Мой верный друг мой враг коварный мой царь мой раб родной язык сочинение рассуждение

Обновлено: 04.07.2024

?Сочинение-рассуждение на тему “Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык”.В. Б. Брюсов (Родной язык).
На протяжении всего своего существования человечество не перестает удивляться силе, могуществу, многогранности, разнообразию и возможностям языка. Сколько прекрасных, добрых слов сказано о языке! Сколько замечательных стихотворений посвятили языку писатели и поэты!
Мне хотелось бы уделить особое внимание строкам заглавия к данной работе и проанализировать их.
Мой верный друг.
Действительно, язык является другом каждого человека. Он служит для выражения наших мыслей, чувств, эмоций. Как писал К.Паустовский: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыха- ние грозы, детский шепот и шорох морского гравия”.
Именно с помощью языка люди обмениваются опытом и знаниями. В мире нет профессий, не связанных с языком. Язык сохраняет обычаи народов и передает их из поколения в поколение. Мы мыслим и приходим к каким-то выводам при помощи языка.
“Мой враг коварный!”…
Ведь недаром этими строками В. Я. Брюсов продолжает свое стихотворение. Иногда под всплеском эмоций или по природе своей люди говорят гадкие унизительные слова собеседникам, не задумываясь, насколько глубоко и сильно могут ранить сердце и душу человека. “Человеческое слово стрелы острее”, – гласит русская пословица. Те, кто понимает впоследствии, что сказал глупость, не подумав, корят себя за свой собственный язык, а те, кому никогда не придёт на ум совершенная ошибка, лишаются главного в жизни: близких друзей и любви окружающих. Разве можно этих людей назвать друзьями собственного языка? Отрадно отметить, что в данное время очень часто поднимается тема о чистоте русского языка. И на “самом высоком уровне” – государственном. Давно пора. Хотя, конечно, слишком много времени упущено: нынешние школьники и студенты – современная молодежь – не умеют, а возможно, и не хотят говорить правильно, литературно. И в этом, вероятно, нет их вины. Жаргонизмы, вульгаризмы, скудная, однообразная лексика – вот приметы современного общества. Да и пример брать не с кого: речь журналистов, дикторов, ведущих, тех, кого раньше принимали за образец, к кому прислушивались, – оставляет желать лучшего. Итак, язык играет порой противоположную роль – роль врага.
Следующая, использованная Валерием Яковлевичем метафора – “Мой царь. ” так же говорит о значительной роли языка. Язык является царем человека. “Величайшее богатство народа – его язык”, – сказал М.А. Шолохов. Язык у каждого народа оригинальный, разный, многогранный. Этот язык нужно изучать, чтобы знать его. Люди освоили язык, но пользоваться им до конца не научились. Очень часто в общении с людьми приходится слышать слова- паразиты. Вошедшие в речь “короче”, “блин”, “черт” используются неоправданно и неуместно. И это не от того, что люди горят желанием повторить восемь раз в пяти – шести предложениях слово – паразит, а от того, что “паразиты” прочно закрепились в жизни, и для избавления от них нужна большая человеческая сила воли, которой обладает далеко не каждый.
Все же, никогда не следует забывать о том, что человек сам создал язык, создал правила написания и нормы произношения, создал целую науку, изучающую язык. Поэтому человек способен следить за своей речью, корректировать недостатки, обогащать свой словарный запас, восхищаться своим языком.
Исходя из вышесказанного, становится понятен смысл завершающей части выбранных мною строк – “Мой раб! Родной язык!” Язык – наш раб. Человек, прошедший лабиринт языка, становится его хозяином: умеет грамотно писать. Умело употреблять слова в устной речи, свободно владеет языком. У многих школьников впереди невиданные, неизвестные, а порой и пугающие открытия в познании языка. И язык они не столь хорошо знают, он для них царь, которого должны превратить в раба. Как сказал Ш. Ядвигин: “Язык – это национальная душа народа: если есть такая душа, то есть и хозяин ее – это сам народ”. Мы являемся хозяевами нашего родного языка. И в заключении хочется привести слова, которые заставляют задуматься каждого человека о том, как же прекрасен родной язык!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

?Сочинение – эссе. “Мой верный друг !Мой враг коварный ! Мой царь ! Мой раб! Родной язык .”
Человеческий язык – величайший дар природы. Ему мы обязаны возможностью общаться, передавать свои мысли на расстоянии. Мы можем читать книги, написанные много веков назад ,а значит , использовать знания накопленные нашими предками , и сохранять наши знания для будущих поколений . Без языка не было бы человечества.
А сколько языков на земле ?! Ведь это же удивительное свойство человеческого языка – необыкновенное разнообразие…Языки отличаются друг от друга ,влияют друг на друга , они появляются и исчезают – ведь языки , как и люди , могут рождаться и умирать . А еще они ,тоже как и люди ,могут быть “родственниками” – и даже образовывать “семьи”.
Каждый из нас с самого рождения в совершенстве знает по крайней мере один язык. Этот язык называют родным языком человека . Младенец рождается немым и беспомощным ,но в первые годы жизни в нем словно бы включается некий чудесный механизм , и он, слушая речь взрослых ,обучается своему языку. Любовь к родине начинается там, где ты произнес первые слова на родном языке . Для меня мой родной русский язык неразрывно связан с тихим неброским пейзажем средней полосы России: бескрайние зеленые поля , светлые березовые листочки , овраги темные , тихие речушки , маленькие деревеньки с обязательной церквушкой на пригорке, пасущаяся лошадка на дороге… А над всем этим раскинулось высокое ,ярко – голубое , чистое небо с бегущими легкими облаками , как кружево украшающими небеса.
Мой родной язык – это великая русская литература . Я горжусь тем , что говорю на том же языке , на котором писали и говорили Пушкин , Гоголь , Достоевский , Чехов. Как хочется мне быть достойной таких учителей и соплеменников .
Мой родной русский язык – мой друг ,конечно, и даже больше . Эта связь с родным языком неразрывна , она в крови , в темной и неразгаданной глубине моего сознания ,на генетическом ,скорей , молекулярном уровне . Богатства моего языка велики .Сколько в нем различных слов с тончайшими оттенками значения , сколько синонимов , как разнообразны глагольные категории ! Можно просто сказать “Я за свободу все отдам”. Совсем другое дело – сказать что-то вроде “Эх , была бы я свободна …” А можно воскликнуть : “О , дайте , дайте мне свободу !”
Вслед за классиком я хочу повторить : ” Во дни сомнений , во дни тягостных раздумий …” язык мой служит мне . Он не может быть врагом коварным ! Это я иногда мыслю и говорю бездумные неправильные слова , обижая близких и любимых людей ; и сама потом винюсь , и корю себя , и нахожу же слова для покаяния , и опять помогает и служит мне мой родной язык. Он – царь , потому что я преклоняюсь перед его могуществом и древностью , осознаю его величие.
Он -раб ,потому что он служит мне всегда и всю жизнь. Он -моя бесконечная гордость , мое неиссякаемое богатство , которое я передам своим детям.

Прекрасная работа, которая была представлена на 1-ом Всероссийском Фестивале русского языка в 2012 году.

ВложениеРазмер
сочинение о русском языке 16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 9 класса Шаиховой Фариды на тему

Язык - «мой враг коварный", потому что русский язык, с одной стороны, кажется легким, простым, но на самом деле это язык с множеством проблем: орфографическими, лексическими, синтаксическими, грамматическими.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Язык - это наш царь. Он правит нами, делает мир лучше, иногда меняет жизнь людей, царит над нами, как небо. Люди хотят быть свободными и независимыми от того, кто правит ими, но на самом деле, если б не было царей, возможно, нарушился бы мировой порядок. Наш царь, который никогда не умрет - это могучий русский язык.

Но, к сожалению, мы часто используем язык, как раба, издеваемся над ним и применяем не по назначению. А какое же назначение русского языка? На этот вопрос каждый ответит по - своему: кто - то скажет - для общения, кто- то, что русский язык необходим нам для того, чтобы у нас была возможность грамотно формулировать наши мысли на бумаге и не делать по четыре ошибки в каждом слове, как делают это некоторые.

Мы почти каждый день слышим нецензурные выражения. И становится страшно, кажется, что мир настолько портится. И нам нечего будет передать нашим потомкам. Да, стремления человечества к самосовершенствованию не наблюдается . что уж тут говорить: нам лень даже описать прекрасное. Писатели девятнадцатого - двадцатого веков - это пример для нас. В этот период были написаны произведения, содержание которых актуально и для двадцать первого века. Чего стоит творчество Н. В. Гоголя, пронизанное реальной жизнью и страстной любовью к родному слову!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Родной язык - это важнейшая часть общения и наивысшее богатство для человека. Язык – система словесного выражения и передачи мыслей. Он актуализируется, осуществляется, материализуется в устной и письменной речи. Мысль моего сочинения заключается в том, как родной язык важен и значим для нас с ранних лет, а именно с рождения. Он играет одну из главенствующих ролей в жизни человека. Конечно, каждая страна разговаривает на своем языке, родном для них. Например, в России разговаривают на русском языке, в Англии на английском.

Родной язык может помогать в общении с окружающими людьми. Если ты хорошо знаешь родной язык, много читаешь художественной литературы для обогащения словарного запаса, изучаешь историю своего языка, конкретных слов, то при разговоре с людьми тебе не будет стыдно, тебя будут уважать за твои познания в языке, люди сами потянутся к тебе, потому что приятно общаться с человеком, который умеет грамотно строить свою речь. Естественно в таких ситуациях язык всегда является нашим верным другом.

Язык также может и навредить. Ведь некоторые сказанные нами слова могут обидеть человека. Порой мы не следим за своей речью. Так, например, в общении с друзьями, мы допускаем слова-паразиты, но согласитесь, что при общении, что при общении так выражать свои мысли нельзя! Язык будет являться для нас врагом, если мы не умеем корректно выражать свои мысли. Поэтому следите за своей речью, говорите правильно и внятно, особенно на родном языке.

Сделаем вывод о том, что основная функция языка - быть средством общения. Язык – неотъемлемая часть человека, без которой существование на земле невозможно. Язык – один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Он выражает особенности народа, который им пользуется. Нужно любить свой родной язык, следить за правилами речи, ведь не всегда получается выражать свои мысли правильно и красиво.

На протяжении всего своего существования человечество не перестает удивляться силе, могуществу, многогранности, разнообразию и возможностям языка. Сколько прекрасных, добрых слов сказано о языке! Сколько замечательных стихотворений посвятили языку писатели и поэты!

Мне хотелось бы уделить особое внимание строкам заглавия к данной работе и проанализировать их.

Мой верный друг.

Именно с помощью языка люди обмениваются опытом и знаниями. В мире нет профессий, не связанных с языком. Язык сохраняет обычаи народов и передает их из поколения в поколение. Мы мыслим и приходим к каким-то выводам при помощи языка.

Почему надо знать русский язык. Зачем человеку нужен язык? Материалы .

Все же, никогда не следует забывать о том, что человек сам создал язык, создал правила написания и нормы произношения, создал целую науку, изучающую язык. Поэтому человек способен следить за своей речью, корректировать недостатки, обогащать свой словарный запас, восхищаться своим языком.

И в заключении хочется привести слова, которые заставляют задуматься каждого человека о том, как же прекрасен родной язык!

Но, побежден иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

Примеры похожих учебных работ

О самом родном человеке

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

. оценивается по следующим критериям. Таблица 2 № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1) Баллы С1К1 Наличие обоснованного ответа Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических .

. Заканчивая рассмотрение непонятных слов и выражений, Белинский еще раз подчеркивает, что в оригинале их не могло быть, «ибо неестественно допустить бессмыслицы в пьесе, отличающейся смыслом в целом .

Проблема экологии и нравственные проблемы повествования в рассказах В. Астафьева .

. очень и очень много. Подобные ассоциации, становясь принципом поэтики, по существу, вскрывают главную, исходную позицию автора. В. Астафьев напоминает нам, что человек и природа есть единое .

Работа над м. часть С методическая разработка по русскому языку (11 класс)

. Ирина Роднина. 12) Многочисленные исследования психологов, которые изучают проблемы школьного образования, доказывают, как важно внушить ребенку . Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в .

Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой

. ни ей, ни самой себе. 2.1 Развитие традиций русской литературы Всемирное и философское в творчестве, Ахматовой, органично слиты, как и у Пушкина, с национальным, русским. Лейтмотив драматической любви-страдания, печали, тоски усиливается неяркой .

По этой пословице можно судить, что другом может быть язык в том случае, если все, что говорить, тщательно обдумывать. Вообще, то и принято в обществе так поступать. Но существует множество людей, которые пренебрегают этими умозаключениями. Оправдывается это тем, что все списывают на темперамент. Слишком эмоциональные люди руководствуются только своими эмоциями. Так можно обидеть любого человека, ведь выпалив свое мнение, только потом соображают, что сказали.

Чтоб язык стал другом, нужно хорошенько над этим работать. Недостаточно того, что можно долго думать перед тем, как что-то сказать. Это не красиво, собеседник может подумать, что с ним неприятно вести беседу или подумает, что перед ним тугодум. Чтоб такого не случилось, нужно постоянно пополнять свой словарный запас. В этом помогут книги любого жанра. Ведь, чем больше прочитанных книг, тем больше откладывается в голове информация, вырабатывается определенная манера общения.

Ни в коем случае нельзя выражаться ненормативной лексикой. А то, каким же другом будет собственный язык, если он такое произносит. Речь должна быть грамотной и четкой. Существует множество способов и методик для того, чтоб отработать ораторское искусство в домашних условиях. Стоит немножко поработать над собой и быть приятным собеседником для любого человека.

Существуют люди, которые не только не дружат со своим языком, но и всячески провоцируют собеседников выражаться так же. Им проще подстроить кого-то под себя, чем изменится самому. Они нуждаются в необходимости, чтоб рядом были такие же люди, так как боятся находиться в обществе одни.

Язык становится другом, когда уделять много внимания и ему и, непосредственно, своему образованию. Над этим нужно упорно работать, чтоб стать интересным собеседником. Люди будут тянуться, чтоб пообщаться и возможно изменить свою манеру речи. Даже при переписке можно будет определить культуру речи. Выработанная своя, индивидуальная, манера речи, будет узнаваемая и всегда в почете. А главное – приятной и возможно, будет примером для подражания.

Вариант 2

А вот для того чтобы не попасть в такую неловкую ситуацию нужно знать и изучать постоянно правила этикета, где подробно и четко прописано что и как должен знать каждый человек чтобы всегда чувствовать себя уверенно. Перед тем как что-то говорить нужно сначала подумать, а потом уже начинать беседу. Кроме этого в языке имеется огромное количество различных обращений, а также вежливых высказываний, которые нужно применять к тому или иному человеку. Ни в коем случае не нужно повышать голос при разговоре, а также переходить на унижение или оскорбление. Если вы хотите чтобы о вас, потом думали хорошо, то нужно всегда давать выговориться своему собеседнику и ни в коем случае нельзя его перебивать.

А ведь правильно говорят, что обидное слово всегда ранит намного сильнее, чем нож. И с этим можно согласиться. Когда вы обижаете родного или близкого вам человека, а особенно родителей, то порой не сдерживаетесь и говорите им плохие слова, а ведь они у них откладываются в сердце и запоминаются очень хорошо. Вы уже через несколько минут обо всем забыли, а ведь родители помнят об этом и им очень больно это слышать. Хотя при вас они говорят о том, что все забыто, и они давно прощены.

Популярные сочинения

Сочинение на тему Язык мой – друг мой по пословице

Здорово, если ты сумел что-то объяснить человеку. Вы могли поругаться из-за непонимания, но ты смог объяснить всё-всё. А еще важно, когда нужно произнести речь, кого-то поздравить. А то в самый ответственный момент язык начинает заплетаться. И самое обидное, если учил, то есть репетировал, слова подбирал, даже текст писал. Но куда всё делось?!

Вот бы уметь выступать на любую тему. Сказали тебе её за секунду, а ты такой, сохраняя спокойствие полное, выступил. И все бы тебе аплодировали не из вежливости.

Слова бы не забывать и не путать. Вот когда нужно правильное слово, хоть так и вертится на языке, но никак не произносится.

Вот я даже не могу вспомнить, когда язык мой меня не подводил… А сколько раз он меня подставлял! Меньше болтать нужно. Учить его (и себя самого) дисциплине – вот это главное. Но работы ещё много…

Язык мой- друг мой

Сказка про то, как паучок язык искал.

Проснувшись окончательно, паучок рассказал случайной знакомой, что он идет язык и речь искать. А гусенице так понравилась затея жучка, что она решила с ним вмести идти. В лесу им встретилось много интересного и страшного. Как-то увидели они большую птицу, которая заметила их и стала догонять. Они из сил выбились, как вдруг увидели поваленное ночной грозой дерево. В нем была глубокая щель. Быстро спрятались в ней друзья и затаились. Птица полетала, полетала и улетела ни с чем в своё гнездо. А в этом поваленном дереве жил короед, которому стало очень интересно узнать, что делают в лесу паучок и гусеница. Стали они наперебой рассказывать о своих приключениях. Короед слушал внимательно и решил вместе с ними идти.

Казанцев Арсений,5 класс

Привет, ребята! Сегодня я расскажу необычную историю. Может, это и не история, а сказка. Решайте сами. Садитесь поудобнее и слушайте.

Однажды Женя и Маша (брат и сестра) остались одни дома. Им захотелось поиграть. Они начали прыгать, бегать и скакать. И вдруг Женя уронил случайно бабушкин цветок и сказал очень нехорошее слово. Сказал и сам испугался. -Вот попадет тебе ! –строго сказала Маша. –Ничего страшного, мы же все уберем, а про то, что я сказал плохое слово ,ты ведь никому не расскажешь ? –Да, мы уберем ,но ведь этот цветок необычный. Он не любит, когда произносят плохие слова . Не успела Маша договорить, как поднялся сильный ветер, загремел гром, поплыли тучи, пошел холодный дождь. Вдруг в окне появилась старая злая фея Сквернословия и сказала мальчику: — Ты будешь заколдован за дурное слово! Твой язык я забираю себе в царство Сквернословия. Там мне он очень пригодится! Снять заклятие трудно ! Сделай три добрых дела ,чтобы вернуть то ,что я заберу у тебя!

Грянул гром ,сверкнула молния ,фея Сквернословия исчезла. Маша и Женя очень испугались. Маша смотрела на Женю! Он моргал, ел, пил, бегал, но не говорил. Маша поняла, что злая фея Сквернословия забрала язык и речь у Жени. Домой вернулись родители. Маша начала плакать:

— Это я виновата. Я не сказала Жене , что бабушкин цветок ,подарок добрых фей, заколдован!

Родители успокоили детей:

— Ложитесь спать ,утро вечера мудренее! Завтра во всем разберемся, отведем Женю к лекарю. Проснулись родители ,а на окне записка:

-Мама, папа, не расстраивайтесь ! Мы ушли к добрым феям. Они помогут вернуть Жене речь и язык.

Шли они долго. За горами, за лесами за широкими морями был волшебный лес. Вот там- то и жили три добрые феи. Вдруг Женя увидел блеск от платьев фей, и дети ускорили шаг. Вскоре они нашли замок добрых фей. Они зашли в огромный зал, добрые феи спросили:

-Милые дети, что случилось?

Маша все им рассказала. Все феи поняли. Первая добрая фея сказала: — Чтобы снять заклятие, вам надо научить Змея Горыныча читать. Вторая фея сказала:

— Вам нужно помочь первокласснику Паше выучить русский алфавит. Ну а третья добавила:

— А потом вы должны помочь пятикласснику Богдану чтение полюбить. Дети покушали и спать легли. На следующий день пошли они к первокласснику Паше . Учили ,учили да и научили. Паша весь алфавит запомнил! Пошли дальше. Дошли до Змея Горыныча. Учили ,учили да и научили его читать . Пошли дальше и пришли к Богдану . Долго уговаривали его книжку прочитать. Да только Богдан упирается – не хочет читать. Пришлось на жалость бить. Рассказала Маша о том, какая беда с братом приключилась. Пожалел Богдан Мишу. Не только научился читать, но и полюбил книги. Обрадованные дети дошли до злой феи Сквернословия. Увидела фея, сколько добрых дел ребята сделали, и все ее злые чары и рассыпались! Дети вернулись домой, рассказали родителям про свое путешествие. И никогда больше Женя скверных слов не говорил!

Дурное слово никому счастья не приносит!

Илья Владыко, 5 класс

Всего тридцать три буквы в русском языке! А посмотрите, сколько у него друзей. Возможно, есть языки, содержащие и меньше букв и звуков, но я доволен нашим замечательным языком. Он величественный, красивый, чудесный, прекрасный. Существует ещё много слов, которыми можно охарактеризовать наш язык. Даже самый маленький ребенок, только – только начинающий говорить, узнает свой язык и учится разговаривать, глядя на маму и папу. А потом узнает все больше и больше слов и выражений и становится владельцем огромного богатства – русского языка. Я счастлив, что я дружу с великолепным русским языком.

Василина Дрозд,7 класс

Казанцева Ира, 7 класс

Я просто поплелась за ним. Мы зашли в какую-то комнату, там было очень темно. Гном выпустил мою руку и куда-то исчез. Я растерялась: что мне делать? Куда я попала? Как мне вернуться назад?

Неожиданно включился свет. Я хочу что-то сказать и не могу. Подходит ко мне гном и начинает говорить на языке, который я не знаю. Но понимаю всё, о чем он говорит:

— Девочка, Ты хочешь всем нравиться? Быть всегда исключительно приятной для всех? Если хочешь, кивни головой.

Я кивнула головой в знак согласия и тут же очутилась у себя дома. Я даже подумать не могла, как теперь изменится моя жизнь. Всё вокруг было радостным, счастливым, веселым. Я могла говорить со всеми, кто веселился, радовался, праздновал какие-то счастливые моменты жизни. Все говорили о том, какая я приятная девочка. Но неожиданно заболела моя лучшая подруга. Я так хотела подбодрить её, а вместо сочувственных слов начинала смеяться и хихикать. От меня отвернулась не только подружка, но и все остальные.

И тогда я решила отыскать гнома, чтобы он вернул мне мой настоящий язык. Не буду рассказывать, что мне пришлось пережить, пока я его искала. Но когда он стал уговаривать меня оставить всё по-прежнему, я так разрыдалась, что он перестал меня уговаривать. На прощание он улыбнулся и сказал:

— Ты права. Пусть у каждого будет тот язык, который тебе подвластен. Как важно уметь разделить радость, так необходимо научиться быть с друзьями и близкими в горе. И вовремя сказанное слово порой целебнее любого лекарства.

Читайте также: