Гиа по русскому языку 2013 сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Современное российское общество часто отрицательно относится к школьным экзаменам ГИА (после 9-го класса) и ЕГЭ (после 11-го класса). Причин для этого много, и одна из них – странным образом составленные задания. Об одном из таких заданий я и хотела бы рассказать.

Самой сложной на экзамене ГИА по русскому языку является его третья часть - задание С2. Хорошо сделать это задание надо тем, кто хочет получить на экзамене максимальные баллы.

В предыдущие годы было два задания на выбор: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Выглядели эти задания так:

Обе эти работы гордо именуются сочинениями, но на классические сочинения, которые писались в советской школе, они мало похожи. Максимальный объём этих сочинений не ограничен, но положения это не спасает, и они всё равно остаются миниатюрными.

В этом году выбора детям не оставили. Только первое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Попробуем разобраться, что это такое.

Это работа, связанная с лингвистическим анализом текста.

Задание состоит в следующем: есть художественный текст размером со страницу. И есть цитата лингвистического характера (из другого текста), смысл которой надо раскрыть на примере предложенного текста, приведя конкретные доказательства.

Работу нужно писать в научном или публицистическом стиле, используя лингвистический материал по строго определённым правилам.

Без специальной подготовки, без натаскивания, вообще непонятно как писать такое сочинение-рассуждение, особенно учитывая то обстоятельство, что среднестатистическому российскому девятикласснику не то, что в научном или публицистическом стиле, и простым бытовым языком свои мысли в письменном виде выразить бывает очень трудно.

В прошлом году цитата, смысл которой надо было раскрывать, была единой для всех текстов и давалась заранее.

Ради интереса, возьмите любую художественную книгу, откройте её на странице, где есть диалоги и подумайте, как бы вы аргументировано, на теоретическом уровне, применяя лингвистический материал, раскрыли бы смысл этого утверждения.

Но самое главное, зачем давать детям такое задание? Для чего в девятом классе проверять их умение делать работу, которая нужна лишь специалистам: лингвистам и языковедам?

Конечно, это легче, чем писать классическое сочинение, которое по шаблону не сделать. Думаю, поэтому его и отменили. Популярностью оно, наверно, не пользовалось, или результаты были плачевны.

Несмотря на трудность сочинения-рассуждения на лингвистический анализ текста учителя довольно успешно справлялись с этим непростым заданием. Цитата была заранее известна, детям давали готовый шаблон сочинения, с началом, заключением и связующими фразами. Хорошо учащиеся дети нормально справлялись с этим заданием. Хорошо усвоив предложенный ему образец, толковый ребёнок говорил: а что тут трудного, сначала пишем о словах, потом о предложениях.

В этом году разработчики ГИА поняв, видимо, по анализу работ, что натаскивание на шаблон поставлено на поток, они решили усложнить задание: на экзамене будут даны разные цитаты для анализа. Примеров того, что ждёт детей в 2013г. в разных изданиях ФИПИ нам предоставили достаточно.

В любом из этих случаев нужно будет привести два примера из текста: на объяснение слов и на объяснение предложений и показать, что богатство языка не только в словах, но и в том, как они связываются, т.е. в грамматике.

Ребёнку повезёт, если ему достанется задание с такими цитатами.

А если попадутся такие:

Далеко не каждый пятнадцатилетний российский ребёнок в состоянии членораздельно объяснить, о чём здесь вообще идёт речь, не говоря уже о том, чтобы раскрыть смысл этого высказывания на основании текста, который он видит в первый раз в жизни. Почему не взять цитаты (раз уж так хочется, чтобы дети писали лингвистические работы) из доступных детскому пониманию источников, а не из научных работ, представляющих интерес для специалистов?

Чисто практически, конечно, понятно, для чего нужен абзац: чтобы структурировать текст, поскольку так его легче воспринимать. Но что будут писать в работе (не менее 70 слов), доказывающей эту цитату на примере художественного текста пятнадцатилетние нелингвисты и неязыковеды?

Использовать единый шаблон с такого рода цитатами вряд ли получится. Тут нужно заранее и конкретно объяснять детям, что и как писать. И что делать бедным учителям, которых ругают за плохие отметки на ГИА?

Конечно, на это можно возразить, что упрощение заданий – это не есть хорошо. Это так. И всегда найдётся школьник, который напишет любую работу на любую тему и на любом языке. Но ведь это государственный экзамен для всех российских школьников, а не только для учеников 9-го класса, окружённых репетиторами и высокообразованными родителями.

Зачем давать на экзамене задания, подготовить к которым можно только путём натаскивания, потому что, строго говоря, в школьной программе таких работ у детей не было и подготавливать к ним начинают специально для ГИА?

Посмотрим учебник по русскому языку (9-й класс) для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.

Упражнений на развитие письменной речи (с буквой Р) в учебнике много и подобраны они, на мой взгляд, прекрасно. Но возникает вопрос: насколько они были выполнены и разобраны с детьми в школе?

В советских фильмах часто можно было увидеть такую сцену: время за полночь, а бедная учительница сидит дома за столом, под лампой с круглым абажуром и проверяет тетради, которых у неё высокая стопка.

Когда спрашиваешь детей, регулярно ли у них проверяют тетради, получаешь совершенно разные ответы. Многие дети утвердительно кивают головой и поясняют: учитель проходит по рядам и чисто визуально проверяет наличие исписанного листа в тетради. Другие говорят: раз в месяц собирают тетради. А бывает, что и реже, чем раз в месяц.

Можно сколько угодно рассуждать о том, что должны знать и уметь дети в девятом классе, и что должна им давать школа. В нашей стране вообще теория и практика – две большие разницы. Теоретически, в школьной программе есть всё для получения детьми прекрасных знаний. Но в жизни всё по-другому. Половина современных детей с трудом пишет предложения, состоящие больше, чем из шести-семи слов.

Зачем придумали эту замысловатую часть С2 вместо обычного сочинения? Почему не учить детей писать нормальные сочинения, что им очень пригодилось бы в жизни и проверять это умение на экзамене? Зачем натаскивать детей на миниатюрные лингвистические работы, с которыми девяносто девять и девять десятых процента людей никогда в жизни не встретится?

Так что, для массовой успешной сдачи экзамена часть С2 совсем не обязательна.

Двоечники у нас, как правило, русский язык в формате ГИА не сдают. Для них по разрешению РОНО делают исключение и разрешают сдавать по билетам родным учителям, которые делают всё возможное, чтобы все дети нормально закончили девять классов. Троечникам обычно активно помогают во время сдачи ГИА. Так что результаты экзаменов по стране всегда хорошие.

Поразмыслив, можно предположить, чем руководствовались разработчики такого задания. Оно пишется по строгим критериям, оценить его в тестовом режиме гораздо легче, чем классическое сочинение.

Главная цель задания, я думаю, проверить, понимает ли ученик смысл цитаты, относящейся, так или иначе, к русскому языку. А если понимает, о чём, и пишет по правилам, с указанием номеров предложений, где он нашёл доказательства, то и проблем нет – знания по русскому языку хорошие.

О том, что это лишь результат специального натаскивания по шаблону, никого не волнует.

А предложение 8 представляет собой риторический вопрос. Это синтаксическое средство выразительности употребляется здесь для того, чтобы лучше передать мысль рассказчика и привлечь к ней внимание читателя. На мой взгляд, повествовательное предложение не выполнило бы эту функцию в полной мере.

Таким образом, С.И. Ожегов прав: подлинная культура речи заключается в умении излагать мысли не только точно, но и доходчиво, используя уместные в определённой ситуации языковые средства.

Сочинение по тексту В. Осеевой

Таким образом, И. Милославский прав: лексический повтор – одно из действенных средств выразительности нашей речи.

Сочинение по тексту А. Алекси на

Таким образом, А. Пешковский прав: каждая часть речи имеет собственные признаки и выполняет в языке определённую функцию.

Сочинение по тексту В. Крапивина

Действительно, разрозненные высказывания не могут передать мысль во всей её полноте. Поэтому между предложениями существует смысловая и грамматическая связь.

Таким образом, Н. Шанский был прав, рассуждая о смысловом и грамматическом единстве предложений в тексте.

Сочинение по тексту Э. Шима

Попробую доказать эту мысль на примере текста Эдуарда Шима.

Сочинение по тексту А. Алексина

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, абзацы позволяют выделить наиболее значимые микротемы. Поэтому текст, разделённый на абзацы, хорошо воспринимается.

Попробую доказать эту мысль на примере текста Анатолия Алексина. В предложениях 5-9 рассказывается о том, какие чувства испытывала героиня в детском саду. Объединить эти предложения в абзац позволяет смысловая связь.

Предложение 10 написано с красной строки. Начинается следующий абзац и новая мысль. Рассказывается о том, что девочка любила командовать. Читатель чувствует это благодаря абзацному отступу.

Таким образом, Л. Максимов прав: деление на абзацы позволяет выделить в тексте наиболее важные мысли.

Сочинение по тексту Ю. Трифонова

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, местоимения помогают избежать неоправданного повтора в предложении. Ведь они указывают на предмет, признак или количество и могут использоваться вместо слов других частей речи.

Таким образом, А. Реформатский прав: местоимения помогают грамотно строить высказывание, замещая слова других частей речи.

Сочинение по тексту В. Токаревой

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, по речи человека можно судить о его образовании и воспитании.

Таким образом, Свифт прав: по речи о человеке можно узнать многое.

Сочинение по тексту А. Алексина

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, роль существительных в грамматике велика. Они обозначают практически все предметы окружающего нас мира. Кроме того, имена существительные часто имеют зависимые слова, которые согласуются с ними в роде, числе и падеже.

Сочинение по тексту А. Алексина

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, по тому, как человек говорит, можно судить и о его характере, и об интеллекте, и о душевном состоянии.

Обратимся к тексту А. Алексина. Рассказчика незаслуженно хвалят в семье, и это ему совсем не нравится. Сомнения героя в правоте родителей помогают передать риторические вопросы (предложения 24, 25, 26, 27).

Сочинение по тексту А. Алексина

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, использование сложноподчинённых предложений даёт множество возможностей для передачи наших мыслей.

Обратимся к тексту А. Алексина. Сложноподчинённым (с придаточным изъяснительным) является предложение 26, в котором передаются размышления героя.

А в предложении 41 объясняется, почему нельзя кричать на уроке. Это сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным причины.

Таким образом, Н. Шанский прав: роль сложноподчинённых предложений в передаче наших мыслей по отношению к окружающему миру очень велика.

Сочинение по тексту К. Шахназарова

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, в бессоюзном сложном предложении каждый знак препинания играет определённую роль.

Обратимся к тексту К. Шахназарова. Части бессоюзного сложного предложения 5 отделены друг от друга по смыслу. Кроме того, внутри второй из них есть знаки препинания. Поэтому между частями данного предложения ставится точка с запятой.

В бессоюзном сложном предложении 33 вторая часть содержит следствие того, о чём говорилось в первой части. Этим объясняется постановка тире в данном предложении.

Сочинение по тексту Е. Гришковца.

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, в рассуждении большую роль играют грамотно подобранные аргументы.

Обратимся к тексту Е. Гришковца. Доказывая тезис о достоинствах медицинского колледжа (предложение 16), рассказчик подбирает два аргумента (предложения 17, 18). Их последовательность и логичность делают доказательство убедительным.

Предложение 5 представляет собой тезис о том, что к точным наукам у рассказчика склонности не было. Данная мысль подтверждается тремя доводами, которые содержатся в предложениях 5, 12 и 13. Эти доказательства тесно связаны друг с другом по смыслу. Благодаря приведённым аргументам, у читателя не остаётся сомнений в том, что рассказчик говорит правду.

Таким образом, А.А. Аверинцев прав, отводя доказательствам большую роль в рассуждении.

Сочинение по тексту А. Алексина

Думаю, речь идёт о собственных и нарицательных существительных. Имена собственные – индивидуальные наименования, а нарицательные существительные – обобщённые названия предметов или явлений.

Сочинение по тексту Н. Дубова.

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, служебные части речи необходимы для правильной передачи наших мыслей.

Сочинение по тексту А. Деникина

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, местоимения помогают избежать неоправданного повтора в предложении. Ведь они указывают на предмет, признак или количество и могут использоваться вместо слов других частей речи.

Сочинение по тексту Татьяны Толстой

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, тире помогает передать различные оттенки человеческих чувств и переживаний, выделяя в предложениях главное. Особенно это касается авторской пунктуации.

А в предложении 26 этот знак препинания помогает более эмоционально подчеркнуть разницу между театром и кино.

Сочинение по тексту В. Осеевой

Я полностью согласен с данным высказыванием. Действительно, знаки препинания играют огромную роль в передаче разнообразных оттенков смысла.

Обратимся к тексту В. Осеевой. В конце предложения 14 стоит многоточие, которое помогает писательнице выразить чувства героини, поражённой увиденным.

Таким образом, Н.С. Валгина права: пунктуационные знаки позволяют заострить внимание читателя на главном в тексте.

Презентация на тему: " ГИА по русскому языку - 2013 Сочинение на лингвистическую тему." — Транскрипт:

1 ГИА по русскому языку Сочинение на лингвистическую тему

2 Подобные задания традиционно содержатся в олимпиадах по русскому языку, литературе. Тем не менее, сочинение на лингвистическую тему вполне по силам девятиклассникам, если они владеют навыками написания сочинения вообще.

3 Сочинение на лингвистическую тему Некоторые особенности лингвистической темы: 1. Тема требует формулирования тезиса, который нужно доказать, подсказывает его. 2. Тема требует владения лингвистическими понятиями, терминами из курса русского языка. 3. Тема требует приведения примеров на основе конкретного текста из задания ГИА

4 Сочинение на лингвистическую тему Выпускники 2013 года будут писать сочинение- рассуждение только на лингвистическую тему. Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Это рассуждения о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинаниях, синонимах, глаголах, суффиксах и так далее.

6 Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора. Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяя цитирование. Объем сочинения не менее 70 слов.

7 ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1.ТЕЗИС (Формулируем позицию автора и выражаем свое отношение к ней); 2. АРГУМЕНТАЦИЯ: а) аргумент-пример 1; б) аргумент-пример ВЫВОД.

8 Пошаговая инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему Шаг 1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

9 Шаг 2 Определяем основную мысль высказывания Выясните, о каких свойствах языка, о каких явлениях идет речь в высказывании. Примерные ответы: О богатстве, выразительности, точности речи; О средствах выражения мыслей; О роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, фразеологизмов; О взаимосвязи лексики и грамматики; О роли синтаксиса в человеческом общении; О функциях знаков препинания и т.д.

10 Шаг 3 Оформляем вступление Формулируем позицию автора высказывания: Автор анализирует, характеризует, рассуждает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, описывает, подчеркивает, утверждает… Выражаем свое отношение к ней: Не могу не согласиться с автором высказывания, я полностью согласен с автором, я разделяю точку зрения автора, я поддерживаю мнение автора…

13 Шаг 4 Пишем основную часть Можно начать так: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте (Ф.И.О. автора)… Обратимся к тексту публициста (писателя, ученого…) Докажем эту мысль на примерах из текста… Раскроем значение текста на примерах, взятых из текста…

14 Виды сочинений- рассуждений 1.Рассуждение-доказательство Цель: Доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Языковые средства оформления: Вводные слова: итак, во-первых, например… Союзы: так что, поскольку, так как, если… Речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить…

15 Виды сочинений- рассуждений 2. Рассуждение-объяснение Цель: объяснить содержание тезиса. Главное утверждение всегда истинно. Помогут обеспечить логическую связь между предложениями слова-организаторы: потому что, поэтому, вот почему… слова-резюме: это объясняется тем, что…; это зависит от…, это следствием того, что… Вводные слова: например, таким образом…

17 Приводим примеры, подтверждающие слова автора высказывания и ваши рассуждения Для этого изучите критерия оценивания примеров-аргументов: С1К2 Экзаменуемый привел 2 примера- аргумента из текста, верно указал их роль в тексте – 3 балла Требования к аргументам: Примеров должно быть 2; Примеры должны быть из текста; Нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

20 Шаг 5 Пишем заключение Вывод делается из всего текста. В заключении говорится о том же, о чем во вступлении, но другими словами. Начать можно так: Таким образом,… Следовательно,… В итоге можно прийти к такому выводу:… В заключение можно сказать, что… Из этого следует, что… Обобщая сказанное,…

21 Заключение Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте. Они способствуют полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Оформляем вступление (2-3 предложения)

Во вступлении необходимо:

  1. сформулировать позицию автора высказывания;
  2. выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

  1. анализирует
  2. характеризует
  3. рассуждает
  4. отмечает
  5. доказывает
  6. сравнивает
  7. называет
  8. описывает
  9. разбирает
  10. останавливается на .
  11. раскрывает содержание
  12. отмечает важность
  13. формулирует
  14. касается
  15. утверждает
  16. считает, что .

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

  1. действительно
  2. на самом деле
  3. не могу не согласиться с автором высказывания
  4. я полностью согласен с .
  5. вынужден согласиться с .
  6. я разделяю точку зрения автора высказывания
  7. я поддерживаю мнение автора
  8. бесспорно мнение автора о том, что .

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А.Алексина.

Я согласна с высказыванием Л.Н.Успенского: "В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения". В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Высказывание К.В.Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояний. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

Пишем основную часть

  1. Основную часть можно начать следующими фразами:
  2. Присмотримся повнимательнее к словам в тексте . (называем фамилию автора текста)
  3. Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия автора текста)
  4. Докажем эту мысль на примерах из текста.
  5. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста .
  1. примеров должно быть 2;
  2. примеры должны быть из указанного текста;
  3. приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами , имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской . Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини .

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Такая грамматическая конструкция, как сложноподчиненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зеленую гриву.

P.S при оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

  1. Таким образом, .
  2. Итак, .
  3. Следовательно, .
  4. В итоге можно прийти к такому выводу: .
  5. В заключение можно сказать, что .
  6. Мы убеждаемся в том, что .
  7. Обобщая сказанное, .
  8. Из этого следует, что .

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Следовательно, умелое использование возможностей лексики и грамматики позволило В.Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике, слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Как сдать ОГЭ по русскому языку

Чтобы эффективно подготовиться к ОГЭ по русскому языку в 9-м классе, нужно знать структуру — части ОГЭ и задания, а также обратить внимание на критерии оценивания. Рассказываем обо всём подробно.


Структура ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей:

  • первая часть — задание с развёрнутым ответом: сжатое изложение. 45–60 минут;
  • вторая часть — 7 заданий с кратким ответом: тест. 40–60 минут;
  • третья часть — задание с развёрнутым ответом: сочинение на основе предложенного текста. 1,5–2 часа.

Определите свой уровень знаний, чтобы максимально эффективно подготовиться к экзамену

Экзамен длится 235 минут.

Основные задания экзамена

Задание 1. Изложение

Текст из 150–170 слов нужно прослушать, а затем письменно восстановить его сжато, оставив ключевую информацию и исключив второстепенную. Текст должен быть небольшим по объёму, но не бедным по содержанию.

Задания 2–8. Тест

В тест входят семь заданий с кратким ответом. В некоторых нужно выбрать один вариант ответа, в других — несколько (от двух до четырёх), а также предлагается записать либо цифры, либо слова.

Задание 2. Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, виды односоставных предложений, второстепенные члены предложения, однородные члены, обособленные члены, вводные конструкции, ССП, СПП, типы придаточных, типы подчинения придаточных, БСП.

Задание 3. Постановка запятой, двоеточия, тире, кавычек.

Задание 4. Типы связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Трансформация словосочетания из одного типа в другой.

Задание 5. Гласные и согласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Гласные после шипящих, И и Ы после приставок. Правописание суффиксов разных частей речи, правописание Н/НН. Окончания существительных и глаголов. Слитное, раздельное и дефисное написание самостоятельных и служебных частей речи. Падежная форма существительного в сочетании с производным предлогом. Правописание наречий. Мягкий знак.

Задание 6. Анализ текста. Фактическая информация текста.

Задание 7. Средства выразительности: метафора, эпитет, олицетворение, фразеологизм, сравнение, противопоставление, слова разговорного стиля.

Задание 8. Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, просторечная и устаревшая лексика, книжный и разговорный стиль.

Задание 9. Сочинение

Задание третьей части выполняется на основе текста из тестового задания 6. Работу нужно написать по одной из тем на выбор: 9.1, 9.2 или 9.3.

Сочинение 9.1. Сочинение на лингвистическую тему.

Сочинение 9.2. Сочинение по фрагменту текста.

Сочинение 9.3. Сочинение по заданному понятию.

Критерии оценивания по ФИПИ

Изложение

Объём сжатого изложения не менее 70 слов, но и не более 100. Здесь вы должны передать все три микротемы, поместить каждую в отдельный абзац и применить в каждом абзаце какой-нибудь способ сжатия. Максимальное количество баллов за сжатое изложение — 7.

Изложение оценивается по следующим критериям:

— Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы — 2 балла.

— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему — 1 балл.

— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы — 0 баллов.

— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста — 3 балла.

— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста — 2 балла.

— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста — 1 балл.

— Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста — 0 баллов.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. Если ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. За частично верные ответы баллы не начисляются.

Сочинения 9.1–9.3

Объём — не менее 70 слов.

Ваша задача — правильно объяснить цитату, доказать своё мнение двумя примерами-аргументами из текста, указав роль этого примера, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

  • Наличие обоснованного ответа

— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса — 1 балл.

— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания или тезис доказан на бытовом уровне — 0 баллов.

— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте — 3 балла.

— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте — 1 балл.

— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста — 0 баллов.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.

— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.

Ваша задача — правильно объяснить смысл фрагмента текста, привести два примера из текста, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за это сочинение — 9.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста:

— Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет — 2 балла.

— Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации — 1 балл.

— Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.

— Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента — 3 балла.

— Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста — 1 балл.

— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть — 0 баллов.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.

— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.

Ваша задача — правильно объяснить слово, привести два примера из текста или из текста и из жизни, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста:

— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его — 2 балла.

— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его — 1 балл.

— Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.

— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста — 3 балла.

— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта — 1 балл.

— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента — 0 баллов.

  • Смысловая цельность, речевая связность и последовательность

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.

— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.

Как оценивается грамматика

Количество ошибок в грамматике считают по изложению и сочинению вместе, то есть минимум за 140 слов. Если слов получилось меньше, то максимальная оценка по каждому критерию — 1 балл. Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по грамматике — 10.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого:

  • Соблюдение орфографических норм

— Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки — 2 балла.

— Допущены две-три ошибки — 1 балл.

— Допущено четыре и более ошибки — 0 баллов.

— Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.

— Допущены три-четыре ошибки — 1 балл.

— Допущено пять и более ошибок — 0 баллов.

— Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка — 2 балла.

— Допущены две ошибки — 1 балл.

— Допущено три и более ошибки — 0 баллов.

— Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.

— Допущены три-четыре ошибки — 1 балл.

— Допущено пять и более ошибок — 0 баллов.

  • Фактическая точность письменной речи

— Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет — 2 балла.

— Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов — 1 балл.

— Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов — 0 баллов.

Баллы за ОГЭ по русскому

Максимальное количество баллов за изложение — 7 баллов.

За тест — 7 баллов.

За сочинение — 9 баллов.

Грамматика (оценивается изложение + сочинение) — 10 баллов.

Максимальное количество первичных баллов за весь экзамен — 33 балла.

Первичные баллыОценкаПримечание
0–14 баллов2
15–22 балла3
23–28 баллов4Из них не менее 4 баллов за грамотность. Если по этим критериям выпускник набрал менее 4 баллов, выставляется отметка 3.
29–33 балла5Из них не менее 6 баллов за грамотность. Если по этим критериям выпускник набрал менее 6 баллов, выставляется отметка 4.

Изображение на обложке: Julia Packan / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: