На границе марта и апреля небо наливается океанской голубизной сочинение егэ

Обновлено: 05.07.2024

Одно из требований ФГОС – “формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении” [1, c.23].

“Необходимы изменения в содержании обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Современный педагог должен стать создателем новых заданий, педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности, создание учащимися собственных продуктов в освоении знания” на основе базовых понятий. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиться оптимального результата [2, с.67].

В процессе работы с художественными текстами были выявлены методические приемы работы с произведениями малой прозы, собран банк таких текстов для учащихся 5-11 классов.

Новизна представляемого материала заключается в том, что художественные тексты, используемые на уроках внеклассного чтения, - это тексты произведений, которые не имеют методического сопровождения.

Решить эти задачи помогают уроки обучения анализу эпического произведения. Для таких уроков собраны произведения, интерпретация которых может быть проведена на одном уроке литературы или уроке внеклассного чтения.

Разработана модель урока литературы в 10 классе по теме: “Обучение анализу эпического произведения. На примере рассказа Юрия Яковлева “Сердце земли”. (Приложение 1 “Модель урока литературы”)

Собран банк малой прозы (список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся), тексты используются учителем на уроках, учитывая возраст учащихся, степень сформированности литературоведческих компетенций, некоторые из произведений были даны для целостного анализа художественного прозаического текста на муниципальном этапе олимпиада по литературе в 2011-2016 г. (Приложение 2 “Список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся”).

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст. Москва – Киров, 2016.-199с.
  3. Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008.- 248с.
  4. Развитие научно-методического ресурса школы по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов ФГОС”: / авт.-сост. Г.Н. Карсакова.– Киров.–2014 -207с

Модель урока литературы

Дидактическая цель: способствовать развитию комплекса умений для подготовки учащихся к ЕГЭ средствами средствами технологии проблемного обучения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цели по содержанию:

  • уметь анализировать художественное произведение, особенности композиции, образной системы, мотивов и проблематики
  • уметь давать прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию
  • уметь подтверждать свои мысли текстом.
  • развитие образного, логического, критического мышления
  • развитие речи учащихся
  • развитие творческих и аналитических способностей учащихся
  • развитие навыков работы с текстом с целью поиска необходимой информации
  • формировать гражданскую позицию на основе принятия традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических ценностей
  • формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  • формировать художественный вкус, умение ориентироваться в мире литературы.
  • помочь осознать свои сильные и менее сильные стороны в анализе эпического произведения (как важной части подготовки к ЕГЭ)

Методы: проблемного обучения.

  1. Словарь литератураведческих терминов. Автор-составитель С.П. Белокурова (М.: Просвещение, 1989).
  2. Тетрадь ученика по литературе.
  3. Мультимедийное сопровождение урока.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент Приветствует учащихся.

Создаёт позитивный настрой.

Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”.

Называет тему урока “Анализ эпического произведения”, предлагает учащимся вспомнить содержание прочитанного дома рассказа “Сердце земли” и ответить на вопрос:

“Какова тема произведения?”

С какими произведениями на эту тему вы знакомы?

Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса урока

“Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”

Вспоминают содержание рассказа, отвечают на вопрос.

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Определите, как связано название с темой, образами в рассказе.

- Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста?

- Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа?

- Определите, как “развертывается” заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.

Предлагает ответить на проблемные вопросы, используя текст, материалы записей в тетрадях:

1 группа “Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?”

2 группа “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”

3 группа “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”

4 группа “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”

5 группа “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)” (Приложение 1)

Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”

Дайте связный ответ на вопросы в объеме 5-10 предложений:

1. Как в финале рассказа проявилась авторская позиция?

2. Какие художественные средства показывают трагедию войны?

Предлагает продолжить предложение:

Приложение 1 (задания группам)

1 группа.

Задание. Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?

1.Ответьте на вопросы

1) Какие слова одной лексико-семантической группы повторяются при описании весеннего пейзажа?

2) Какие образы доминируют в начале и в финале рассказа?

3) Какой из них является сквозным? Почему?

4)Какие функции выполняют эти образы в тексте?

2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко иллюстрирует состояние героя в финале рассказа.

2 группа.

Задание. “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”

Многозначность образа дома в рассказе.

  1. Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома?
  2. Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка?
  3. Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения?
  4. Что свойственно всем обитателям дома?
  5. Каково отношение автора к ним и как оно выражается?
  6. Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?
  7. Как происходит расширение границ пространства дома?

2.Прочитайте отрывок из письма, который наиболее ярко описывает тоску по дому.

3 группа.

Задание. “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”

  1. Какие важные для автора события или ситуации выделены в повествовании?
  2. Почему некоторые события (какие именно) имеют значение многократности действия?
  3. Какие языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе выполняют эмоционально-экспрессивную функцию?

2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко описывает состояние героя в военное время.

4 группа

Задание. “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”

  1. Каким вы видите рассказчика в начале рассказа?
  2. Как характеризует рассказчика его поведение на войне, каким вы видите его в эпизоде ранения?
  3. Как в финале рассказа показано взросление рассказчика, какой философский смысл имеет финал рассказа?

5 группа

Задание. “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)”

  1. Как создаются зрительные образы, отражающие мотив памяти. Какие тропы использованы автором?
  2. Какими лексическими средствами передает автор зрительные впечатления героя, раскрывает взаимосвязь картины природы и эмоционального состояния героя?
  3. Приведите примеры употребляемых в рассказе выразительных средств, раскрывающих мотив памяти.

Приложение 2

Какие художественные средства показывают трагедию войны?( ответ на вопрос ученицы 10 Б класса Кудрявцевой Марии”)

Рассказ Юрия Яковлева “Сердце земли” - это настоящий реквием по погибшим в Великую Отечественную войну, по разрушенным семьям и сломанным судьбам миллионов людей. Все произведение пронизано воспоминаниями, горькими и тяжелыми. Этот рассказ напоминает нам об ужасной трагедии, которая обрушилась на нашу Родину. И чтобы погрузить читателя в атмосферу военного времени, автор использует множество художественных приемов.

Воспоминания главного героя о матери и о родном доме переплетаются с детальным описанием, природы, автор рисует перед нами весенний пейзаж, используя для этого сравнения и эпитеты: “На белом снегу красный гибкий прутик вербы возникает жилкой, в которой бьется кровь. Рядом с красной жилкой — голубая. Это весеннее солнце растопило снег и вызвало к жизни родничок талой воды. Красная артерия и синяя весна”, “ верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага”. Кроме того, Яковлев показывает нам холодную и мрачную картину блокадного города, для этого он использует различные метафоры: “в ледяном городе, где печи мертвы”, “в нее стреляли голодом”, также писатель употребляет приложения: “Голод — обстрел, голод — бомбежка, голод — пожар”.

Таким образом, применение различных тропов показывает нам трагедию войны.

Так как рассказ “Сердце земли” является автобиографическим, то во многих эпизодах мы можем проследить авторскую позицию, но финальная сцена является ключевой. Здесь Яковлев приводит нас к выводу о том, что сердце матери никогда не угаснет и не истлеет, оно будет вечно любить свое дитя, хранить и оберегать. Сердце матери станет сердцем земли.

Юрий Яковлевич Яковлев

ПОЗАВЧЕРА БЫЛА ВОЙНА

Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на запасных путях московского вокзала, у воинского эшелона. Я был подстрижен под машинку, но форму еще не получил. Это было в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было тогда восемнадцать лет.

Мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Я был далеко от Ленинграда. Моя младшая сестра осталась одна.

Есть люди, которые удивительно скрупулезно помнят свою жизнь. Их память высвечивает в далеком детстве стройную цепь существенных и несущественных событий. Не берусь соперничать с ними. Мое детство хранится в моих рассказах. Оно звучит в них как эхо. То громче, то слабее. Многие свои незабытые переживания я передал и продолжаю передавать героям своих рассказов.

Так надвигалась война. Сквозь время и сквозь страны она грозно и неумолимо приближалась к нашей земле, к нашей жизни. Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом.

Война была одна, но у каждого человека своя военная дорога. Не все дороги прошли через всю войну… Многие обрывались задолго до Дня Победы. Я был зенитчиком, и наша шестая батарея стояла под Москвой, у деревни Фуники. Враг был еще далеко от Москвы, а мы уже вели бой. Каждый день были налеты вражеской авиации. Рвались бомбы. Свистели осколки. Тянулись веселые огоньки смертоносных трассирующих пуль. Мы были на местах. Мы вели огонь. Когда сам стреляешь, не так страшно. Наша батарея стояла перед противотанковым рвом, и наши пушки были без колес — у нас не было возможности отступать и не было мысли об отступлении. С каждым днем фронт приближался. В самый критический момент немцы были от нас в нескольких километрах. И между нами и немцами не было ни одного пехотинца. В эти дни я подал заявление в партию.

Мы знали, что из-за леса вот-вот выползут немецкие танки. На брустверах наших орудийных двориков лежали ящики с бронебойными снарядами.

И еще я писал стихи. Первое стихотворение написал еще в школе. На смерть Пушкина. Оно начиналось так:

Война превратила мои детские упражнения стихами в страсть. Я почувствовал, как велика сила поэзии, когда она вплотную соприкасается с жизнью.

Есть события, которые время делает более значимыми и зримыми, поворачивает новыми, неожиданными гранями. Такова война для тех, кто пережил ее. Может быть, потому о войне я и начал писать через много лет после того дня, когда отгремел салют Победы.

С первых шагов в литературе писал для взрослых и для детей, о детстве и войне — о том, что сам пережил и что знал. И с тех пор остаюсь верен этим горизонтам жизни.

В детстве я не отличался трудолюбием. Трудолюбивым меня сделала поэзия, позднее — проза. Для меня литература была и остается не только работой, но и страстью, которая взяла верх над всем остальным.

Нет, я не изменил поэзии. Поэтические образы перекочевали из стихов в рассказы, а ритмы стихов сменили ритмы прозы. Не мыслю себе рассказа без внутреннего ритма, без строгого построения, без поэтической атмосферы.

Я всегда любил животных: собак, лошадей, коров. И кошек. И зверей, которые сидят в клетке, но которых так мучительно хочется погладить и почесать за ушком. В последние годы у меня появилось немало (но и немного!) рассказов, связанных с животными. И все началось с того, что в доме сперва появилась одна собака — Динго — Доня, Донюшка. Потом — тринадцать щенков. Потом из тринадцати с нами осталась Эгри — Люля — Люлечка. Эти две собаки как бы открыли мне путь ко всем зверям. Я глубже и сильнее стал любить мир живых существ. В моей жизни собака — новый, с ее помощью открытый горизонт жизни. Новая запевшая струна. Новые переживания, страдания и радости. Я убежден, что тот, кто любит собак или других животных, больше любит людей.

На границе марта и апреля небо наливается океанской голубизной, а снег становится кристаллическим и шуршит под ногами крупным береговым песком. Верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага. Солнце слепит и, когда ветер утихает, ласково припекает в щеку. Но главное, все вокруг заполняется крепким живым настоем пробуждающейся земли. Этот настой кружит голову, и, когда вдыхаешь его всей грудью, разливается по телу, и тайной радостью отдается в сердце. Ты чувствуешь, как в тебе пробуждаются молодые силы и возвращают к лучшей поре жизни.

И ты вспоминаешь мать.

Я запомнил свою мать седой и усталой. Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой, потому что понимание красоты приходит позже, когда материнская красота успевает увянуть.

Я запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красива. Большие задумчивые глаза, в которых проступал свет сердца. Ровные темные брови, длинные ресницы. На высокий лоб спадали дымчатые волосы. Такой я видел ее на выцветшей фотографии - молоденькая сестра милосердия, красный крестик на белом платке.

До сих пор слышу ее негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю бережное прикосновение рук, шершавое тепло платья на ее плече. Это не имеет отношения к возрасту, это - вечно.

Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней. Они даже не знают, как называется чувство, которое все сильнее привязывает их к матери. В их понимании это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание, утоление жажды.

Но в любви ребенка к матери есть свои золотые дни. Я пережил их в раннем возрасте, когда впервые осознал, что самый необходимый человек на свете - мама. Я не отходил от нее ни на шаг. Боялся уснуть: вдруг она уйдет? А когда просыпался, то первой моей мыслью было: где мама? В те дни я стал маленьким рыцарем, а мама была моей прекрасной дамой. Я размахивал деревянной шпагой, готовый в любую минуту вступиться за маму. Она чувствовала это. Она была счастлива.

Память не сохранила почти никаких подробностей тех далеких дней. Я знаю об этом своем чувстве, потому что оно до сих пор теплится во мне, не развеялось по свету. И я берегу его, потому что без любви к матери в сердце - холодная пустота.

. Женщина, которая слышит первый вздох своего ребенка, и женщина, которая слышит его последний вздох, - два разных человека. Разных - как счастье и горе, добро и зло, жизнь и смерть. Но эти два человека слились в одном великом существе, имя которому - мать.

Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. У меня для нее было другое слово - мамочка. Даже став большим, я не мог изменить этому слову. Я пытался называть ее "мама", но с губ помимо моей воли слетало все то же ласковое, детское - "мамочка". У меня отросли усы, появился бас. Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

Последний раз я произнес его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды "по вагонам!". Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. Я шептал "мамочка" ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слез, вытирал их о ее волосы. Но когда теплушка тронулась - не выдержал. Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колес, сквозь бьющий в глаза ветер закричал:

Но она уже не слышала.

На белом снегу красный гибкий прутик вербы возникает жилкой, в которой бьется кровь. Рядом с красной жилкой - голубая. Это весеннее солнце растопило снег и вызвало к жизни родничок талой воды. Красная артерия и синяя весна. Равновесие жизни.

На границе марта и апреля небо наливается океанскою голубизной, а снег становится кристаллическим и шуршит под ногами крупным береговым песком.

Пожалуйста помогите найти все словосочетания и разобрать одно из них!


Наливается океанскою глубиной и шуршит под ногами.


Определи род и падеж прилагательных?

Определи род и падеж прилагательных.

Последний снег в марте и апреле.

Он стал плотным, липким.

По дырявому снегу плохо скользят лыжи.


Снег шуршит под ногами и ему уже не белеть на мостовой?

Снег шуршит под ногами и ему уже не белеть на мостовой.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЛЬНЫЙ РАЗБОР помогите).


Март с водой, апрель с ?

Март с водой, апрель с .


Синтаксический разбор : небо над городом сияло чистейшей голубизной?

Синтаксический разбор : небо над городом сияло чистейшей голубизной.


Разобрать по членам предложение?

Разобрать по членам предложение.

Мягко хрустит под ногами снег.


Какой разбор по цифрой 3 помогите разобрать слово снег, пж?

Какой разбор по цифрой 3 помогите разобрать слово снег, пж.


В апреле небо становится?

В апреле небо становится.

Воздух наполняется весенней.


Разобрать слова по составу каменистой океанский сапфирный?

Разобрать слова по составу каменистой океанский сапфирный.


Разобрать по членам предложения?

Разобрать по членам предложения.

Наступил март и саврасовская мастерская выехала за город чтобы посмотреть на последний снег на ручьи на сияющее голубизной весеннее небо!


Выпишите словосочетания?

Рыхлый снег темнеет в марте.


В этих словах происходит ассимиляция по глухости : b. УЗКий [ск], скольЗКий [ск].



Духовные ценности человека своими корнями достигают глубокой давности, когда идеалами был искренний и честный труд, когда жизнь приводилась в соответствие с законами Бога и природы.


Начальная форма : ИЗ - ЗА Часть речи : предлог Грамматика : Формы : из - за Начальная форма : ТУЧА Часть речи : существительное Грамматика : женский род, множественное число, неодушевленное, родительный падеж Формы : туча, тучи, туче, тучу, тучей, ту..


Внутренний мир У каждого человека имеется свой внутренний мир. Внутренний мир не зависит от внешности, человек может казаться неопрятным совершенно некрасивым, но его внутренний мир будет сиять светом и теплом. Бывают красивые уверенные в себе люди..


Правельный ответ : Осталось три тюльпана.


Осталось три тюльпана. Так будет правильно. Ок.


Я думаю это ответ В - сутки Так как слово "сутки" мы не сможем поставить в единсвенное число Поэтому мой ответ В.


В) сутки. Это существительное всегда употребляется только во множественном числе.


НАУЧНЫЙ. Относится к кустарникам. Растёт в умеренном и тёплом климате. Высота от сорока сантиметров до трёх метров. Имеет душистые цветы разнообразной окраски. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Колючий куст с изумрудными листьями. Его прекрасные цветы наполняют..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: