Катерина и кабаниха два полюса калиновского мира сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Отношение кабанихи к катерине

Гроза

История конфликта главных героинь

Катерина и кабаниха два полюса клиновского мира

Почему неизбежен конфликт между катериной и кабановой

Описание Катерины Кабановой

До замужества мир девушки был наполнен светом и красотой. Она видела во всём поэзию и знала только ласку и любовь. Выйдя замуж за нелюбимого по требованию, Катерина резко попадает в мир враждебный и грубый. Её душа страдает от мелочности и ханжества здешних обитателей. Даже Варвара, которая хорошо относится к девушке, неприятно удивляет и ранит своими размышлениями.

Катерина гроза

Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи в таблице (цитаты):

Катерина и кабаниха

Если жена Тихона — человек впечатлительный и открытый, то Кабаниха — грубая, мелочная и ограниченная женщина, готовая продать детей за хорошее мнение соседей. Принимая у себя приживалок наподобие Феклуши, она смотрит на мир их глазами. Верит народным байкам и россказням про злобную нечисть, которая за плохие помыслы может утащить в ад, про конец света для грешников и другое. От своих детей требует почти унизительного послушания.

Сравнительная характеристика катерины и кабанихи

Ложь и клевета — это слишком привычные спутники Кабановой, поэтому даже чувства к детям пропитаны фальшью и наигранностью. Она говорит, что любит их, но скорее приносит больше зла и черноты в их души, чем делает счастливее. Эгоизм в управлении имением отнимает у Тихона последнюю волю, а свободолюбивая Варвара, не выдержав, бежит из семьи.

Новое, что приходит в дом с невесткой, ослабляет авторитет неоспоримой до этого момента домовладелицы. Она ненавидит Катерину настолько, насколько девушка не принимает незыблемость старых законов и порядков. И даже после смерти не может простить ей новшеств, которые, словно нечисть, проникли в ее дом.

Катерина в пьесе гроза

Жертвы:

Приспособившиеся:

Катерина и кабаниха

Однако по итогу Борис отказывается от нее, и Катерина остается совсем одна. Самоубийство — единственный шанс сохранить свою гордость и свободу. Вернуться к Тихону — принять мировоззрение Дикого и Кабанихи, которое она не приемлет. Броситься в реку — протестовать против того мира лжи и лицемерия, в который ее несправедливо забросила судьба.

Необходимость нравственных антиподов


Образ Кабанихи

Еще одно свидетельство безнравственности купчихи — ее уверенность в том, что кто богаче, тот и прав. Ее власть и авторитет держатся только на ее состоянии.

Окружение по-разному реагирует на ругань и притеснение со стороны Кабанихи:

  • кто-то покорно подчиняется (Тихон, Борис);
  • другие научились приспосабливаться и притворяться (Варвара и Кудряш);
  • исключение — Катерина, которая пытается противостоять существующему укладу.

Смысловую нагрузку несет и прозвище Кабанихи. Кабан — свирепое агрессивное животное, которое способно напасть без причины. Так и Марфа Игнатьевна совершенно безосновательно не дает жизни всем, кто имел неосторожность не согласиться с ней. Кабаниха испортила судьбу собственному сыну и именно она является главной виновницей гибели своей невестки.

Облик Катерины

Через образ этой героини автор показывает жизнь необычайно сильной и нетипичной личности в условиях провинциального патриархального города. Катерина росла и воспитывалась в атмосфере любви и благополучия, и она сохранила в себе жажду жизни, счастья. Девушка она очень добрая, чистая и покорная, никогда не сталкивалась со злобой и несправедливостью до того момента, как попала в дом Кабановых.

Жизнь Катерины протекала в удушающей атмосфере. Она толкнула героиню на самый настоящий бунт. Девушка испытывает земную запретную для нее любовь. Этим чувствам она отдается со всей накопившейся искренностью, только в них она видит спасение и освобождение. И насколько сильна ее любовь к Борису, настолько же остро она ощущает свою греховность. Эти волнения усугубляются общественным осуждением. Жизнь девушки заканчивается трагически — Катерина нарушает заповедь во второй раз, она совершает самоубийство.

Беззащитной и слабой Екатерина кажется только на первый взгляд. На самом деле, она оказывается самой сильной и яркой личностью среди всех персонажей произведения.

Катерину воспитали любящие родители

Детство и взросление этих двух женщин происходило совершенно по-разному и в совершенно различных семьях. в воспитании героинь пьесы дает основание утверждать: диаметрально разные (несмотря на схожесть в возрасте) Варвара и Катерина. детских лет дает понять, что второй девушке жилось куда легче.

Речевые характеристики персонажей

Кабаниха изъясняется в основном в повелительном тоне. Речь ее нетороплива, спокойна, а многочисленные повторы делают ее тоскливой и однообразной. Оживление и эмоциональность появляются только в те моменты, когда кто-то выражает несогласие с ее мнением.

Речь этой героини также характеризуется обилием пословиц и поговорок, что указывает на стремлении Кабанихи к нравоучениям. Часто в ее словах звучит разделение общества на старших и младших, при этом купчиха принижает и оскорбляет подрастающее поколение. Марфа Ивановна много говорит о домострое. Однако сама Кабаниха его правил придерживается только внешне.

Таблица позволит сделать сравнительную характеристику речи Марфы и ее невестки.

Как видно из таблицы, в сравнении со свекровью, речь Катерины отличается живостью и лиричностью, в ней можно найти мотивы фольклорной поэзии. В лексиконе этой героини много идиоматический народных просторечий.

В исключительных случаях можно найти даже морфологически неверные выражения, такие как:

Эмоциональность и динамичность ее изложениям придают уменьшительно-ласкательные суффиксы и усилительные частицы. Таким образом, через речь Катерины автор раскрывает ее как страстную и поэтическую натуру, олицетворяющую светлую душу и лучшие стороны патриархального общества.

Схожие качества

Кабаниха и Катерина — не первый взгляд совершенно противоположные персонажи в этом произведении. Однако читатель может увидеть и общие черты их характера. К ним относятся:

  • умение постоять за себя;
  • сила духа;
  • нежелание мириться с унижением.

Однако проявляют героини эти качества совсем по-разному. Катерина никогда не ответит насилием на насилие, грубостью на грубость. Кабаниха же, напротив, всеми доступными способами унижает и оскорбляет человека, который, по ее мнению, нанес ей обиду. Кроме того, обе героини росли и воспитывались в купеческих семьях, однако их характеры получили разное развитие.

LITERATURUS: Мир русской литературы

Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений

Образ и характеристика Кабанихи в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, портрет в цитатах

Кабаниха является одной из центральных героинь драмы “Гроза” Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе “Гроза” Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.

Отношение к Богу

Если сравнивать образы Катерины и Кабанихи, можно отметить, что обе женщины религиозны. Однако отношение к Всевышнему у них совершенно разное.

Катерина действительно очень набожна — из рассказов девушки о своем детстве, читатель узнает, что она всегда любила ходить в церковь, которая представлялась ей большим светлым храмом с летающими ангелами, а знания свои девушка получала из рассказов странниц и богомолок. К Всевышнему она относится с благоговением и полностью признает свой грех, не пытаясь искать ему оправдания.

Кабаниха же только поддерживает видимость верующей дамы. Она обращается к Богу и ходит в церковь, чтобы произвести впечатление на окружающих и выглядеть религиозной в глазах жителей города. Искренней веры в том нет. Внешняя благопристойность и набожность — только прикрытие для этой жестокой и безнравственной женщины.

Сопоставление катерины и кабанихи. Катерина и кабаниха как два полюса народной жизни

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

/ / / Катерина и Кабаниха – два полюса калиновского мира

Отношение к Богу

Если сравнивать образы Катерины и Кабанихи, можно отметить, что обе женщины религиозны. Однако отношение к Всевышнему у них совершенно разное.


Катерина действительно очень набожна — из рассказов девушки о своем детстве, читатель узнает, что она всегда любила ходить в церковь, которая представлялась ей большим светлым храмом с летающими ангелами, а знания свои девушка получала из рассказов странниц и богомолок. К Всевышнему она относится с благоговением и полностью признает свой грех, не пытаясь искать ему оправдания.

Кабаниха же только поддерживает видимость верующей дамы. Она обращается к Богу и ходит в церковь, чтобы произвести впечатление на окружающих и выглядеть религиозной в глазах жителей города. Искренней веры в том нет. Внешняя благопристойность и набожность — только прикрытие для этой жестокой и безнравственной женщины.

Столкновение характеров

Кабаниху раздражает кроткая уверенность Катерины, нежелание подчиниться законам, по которым живут все в мире Кабанихи. Катерина же не может жить в этом темном мире. Она противостоит ему. Веря в настоящую любовь, она уходит к Борису. Но тот предает ее. вернуться в дома Кабанихи Катерина не может. Ее решением и единственным выходом стало самоубийство. Оно является своеобразным протестом против того мира, в котором остались существовать жители города. Являясь настоящим лучом света в этом темном царстве, Катерина не смогла бы привыкнуть к миру лжи, лицемерия, жестокости, в котором ей предстояло жить. Но даже самоубийство не вернуло Кабаниху в добрые мысли. Она рада этому трагическому событию, ведь теперь никто не будет противостоять ей в ее жестокой и темной обители.

Катерина и Кабаниха — два полюса калиновского мира

Но она одинока в этом мире, и ей тяжело, поэтому она ищет опору. Опору, как ей кажется, она находит в Борисе. И она всячески стремится к нему, несмотря ни на что. Она выбрала его, потому что Борис выделялся из всех молодых людей в этом городе, а еще у них обоих была схожая ситуация.

Ее полностью устраивает тот мир, в котором она живет. Ей никто не смел никогда перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью, хамством и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с ее чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху.

Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь ее закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит ее. И она решается на самоубийство.

После смерти Катерины Кабаниха остается удовлетворенной, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины — это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть. Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер.

Но нежелание быть униженной и оскорбленной у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть, затиранить человека, который что-либо скажет неприятное в ее сторону. Катерина и Кабаниха различны в отношении к богу.

Сходства и различия героинь

Конечно, Катерина и Кабаниха – абсолютно разные персонажи. У них различное отношение к миру, к жизни, к любви и даже к Богу. Если Катерина свято верит и искренне соблюдает все законы христианства, то Кабаниха даже в церковь ходит лишь для того, чтобы показать себя набожным человеком, коим не является на самом деле.

Но есть в Катерине и Кабанихе и схожие черты. Обе они являются сильными личностями. Ни одна из них не готова мириться с собственным унижением, не терпит оскорблений, прогибаться под обстоятельства. но вот проявление этих чувств и качеств выражается у них по-разному. Катерина честна перед собой и миром. Она воспитана и тактично, никогда не сможет ответить на грубость хамством. Кабаниха же наоборот, готова обхамить и унизить каждого, кто посмеет посягнуть на ее личность. Она не столько умна, сколько хитра. Она готова затравить любого, кто посмеет ей противоречить. Пыталась она затравить и Катерину. Но поступок Катерины – не реакция на травлю. Она сделала свой страшный выбор не потому что ее затравили, а потому, что не готова мириться с такой жизнью.

Катерина являлась настоящим лучом света в темном царстве. Но этого лучика не хватило, чтобы осветить мир тьмы, лжи и жестокости.

История конфликта главных героинь

Описание Катерины Кабановой

До замужества мир девушки был наполнен светом и красотой. Она видела во всём поэзию и знала только ласку и любовь. Выйдя замуж за нелюбимого по требованию, Катерина резко попадает в мир враждебный и грубый. Её душа страдает от мелочности и ханжества здешних обитателей. Даже Варвара, которая хорошо относится к девушке, неприятно удивляет и ранит своими размышлениями.

Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи в таблице (цитаты):


История конфликта главных героинь

Описание Катерины Кабановой

До замужества мир девушки был наполнен светом и красотой. Она видела во всём поэзию и знала только ласку и любовь. Выйдя замуж за нелюбимого по требованию, Катерина резко попадает в мир враждебный и грубый. Её душа страдает от мелочности и ханжества здешних обитателей. Даже Варвара, которая хорошо относится к девушке, неприятно удивляет и ранит своими размышлениями.

Сравнительная характеристика Катерины и Кабанихи в таблице (цитаты):

Почему конфликт Катерины и Кабанихи неизбежен?

Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабанихой?

Если жена Тихона — человек впечатлительный и открытый, то Кабаниха — грубая, мелочная и ограниченная женщина, готовая продать детей за хорошее мнение соседей. Принимая у себя приживалок наподобие Феклуши, она смотрит на мир их глазами. Верит народным байкам и россказням про злобную нечисть, которая за плохие помыслы может утащить в ад, про конец света для грешников и другое. От своих детей требует почти унизительного послушания.

Ложь и клевета — это слишком привычные спутники Кабановой, поэтому даже чувства к детям пропитаны фальшью и наигранностью. Она говорит, что любит их, но скорее приносит больше зла и черноты в их души, чем делает счастливее. Эгоизм в управлении имением отнимает у Тихона последнюю волю, а свободолюбивая Варвара, не выдержав, бежит из семьи.

Новое, что приходит в дом с невесткой, ослабляет авторитет неоспоримой до этого момента домовладелицы. Она ненавидит Катерину настолько, насколько девушка не принимает незыблемость старых законов и порядков. И даже после смерти не может простить ей новшеств, которые, словно нечисть, проникли в ее дом.

Жертвы:

Приспособившиеся:

Однако по итогу Борис отказывается от нее, и Катерина остается совсем одна. Самоубийство — единственный шанс сохранить свою гордость и свободу. Вернуться к Тихону — принять мировоззрение Дикого и Кабанихи, которое она не приемлет. Броситься в реку — протестовать против того мира лжи и лицемерия, в который ее несправедливо забросила судьба.

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

· в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

· не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

· наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

· а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

Необходимость нравственных антиподов

Материалы из этой статьи можно использовать для отгадывания сканвордов.

Характеристика героини


(Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934)

Несмотря на то, что она религиозна и является ревностной христианский, далека от духовной жизни, а интересуется исключительно земными и насущными проблемами. Она очень лицемерная, холоднокровная и хитрая старуха, которая на людях подает милостыню нищим, а дома обижает и тиранит детей и невестку. Ей ничего не стоит оскорбить или унизить человека, она отличается жесткостью и суровостью, ей нравиться держать людей в страхе, так ими лучше управлять и подчинять своей воле.


(Иллюстрация Герасимова С,В, детгиз 1950)

Больше всех от тирании злобной Кабанихи страдает тихая и покорная невестка Катерина, которую та ненавидит всей душой и бешено ревнует к сыну. Мать считает его тряпкой, а проявления ласки по отношению к молодой жене — слабостью, перед его отъездом она советует ему как можно строже отчитать Катерину, чтобы боялась его и уважала. От неё не ускользают перемены в поведении невестки и она подозревает её в измене мужу. Когда Тихон возвращается мать доводит Катерину до того, что она во всем сознается. Кабаниха полностью удовлетворена, ведь она оказалась во всем права – ласковое отношение к жене не может привести ни к чему хорошему.

Читайте также: