Что заслужил мороз забвения или памяти сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Читательская конференция

Цель : раскрыть нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной

- развивать умение целостного анализа художественного произведения,

- развивать связную монологическую речь.

- воспитывать духовно - нравственную личность, умеющую сострадать, помнить

героическое прошлое своего народа

Оборудование : портрет В.Быкова, выставка книг о Великой Отечественной

войне, иллюстративный материал, аудиозаписи песен « От героев былых

Ход мероприятия

Организационный момент.

Введение в тему

Песню свою отправляя в полет,

Кто уже никогда не споет,

К мерцающим звездам

О погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните

Кто уже не придет никогда,

Ведущий: У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало детских лиц.До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет. И не согнулись, показали, какими огромными могут быть сила духа и мужество, когда в сердцах горят священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и братьями. На переднем крае, как сыны полков. В тылу…Трагическое, но и героическое время чеканило характеры детей и подростков решительно и жестоко. В суровые дни войны вместе со взрослыми Родину защищали мальчишки и девчонки.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
“Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…”

А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

“ Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…”

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
“Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. ”.

Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война.

Ведущий: Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Выступление учащихся.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков страны.

… А нам не довелось играть в войну,

Не мы в неё – она играла с нами:

На фронт мы убегали пацанами,

С вагонов крыш смотрели на страну.

Дубрава человечности полна:

Героям павшим кланяется низко.

Сейчас от нас минувшая война

Во времени и далеко и близко.

Известные погибших имена

Записаны на гранях обелиска,

Но есть другие, и не их вина,

Что выпали безвестные из списка.

Выступление библиотекаря.

Ведущий: Сегодня мы будем говорить о войне. Война - это слово на устах всех народов мира, оно выжжено огнем и пулями в душе каждого человека, кого коснулось это страшное событие. Война - это горе и страдания, плач и слезы, гибель десятков миллионов людей. Она стучится в каждый дом, приносит беду. Война – это когда у народа один враг, который топчет родную землю, убивает женщин стариков, детей. Война не щадит никого. Но нужно найти в себе силы противостоять врагу, защитить себя и своих близких. Сегодня мы будем говорить с вами о том, как ведет себя человек на войне.

На доске цитаты о войне.

Эти слова о войне принадлежат белорусскому писателю В. Быкову.

Рассказ учащегося о писателе.

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии.

Василь Быков - автор многих книг о Великой Отечественной войне. Он сам был участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Подобно Василию Теркину из поэмы Александра Твардовского, он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. И зная все это, уже не удивляешься, как этому писателю удалось так живо передать нелегкое военное время, показать человека и его внутренний мир в таких сложных жизненных ситуациях.

Краткое содержание повести (изложение одним из учеников)

5. Беседа по вопросам

Какие проблемы поставлены в повести?

Какое значение имеет место действия?

Кому и как жить в народной памяти и как отзовется наша жизнь на судьбе потомков, мысль о силе благородного примера – основная идея этойповести. Долгие годы бился учитель Миклашевич, чтобы имя погибшего учителя Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Мороз учительствовал в Западной Белоруссии, на Гроднищине, он открыл в бывшей панской усадьбе школу на четыре класса. Вместе с Морозом работала пани Подгайская, пожилая женщина, жившая тут при пане Габрусе. Русским языком она почти не владела, белорусский немного понимала. Поначалу пани Подгайская противилась новым методам педагогического воспитания, которые ввёл Мороз, наряду с агитацией не ходить в костел. Даже жаловалась в районе.

Началась Война…. Мороз продолжал учить ребят. В тайне от учителя ученики задумали убийство ненавистного полицая. 14-летние обречены на муки, молчали под пытками. Мороз узнал и поступил, как диктовала ему совесть. Добровольно сдался, потому что не мог поступить иначе.

3.О каких нравственных принципах говориться в повести?

Мороз признался Ткачуку, что с наркоматовскими программами в школе действительно не все в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие плохо справляются с белорусской грамматикой. Но главное в том, чтобы они постигли национальную и общечеловеческую культуру. Он хотел сделать из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в методиках не очень-то разработано. Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой понимать нравственные постулаты. Прививал и грамотность, и доброту. Подобрали где-то школьники трехлапую собачонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их поселить в школе. Потом появился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смастерили клетку.

Ведущий: Когда началась война Мороз принял решение продолжать учить детей стал говорить, что не будем учить мы — будут оболванивать немцы. А он не для того два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили.Он ещё за них поборется.

4.Что сделало героем Алеся Ивановича Мороза?

Ведущий: Школа. Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений.

6. Работа с текстом.

-Это уроки доброты и нравственности: Алесь Иванович решил поселить в школе, подобранных детьми больных щенков и по очереди за ними досматривать, а потом в школе появился больной скворец и слепой кот.

Помимо школьной программы, устраивал чтения произведений Л. Толстого, будучи больным.

Заботился об учениках как о своих детях, забрал Павлика Миклашевича у его отца и оставил жить у себя, потому что отец избивал мальчика, чтобы дети могли учиться покупал им обувку и провожал после школы до дома так как дорога была дальней. Что у кого было трудного или хлопотного, со все к нему шли в школу, всем помогал и не за деньги, и не по обязанности – просто так. По призванию сельского учителя.

- Докажите, в чем прочность родства детей и учителя.

- Какие качества и как воспитывал Мороз в своих учениках?

-Мороз воспитывал в своих учениках благородство, мужество и порядочность. Он хотел сделать из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в методиках не очень-то разработано. Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой понимать нравственные постулаты. Прививал и грамотность, и доброту. Подобрали где-то школьники трехлапую собачонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их поселить в школе. Потом появился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смастерили клетку.

8. Дополнительные вопросы:

-На что рассчитывали фашисты, когда говорили, что отпустят учеников? Что им было выгоднее: чтобы Мороз пришел или нет?

Когда в 44-м выбили немцев, в Гродно остались кое-какие бумаги: документы полиции, гестапо. И нашли одну бумагу касательно Алеся Ивановича Мороза. Обыкновенный листок из тетрадки в клетку, написано по-белорусски, — рапорт старшего полицейского Гагуна Федора, того самого Каина, своему начальству. Мол, такого-то апреля 42-го команда полицейских под его началом захватила главаря местной партизанской банды Алеся Мороза. Эта ложь была нужна Каину, да и немцам. Взяли ребят, а через три дня поймали и главаря банды — было о чём рапортовать.

-Почему Мороз сделал именно такой выбор?

9. Закрепление

- Каким мы видим обелиск в повести? На какие детали вы обратили внимание?

Это было приземистое — чуть выше человеческого роста — бетонное сооружение с оградой из штакетника. Выглядел обелиск бедно, но был ухожен. Журналист удивился, увидев на черной металлической табличке новое имя — Мороз А.И., выведенное над остальными белой масляной краской.

-Кому и за что ставят обелиски?

Обелиски ставят для того, чтобы увековечить память о людях, отдавших свою жизнь за светлое будущее последующих поколений. Обелиск – это наша память, она должна быть увековечена не только в монументах, но и в душе каждого человека.

Долгие годы бился учитель Миклашевич, чтобы имя погибшего учителя Мороза появилось на обелиске рядом с именами его учеников. Я думаю, что повесть “ Обелиск” обращена к нашим дням каждой своей мыслью, напоминая о том, каким должен быть человек, о его достоинстве, напоминая о тех принципах, которым мы должны верны в любых обстоятельствах.

10. Обобщение

«Вам памятник, учителя,

Я высек бы из красного гранита,

Установил бы на просторе,

Эти слова принадлежат поэту А.Дусенбиеву.

-Какой бы вы памятник поставили учителю Морозу?

Так что заслужил Мороз: забвения или памяти?

Поступок Мороза должен быть увековечен не только в граните, но память о нем должна жить в наших сердцах.

- Что совершил при жизни? Какой след он оставил?

- Прослеживается ли связь поколений, в чем она?

- Какие человеческие качества дают силу выстоять Морозу и его ученикам ?

Мужество, благородство, принципиальность.

10. Итог конференции

Ведущий: Обелиски. Обелиски. Много их на моей родной земле. Для меня они - символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих.

Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в "детях войны", которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству .

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

У обелиска .

Средь берез, под синим
небом лета, –
Обелиск, увенчанный звездой…
….Ты погиб, чтоб я шагал
По свету,
В том бою спасенный, молодой…
Если вновь война раздаст нам каски,
Буду насмерть биться с той войной,
Только жил бы после без опаски
Паренек, идущий вслед за мной .
Лягу.
Ни наград, ни обелиска –
Ничего себе не попрошу,
Лишь бы он шагал
Тропой росистой
И дышал, как я сейчас дышу

Оборудование: выставка книг В. Быкова, ноутбук, проектор.

Ход проведения мероприятия:

Ведущиий1 : Сегодня мы будем говорить о войне. Война - это слово на устах всех народов мира, оно выжжено огнем и пулями в душе каждого человека, кого коснулось это страшное событие. Война - это горе и страдания, плач и слезы, гибель десятков миллионов людей.

Ведущий 2: Она стучится в каждый дом, приносит беду. Война – это когда у народа один враг, который топчет родную землю, убивает женщин, стариков, детей. Война не щадит никого. Но нужно найти в себе силы противостоять врагу, защитить себя и своих близких. Сегодня мы будем говорить с вами о том, как ведет себя человек на войне.

Ведущий1 : Эти слова о войне принадлежат белорусскому писателю В. Быкову.

На экране появляется портрет писателя В. Быкова.

Ученик рассказывает о писателе.

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в Витебском художественном училище. Когда началась война, Быков обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Девятнадцатилетний младший лейтенант отправляется на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом говорит такой факт: на обелиске на одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал Быков на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был ранен два раза. Демобилизовался лишь в 1955 году. Сотрудничал в газетах Белоруссии.

Вопросы для обсуждения (были даны заранее):

  1. О каких нравственных принципах говорится в повести?
  2. Что сделало героем Алеся Ивановича Мороза?
  3. Почему Мороз сделал именно такой выбор?
  4. На что рассчитывали фашисты, когда говорили, что отпустят учеников? Что им было выгоднее: чтобы Мороз пришел или нет?
  5. Так что заслужил Мороз: забвения или памяти? Что совершил при жизни? Какой след он оставил?
  6. Какие человеческие качества дают силу выстоять Морозу и его ученикам?
  7. О чём вы задумались, прочитав эту повесть? Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление? Каков ваш идеал учителя, идеал человека?

И сегодня мне бы хотелось обсудить с вами, что можно считать подвигом, каким путем человек приходит к самопожертвованию; почему, во имя чего совершается поступок; является ли подвигом поступок учителя Алеся Мороза? Можно ли назвать подвигом поступок его учеников?

О каких нравственных принципах говорится в повести?

Мороз признался Ткачуку, что с наркоматовскими программами в школе действительно не все в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие плохо справляются с белорусской грамматикой. Но главное в том, чтобы они постигли национальную и общечеловеческую культуру. Он хотел сделать из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в методиках не очень-то разработано. Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой понимать нравственные постулаты. Прививал и грамотность, и доброту. Подобрали где-то школьники трехлапую собачонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их поселить в школе. Потом появился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смастерили клетку.

Когда началась война Мороз принял решение продолжать учить детей стал говорить, что не будем учить мы — будут оболванивать немцы. А он не для того два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Он ещё за них поборется.

Чья позиция вам ближе и почему?

Что сделало героем Алеся Ивановича Мороза?

Так что же заслужил герой повести Алесь Мороз забвения или памяти?

- Каким человеком автор показал учителя в довоенное время? Чему он учил своих учеников?

Учитель: Понятно, что для учителя важнее всего был не багаж знаний, а то, какими людьми станут его ученики. Однако по представлению того времени, повел себя Мороз в первые месяцы оккупации не лучшим образом, чтобы не сказать антипатриотично: школы не оставил, получил у немцев разрешение и продолжал учить детей. В лес вроде не собирался, правда, хромой калека, какой из него воин, а все - таки выходит: служил немцам . Так ли это?

Просмотр фильма (отрывка)

Ученики Мороза: Коля Бородич (18 лет), братья Тимка и Остап Кажаны, однофамильцы Смурый Николай (1 3 лет) и Смурый Андрей, Павел Миклашевич - всегда во всех делах держались вместе и во всем были заодно с учителем.

- Какое решение принимает Мороз? Ночью учитель идет в село; он уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех - и его, и ребят. Но иначе поступить учитель не может.

Не явившись в полицию, Мороз ставил под сомнение все, что делал, чему учил детей. Его смерть, на которую он пошел по доброй воле, - это неопровержимый аргумент человечности. Нравственная сила его подвига настолько велика, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из всех ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. Став учителем, он передал морозовскую закваску своим ученикам.

Почему Мороз сделал именно такой выбор?

На что рассчитывали фашисты, когда говорили, что отпустят учеников? Что им было выгоднее: чтобы Мороз пришел или нет?

Когда в 44-м выбили немцев, в Гродно остались кое-какие бумаги: документы полиции, гестапо. И нашли одну бумагу касательно Алеся Ивановича Мороза. Обыкновенный листок из тетрадки в клетку, написано по-белорусски, — рапорт старшего полицейского Гагуна Федора, того самого Каина, своему начальству. Мол, такого-то апреля 42-го команда полицейских под его началом захватила главаря местной партизанской банды Алеся Мороза. Эта ложь была нужна Каину, да и немцам. Взяли ребят, а через три дня поймали и главаря банды — было о чём рапортовать.

● Меня эта повесть заставила не только раздумывать, но и страдать и благодарить всех погибших и оставшихся в живых за то, что они нам подарили светлое над головой.

● От этой повести, как от самой войны, болит сердце и хочется лишь, чтобы никогда это не повторилось.

● Повесть как бы говорит: помните о тех, кто выстоял в этом испытании, отдайте дань этим героям. Мне кажется, что автор обращается к нам с призывом: не забывать! Не забывать, что для того, чтобы одолеть фашизм,

нужна была не только сила оружия, но и сила человечности!

- На какие детали вы обратили внимание?

-Кому и за что ставят обелиски?

Так что заслужил Мороз: забвения или памяти? Что совершил при жизни? Какой след он оставил? Прослеживается ли связь поколений, в чем она?

- Какие человеческие качества дают силу выстоять Морозу и его ученикам ? Мужество, благородство, принципиальность.

Ведущий1: Обелиск – это наша память, она должна быть увековечена не только в монументах, но и в душе каждого человека. Память не имеет права быть успокоенной, музейной.

О чём вы задумались, прочитав эту повесть? Какие эпизоды произвели на вас наиболее сильное впечатление? Каков ваш идеал учителя, идеал человека?

Заключительное слово учителя.

Эта повесть, как и многие другие повести Быкова, обращена к нашим дням, к будущему. Каждым образом, каждой мыслью, каждой фразой напоминает о том, каким должен быть человек, напоминает о его ценностях, достоинствах, о праве на счастье, о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах .

Я думаю, что вы заинтересовались творчеством Быкова, и у вас возникло желание прочитать и другие его повести о войне.

Слово предоставляется библиотекарю Гузель Махмутовне Бурановой.

Обзор о книгах Быкова, которые имеются в библиотеке, делает библиотекарь Буранова Гузель Махмутовна. На экране книги В. Быкова о войне.

В ходе прочтения мы наблюдаем размышления автора по поводу идеологической морали человеческих поступков.

Главной мыслью сюжета было отражение поступка главного героя повести, рассмотренного писателем со всех сторон. В этом выражается авторское осознание проявления героизма, которое, как он считает, заключено в преданности собственному делу, делая при этом акцент на грядущее поколение.

Сюжетная линия выделяется художественной своеобразностью потому, что помимо рассказа писателя в нее входит отображение журналистской деятельности в форме собирания информации о неведомых героях войны, совершивших нигде не отраженный подвиг во имя своей Родины и счастья последующих поколений.

Алесь Иванович Мороз-главный герой повести, которого автор показывает в роли сельского учителя. Он предан собственной профессии человека, который слыл честностью, добротой, милосердием характера. Педагог не забросил преподавание и продолжил обучать детей, даже после начала войны. По мере возможности герой помогал детям, раздавая одежду, обувь. Узнав о том, что его ученики оказались в фашистском плену, учитель без раздумья отправился на защиту ребят в штаб врага. Ведь не в его стиле бросать на произвол беззащитных деток. Однако героизм Мороза оказался безуспешным, учителя и учеников приговорили к смерти, путем повешения.

Еще одним из главных персонажей нам представлен образ тяжело раненого Миклашевича Павла. Он был учеником Алесь Ивановича, повлиявшего на формирование характера парня. В ходе войны Павел станет членом отряда партизан. Во время встречи с журналистом герой поведает о своем бывшем педагоге. По истечению времени Павел пойдет по стопам Мороза и станет преподавателем сельской школы. Он в своих рассказах периодически упоминал о кошмарах времен войны.

Также в повести было упомянуто имя Коли Бородича, который являлся самым старшим подростком и самым верным последователем своего преподавателя Мороза.

По окончанию войны, в память о героизме и мужестве, профессионализме, патриотизме русского духа, на месте гибели учителя и учеников был установлен обелиск.

Смысл повести заключен в показании моральных поступков человека. Особенностью произведения выражена в заполнении писателем атмосферы раздумьем. Читатель же в свою очередь обязан делать выводы по поводу поступков главного героя, независимо от того подвиг это или неразумный героизм.

Повесть имеет характерное отличие в сложности восприятия и неравнодушным повествовании.

2 вариант

Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.

По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.

Сочинение по рассказу Обелиск

Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.

Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.

В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.

В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.

По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.

Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ по повести Обелиск

Популярные сегодня темы

Сочинения-рассуждения на свободную тему

Героиня романа Тихий дон Наталья показана очень положительной женщиной, верной своему мужу женой и прекрасной матерью. Скромная и красивая девушка Наталья Коршунова

Если бы кто-нибудь задал мне вопрос, какой город является моим любимым, то, безусловно, я ответил бы, что это Уфа.

Основным персонажем произведения является тринадцатилетний мальчишка по имени Сашка Андреев, в образе которого писатель изображает подростка, отличающегося непокорностью в связи со сложными

Искусство – неотъемлемая часть жизни каждого цивилизованного и образованного человека. Искусство – это совокупность всего, что создано человечеством: произведений литературы, шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальных композиций

Мороз жил ради других, ради детей. Ничего ему для себя не было нужно. О многом может сказать хотя бы то, что он купил для двух девочек-близняшек новые ботинки и организовал их сопровождение из школы – ходил сам или посылал одного из ребят. Всё потому, что их мать запретила им ходить в школу с наступлением зимы – путь был труден и довольно опасен.

По прошествии времени нашлись люди, которые говорили, что есть герои и похлеще Мороза, что погиб он безрассудно. Даже то, что он не убил ни одного немца – а потому не может считаться героем. Вот оно – обесценивание во всей красе. Впрочем, многие люди даже не задумываются, о чём говорят – им просто всё заранее ясно. Их мировоззрение твердо и недвижимо. Всё, что происходит вокруг, видится лишь сквозь призму их убеждений. Всё подгоняется под определённые рамки, за которые они просто не заглядывают. Хорошие люди, честные. Только вот бездушные.

Сочинение по рассказу Обелиск

Сюжетная линия произведения выстраивается из повествования рассказчика, журналиста, собирающего сведения о неизвестных героях войны, совершивших бесславные подвиги во имя защиты своей родины.

Главным героем повести является Алесь Мороз, представленный писателем в образе учителя, который в период военных действий бескорыстно и преданно обучает детишек, помогая им в силу собственных возможностей в виде одежды, обуви, вступаясь за шаловливых детей перед гневом их отцов, защищая от сурового наказания.

В период войны учитель старается отслеживать сводки с передовой и распространяет их среди местных жителей с целью правдивого информирования граждан о реальном состоянии военной диспозиции, фактических победах советской армии, а также поддержания среди односельчан веры в победу над гитлеровскими войсками и скором освобождении родной земли.

В один из дней несколько учеников Алеся Мороза оказываются арестованными фашистскими захватчиками, и учитель является к немцам для защиты безвинно пленённых детей в надежде их освобождения. Однако, несмотря на проявленный героизм и мужество перед оккупантами, Алесю Морозу не удается спасти ребят, и он приговаривается вместе с пятерыми учениками к повешению.

По окончании войны в селе, где преподавал и погиб учитель Алесь Мороз, установлен монументальный памятник, на котором среди других героев родины значится имя обыкновенного учителя, ставшего примером мужества, профессионализма, храбрости, смелости, патриотизма.

Произведение насыщено авторскими размышлениями на тему поступка героя повести, с точки зрения, идейно-нравственных понятий, а также гражданской позиции представителя современного общества в чрезвычайных условиях. Писатель рассматривает поступок учителя с разнообразных позиций, демонстрируя в повествовании собственное понимание героизма, заключающегося в верности и преданности собственной профессии, борющейся за душевное состояние и будущее детей, руководствуясь требованиями человеческой совести, осознавая свою скорую страшную смерть.

Рассказ демонстрирует действительный смысл героического поступка учителя, считающегося некоторыми людьми необдуманным действием, который отличается от привычного понимания подвига, выражающегося в смертельных схватках с противником, обнажая нравственные основы действий обычного русского человека.

Несколько интересных сочинений

Рассказчиком выступает не автор, а пенсионер-учитель Ткачук, который четко осознает свою миссию – донести правду о нравственном подвиге Мороза до всех, кто способен ее воспринять. Он не просто рассказывает – он утверждает справедливость и преподает уроки нравственности, он – заинтересованное, сочувствующее, сопереживающее лицо и при этом – вполне заурядный человек, но живой, узнаваемый, со своей логикой изложения событий, со своими мыслями и оценкой событий. Такой рассказчик – заинтересованная личность и почти очевидец событий – типичен для народного повествовательного жанра – сказа.

Второе пространство рассказа Ткачука, внутреннее, — это Сельцо, где учительствует Мороз, окрестные села и ближний лес, в котором скрываются партизаны. Это пространство вдоль и поперек осваивает Мороз, добровольный помощник и защитник крестьян-белорусов. Вполне реально и объяснимо, если бы не повторяющийся мотив: трудность преодоления пути. Поздно ночью Мороз провожает до дома учениц через лес, жестоко мерзнет сам; перетаскивая книги (Толстого!) из барской усадьбы в школу через реку по льду (как раз в это время снесло мост), проваливается под лед и получает воспаление легких; на тропинке, по которой вели арестованных пацанов в комендатуру, помог бежать Миклашевичу и был избит полицаями до полусмерти… нужно прибавить к этому, что Мороз – хромой, калека с детства, чтобы выстроилась скрытая за бытовой реальностью символика трудности его жизненного пути, на котором он так или иначе обречен. Символика, типичная для притчи.

Раздел: Зарубежная литература Количество знаков с пробелами: 40483 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

Материал для сочинения по литературе

Проблемы творчества А.И. Солженицына

Разговор возле обелиска

Встав из-за стола, газетчик направился за Ткачуком и нашел его около обелиска. Пожилой мужчина сидел на листве, а его ноги свисали над канавой.

Рассмотрев обелиск внимательно, мужчина обнаружил, что на нем имеются не только имена мальчишек, которые были повешены фашистами, но также в самом верху находилось имя Мороз А.И. При этом имя на монументе было выделено белой масляной краской.

Обелиск выглядел бедно, но, несмотря на это, был ухожен и чист. Видно, что люди чтили память тех, кто упомянут здесь. Посидев несколько минут, Ткачук предлагает журналисту ехать в город на попутках. Пока они шли к трассе, газетчик решил подробнее расспросить ветерана о Павле. Выяснилось, что мужчина хорошо знал Миклашевича и искренне уважал.

Для детей это был настоящий пример для подражания, его боготворили. В своей речи мужчина упомянул Мороза, и журналист сразу заинтересовался этой личностью и попросил бывшего учителя подробно рассказать об этом человеке.

Свою повесть человек начал с того, что в конце осени 39 года ХХ века западная часть страны соединилась с Белорусской ССР. Его, Тимофея Ткачука, по распределению направили в Западную Белоруссию как заведующего районным отделом образования, при этом он сам работал учителем.

Школа располагалась в имении пана Габруся, который переехал в Румынию, а здание пустовало. Здесь осталась жить Пани Подгайская. Пожилая дама не понимала русский язык, при этом немного понимала сам белорусский. Она не разделяла методики преподавания Мороза и постоянно на него жаловалась.

Ткачук, чтобы проверить, что происходит в деревне и чему учит преподаватель, отправился лично в школу. Приехав на место, Тимофей Титович увидел, что ученики вместе с учителем заготавливают дрова на зиму.

Ткачук познакомился с местным учителем и выяснил, что его зовут Алесь Иванович Мороз, родом с Могилевщины. Также заведующий обратил внимание на хромоту, и тот пояснил, что это дефект с рождения, но профессии это никак не мешает. Также Мороз рассказал, что у ребятишек очень сильные проблемы с учебой, до этого они обучались в польском учреждении образования, а теперь перешли на белорусскую систему преподавания. Однако сам Мороз считает, что это не главное.

Важно, чтобы из детей получились хорошие люди, которые чтят традиции и не переступают через нравственные принципы.

Важно!

Учитель на своем примере показывал ребятам, что нужно заботиться об окружающих людях и животных. Например, он приютил в школе хромую собаку и слепого кота.

Читайте также: