Сочинение по стихотворению узник лермонтов

Обновлено: 02.07.2024

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет весел и игрив,

Хвост по ветру распустив…

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Только слышно: — за дверями

Ходит в тишине ночной

Стихотворение М.Ю. Лермонтова Узник

Свое стихотворение Узник М.Ю. Лермонтов написал в 1837 году, но напечатали его впервые в 1840 году. Если сравнивать Узника с исходным текстом в стихотворении Желание, то теперь на смену абстрактному пленнику, приходит конкретный образ заключенного. Да и сама тюрьма предстает перед читателем уже не в образе романтической темницы, а в своем реальном образе.

Само стихотворение небольшое, но благодаря метафорам, эпитетам, инверсии писателю удается раскрыть тему одиночества и озвучить тюремную тематику, затронув тему свободы. Когда читаешь стихотворение Лермонтова Узник и делаешь анализ работы, сразу виден оптимизм, когда заключенный верит в свое скорое освобождение. Узник полон энергии, веры и просит подготовить коня и девицу ему, чтобы мчаться подальше от тюрьмы. Но переходя в следующую часть стиха, мы видим как оптимизм улетучился, ведь от реальности не убежать. Герой видит вокруг себя высокие стены, окна высоко под потолком, в которые невозможно выглянуть и насладиться небом. Если и есть где-то девица, то она не знает о его существовании и живет где-то в своем доме. Да и лошадь где-то пасется на воле, в то время как он заключен в темнице и свободы еще долго не видать. Надежда уходит, вера развеивается, что подтверждает окончание стихотворения, где в помещении отсвечивает лишь затухающая лампада и кроме шагов часового, что слышны за дверью, никаких звуков больше не проникает.


Прочитав стих, мы видим, насколько плохо и одиноко узнику, как сильно давит на него заточение и насколько сильно его стремление к свободе. При этом мы понимаем, что для писателя такой темницей может быть не только тюрьма, но и дом где его не понимают. Место, где не принимают его творения и взгляды. Где не представляется возможность высказаться, не будучи наказанным за свои вольные мысли.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

История создания

6, 7, 8, 9, 10 класс

Четырехстопный хорей, дополненный пиррихием, четко подчеркивают драматизм ситуации и трагедию главного героя. Важно и то, что Лермонтов использует сложные предложения и большое количество многоточий. Все эпитеты и сравнения очень грамотно вписаны в текст. В любом случае, стихотворение очень динамичное. В нем очень много движений и действий. Даже то, как автор описывает переход от радости к унынию, не является статичным событием.

Практически каждый человек задумывался о свободе. Эта тема была и до сих пор является одной из главных тем для размышления. Особо часто она проскакивала в трудные моменты жизни. Для каждой личности переломным происшествием могло стать любое событие, волнующее их душу.

Одним из таких событий было неудавшееся восстание декабристов. Кроме того, последствием этого была строгая цензура на свободу мысли и действий. Многие писатели выражали свои мысли по поводу данного события. Причем несмотря на запрет публичного обсуждения политических и государственных дел.


Восприятие.

Само произведение имеет градацию в настроении. Это также заставляет меня проникнуться ситуацией и прочувствовать эмоции лирического героя. От счастья и мечтаний нас всегда отгораживает суровая реальность. Она не дает претворять задуманное в жизнь — именно так я вижу мораль стихотворения.


Истолкование.

Первая часть — образ свободы и воли:

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Здесь можно увидеть некие черты фантастики: лирический герой, словно в сказке, мечтает о любви и свободе. Здесь используется будущее время глаголов, чтобы показать недоступность этих желаний в настоящем.


Вторая часть — сопоставление темницы с жизнью снаружи:

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…

Уже не видно всех мечтаний лирического персонажа. Настроение с радостного меняется на уныние. Герой начинает понимать, что реальность для каждого одинакова.

Третья часть — покорность и смирение с происходящим, с потерей свободы:

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

В стихотворении сильно видно изменение эмоционального плана. С помощью этого автор четко направляет поток своих мыслей от фантазии до реальности. Для усиления образа М. Ю. использует такие художественные выразительные средства, как:

Автор пользуется большими предложениями и троеточиями, чтобы показать трагичность ситуации.

История создания

Больше всего автора томило одиночество, потому что посещения были ограничены. Камердинер – единственный человек, который навещал поэта и приносил ему продукты.

Именно острая необходимость в обществе, общении чувствуется в каждой строчке стихотворения, которое очень хорошо передает душевное состояние Михаила Юрьевича.

Жанр, размер

Написано данное стихотворение четырехстопным хореем с пиррихием, что помогает лучше подчеркнуть трагизм данной ситуации. В самом начале Лермонтов прибегает к перекрестной рифмовке, но уже ближе к концу переходит к парной. Так же автор использует различные приемы, которые делают текст выразительнее. Наличие эпитетов, метафор, инверсий делают стихотворение ярче и чувственнее.

Композиция

Композиция данного произведения строится на антитезе. Произведение написано тремя строфами. В первых строках произведения чувствуется радость, желание свободы. Автор жаждет свободы и не сдерживает полет мысли, полностью открывая свои чувства и эмоции. Он еще до конца не осознает, где находится, и свобода не кажется ему такой недоступной. Он очень любит жизнь и привык наслаждаться ею сполна.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

Черноокая далеко,

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет, весел и игрив,

Хвост по ветру распустив…

В заключительной части стихотворения уже хорошо видно печаль и чувство одиночества, а оно оказалось страшнее заточения. Лишившись всякого общения и общества, автор вынужден коротать свое время за решеткой. Это просто разъедает его изнутри. В каждой строчке чувствуется обреченность и какое-то смирение. Лермонтов понимает, что часовой – это единственный человек, шаги которого до него доносятся.

Последняя строфа выступает и кульминацией данного произведения, показывая полное разочарование автора. Каждое слово наполнено тоскливыми нотами по желанной свободе.

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем;

Только слышно: за дверями

Звучно-мерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

Антитеза хорошо просматривается на уровне внутренних стремлений и принятия окружающей реальности. Используя эпитеты, характерных для фольклора, автор тем самым подчёркивает нереальность своих желаний, и насколько они далеки от действительности. Особенно хорошо антитеза просматривается в двух последних строфах, где автор свободному коню, резвящемуся на воле по зеленым лугам, ставит в противовес голые тюремные стены, где из звуков доносятся только лишь шаги часового.

Поэтому чтобы правильно понять замысел автора, необходимо попытаться раскрыть основной художественный прием в этом стихотворении.

Темы и проблемы

Основной темой этого стихотворения является отсутствие свободы, тюремное заточение. И всё, чего желает узник, это быть свободным. Но на данном этапе жизни это является всего лишь мечтой, далекой и недостижимой. Герой понимает, что мечты его невыполнимы, от чего впадает в уныние. Так же очень негативно сказывается на нем отсутствие собеседника и одиночество.

Смысл произведения

Данное стихотворение выступает своего рода обвинением тем, кто не дает возможности творить свободному художнику, сковывая его и вгоняя в определенные рамки. Но в душе поэт не собирается мириться с этим, и продолжает рваться к свободе. Ведь для поэта свобода является самым важным в жизни, и любое её ограничение вызывает в нем бурный протест.

В своих мечтах он видит идеальный мир – бесконечно свободный, красивый. Но это всего лишь мечты. Он готов принять поражение, поскольку за свою достаточно короткую жизнь он постоянно находился в состоянии борьбы за независимость, свободу слова и мысли.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет весел и игрив,

Хвост по ветру распустив…

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Только слышно: — за дверями

Ходит в тишине ночной

Вариант 1

Начинается стихотворение как залихватская народная песня. Сходства с последней произведение Лермонтова обнаруживает и на уровне ритмики (четырёхстопный хорей, весьма удобный для песен), и на уровне синтаксиса (параллелизмы и повторения), и на уровне лексики – такие выражения характерны для народной поэзии, слова хорошо ложатся в песенный ритм.

Во второй строфе чувствуется перебой заданного настроения – прежде всего, это связано с возникновением мрачного образа тюрьмы и общим настроением восьмистишия. Последняя строфа уже совсем не может быть воспринята как песенная, и производит впечатление, прямо противоположное заданному в начале.

Вариант 2

Стихотворение состоит из трех строф. В первой из которых лирический герой радостен, он просит выпустить его из заточения, дать ему черноглазую красавицу и коня. Во второй – он понимает, что это не произойдет, прослеживается безысходность и отчаяние. В третьей строфе чувствуется угрюмое и печальное настроение лирического героя. Он чувствует одиночество, ведь к нему заходит лишь конвоир, который молча, ходит за дверью камеры.

Четырехстопный хорей подчеркивает уныние героя и трагизм ситуации. Автор в первых строках использует перекрестную рифмовку, а в последней – парную. Лирический герой чувствует тягостное одиночество, ему тяжело находиться в заточении. Лермонтов как будто смирился с тем, что свобода слова и мысли может привести к печальным последствиям. Он готов понести наказание, хотя считал его не заслуженным.

Вариант 1

Главная тема стихотворения

Композиция основана на принципе антитезы. Одиночество, темница противопоставляются свободе и радостному настроению дня. Герой оптимистично и радостно раскрывает свои мечты о воле в самом начале стиха. Все образы и описания жизнерадостны и полны движения. Душа, заключённого в радостной надежде на свободу.

Вторая строка это уже реальность. Герой понимает, что осуществление его мечты невозможно. Окно темницы недоступно, тяжёлая дверь закрыта, красавица — в своём высоком тереме, а конь черногривый далеко в степи. Кульминация этого гнетущего настроения происходит в строфе, рисующей темницу и неволю. Настроение, полное безысходности и тоски главенствует здесь.

Структурный анализ стихотворения

При написании использован четырёхстопный хорей с пиррихием, который усиливает драматизм положения героя и его уныние. В первых строках автором используется перекрёстная рифмовка, в заключительной он применяет парную. Употребляются разные приёмы выразительности: метафора, инверсия, фольклорные эпитеты. Герой, утверждающий совершенную ценность свободы, в то же время осознаёт неосуществимость желаний, своих порывов к борьбе.

В стихотворении всего три строфы. В первой лирический герой пребывает в радости, просит дать ему свободу, красавицу и коня. Во второй приходит понимание, что этого не будет, намечается отчаяние и безысходность. Наконец, последняя. Здесь уже превалирует печаль и угрюмое настроение героя. Чувствуется его одиночество.

Вариант 2

Мотив узничества — один из ведущих мотивов романтизма — неоднократно обыгрывался в русской литературе. Чаще всего заключение воспринималось как условный символ, хотя иногда носило элементы автобиографического характера. Т

Испытание жизнелюбия и надежд — таков смысл лермонтовского «Узника. Безудержная молодость, юношеский задор слышится в строчках:

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Жаждой свободы, не сдерживающей безумных порывов, открывающей простор чувствам и эмоциям, пронизана первая строфа произведения.

Во второй лирическая тональность меняется, сказочность мотивов придает чувству одиночества краски безысходности. Они же зазвучат в третьей части произведения, будучи переполненными отчаяния, безверия и пессимизма.

За основу строфического рисунка Лермонтов берет октавы с перекрестной рифмовкой в первых четырех строках и парной в последних. Нехарактерная для русской поэзии строфика помогает поэту, с одной стороны, показать стремительность свободной мысли, для которой нет рамок, не существует границ, а с другой, передает в заключительных строчках откровенное безверие и пессимизм.

Четырехстопный хорей как нельзя лучше подчеркивает трагизм поэтического мира Лермонтова.

В противоположность романтической темнице, изображенной Александром Сергеевичем, Лермонтов создает реалистичный образ.

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады…

Вариант 3

Восприятие, толкование, оценка

Своего апогея это тоскливое настроение достигает в третьей строфе, которая антитетична по отношению к первой. Третья строфа рисует нам мир темницы, неволи. Преобладающее на­строение здесь – тоска и безысходность:

Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Только слышно: за дверями

Ходит в тишине ночной

Таким образом, лирический герой Лермонтова, утверждая абсолютную ценность свободы, несет на себе всю тяжесть неосу­ществленных возможностей, порывов к борьбе и действию.

Вариант 1

Вольное стихотворение о воле, о мечте — оказаться на свободе, о том, что такое свобода. Удивительно тонкое стихотворение, но при этом на удивление ёмкое. Поэт сумел в этом произведении описать свободу и мечты любого молодого человека, который оказался за решёткой. И не важно по каким мотивам ему приходится сидеть взаперти.

Важно, что даже там, в камере, человек не разучился думать о свободе и ждать. А пока он просто мечтает, как будет вести себя там, на свободе и прежде всего он чётко знает, что ему нужно, чтобы быть там счастливым. Но для Лермонтова тюрьма – это не просто здание с узниками в камерах.

Тюрьма для поэта могла быть и его собственная комната в имении, или же родина, которая не давала покоя поэту. Для Лермонтова именно его свобода казалась для него тюрьмой. Как это не парадоксально звучит. Да и служба его армейская тоже была не хуже тюрьмы.

Многим хочется быть свободным и независимым, но не все так могут. Да даже если и получают свободу, то потом просто не знают, что с ней делать. Так бывает: жизнь кажется тюрьмой, работа каторгой, но стоит лишь уволиться и получить свободу, как тут же начинаешь понимать, что она и не нужна была.

И начинаешь искать снова работу, а это снова рабство, унижение, усталость, раздражение. Это видимо, так заложено в природе человека, жаждать то, чего потом не надо будет. А когда захочется избавиться от приобретённого, то просто не понятно будет, как это сделать.

Вариант 2

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком…

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет, весел и игрив,

Хвост по ветру распустив.

Таким образом, для того чтобы понять авторский замысел, нужно не только вдуматься в содержание, что недостаточно для лирического произведения, но и попробовать раскрыть суть основного художественного приема в стихотворении. Тогда станет понятным, почему, наряду с подробностями тюремного быта, с такой же достоверностью изображены герои сказки — царевна и добрый конь (использование постоянного эпитета, характерного для фольклора, не случайно, позволяя заострить впечатление, вызвав н памяти читателя другие сказочные образы). Они представляют противоположный полюс антитезы, показывая, насколько далеки друг от друга желаемое и действительность.

Только слышно: за дверями

Ходит в тишине ночной

Часовой безответен, далек, похож не на человека, а на бездушный механизм, да и звук его шагов доносится из-за дверей, он нереален, напоминая скорее ход часов. Тишина, темень, пустота образуют заключительный аккорд стихотворения, погружая читателя в реальность, сравнимую с адом, преисподней. На эмоциональном уровне он убеждается в том, что отсутствие свободы — это смерть для человека. Накинув на него узду, общество лишает его не только воли, возможности реализовать себя, исполнить заветные, простые и по-человечески понятные желания, но самой жизни. Как лампада в камере, ее огонь умирает, гаснет.

Вариант 3

Вариант 4

Когда Лермонтова арестовали за написание произведений о смерти Пушкина. Поэт был заключенным в здании Главного штаба и из посетителей у него был только камердинер, который носил ему еду. Лермонтов просил подавать хлеб, завернутым в серую бумагу, на которой он, используя вино, сажу и спичку сотворил несколько произведений, одним из которых было и это.

Центральное место в композиции отведено антитезе. Главный герой ведет монолог сам с собой. Над ним сиянье дня, которому противопоставляется свобода героя и мрачные стены тюрьмы. Свои мечтания герой раскрывает в первой строфе — ожидание черноокой, свобода и независимость, которая отождествляется с лошадью и ее свободолюбивой душе. Точно так же и узник живет в ожидании этой самой свободы, соединяясь с образами, отождествляя себя с ветром в широких степях.

Вторая строфа возвращает нас к реальности. Герой осознает невозможность выбраться на волю и понимает, насколько его мечты невыполнимы. Тюремное окно расположено высоко, дверь неимоверно тяжела, а черноглазая красавица и добрый конь где-то очень далеко.

Кульминация “Узника” спрятана в заключительной строфе. Она анитетична в сравнении с первой строфой. Лермонтов погружает нас в мир запретов, неволи, темноты и безысходности. Луч лампады практически умер, тусклеет и чахнет, как и надежды поэта.

Лирический герой произведения Лермонтова провозглашает неизменную ценность свободы, порываясь к борьбе и действиям. Он показал своему читателю, что любой человек может оказаться в ситуации, когда окружающее его пространство может оказаться тюрьмой, однако, порыв мысли бесконечен и его нельзя остановить. Можно заключить в клетке тело, но душа всегда остается свободной. Душа узника верхом на лошади едет к черноокой, пока тело закрыто в этой серой тюрьме.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.

История создания – Стихотворение написано в 1837 году.

Тема стихотворения – Потеря свободы.

Композиция – Композиция основана на антитезе.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей.

История создания

Тема стихотворения

Центральная тема произведения – неволя, заточение в тюрьме. Свобода для отчаявшегося узника является недостижимой мечтой. Он понимает всю тщетность своих мечтаний, и его настроение пронизано унынием и безысходностью. Заточение ещё больше усугубляется одиночеством и невозможностью поговорить с кем-то по душам.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф, композиция основана на антитезе. Так, первая строфа демонстрирует оптимизм лирического героя, однако уже во второй строфе настроение его заметно меняется. В третьей части стихотворения узник уже обреченно принимает свою горькую участь.

Средства выразительности

Читайте также: