Сочинение на тему женский образ в искусстве

Обновлено: 02.07.2024

От сотворения мира женщина была и есть главным вдох­новением для художников, поэтов, певцов и музыкантов. Не будь женщины, человечество лишилось бы многих пре­красных шедевров мирового искусства. Женщина олице­творяет собой мечту и грусть, надежду и безграничную печаль. Если верить Гомеру, то именно женщина стала причиной многолетней Троянской войны. В средние века рыцари посвящали ей свои подвиги, а позже —: за оскорб­ление женщины вызывали на дуэль.

Поразительный факт, не правда ли? И раз уж мы заве­ли разговор о седой древности, то нельзя не вспомнить и тот факт, что среди древних русов талантливых и выдаю­щихся женщин было больше, чем среди других народов Европы. Вспомним княгиню Ольгу, которая не только до

самой своей кончины крепко удерживала бразды правления в государстве, но и проводила необходимые реформы — административные, финансовые, идеологические. Вспом­ним дочерей славного князя Ярослава Мудрого — Анну, королеву Франции, Анастасию, королеву Венгрии, Елизавету, выданную замуж за норвежского принца, а впослед­ствии ставшую королевой Дании. И этот список выдаю­щихся женщин Древней Руси можно было бы продолжать дальше.

Женщина — вечное вдохновение поэтов. Она была, есть и будет тайной, которую трудно понять, а еще труднее разгадать. Петрарка и Шекспир, Гейне и Гёте, Байрон и Мицкевич… А сколько гениальных строк посвятил краси­вым женщинам А. Пушкин! А с каким трепетом и востор­гом отзывался он о своей жене:

Господь мне ниспослал тебя, моя Мадонна —

Чистейшей прелести чистейший образец!

Если бы мы попытались составить список творений, со­зданных во имя любви к женщине, он все равно оказался бы неполным. Такой список просто бесконечен, потому что каждое произведение связано с образом милой, единствен­ной, неповторимой, бесконечно пленительной женщины. Говорят, у любви тысячи оттенков, в каждом из которых свой особый цвет, свое мерцание, свои переливы и свое благоухание. Мне представляется, что это потому, что в каждой женщине есть какая-то загадка, тайна, то особен­ное, что делает ее неповторимой и одновременно узнавае­мой среди великого множества женских образов…

Да, Наташа переменилась. Она — верная жена и забот­ливая мать. Она исполняет свое особое предназначение, данное самой природой. У нее есть свой мир — семья, — в котором она является полновластной хозяйкой. Но тако­ва правда жизни, которой Л. Толстой всегда придерживал­ся в своем творчестве.

Любовь женщины — это награда. Это вдохновение, спо­собное поднять в заоблачную высь.

Русская женщина — это и Женщина-воин, и Женщи­на-мать, и Муза художника. Она многолика и неповторим ма; она сильна духом и жертвенна. От любви к ней рожда­ется все самое чудесное на земле.

Паратова Елена Николаевна

1.Знакомство с музыкальными произведениями, стихами, картинам и их авторами, посвященных женщинам.

2.Принятие и осознание важности внутренней красоты женщины.

ВложениеРазмер
konferenciya.rar 1.5 МБ

Предварительный просмотр:

учреждение Средняя общеобразовательная

школа№20 г. Вяземского

Вяземского муниципального района

ученица 9-а класса

  1. Цель и задачи исследования.
  2. Методы исследования.

II. Основная часть.

Рассмотреть образ женщины в искусстве.

1.Знакомство с музыкальными произведениями, стихами, картинам и их авторами, посвященных женщинам.

2.Принятие и осознание важности внутренней красоты женщины.

Музыкальные произведения, картины, стихи и их авторы.

Каноны женской красоты постоянно менялись с течением времени.

Во времена египетской цивилизации изображения идеальной женщины подчинялись определённым канонам. Среди известных своей красотой женщин того времени выделалась египетская царица начала Нового царства Яхмес-Нефертари, жена своего брата Яхмеса и мать Аменофиса I. Она являлась объектом культа личности и божества: статуи представляют её красивой высокой стройной африканкой атлетического телосложения, с длинными ногами, с округлыми ягодицами и маленькой грудью. Идеальная египетская женщина вечно молода.

В средние века макияж запрещён всемогущей Церковью, поскольку он искажает божьи создания. Единственный приемлемый цвет – красный цвет целомудрия. Дева Мария изображалась в основном фигурой, лишённой всякой женственности: римская статуя представляет её исключительно в качестве поддержки для младенца Иисуса на её руках. Белизна кожи, символизирующая чистоту, непорочность, а также богатство и праздность, очень ценится в девушках той эпохи.

В эпоху Возрождения женское тело вновь появляется в нерелигиозном искусстве. Оно снова идеализируется. Женщины картин Рафаэля и Ботичели изображены в неестественных позах, опираясь на одну ногу, как в греческих скульптурах. В женщинах художники стараются показать прежде всего божественность. Художники того времени трансформируют реальность, чтобы приблизиться к их видению женского идеала.

Но в искусстве эпохи Возрождения было также реалистическое движение. Аристократы и меценаты, которые восхищались холодной женской красотой работ Рафаэля, любили также округлые формы женщин Тициана и Рубенса.

Во времена классической эпохи, красота соответствует четким канонам культа изысканности. Женщины должны иметь молочный цвет лица, тонкую талию, внушительную грудь, немного пухлые руки. Мадам де Монтеспан полностью воплощает идеал женской красоты той эпохи. Её портреты отражают представления о красоте

В наше время идеалом женской красоты служат женщины, девушки с рекламных роликов, с обложек журналов, с экранов телевизоров.

Но во все времена ценилась и, по-моему мнению, будет цениться внутренняя красота женщины. Она выражается в доброте, нежности, ласке.

И я задумалась над смыслом этих строк.

А что же есть женская красота для меня? Раньше я никогда особенно не задумывалась над этим. Ну да, красиво, ну и что. Что было бы, если в нашей жизни не стало красоты окружающей нас: женской красоты, красоты природы, красоты музыки и живописи, красоты человеческой души?

С.И. Ожегов раскрывает содержание слова красота так - Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Русский писатель Федор Михайлович Достоевский, сказал:

А что может помочь разобраться в этом вопросе лучше, чем искусство. Оказывается, что тема женской красоты волновала и музыкантов, и художников, и поэтов. И каждый говорит об этом по-разному, своим языком.

II. Основная часть.

Пушкин благоговел “богомольно перед святыней красоты”. Его любовная лирика сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах никогда не померкнут синие глаза — небеса Катеньки Вельяшевой и ангельские глаза Олениной, не отзвучал “голос девственный, невинный” Алины Осиновой и “речи резвые, живые” Екатерины Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает “мимолетное виденье” Анны Керн, не смолкнут “горестные песни” поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его “ревнивые мечты” об Амалии Ризнич и не перестанет сиять “во славе и в лучах” образ Мадонны — Гончаровой . Никто так не ценит человека, никто так полно, отрадно и признательно не ощущает его желанного присутствия, как Пушкин. женщина нашла в нем певца очарованного и чарующего. Она будила в нем не только страсть, но и умиление; она являлась ему как мимолетное виденье, как гений чистой красоты.

Сонет "Мадонна", посвященный Наталье Николаевне - невесте, является не только объяснением в любви, но и воплощением представления Пушкина об идеале женственного. Наталья Николаевна - в жизни, а царевна Лебедь - в творчестве, - чему это "гении" (духи, олицетворения) красоты душевной и телесной. Это то, можно поклоняться, перед чем можно простаивать часами (как сам Пушкин перед картиной "Мадонна" Перуджино).

«Смуглая женщина в цвете зыбком,

Прост и чудесен ее наряд,

Необъясним ее чистый взгляд…

Музыку слушает Джаконда,

Леонардо пишет ее портрет.

Мне улыбается Джаконда

Грустит романс тревожно и светло.

Множество изумительных романсов было создано великими композиторами. Романсы писали Варламов, Гумилев, Петр Булахов, Глинка, Мусоргский, Даргомыжский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов .

Когда летом 1838 года Михаил Иванович Глинк а предпринял поездку на Украину, в доме одной из своих сестёр он встретил молодую девушку, которая привлекла его внимание. Это была дочь Анны Петровны Кер н - Екатерина Ермолаевна. Она не была красавицей, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте.
Глинка полюбил Екатерину Ермолаевну, и эта любовь стала для него источником вдохновения и радости Екатерине Керн Глинка посвятил свой "Вальс-фантазию", скрыв от посторонних глаз это посвящение другим обозначением в печатном издании.

Мелодия этого вальса была такой же певучей, гибкой, как мелодия лучших романсов Глинки, в ней слышался нежный и страстный призыв любви. А лёгкий, трепетный и причудливый ритм вальса как будто рисовал прелестный облик девушки, её воздушную походку, её быстрые и лёгкие движения. Это был портрет, нарисованный звуками.
Памятью об этой встрече остался и вдохновенный романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи Пушкин а , в своё время посвящённые Анне Петровне Керн.
Никогда ещё не достигал Глинка в своих романсах такой красоты, такой окрылённости мелодии. Гибко следуя за упругим ритмом пушкинского стиха, музыка выражала радостное стремление к счастью, к вдохновенному творчеству.

В романсе Глинка создал необычайно светлый облик молодой девушки. Это произведение стало настоящей жемчужиной в творчестве композитора.

2. Образ женщины-матери в искусстве.

В искусстве, в разные времена воспевался образ женщины-матери.

Искренность, нежность, трепетное чувство любви объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии. Создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа-Марии.

Образ Девы Марии - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.

Кажется, что занавес только что раздвинулся, и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала

А вот, что пишет Л.Н. Толстой.

Склоняясь к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Его земную красоту.

А Он, в презрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед – и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

Воспевая женщину, многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения своим любимым женским образам, так Франц Шуберт сочинил великое творение, посвященное Деве Марии.

В искусстве, будь то распевность мелодии, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах, иконах. За всем этим возникает ни с чем не сравнимое святое чувство любви к женщине , как любимой и женщине-матери, к ее внутренней красоте.

Меняется время, образ жизни, мировосприятие, но тихие женские голоса продолжают сливаться в единый хор. Что же является лейтмотивом этих образов? Благородство, изящество, поэзия чувств? Да, все это. И еще – сиянье человеческой души.

Рассмотрев образ женщины в искусстве, я пришла к выводу, что у женской красоты есть две стороны:

внешняя - это то, что мы видим: лицо, фигура, одежда… и внутренняя – это то, что внутри нас: мысли, чувства, поступки.

Красота женщины – это то, что дает природа, чем восхищаются поэты, художники, композиторы. Но женщина не может быть по- настоящему красивой без внутренней душевной, духовной красоты, ведь внешний облик, каждая женщина создает свой, индивидуальный, который зависит от внутреннего ее состояния.

Да, женская душа должна в тени светиться,
Как в урне мраморной лампады луч,
Как в сумерки луна сквозь оболочку туч.
И согревая жизнь, незримая теплитьс я

С древних времён красота женщины стала центральной темой в искусстве для многих скульпторов, поэтов, художников и т.д

Женская красота в искусстве всегда была превыше всего

Женщины почитались как символ неувядающей красоты, благочестия, нежности. Творческие люди восхищались их способностью продолжать род, их почитали как сильных воинов и искали в них вдохновение. Каждый художник изображал женщину по-своему: кто-то реалистично, кто-то идеализированно, создавая образы заботливых матерей, любящих жён или безумно красивых, но бездушных совратительниц, однако, в каждом произведении идея была заложена одна и также – женщина прекрасна!

Всем интересно, как красота женщины изображалась живописцами разных эпох? Рассмотрим несколько наиболее заметных работ великих мастеров искусства разных эпох.

Мона Лиза. Леонардо да Винчи

Свобода, ведущая народ. Эжен Делакруа

Источник. Жан Энгр

Голубые танцовщицы. Эдгар Дега

Поцелуй. Густав Климт

В искусстве красота женщины вызывала и будет вызывать восхищение всегда. Прекрасный пол во все времена будет вдохновлять творцов, и не только мужчин, но и самих женщин на создание произведений искусства, воспевающих их красоту. Женщины пленили, заставляли совершать подвиги и делать глупости, влюбляли, делали безумными и счастливыми, приносили страдания и радость. Каждое из этих действий нашло своё отражение в искусстве, и не только в живописи, но и в поэзии, литературе, музыке, скульптуре и многих других видах искусства. Но в живописи, бесспорно, красота женщины продемонстрирована наиболее многогранно и ярко, как символ гармонии и чувственности, силы и беззащитности, чистоты и вечности, нежности и и любви.

Во все времена образ женщины вдохновлял творцов. Матери, возлюбленные, дочери, незнакомки – все они становились героинями живописных произведений еще со времен древности, когда рядом с фараоном изображались его жена и жрицы, а на ряду с героями на греческих амфорах-прекрасные танцовщицы. Тогда, в Древней Греции и Риме родился образ Венеры (или же Афродиты) как символа женской красоты, который в каждую эпоху находил новое воплощение.

Образ женщины в искусстве

Работа художника Джавада Солейманпура

Во все времена образ женщины вдохновлял творцов. Матери, возлюбленные, дочери, незнакомки – все они становились героинями живописных произведений еще со времен древности, когда рядом с фараоном изображались его жена и жрицы, а на ряду с героями на греческих амфорах - прекрасные танцовщицы. Тогда, в Древней Греции и Риме, родился образ Венеры (или же Афродиты) как символа женской красоты, который в каждую эпоху находил новое воплощение.

Художники ХХ века изображали женскую красоту иначе. Это и тонущие в золотых потоках героини Густава Климта, и эмансипированные девушки с полотен Тамары Лемпицки , ставшие эталоном и символом стиля ар- деко , и страстные и чувственные образы на картинах и рисунках Эгона Шиле, и автопортреты Фриды Кало , и иконы стиля в исполнении Энди Уорхола .

Сейчас женские образы появляются на полотнах наших современников ничуть не реже. Все они изображают разных героинь со своими историями, характерами. В зависимости от настроения картины выбирается и материал, и цветовая гамма.

К примеру, современный художник из Таиланда Ганк Пансуай создаёт необычные женские портреты, воспевая красоту темнокожих девушек. Он сравнивает переменчивые настроения женщин с природными явлениями и аллегорично изображает пышные африканские причёски то грозовой тучей, то пушистым облаком в рассветный час, то извергающимся вулканом… В картинах художник использует наряду с масляными красками акрил подчёркнуто ярких оттенков. Это придаёт его картинам яркость, живость – те краски, которыми изобилует его родная страна.





Работы художника Висенте Ромеро Редондо

Совсем иной образ женщины создаёт художница из Санкт-Петербурга Анна Маринова. Её работы подчёркнуто реалистичны, а героини – утончённые русские красавицы. Как рассказывает сама художница, её искусство обращается к сюжетам, близким человеку из любого уголка мира – образам первой любви, мимолётности и хрупкости жизни, красоте природы.





Каждая женщина неповторима и многогранна, поэтому из века в век художники не могут устоять перед ее красотой и пробуют уловить мимолетный взгляд, легкое движение, раскрыть потаенные черты характера и изобразить на своей картине правдивый, прекрасный образ.

Вы можете научиться писать женские портреты маслом с 3 художниками из разных стран: Анна Маринова, Ганк Пансуай, Константин Дворецкий. Знания и опыт мастеров портрета с натуры позволят пошагово создать крупноформатные работы маслом, изучить нюансы работы с моделями и особенности ценообразования и последующей продажи своих картин.


Работа художника Ганка Пансуая

Научитесь создавать пастельные портреты: от построения эскиза до работы с особенностями пастели. Авторский курс от известных художников-пастелистов - портретиста турецких президентов Джавада Солейманпура, мастера женского портрета Висенте Ромеро Редондо и опытной русской художницы Валерии Куликовой - станет новым шагом в мастерстве пастельной живописи для каждого художника независимо от его уровня подготовки.

Читайте также: