Сочинение на тему вдова

Обновлено: 27.06.2024

После того как дубровский уехал из России прошло 2 года. Мария и Веренейский живут не в любви. Мария продолжает показывать Веренейскому что она его не любит. Спустя год наступает внезапная кончина Веренейского,затем все его наследство достается Марии.После его похорон она приказывает подать карету и поехать к отцу.

Будучи в дороге Мария обдумывает все случившееся за последние годы.
Мария приехала к отцу.Гуляя по родным местам,Мария вспоминала о встречах с Дубровским. Спустя 3 дня отец решает сделать подарок своей дочке-вдове:Билеты за границу.

Приехав в город Париж, они поселяются с отцом в гостинице, после чего Мария решает осмотреть местные достопримечательности. Гуляя по главной улице города,случайно встречаются Мария и Владимир,но Мария не разглядела его в толпе,а Владимир увидел её и был изумлен.Он решает удостовериться что это именно она, и считает нужным проследить за нею. Уставшая мария решает отдохнуть на скамейке в городском парке. Дубровский все же решается обратьться к ней по имени ,она отзывается.

Услышав знакомый голос Мария встала и сделала шаг навстречу Дубровскому, они смотрели друг другу в глаза ,наполненные слезами от тоски, бессилия , а главное любви. Вспоминая о прошлом диалог длился долго.С наступлением сумерек Владимир ее проводил.
Спуся несколько тайных встреч,он решает заявить отцу марии о примирении,но Марии это идея ислючительно не нравилась и она была против.

Владимир решает без спроса Марии навестить Троекурова. он находит момент ,когда её нет в гостинице. Он зашел к Троекурову. Кирилл Петрович удивился,но спустя пару минут Владимир,чтобы не тянуть время объяснил все Троекурову, и они помирились. В это время к троекурову пришел посыльный и принес ему письмо. В письме было написано ,что истекает срок его прибытия за границей,И ему необходимо было вернуться В россию.Владимир выходя из гостиницы встретил Марию.Она была в недоумении, от всего происходящего. Владимир сначало промолчал,потом сообщил что он услышал ,об их скором отъезде. После этого он спросил Марию встретится ли он еще раз с ней? но она произнесла,что может это последняя их встреча. Мария с отцом уезжают.


Во Франции спустя неделю Дубровский и Мария сыграли настоящую русскую свадьбу. Спустя 3 года Троекуров добился снятия обвинений с Дубровского. В это время у Марии родился сын , которого они назвали Андреем в честь отца Владимира. Собрав все свои вещи и продав дом в Париже ,они вернулись в Россию. На свою Родину!

21 октября 2012
А. А. Ахматова жила и писала в очень непростой период времени. Это были тревожные годы для России: родину великой поэтессы без конца сотрясали революции и войны. Перед Ахматовой, как и перед другими российскими поэтами, это время поставило чёткий выбор: независимое написание стихов или существование. Однако события тех лет не только не сломали Анну Андреевну, но ещё и вдохновили её на написание новых прекрасных стихов. Она никогда не прекращала сочинять, вся жизнь Ахматовой была посвящена поэзии. Одной из самых любимых тем, которая так часто проявлялась в её поэтических произведениях, была любовная лирическая тема. Однако любовь в стихах А. Ахматовой никогда не была счастливой и спокойной, она всегда на пике кризиса. Тут и стремление ввысь, и падение, первое свидание и ссора, потеря любовной привязанности либо окончание отношений.

Отчего же именно вдова является героиней этого произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, каким годом датировано само стихотворение. События 1921года носили для Анны Андреевны трагический характер. В августе этого года был обвинён, как контрреволюционер, которым на самом деле он не являлся, и расстрелян дорогой для неё человек – бывший муж Николай Гумилёв. Он ушёл из жизни Ахматовой, но так и не покинул её сердце. Великая поэтесса тяжело переживала и оплакивала своего любимого мужа. Вот почему вдовьими слезами, бедой и переживаниями о напрасно погубленной жизни от начальных строф и до конца пропитано данное произведение. Анна Ахматова также использовала в этом произведении излюбленный свой приём – повествовать о произошедшем не прямо, а посредством говорящих подробностей. В этом стихотворении одна из таких деталей – вдова-осень.

Память сохраняет в её голове все события прошлой жизни, побуждает бесконечно перебирать их в сознании, заставляет вновь возвращаться к прошедшему. Однако существует слабая надежда, которая, как огонёк теплится во вдовьей душе:

Лирическая поэзия Ахматовой всегда носила печальный характер, но проникновенность её заключается именно в соучастии и умении сострадать в любовных отношениях. Читатель, знакомясь со стихами Анны Андреевны, обязательно откроет для себя мир истинно великой любви.

Поэтесса Анна Ахматова жила в нелёгкое время, когда шла война и, казалось бы, невозможно думать о творчестве, но всё же она находила в себе силы писать удивительные творения. А всё потому, что поэзия была для Ахматовой смыслом жизни, и все свои эмоции и чувства она выражала в стихах.

В стихах Ахматовой всегда присутствует грусть, но сочувствие и сострадание делают их очень проникновенными и открывают дверь в мир настоящей любви.

Написать комментарий

Стихотворение написано пятистопным ямбом, ударение падает на второй слог, стопа двухсложная. Ямб одна из наиболее распространенных стоп в русской литературе.

В стихотворении часто используется троеточие, как недосказанность мысли и в то же время как символ рано оборвавшейся жизни.

Смена сезонов и красок природы приравнивается к переменам в жизни людей.

Особенности композиции произведения

Яркая аллегория — образ осени, как неутешной вдовы, задает тон всему произведению. Поэтесса не стремится передать внешние проявления осенней поры. Ее цель – путем сравнения донести до читателя состояние одиночества и потерянности. И это ей мастерски удается.

Помогают ей в создании особой атмосферы и другие литературные приемы:

Неутешная скорбь, которой пронизано все произведение, не дает надежды на забвение героиней своих страданий. Надежду на отрешение от гнетущих мыслей героиня видит в смерти, которая даст ей покой. Но страдания ее настолько глубоки, что и это не кажется ей большой ценой за обретение забвения.

Ключевой тематикой произведения являются лирические размышления поэтессы о трагической любви, пропитанной горечью утраты в связи с гибелью ее бывшего супруга Николая Гумилева, расстрелянного по обвинению в контрреволюционных действиях.

Произведение имеет в качестве стихотворного размера пятистопный ямб, в использовании которого ударение делается на второй слог в сочетании с троеточием, символизирующем рано оборвавшуюся по несправедливости жизнь в недосказанных авторских мыслях, при этом стопа в стихотворении применяется в виде двухсложной.

Повествовательное содержание наполняется поэтессой мягкими, светлыми тонами, меняющимися на черные, зловещие и туманные, выражающие поэтическое настроение в виде сочувствия, сострадания и беспрерывной грусти.

Минорный лейтмотив стихотворения подчеркивается применением средств художественной выразительности в форме эпитетов (заплаканная осень, тишайший снег), придающих чувственную неповторимую окраску повествованию, а также в виде метафор, передающих душевное состояние лирической героини (забвенье боли).

В качестве поэтической музы в стихотворении демонстрируются авторские воспоминания, которые не позволяют лирической героине забыть трагедию и продолжать дальнейшую обыденную жизнь, при этом образом психологического настроения стихотворения в виде вдовы выступает поздняя увядающая осенняя природа, отличающаяся отсутствием ярких багряных и золотых красок, холодом дождей, пронизывающим ветром, вызывающим слезы, тоску, грусть и ожидании мрачного зимнего периода. В образе заплаканной осени изображается безутешная женщина, описываемая в виде сломленного горем человека, оплакивающего любимого мужчину вдовьими слезами и чувствующего отчаянное одиночество от потери.

В то же время во второй части стихотворения возникают нотки надежды в виде образа белого снега, символизирующего возможное утешение тоскующей вдовы в качестве жизненного забвения и душевного спокойствия, которое придет на смену сумрачной, невеселой, грязной осени.

Стихотворение выражает присущую традиционной ахматовской любовной лирике печальную проникновенность, наполненную авторской эмоциональностью и чувственностью, пытающуюся выразить собственные сердечные и душевные страдания, объясняя природную сущность истинных человеческих чувств.

Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит… Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет. И будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой… Забвенье боли и забвенье нег — За это жизнь отдать не мало.

Не будет особым преувеличением сказать, что образ вдовы впоследствии будто преследовал Ахматову. Причем речь идет не столько о творчестве, сколько о реальной жизни. В 1930 г. не дожив до сорока лет, умер от туберкулеза второй муж поэтессы — Владимир Шилейко, ученый-ассиролог. Замужем за ним она была в период с 1918 по 1922 гг. После расторжения брака Шилейко и Ахматова вели оживленную переписку вплоть до момента его смерти.

Не слишком счастливая судьба была уготована и единственному ребенку Ахматовой — Льву Гумилеву. Его арестовывали четыре раза. В 1938 г. ученого приговорили к пяти годам заключения в лагерях. Повторно Льва Николаевича осудили в 1949 г. Наказание оказалось суровее — десять лет лагерей. Полностью срок он не отсидел, будучи реабилитированным в 1956-ом.

Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэты в России в такую бурную эпоху забывали, что такое свобода, им часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, они продолжали творить чудеса: создавались прекрасные строки и строфы. Так и Анна Ахматова посвятила себя и всю свою жизнь творчеству, поэзия всегда была для нее делом жизни. Излюбленная тема стихотворений Ахматовой — тема любви. Героиня ее любовной лирики могла бы сказать о себе словами Данте: “Любовью я дышу. ” Но любовь у Ахматовой почти никогда не бывает спокойной, размеренной. Это обязательно кризис: взлет или падение, первая встреча или разрыв, утрата чувства, завершение отношений. Так, стихотворение “Заплаканная осень, как вдова. ”, помещенное на страницах книги послеоктябрьских годов “Anno Domini”, рассказывает нам о несчастной, трагично оборвавшейся любви. Первые строки стихотворения переполнены характерными для лирики Ахматовой темными тонами, что сразу настраивает читателя на печальный финал: Заплаканная осень, как вдова В одеждах черных, все сердца туманит. Но почему “вдова” становится героиней данного стихотворения? Для ответа на этот вопрос обратимся ко времени написания произведения — 15 сентября 1921 года. 1921 год— именно тот год, когда время очень жестоко обошлось с Ахматовой. В конце августа по несправедливому обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай Гумилев. Хотя их жизненные пути к тому времени уже разошлись, но он всегда оставался в памяти и в сердце Анны Ахматовой дорогим человеком, ведь ушедший из жизни — не уходит из сердца. Именно поэтому вдовий плач, горе, страдания и скорбь о безвинно загубленном человеке пронизывает каждую строку стихотворения. В стихотворении присутствует еще один характерный для ахматовской лирики прием — поэтесса не рассказывает о случившемся прямо, она делает это с помощью говорящих деталей. Одной из таких деталей является осень. Вообще осень всегда ассоциируется с чем-то грустным и мрачным. Так и здесь: осень, как вестница горечи и тоски, сопоставляется с неутешной вдовой, обретает черты, свойственные одновременно и явлению природы, и человеку. Благодаря этой детали читатель может узнать о душевном состоянии героини, проникнуть вглубь ее переживаний. Ахматовская муза — это муза памяти. Именно память не дает героине возможности все забыть, начать новую спокойную жизнь:

Перебирая мужнины слова, Она рыдать не перестанет.

Память хранит в сознании все, что выпало героине, постоянно заставляет пересматривать и переосмысливать пережитое. И так будет вечно, память всегда будет возвращать ее к прошлому. Но все-таки маленький огонек надежды мерцает в душе героини:

И будет так, пока тишайший снег Не сжалится над скорбной и усталой.

Об этом свидетельствует употребление Ахматовой более мягких, светлых тонов, нежели те, что были в начале стихотворения: черное сменяется белым, туманность превращается в тишину (“тишайший снег”). Героиня надеется, что так же как грязная, мрачная осень сменяется холодной, свежей зимой, так и ее усталая, измученная душа успокоится и настанет конец ее мукам и страданиям. Но, как известно, сердце никогда не забывает, поэтому сбудутся ли ее надежды, покажет время. Однако героиня уверена, что даже за минутку “забвенья боли и забвенья нег”, которую приносит ей память о дорогом человеке, она отдала бы жизнь. Стихи Анны Андреевны Ахматовой о любви почти всегда овеяны грустью, но главное, что делает их такими проникновенными, — это сочувствие, сострадание в любви, перед тобой всегда открывается выход из мира замкнутой, эгоистичной любви, любви-забавы в мир подлинно великой любви для людей и во имя любви.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Основная идея произведения

Память героини не дает ей покоя, вызывая в воображении старые образы и желания, которым не суждено осуществится. Она понимает, что как бы не повернулась в дальнейшем ее жизнь, ей не смириться с потерей мужа.

В своем отчаянии лирическая героиня жаждет утешения, хочет забыть перенесенную боль. Но окончания свои страданиям она видит лишь в смерти, которая принесет ей долгожданный покой.

Она надеется на изменение своего тяжкого состояния, и как мрачная дождливая осень сменяется тихой чистой зимой, так и героиня ждет умиротворения, пусть даже ей придется отдать за это жизнь. Отчаяние и безнадежность сквозят в каждой строке этого произведения, показывая реалии жизни самой поэтессы.

Несмотря на второй брак, она так и не смогла полюбить нового супруга и ее воспоминания возвращаются в то время, которое она проводила с погибшим мужем. Ее скорбные слова – это слова отчаявшегося, одинокого человека, который не видит для себя поддержки от других людей.


– Чем старше я становлюсь, тем лучше понимаю, что все рецепты есть в старых сказках. Самый известный, вероятно, – рецепт счастья: они жили долго и счастливо и умерли в один день. В детстве мы обращаем внимание на первую половину этой фразы.

Через некоторое время после того, как я овдовела, у меня начались провалы в памяти. Я теряла вещи, забывала имена, путалась в событиях. Я так боялась сойти с ума, до такой степени не понимала, что со мной происходит, что держала это в себе.

Я благодарна ее автору Женевьеве Гинзбург, вдове, которая взяла на себя труд рассказать о своем опыте и поддержать других вдов.

– Со Светой мы познакомились в ЖЖ, и, когда начали общаться уже по-настоящему, узнали друг о друге больше, меня все время не оставлял образ: вот есть минное поле, и первый сапер – это Света. А я иду за ней и ступаю туда, где, скорее всего, можно пройти.

Так получилось, что еще при жизни мужа я столкнулась с беспомощностью окружающих – они не знали, как нас поддержать.

– Женевьева Гинзбург не побоялась написать о том, что ужасает каждую вдову. Что самое первое чувство, которое ты испытываешь, когда понимаешь, что вдовство и потеря отца – это то, что случилось с тобой и с твоими детьми, – огромная злость и гнев.

Я потеряла мужа дважды. В первый раз – когда случился обширный правополушарный инсульт. Того взрослого, заботливого, ироничного и любящего человека, с которым я счастливо прожила пять лет, отца нашей двухмесячной дочери, не стало после минуты кислородного голодания участка его мозга.

Наша дочь уже не была с ним знакома, последствия ишемии для его характера были необратимы. Мне семь лет подряд почти ежедневно, извиняя его поступки, приходилось говорить себе и окружающим: нет, это не Володя, это его болезнь. Это не было ни подвигом большой любви, ни высоким пониманием долга. Я не рассматривала других вариантов, кроме как остаться семьей в эти семь лет.

И дело было не в том, что я давала клятвы на венчании, хотя я и уверена, что без Божьего благословения нашему браку мы бы не справились. Он не восстановился полностью ни физически, ни эмоционально. Но он увидел, как росла дочка, он продолжал быть ее отцом и моим мужем.

А потом Володя сломал шейку бедра, и второй тромб после операции или во время ее разорвался в легких и вызвал тромбоэмболию. Он провел в коме десять дней. И пять из них я знала, что надежды уже нет. Что молиться можно только о тихой, непостыдной и безболезненной кончине. И никакой кротости, никакого смирения у меня не было, была ярость от того, что это случилось с ним, со мной, с дочкой. Что он бросает нас, опять бросает нас, навсегда бросает нас именно тогда, когда так нам нужен!

Не допускать, чтобы жена одна выбирала обивку гроба

…Я счастливая – друзья сплотились вокруг нашей семьи так, что сорок дней после смерти мужа, наверное, образец того, как должно быть. Вся логистика, все перемещения – не только мои, но и родителей мужа, моей мамы, нашего сына, – были продуманы и организованы не мной.

В процессе организации похорон – а это жуткий своей обыденностью процесс – меня вызывали только тогда, когда без моего слова действительно нельзя было принять решение, и рядом всегда стоял кто-то, готовый подхватить, обнять, дать лекарство. Финансы – тут даже нечего говорить, объем помощи был большой.

Помню, на отпевании я подумала – а ведь сейчас я могу упасть в любую сторону, меня поймают тут же. И осознание этого тоже поддерживало.

Мне жутко представить, что приходится пережить вдовам, у которых нет такой поддержки, какая была у меня.

903a9309997841579aebaea781182939

Здесь – больше никогда

– После сорока дней стихает движение вокруг, тот поддерживающий шум, который не позволял тебе остаться одной. Эти сорок дней тебя будто носят на руках. Друзья и близкие горюют рядом.

Как невыразима словами полнота близости между мужем и женой – так невыразим словами и ужас этой потери, и телесный, и другой.

Скверный характер и чистка рядов

Главное, что осталось в сознании и сердце после прочтения этой книги, – я выживу. Но мне понадобится время. Много времени. И сострадание к себе, нестыдная жалость к себе и понимание необходимости экономить силы.

С тех пор, как я прочла книгу, прошло больше шести лет. Таких же честных и дельных книг на эту больную тему мне больше не попалось. Откровенно говоря, мне вообще больше не встречалось книг на эту тему. Ни переводных, ни написанных по-русски. Я обращаю на это внимание. И вижу, что даже в книгах и фильмах вдова редко бывает сколь-нибудь прописанным персонажем. Вдовы моложе 60 лет встречаются, кажется, только в книгах о войне и классической литературе.

Трудности адаптации вдовы к своей новой социальной роли увеличиваются еще и потому, что общество отказывается признать, что такая роль существует. Что вдова – это не обязательно старушка в черном платке.

– Помню, первое время очень хотелось иметь какой-то знак, который оповещал бы всех о том, что я вдова. Черной одежды на все случаи жизни у меня не было. Кольцо на безымянном пальце левой руки – кто его видит и замечает?

У вдов первых лет очень мало собственных ресурсов для того, чтобы сначала научиться быть вдовой, а потом принять эту часть себя и позволить своей личности жить и развиваться дальше.

И подруга, которая понимает то, что ты чувствуешь, бесценна. Со своими легче, потому что многие вещи не надо объяснять. Я помню, как на выставке Зинаиды Серебряковой мы с Аней одновременно начали считать, сколько же художнице было лет, когда она овдовела. Потому что для нас обеих это значимый факт биографии, которым она не исчерпывается, но без которого многое, я уверена, будет понято неверно.

Фото: 123RF

Мы лишены традиции соболезнований

Вечером я рассказала об этом знакомым, возмущаясь, что это же какая-то глубинная неправда: я была замужем, я не в разводе теперь, я вдова. Меня мягко укорили: зачем раз за разом ставить людей в неловкое положение, очевидно же, что системе просто нужно знать, есть у тебя сейчас муж или нет. Так что – не замужем. Кивни, промолчи.

– Формы анкет для соискателей, резюме и личного листка по учету кадров не содержат такого варианта ответа на вопрос о семейном положении.

Разговоры о будущем и проблема, которую нельзя решить

Еще хуже были рассказы о вдовстве безупречном. Наталья Николаевна Пушкина, вдовевшая семь лет. Чья-то подруга, так и не вышедшая больше замуж, посвятившая всю себя памяти мужа. От таких примеров хотелось завыть волчицей.

Ментально вдова в первые годы – это незаживающая рана, ходячая травма, проблема, которую нельзя решить.

Это не вопрос квалификации и количества денег, которые вы ей – и спасибо за это! – готовы дать на похороны. Это вопрос сострадания, в том числе публичного.

Этот отсчет не прекратится, пока мы живем

– Наверное, никто не может быть мудрее жизни, которая идет, едет и вывозит куда-то. Никакие слова не могут быть сильнее этого неумолимого, вечного, ранящего, но и врачующего движения.

Как ни странно, мне помогли люди, которым было много больнее, чем мне – родители мужа. Помогли без особых слов, просто своим опытом. В их семьях был опыт вдовства – и жизни после него. Мать свекрови потеряла мужа на войне, но после встретила мужчину, вышла замуж, родила еще одну девочку, жила с ним до самой смерти, дочек – кто родная по крови, кто нет – он не различал.

Мать свекра овдовела уже зрелой женщиной, неожиданно, в мирное время. Семья их была живой, слаженной и гармоничной, но чуть больше, чем через год после смерти мужа, случилась другая встреча, и с этим мужчиной они уже не расставались до его смерти. В силу возраста, привычек и многих других сложностей это был не привычный брак, скорее, хозяйственно-гостевое партнерство, но то, что счастье в этом союзе было – бесспорно. Так вот, мои свекры никогда не забывали этого опыта и – всегда ненавязчиво – транслировали мне: жизнь идет.

…Прошло шесть лет у меня, семь лет – у Светы. Этот отсчет, видимо, не прекратится, пока живем. Эта временная шкала – тоже мы, как и все, что принесла и забрала эта потеря.

Чтобы тебя услышали – нужно сформулировать и сказать. Чтобы поняли другие – нужно понять себя самой. Понять и то, что ты человек с травмой, с сильно, критически потраченным ресурсом.

Рана зарастает, остается шрам. Нет, даже не так. Это не увечье, а новый внутренний ландшафт.

И с горечью, смирением, но и со смехом (черный юмор вдов! хорошо, что есть подруга, с которой можно так посмеяться) понимаю еще одну правоту Женевьевы Гинзбург: встреть муж меня сейчас, такую – наверное, вряд ли бы увидел и полюбил. И это – тоже жизнь.

Наверное, с этих слов нужно было начинать. Но весь текст выше для нас – не резюме, а только вступление к болезненному, но очень нужному нам (а может, не только нам) разговору, общению. Так что закончу этими словами.

Меня зовут Анна. Мне 37 лет. Я вдова. Я жива. Я не знаю, что будет дальше. Но я хочу сказать о том, что было и есть.

Гоголь воплощает в героинях образы женщин-кокеток, обмануть которых не составляет труда. Дамы мечтают жить не в тесном городке, а в столице. Дочь и жена городничего, Марья Антоновна и Анна Андреевна, восхищаются Хлестаковым. Для них он – новое лицо, с которым можно поиграть в игру – флирт.

Таким образом, дамы в пьесе вторят свои кавалерам: они эгоистичны, невежественны и легкомысленны.

Пример сочинения 2

Характеристика и роль в “Ревизоре” центральных героинь пьесы: Анны Андреевны и Марьи Антоновны

Героиня никогда не говорит лишнего, чаще молчит. Ей очень понравился Хлестаков, и она думает, что он тоже обратил на нее внимание. Когда Иван Александрович объясняется Марье Антоновне, она ему не верит, думает, что он над ней насмехается, и просит вместо этих ненужных разговоров написать ей в альбом стишки. Наверное, ее чувства более всего пострадали из-за обмана Хлестакова.

Марья Антоновна — кокон, из которого со временем должен развиться такой же мотылек, как Анна Андреевна. Она уже не так любопытна, была бы в состоянии подождать часа два, не послала бы прислугу подсматривать в щелку, какие глаза у ревизора. Она моложе, а потому неопытнее, сдержаннее, а пожалуй и чище матери. Но и она сама приходит в комнату молодого человека, что толкает его на решительный шаг …

Анна Андреевна и Марья Антоновна, супруга и любимая дочь городничего, представляют собой очень комичные образы. Обе женщины избалованы и капризны. Хоть и проживают две дамы в отличном доме с хорошими условиями, мечтают они всё же о светской, столичной жизни, полной богатства и роскоши.

Центральные героини комедии глубоко заблуждаются относительно своих огромных достоинств, возможностей и внешних данных. И мать, и дочь желают снисходительно посещать лишь восхитительные столичные балы, считая себя выше пресной и скучной жизни провинциального городка. Конечно, такое отношение к жизни и к самому себе делают образы женщин в “Ревизоре” только более комичными. Ведь читателю становится лишь смешно от такого эгоистичного мировоззрения и хвастовства обеих дам.

В комедии очень ярко засвечены и другие их недостатки. Особенно дурно Анна Андреевна и Марья Антоновна проявляют себя в ситуации с “высоким гостем”. Обе женщины, одураченные хитрым и наглым лже-ревизором, ни сколько не вызывают сочувствия и сострадания. Благодаря своему корыстному отношению к мужчинам, да и ко всему вообще, героини попросту заслуживают подобной участи. Глупое соперничество двух женщин, мамы и дочери, за внимание постороннего приезжего человека еще раз проявляет всю неприятную и лживую сущность их обеих.

Автор потрясающе доносит до нас всю характеристику и Анны Андреевны, и Марии Антоновны. Все недостатки женщин, как под лупой, видны в сценах их бесконечных, глупых и беспочвенных перепалок и недомолвок. Непонимание и той, и другой, глупые и нелепые, гадливые мотивы проявляются в каждом поступке героинь, в каждом замысле.

Наверное эта комедия и создана для того, чтобы читатель смог доскональна понять всю низость такого существования. Отталкивая от подобных образов в жизни, “Ревизор” учит нас самих правильно разбираться в людях и их поступках.

Сразу отметим, что Н.В. Гоголь отступает от традиции рисовать женщин привлекательными, духовными, нравственными. Здесь они совершенно иные: о женской скромности или шарме не идёт и речи, зато во всей красе проявляются пустота, глупость и жеманство.

Есть в комедии и другие женщины, которые встречаются всего лишь несколько раз, но не менее значимы, так как дополняют картину нравов провинциального города.

Есть в комедии и образы простых людей. Слесарша Пошлёпкина жалуется, что её мужа забрили незаконно в солдаты. Но сочувствия к этой невежественной и бескультурной женщине не возникает. Унтер-офицерша рассказывает, что её высекли, и требует денежную компенсацию. Она также порочна, как и власть имущие, — жадная, мстительная, бездушная. Женщина вызывает лишь усмешку. Также эти персонажи помогают Н.В. Гоголю показать равнодушие чиновников к городским проблемам, обличить беззаконие по отношению к простым людям.

Н.В. Гоголь, вводя в повествование женские образы, подчёркивает, что комедия не ограничивается только описанием чиновников, их глупости и невежества. Общественные пороки характерны для всех, имеющих власть. Социальную проблематику углубляют героини другого круга, страдающие от беззакония. Женские образы также помогают раскрыть и семейные проблемы, расширяя проблематику пьесы. И здесь мы видим ту же безнравственность, что и в обществе в целом.


Пример сочинения 4

Женские образы в “Ревизоре”

Анна Андреевна

Марья Антоновна

Арина Петровна Головлева – деспот или жертва сложившихся обстоятельств? На первых страницах романа Салтыкова-Щед­рина “Господа Головлевы” эта женщина предстает перед читателем как умная помещица-крепостница, глава многочисленного семейства. Арина Петровна обладает житейской смекалкой, стремится во что бы то ни стало приумножить свое хозяйство.

Эта энер­гичная и настойчивая женщина довольно деспотич­но ведет себя по отношению к членам семьи. Ее бо­ятся, ненавидят и упрекают в излишней жесткости. В конце жизни она чувствует

На первый взгляд может показаться, что эта силь­ная и довольно непривлекательная особа совершен­но не достойна внимания и сочувствия. Однако стоит немного поближе познакомиться с обстановкой, в которой она оказалась и которая сформировала ее характер, и мы поймем, что эта женщина сама в ка­кой-то мере стала жертвой обстоятельств. Выйдя замуж, Арина Петровна обнаружила, что муж ее отличается легкомысленным и безалаберным характером. Он был склонен к праздности и безде­лью.

Закрывался у себя в кабинете и занимался со­чинением

Этот пу­стой человек, конечно же, и не думал заниматься хозяйством и как-то содержать свою семью. Имение, которое Арина Петровна получила в приданое, не давало такого дохода, чтобы на него можно было бы безбедно существовать. Для того чтобы не разорить­ся окончательно, довольно скоро Арине Петровне пришлось взять на себя управление всеми хозяйствен­ными делами.

Головлев, женившийся исключительно для того, чтобы найти себе верного слушателя для своих стихов, довольно скоро разочаровался в жене, поскольку роль, отводимая мужем, ее совершенно не устраивала.

По­стоянные размолвки привели к тому, что супруги прак­тически перестали общаться друг с другом. Он возне­навидел эту женщину, она же ограничилась “полным и презрительным равнодушием к мужу-шуту”. Подоб­ные отношения длились более сорока лет.

Не обретя счастья в семейной жизни, Арина Петровна всю свою энергию направила на “округле­ние” своего имения. Ждать помощи ей было неотку­да, поскольку муж совершенно не заботился не толь­ко о собственном благополучии, но и о благополучии своих детей.

Следует отметить, что подобная деятель­ность только обострила в Арине Петровне властность и строптивость.

Она “с изумительным терпением и зоркостью подкарауливала дальние и ближние деревни” и в слу­чае разорения хозяев быстро их скупала. В конечном итоге она добилась завидных результатов, сумев су­щественно расширить свои владения. Иногда вслед­ствие дорожных приключений Арина Петровна за­болевала, иногда ей приходилось пускаться в путь, будучи беременной.

Однако ничто не способно было остановить эту женщину.

Конечно же, в какой-то мере ею двигало стрем­ление обогатиться, однако следует заметить, что по большей части Арина Петровна желала обеспечить будущее своим детям. Она никогда не предавалась безделью и праздности, роскоши и безрассудству, хотя у нее довольно скоро появились для этого средства. Жила она, как и прежде, скромно, на себя тратя ми­нимум средств. Несмотря на то что деньги давали ей определенную независимость, они не принесли ей счастья.

Нередко ее охватывали сомнения, правиль­но ли она распоряжается своей жизнью, для чего она так себя мучит. Дети, ради которых она свела свою жизнь исклю­чительно к приращению богатства, не оправдали ее надежд, не стали для нее опорой, не принесли ей дол­гожданного счастья. Возможно, это было связано с тем, что постоянная забота о процветании хозяй­ства сделала ее чересчур независимой.

Эта “холостая натура” видела в них обузу, хотя по-своему все же лю­била их. У Арины Петровны было девять детей, из которых выжили только четверо: Степан, Анна, Порфирий и Павел.

Безусловно, в том, что никто из ее чад не состоялся как личность, есть доля и ее вины. Ари­на Петровна и в силу своего темперамента, и по при­чине вечной занятости не могла уделять им достаточ­но времени, не сумела дать детям душевного тепла и любви. Однако и этому можно найти оправдание: за­груженная заботами и не видя поддержки в муже, она замкнулась в себе, перестала замечать все то, что не касалось непосредственно ее хозяйственной деятель­ности. Несмотря на то что старший сын вырос беспут­ным молодым человеком, не пригодным ни к какому серьезному занятию и постоянно потешавшимся над матерью, та выделила ему довольно приличное наслед­ство.

Арина Петровна не обошла вниманием и дочь, сбежавшую с корнетом, также выделив ей отдельную деревеньку. Поэтому трудно было бы упрекнуть ее в чрезмерной скупости.

Кроме того, оставшееся со­стояние она разделила между другими двумя братья­ми, Порфирием и Павлом, практически ничего не оставив себе. Все это доказывает, что старания увели­чить свое состояние проистекали более всего из же­лания сделать жизнь своих детей безбедной, нежели ради личной выгоды. С возрастом Арина Петровна стала менее деспо­тична и строга. Возможно, это позволило ей иметь более близкие отношения с внуками, нежели с деть­ми.

Она приютила двух сироток, оставшихся от доче­ри. Если сначала она относилась к ним довольно хо­лодно и кормила, как упрекает ее одна из сироток, “кислым молоком”, то впоследствии ее сердце смяг­чилось. Когда девушки уехали из родного гнезда в по­исках лучшей доли, она защищает их перед Иудуш­кой и исправно управляет их хозяйством. У нее неплохие отношения с сыновьями Порфирия.

Постепенно к Арине Петровне приходит осоз­нание того, что прожитая ею жизнь совершенно бес­смысленна.

Правда, просветление приходит слишком поздно. Она уже не та властная, полная сил и энергии женщина, а старуха, которая еле-еле сводит концы с концами и живет благодаря тому, что внучки позво-лили ей управлять своей маленькой деревенькой. Ари­на Петровна отказывается от встреч с сыном, запи­рается у себя в имении и тихо умирает. Ее прозрение болезненно, но быстротечно.

Читайте также: