Сочинение не с существительными
Обновлено: 05.07.2024
В большинстве этих слов элемент не- является частью корня:
- невежд а — корень/окончание;
- нерях а — корень/окончание;
- нелюдим — корень/окончание;
- ненависть — корень/окончание;
- ненасть е — корень/окончание
Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним:
- счастье → не счастье (беда, горе);
- приятель → не приятель (враг, противник);
- правда → не правда (ложь, обман, враньё);
- доверие → не доверие (подозрительность);
- воля → не воля (плен);
- профессионал → не профессионал (любитель, дилетант).
Подобные образования пополняют синонимичные ряды слов. Заметно, что существительные с приставкой не- обладают смягчённым лексическим значением по сравнению с синонимом без приставки.
Сравним:
- успех — не успех, или провал;
- друг — не друг, или враг;
- любовь — не любовь, или ненависть.
4. Некоторые слова-термины пишутся слитно с приставкой не-:
Этот артист, поющий с акцентом, не француз.
В приведенных примерах присутствует логически подчеркнутое отрицание.
В этой ситуации он проявил не смелость, а трусость.
Мне кажется, такое жесткое отношение — это вовсе не любовь к животным.
Критик отметил, что это был далеко не успех у зрителя.
Отнюдь не собака зарычала около сторожки лесника.
Оказалось, что это нисколько не успех.
Видеоурок
НЕ с существительными и прилагательными пишется СЛИТНО, если:
● слово без НЕ не употребляется: ненастье, неряха; неказистый, неряшливый;
● если слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением: недруг (= враг), непогода (= плохая погода); невесёлый (= грустный), недружественный (= враждебный).
НЕ с существительными и прилагательными пишется РАЗДЕЛЬНО, если:
● есть противопоставление с союзом А: не приятель, а просто знакомый; не глубокий, а мелкий;
● к слову с НЕ относится слово ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, ДАЛЕКО, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО: это ДАЛЕКО НЕ правда, книга НИЧУТЬ НЕ интересная.
Кроме того, НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО с притяжательными прилагательными (пальто не мамино, альбом не Наташин) и, как правило, с относительными прилагательными (стакан не стеклянный, дом не кирпичный).
вообщем "не" с существительными могут писаться слитно и раздельно слитно если "не" не употребляеться например (нелепость).ю если можно заменить синонимом без "не" или близким пос мыслу вырожением. а раздельно если есть противопоставление с союзом "а" например (не добрый , а злой) потмо если есть волшебные слова такие как (вовсе, далекоЮ отнюдь, ничють, нисколько, совсем) ещё если обозначает цвет или слова пишутся через дефис
И.п: четыреста девяносто три,
Р.п: четырёхсот девяноста трёх,
Д.п: четырёмстам девяноста трём,
В.п: четыреста девяносто три,
Т.п: четырёхстами девяноста тремя,
П.п: чтырёхстах девяноста трёх
Черное море(прямое значение)- море улыбок(переносное значение)
Золотые серьги (прямое)- золотые руки (переносное)
Тяжелая коробка (прямое)- тяжелая задача(переносное)
Ребенок бежит(прямое)- время бежит (переносное)
Холодная погода(прямое)- холодное пальто(переносное)
Черные краски(прямое)- черные мысли (переносное)
1. Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело. Говорится, чтобы подбодрить себя или кого-то, когда решаются на какое-либо опасное или неизвестное дело, связанное с риском.
Глаголы: не ходить
2.Если человек хочет добиться цели то он не остановится ни перед чем.
Глаголы: не удержишь
3.Если не будешь работать, то не будет денег у тебя и не на что будет жить.
Глаголы: не добудешь
4.Чего ты не хочешь, чтоб тебе сделали, другому не делай.
Глаголы: не любишь, не делай
5.Чтобы у тебя были какие-то достижения, надо прилагать соответствующие усилия. Если у тебя есть только серебро (=твои усилия) , то ты не сможешь купить золотые руки (=умения, способности) , потому что серебро дешевле золота (=за нужные тебе способности ты даешь меньше усилий, чем надо) .
Глаголы: не купишь
6.Смысл этой пословицысостоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты нив одном из этих дел не добьешься успеха.
Глаголы: не поймаешь.
Когда я ем, я глух и нем.
Не бойся работы, пусть она тебя боится.
Корень ученья горек, да плод его сладок
Укажите пример с ошибкой в форме числительного: 1) (около) пятисот сорока девяти дней 2) девятисот сорок семь тетрадок 3) трёхс
Пожалуйста ответьте на вопросы !)))) (5 КЛАСС ) 1. Как называется изменение имён существительных по падежам и числам? 2. На ка
От это данных глаголов образуйте деепричастия: думать, работаете, ненавидить: спешить, держать, кричать; смеяться, торопиться,на
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок русского языка в 6 классе.
Тема. НЕ с именами существительными.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными;
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными
Личностные : Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование и материалы к уроку : интерактивная доска, презентация, таблицы для заполнения, карточки с заданиями.
I . Организационный момент .
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
А слушаем внимательно!
Здравствуйте ,мои дорогие ученики-исследователи!
Да-да, именно исследователи, сегодня на уроке мы будем открывать
тайны написания слов.
- Откройте тетради, запишите дату.
II . Вступительное слово учителя
- У вас на партах лежат слова : гореть, зажигать, сам, другие.
Составьте из них предложение, правильно связывая слова грамматически и по смыслу.
Обсудите в парах и дайте ответ. Использую структуру Тимбилдинг (игра, совместная активная деятельность для достижения общей цели)
- Как вы понимаете это выражение? ( не быть пассивным, а быть активным на уроке, чтобы остальным учащимся это было примером).
Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока.
Чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать, нужны прочные знания и умения. Этим мы занимаемся на каждом уроке. Сегодняшний урок - не исключение.
III . Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос
С какой частью речи мы с вами работаем на последних уроках русского языка?
Что такое имя существительное? (предмет (кто? что?)
Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году?
(разноскл., несклон., сущ. общего рода)
4. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…
(К.Г.Паустовский)
Есть ли в этом предложении слова с НЕ?
Какой частью речи оно является? ( неясность) Докажите это.
Все существительные отвечают на вопрос "кто?" и "что?".
Подставим твоё слово:
"Что?"-"неясность". Отвечает на вопрос? Да.
Далее. Существительные могут обозначать предметы,движение,времена года и другое.
Ещё:это слово может изменяться по падежам,оно не изменяется по лицам и числам.
Чаще всего существительные могут быть подлежащим.
IV Объяснение нового материала.
1. Определение темы и целей.
Как будет называться тема нашего урока, если мы начали говорить о Не с существительными? Запишите тему урока. Правописание Не с именами существительными )
-Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)
- Ребята, чем является НЕ в этой слове? (Приставкой)
-Как вы думаете, могут ли существительные писаться с не раздельно?(Можем предположить, что да, могут?)
- Тогда как будет называться эта часть слова? (Частица)
- Исходя из этого, какую цель ещё можно поставить? (Узнать, когда НЕ является частицей и даже частью корня)
- разработать алгоритм написания не с существительными
- объяснять условия выбора орфограммы (устно) и обозначать их графически.
- Зачем нам изучать это правило? (Чтобы использовать для грамотного письма)
2. Этап осмысления новых сведений и способов их практического применения.
1. Получение промежуточного результата.
Работая в парах, распределите предложения на группы по какому-либо основанию, объясняя это деление, запишите выводы в таблицу, подтверждая их примерами из данных предложений.
Непоседа портит беседу.
Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Недоверие убивает дружбу.
Дорог не подарок, а любовь.
Скорпион жалит не из ненависти, а в силу своей природы.
Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.
Друзья познаются в несчастье.
Исследование 1.
Орфографическая задача (проблемная ситуация). Работа в парах.
- Сейчас я предлагаю провести 1 исследование.
- У вас на партах такие же таблицы. Для их заполнения нужно выполнить задания.
В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).
Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).
Неаккуратный человек (НЕРЯХА).
Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).
Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).
Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)
Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).
Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).
-Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ) Как написано Не с этими словами?. Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в таблицу.
- Какой морфемой будет НЕ в этих словах?
НЕ в них - часть корня и приставка.
Послушайте стихотворение Бориса Заходера.
Побывал я однажды в стране,
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
- А вы сожалеете о пропаже частицы НЕ в этом стихотворении?
-Что делает стихотворение нелепым? (отсутствие частицы НЕ)
- Какой вывод можно сделать о написании НЕ - с этими существительными?
Если существительное не употребляется без НЕ, то пишется слитно.
2. Исследование 2. (работа в парах)
1. Подберите к данным словам синонимы с НЕ (в тетради)
Сомнение, беда, глупость.
Слова для справок : нелепость, несчастье, неуверенность.
Рабство, слякоть, ложь.
Слова для справок : неправда, непогода, неволя.
- Обратите внимание, как пишутся с НЕ существительными, которые вы подобрали?
- Если учесть, что мы подбирали синонимы, то какое правило в написании НЕ с данными словами можно вывести?
- Чем является в словах НЕ?
- Не здесь является приставкой.
Существительное не употребляется
Существительное с НЕ может быть заменено
синонимом без НЕ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Если существительное с НЕ может быть заменено
синонимом без НЕ , то существительное с НЕ пишется слитно.
Исследование 3
(Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь).
1). (Не) работа сушит, а забота.
2). (Не) печь кормит, а руки.
3). Глупость (не) порок, а беда.
4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.
5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.
ВЫВОД :- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?-
- Когда НЕ- пишется раздельно?
- Объясните смысл пословиц.
Если есть противопоставление с союзом А, не пишется раздельно.
Заносим в таблицу примеры.
Обобщение пройденного.
- В каком случае частица НЕ пишется с существительными слитно?
- Что является условием раздельного написания не с существительным?
Существительное не употребляется
Существительное с НЕ может быть заменено
синонимом без НЕ или близким по значению выражением
Есть противопоставление с союзом а.
не удача, а труд
V. Закрепление .
Работа с учебником на с. 150.
_- Все ли моменты в правиле вы проговорили?
_- Кто не понял, как пишется НЕ с существительными?
Пока класс выполняет задание , группа ребят составляет алгоритм работы над правилом.
В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.
Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.
1 . Не с существительными. 1 ряд
Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не -.
2. Не с существительными. 2 ряд
Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.
Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.
3. Не с существительными. 3 ряд
Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.
(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.
Тест на первичное усвоение материала
А 1 Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
А 2 Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
Жизнь красна (не)днями, а делами.
А 3 Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду некрасиво.
Говорить (не)правду, а ложь.
Б Не с существительными пишется раздельно.
(Не)везение преследовало меня.
(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
В Не с существительными пишется раздельно.
Учение - красота, а (не)учение - слепота.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
Домашнее задание:
Творческое задание (по выбору)
Читайте также: