Сочинение мир вещный и вечный

Обновлено: 29.06.2024

Рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” был написан в 1915 году. Это произведение продолжает традицию Л. Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события в жизни человека, выявляющие истинную цену личности.
Наряду с философской линией, в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика. Она связана с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возникновению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.
Слова “вечное” и “вещное” можно назвать антонимами.

“Вечное” – это бытие, нечто вневременное. “Вещное” – быт, приземленность, существование в узких, земных рамках. Однако не всегда эти понятия выступают как противоположности, порой они приобретают трагическую или иную взаимосвязь.
В рассказе “Господин из Сан-Франциско” мысль о неминуемой катастрофе мира обрастает конкретными событиями, бытовыми деталями. Все это помогает понять авторскую философскую позицию относительно как отдельного человека, так и цивилизации в целом.
До путешествия господин из Сан-Франциско “не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же

возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук – китайцы, которых он выписывал к себе на работы… тысячами, хорошо знали, что это значит…”. Господин из Сан-Франциско избирает маршрут путешествия. Но об этом сказано так, что прежде всего видится состояние всего мира: “карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество”.

Это то общество, от которого зависят блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войн, и благосостояние отелей. Здесь “одни с азартом предаются автомобильным парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые – стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю…”. В этом отрывке сосредоточено все: философия господина из Сан-Франциско, ироническая характеристика современной цивилизации, образ прекрасной, но жестоко подавляемой природы.

Таким образом, в рассказе переплетается “вечное” и “вещное”. Вечное природы оказывается порабощенным вещным человека. В рассказе писатель предает особый темп и содержательную насыщенность повествованию.

Длинные предложения в произведении вызваны обилием сведений, которые как нельзя лучше передают нагромождение деталей вещного мира в потоке вечного течения жизни. Сочетание чуждых друг другу явлений раскрывает их внутреннее единение, не видимое с первого взгляда. Взгляд читателя переходит от конкретного к общему.
В этом рассказе Бунин с невероятным мастерством использует символы и бытовые детали. Обреченный мир ясно символизирует название корабля – “Атлантида”. Механический бег судна по океану с неизведанными страшными глубинами говорит о подстерегающем возмездии.

В рассказе огромное внимание уделяется мотиву стихийного движения. Результат этого движения – бесславное возвращение господина в трюме корабля.
Особую остроту пересечения “вечного” и “вещного” в рассказе придает подробное описание корабля, где четко обозначено место каждого согласно его социальному статусу. Смысл рассказа заключается еще и в том, что Господину из Сан-Франциско и подобным ему не удается выдать свое положение за мир вечных вещей. Таким образом, смысл рассказа оказывается гораздо глубже, чем просто обличение существующего миропорядка.
Повествование в рассказе будто соткано из зримых реалий: внешнего облика людей (“черные, словно приклеенные волосы”), предметного мира (“адские топки”), атмосферы времени (балканская война, упоминание об Ибсене). Авторская позиция подобно айсбергу не оказывается на поверхности, а лежит гораздо глубже, потому что заключается в передаче вечного, а не в описании вещного. “Вечное” и “вещное” в рассказе конкретизируются в символике и условных фигурах. Философские рамки рассказа расширяются за счет эпиграфа из Апокалипсиса: “Горе тебе, Вавилон, город крепкий!”

Говоря о вечном, мы думаем про бытие, про что-то высшее. А вещным для нас принято называть обычный, земной быт.

Наблюдая за главным героем – Господином из Сан-Францико, за его жизненными принципами и идеалами, мы понимаем, что мир катится вниз, что таких людей очень много и они уничтожают цивилизацию своим бессмысленным и бесцельным существованием.

До того, как стать богатым человеком, герой живет только лишь этой мечтой. Он старается достичь того уровня людей, которые считают себя верхушками общества. Он не испытывал любви, он не был счастлив в браке. Он стремился к деньгам и богатству. И Господин из Сан-Франциско добился этого. Он стал таким же самолюбивым и бесчеловечным, как большинство богачей того времени.

Некоторые особы флиртуют, некоторые увлечены парусными гонками, некоторые заняты увлекательной стрельбой в прекрасных голубей. Именно в этот момент мы видим, как пересекается понятие вещное и вечное. Вечная красота природы, великолепные живые создания, становятся обычной вещью для таких людей.

Благодаря особому стилю написания рассказа, мы еще раз можем почувствовать сочетание этих понятий. Использование длинных предложений, которые содержат в себе массу деталей из жизни людей, показывает нам, читателям, сколько обыденного и вещного заложено в вечной жизни.

Бунин, в своем рассказе пытался донести до каждого из нас ту мысль, что в жизни человек должен, прежде всего, оставаться человеком и задумываться над целью и смыслом своего существования.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В нашей жизни существует два мира. Один наполнен деньгами и всем тем, что мы можем на них приобрести. Это материальный мир. Другой же мир, духовный, нельзя совмещать с богатством. То, что он в себе таит, можно понять только путем саморазвития.

Да, можно купить билет в театр, но невозможно за деньги приобрести осознание поставленного представления и то этическое удовольствие, которое получает духовно развитый человек.

Нельзя купить крепкую семью, любовь, друзей.

Деньги – лишь часть материального мира. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Два таких разных понятия: вечное и вещное, то ,что есть всегда, и что-то мимолетное. Однако, эти, казалось бы, абсолютно противоположные понятия, имеют точку соприкосновения и момент переплетения. Вещное –маленькая крупица вечного, этого необъятного и непостижимого понятия. Вечное- это время, оно было от начала света и будет до его возможного конца, вечное – это то, что не имеет оболочки, временных рамок, оно выше материальных благ.

Вещное - это короткая жизнь любого предмета, существа, творения в этом мире, оно абсолютно конечно. Существование вещного мира без вечного невозможно, он как ребенок, который следует за своей матерью, породившей его. Человек, по большей части, зависит от своего вещного мира, потому что он в нем существует, зависит от него. Ему дается только один шанс пребывания в этом мире, который он может использовать правильно, рассудительно и с пользой. Бывают люди, которые не умеют распоряжаться своим временем и забывают о конечности своего мира, не обращая внимания на некоторые вещные аспекты совей жизни, не говоря уже о вечном. Жизнь таких людей проходит в пустую главным образом для них самих, что делает их жизнь бесполезной и ненужной, потому что человек живет для себя, а зачем нужна была жизнь, если человек не получил от нее удовольствия?

Автор затрагивает также тему абсолютной бездуховности буржуазного общества и представителей высших сословий. И в рассказе мы наблюдаем переплетение двух совершенно противоположных понятий: вечное и вещное.

Что традиционно понимают под этими словами, какой вкладывают смысл? Вечное - это что-то высшее, бытие. А вот вещное - наш обычный земной мир.

Наблюдая за поведением главного героя рассказа и подобных ему людей, мы понимаем, что человечество вымирает. Куда же делись нравственные принципы, следование идеалам? Мир катится вниз, эти бесцельно существующие люди погубят нашу цивилизацию.

В самом начале своего пути господин из Сан-Франциско живет только одной мечтой - разбогатеть. Он старается достичь такого уровня, чтобы стать верхушкой этого общества, ни в чем себе не отказывать. Мужчина не испытывал настоящих чувств, он не был счастлив в своей семье. Он поставил себе цель - богатство - и верно каждодневно шел к ней. И в какой-то момент добился, чего хотел. Он стал состоятельным. Большой кошелек дал ему право на уважение со стороны окружающих. Вот только теперь он превратился в такого же бесчеловечного и эгоистичного человека, как большинство обеспеченных людей.

Богатые люди заняты разными делами: кто-то увлечен парусными гонками, другие стреляют в голубей, третьи же пребывают в праздности и флиртуют. В такой момент мы можем говорить о переплетении понятий вечного и вещного. Все атрибуты вечности, такие, как красота окружающей природы, да и всего мироздания становятся обычной ничем не примечательной вещью для этих людей.

Сам стиль Бунина позволяет нам еще раз прочувствовать сочетание этих понятий. Длинные предложения, содержащие в себе огромное количество деталей, наглядно демонстрируют, сколько простых вещей содержится в вечном. Сколько же обыденного в этом высоком понятии!

На лайнере, изображенном Буниным, можно проследить положение каждого человека. Социальный статус пассажира или работника легко определим по тому, на каком ярусе он расположился, занимается ли он работой или просто отдыхает. И это тоже яркие проявления анализируемых нами понятий.

Таким образом, подводя итог сказанному, мы можем еще раз отметить, что Иван Бунин хочет показать, как важно задумываться о смысле жизни, о цели человеческого существования. Пытаясь достичь материального достатка, мы теряем душу, еще глубже погружаясь в вещное и теряя связь с вечным.

Читайте также: