Сочинение на тему тульский цирк

Обновлено: 30.06.2024

В прошлом месяце мы всей семьей ходили в цирк. Он приехал из другого города, и остановился у нас на месяц. Мама увидела рекламу на остановке и рассказала папе. Через два дня мы уже сидели на представлении и наслаждались шоу.

Арена представляла из себя круглую сцену с красным ковром. Сам шатер казался огромным снаружи. Он был желто-красной расцветки. Поход в цирк начался именно с вида этой большой разноцветной конструкции.

Зайдя внутрь, зрители занимали места по кругу вокруг сцены. Зал был полностью заполнен. Было очень много детей. Некоторые пришли целыми классами. За нами сидели дети из 5 класса соседней школы.

Представление началось с выступления клоунов. На сцену вышли веселый и грустный клоун. Один подшучивал над другим. Их шоу запомнилось веселыми звуками. Затем было выступление гимнастов. Они показывали чему можно научиться, если долго тренироваться. А затем было выступление жонглеров. Именно с ними у меня ассоциируется цирк.

Дальше показали животных. Обезьяны одетые как люди, важно ходили и будто разговаривали друг с другом. На лошадях катались циркачи одетые в яркие одежды.

Зрители не жалели аплодисментов, когда трюки им нравились. И ахали, когда казалось, что ситуация очень опасна.

Через 2 часа представление закончилось, зрители уходили с улыбкой. И вечером, ложась спать, я еще долго не мог уснуть, потому что цирк так сильно понравился.

Другие сочинения: ← Мое отношение к прозвищам↑ На свободную темуМой город →

Так давайте заглянем в эту чудо-сказку на несколько минут. Цирк! Мы тихо открываем дверь, здесь в зале пусто, идет репетиция. Через несколько минут здесь начнется представление. О чудо, какое великолепие! Что же такое цирк-это сказочно сверкающий шатёр. Он огромный, просторный, здесь всем хватает места, здесь всем уютно. Но может ли жить цирк без артистов и зрителей? Конечно, нет! И вот последний звонок. Все зрители на своих местах. Представление начинается. На огромной арене цирка появляется шпрехшталмейстер. Это мужчина во фраке или костюме, который торжественно и красиво объявляет номера, которые будут показаны на арене цирка.

Цирк-это фокусник, творящий чудеса. Как просто: ящик, в него кладут девушку и пилой разрезают.Гаснет свет, и вот она перед вами, дорогие зрители, в блестящем костюме…Что же это такое? Чудо, сказка, загадка! Эти удивлённые глаза взрослых и детей — это тоже цирк. И снова, и снова хочется сказать: «Любите цирк и почаще приходите в цирк отдохнуть и встретиться с чудесами! Цирк – это пёстрые летящие шары, это гнущие подковы силачи. Какие огромные гири с необычной лёгкостью поднимает артист. Это только зрителям кажется легко, а на самом деле — это огромный, кропотливый, многочасовой труд, это упорные тренировки. И всё представление – на арене цирка необычно талантливый клоун, рассмешить сумевший вас. Из его глаз струями льются слёзы, вокруг него летают мыльные пузыри. А откуда взялись у нас клоуны? Впервые они появились у нас на Руси в виде скоморох. Это собирательный образ народа: и бродячий певец, и мастерский сказитель, и актер. Его шутовской нрав и характер нравился народу. Люди испокон веку скоморох любили. А сегодня любят клоунов.

Нельзя не отметить, что клоун в цирке – это мастер на все руки. Клоун должен уметь не только пародировать номера, но и быть одновременно акробатом, музыкантом, жонглером, и даже дрессировщиком! Клоун – это очень важный член цирка, который своей разносторонностью, мастерством, своим образом ярко дополняет и окрашивает цирк в яркие цвета радужного смеха. И, конечно же, клоуны вселяют в сердца людей отчаянную радость и жизнелюбие.

История нам повествует, что клоунадное искусство, увы, не имеет традиций. Это чуть ли не единственный жанр, в котором не прослеживается, за всю историю цирка, династических традиций. Возможно, это не произошло из-за того, что клоун – это уникальное явление. Он неповторим, всегда уникален и своеобразен. Каждый образ динамичен, он развивается с течением времени.

Да, цирк – это смелые под куполом прыжки, когда замирает весь зал, это горячие хлопки зрителей потом, после мёртвой тишины, это аплодисменты акробату, делающему сальто в воздухе. Восхищение ловкостью и скоростью, гибкостью и пластичностью гимнастов, изяществом артистов-эквилибристов, и несомненно впечатляющей храбростью укротителей и разгадыванию фокусов и трюков иллюзионистов. Мы гордимся артистами на сцене цирка. Гордимся и внутри себя представляем такими же сильными, смелыми, ловкими и гибкими. Проявление высших способностей, необычных – всегда привлекало людей. Манило и завораживало.

Зачем нужен нам цирк? Да просто мы его любим. За его ненавязчивость, неопознанность и стремление к высшим и лучшим качествам и способностям человека. Отдых в цирке не сравнить ни с чем. Цирк придает силы и бодрость и оптимизм с начинания новых дел. Мы без цирка никуда. И это не подлежит оспариванию.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Первый Тульский Цирк был в большом высоком одноэтажном здании округлой формы. Купол его покоился на шести деревянных столбах. Зрительный зал был рассчитан на 860 посадочных мест, однако зрителей вмешал он гораздо больше за счет двух последних рядов, называемых галеркой. На галерке Тульского Цирка не было сидячих мест. Ряды разделяли два невысоких барьера, на которые опирались стоявшие между ними впритык друг к другу зрители. В первом Тульском Цирке не было Гардероба, и зрителям приходилось либо сидеть в пальто, либо держать его на коленях.
Но все же старенький Тульский Цирк работал с полной нагрузкой. Каждый спектакль заканчивался аншлагом.



Второе отделение представлялось крупным, наиболее сложным номером, так называемым аттракционом. Здесь показывали свое мастерство укротители дрессировщики хищных животных: львов, тигров, пантер, медведей, а также конные аттракционы с лихими джигитами и ловкими наездниками. Нередко выступали иллюзионные мастера, которые удивляли публику своими поистине сказочными фокусами, разгадать которые было не так-то просто.

Выступление каждого аттракциона вызывало восторженные аплодисменты зала.

Самым шумным в Тульском Цирке всегда было третье отделение. Здесь накал страстей порой достигал своего апогея. Это отделение полностью отводилось одному из популярнейших видов спорта - французской борьбе. В Цирк помериться силами и ловкостью приезжали профессиональные борцы со всех концов нашей необъятной страны. Желающих посмотреть схватки сильных и ловких всегда было так много, что зрительный зал в нарушение всех правил был переполнен.

В канун 1948 года в Тульском Цирке случился пожар и любимец туляков начисто сгорел дотла.



Внешний вид этого сооружения довольно прост и скромен и лишь привлекает взор проходящих своей необычной для городского строительства округлой формой, с множеством широких окон, дверей, ступеней и выпуклым куполом. Поднявшись по ступеням, зрители проходят через застекленные двери и попадают в красивое, нарядное фойе с множеством зеркальных трельяжей, расставленных по стенам; справа и слева от центрального входа в зрительный зал расположены оригинальные места для вешалок, удобные для посетителей и для гардеробщиц. В противоположных концах фойе - просторные буфеты с разными сладостями, бутербродами, прохладительными напитками и, конечно же, мороженым - любимым лакомством и детей, и взрослых. На втором этаже есть тоже фойе, там больше тишины и уюта. Оно пошире нижнего, обставлено цветами.

Открытие нового цирка в Туле состоялось 3 сентября 1963 года. В торжественной обстановке строители вручили директору цирка ключи от этого уникального здания. В знак благодарности первыми зрителями здесь стали те, кто подарил землякам этот замечательный дворец. После 15-летнего затишья в Туле начался первый сезон нового цирка.

Радовались такому событию не только туляки, но и жители других городов, сел и деревень области. Да и не только они. Сюда стали приезжать любители циркового искусства из соседних областей: Орловской, Калужской и даже Московской, из г. Серпухова. Тульский Цирк приобрел популярность не только масштабностью строения, красотой отделки и многими удобствами, но, главным образом, своими удивительными по красоте спектаклями. Подтверждением тому - аншлаги зрительного зала на каждом представлении.



Цирк - это зрелищное предприятие. Здесь выступают, показывают свое высокое мастерство акробаты, гимнасты, жонглеры, канатоходцы, клоуны. В спектаклях участвуют лошади, верблюды, слоны, хищные и домашние животные, кошки, собаки. В цирке всегда весело и слажено. Каждый номер программы сопровождается красивой музыкой замечательного эстрадного оркестра. Словом, цирк дарит людям бодрость и хорошее настроение.

Иными словами: цирк - это духовный бальзам, который помогает людям укреплять свое здоровье. Здесь все прекрасно, все красиво. Даже самые хмурые люди, придя на спектакль, забывают свои невзгоды, огорчения, обиды. Здесь они улыбаются, смеются, громко рукоплещут артистам. Цирк - хорошая сказка наяву, а хорошая сказка, как известно, никогда не умирает.

Благодарим студию "Четвертый кит" за помощь при разработке и технической поддержке сайта.

История тульского цирка 02.04.2019

Здание старого цирка. Находился на месте современного дома Советская, 57

Тульский цирк – один из старейших в России. Он появился в Туле в 1870 году и принадлежал известным циркачам братьям Труцци. Здание цирка находилось тогда на улице Киевской (не сохранилось)

Строительство нового цирка. 1962 год

По данным Тульского госцирка, это было большое высокое одноэтажное здание округлой формы. Купол его покоился на шести деревянных столбах. Зрительный зал был рассчитан на 860 посадочных мест, однако зрителей вмещал он гораздо больше за счет двух последних рядов, называемых галеркой. Здесь не было сидячих мест. Эти ряды разделяли два невысоких барьера, на которые опирались стоявшие между ними впритык друг к другу зрители. Гардероба, а попросту говоря обыкновенной вешалки, в цирке не было, и зрителям приходилось либо сидеть в пальто, либо держать его на коленях. Во время антрактов часто публика выходила в фойе, тянувшееся узкой полосой вокруг зрительного зала. В фойе было весьма тесно, и часто публика предпочитала оставаться в зале. Гримуборных и костюмерных комнат в цирке на всю труппу явно не хватало. Не было и своей гостиницы. Для циркачей снимали комнаты в домах поближе к Посольской, и каждый вечер на подступах к цирку можно было встретить загримированных артистов, готовых к выступлению на манеже.

Цирк в 1965 году

В 1925 году деревянный цирк на ул. Советской, тогда уже Тульский госцирк, по официальным данным, вмещал 1960 зрителей. Цены на билеты были недешевы: от 30 копеек до 1 руб. 15 копеек в зависимости от места. Дороже всего стоили места в 4-местную ложу: 5 руб. 15 коп. Для сравнения, билет в кино стоил от 15 до 60 копеек. Представления начинались в 20.30, но публика собиралась в зале к восьми часам вечера, когда начинал играть цирковой оркестр.

21 декабря 1949 года здание старого цирка сгорело.

В конце 2014 года цирк был закрыт на реконструкцию. 30 декабря 2015 года цирк вновь открыл свои двери для публики, став более современным и удобным.

В цирке работает Музей клоунов – с крупнейшей коллекцией в мире (более пяти тысяч экземпляров). Размер самой маленькой скульптуры – 5 см, в экспозиции есть фигуры и в человеческий рост.

2009- © Тенцер М.Б.

Генеральный спонсор сайта Типография "Борус"

Благодарим студию "Четвертый кит" за помощь при разработке и технической поддержке сайта.

Удивительно, но почему-то никто не говорит еще об одном славном юбилее, который грядет в наступающем году, — 150-летии Тульского цирка.

Первый передвижной цирк открылся в нашем городе в 1870 году. Ну, а пока достаточно печальный юбилей — семьдесят лет назад цирк в Туле сгорел дотла.

Представления для интеллигентных людей


Так выглядело старое здание Тульского цирка.

3 ноября 1914 г. управа сочла возможным разрешить потомственному почетному гражданину Трофиму Дмитриеву Маноилову, на сцене , постройку деревянного крытого цирка:

На листовке было приписано:

17 декабря 1914 года строительное отделение попросило городскую управу о командировании электротехника на 18 декабря к 11 часам дня в цирк Маноилова (Горец), для принятия участия в комиссии по освидетельствованию законченного устройства электроосвещения.



Афиши Тульского цирка. 1924 г.

Как видно из документов, цирк строили хоть и стационарный, но не на века — на три года. Может, так и было заведено тогда для подобных заведений, кто теперь разберет. Однако в очередной раз выяснилось, что у нас нет ничего более постоянного, чем временное. После 1917-го здание продолжали вовсю эксплуатировать. На представлениях каждый вечер зал был забит до отказа.

То ли накликал, то ли действительно что знал, но очень скоро после этой газетной заметки в здании цирка случился пожар. Не до основания, но сгорело многое. Некоторое время представления давались в шапито, а потом на средства все того же капиталиста-строителя цирков Маноилова деревянное здание, вмещавшее 1960 зрителей, вернули к жизни.

Ремонт, правда, судя по всему, был косметическим, поскольку в прессе то и дело писали о старом, пришедшем в ветхость цирке. Если говорить о 30-х годах прошлого века, то навскидку нам всё представляется ветхим.

Однако если соотнести некоторые даты с нашим временем, ситуация становится весьма любопытной. Цирк был открыт в 1914-м, а менее чем через 20 лет о нем уже говорили как о ветхом, требующем капремонта. Если соотнести даты с нашим временем, то это ветхое, негодное для дальнейшей эксплуатации здание, могло быть построено всего лишь в 2000—2001 гг.

В 1932-м, к годовщине Октября, идя навстречу требованиям пролетарской общественности Тулы, Мособлисполкомом было утверждено строительство госцирка на углу улиц Михеева и Воронежской. Москва в это дело ввязалась по той причине, что Тула в то время входила в состав Московской области.

Новый цирк предполагали строить на том же месте, что и прежний. Улицей Михеева была бывшая Троицкая — участок нынешней Советской от пересечения с нынешней Оборонной и до Чулковского моста.

Постановлением Московского облисполкома цирк был включен в план строительства 1932 года и внесен в титульный список. Горсоветом и центральным управлением ГОМЭЦ (Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий) был ассигнован один миллион рублей в соотношении пятьдесят на пятьдесят.

Новый цирк-театр обещали построить по последнему слову техники.

Трагедия в день рождения Сталина

Между тем трагедия приближалась. В 1946 году в цирке капитально заменили электроосвещение. При этом директор цирка подозрительно долго не платил электрикам за уже выполненную работу, и им пришлось обращаться по инстанциям. Но в сезоне 1948/1949 по причине всё той же ветхости цирк закрыли вообще. Потом, видимо, по настойчивым просьбам трудящихся, опять открыли.



Дрессировщик Борис Эдер первым стал выступать в клетке с хищниками в пиджаке и в галстуке.

В тот момент на свою беду гастролировать в Тулу приехал дрессировщик Борис Эдер — настоящая легенда советского цирка. В 1932 году ГОМЭЦ приобрел для СССР настоящих берберийских львов. С ними вместе приехал немецкий укротитель Зембах. То ли предполагалось, что он будет передавать свое мастерство советским коллегам, то ли будет выступать самостоятельно, но пребывание его в СССР оказалось недолгим: немец как приехал, так и уехал. Среди артистов советского цирка охотников войти просто так в клетку долгое время не находилось, ведь никакой школы дрессировки уже не было.

Хотя, между прочим, еще задолго до революции первым русским дрессировщиком хищников был туляк Михаил Трусков.

В конце концов решили поручить это дело старому циркачу Борису Эдеру, для чего срочно вызвали его телеграммой в Москву из Горького. И Эдер на деле доказал, что наш человек может всё, хотя работать ему пришлось с настоящими хищниками. Даже тому, что ни в коем случае нельзя поворачиваться к львам спиной, пришлось учиться на собственном опыте. В 30-е годы хищники оторвали руку пожарному, неосмотрительно близко подошедшему к клетке. Один из львов выбил челюсть артисту, которому вдруг вздумалось подразнить его. Доставалось и самому Эдеру — не менее десяти раз он лежал в больнице после столкновений со своими подопечными. В марте 1935 года на гастролях в Иваново львы опять набросились на него. Револьвер, который был для самозащиты, дал осечку. Пока пожарные из брандспойтов отогнали хищников, они нанесли Эдеру 28 ран. Тем не менее у него хватило сил подняться, загнать зверей в клетку, и только после этого его увезли в больницу.

Методика дрессировки хищников Эдера легла в основу всей советской школы, которая применяется во всем мире по сей день. Ее главные принципы — отказ от терроризирования животного, выработка номеров на основе естественных инстинктов: способен управлять хищником не тот, кто запугал его, а тот, кто заставил хищника увидеть в себе вожака. Эдер был первым в мире укротителем в клетке, отказавшимся от использования револьвера и громких хлопков бичом, резких криков и сильных болевых воздействий на хищника. В Тулу Эдер приехал уже не в первый раз — он был здесь, например, в марте 1936 года.

Его подопечные и стали жертвами драмы, разыгравшейся в Туле 21 декабря 1949 года. Ветхое здание, с большими проблемами вновь допущенное к эксплуатации, сгорело вмиг. Не удалось спасти ничего.

— Меня тогда не было в городе, я учился в Москве, — рассказывает туляк Валерий Большаков, — и вот как-то приходит письмо от друга, что цирк в Туле сгорел. По его словам, зарево над городом было огромное, цирк был охвачен огнем со всех сторон. Приехали пожарные, а к зданию не подступиться, оно всё горит.

Самое страшное, что в том пожаре погибли львы Эдера. По-видимому, случившаяся трагедия стала большим ударом для этого мужественного человека, он перестал работать на манеже, только ставил номера и готовил манежных дрессировщиков (ассистентов), которые выступали перед публикой. Его знаменитые ученики — Маргарита Назарова, Вальтер Запашный, Эльвина Подчерникова. В сериале о Назаровой роль Бориса Эдера исполнил актер Николай Добрынин. Кстати, в 1960-е, уже с новой труппой и в новое здание, Эдер еще вернется в Тулу.

Несмотря на громадную трагедию для города, в газетах того времени о ней не было ни слова. Так вышло, что всё случилось в день 70-летия Сталина, и, конечно, никак не вязалось со всенародными торжествами. А вот слухов о причинах случившегося ходило немало. Вплоть до того, что цирк умышленно подожгли работники НКВД — на том месте потом построили их ведомственный жилой дом. Говорили также, что всё случилось из-за короткого замыкания. Есть версия, что происшествие с проводкой не было случайным.

— Я жил на улице Глеба Успенского, — продолжает Валерий Леонидович, — у меня соседом был Михаил Фёдорович Горбатов, который долгое время работал электриком на базаре. Как рассказывали, он во время войны и после умел виртуозно устраивать короткие замыкания. Строения-то все деревянные, и вот в таких пожарах можно было скрыть любую растрату, чем люди и пользовались. На Хлебной площади подобным образом сгорели комиссионный, хлебный, хозмаг. Возможно, что и к сгоревшему цирку он тоже руку приложил.

Если вспомнить директора, который никак не хотел выплачивать заработанные деньги электрикам, то версия вполне похожа на правду. Директора цирка пытались отдать под суд, однако вины его не нашли и обвиняемый был оправдан.

Когда в 1960 году наконец началась стройка нового здания Тульского цирка, его впервые в СССР оборудовали автоматической противопожарной системой, установив по всему зданию около 200 теплочувствительных датчиков.

Читайте также: