Сочинение на тему толстовское представление о полководце в романе война и мир

Обновлено: 04.07.2024

Огромное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого занимает изображение Отечественной войны 1812 года, в которой столкнулись две силы: блестящая наполеоновская армия, покорившая пол-Европы, и весь русский народ, мужественно и стойко защищавший свое отечество. Толстой создает в романе два символических характера, полностью противоположных друг другу, сосредоточивших в себе полярные черты. Это классически тщеславный Наполеон и классически демократичный Кутузов. Контрастность этих образов, воплощающих в себе две различные идеологии — честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную, — заставляет Толстого несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира и крупнейшего государственного деятеля буржуазной Франции. Но Толстой стремится показать в романе торжество гуманизма, человечности, подтвержденное самим ходом истории, в котором, по мнению писателя, решающая роль принадлежит народу. Автор воплотил идеальное представление о народном полководце в образе Кутузова.

Характеры главнокомандующих определяются их целями. Если Наполеоном движет честолюбивое стремление покорить весь мир, то во всех действиях Кутузова видно полное отсутствие личных мотивов. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы гуманной и благородной задачей спасения отечества. Поэтому высшая правда на его стороне. Он предстает в романе как выразитель патриотической "мысли народной", опирающийся на поддержку и доверие широких масс. На первый взгляд кажется, что Кутузов в романе Толстого — пассивная личность. Например, он дремлет на военных советах под Аустерлицем. Но эта внешняя пассивность Кутузова является своеобразной формой его мудрой активности. Ведь Кутузов категорически заявил императору, что сражения под Аустерлицем давать нельзя, но с ним не согласились. Поэтому, когда австрийский генерал Вейротер зачитывал свою путаную и надуманную диспозицию, Кутузов откровенно спал, ибо понимал, что ни помешать, ни изменить ничего не может. Но все-таки уже во время сражения, которое закончилось поражением армии союзников, старый генерал честно выполнил свой долг, отдавая ясные и целесообразные приказы. Когда во время построения войска подъехал Александр I, Кутузов, дав команду "смирно", принял вид подначального и нерассуждающего человека, ибо он действительно был поставлен в такое положение. Не в состоянии препятствовать императорской воле, Кутузов тем не менее сумел с непостижимой смелостью выразить свое отношение к ней. На вопрос императора, почему он не начинает боя, Кутузов ответил, что поджидает, когда соберутся все колонны. Вызывающий ответ не понравился царю, который заметил, что они находятся не на Царицыном Лугу. "Поэтому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу", — выговорил Кутузов ясно и отчетливо, вызвав ропот и переглядывания в придворной свите государя. Когда русские и австрийские войска потерпели поражение, Кутузов не испытывает тщеславного удовлетворения от сознания своей правоты. Наоборот, это поражение стало для русского военачальника тяжелой душевной раной. У Кутузова на первом плане стоит защита родины и спасение армии. Производя смотр полка в походе, он внимательно подмечает малейшие подробности внешнего вида солдат, чтобы на основании этого сделать вывод о состоянии армии.

Высокое положение главнокомандующего не отделяет его от солдат и офицеров. Обладая замечательной памятью и глубоким уважением к людям, Кутузов узнает многих участников прежних походов, помнит их подвиги, имена, индивидуальные особенности.

Совсем иным изображается в романе взаимоотношение Наполеона со своей армией. Запоминается яркий эпизод переправы наполеоновской армии через Неман, когда, спеша выполнить приказ императора — найти брод, — многие из польских улан стали тонуть. Видя бессмысленную гибель своих людей. Наполеон не предпринимает никакой попытки остановить это безумие. Он спокойно прохаживается по берегу, изредка взглядывая на улан, развлекавших его внимание. Если Кутузов постоянно думает о том, как избежать ненужной гибели солдат и офицеров, то для Наполеона человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Необыкновенным цинизмом веет от его высказывания накануне Бородинского сражения, которое должно было стоить жизни сотням тысяч людей: "Шахматы расставлены, игра начнется завтра". Значит, люди для него — шахматные фигуры, которые он двигает, как ему заблагорассудится, ради своих честолюбивых целей. Так проступают во французском полководце его основные черты: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной непогрешимости. С чувством удовлетворения объезжает он поле битвы, самодовольно оглядывая тела убитых и раненых. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей, рождая афоризмы типа: "Да, наше тело — машина для жизни, и только".

Раскрывая характер Наполеона, Толстой акцентирует внимание на его актерстве, ибо он везде и во всем старается играть роль великого человека. Так, перед портретом сына, который ему приносят, он "принимает вид задумчивой нежности", ибо знает, что за ним наблюдают и каждое его движение и слово фиксируется для истории. В отличие от Наполеона Кутузов прост и человечен. Он не вызывает в своих подчиненных трепета и страха. Его авторитет основан на доверии и уважении к людям.

Если Наполеон в своей тактике и стратегии совершенно не учитывает моральный фактор, то Кутузов, приняв командование армией, первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух войска, внушить солдатам и офицерам веру в победу. Так, подъехав к почетному караулу, он с жестом недоумения произнес всего одну фразу: "И с такими молодцами все отступать и отступать!" Его слова прервались громкими криками "Ура!" Только глубокая духовная связь между полководцем и его войском может привести к победе.

Для Кутузова, как и для его солдат и офицеров, главной целью было спасение России и сохранение армии. Замечательный стратегический талант великого полководца особенно ярко проявился в его твердом решении оставить Москву без боя. На совете в Филях слова иностранца Бенигсена, возражавшего против этого, "священная древняя столица России" звучат фальшиво и лицемерно. Кутузов же избегает громких патриотических фраз, переводя этот вопрос в военную плоскость. Он проявляет твердость, решительность и удивительное мужество, принимая на свои старческие плечи груз тяжелого решения.

История, как известно, доказала мудрость кутузовской стратегии, которой в романе Толстого резко противопоставлена ограниченность Наполеона. Писатель акцентирует внимание на его тактических ошибках. Например, он стремительно продвигается в глубь такой огромной и неизвестной страны не заботясь об укреплении тылов. Кроме того, вынужденное безделье французской армии в Москве разложило ее дисциплину, превратив солдат в грабителей и мародеров. О непродуманности действий Наполеона свидетельствует его отступление по разоренной им же Смоленской дороге. Толстой не просто повествует об этих ошибках Наполеона, но и комментирует их, давая французскому полководцу прямую авторскую характеристику. Он не скрывает своего глубокого возмущения подлостью императора-главнокомандующего, который, спасаясь бегством, бросил и обрек на гибель в чужой стране приведенную им армию.

Таким образом, рисуя образы двух полководцев, Толстой дает свою оценку их личностей и деятельности. Преклоняясь перед человечностью, мудростью, полководческим талантом Кутузова, писатель считает Наполеона индивидуалистом и честолюбцем, которого постигла заслуженная кара.

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма . Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная.
По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов " не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему " . В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость . Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского:
" Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит .Он понимает, что есть что - то сильнее и значительнее его воли , -это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ". Кутузов знал, что " решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти " . Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.
Он всегда скромен и прост . Выигрышная поза, актёрство ему чужды . Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя " . Он не хотел казаться великим человеком - он был им . Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость . Кутузов в романе - выразитель народной мудрости . Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне "дедушки" Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши . С. П. Бычков писал :
"Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова : его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату . Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом заключалась его сила как полководца . " Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений , -говорит Толстой о Кутузове , -лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его . Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны " . ***
В " Войне и мире " создаются как бы два идейных центра : Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских . Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли народной " . С. П. Бычков писал : " В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие .

Толстовское представление о полководце Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" является, по мнению известных писателей и критиков, "величайшим романом в мире". "Война и мир" - это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным приемом, который использует Л.Н. Толстой, является антитеза. Этот прием - стержень произведения, пронизывает.

1095 Слова | 5 Стр.

Война и мир

Война и мир В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением " Война и мир ". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он " любил мысль народную ". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. С. П. Бычков писал: " По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь.

3104 Слова | 13 Стр.

Мысль народная" в "Войне и мире

"Мысль народная" в "Войне и мире" В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением" Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он любил мысль народную. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. С. П. Бычков писал: " По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная.

3108 Слова | 13 Стр.

Сочинения по произведению Война и мир Толстой Л.Н.

3113 Слова | 13 Стр.

война и мир копия

7221 Слова | 29 Стр.

Война и мир

6738 Слова | 27 Стр.

Реферат Война и мир

6727 Слова | 27 Стр.

Внутренняя красота человека в романе Л

903 Слова | 4 Стр.

Тема народа в романе

7243 Слова | 29 Стр.

Образы Наполеона и Кутузова как семантическая антитеза личного и родового; толстовское решение вопроса об истинной и мнимой личности:

2553 Слова | 11 Стр.

дубина народной войны "Война и мир "

3866 Слова | 16 Стр.

6752 Слова | 28 Стр.

Отношение толстого к полководцам

813 Слова | 4 Стр.

Герои романа Война и Мир

1032 Слова | 5 Стр.

"Мысль народная" в романе "Война и мир"

1202 Слова | 5 Стр.

1204 Слова | 5 Стр.

569 Слова | 3 Стр.

1107 Слова | 5 Стр.

Взгляды Толстого на исторический процесс и его представление о полководце

границы России и началась война, т.е. совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.” Так начинается третий том романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”. Так начинаются размышления Толстого о войне 1912года, о причинах этой войны, где раскрываются основные философские взгляды Толстого на исторический процесс вообще. Исторический ход событий развертывается в романе документально и хронологически точно. Роковой датой Отечественной войны выставляется дата 12 июня.

934 Слова | 4 Стр.

война и мир в таблицах

2163 Слова | 9 Стр.

Аналзи романа-эпопеи Толстого "Война и мир"

4264 Слова | 18 Стр.

4171 Слова | 17 Стр.

Партизанская война в романе Л.Толстого "Война и Мир"

Тема: Изображение партизанской войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Выполнила: Борщева К.В. Проверила: КФН доцент Кознова Наталья Николаевна Старый Оскол 2011 План Введение 1. Исторические события в России 1812 года 2. Отношение Л.Н. Толстого к партизанской войне 1812 года 3. Роль и значение партизанского движения в победе над французами Заключение Список используемой литературы Введение Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из.

2786 Слова | 12 Стр.

2600 Слова | 11 Стр.

Герои войны и "военные трутни" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Роман "Война и мир" в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге), в романе свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), показаны и все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное.

1103 Слова | 5 Стр.

Тема семьи в романе – эпопее «Война и мир

4492 Слова | 18 Стр.

Тихий Дон(реферат о войне и революции)

15663 Слова | 63 Стр.

Пейзаж в романе война и мир

2250 Слова | 9 Стр.

война и мир

7964 Слова | 32 Стр.

Война и Мир

В романе "Война и мир" Толстой создал два символических характера, полностью противоположных друг другу, сосредоточивших в себе полярные черты. Это французский император Наполеон и русский полководец Кутузов. Контрастность этих образов, воплощающих в себе две различные идеологии – честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную – побудила Толстого несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира и крупнейшего государственного.

536 Слова | 3 Стр.

941 Слова | 4 Стр.

неповторимость изображения русского характера в романе М.А. Шолохова "Тихий дон"

строительный колледж" Реферат по литературе Неповторимось изображения русского характера в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон" Выполнил стьудент 1 курса гр.С-164 Захаренко В.М. Таганрог 2017г. Введение. В своём реферате я рассматриваю "Неповторимось изображения русского характера в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон"".Роман М. А. Шолохова "Тихий Дон" посвящен теме гражданской войны, развернувшейся на донской земле. Здесь нашли глубокое и всестороннее отображение и своеобразный уклад.

6077 Слова | 25 Стр.

Концепция личности в романе Доктор Живаго

3222 Слова | 13 Стр.

война и мир реферат

самых мощных средств для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени.Литературный энциклопедический словарь определяет пейзаж как описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира. Хотя чаще всего мы называем пейзажем картину природы, но может быть и урбанистический(городской) пейзаж. Природа - исходная форма существования материального мира. Все, созданное человеком – только небольшая часть в море первозданного.

2698 Слова | 11 Стр.

Толстовское представление о полководце

описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, или хочет показать гармонию с великой “матерью-природой”. Большую роль играет пейзаж в романеВойна и мир”, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже.

3155 Слова | 13 Стр.

Женские образы в Война и мир

2964 Слова | 12 Стр.

Образ Наполеона в романе 'Война и мир'

Образ Наполеона в “Войне и мире” – одно из гениальных художественных открытий Л.Н. Толстого. В романе французский император действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Дневниковые записи Толстого в период работы над “Войной и миром” показывают, что он следовал сознательному намеренью – сорвать с Наполеона ореол ложного величия. Кумир Наполеона – слава, величие, то есть мнение о нем других людей. Закономерно, что он стремится словами и внешностью.

755 Слова | 4 Стр.

Портреты героев Л.Н. Толстого и иллюстрации к его роману-эпопее

712 Слова | 3 Стр.

1913 Слова | 8 Стр.

иллюстрации пастернака к роману воскресение льва толстого

3109 Слова | 13 Стр.

Взаимоотношения Цезаря с Галлией во времена Галльских войн

Взаимоотношения Цезаря с Галлией во времена Галльских войн. Введение Актуальность данной темы обуславливается неординарной политикой Цезаря в Галлии. Его таланты как дипломата и в тоже время полководца заслуживают отдельного внимания. Интересно рассмотреть как менялось его отношение к галлам под влиянием определенных событий. Кроме того сама его личность является одной из ключевых в истории Рима времен кризиса полиса и гражданских войн. Тема посвященная его взаимоотношениям с галлами мало.

885 Слова | 4 Стр.

толстой война и мир природа

описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, или хочет показать гармонию с великой “матерью-природой”. Большую роль играет пейзаж в романеВойна и мир”, он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. “Над ним не было ничего уже.

3242 Слова | 13 Стр.

Napoleon

1667 Слова | 7 Стр.

Война и мир

6448 Слова | 26 Стр.

Война и мир

Война и мир” — самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических событий. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета — внешний и внутренний. Внешний сюжет — это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний — духовная биография героев. Они постоянно переплетаются.

6775 Слова | 28 Стр.

3329 Слова | 14 Стр.

Лев Николаевич Толстой, Война и мир, Образ Наполеона

773 Слова | 4 Стр.

война и мир

 Роль пейзажа в романе "Война и Мир" Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье. Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: “Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья.

2930 Слова | 12 Стр.

Система образов героев в романе В.Н. Тостого Война и мир

4137 Слова | 17 Стр.

3122 Слова | 13 Стр.

Женские образы в романе Л.Н.Толстого "Война и Мир"

Женские образы в романе "Война и мир" Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир” (1863—1869). Произведение — полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве — Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер. Мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг. Светское общество погружено.

764 Слова | 4 Стр.

Кутузов и Наполеон в романе Война и мир

949 Слова | 4 Стр.

Пейзаж в романе л.н. толстого "война и мир"

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР" Выполнил: учащийся 10 Г класса Павленко В.А. Проверила: Федулова Е.А. Астрахань 2005 Лев Николаевич Толстой — большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или иной теории, иди хочет показать гармонию с великой “матерью-природой”. Использование писателем картин природы.

1449 Слова | 6 Стр.

Реферат война и мир.

2983 Слова | 12 Стр.

Отражение социальной действительности в романе У.Теккерея "Ярмарка тщеславия"

3194 Слова | 13 Стр.

Реферат по литературе на тему: Мысль народная в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

 РЕФЕРАТ по литературе на тему: Мысль народная в романе Л.Н.Толстого “Война и мир” План: 1. Введение……………………………………………………………..3 2.Роль народа в истории 2.1 Столкновение “народа” и “аристократов”……………………….4 2.2 Проявление “народной.

1033 Слова | 5 Стр.

Внутренняя красота героев романа Л.Н.Толстого"Война и мир"

Война и мир” — самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических событий. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета — внешний и внутренний. Внешний сюжет — это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний — духовная биография героев. Они постоянно переплетаются.

772 Слова | 4 Стр.

1218 Слова | 5 Стр.

Война и мир

Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир "Война и мир"-одна из тех книг,которые каждый раз читаешь заново ,и каждый раз она рождает новые мысли. Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой - Россия. На страницах оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью и ненавистью.

2569 Слова | 11 Стр.

Образ Маргариты в романе М.Булгакова

художественного мастерства "Мастер и Маргарита" по праву стоит в одном ряду с "Божественной комедией" Данте, "Дон Кихотом" Сервантеса, гетевским "Фаустом", толстовской ""Войной и миром" и другими "вечными спутниками человечества в его исканиях истины "свободы" . Персонажи и сюжеты Булгакова проецируются одновременно на Евангелие и на легенду о Фаусте, что придает роману парадоксальный и порой противоречивый характер его ассоциациям. В одном поле неразрывно соединяются святость и демонизм, чудо и магия, искушение.


Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Данное итоговое декабрьское сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману "Война и мир").

“С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил западной Европы и в 1812 году силы эти- миллионы людей двинулись с запада на восток, к границам России, к которым точно также с 1811 года стягивались силы России. 12 июня силы западной Европы перешли границы России и началась война, т.е. совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.” Так начинается третий том романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Так начинаются размышления Толстого о войне 1912года, о причинах этой войны, где раскрываются основные философские взгляды Толстого на исторический процесс вообще. Исторический ход событий развертывается в романе документально и хронологически точно. Роковой датой Отечественной войны выставляется дата 12 июня 1812года – день, когда Наполеон, по словам тогдашних историков совершенно неожиданно и вопреки всем стратегическим и дипломатическим соображениям отдал приказ о наступлении, и великая французская армия перешла границы России. Что же двинуло эти потоки людей? Отчего сотни тысяч народу отреклись от своих мирных человеческих чувств, ринулись с запада на восток, чтобы грабить, убивать, совершать тысячу преступлений? Была ли эта война неизбежна и почему? Что влекло на этот рискованный путь Наполеона? Этими вопросами задавались и истолковывали их на свой лад до Толстого многие историки, политики, стратеги, ученые. Каждый находил причину и считал ее самой важной и решающей. “Для нас потомков, не историков, не увлеченных процессом изыскания ,-говорит Толстой ,- и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчисляемом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается…” По словам Толстого миллиарды причин совпали для того, чтобы произвести то, что было.

“Без одной из этих причин ничего не могло бы быть… Действия Наполеона и Александра, от слов которых зависело ,казалось чтобы событие совершилось или не совершилось – были также мало произвольны, так и действие каждого солдата, шедшего в поход…”

Толстой считает, что причину исторических факторов следует искать не в действиях отдельных героев, а в коллективном волеизъявлении масс: “Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучить однородные бесконечно малые элементы, которые руководят массами.”

”Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила ,- солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки ,- надо было, чтобы они согласились исполнить… волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных , разнообразных причин.” И по мере того, как продвигалась армия Наполеона, росла ее коллективная уверенность в победе и героизм. Наполеон весь находится под влиянием этой коллективной воли. Не армия повиновалась Наполеону, считает Толстой, а Наполеон выражал стремления армии, был его голосом. Не Наполеон создавал свои рискованные планы, а армия диктовала их Наполеону. Вот почему Наполеон действовал вопреки всем дипломатическим соображениям и даже своим собственным решениям.

”В исторических событиях так называемые великие люди, суть ,ярлыки, дающие наименование событию, которые также как ярлыки менее всего имеют связи с этим событием.” Толстой заблуждается, отрицая какую бы то ни было роль личности в историческом процессе и , вообще сознательное, осмысленное участие личности в нем. Кроме того, Толстой проповедует фатализм в истории. “Ход мировых событий предопределен свыше”. Говоря словами Толстого. Люди двигались с запада на восток убивать друг друга “неизбежно выполняя предписанные им законы.” Каким же представляется Толстому настоящий полководец? Конечно, это не самовлюбленный Наполеон, которого Толстой разоблачает как личность, и как “гениального полководца”. Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории, никогда и нигде, даже в изгнании не высказавший человеческого достоинства. С удивительным мастерством Толстой вскрывает индивидуальную беспомощность Наполеона, который почти бессознательно и помимо своей воли движется к предсказанной себе исторической цели. Зато он переполнен любовью к себе, уверен в своей гениальности и величественности. Совсем другим предстает перед нами Кутузов.

Вот , например, как по-разному ведут себя два полководца во время Бородинского сражения. Наполеон беспрестанно раздает приказания уверенный, что он руководит боем. Между тем ни одно его приказание не может быть выполнено и не выполняется. Иначе ведет Кутузов:” Долголетним военным опытом он знал и понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и зная, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называющаяся духом войска , и он следил за этой силой и руководил ею насколько это было в него власти.” И тут Толстой , отрицающий влияние личности на исторический процесс, не может не остаться верным жизненной правде и исключить огромную роль Кутузова в войне 1812 года. “Трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа.”

Андрей Болконский присматривается к Кутузову, пытаясь понять, в чем его сила, и вскоре приходит к выводу, что вся сила его заключается в том, что он подчинил свою личность чему-то, что “сильнее и значительнее” его собственной воли. В облике Кутузова нет ничего от героического и величественного. Черты, отличающие Кутузова ,- естественность, простота, скромность- это те черты, которые ценил в людях Толстой больше всего .”Он вообще ничего не говорил о себе, – пишет Толстой ,-не играл никакой роли,

казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи.” Но именно в простоте и скромности Толстой видит величие души человеческой. Что же заставило русский народ выбирать в полководце себе этого человека? Кутузов угадал народный смысл событий 1812 года и ни разу за всю свою деятельность не изменял ему.

”Источником этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том, народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями, из немилости находящегося старика, выбрать его, против воли царя, в представители народной войны.” Можно с уверенность сказать, что в Кутузове нашли свое воплощение толстовские идеалы настоящего полководца – патриота.

Действительно, произведение Толстого полемично по отношению к официальной историографии, прославляющей подвиги героев и игнорирующей решающую роль личности в Отечественной войне 1812 года. Изучив перед написание множество книг, исторических документов, мемуаров, переговорив с современниками и участниками войны, посетив места важнейших сражений, Толстой понял события более чем полувековой давности лучше тех, кто поверил в выдуманные подвиги, выдававшиеся за историческую реальность.

Весь роман проникнут не только идеей развенчания личного героизма исторических деятелей, реальных лиц и персонажей, но и полным отрицанием особой роли личности в истории. Не случайно важнейшие подвиги в романе совершены не реально существующими людьми, а выдуманными персонажами, такими как Тушин и Тимохин. Толстой говорит о том, что одна личность не способна кардинально повлиять на ход исторических событий, и лишь объединившись, как сделал русский народ в Отечественной войне 1812 года, возможно стать творцом истории.

Читайте также: