Сочинение на тему заблудившийся трамвай

Обновлено: 02.07.2024

Николай Гумилев негативно воспринял события, происшедшие в России во время Октябрьской революции. Он был уверен, что кровью и расправой не решиш накипевших проблем. По его мнению, русские земли имели необычайную историческую и культурную наследственность, поэтому, не должны были подвергаться такому варварскому разделу и грабежу.

Используя такой литературный прием, как метафора, автор создает название своему стихотворению, которого, по сути, быть не может. Ведь трамвай может колесить только лишь по рельсам. Заблудится в намеченном пути совершенно не возможно. Именно с таким образом он сравнивает всю Россию, которая полностью утопла во вранье и лжи.

В строках стихотворной работы читатель наблюдает за мечтами автора о странствиях и путешествиях в любимые страны, которые так завораживали душу поэта. Но теперь, после увиденного ужаса, который творился в России, после кровопролития и такого количества смертей, Гумилев вряд ли сможет найти душевный покой на чужбине. Впечатления и страшные эмоции будут преследовать его повсюду.

На мой взгляд, стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” символизирует социальную действительность, воцарившуюся в России после революции, а также – саму революцию.
Название этого произведения сначала вызывает недоумение: разве может трамвай заблудиться? Но лирический герой стихотворения удивляется тому, как, почему он оказался в этом странном трамвае:
Как я вскочил на его подножку,

/> Было загадкою для меня…
Тем не менее, дело сделано. Теперь лирический герой – один из пассажиров этого необычного трамвая. Машина мчится, не соблюдая никаких правил уличного движения, с огромной скоростью, оставляя за собой в воздухе “огненную дорожку” даже “при свете дня”.
“Мчался он бурей темной, крылатой…” – говорит Гумилев. Какую бурю имеет в виду поэт? Я думаю – революцию, со всем ее хаосом, неразберихой, разрухой.
И лирическому герою страшно, он хочет остановить трамвай, выйти из него:
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон…
Но эта просьба-мольба

бесполезна. “Поздно…” – так обрываются надежды лирического героя на возможность вырваться из этой “бури”. Далее следуют приметы бури-революции, которая сметала все на своем пути, не щадя никого:
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят: “зеленая”, – знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.
Конечно, “приметы” революции – красная кровь, льющаяся рекой, и многочисленные жертвы – доведены до крайней степени абсурда. “Мертвые головы” здесь продают так, будто это “капуста” и “брюква”, овощи, употребляемые нами в пищу. Но определенный смысл, безусловно, в этом сравнении есть: в эпоху социальных катаклизмов и государственных переворотов смерть человека воспринимается (хотя это очень страшно!) как вполне обычное, рядовое явление. Так, во время революции гибель человека была мотивирована: он либо погибал за правое дело (честь и хвала ему!), либо умирал как враг революции.
Но вот лирический герой, невольный пассажир странного, заблудившегося трамвая, вдруг увидел впереди себя “забор дощатый”, “дом в три окна и серый газон…” и вновь стал умолять “вагоновожатого” “остановить” страшный бег трамвая. При виде дома сердце героя забилось быстрее.
Чем же так дорог ему этот дом за “забором дощатым”? А вот в следующих строках – отгадка:
Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковер ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?
Машенька в ее девичьей “светлице”, по русскому обычаю демонстрирующаяь жениху свои способности хозяйки – рукодельницы, – воплощение всего исконного русского в этом стихотворении.
“Может ли быть, что ты умерла!” – восклицает лирический герой, отказываясь верить в то, что это, до боли ему знакомое и родное, погибло в “буре”.
Герою стихотворения дорого и близко культурное наследие, веками создаваемое предками: “Исакий в вышине” (Исаакиевский собор), памятник всаднику на коне (памятник Петру I). Поэтому горько звучат следующие строки:
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здоровье
Машеньки и панихиду по мне.
Несмотря на революционную бурю, жестокость, кровь, несмотря на страшный запрет верить в Бога и молиться ему, лирический герой “Заблудившегося трамвая” остался верен “православию”. Он, как истинно русский, пойдет в храм, чтобы заказать “молебен о здоровье” Машеньки. А вот по себе герой закажет “панихиду”. Ведь умерло все, в чем была его жизнь, – дом, двор, люди, страна:
И все же навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.
“Трудно” лирическому герою в новой России, “больно жить…” А ведь раньше он даже не догадывался, насколько “любит” все это – родное, исконно русское:
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
“Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?”
“В Индию Духа” – символ столь желанного и столь недосягаемого гармоничного мира – билет уже не купить.

Анализ Заблудившийся трамвай

Николай Гумилёв

Заблудившийся трамвай

Шёл я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай,

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей тёмной, крылатой,

Он заблудился в бездне времён…

Остановите сейчас вагон!

Поздно. Уж мы обогнули стену,

Мы проскочили сквозь рощу пальм,

Через Неву, через Нил и Сену

Мы прогремели по трём мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик, — конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно

Сердце моё стучит в ответ:

«Видишь вокзал, на котором можно

Вывеска… кровью налитые буквы

Гласят — зеленная, — знаю, тут

Вместо капусты и вместо брюквы

Мёртвые головы продают.

В красной рубашке с лицом, как вымя,

Голову срезал палач и мне,

Она лежала вместе с другими

Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,

Дом в три окна и серый газон…

Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,

Мне, жениху, ковёр ткала,

Где же теперь твой голос и тело,

Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренною косой

Шёл представляться Императрице

И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий

И за мостом летит на меня,

Всадника длань в железной перчатке

И два копыта его коня.

Верной твердынею православья

Врезан Исакий в вышине,

Там отслужу молебен о здравьи

Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,

И трудно дышать, и больно жить…

Машенька, я никогда не думал,

Что можно так любить и грустить!

Краткий анализ произведения

После революции в России, которую так любил Гумилев, царила сплошная анархия, на фоне которой гражданская война была вполне закономерным явлением. О государственных устоях в тот момент никто не думал – шла банальная борьба за власть, жестокая и беспощадная.

Само название этого произведения абсурдно, так как трамвай, едущий по рельсам, не может заблудиться. Однако автор использует это выражение в качестве метафоры, подразумевая, что таким трамваем является вся страна, погрязшая во лжи, утопических идеях и псевдопатриотизме.

Мне нравится 94

Известно, что в литературе трамвай — символ движения истории; а у Гумилева он становится символом русской революции. Гумилев действительно вскочил на подножку русской революции: в 1917 году его не было в России, но в 1918‑м он вернулся, хотя его отговаривали. В тот момент с пути революции уже невозможно было свернуть — как не может свернуть трамвай.

Трамвай провозит автора через три ключевых момента человеческой истории: через Неву, где совершилась Октябрьская революция, через Сену, где произошла Великая французская революция, и везет его к Нилу, где, начиная с бегства евреев из Египта, зародилась многовековая борьба против рабства.

Блок и Гумилев мало в чем похожи, но восприятие революции у них общее: революция — это гибель женщины, Прекрасной Дамы, Незнакомки, Катьки, Параши или Машеньки. Герой Гумилева пытается спасти возлюбленную и понимает, что обречен сам.

Подробный анализ стихотворения

История создания

В История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями.

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу.

Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилёв использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

Тема

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилёв подробно описывает звуки, которые слышатся в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, так как символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Герой умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удаётся.

Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилёв выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространённой в литературе первой половине ХХ века, однако произведение выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Композиция

Произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мёртвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, ведь в нём представлены невёселые размышления автора о своей эпохе. Написано оно разностопным дольником. Н. Гумилёв использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

Мне нравится 30

Сочинение о стихе Заблудившийся трамвай

Стихотворение “Заблудившийся трамвай” было написано в 1919 году. Тема и основная мысль, которую Гумилёв хотел передать в стихотворении, определить однозначно трудно, это зависит от того, что в то время Гумилёв находился на пути творческого искания.

Даже тот факт, что стихотворение было написано совершенно нетипично акмеистов, так как в нем множество символов вызывает, фантастику ведь Гумилёв относился к писателям акмеистам, а не к символистам.

Первая строфа была написана во время прогулки, когда Гумилев шёл по мосту через Неву. Он увидел трамвай после этого он написал строку за строкой за очень короткое время. Сам Гумилёв был удивлен от этого, что и случай повлиял на него и он писал строки совершенно несвойственные ему ранее.

Сам поэт считал, что “Заблудившийся трамвай” магическое произведение его жизни. Тема стихотворения связана со временем, так как писать, употребляет предложение, заблудившийся в бездне времен.

Однако в произведении имеется подтекст, связанный с революционными событиями примеру “красной палач”, “мёртвые головы”.

Стихотворение состоит из пятнадцати строф.

Первая строфа описывает героев реальном мире, остальные строфы посвящены путешествию лирического героя на волшебном трамвае. К концу, стихотворение мы видим воспоминания о любви. Чувства, любови и грусти связаны с погружением лирического героя в память, находясь внутри блуждающего трамвая. Композиция стихотворения поделена на три части.

В первой мы видим, как лирический герой замечает летящий по небу трамвай и вступает на его подножку. Вторая часть связана с пребыванием героя в трамвае. Третья же часть посвящена воспоминаниям жизни и революции. Стихотворение наполнено различными метафорами.

Например, заблудившийся в бездне, кровью налитые буквы, летит трамвай, знакомый ветер. Присутствуют в произведении и эпитеты: огненные дорожки, пытливый взгляд, сладкий ветер.

Имеются сравнения “в рубашке с лицом как вымя”. Данные средства выразительности помогают Гумилёву создать таинственную, магическую атмосферу, что способствует погружению читателя в внутренний мир героя.

Произведение написано дольником, рифмовка перекрестная. Чередование звуков и слогов, которые напоминают шум и стук трамвая и его колес.

Он чувствовал постоянное недомогание от того, что не может полюбить и просто быть счастливым. Но вдруг — озарение.

Внезапно лирический герой говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и представить себе не мог, что любовь может быть такой, грустной, построенной лишь на воспоминаниях о былой красоте.

Главная мысль стихотворения состоит в том, что в сердце человека всегда есть любовь, просто иногда это чувство такое непривычное, что даже близко не напоминает эталон.


Краткий анализ

Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мёртвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – дольник, рифмовка перекрёстная АВАВ.

История создания

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилёв использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

В последних строфах Н. Гумилёв выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространённой в литературе первой половине ХХ века, однако произведение выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Композиция

Произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мёртвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр стихотворения – элегия, ведь в нём представлены невёселые размышления автора о своей эпохе. Написано оно разностопным дольником. Н. Гумилёв использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

Читайте также: