Сочинение на тему рыцарский орден

Обновлено: 04.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов и тамплиеров, возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе, причем их обширные владения, призванные служить крестовым походам, с потерей в конце 13 в. христианских крепостей в Палестине, стали источником прибыльной коммерческой деятельности. Наряду с крупными палестинскими орденами в 12 в. возникли и два небольших ордена св. Лазаря и Монтжойе (вошел в состав тамплиеров). Существовали также национальные ордена, как, например, первоначально палестинский Тевтонский орден или ордена в Испании (Алькантары, Калатравы, Сантьяго) и Португалии (Ависский орден), образовавшиеся в середине 12 в. в ходе Реконкисты. Духовно-рыцарские ордена приносили обет верности римскому папе и, выведенные из подчинения епископам и светским государям, служили укреплению папской власти. Национальные ордена были в большей степени связаны с местными государями, а орден меченосцев и с епископом.

Владения орденов были объединены в провинции и округа комтурии во главе с комтурами и капитулами. Каждый орден возглавлял великий магистр, у иоаннитов, тамплиеров и тевтонов его резиденция находилась в 12-13 вв. в Святой Земле. Генеральный капитул собирался нерегулярно и играл лишь подчиненную роль. Обширные владения и многочисленные привилегии позволили иоаннитам и тевтонам создать собственные орденские государства.

Иоанниты

Символом иоаннитов является восьмиконечный белый крест (мальтийский) на черной (с 13 в. красной) куртке и плаще.

Тамплиеры

Приобретя в крестовых походах и в качестве многочисленных пожертвований немалые средства, орден тамплиеров стал одним из самых богатых духовных учреждений Западной Европы и первым освоил новые тогда банковские услуги депозит и трансакции, чему способствовала разветвленная сеть орденских домов и значительный военный потенциал, гарантировавший безопасность хранения. После потери в 1291 христианских владений в Палестине орден переместился в Париж; вскоре возникли конфликты с французским королем, стремившимся использовать финансовые ресурсы тамплиеров в своих интересах. В 1307 Филипп IV приказал арестовать всех французских тамплиеров, а в 1312 заставил папу распустить орден. Последний верховный магистр по обвинению в ереси был сожжен на костре. Часть тамплиеров влилась в португальский орден Христа, специально основанный в 1319. Сфабрикованные французскими юристами обвинения стали источником позднейшей мифологизации тамплиеров, чему немало способствовали закрытость ордена и обычай хранить в строжайшей тайне его внутреннее устройство.

Символом тамплиеров был красный крест на белом плаще.

Тевтонский орден

(Немецкий орден) (лат. Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum, нем. Deutscher Orden), немецкий духовно-рыцарский орден, основавший в 13 в. военно-теократическое государство в Восточной Прибалтике. В 1190 (при осаде Акры во время третьего крестового похода) купцы из Любека основали госпиталь для немецких крестоносцев, который в 1198 был преобразован в рыцарский орден. Главной задачей ордена должна была стать борьба с язычеством и распространение христианства.

Орден состоял из полноправных братьев-рыцарей, приносивших три монашеских обета (целомудрия, бедности и послушания), братьев-священников и полубратьев. Во главе ордена стоял пожизненно избираемый великий магистр, обладавший правами имперского князя. При нем существовал совет из пяти высших сановников. Орден располагал обширными владениями на территории Германии, во главе его территориальных отделений стояли ландмейстеры (ливонский, германский). Резиденция великого магистра до 1291 находилась в Акре, после падения последних владений крестоносцев на Ближнем Востоке перенесена в Венецию, в 1309 в Мариенбург (современный польский Мальборк).

При завоевании Пруссии и в походах против литовцев помощь ордену оказывало светское рыцарство (из Германии и других стран). На завоеванные земли прибывали немецкие колонисты. Уцелевшее прусское население к 17 в. было полностью ассимилировано. Прусские и ливонские города (Гданьск, Эльблонг, Торунь, Кенигсберг, Ревель, Рига и др.) являлись членами Ганзы. Тевтонский орден получал большие доходы от торговли и таможенных сборов (в руках рыцарей оказались устья Вислы, Немана и Западной Двины).

Экономическая политика Тевтонского ордена и ограничение им прав сословий вызывали недовольство среди горожан и светского рыцарства. В 1440 возник Прусский союз, поднявший в 1454 восстание против Тевтонского ордена и обратившийся за помощью к польскому королю Казимиру IV. Потерпев поражение в Тринадцатилетней войне 1454-66, Тевтонский орден лишился Гданьского Поморья, Торуня, Мариенбурга, Эльблонга, епископства Вармии и стал вассалом Польского королевства. Резиденция великого магистра была перенесена в Кенигсберг. Ливонский орден фактически стал самостоятельным. В 1525 магистр Альбрехт Бранденбургский, перейдя в протестантизм, по совету Мартина Лютера секуляризовал земли Тевтонского ордена в Пруссии, превратив их в светское герцогство. Ландмейстер владений Тевтонского ордена в Германии был возведен императором Карлом V в сан великого магистра.

Немецкие земли Тевтонского ордена были секуляризованы в начале 19 в., а сам орден распущен декретом Наполеона в 1809. Восстановлен австрийским императором Францем I в 1834. В настоящее время члены Тевтонского ордена занимаются главным образом благотворительной деятельностью и исследованиями в области истории ордена. Резиденция великого магистра находится недалеко от Вены.

Меченосцы

Члены духовно-рыцарского ордена, основанного в 1202 епископом Ливонии Альбертом I для колонизации и христианизации Прибалтики. В отличие от крупных духовно-рыцарских орденов сохранял номинальную зависимость от епископа. После разгрома ливами в 1236 присоединен к Тевтонскому ордену. Символ: красные меч и крест.

Ливонский орден

Католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев в Вост. Прибалтике на латышской и эстонских землях в 1237-1561. Вел войны против Литвы и Руси. Потерпел ряд серьезных поражений от русских и литовцев (Ледовое побоище 1242, битва при Дурбе 1260 и др.). В Ливонской войне разгромлен русскими войсками, ликвидирован.

Рыцарские ордена

В течении Крестового Похода, военные ордена рыцарей должны были создать прикрытие и поддержать Христианские цели продвижения в Святые Земли. Эти рыцари стали самыми яростными из всех Крестоносцев, и самыми кровными врагами Арабов. Эти ордена по-прежнему существовали, даже когда Крестовые Походы в Палестину оказались неудачными.

Первыми из этих орденов были Рыцари Храма, или же просто Храмовники, они были основаны в 1108 году для защиты Священного Гроба Христова, который находился в Иерусалиме. Храмовники были облачены в белые мантии, которые окантовывались большим крестом красного цвета, и они придерживались тех же взглядов что и Бенедиктинские монахи, а именно охрану бедняков, целомудрие и покорность. Храмовники были одними из самых храбрых защитников Святой Земли, но получили плохую репутацию за свою жестокость к пленным. Эти рыцари были самыми последними из крестоносцев, которые покидали Святую Землю. В последующие годы, они стали очень богатыми людьми, награбив огромное количество, сокровищ и удерживаясь от всяких политических пактов, испытывая недоверие к монархам. В 1307 году Король Франции, Филипп 4-тый обвинил их во многих совершенных преступлениях, включая в ереси, все рыцари ордена были арестованы, а их земли конфискованы. Остальные европейские лидеры последовали его примеру, и Храмовники окончательно перестали существовать.

Рыцари святого Иоанна Иерусалимского, или же просто Госпитальеры, были организованы для предоставления помощи ослабевшим или больным пилигримам которые посещали Священное захоронение Мессии. Вскоре они были переформированы в полностью военный орден. Они носили красную мантию с большим белым крестом и придерживались канонов церкви Святого Бенедикта. Госпитальеры представляли собой хорошо подготовленную организацию, в которой ее членам не позволялось грабить обездоленных и убивать пленных. После того, как им пришлось покинуть свою твердыню на Святой Земле, замок Крак де Шевалье, они отступили и поселились на острове Родос, и усиленно обороняли его в течение многих лет. После того как их изгнали с Родоса турки, они разместились на островах Мальта.

Третий великий военизированный орден носил название Тевтонский, и был основан в 1190 году для защиты Германских пилигримов, которые путешествовали в Святую Землю. После окончания Крестовых походов они начали развивать свою деятельность на северных границах Пруссии, в прибрежных к Балтийскому морю землях. Тевтонские рыцари были одними из правителей части Польши и Пруссии, до того как Наполеон не захватил их владения в 19-том столетии.

Спиритуалитет рыцарских орденов в средние века.

После второй мировой войны исследователи обратились к проблеме универсализма рыцарских орденов, стремясь выявить их международный характер, место и роль в истории средневековой Европы и всего христианского мира. В основе такого подхода лежало представление о рыцарском ордене как о своего рода монолите. К. Гурский показал, что на современном этапе развития науки первостепенное внимание следует уделить континуитету в истории рыцарских орденов, перенеся центр тяжести на изучение их структур.

Проблема спиритуалитета рыцарских орденов ещё более усложнила задачу историков. В современных исследованиях спиритуалитет трактуется как религиозная специфика духовных корпораций, проявляющаяся в их образе жизни, самосознании и деятельности и находящая выражение в законодательстве, литургии, литературе и исторических сочинениях, равно как в одежде, изобразительном искусстве и архитектуре. Понятно, что спиритуалитет, формирующий как индивида, так и человеческую общность, подвержен изменениям и характеризуется региональными особенностями. Такое понимание спиритуалитета прослеживается и в исследованиях по истории Тевтонского ордена, но, как подчёркивает Эльм, предстоит ещё огромная работа, прежде чем будет написана история спиритуалитета.

В 70-80-х годах большая работа по изучению средневекового менталитета в его различных проявлениях осуществилась польскими искусствоведами.

В ряде материалов книги поднимаются проблемы спиритуалитета в других орденах и регионах средневековой Европы.

Г.-Д. Каль (ФРГ) подчеркнул, что проблема спиритуалитета рыцарских орденов – один из аспектов средневекового менталитета, изучение которого должно иметь конкретный характер. Оно предполагает обращение исследователей к вполне определённым социально-территориальным группам, особенности менталитета которых обусловлены и внешними обстоятельствами, и их внутренними устремлениями.

Широкая и многоплановая проблема спиритуалитета рыцарских орденов требует дальнейшего тщательного изучения.

Тамплиеры - это религиозные рыцари под покровительством церкви, и папы римского в частности.

Орден Тамплиеров был основан в 1119 году на территории, так называемой Святой земли, ныне эта земля является частью государства Израиль. Основной задачей тамплиеров было: защита паломников, управление территориями на Святой земле, борьба с мусульманами, военная защита государства.

Дело в том, что на этапе раннего Средневековья христианство, как вера терпело упадок. После распада империи франков на ее месте образовалось множество маленьких государств. И на всем этом фоне церковь терпела упадок, она была уже не столь влиятельна, как раньше. Нужен был объединяющий все христианство фактор. Этим фактором и стала идея церкви и тамплиеров освобождение Иерусалима и всей Святой земли от мусульманского владычества.

Тамплиеры это в первую очередь военная организация, поэтому у них был свой военный Устав, которому подчинялись все. Отличительной чертой была их одежда. Они носили белые накидки, на которых в области сердца был изображен красный крест. Основу ордена тамплиеров составляли, конечно же, рыцари. Управленческими делами внутри ордена занимался административный орган, во главе которого стоял Великий Магистр. Но были и конюхи и слуги, которые во время походов занимались переноской оружия.

Несмотря на то, что орден имел большую власть и могущество, у него так же имелось и не мало противников. В начале 14 века Франция переживала экономический кризис. И основным заемщиком государства и были тамплиеры. Французский король Филипп Красивый, понимая, что ему нечем отдавать занятые деньги, решает покончить с Орденом тамплиеров. Но собственных сил у Филиппа не было, и он решает прибегнуть к помощи Ватикана. С 1307 по 1314 года начинаются гонения, и уже в 1312 году был упразднен Орден тамплиеров, а все их имущество передано госпитальерам.

Доклад №2

Средневековая эпоха в истории человечества запомнилась множественными уникальными событиями, к которым можно также отнести и образования большого количества духовно-рыцарских орденов. Самым влиятельным и знаменитым из подобных являлся орден Тамплиеров.

Данный орден был основан на Святой земле, на территории современных Израиля и Палестины в 1119 году. Изначально представлял собой маленькое сообщество рыцарей под предводительством Гуго де Пейна. Потребность в создании подобного ордена возникла после Первого крестового похода(1096-1099), так как нужны были люди, способные выполнять функции военной защиты на недавно отвоеванных Иерусалимских землях, защищать недавно созданное Иерусалимское королевство, а также оберегать всех христианских паломников, направляющихся в Святую землю. За весь период своей деятельности орден нажил огромнейшие богатства, земли, недвижимость и юридические привилегии. Причина этого заключается в следующем: орден был одновременно и мирской организацией и духовной, поэтому к нему были благосклонны как европейские монархи, так и Папа Римский.

Однако недолго продлилась белая полоса в жизни знаменитых крестоносцев. В 1291 году, потерпев поражения в битвах на территории Палестины, они были изгнаны со Святой земли египетским султаном по имени Халил аль-Ашраф. Но на этом история ордена не закончилась. Имея обширные ресурсы, они приступили к торговой и финансовой деятельности, тем самым преумножив свои богатства в разы. Папа Римский и европейские короли не могли не заметить нарастающую мощь тамплиеров, как и то, что они могут составить достойную конкуренцию всей духовной и государственной системе в европейских государствах.

И так наступила заключительная глава в жизни знаменитейшего духовно-рыцарского ордена. Тамплиеры были обвинены в распространении религиозной ереси, непослушании и даже в служении дьяволу. Таким образом, с 1307 года по 1314 участники ордена подвергались гонениям, арестам, жестоким пыткам и казням. Официально Орден Тамплиеров был упразднен в 1312 году по указу папы Климента V.

Так закончилось существование Ордена Тамплиеров, однако слава о нем живет и до сих пор, как и многочисленные легенды. Как, например, легенда о том, что во владении ордена располагался Святой Грааль – мифическая христианская реликвия, обладающая чудотворными свойствами. Или же легенда о том, что Тамплиеры существуют до сих пор, но уже под тайным статусом. Какой бы ни была истина, ясно одно, что их след в истории человечества не остался не замеченным и без их существования история была бы иной.

Тамплиеры

Тамплиеры

В северо-западной части Европы расположилась удивительная, и в то же время небольшая страна Бельгия. Путешествуя по ее территории можно изучить местные края всего за несколько часов. Долгое время данная территория Бельгии принадлежала

Отряд Покрытосеменные объединяет высшие растения, семена которых созревают внутри плода (а не шишки, как у голосеменных). Растений таких на планете абсолютное большинство: ученые выделяют около 250 тысяч видов. Это наиболее многочисленный

Тема дорожно - транспортного происшествия на сегодня очень актуальна, ведь достаточно часто приходится видеть на дорогах последствия разного рода аварий. Происходит подобное из-за недостаточного знания ПДД,

Возникновение духовно-рыцарских орденов относится к временам крестовых походов, которые организовывала католическая церковь с девятого века. Цель была благая: освобождение Палестины и Гроба Господня в Иерусалиме, но попутные задачи обходились не дешевле: и верховные католики, и сами крестоносцы нуждались в новых землях и жаждали богатств восточных городов.

история духовно рыцарского ордена

Образование духовно-рыцарских орденов

Когда крепость Иерусалима сдалась на милость победителя в 1099 году, Папа Римский благословил создание новых организаций по охране и защите как христианских владений, так и самих паломников от местных исламистов. Базу к тому времени уже создали - различные духовные братства, из которых и образовались духовно-рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров и некоторых других.

Достаточно сложно было примирить две противоположные, согласно Священному Писанию, ипостаси - служение Богу и военную службу, где приходилось убивать себе подобных. Но к двенадцатому веку история духовно-рыцарского ордена приросла и собственными идеологами, вполне оправдывавшими не только создание, но и образ жизни рыцарей-крестоносцев.

проект история духовно рыцарского ордена

Святые обеты

Рыцарь, вступающий в орден, становился монахом, принеся обеты бедности, послушания, целомудрия, непримиримости к неверным и исполнения долга гостеприимства. Простолюдин, примкнувший к ордену, становился военным монахом. Впрочем, простолюдины и в круге посвящённых всегда держались своей, отдельной группой. Некоторые ордены принимали в свои ряды даже женщин.

Дисциплина была армейская, все беспрекословно подчинялись главе - великому магистру, гроссмейстеру, который мог держать отчёт только перед Римским Папой. Правители, на землях которых располагался духовно-рыцарский орден (тамплиеров и любой другой), если не вступали в его ряды, никакого права голоса, тем более - командования, не имели.

история духовно рыцарского ордена тамплиеров

Иерархия

История духовно-рыцарского ордена писалась на особых скрижалях. От монашеских и друг от друга рыцарские ордены отличались одеждой и собственным уставом, который заверял подписью Папа Римский. Но, в отличие от монашеских, ряды рыцарей-монахов прирастали очень и очень быстро, как того требовала постоянная война.

Рыцари не только грабили восточные селения и города, они нарушали множество заповедей Христа: давали деньги в долг под проценты, эксплуатировали местных жителей, занимались работорговлей. И неуклонно несметно богатели. Рыцарь-крестоносец девятого века отличался от своего собрата в тринадцатом как небо от земли. Нужно признать, что, разбогатев, многие ордена вкладывали деньги в науку.

У каждого члена ордена была определённая должность. Со временем её можно было распознавать по одежде (только посвящённым, разумеется). Тамплиеры - в белом плаще с красным крестом, госпитальеры - в чёрном, рыцари Тевтонского ордена - в белом с чёрным крестом.

История духовно-рыцарского ордена показывает, что нашивать специальный крест на одежду папской буллой разрешили только в 1146 году, причём не всем сразу, а только самым знатным по крови рыцарям. Со временем, когда крестовые походы значительно обогатили казну не только ордена, но и отдельных рыцарей, роскошь даже в одежде не заставила себя ждать.

история духовно рыцарского ордена во время крестовых походов

Три главных ордена

До начала пятнадцатого века история духовно-рыцарского ордена во время крестовых походов описывает чуть больше двадцати орденов, из них три - самые богатые, влиятельные и сильные. Они обладали такими огромными состояниями, что им завидовали короли. Вот эта замечательная тройка:

  • Орден госпитальеров (иоаннитов).
  • Орден тамплиеров (храмовников).
  • Тевтонский (Немецкий) орден.

образование духовно рыцарских орденов

История духовно-рыцарского ордена писалась не только на Святой Земле. Крестоносцы участвовали в войнах на всех территориях христианского мира. В Испании первыми начали боевые действия рыцари орденов госпитальеров и тамплиеров, а тевтонцы приручили всю Центральную и Северную Европу. В Восточной Европе их военная слава, правда, и закончилась (вспомним Чудское озеро и Александра Невского).

История духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Колоссальное состояние позволяло орденам скупать лучшие земли по всей Европе. Как доказательство могущества тамплиеры, например, чеканили собственные деньги, свободно ходившие по всей Европе. Монеты были из серебра и золота, и появилось их так много, что тамплиерам приписывали алхимические открытия, например, добычу золота из свинца.

Эта организация смогла просуществовать довольно долго. В далёком 1118 году девять французских рыцарей под предводительством Гюга де Пайена и Жофруа де Сен-Оме остались защищать дорогу к Иерусалиму от Средиземного моря после первого крестового похода. Прежде всего, христианских паломников от разбойников и грабителей. От короля Иерусалима Болдуина они получили резиденцию, именем которой впоследствии и стали называться - замок Тампль, построенный на месте древнего храма Соломона. У этого Ордена несколько названий:

  • Орден бедных рыцарей (или братьев) Иерусалимского Храма (или Храма Соломона).
  • Орден храмовников.
  • Орден тамплиеров.

история духовно рыцарского ордена

Устав

Желающие вступить в Орден рыцари непременно должны были стать монахами - смиренными, бедными и безбрачными. Это был, тем не менее, очень успешный проект. История духовно-рыцарского ордена говорит о том, что устав его был одним из самых жёстких и строгих, а разработал его сам Святой Бернар, утвердил же - Римский Папа Евгений III в 1128 году, то есть после десяти лет неофициального существования.

В Ордене тамплиеров рыцарь обязан был забыть всё мирское, включая родственников, питаться только хлебом и водой, одеваться в самую простую и грубую одежду. Он не мог иметь никакой собственности. Если в его вещах после смерти находили золото или серебро, в освящённой земле кладбища ему не было места.

Однако всё это не помешало тамплиерам стать особо жадными до добычи, развлечений и даже пьянства. Художественные произведения, написанные о том времени, например, роман "Айвенго" Вальтера Скотта, сохраняют историческую правду, которую нашли в исторических хрониках.

Деление на сословия и отличительные знаки

Сословия у тамплиеров были. Это, безусловно, нужный организационный проект. История духовно-рыцарского ордена сохранила для нас три деления: собственно рыцари, священники и так называемые сержанты, к которым относились все низшие чины: пажи, оруженосцы, солдаты, прислуга, охранники и так далее.

Нужно признать, что при всём этом категорическом делении монашеские обеты принимали все, и устав все одинаково безукоризненно должны были выполнять. Однако исключений из правил было предостаточно.

Для всех рыцарей-тамплиеров обязательным являлся белый плащ, похожий на мантию, с мальтийским восьмиконечным алым крестом. Сержанты же одевались в коричневое, крест был тот же. Узнать тамплиера на большой дороге можно было по боевому выкрику "Босеан!", а также по флагу - чёрное с белым полотнище и девиз на латыни - "Не нам, Господи" (первые слова из девятого стиха сто тринадцатого псалома).

Герб тамплиеров был просто символом бедности: на нём изображались два рыцаря на одном коне. Если рыцарь направлялся в крестовый поход, то крест он нёс на груди, а возвращаясь - на спине. Фасон, покрой, размер и материал одежды, а также местоположение креста обычно выбирал он сам.

Национальная и сословная принадлежность

В рыцари тамплиеров поначалу могли посвятить только француза благородного происхождения. Чуть позже эту возможность получили и англичане. Тем не менее рыцарями становились и испанцы, и итальянцы, и фламандцы. Только рыцари могли занимать руководящие должности - от великого магистра и магистра владений до каштеляна, капитульера, драпиера.

Сержантами становились более богатые горожане, которые занимали неплохие должности счетоводов, оруженосцев, управителей и кладовщиков. Те, что победнее, шли в прислугу, в солдаты или в охрану.

Епископы римской церкви и сам Папа не могли управлять священниками Ордена. Духовно-рыцарский Орден тамплиеров требовал от своих священников отправления духовных нужд, несмотря на то, что все рыцари Ордена были наделены правами духовника. Исповедь и причастие у членов Ордена мог отправлять только орденский священник, потому что многие тайны охранялись и от римской католической церкви.

Несмотря на строгий устав и походный быт, Орден тамплиеров быстро стал популярен. Через несколько лет к девяти рыцарям примкнули ещё триста, среди которых было немало коронованных особ. Количество сержантов, естественно, тоже возросло.

история духовно рыцарского ордена

Откуда дровишки?

Принадлежность к Ордену давала как личную безопасность, так и приумножение состояния. Обижать члена Ордена было нельзя. "Один за всех" - девиз, рождённый далеко до первого мушкетёра.

Провозглашённый нищенским Орден стремительно богател. И не только потому, что правители часто завещали ему несметные богатства. Целые сёла, города, церкви, замки, монастыри со временем стали принадлежать Ордену. Они смиренно отдавали ему налоги и подати. Дело в том, что духовно-рыцарский Орден тамплиеров занимался ростовщичеством.

Это не евреи, а Орден тамплиеров создал банковскую систему Европы. В средние века евреи были только уличными менялами, а тамплиеры уже имели систему кредитования, векселя, собственные деньги. Оперировали они не только золотом, но и ценными бумагами.

Отошедшие от Креста

Тамплиеры отметились как самые большие предатели дела носителей Креста Христова. Таков был и октябрь 1240 года, когда мусульмане Дамаска и Египта перессорились, крестоносцы приняли сторону Египта, заключив сделку договором, и получили за это не только Иерусалим, но и почти всю Палестину. Бескровно! Тамплиеры же, сговорившись с Дамаском, напали на египтян вкупе с Тевтонскими рыцарями и госпитальерами. Причём были более жестоки, чем мусульмане с иудеями. Кровь доходила лошадям до колен, как гласит история духовно-рыцарского Ордена тамплиеров. Даже собратьям-крестоносцам не позволили похоронить своих мёртвых. В 1243 году мусульмане отплатили тамплиерам сполна и взяли Иерусалим обратно, выпустив живыми только троих тевтонцев, двадцать шесть госпитальеров и тридцать три тамплиера.

Дальнейшие крестовые походы были сколь многочисленными, столь и безуспешными. В 1298 году последним Великим магистром Ордена стал Жак де Моле. Идея крестовых походов погасла, смысл существования военных монахов стал неясен. У Тевтонского ордена ещё оставалось немного работы - века на полтора. А вот тамплиерам стало неуютно сидеть на тех богатствах, которые не снились и королям. Первый Тампль остался за мусульманским миром, и духовно-рыцарский Орден тамплиеров разместил резиденцию на Кипре - там основалось убежище христиан, которые смогли покинуть Палестину, но которых совсем не ждали в Европе.

Разбойники

Карл Валуа, брат короля Филиппа Красивого, затеял войну с Византией. С греческим христианством воевать было не легче, чем с мусульманами. Тамплиеры вместо того, чтобы сражаться с Андроником, уходят вдоль берега от Фесалоники к Фракии и Моравии, туда, где уже воцарился католицизм.

Добыча у тамплиеров была богатой. Но монархи европейские возмутились. Кому интересно иметь рядом силу в пятнадцать тысяч настоящих солдат, хорошо вооружённых и закалённых в боях, к тому же агрессивных, самовольно и хитро управляемых? И, конечно же, алчность сыграла свою роль: тамплиеры были сказочно, несказанно богаты.

В 1307 году Филипп Красивый издал указ об аресте всех тамплиеров на территории страны. Узников жестоко пытали, сжигали на кострах. Казна Франции значительно пополнилась. История духовно-рыцарского Ордена тамплиеров пришла к концу.


Возникновение рыцарских орденов, обусловлена с появлением военных походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военизированных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.
\n

Возникновение рыцарских орденов, обусловлена с появлением военных походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военизированных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.



Тевтонский орден


Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века.
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года. В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле,\n где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой \nиз версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был \nорганизован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в \nдуховно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году\n сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием \nдуховно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество \nдуховных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также \nсвященнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена,\n состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с \nеретиками, которые своими действиями противоречили постулатам \nкатолической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого \nсообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи.
В 1212-1220 гг. Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию, в город Эшенбах,\n принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу \nБоппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения \nцеркви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться \nнемецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал \nприносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись \nбез великого магистра Германа фон Зальца. В Западных \nгосударствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, \nжелающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких \nрыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к \nтевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, \nнемецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной \nТрансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау.\n C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась \nускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили \nсильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному \nвыселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, \nприсоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году, которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий,\n попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные \nземли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232,\n когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, \nположило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали \nвоздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним \nотносились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг.\n Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в \nсхватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. \nТаким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже \nнесмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
\nТевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их \nослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск.\n Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. \nПричиной этому, стало предательство многих русских жителей этого \nрегиона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. Русский государь Александр Невский,\n в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с\n Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века.
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года. В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле, где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи.
В 1212-1220 гг. Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию, в город Эшенбах, принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца. В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау. C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году, которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий, попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232, когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг. Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск. Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. Русский государь Александр Невский, в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Духовно-рыцарские ордена средневековья

Рыцарские ордена создаются под строгим руководством католической церкви с целью распространения католичества на территории Святой земли, а также для активной борьбы с неверными – мусульманами и язычниками.

Самые могущественные духовно-рыцарские ордена

Самыми древними и самыми влиятельными рыцарскими орденами средневековья принято считать орден тамплиеров и орден госпитальеров. Оба ордена были созданы в самом начале эпохи Крестовых походов.



Госпитальеры

Сначала госпитальеры не были орденом, как таковым, это была организация, задачей которой была забота о раненных и бедных христианах, пилигримах, что находились на территории Святой земли. Но после захвата Иерусалима, организация превращается в рыцарский орден. На рыцарей ордена госпитальеров была возложена задача неусыпной защитой Святой земли и ее жителей. Главой ордена был магистр, на эту должность назначали до самой смерти.

Вскоре госпитальеры начали предлагать рыцарский вооруженный эскорт. Число рыцарей очень быстро росло, и орден стал представлять собой значительную силу на Ближнем Востоке. Рыцари ордена ярко показали себя на поле, сражались они, как и пешем строю, так и в конном. Рыцари были одеты в черные мантии с большими белыми крестами.

Со средины двенадцатого века внутри ордена происходит разделение на братьев-рыцарей (воинов) и братьев-лекарей (заботились о больных и бедных). Орден госпитальеров не подчинялся никому, кроме папы и имел множество привилегий, в числе которых было освобождение от уплаты десятины в пользу церкви и право на владение землей.

Госпитальеры на Святой земле занималась строительством фортификационных сооружений, так они владели семью большими крепостями. Самым мощным укреплением госпитальеров была твердыня Крак де Шевалье, которую ни разу не удалось взять боем. Непреступной крепостью смогли завладеть только однажды, и то только благодаря обману.

После того как Иерусалим пал, госпитальеры нашли свое пристанище в графстве Триполи, а затем на острове Кипр, где было создано Кипрское королевство крестоносцев. После того как тамплиеры были распущены, госпитальеры получили часть их владений.



Тамплиеры

Орден тамплиеров был создан в 1119 году, вскоре после Первого Крестового похода. Королем Иерусалима Балдуином им было выдано помещение в стенах Иерусалимского храма. В 1139 году папа дает рыцарям ордена свое покровительство, и некоторые привилегии. Рыцари-тамплиеры освобождались от уплаты налогов, повиновались только папе и получали в свое пользование земли.

Рыцари ордена тамплиеров сражались в белых мантиях с красным крестом. Сражались как в конном, так и пешем строю. У рыцарей ордена были оруженосцы. Пеший воин был вооружен длинным мечом и щитом, конник же также использовал копье, щит и меч.

Свои воинские таланты они продемонстрировали в битве при Рамле, где войскам крестоносцев удалось одержать победу над силами Саладина.

Тамплиеры были могущественной силой в Европе, а особенно в Англии, ведь их магистр занимал место в парламенте.

В 1187 году рыцари-тамплиеры терпят поражение перед силами Саладина и многие из них попадают в плен. Магистр ордена, как считается, принял ислам и обменял свою жизнь на жизнь своих рыцарей – пленных рыцарей-тамплиеров казнили.

Быстро оправившись от поражения, в 1191 году, тамплиеры принимают активное участие в захвате Акры. Когда в 1199 году крестоносцы возвращают Иерусалим, тамплиеры убивают множество мирных жителей-мусульман города.

Тамплиеры ведут себя довольно жестоко, даже со своими братьями. Они изгоняют с Акры рыцарей-госпитальеров и тевтонцев. Многие госпитальеры и тевтонцы были убиты и взяты в плен.

В 1291 году тамплиеры были вынуждены покинуть Акру и другие города Святой земли, так как не смогли устоять перед натиском мусульман.

Тамплиеры были очень богатыми, так как основу их деятельности составляла экономика, а не боевые действия. Они защищали торговые пути, давали ссуду, принимали пожертвования, занимались ростовщичеством. Кроме того орден обладал огромными земельными наделами.

Как и госпитальеры, тамплиеры занимаются строительством крепостей и дорог. В Святой земле они владели восемнадцатью большими замками. Тамплиеры стали крупнейшими банкирами Европы.

В начале четырнадцатого века члены ордена тамплиеров поддаются массовым арестам и казням. Их обвиняют в богохульстве, распутстве, отречению от Христа и других грехах. В 1312 году орден был официально распущен.

Другие рыцарские ордена средневековья

Менее влиятельными были Тевтонский орден, Орден Святого Гроба Господня, Орден Сантьяго, Орден Христа и другие.

Читайте также: