Фатих амирхан эсэрлэре сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Она была такой же, как и все человеческие существа: в ее воле было шевелить руками, ногами, вертеть головкой, смотреть, куда ей захочется, и никто на это не мог наложить запрета.

Правда, иногда ее пеленали и принуждали не двигаться. Но она могла протестовать: плакать, кричать. И свою решимость никому не позволять отнимать у нее свободу она могла выразить тем, что прямо смотрела в глаза своим притеснителям.

Когда она родилась, она была человеческим существом: могла улыбаться, показать, что она радуется нежданно открывшейся перед ней жизни; вольна была упрямиться и тем самым дать понять, что она может желать чего-то или не желать и что сама природа дала ей силы для сопротивления чему-то.

Родилась девочка. Ее положили, как и других детей, в колыбель: мать и отец в сердцах своих дали ей место рядом с сыновьями. Девочка жила в той же комнате, где обитали мальчики, ее носили и водили по тем же улицам, по которым ходили мальчики, ее грело то же солнце, которое согревало и мальчиков, она мерзла от той же стужи, что и мальчики: как и мальчики, она могла свободно думать о том, что ей приходило в голову, она наравне с ними могла воодушевляться и переживать то, что занимало ее мысли, ее разум, трогало ее сердце.

Щедрое солнце озаряло ее золотыми лучами, теплый ветер приносил и ей нежные запахи весны, юные цветы ласкали ее взор — словом, природа подносила ей те же дары, что и другим существам.

Вначале она была живым существом. Но только до шести лет. Потом какая-то темная сила на своем тайном судилище приговорила ее за совершение никому не ведомого греха к смерти и принялась медленно душить ее, душить в тисках какой-то безжалостной машины до тех пор, пока не будет выжата последняя капля жизни: она приказала заживо зарыть татарку в могилу, прежде чем перестанет биться ее сердце и остынет тело.

Девочке исполнилось шесть лет.

Братья иногда обижали ее: ударят, дернут за косичку. Как и всякое живое существо, она могла противиться насилию: ударят — ответит тем же, за косичку дернут — укусит обидчику палец, расцарапает лицо. Но темная сила, осудившая татарку на смерть, не могла допустить, чтобы жертва ее обладала подобной свободой, и заставила живую куклу, именуемую матерью, передать татарке свое повеление:
— Девочке драться с мальчиками неприлично!

С этого дня девочке было велено защищаться от притеснения братьев, лишь прибегая к покровительству других.
Неопытную девочку обманули. Она не знала, что была приговорена к смерти и что с этого запрета началось исполнение вынесенного ей смертного приговора.

Девочке исполнилось семь лет.
Прежде она могла бегать по улицам вместе с мальчиками, с такими же детьми, как и она сама. Но темная сила не желала, чтобы ее жертва пользовалась такой свободой. Живая кукла (мать девочки) повторила, как попугай, повеление темной силы:
— Девочке играть с мальчиками неприлично!

Девочка не могла поверить запрету, противному человеческой природе, жизни, свободе, гуманности. Тогда темная сила заставила отца татарки повторить приказ:
— Девочке играть с мальчиками неприлично!

Недоверие татарки было поколеблено. Окружавшие ее люди повторили то же самое:
— Девочке играть с мальчиками неприлично!

Теперь татарка поверила, ибо думала, что люди желают ей добра. Но жизнь решила защищаться. Ей казалось, что она победит врагов, если вызовет их на суд разума.
— Почему? Почему неприлично? — спросила жизнь.

Татарка молчала. Вместо нее ответила темная сила:
— Так повелели отец, мать, дед и бабка!

Жизнь поразилась. Она не думала услышать столь бессмысленный, бесчеловечный ответ.

Темная сила торжествовала, словно в праздник: она победила. Своей жертве, татарке, она вручила маленьких мертвых кукол.

Разлученная с другими детьми, лишенная вольного воздуха, свободы, девочка брала в руки проклятые подарки темной силы и разглядывала их с недоумением. Она не знала, зачем они ей.

— Эта кукла — мальчик, а это — девочка. Кукла-мальчик берет в жены куклу-девочку; свадьба, приехал жених, прибыла невеста, пришли гости.

Татарка все играет, играет да играет.

Темная сила, притаившись в углу, наблюдала за татаркой с усмешкой:
— Это ты готовишься к будущему: такова твоя будущая жизнь.

Живые куклы дружно закивали:
— Да, да, нельзя!

Жизнь пыталась защищаться:
— Почему? Почему нельзя?

Живые куклы завопили:
— Потому что стыдно! Неприлично! Неприлично!

Жизнь, собрав все свои силы, снова повторила вопрос:
— Но почему?

Отец угрожающе взъерошил короткие усы, живые куклы нахмурились, так сморщились, что люди в страхе разбежались бы, если бы не знали, что перед ними только куклы.
— Как почему?! Да потому что стыдно, неприлично!

Жизнь гневно запротестовала:
— Неправда! Я не соблазн, я человек! Да, человек!

Вдохновленная темной силой, учительница выложила перед татаркой кучу книг, рукописных и печатных. В книгах было написано, что вся женская половина рода человеческого есть соблазн.
— Почему?
— Так сказано в книгах! — ответила учительница.

Темная сила погрозила девочке кулаком:
— Попробуй не верить старшим! Я тебе!

Татарке исполнилось тринадцать лет.
Ей дали бесформенный полосатый мешок, который прячет живых кукол от людских глаз, от солнца, луны и воздуха.

Живая кукла, мать девочки, сказала ей:
— Дочь моя, тебе исполнилось тринадцать лет. С этого дня и до самой могилы ты должна накрываться этим с головы до ног!

Рыжебородый отец с короткими торчащими усами подтвердил:
— Закрывайся этим до самой могилы!

Татарка ничего не могла понять.
— Почему? — спросила она в отчаянии.

Живые куклы прямо не ответили на вопрос и лишь добавили:
— Если встретишь существо с бритой головой и в малахае, называемое мужчиной, закрой лицо краем этого покрывала!
— Но почему? — горестно спросила жизнь.

Ответила учительница:
— Лицо твое, волосы, вся фигура — соблазн, а соблазн должно скрывать. Мужчины глядят на тебя с вожделением, и потому ты должна прятаться от них.

Жизнь плакала горючими слезами, она, горемычная, еще никогда не слышала ничего более унизительного.

А учительница еще два года стрекотала над ухом татарки:
— Да, мужчины глядят на тебя с вожделением!

Жизнь была тяжко больна — она не возразила.

Темная сила между тем повторила свои наставления:
— Ты теперь знаешь, что ты существо, не равное мужчине, ты соблазн, тебе стыдно показываться людям на глаза. Ты узнала все, что тебе полагалось. А знать больше стыдно. Да, неприлично!

Живые куклы и толстопузый отец дали татарке строгий наказ:
— Вот тебе четыре стены, стереги их, они же будут стеречь тебя до тех пор, пока не найдется для тебя животное, именуемое мужем, которому ты будешь служить игрушкой.

Жизнь лишь вздохнула. Последним усилием она подвела татарку к окну.

Но и случайные взгляды в окно, эти предсмертные судороги жизни, вызвали недовольство темной силы.

Живые куклы сообщили татарке:
— Ты сосватана за Биктемира и стать его рабой — твой долг.

Темная сила с самодовольной усмешкой объявила:
— Отныне ты избавляешься от мятежницы, называемой жизнью, и становишься живой куклой. Я даю тебе Биктемира, чтобы он играл с тобой. До самой могилы ты будешь служить ему. Вот моя цель.

Отцы — один, продававший живую куклу, другой, покупавший ее для сына, — стали торговаться.
— Ну, уважаемый Зайнетдин, мехер* — пятьсот рублей.
— Нет, дорого. Так и быть, на тебе четыреста!
— Э, нет, уважаемый Зайнетдин, прибавь пятьдесят!
— Ну, бог с тобой, так и быть, в придачу дам платье, шитое позументом.

Вначале позвали в дом много живых кукол и накормили их. Татарке они нанесли много тряпок, безделушек.

Затем позвали толпу глупцов, игрушками которых были живые куклы. Их тоже накормили. Среди них был один человек в чалме; он прочитал молитву, подул на присутствующих. С этой минуты толпа глупцов стала верить, что отныне татарка стала игрушкой Биктемира.

— Ты (имярек) согласен отдать свою дочь за Биктемира, сына Зайнетдина, за четыреста рублей и платье с позументами?
— Отдаю, отдаю!
— А ты, Зайнетдин, берешь татарку сыну своему Биктемиру в жены за четыреста рублей и платье с позументами?
— Беру, беру!

После этого татарку и Биктемира, как полагалось, четверо суток держали взаперти. Настало время везти татарку в дом мужа.

Убедившись, что жизнь теперь умолкла, темная сила, глядя на татарку, громко объявила:
— Теперь ты станешь настоящей куклой!

Биктемир запер живую куклу в четырех стенах.
— Вот тебе стены, ты должна стеречь их до самой могилы. А я, когда захочу, приду поиграть с тобой!

Темная сила стояла в углу и поучала:
— Твоя святая обязанность — быть игрушкой мужа и рожать детей, чтобы продолжать на земле род таких же, как вы, глупцов!

Выполняя приказ Биктемира, который звучал во взгляде его, татарка склонилась перед темной силой:
— Да, я знаю, хорошо знаю, что рождена на свет только ради этих целей.

Темная сила, приметив, что и теперь не слышно зова жизни, расхохоталась:
— Наконец-то татарка превратилась в живую куклу!

С торжествующим хохотом темная сила вышла из угла на свет.
— Татарка погребена заживо!

— День, когда заживо погребенную девушку спросят, за совершение какого греха она умерщвлена, — есть день Страшного суда.

*Мехер – выкуп за невесту.

(Перевод с татарского Г. Хантемировой)

Повести и рассказы писателей-классиков народов дореволюционной России, 1984 г. – Стр. 21-27.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Фатих Әмирхан (1886-1926)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фатих Әмирхан (1886-1926)

Фатих Әмирхан (1886-1926)

Биографиясе Фатих Әмирхан (Мөхәммәтфатих Зариф улы Әмирханов) 1886нчы елның 1.

Биографиясе Фатих Әмирхан (Мөхәммәтфатих Зариф улы Әмирханов) 1886нчы елның 13нче гыйнварында Казанның Яңа Бистәсендә мулла гаиләсендә туа.

Фатих Әмирхан туган йорт М.Гафури урамы, 35 нче йорт

Фатих Әмирхан туган йорт М.Гафури урамы, 35 нче йорт

Аны “Мөхәммәдия” мәдрәсәсенә укырга бирәләр. Фатих, дин сабакларыннан тыш, Кө.

Аны “Мөхәммәдия” мәдрәсәсенә укырга бирәләр. Фатих, дин сабакларыннан тыш, Көнчыгыш классик әдәбиятын, рус теле һәм әдәбиятын да яхшы гына үзләштерә. Бер үк вакытта ул мәдрәсәнең җәмәгать эшләрендә актив катнаша.

1905-1907нче елларда ул Петербург һәм Мәскәүдә курсларда укый. Мәскәүдә “Тәрб.

1905-1907нче елларда ул Петербург һәм Мәскәүдә курсларда укый. Мәскәүдә “Тәрбиятел-әтфаль” журналында сәркатип вазифасын башкара, фәнни-популяр характердагы мәкаләләр яза, тәрҗемә эше белән дә шөгыльлләнә.

1907нче елда Ф.Әмирхан Казанга кайта. Шул җәйне аның белән зур бәхетсезлек бу.

1907нче елда Ф.Әмирхан Казанга кайта. Шул җәйне аның белән зур бәхетсезлек була: әле яңа гына егерме бер яшен тутырган егетне паралич суга һәм гомере буе үз аягы белән йөри алмас авыру хәлендә кала. Әмма халыкка хезмәт итү идеалы белән янган егетнең рухын бу фаҗига сындыра алмый.

Рәссам Е.Симбирин, 1982нче ел

Рәссам Е.Симбирин, 1982нче ел

Кресло һәм коляскага багланып яшәргә дучар ителүенә карамастан, Фатих Әмирхан.

Кресло һәм коляскага багланып яшәргә дучар ителүенә карамастан, Фатих Әмирхан нәкъ менә шул чорда үзенең әдәби һәм публицистик эшчәнлеген киң җәелдереп җибәрә.

“Әл-ислах” (“Реформа”) газетасының сәркатибе була. Шушы газетада аның беренче.

“Әл-ислах” (“Реформа”) газетасының сәркатибе була. Шушы газетада аның беренче оригиналь әдәби әсәре – “Гарәфә кич төшемдә” исемле хикәясе басыла. “Әл-ислах” чоры (1907-1909) Ф.Әмирханның әдәби иҗатта һәм аеруча публицистика, әдәби тәнкыйть өлкәсендәге күпкырлы эшчәнлеге белән характерлы.


“Әль-ислах” редакциясе урнашкан бина

“Әль-ислах” редакциясе урнашкан бина

Шушы вакыт эчендә ул күп кенә хикәяләр, “Яшьләр” драмасын, “Фәтхулла хәзрәт”.

Шушы вакыт эчендә ул күп кенә хикәяләр, “Яшьләр” драмасын, “Фәтхулла хәзрәт” исемле атаклы сатирик повестен яза. Газета битләрендә төрле иҗтимагый-сәяси мәсьәләләргә, әдәбият-сәнгать, уку-укыту һәм башка актуаль проблемаларга багышланган йөзгә якын публицистик, тәнкыйть мәкаләсен, очерк һәм фельетоннарын бастыра. Бу әсәрләр Ф.Әмирханны шул чор татар әдәбиятының алдынгы бер вәкиле итеп таныталар.

Әльислахчылар,1908

“Әл-ислах”та эшләгәндә Ф.Әмирхан чорының күренекле шәхесләре – Г.Тукай, Г.Кам.

“Әл-ислах”та эшләгәндә Ф.Әмирхан чорының күренекле шәхесләре – Г.Тукай, Г.Камал белән якынлаша.

Фикердәшләр

Рәссам В.Федоров,1984

Г.Тукайның 1907-1909нчы елларда иҗат иткән күпчелек әсәрләре “Әл-ислах” газет.

Г.Тукайның 1907-1909нчы елларда иҗат иткән күпчелек әсәрләре “Әл-ислах” газетасында дөнья күрәләр. Шагыйрьнең шигъри җыентыкларына беренче дөрес бәяне бирүче, шагыйрь иҗатының әһәмиятен, киләчәктәге урынын беренче билгеләүче дә Ф.Әмирхан була.

Габдулла Тукайның 1908нче елның 23нче июнендә Фатих Әмирханга язган хаты

Габдулла Тукайның 1908нче елның 23нче июнендә Фатих Әмирханга язган хаты

“Әл-ислах” газетасы чыгудан туктагач, Ф.Әмирхан “Ялт-йолт” исемле көлке журна.

“Әл-ислах” газетасы чыгудан туктагач, Ф.Әмирхан “Ялт-йолт” исемле көлке журналында актив языша.

1912-1918нче елларда ул “Кояш” газетасы редакциясендә әдәби хезмәткәр булып э.

1912-1918нче елларда ул “Кояш” газетасы редакциясендә әдәби хезмәткәр булып эшли.

1910-1917нче елларда Ф.Әмирхан заман тормышының төрле якларын яктырткан күп к.

1910-1917нче елларда Ф.Әмирхан заман тормышының төрле якларын яктырткан күп кенә әсәрләрен иҗат итә, көндәлек матбугатта күпсанлы мәкаләләре белән катнаша.

Инкыйлабка кадәр Ф.Әмирханның әсәрләре тупланган егермегә якын китабы басылып.

Инкыйлабка кадәр Ф.Әмирханның әсәрләре тупланган егермегә якын китабы басылып чыга. Октябрь инкыйлабыннан соң Ф.Әмирхан республика газеталарын чыгаруда актив катнаша, публицистик мәкаләләр, очерклар белән чыгыш ясый.

Бер үк вакытта педагогик эш тә алып бара: 1923-1925нче елларда Казан театр те.

Бер үк вакытта педагогик эш тә алып бара: 1923-1925нче елларда Казан театр техникумында укыта.

 Фатих Әмирхан 1926нчы елның 9нчы мартында вафат була.

Фатих Әмирхан 1926нчы елның 9нчы мартында вафат була.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 586 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.02.2019 3054
  • PPTX 6.6 мбайт
  • 237 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фахразова Эльвира Ринатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Гизатуллина Айгуль Рифкатовна

Актуальность данной работы.

Тургенев принадлежал к плеяде русских писателей второй половины 19 века. В его творчестве продолжают развиваться, обогащаясь новым содержанием, реалистические традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Тургенев обладал поразительным дарованием – сочетать так называемую злобу дня с обобщениями самого широкого, поистине общечеловеческого порядка и придавать им художественно совершенную форму и эстетическую убедительность. Но философская основа творчества Тургенева по настоящее время, к сожалению, не получила должного внимания со стороны исследователей.

На наш взгляд, если рассмотреть историю татарской литературы на предмет гендерных взаимоотношений, то повесть Фатиха Амирхана была бы там одной из центральных. Именно в этом образе мы видим коренное изменение в татарском обществе. Общество, которое вступило в новый этап и с которого уже невозможно свернуть.

В этом основной итог повести – показать начало новой эпохи, эпохи ХХ века.

ВложениеРазмер
rabota.docx 151.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 20, 8 класс,

Советский район, город Казань

Научный руководитель: Гизатуллина А.Р.

  1. Введение. Цели и задачи работы
  2. Основная часть

а) Сопоставление образа тургеневской девушки с героиней повести

б) Анализ пейзажа, его роли и функции в раскрытии

в) Пространство и время в произведениях

IV. Список использованной литературы

Актуальность данной работы.

Тургенев принадлежал к плеяде русских писателей второй половины 19 века. В его творчестве продолжают развиваться, обогащаясь новым содержанием, реалистические традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Тургенев обладал поразительным дарованием – сочетать так называемую злобу дня с обобщениями самого широкого, поистине общечеловеческого порядка и придавать им художественно совершенную форму и эстетическую убедительность. Но философская основа творчества Тургенева по настоящее время, к сожалению, не получила должного внимания со стороны исследователей.

Тема первой любви, звучащая в повестях И.Тургенева и Ф.Амирхана, привлекает особое внимание, настраивая на искренний разговор о самых тонких человеческих чувствах и переживаниях.

Тургенев был не единственный, кто изображает судьбу девушки-современницы. А вот в истории татарской литературы Ф .Амирхан впервые вводит образ татарской девушки, живущей в переломный период истории: на рубеже двух веков и двух культур.

В романтической повести "Хәят" ("Хаят", 1911) показана духовная драма татарской девушки, с детства приобщённой к русской культуре. Основное внимание автора направлено на раскрытие внутреннего мира героини, вынужденной жить по канонам патриархальной морали. Традиционный для татарской литературы конца 19 - начало 20 вв. конфликт отцов и детей воплощён автором в духе романтизма. В повести доминируют эстетика прекрасного, глубокий лиризм, культ природы и любви; удачно использованы разнообразные формы психологического анализа: портреты, внутренние монологи, описание чувств, пейзаж.

Сопоставление образа тургеневской девушки с героиней повести Ф. Амирхана.

Показывая, например, Асю, он отбирает такие детали портрета, поведения героини, обстановки, в которую её помещает, которые как бы опремедчивают в себе определённые движения души девушки. Психологический анализ предстает здесь как внешнее выражение чувств, переживаний, постепенного изменения состояния внутреннего мира полюбившей девушки – в мимике, жестах, во всё новых нюансах портретных зарисовок героини, внимании к интонациям её голоса.

Сходство же рассматриваемых героинь, что все они непосредственны, просты, секрет их обаяния заключается в том, что они чистые, искренние, не способны на лицемерие, фальшь. Их естественность притягивает, в них нет искусственности, поэтому женские образы в произведениях Тургенева и Амирхана ассоциируются с образами природы. Тургенева соотносятся с образом весны, весенней природы, а их любовь – с весенней грозой.

Анализ пейзажа, его роли и функции в раскрытии в раскрытии образов героинь .

Кроме передачи чувств и переживаний героев, тургеневские пейзажи имеют и философское звучание. Картины природы помогают писателю поставить ряд важнейших философских проблем: смысл человеческой жизни, жизнь и смерть, любовь и т.п.

Весеннее цветение природы связано с молодостью героини, её внутренним миром, жаждущим любви. Образ молодости - весны противопоставлен в повести образу зимнего пейзажа, завыванию вьюги, непогоды, которая в произведении становится символом старого мира:

Пространство и время в произведениях.

Героиня повести — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством .

Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: “ Вот бы пойти с ними ”. Она понимает жизнь простых людей как подвиг: “ Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг ”. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.

В Асе совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.

Большинство встреч происходит в открытом пространстве, на лоне природы. Горы, долины, мощное течение рек символизирует свободное, ничем не сдерживаемое развитие чувства Аси.

Последнее свидание Н.Н и Аси происходит в небольшой, довольно темной комнатке, в домике вдовы бургомистра, фрау Луизе. Закрытость пространства, в котором происходит последнее свидание, уже намечает печальный финал их отношений.

На наш взгляд, если рассмотреть историю татарской литературы на предмет гендерных взаимоотношений, то повесть Фатиха Амирхана была бы там одной из центральных. Именно в этом образе мы видим коренное изменение в татарском обществе. Общество, которое вступило в новый этап и с которого уже невозможно свернуть.

В этом основной итог повести – показать начало новой эпохи, эпохи ХХ века.

Из всех творческих людей, имена которых связаны с Казанью, особое место в истории города и всего татарского народа занимает имя Фатиха Амирхана. Его творчество сочетает в себе лиризм и едкую иронию, а судьба тесно связана с поворотами революционных лет начала 20 века

Фатих Амирхан. Хан татарской литературы. История в лицах

Фатих Амирхан родился 1 января 1886 года. Отец его был имамом казанской мечети Иске Таш, а проживало семейство в Новотатарской слободе. Предки Амирхана были татарскими мурзами Казанского ханства и многие из представителей его рода были выдающимися мусульманскими священнослужителями.

Хусаин Амирхан, дед Фатиха, был крупным историком, занимался изучением булгаро-татарской старины, а также жизни и деяний знаковых фигур исламского мира. Кроме этого, Хусаин Амирхан возглавлял одну из самых крупных мусульманских общин Казани.

Детство и юность Фатиха

В 1893 году Фатих Амирхан приступил к учёбе в приходском мектебе, где проучился всего два года. После чего, в 1895 году, по настоянию отца - Мухамедзарифа Амирханова, перешёл из мектеба на учёбу в медресе "Мухаммадия".

В те годы "Мухаммадия" было самым крупым новометодным учебным заведением Казани. Медресе руководил Г.Баруди - педагог и крупный религиозный деятель, друг отца Фатиха. Ф. Амирхан проучился в медресе 10 лет. Именно эти годы определили дальнейший жизненный путь будущего писателя.

Из медресе Фатих Амирхан вышел с блестящим богословким образованием, отличными знаниями истории и литературы Востока, а кроме этого немного знал некоторые светские науки и письменный русский язык.


Фатих Амирхан и движение шакирдов

Обладая лидерскими качествами, Фатих Амирхан возглавил небольшую группу шакирдов (учеников) медресе, которым было "тесно" в границах религиозной школы и всей системы образования тех лет.

Подобная деятельность привела к созданию тайного объединения "Иттихад" ("Единение"), целью которого молодые люди ставили коренное реформирование программы обучения в медресе, а также улучшение матуриальных и бытовых условий для учащихся. Кружок "Иттихад" выпускал сбоственный рукописный журнал, проводил встречи с недовольными учениками. Главным же событием была постановка спектакля по пьесе "Несчастный юноша", который был сыгран в медресе в 1903 году в отсутствие руководителя медресе и наставника Г.Баруди.

Несмотря на активную социальную деятельность в медресе, Фатих Амирхан думал оставить обучение там и поступить в Татарскую учительскую школу. Недостаток же образования будущий писатель стремился компенсировать частным обучением.

Одним из его репетиторов стал известный в Казани социал-демократ С.Н. Гассар, кроме этого, молодой человек довольно часто общался и с Х.Ямашевичем. Всё это вызвало у Фатиха Амирхана живой интерес к политической деятельности.

В годы первой русской революции Фатих всё-таки оставил учёбу в медресе и активно занялся организацией всероссийского движения учащихся под названием "Ислах" ("Реформа"). Как представитель татарской молодёжи, он принимал участие практически во всех съездах мусульман России, высказывая порой довольно критическое отношение к позиции представителей духовенства и буржуазии.

Размолвка с семьёй и отъезд из Казани

Отец Фатиха не одобрял его общественную деятельность и тот подчёркнуто светский образ жизни, который он вёл. На почве "социалистических" увлечений сына и его сомнительных, по мнению Мухамедзарифа Амирхана, знакомств, в 1906 году отец и сын окончательно рассорились.


Фатих Амирхан покинул родной дом, какое-то время жил на частных квартирах или снимал номера, продолжая при этом участвовать в движении шакирдов. Но осенью того же 1096 года был вынужден уехать из Казани в Москву, опасаясь полицейских преследований. В Москве Фатих Амирхан совместно с Мухаметзагидом Шамилем, внуком легендарного Шамиля, работал над изданием детского журнала "Тарбиятель Эфталь" ("Воспитание детей"). В этом издании были опубликованы первые журналистские работы Фатиха.

Болезнь Амирхана и его общественная деятельность

В Москве Фатих Амирхан прожил недолго: уже весной 1907 года он вернулся в Казань и восстановил отношения с отцом, а также вновь возглавил казанскую молодёжь. Меньше чем через полгода после возвращения в родной дом, 15 августа 1907 года, Фатих Амирхан оказался парализован.

Поддержка родных и друзей помогла ему не оставить активную общественную и творческую деятельность и 7 октября 1907 года был издан первый номер газеты "Эль-ислах". Это печатное издание было одним из самых смелых и бескопромиссных в то время.

Фатих Амирхан активно отстаивал интересы шакирдов, а также ратовал за проведение полной реформы системы всего мусульманского образования. Ф. Амирхан стал ярким и довольно жёстким публицистом: он критиковал нерешительность, показную религиозность и равнодушие облечённых властью лиц.

Для творчества Амирхана этого периода характерно не только беспощадное, а порой и излишнее, высмеивание духовных лиц, но и утопическое видение будущего, в котором есть место для культуры, технического прогресса и для религии. В октябре 1908 года состоялось его знакомство с Г.Тукаем. С этого момента начались их дружба и сотрудничество. Сначала - в газете "Эль-ислах", а после 1909 года - в журнале "Ялт-Йолт" ("Зарница").


С 1912 года Фатих Амирхан начал работать в газете "Кояш" ("Солнце"), издаваемой братьями-купцами Каримовыми. В этот период в его творчестве на первое место выходят вопросы единства нации, сохранения и развития языка, культуры, религии. Самые известные его произведения этого времени: повесть "Хаят" (1911), роман "На перепутье" (1912), драма "Неравные" (1914).

В двадцатые годы в прессе прошёл ряд публикаций, обвиняющих Ф.Амирхана во всех смертных грехах. Писатель на тот момент уже был тяжело болен туберкулезом и практически никак не отреагировал на эти статьи. Последние дни Фатих Амирхан доживал в одиночестве, вдалеке от родной Новотатарской слободы, в доме на улице Большая Красная. Он скончался 9 марта 1926 года и был похоронен на мусульманском кладбище рядом с могилами своего отца, дяди и деда.

В истории любой страны и любого народа найдутся личности, талатливые буквально во всём и внесшие немалый вклад в развитие тех отра.

Мухаммат-Сафа Баязитов был сыном Атауллы Баязитова - весьма образованного и уважаемого человека, немало сделавшего для культурного.

В 1886 году, 3 марта пост всероссийского муфтия занял Махуммадьяр Султанов, образованный и умеющий общаться со светскими властями .

Представитель одной из самых известных татарских фамилий, дворянин, помещик и отставной военный. Человек, которого Шигабутдин Мард.

Рассказ о жизни и деятельности достойного преемника и продолжателя начинаний первого и второго всероссийских муфтиев - Габделвахит.

Быть вторым ничуть не проще, чем первым. Наоборот, быть достойным своего предшественника и соответствовать возлагаемым на тебя над.

Читайте также: