Сочинение на тему вологодское кружево

Обновлено: 02.07.2024

С давних времён женская половина человечества существенную часть своего времени посвящала занятиям разными видами рукоделия. Преследовались абсолютно отличные друг от друга цели: одни получали от этого доход, другие украшали домашний интерьер, третьи просто получали удовольствие от процесса.

С течением времени такие примеры творческой деятельности распространялись и увеличивались, приобретали свою философию и становились настоящей культурной традицией. Одним из ярких примеров считается вологодское кружево, об особенностях которого пойдёт речь ниже.

Что это такое?

Под вологодским кружевом понимается некий вид русского кружева, который плетётся на коклюшках (так называются специальные палочки из деревянного сырья) и распространён, как очевидно из названия, в местностях Вологодской области. Художественное своеобразие вологодского кружева заключается в широком ряде его особенностей:

  • богатейшие узоры;
  • чистые линии;
  • выверенные орнаменты;
  • уровень мастерства.
  • подушке-валику;
  • коклюшкам (они могут быть сделаны из берёзы или можжевельника);
  • английским булавкам, сколку.

Наиболее известная основа для создания вологодского кружева – лён. В XXVII столетии была известна иная практика плетения данной разновидности кружев – с обращением к позолоченным или посеребрённым ниткам, произведённым из волочёной проволоки.

История

Французы искренне верят, что кружево – это дитя моды, однако русский народ никогда не сопоставлял сложные техники кружевоплетения с капризами моды, ведь это ремесло славится глубокими корнями, уходящими в бытовую жизнь народа. В разные времена кружево считалось неотъемлемой частью костюма крестьянки или жительницы города, выступало составляющей девичьего приданого.

Основные тонкости и техника плетения вологодского кружева были сложены в XVII-XVIII веках.

Если до XIX века это увлечение являлось по большей части разновидностью художественного ремесла в стенах дома, то спустя некоторое время, в первой трети XIX века, неподалёку от Вологды получила своё право на открытие фабрика, где пристроилось множество простых девушек из крестьян, ставших кружевницами.

К середине века данная разновидность кружева переросла в полноценный промысел, объединявший собой огромное множество мастериц родом из разных уездов: Вологодского, Кадниковского, Грязовецкого. На каждой из территорий были сложены собственные особенности техники плетения, узкий перечень изделий, которым посвящали время девушки, однако разглядеть такие тонкости под силу только искусному мастеру.

Настоящий расцвет настиг кружевной промысел Вологодской области после 50-х годов XIX века. Для сравнения: в 1890-х годах плетением кружев увлекалось 4 тысячи человек, а в 1910-х их число приближалось к 40 тысячам. Чуть позже красота вологодского кружева покорила сердца жительниц европейских городов.

До середины XX столетия особой популярностью пользовалось мерное кружево, которое использовали в качестве украшения разнообразных тканевых изделий, позже на передний план вышли изделия, реализовывающиеся поштучно, к примеру, салфетки, детали, украшающие женский гардероб.

Элементы узора

Важная черта, выделяющая кружево из рассматриваемой нами области, – чёткое деление полотна на фоновые детали и непосредственно узор. Это обеспечивает выделение крупных частей орнамента непрерывающейся линией, которая имеет одинаковую ширину на всём протяжении узора.

На первых этапах развития вологодского кружева наиболее часто встречающимися примерами орнамента были изображения птиц, дерева жизни и иных откликов из старины.

Современное видение данного вида кружева отличает широкое разнообразие орнамента, монументальные формы исполнения и приоритет мотивов цветов и растений.

Одним из главных элементов узора вологодского кружева считается снежинка. Чаще всего она украшает фон, а более толстыми нитями воспроизводится какой-либо сюжет со смыслом.

  • Например, узор с листьями дуба приравнивается к защите, укреплению внутреннего состояния человека.
  • Узор с колоском притягивает к владельцу материальное благополучие.
  • Лебедь символизирует целомудрие.
  • Птица Феникс – вестник успеха в делах.

То, как кружево выглядит внешне, зависит от многих факторов. Одним из основополагающих выступает материал, из которого мастерицы плетут ажурные узоры. К примеру, металлические, златосеребряные нити дарят настроение торжества, праздника, а белые (здесь речь идёт о льняных или хлопчатобумажных) создают более строгий узор.

Для плетения тонкого, почти прозрачного, кружева необходимо использовать шёлковую или льняную нить, а для создания массивного, с крупными узорами, полотна – объёмную бумажную или шерстяную пряжу.

Этапы плетения

Для того чтобы конечный результат действительно порадовал, необходимо ответственно подойти к каждому из этапов плетения вологодского кружева.

  • Прежде всего, нужно подготовить сколок, то есть эскиз того, что должно получиться по завершении работы над изделием. Этим важным процессом могут заниматься исключительно истинные профессионалы своего дела, художники, имеющие немалый опыт. Для этого используется картон или бумага, отличающаяся плотностью, на которые наносится точечный рисунок с тщательной прорисовкой каждой точки, зигзага.
  • Лист бумаги с готовым рисунком крепят на валике. Он должен быть плотным, чтобы картон мог крепко прилегать, только в этом случае изделие получится равномерным.
  • На сколке точками показываются участки, где необходимо наколоть булавки, они в дальнейшем будут служить каркасом.
  • На коклюшки наматываются нити – льняные или хлопковые.
  • Когда булавки расставлены, а нити намотаны, мастерица приступает к плетению: она перебрасывает в руках коклюшки с нитями и тем самым как бы оплетает булавки.
  • По мере того, как выполняется рисунок, булавки переставляются в другие места, и работа продолжается в том же режиме.

Здесь важно отметить, что опытная мастерица при первом взгляде на сколок может определить число коклюшек, которое потребуется для работы, техники плетения, к которым можно будет обратиться.

То есть, по сути, вологодское кружево отличается почти инженерным подходом к его созданию.

Изделия

Сочинения про вологодские кружева

Ответы:

Кружево – удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.
Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие – народный. Первые – являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения. Конец!
Это уже второй вариант.
Кружево – удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.
Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие – народный. Первые – являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.
Прошлое
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей – 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре – неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на “драбанскую (т. е. брабантскую) нитку”.
Вологодское кружево
“Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели”, – писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании “Русское кружево и русские кружевницы”.
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные “фабрики”, поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого “белозерского” манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, “вологодский манер”. Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т. п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

На изящной сеточке расцветают цветы и вырастают сказочные деревья. Волшебные птицы приветствуют своей песней новый день. Порой можно увидеть целые города с храмами и башнями. Иногда белое поле кажется сотканным из бесчисленного множества причудливых снежинок. А узоры становятся похожими на покрытые инеем ветви.

Трудно представить, что эти чудеса создаются при помощи простых с виду деревянных палочек – коклюшек, мерный стук которых навевает мысли о чём-то таинственном. Секреты мастерства издавна передавались от старших мастериц к молодым. Традиционные орнаменты кружева перекликаются с мотивами народной вышивки и резьбы по дереву.

У кружева немало загадок. Первоначально оно возникло в Италии и Фландрии, затем о нём узнали в других странах, в том числе и в России. Многие торговые пути пролегали через вологодские земли, благодаря чему жители края смогли познакомиться с образцами иноземного кружева. Русские мастера сумели освоить искусство плетения тончайших узоров. В окрестностях Вологды издавна выращивался лён, что тоже способствовало развитию кружевоплетения.

К 19 веку сформировался самобытный промысел. Во многих помещичьих усадьбах существовали мастерские, где трудились крепостные кружевницы. Занимались этим ремеслом и в женских монастырях. Со временем кружевоплетение широко распространилось в народном быту. В первые десятилетия 20 века появляются артели, которые в 1930 году были объединены в Вологодский кружевной союз.

Узнаваемая черта вологодского кружева – чёткое деление композиции на рисунок и фон. Узоры и другие изображения плетутся плотно. Фон же представляет собой ажурную решётку. Цвет кружев чаще всего белый, но использование цветных нитей также допускается – с ними изделия приобретают особую красочность. Для придания узорам рельефности применяется пряжа разной толщины.

Рисункам присуща размеренность – чередование элементов создаёт особый ритм, который сродни музыкальному. Благодаря этому изделия выглядят удивительно гармоничными. Узорам свойственна плавность линий. Нередко они представляют собой стилизованные цветы, которые располагаются по окружности в виде причудливых венков. Иногда орнаменты идут отдельными полосами. Узорчатой каймой часто обрамляется центральный элемент композиции.

В Вологде работает единственный в России музей кружева, открытый в 2010 году. Уникальная экспозиция даёт возможность увидеть старинные произведения и познакомиться с современными образцами. В авторских работах соблюдаются каноны, но при этом всегда присутствуют глубоко индивидуальные черты. Промысел развивается – продолжается ажурная легенда. Поэтому можно ожидать новых откровений.

Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 1

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 2

Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 3

Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 4

Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 5

За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 6

Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 7

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 8

В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием художественных замыслов. Работы династий мастеров, без чьих имён невозможно представить становление и развитие вологодского кружева, трепетно хранятся в коллекции музея. Они создавали и создают сложнейшие по технике творческие образцы — украшения музейных коллекций.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 9

В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева, которая создана неравнодушными работниками музея. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет. Богатство русской души, воплощенной в кружеве, делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 10

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 11

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 12

За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны.

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 13

Вологодское кружево как культурное наследие России, фото № 14

Несмотря на непростую историю промысла, взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы промысел существует по сегодняшний день и не утратил своей актуальности и значимости для культуры нашей страны. Искусные мастерицы создали уникальный живой художественный язык вологодского кружева, узнаваемый и почитаемый во всём мире. Образы и сюжеты декоративно-прикладных изделий дополнялись новыми идеями, при воплощении которых был задействован огромный арсенал художественных средств. Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры.

Читайте также: