Сочинение на тему внимая ужасам войны

Обновлено: 25.06.2024

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы.
Н.А. Некрасов
Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительной проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях, радостях и судьбе.
Стихотворение “Внимая ужасам войны…” звучит поразитель но современно, не чувствуешь ста пятидесяти лет, отделяющих нас от времени создания произведения. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века. Некрасов пишет это стихотворение под впечатлением событий Крымской войны, обороны Севастополя.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношени художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
К сожалению, мы, поколение XXI века, прекрасно знаем, что такое война, на головы землян все еще сыплются бомбы, под ногами рвутся мины. Отлично разумея и понимая причины этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память.
Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны…”, поражаешься его универсальности. Произведение сейчас самое своевременное, оно напоминает живущим о непреходяще ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение!
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника и в конце — безошибочная характеристика, оттеняющая скорбь матерей, потерявших своих детей.
Этой боли никогда не пройти,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это “протянутая рука художника” из его далека в наше неспокойное и тяжелое время. Поэт не теряет надежды, а вслед за ним и мы, что люди поймут бессмысленность войн, рано или поздно образумятся. Веришь, что с годами народы научатся решать свои проблемы мирно.

Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение “Внимая ужасам войны…”, посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.
С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя…
Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют “святые, искренние слезы” совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова “Внимая ужасам войны…”, поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — “лицемерные”, раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы “искренние”, и искренни они “одни”, все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к “лицемерному” миру.
Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:
Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.

1. История создания. В 1853-1856 гг. Россия вела изнурительную Крымскую войну, которая ежедневно приносила большое количество жертв. Многие поэты и писатели откликнулись на эти события. В их числе оказался и Н. Некрасов, написавший в 1855 г. стихотворение “Внимая ужасам войны”.
2. Жанр стихотворения – элегия, размышления поэта над горем несчастных матерей погибших.
3. Основная идея произведения заключается в том, что павшие на поле боя воины будут оплакиваться недолго. При массовой смертности на войне человеческая жизнь вообще ценится крайне дешево. Даже наиболее близкие люди в конце концов смирятся с неизбежной потерей и начнут жить дальше.
Солдаты погибают за свою страну, поэтому их смерть должна вызывать не жалость, а чувство гордости и восхищения за проявленные подвиги. Но у каждого человека “где-то есть душа одна”, которая никогда не забудет о своей потере – его родная мать.
Какими бы патриотическими призывами не оправдывалось государство, для женщины самым дорогим в жизни останется ее ребенок, которого она носила под сердцем.
4. Композиция стихотворения последовательная. Автор предается неспешным печальным размышлениям о женском горе.
5. Размер произведения – четырехстопный ямб с чередующейся (кольцевой и перекрестной) рифмой.
6. Выразительные средства. В небольшом по объему стихотворении Некрасов стремился максимально точно и убедительно передать свою основную мысль. Поэтому средствам художественной выразительности придается большое значение. Центральная антитеза подчеркнута яркими эпитетами: “лицемерные дела” – “святые, искренние слезы”.
Не менее выразительны метафоры: “до гроба”, “кровавая нива”. Матерей погибших автор сравнивает с “плакучей ивой” – традиционным образом тоски и печали. Поэт равномерно распределил по тексту восклицания, которые в нужных местах усиливают эмоциональное впечатление. Многоточие в финале подчеркивает философский смысл произведения. Размышления о кровавых жертвах сражений ведутся с глубокой древности, и им не предвидится конца, пока во всем мире не будет навсегда покончено с войнами.
7. Основная мысль произведения заключается в осуждении автором любой войны. Он не касается вопроса о правых и виноватых. Даже самая “справедливая” война обойдется ценой больших потерь, расплатой за которые станут “святые слезы” матерей. Реалист Некрасов одним из первых в русской поэзии обратил свое внимание именно на всенародное женское горе, причиной которого является война.
В то время было принято воспевать победы, прославлять подвиги полководцев или отличившихся геройством воинов. Но за этими отдельными людьми всегда стоит подавляющая масса солдат, о которых никто и никогда не напишет. Как бы жестоко это ни звучало, но основу любой армии составляет “пушечное мясо”. В таком качестве эти люди и рассматриваются главнокомандующими при составлении планов военных кампаний и сражений. А ведь эта серая масса состоит из миллионов отдельных людей, совершенно непохожих друг на друга, имеющих свой богатый внутренний мир.
У каждого из них есть мать, которая помнит о своем ребенке и молит Бога о его спасении. Некрасов противопоставляет слезы матерей “лицемерным делам” и “всякой пошлости”. Высшее общество, действительно, мало беспокоила ситуация на далеком фронте. Патриотические высказывания были обычным лицемерием. Только женщина-мать, которая дала своему ребенку жизнь, понимала губительные последствия войны для всей страны.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Внимая ужасам войны.

Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.

Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героя, погибшего на войне, и о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.

История создания

Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.

В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слёз больше не отыскать в мире. Они ещё раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.

В контексте указанной темы реализуется вечная тема – тема материнской любви. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.

Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX–XX вв.

Композиция

Композиция стихотворения проста. В нем условно можно выделить две смысловые части: рассуждение о друге и жене героя, погибшего на войне, и о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Н. Некрасов использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, парную ААВВ и кольцевую АВВА.

Жанр произведения – элегия, так как это грустные размышления на философские темы, лирический герой с горечью говорит о друге и жене погибшего, жалеет его мать.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Некрасов отождествляет мать и плакучую иву, используя сравнение. Её горечь и боль подобны поникшим ветвям дерева.

Чередование перекрёстной рифмы с кольцевой, наличие и мужской и женской рифмы говорит о сильном эмоциональном выплеске стихотворении. Автор, прежде всего, задумывался о мыслях и чувствах, а не о форме. Распространённый четырёхстопный ямб с пиррихиями предаёт ритма и динамики строкам.

Некрасов обращается ко всем поколения, поскольку стихотворение идёт от первого лица. Он хочет донести мысль о том, что война ужасна, во имя чего она не была бы. Цель не оправдывает средства, если на кону чья-то жизнь.

Краткий анализ

Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.

Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.

Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова

Текст написан в форме элегии, философского размышления лирического героя над одним из страшнейших событий, которое может случиться в жизни человека — смертью человека на войне. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифмовка меняется в каждом из представленных трехстиший, что обеспечивает близость разговорной речи данного поэтического текста. Основной темой, которую раскрывает автор, является тема гибели на войне. Идея стихотворения заключена в его второй и третьей части, описывающих единственную истинно страдающую душу матери, которая теряет своего ребенка.

Отметим и фольклорные образы, представленные в тексте. Отдельная роль в данном случае отведена метафорам (до гроба, кровавой ниве). Ива, склонившая свои ветви, которая никогда не сможет их поднять по своей природе, описана путем художественного параллелизма. Ведь мать, потерявшая своего ребенка, точно так же никогда уже не сможет выпрямиться от навалившегося горя. Данный образ и противопоставление численного количества тех, кто помнит погибшего, а именно жена(ед.ч.), друг (ед.ч.), матерей (мн.ч.) позволяет говорить о том, что данный текст есть обращение ко всем матерям нашей огромной земли. Выражение сострадания и сочувствия, разделение их горя. Тем самым проблема человеческой трагедии становится общечеловеческим несчастьем.

И самое страшное, что ужас этой трагедии не имеет конца, он идет вслед за всеми матерями из года в год, из века в век, и точно так же настигает их и в дне сегодняшнем, таком далеком от некрасовских времен, но столь точно им описанным!

Кратко по плану

История создания

Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.

Популярные темы анализов

В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слез больше не отыскать в мире. Они еще раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.

В контексте указанной темы реализуется вечная идея. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.

Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX-XX вв.

Тема и идея

Главная тема произведения — скорбь матерей по погибшим на поле боя детям.


Идея стихотворения — война жестока и бессмысленна, она не стоит пролитых слез матерей доблестных воинов. Еще одна мысль, которую несет Некрасов в стихе — война вечна, она плод людского ума, не понимающего всей ценности человеческой жизни. И только мать, что дала жизнь, способна искренне оплакать ее, как самую великую ценность.

Образ лирического героя сливается с личностью автора. Его, как и самого Некрасова, материнские слезы сильно поразили своей искренностью. Других таких больше нигде не отыскать. В этом реализуется еще одна идея Некрасова — нет любви сильнее и искреннее материнской. Она будет помнить и любить своего ребенка, каков бы он ни был, даже если он погибнет.

Николай Некрасов в своем небольшом стихотворении очень точно описал проблемы материнской любви и войны. Впоследствии произведение повлияло не только на литературу, но и на музыку, оно вдохновило многих композиторов XIX—XX вв. Самого Некрасова стали считать основателем некрасовской школы. Его подражатели были известные поэты — Николай Добролюбов, Александр Блок и многие другие. Валерий Брюсов же утверждал, что Николай Алексеевич очень точно описал урбанистические мотивы и стал первым поэтом после Пушкина.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.

Композиция и жанр

Композиционно стихотворение состоит из 17 строк, но при этом не делится на привычные четверостишия. По смыслу произведение можно разделить на 2 части:

  • размышление о погибшем солдате, его жене и друге;
  • повествование про слезы матерей и их скорбь.

По жанру стихотворение относится к элегии, потому как сам автор с сожалением рассказывает о близких погибшего солдата.

При написании Некрасов использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Однако последние 5 строчек имеют особый порядок — аабба. В стихотворении чередуются мужская и женская рифма.

Отзывы о произведении

Стихотворение пробирает до глубины души своим смыслом. Некрасов описал самое сокровенное, что есть у каждого человека — мать. Каждый раз, когда читаешь стих, задумываешься о своих близких.

Краткое содержание и анализ стихотворения помогают понять, что подтолкнуло автора на написание такого произведения. Оно наполнено грустью, которая прослеживается в каждой строчке. Сложно передать, какие эмоции испытывает мать, когда сын не возвращается с боя.

Писатель своими строками заставляется внемлить его точке зрения и основной мысли произведения. Некрасов смог передать, каковы чувства матерей, у которых война унесла самого близкого человека.
Любовь

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

В своем произведении Некрасов использовал ряд средств выразительности. Все они сделали стихотворение более ярким:

Война меняет естественное течение жизни и заставляет матерей видеть смерть своих детей, поэтому война делает каждого человека жертвой вечного боя и несет ему горе или смерть.

Столь сильная философская мысль делает произведение вечно актуальным.

Произведение Некрасова хоть и имеет название, связанное с войной, имеет гораздо более широкий смысл. Оно отражает истинную любовь родителей к детям, ведь никто другой не может так любить и переживать за человека, как его мать и отец.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

Читайте также: