Сочинение на тему загадка максима богдановича

Обновлено: 07.07.2024

Мировой общественности он известен как поэт, публицист, критик, переводчик на белорусский язык стихотворных произведений с русского, украинского, польского, французского и других европейских языков. Его вклад в жанровое разнообразие белорусской литературы сравнивают с ролью Пушкина в литературе русской. А короткую яркую жизнь - с трагической судьбой Лермонтова. Правда, погиб Максим Богданович не от пули, его земной путь перечеркнула болезнь, ставшая для его семьи настоящим роком. Богатое творческое наследие, оставленное Богдановичем, тем не менее, дает его соотечественникам полное право не только ставить его в один ряд с общепризнанными мастерами художественного слова, но и в будущем учредить 9-го декабря полномасштабный национальный поэтический праздник - наподобие Пушкинского дня России.

Впрочем, память о Максиме Книжнике (это один из псевдонимов поэта) и без того многогранна. Музеи Богдановича сегодня работают в Минске, Гродно, Ярославле. Его имя носят улицы во всех областных центрах Республики Беларусь, а также многие школы и библиотеки. Ему посвящают оперы и фильмы, о нем рассказывают выставки, с его образа лепят бюсты и пишут картины… И без официально установленной даты каждый год 25 мая сотрудники минского музея отмечают день памяти Максима Богдановича, а в деревне Ракутёвщина Молодечненского района, где находится филиал музея, каждое лето проходит праздник поэзии с участием самодеятельных и профессиональных художественных коллективов.


Нижний Новгород и Ярославль

…В конце 1896 года овдовевший и потерявший новорожденную дочь Адам Егорович, получив предложение поработать в Нижнем, в надежде начать новую жизнь перебирается с сыновьями на берега Волги. Отсутствие матери переживали все – Вадим, Максим и совсем ещё маленький Лёва. Отец почти ежедневно брал детей на прогулку по городу. Педагог не столько по образованию, сколько по призванию, он прививал им любовь к природе, обращая внимание на каждое сезонное изменение в ней. Они много ходили пешком, осматривая памятники и достопримечательности старинного купеческого города.

В Нижнем Богданович-старший познакомился с молодым литератором Максимом Горьким, они стали друзьями, а позднее и родственниками, будучи женатыми на сестрах Волжиных. Однако и вторая супруга отца поэта, Александра Павловна, вскоре при родах умерла. Трагичная участь постигла также её маленького сына. Позднее Адам Егорович связал свою жизнь с сестрой своей первой жены – Александрой Афанасьевной Мякотой. В этом браке, поначалу гражданском, родилось ещё пятеро сыновей…

Когда по долгу службы отца в 1908 году семья переезжает в Ярославль, Адаму Богдановичу из-за отметки в аттестате среднего сына о неблагонадежности стоило немалых трудов устроить его в старший класс местной гимназии.

. В Ярославле Максим Богданович проведет следующие восемь лет своей жизни, всё сильнее тяготея к гуманитарным наукам и белорусской литературе в особенности.

Так одиночество породило гениального поэта.

…А огромная заслуга Адама Егоровича в том, что он спас для благодарных потомков творческое наследие собственного сына. 29 мая 1917 года, на четвертый день после смерти Максима от туберкулеза легких, старший Богданович приезжает в Ялту, где хозяйка квартиры передает ему оставшиеся после постояльца рукописи. Эти бумаги и стали основой обширного архива Максима Богдановича, по крупицам собранного и чудом сохраненного его родственниками в Гражданскую войну.
Вернуться, чтобы уйти навсегда

Осенью 1916 года, в разгар Первой мировой войны, выпускник Ярославского Демидовского юридического лицея Максим Адамович Богданович приехал в прифронтовой Минск. Поступив на службу в губернскую продовольственную комиссию в качестве секретаря, поэт активно включился в деятельность Белорусского комитета помощи жертвам войны. Работал Богданович рука об руку с белорусской писательницей Людвикой Войтик, известной под псевдонимом Зоська Верас. Жил он в то время на квартире Змитрока Бядули, тоже известного белорусского литератора.

Его собственное здоровье неуклонно портилось. Зная об ужасной и неминуемой развязке, Максим трудился не покладая рук, а по вечерам садился писать. Из-под пера ещё очень молодого, но немало пережившего человека рождаются новые удивительные произведения – полные переживаний за свою родину и свой народ, пропитанные христианским спокойствием и ощущением божественного бессмертия.


Богданович Максим – литературовед, переводчик, поэт, воспевший родную Белоруссию и выразивший в лирических строках безграничную, искреннюю любовь к своему народу. Классик славянской литературы, проживший яркую, но очень короткую жизнь и оставивший после себя богатое творческое наследие, рассказывающее о людях и времени, в котором они жили.

максим богданович

Максим Богданович: биография

Родился Максим 27 ноября (9 декабря) 1891 года в семье известного историка и этнографа и с самого детства проявил огромный интерес к литературе. Этому увлечению способствовало наличие обширной отцовской библиотеки, да и семья, в которой рос мальчик, была очень начитанная и поэтическая. Бабушка Максима была знатной рассказчицей, причем любое повествование для нее становилось целым творческим актом, произносимым нараспев и увлекающим сказочным сюжетом. Также бабушка, известная в Холопеничском округе как ворожейка-знахарка, знала много обычаев, пословиц, загадок, преданий, поговорок, лекарственных народных средств, была носительницей народной старины; к ней часто приходили за советом, а во всех торжественных случаях приглашали в качестве распорядительницы.

Юношеские годы белорусского поэта

Учебой мальчика занимался папа, стараясь максимально обширно и доступно подать ребенку необходимые знания. Когда Максиму исполнилось 5 лет, от туберкулеза умерла его мама.

максим богданович биография

Первые пробы пера

Даже вдали от родины Максим разговаривал на белорусском, ощущая огромную симпатию к родному слову. Любовь ко всему белорусскому поддерживали в юноше не только родные, но и преподаватели, чувствовавшие в юноше искреннюю и пронзительную тягу к культуре своей страны.

Максим Богданович: интересные факты

Творческий период Богдановича

Тем временем туберкулез унес жизнь его брата Вадима; в 1909 году заболел и сам Максим Богданович. Слабое здоровье и материальные трудности стали помехой на жизненном пути перспективного литератора, посвятившего всю свою жизнь литературной работе. Автор осознанно готовил себя к поэтической деятельности, учил беллетристику (изящную словесность), славянский санскрит, пользуясь в качестве настольного пособия словарем Носовича.

романс максима богдановича

Также писатель много переводил на белорусский язык произведения зарубежных авторов (польских, французских, украинских и русских), значительную часть времени посвящал изучению славянских и западноевропейских языков и литературы.

Ключевые темы произведений Богдановича

В годы обучения в лицее Максим Богданович, фото которого можно увидеть в статье, много пишет и активно публикуется в местных многотиражках и журналах, а также российских изданиях. Он приобрел известность не только в своей стране, но и за рубежом.

максим богданович фото

Последние годы жизни

Похоронен Максим Богданович на Аутском братском кладбище города Ялты, в 12 километрах от этого места белорусскому литератору возведен памятник. Также монумент поэту установлен в Минске, а его именем названы улицы в городах Белоруссии.

максим богданович интересные факты

110 лет тому, 9 декабря 1891 года, в Минске на улице Александровской в доме близ Свислочи в семье Адама и Марии Богдановичей родился сын Максим.

YouTube
Instagram

110 лет тому, 9 декабря 1891 года, в Минске на улице Александровской в доме близ Свислочи в семье Адама и Марии Богдановичей родился сын Максим. Вряд ли полагали родители, что спустя годы ему суждено будет стать классиком белорусской литературы, выразителем национального духа, равным разве что гениям Купалы и Коласа.

Недолго жила семья Богдановичей в том доме, где сейчас музей Максима, на той улице, которая носит его имя. Через каких-то полгода Богдановичи уже были в Гродно. И, наверное, всю свою пусть немыслимо короткую, но удивительно яркую жизнь Максим и прожил бы в Беларуси, на родной земле, если бы не смерть матери. Мария Афанасьевна умерла, когда мальчику было всего 5 лет, и после этого Адам Егорович уехал в Россию. Был 1896 год.

Детство и юность Максим провел на Волге. Учился в гимназиях Новгорода и Ярославля, в Демидовском юридическом лицее. Вот и думаешь: как смог он, проживший большую часть из отпущенных судьбою 26 лет вне родной стихии, стать в нашей литературе первым из первых? И как получилось, что Богданович, с детства лишенный волею судьбы "уласна беларускiх уражання›", воспитанный хотя и в интеллигентской среде, но которая, по утверждению М.Стрельцова, "не надта шанавала нацыянальны элемент у выхаваннi i побыце", стал классиком из классиков и вошел, по высказыванию английской переводчицы Веры Рич "у пантэон вялiкiх паэта› свету, як ро›ны сярод ро›ных".

Такова одна из загадок Максима Богдановича. И, может быть, самая главная, без разгадки которой наше представление о его гении будет неполным. И хотя об этом написано множество исследований и существует множество версий "разгадкi", вряд ли какая-нибудь из них может дать исчерпывающий ответ, кроме, видимо, одного: гении народам даются свыше в определенный период их истории, для выполнения определенной миссии.

А литератор и критик Михась Стрельцов в своей повести "Загадка Богдановича" напомнил всем нам, что известно немало случаев, "калi асоба, узрошчаная духам аднаго народа, яго побытам, паветрам яго зямлi, яго песнямi, прылучаецца да духо›нага жыцця iншых народа› i часам займае › iм адно з самых выдатных месца›". (Кроме Богдановича, наиболее близкий и понятный нам пример - гений Адама Мицкевича.)

Максим Богданович возрос в русской среде. Обогатился ее культурой. Но душою, на генетическом уровне, всегда чувствовал свое единство со своим народом. Его белорусское слово зазвучало в то время, когда в Белоруссии немногие осмеливались писать по-белорусски. А в Минске, например, как вспоминал отец поэта: "на ня›дзячнай нiве пiсання верша› па-беларуску" разве что "спрабава› свае сiлы адзiн толькi Янка Лучына".

Само время, необходимость национального возрождения потребовали от Богдановича как поэта, публициста, критика, мыслителя быть истинно белорусским во всем. И нельзя не согласиться со Стрельцовым, что именно время возвращает родине сыновей.

И тогда, и сейчас, когда все созданное поэтом звучит во весь голос, остается, по определению того же М.Стрельцова, очевидным: "адметнасць якраз i была за›с„ды › тым, што „н як бы iшо› да нацыянальнага ад агульналюдскага, а не наадварот". Поэтому символично и закономерно - многое, что связано с белорусским национальным духом, белорусской литературой вчера, сегодня, завтра, берет начало от Максима Богдановича. Он поистине народный.


Максим Адамович Богданович родился в Минске в 1891 году в семье учителей, и сразу после рождения мальчика Богдановичи переехали в Гродно.


Отец поэта, Адам Егорович (1862 — 1940), сын безземельного (бывшего крепостного) крестьянина, известный этнограф, фольклорист, языковед, окончил Несвижскую учительскую семинарию и работал в Минске (1885 — 1892) заведующим 1-го городского начального училища.

Мать, Мария Афанасьевна (1869 — 1896), учительница по образованию, училась в Земской учительской школе в Петербурге.

Детей в семье Адама Егоровича и Марии Афанасьевны было четверо: Вадим (1890 г.р.), Максим (1891 г.р.), Лев (1894 г.р.) и Нина (1896 г.р.). Несмотря на то, что в семье Богдановичей разговаривали по-русски, уклад жизни, привычки, вкусы, образ мыслей в своей основе были белорусские. Здесь дети слышали белорусские сказки, песни, поговорки. Отец уделял много времени своим сыновьям и привил им любовь к литературе. В одном из писем к своему другу Максим писал:


Там его мать умерла от туберкулеза в 1896 году, и отец с Максимом и остальными детьми отправилась в Нижний Новгород. Отец женился второй раз (на сестре жены Максима Горького). Дома у Богдановичей все разговаривали по-русски, но уклад жизни, привычки и вкусы во многом оставались белорусскими.

Алексей Максимович подарил своим друзьям гравюру с изображением Мадонны — фрагмент знаменитого шедевра эпохи Возрождения Рафаэля Санти, ставшую семейной реликвией, которую Богдановичи всегда возили с собой при многочисленных переездах.

С 1902 по 1907 годы Максим Богданович учился в Нижегородской мужской гимназии. Юноша находился в атмосфере радикальных политических настроений. В доме Богдановичей постоянно собиралась революционно настроенная интеллигенция и молодёжь. Максим активно посещал различные митинги и манифестации.


В доме Богдановичей очень часто бывали гости, а отец Адам, в свою очередь, был народовольцем, поэтому, слушая разговоры отца и его друзей о необходимости изменений ситуации в стране, мировоззрение в революционном направлении сформировалось и у молодого Максима.

С 1908 года Богдановичи живут в Ярославле, где Максим продолжает обучение в гимназии. В этот период юноша столкнулся с тяжким испытанием. В 1908 году от туберкулеза умирает его старший брат Вадим, а весной заболел туберкулезом и сам Максим. Отец отвез его в Крым, что положительно отразилось на его здоровье.

1911 год явился в значительной мере переломным в жизни Максима Богдановича. После окончания учебы в гимназии он посетил Вильно, где познакомился со знаменитыми деятелями белорусского национально-освободительного движения братьями И. и А. Луцкевичами, белорусским писателем, историком, филологом, литературоведом В. Ластовским. По приглашению Луцкевичей Максим Богданович почти всё лето жил в усадьбе Ракутевщина около Молодечно. К этому времени он имел только книжное представление о Беларуси, но здесь, в 20-летнем возрасте смог вблизи увидеть белорусский природу, жизнь и быт белорусов.


Максим Богданович, 1911 год

Получив в 1911 году аттестат об окончании гимназии, Максим Богданович намеревался поступить в Петербургский университет на филологический факультет, но из-за отсутствия средств, а также из-за того, что сырой климат столицы не подходил для человека с его здоровьем, не смог осуществить своё намерение и, вернувшись из Беларуси в Ярославль, поступил в Демидовский юридический лицей. При этом Максим очень настойчиво занимался самообразованием.

В 1909 — 1913 годах Максим Богданович написал также более десяти стихотворений на русском языке, сделал ряд переводов на белорусский язык Овидия, Горация, П. Верлена.

Осенью 1916 года, окончив в Ярославле юридический лицей, Максим Богданович переехал в Минск. Здесь он работал секретарём продовольственного комитета минской губернской управы, одновременно занимался делами беженцев в Белорусском обществе помощи пострадавшим от войны, участвовал в работе кружков молодёжи. Богданович поселился на одной квартире с литератором Змитраком Бядулей, который позже оставил много воспоминаний о поэте.

Максим Богданович родился в Беларуси, но всю оставшуюся жизнь прожил в России, лишь изредка бывая на малой родине. Он в совершенстве владел двумя языками, но больше любил писать на белорусском.

— говорит Любовь Турбина, русская поэтесса, переводчик и литературный критик. Она перевела много стихов Богдановича на русский язык. Вот что она говорит о нём:

4.jpg

Во время открытия памятника Максиму Богдановичу. Минск, 9 декабря 1981 года

— отмечает Любовь Турбина.

А вот мнение белорусских историков:

рассказывает Михаил Барановский.


Литературная биография Богдановича сложилась весьма своеобразно. Долгие годы он знал свою родину только по впечатлениям раннего детства: поэт вырос вдали от родного края, не слыша вокруг белорусской речи. И тем не менее увлечение его белорусской литературой, белорусским народным творчеством, этнографией проявилось очень рано и навсегда определило его жизненный путь. Здесь сказалось влияние отца, превосходного знатока белорусской этнографии, собирателя белорусского фольклора, а также круг чтения будущего поэта.

В тщательно подобранной библиотеке его отца, наряду с русской и мировой классикой, широко были представлены славянская литература и, разумеется, белорусский фольклор, работы по белорусской этнографии, истории. В отцовской же библиотеке Богданович познакомился и с произведениями Дунина-Марцинкевича, со стихами Богушевича.


Это знакомство с белорусской литературой происходило в период широких литературных увлечений поэта, которому были чрезвычайно близки Пушкин, Фет, Майков, Блок; он превосходно знал украинскую литературу, серьёзно изучал поэзию греков, итальянцев, французов, славян. В том, что влечение к белорусской литературе преобладало над другими интересами, сказалось влияние атмосферы, окружавшей Богдановича в семье.



Сергей Полуян



Рост белорусской литературы в начале века тесно связан с историческими процессами эпохи революции 1905 — 1907 годов.

Период, о котором пишет Богданович, отмечен творчеством поэтов, в чьих стихах прозвучал голос разбуженного революцией белорусского крестьянства.

— писал в 1910 году М. Горький в письме к А. Черемнову (Сочинения в 30-ти томах, т. 29. М., 1955, стр. 144.).

Горький справедливо заметил, что народность — наиболее яркий признак молодой поэзии, заговорившей на языке белорусской деревни, в простых, близких к народно-песенным формах стиха, отразившей помыслы и чаяния крестьянской массы.

Максиму Богдановичу довелось сыграть в развитии белорусской поэзии особую роль. С ним в белорусскую литературу вошёл новый поток — образцы русской, греческой, итальянской, французской, немецкой, финской, славянских литератур. На белорусском языке зазвучали стихи Горация, Овидия, Шиллера, Гейне, Верлена, произведения славянских поэтов.

Достижения мирового искусства обогатили белорусскую литературу благодаря переводам Богдановича. Но ещё существенней то, что традиции мировой литературы в оригинальных произведениях поэта органически переплавились с народными традициями белорусской поэзии. Это оказалось возможным потому, что Богданович выступил в такое время, когда в литературе уже работали Купала и Колас, поэты, которым дано было наиболее ярко выразить в своём творчестве национальный характер поэзии белорусов и завершить формирование белорусского литературного языка.

Эта вера в неизбывность революционной энергии народа заметно усилилась в годы, предшествовавшие революции 1917 года.

— писал Богданович в 1915 году.

Именно в тяжелые годы империалистической войны создал поэт свои лучшие произведения, проникнутые ощущением наступающего исторического перелома.

В одной из своих статей Богданович писал о русской культуре:

В этом процессе сближения культур братских народов деятельность самого Богдановича оказалась одним из самых существенных этапов. В его творчестве демократическая, революционная по духу, глубоко народная по своим истокам белорусская поэзия наиболее близко соприкоснулась с великими традициями русского и мирового искусства. Богданович, как мы видим, широко раздвинул содержание белорусской поэзии, сознательно ставил себе задачу расширить круг её тем и форм.

Значение этой работы огромно. Поистине титаническим был его труд по внедрению в белорусскую литературу новых поэтических форм. Достижения мировой поэзии — старой и новой, самая изощренная культура стиха — все это стало достоянием белорусской литературы. Богданович как бы стремился доказать что белорусской поэзии открыты все пути, которыми идёт современное искусство.

Памятник Максиму Богдановичу в Ялте

Памятник М.Богдановичу в Ялте

25 мая 1917 года на 26-м году жизни Максима Богдановича не стало. Он похоронен в Ялте на старом ялтинском кладбище. На скромном деревянном кресте, с согласия отца, была сделана надпись:

Коротким был жизненный путь поэта, ещё короче — творческий… Но благодаря своей гениальной одарённости в таких узких временных рамках истории Максим Богданович смог осуществить свой великий творческий подвиг — стать одной из первых звёзд на небосводе белорусской национальной поэзии, оказаться в центре литературно-общественного движения Беларуси начала ХХ века, быть лучшим критиком и историком родной литературы, её классиком, отличным переводчиком и прозаиком.

Тем поэтическим шедеврам, которые он успел написать, выпала завидная судьба. Проходят годы, десятилетия, а его волшебная поэзия до сих пор тревожит и волнует души и сердца людей.

Читайте также: