройте короткие предложения. 10 слов - оптимально.
  3. Подтверждайте свои тезисы короткими цитатами. В заданиях 8, 15 - цитаты прямо из того произведения, которое вам дано в варианте. В 16 задании при сопоставлении лирики потребуется привести цитаты из других произведений. Прежде потребуется назвать фамилию и имя автора, а также само произведение.
  4. Оставьте время в конце работы, чтобы потом вернуться и перечитать немного другим взглядом. Вычитка должна быть в любом случае!
  5. Распределите время таким образом, чтобы на 17-е задание осталось 2 часа времени. На каждое из заданий 8, 9, 15, 16 отводите 20 минут.

Спешите медленно! Когда работаете над данными заданиями, держите перед собой критерии и таймер. Ставьте себе жесткие рамки, привыкайте к ним, чтобы на экзамене на всё с точностью хватило времени!

ЕГЭ.Литератрура

Общее количество баллов

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Оценка выполнения заданий 8 и 15, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

  1. Соответствие ответа заданию.
  1. Привлечение текста произведения для аргументации.

Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

При оценивании последовательность примеров для сопоставления определяется их последовательностью в работе экзаменуемого.

Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению автора исходного текста).

При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, А.Н. Островский и Н.А. Островский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой и А.Н. Толстой).

  1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом.
  1. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом.
  1. Привлечение текста произведения для аргументации.

текст одного выбранного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не привлекается; авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена,

авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(ых) произведений,

  1. Логичность и соблюдение речевых норм.

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.

Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения.

Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.

  1. Привлечение текста произведения для аргументации.

аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

при аргументации ( с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено четыре или более фактические ошибки,

Задание №17 — это то самое большое сочинение, которого боятся выпускники, сдающие предмет. От сочинения ЕГЭ по литературе (17 задание) зависит целых 14 баллов из 58! Однако если разобраться, как писать 17 сочинение по литературе ЕГЭ, набрать их становится проще.

Критерии идеального 17 сочинения ЕГЭ по литературе

Критерии оценки 17 задания

В отличие от заданий других предметов, сочинения ЕГЭ по литературе (17 задание) не получится писать по критериям. Они не отражают обязательных структурных элементов для раскрытия темы ввиду субъективности экзамена.

  1. Раскрытие темы — чтобы получить максимум за этот критерий, необходимо полно раскрыть тему минимум в двух аспектах.
  2. Привлечение произведения — аргументация сочинения ЕГЭ по литературе (17 задание), должна отвечать нескольким требованиям:
    1. Эпизоды нужно анализировать, а не пересказывать.
    2. Нельзя искажать авторскую мысль, допускать фактические ошибки.

    Алгоритм написания 17 задания

    Перед тем, как писать 17 сочинение по литературе ЕГЭ, стоит определиться с темой. Выбирать лучше ту, в которой выпускник лучше разбирается, то есть к которым сможет подобрать аргументы и привести цитаты, не допустив фактических ошибок.

    Дальше стоит мысленно подобрать эпизоды или произведения к раскрываемой теме, выписать на черновик цитаты, которые могут помочь в анализе, и аспекты, на которые обязательно нужно обратить внимание. Это поможет построить тезисный план сочинения ЕГЭ по литературе. Саму работу лучше сразу писать на “беловик”, чтобы не терять драгоценного времени.

    План написания

    План — это краткая выжимка всех знаний по теме сочинения ЕГЭ по литературе (17 задание). Его наличие поможет не упустить ни единой важной мысли и раскрыть тему наиболее полно и многосторонне. Поэтому его стоит набросать в первую очередь. Дальше стоит приступить к расписыванию самой работы.

    Вступление

    Главное — оно должно подводить к основной части.

    Основная часть

    Здесь требуется выдвинуть два-три тезиса, которые раскрывают разные аспекты и помогают составить наиболее полную и разностороннюю картину. Они должны быть четко по выбранной теме.

    Тезисы также потребуется аргументировать. Для этого потребуется включить в сочинения ЕГЭ по литературе (17 задание) цитаты, а также — обязательно! — анализ. То есть требуется не просто пересказать эпизод, но и что он дает в контексте выбранной темы, что автор хотел показать и сказать с его помощью.

    Заключение

    В заключении необходимо подвести итоги, то есть кратко ответить на поставленный в теме вопрос, тезисно затронув все проанализированные аспекты. Если в основной части накладываются мазки, то в заключении необходимо уже обрисовать полную картину.

    Главное — заключение должно ставить точку.

    Рекомендации по подготовке

    Также в сочинения ЕГЭ по литературе (17 задание) не должна входить оценочная лексика. Парадоксально, но мнения выпускников на экзамене не спрашивают, а потому нужно писать объективно и по делу. Мнение должно быть аргументированным и казаться истиной в первой инстанции, а потому не стоит вдаваться в спор с позицией автора. При подготовке необходимо научиться определять ее и раскрывать.

    Сочинение ЕГЭ по литературе: план 17 задания

    Типичные ошибки

    В 2020 году большинство выпускников допустили ошибки именно в критерии на привлечение текста. Сочинения ЕГЭ по литературе (17 задание) требуют не пересказа, а полноценного анализа. Аргументировать тезисы лучше всего с помощью цитат, однако использовать их можно только в том случае, если они хорошо запомнились: фактические ошибки сильно снижают баллы.

    Также стоит обратить внимание на теоретико-литературные понятия. Ошибки в их использовании связаны с непониманием значения того или иного термина (один подменяется другим, например, сравнение синекдохой) или с неумением использовать его в полотне анализа (используется во вступлении, но не в основной части при толковании фрагмента).

    Темы сочинений

    Предугадать, какое именно произведение (проза и драматургия) или автор (поэзия) попадутся на экзамене в 17.1-17.3, невозможно.

    В теме 17.4 будет представлено понятие или образ, которые необходимо будет проанализировать с помощью литературы конца ХХ – начала XXI века.

    Чтобы написать сочинения ЕГЭ по литературе (17 задание) на 14 баллов, потребуется приложить немало усилий. Оно продемонстрирует глубину знаний выпускника и поможет оценить его действительный уровень владения предметом, а потому к нему необходимо начать готовиться уже сейчас.

    Читайте также: