Сочинение не с существительными

Обновлено: 05.07.2024

В боль­шин­стве этих слов эле­мент не- явля­ет­ся частью корня:

  • невежд а — корень/окончание;
  • нерях а — корень/окончание;
  • нелю­дим — корень/окончание;
  • нена­висть — корень/окончание;
  • ненасть е — корень/окончание

Приставка не- обра­зу­ет новое сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. К нему зача­стую мож­но подо­брать синоним:

  • сча­стье → не сча­стье (беда, горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (враг, противник);
  • прав­да → не прав­да (ложь, обман, враньё);
  • дове­рие → не дове­рие (подо­зри­тель­ность);
  • воля → не воля (плен);
  • про­фес­си­о­нал → не про­фес­си­о­нал (люби­тель, дилетант).

Подобные обра­зо­ва­ния попол­ня­ют сино­ни­мич­ные ряды слов. Заметно, что суще­стви­тель­ные с при­став­кой не- обла­да­ют смяг­чён­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем по срав­не­нию с сино­ни­мом без приставки.

Сравним:

  • успех — не успех, или провал;
  • друг — не друг, или враг;
  • любовь — не любовь, или ненависть.

4. Некоторые слова-термины пишут­ся слит­но с при­став­кой не-:

Не с существительными

Этот артист, пою­щий с акцен­том, не француз.

В при­ве­ден­ных при­ме­рах при­сут­ству­ет логи­че­ски под­черк­ну­тое отрицание.

В этой ситу­а­ции он про­явил не сме­лость, а трусость.

Мне кажет­ся, такое жест­кое отно­ше­ние — это вовсе не любовь к животным.

Критик отме­тил, что это был дале­ко не успех у зрителя.

Отнюдь не соба­ка зары­ча­ла око­ло сто­рож­ки лесника.

Оказалось, что это нисколь­ко не успех.

Не с существительными алгоритм определения

Видеоурок

НЕ с существительными и прилагательными пишется СЛИТНО, если:
● слово без НЕ не употребляется: ненастье, неряха; неказистый, неряшливый;
● если слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением: недруг (= враг), непогода (= плохая погода); невесёлый (= грустный), недружественный (= враждебный).

НЕ с существительными и прилагательными пишется РАЗДЕЛЬНО, если:
● есть противопоставление с союзом А: не приятель, а просто знакомый; не глубокий, а мелкий;
● к слову с НЕ относится слово ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, ДАЛЕКО, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО: это ДАЛЕКО НЕ правда, книга НИЧУТЬ НЕ интересная.

Кроме того, НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО с притяжательными прилагательными (пальто не мамино, альбом не Наташин) и, как правило, с относительными прилагательными (стакан не стеклянный, дом не кирпичный).

вообщем "не" с существительными могут писаться слитно и раздельно слитно если "не" не употребляеться например (нелепость).ю если можно заменить синонимом без "не" или близким пос мыслу вырожением. а раздельно если есть противопоставление с союзом "а" например (не добрый , а злой) потмо если есть волшебные слова такие как (вовсе, далекоЮ отнюдь, ничють, нисколько, совсем) ещё если обозначает цвет или слова пишутся через дефис

И.п: четыреста девяносто три,
Р.п: четырёхсот девяноста трёх,
Д.п: четырёмстам девяноста трём,
В.п: четыреста девяносто три,
Т.п: четырёхстами девяноста тремя,
П.п: чтырёхстах девяноста трёх

Черное море(прямое значение)- море улыбок(переносное значение)
Золотые серьги (прямое)- золотые руки (переносное)
Тяжелая коробка (прямое)- тяжелая задача(переносное)
Ребенок бежит(прямое)- время бежит (переносное)
Холодная погода(прямое)- холодное пальто(переносное)
Черные краски(прямое)- черные мысли (переносное)

1. Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело. Говорится, чтобы подбодрить себя или кого-то, когда решаются на какое-либо опасное или неизвестное дело, связанное с риском.
Глаголы: не ходить
2.Если человек хочет добиться цели то он не остановится ни перед чем.
Глаголы: не удержишь
3.Если не будешь работать, то не будет денег у тебя и не на что будет жить.
Глаголы: не добудешь
4.Чего ты не хочешь, чтоб тебе сделали, другому не делай.
Глаголы: не любишь, не делай
5.Чтобы у тебя были какие-то достижения, надо прилагать соответствующие усилия. Если у тебя есть только серебро (=твои усилия) , то ты не сможешь купить золотые руки (=умения, способности) , потому что серебро дешевле золота (=за нужные тебе способности ты даешь меньше усилий, чем надо) .
Глаголы: не купишь
6.Смысл этой пословицысостоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты нив одном из этих дел не добьешься успеха.
Глаголы: не поймаешь.

Когда я ем, я глух и нем.
Не бойся работы, пусть она тебя боится.
Корень ученья горек, да плод его сладок

Укажите пример с ошибкой в форме числительного: 1) (около) пятисот сорока девяти дней 2) девятисот сорок семь тетрадок 3) трёхс

Пожалуйста ответьте на вопросы !)))) (5 КЛАСС ) 1. Как называется изменение имён существительных по падежам и числам? 2. На ка

От это данных глаголов образуйте деепричастия: думать, работаете, ненавидить: спешить, держать, кричать; смеяться, торопиться,на

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 6 классе.

Тема. НЕ с именами существительными.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;

Метапредметные:

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными

Личностные : Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование и материалы к уроку : интерактивная доска, презентация, таблицы для заполнения, карточки с заданиями.

I . Организационный момент .

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

А слушаем внимательно!

Здравствуйте ,мои дорогие ученики-исследователи!

Да-да, именно исследователи, сегодня на уроке мы будем открывать

тайны написания слов.

- Откройте тетради, запишите дату.

II . Вступительное слово учителя

- У вас на партах лежат слова : гореть, зажигать, сам, другие.

Составьте из них предложение, правильно связывая слова грамматически и по смыслу.

Обсудите в парах и дайте ответ. Использую структуру Тимбилдинг (игра, совместная активная деятельность для достижения общей цели)

- Как вы понимаете это выражение? ( не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером).

Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока.

Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Сегодняшний урок - не исключение.

III . Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос

С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?

Что такое имя существительное? (предмет (кто? что?)

Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году?

(разноскл., несклон., сущ. общего рода)

4. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…

(К.Г.Паустовский)

Есть ли в этом предложении слова с НЕ?

Какой частью речи оно является? ( неясность) Докажите это.

Все существительные отвечают на вопрос "кто?" и "что?".

Подставим твоё слово:

"Что?"-"неясность". Отвечает на вопрос? Да.

Далее. Существительные могут обозначать предметы,движение,времена года и другое.

Ещё:это слово может изменяться по падежам,оно не изменяется по лицам и числам.

Чаще всего существительные могут быть подлежащим.

IV Объяснение нового материала.

1. Определение темы и целей.

Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? Запишите тему урока. Правописание Не с именами существительными )

-Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)

- Ребята, чем является НЕ в этой слове? (Приставкой)

-Как вы думаете, могут ли существительные писаться с не раздельно?(Можем предположить, что да, могут?)

- Тогда как будет называться эта часть слова? (Частица)

- Исходя из этого, какую цель ещё можно поставить? (Узнать, когда НЕ является частицей и даже частью корня)

- разработать алгоритм написания не с существительными

- объяснять условия выбора орфограммы (устно) и обозначать их графически.

- Зачем нам изучать это правило? (Чтобы использовать для грамотного письма)

2. Этап осмысления новых сведений и способов их практического применения.

1. Получение промежуточного результата.

Работая в парах, распределите предложения на группы по какому-либо основанию, объясняя это деление, запишите выводы в таблицу, подтверждая их примерами из данных предложений.

Непоседа портит беседу.

Друг – ценный клад, недругу никто не рад.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Недоверие убивает дружбу.

Дорог не подарок, а любовь.

Скорпион жалит не из ненависти, а в силу своей природы.

Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.

Друзья познаются в несчастье.

Исследование 1.

Орфографическая задача (проблемная ситуация). Работа в парах.

- Сейчас я предлагаю провести 1 исследование.

- У вас на партах такие же таблицы. Для их заполнения нужно выполнить задания.

В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).

Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).

Неаккуратный человек (НЕРЯХА).

Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).

Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).

Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)

Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).

Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).

-Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ) Как написано Не с этими словами?. Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в таблицу.

- Какой морфемой будет НЕ в этих словах?

НЕ в них - часть корня и приставка.

Послушайте стихотворение Бориса Заходера.

Побывал я однажды в стране,

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна…

Очень жаль, что только во сне

- А вы сожалеете о пропаже частицы НЕ в этом стихотворении?

-Что делает стихотворение нелепым? (отсутствие частицы НЕ)

- Какой вывод можно сделать о написании НЕ - с этими существительными?

Если существительное не употребляется без НЕ, то пишется слитно.

2. Исследование 2. (работа в парах)

1. Подберите к данным словам синонимы с НЕ (в тетради)

Сомнение, беда, глупость.

Слова для справок : нелепость, несчастье, неуверенность.

Рабство, слякоть, ложь.

Слова для справок : неправда, непогода, неволя.

- Обратите внимание, как пишутся с НЕ существительными, которые вы подобрали?

- Если учесть, что мы подбирали синонимы, то какое правило в написании НЕ с данными словами можно вывести?

- Чем является в словах НЕ?

- Не здесь является приставкой.

Существительное не употребляется

Существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ , то существительное с НЕ пишется слитно.

Исследование 3

(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).

1). (Не) работа сушит, а забота.

2). (Не) печь кормит, а руки.

3). Глупость (не) порок, а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.

ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-

- Когда НЕ- пишется раздельно?

- Объясните смысл пословиц.

Если есть противопоставление с союзом А, не пишется раздельно.

Заносим в таблицу примеры.

Обобщение пройденного.

- В каком случае частица НЕ пишется с существительными слитно?

- Что является условием раздельного написания не с существительным?

Существительное не употребляется

Существительное с НЕ может быть заменено

синонимом без НЕ или близким по значению выражением

Есть противопоставление с союзом а.

не удача, а труд

V. Закрепление .

Работа с учебником на с. 150.

_- Все ли моменты в правиле вы проговорили?

_- Кто не понял, как пишется НЕ с существительными?

Пока класс выполняет задание , группа ребят составляет алгоритм работы над правилом.

hello_html_56e6fc08.jpg

В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

Все с не терпением ожидали решающей минуты.

Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

В любом ожидании страшнее всего не известность.

Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

1 . Не с существительными. 1 ряд

Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не -.

2. Не с существительными. 2 ряд

Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.

Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.

3. Не с существительными. 3 ряд

Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.

(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.

Тест на первичное усвоение материала

А 1 Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

А 2 Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3 Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Говорить (не)правду некрасиво.

Говорить (не)правду, а ложь.

Б Не с существительными пишется раздельно.

(Не)везение преследовало меня.

(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В Не с существительными пишется раздельно.

Учение - красота, а (не)учение - слепота.

Сила с (не)правдою не уживаются.

Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Домашнее задание:

Творческое задание (по выбору)

Читайте также: