Сочинение на тему жестокость по тексту распутина

Обновлено: 02.07.2024

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём.
(Из инструкции)

С3К1
Толкование значения слова
2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его.
При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы:
1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки;
2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия;
3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия;
4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него;
5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями.
В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта;
3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности;
4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия.
Независимо от того, какой именно комментарий предложит учащийся, определяющими являются следующие моменты:
1) толкование понятия в русле его реального значения, отражающее личностно окрашенное понимание;
2) содержательная направленность комментария на объяснение предложенного понятия, раскрытие его смысла.
Эти два момента и определяют цель, логику и способы развертывания сочинения.

*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

Начало текста

Теперь я начал играть на пустыре с мальчишками. Игра шла на деньги. Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой, мне нужен был только рубль.

Сочинения к варианту №21 ОГЭ-2021


Лингвист Л.А. Введенская говорит о том, что выразительность в художественном тексте создаётся средствами языка. Действительно, чтобы сделать повествование более насыщенным и ярким, автор использует различные приёмы.

Таким образом, в литературных произведениях писатели используют средства языка всех его уровней. Это необходимо, чтобы повествование было более эмоциональным и интересным.

Смысл финала текста я понимаю так: герой В.Г. Распутина чувствует себя самым несчастным человеком на земле, потому что он был унижен жестоким отношением сверстников.

Вадик решает обмануть мальчика, но тот не может смириться с подобной несправедливостью (предложения 20-22). Рассказчик хотел, чтобы ребята играли по правилам, сам он всегда оставался честным, не позволял себе получать деньги обманом. Но попытка воззвать к справедливости закончилась жестоким избиением героя.

Таким образом, мальчик чувствует себя обиженным до глубины души. Обман и ложь были ему неприятны, за что рассказика наказали сверстники.

9.3 Как Вы понимаете значения слова ЖЕСТОКОСТЬ?

Жестокость – это безнравственное отношение к людям, которое проявляется в агрессии, стремлении причинить боль. Это качество опасно как для самого человека, так и для окружающих.

Рассказчик становится жертвой жестокого поведения сверстников. Им не понравилось, что мальчик постоянно выигрывает и сразу уходит, и они решили его обмануть. Герой пытается бороться за справедливость, потому что привык быть честным по отношению к другим, однако Вадик и Птаха – его противоположности. Они избили

Таким образом, жестокость опасна, потому что её последствия необратимы. Человек, который её проявляет, постепенно утрачивает лучшие качества и калечит собственную душу.

Современный лингвист Л.А. Введенская считает, что в художественном тексте выразительность достигается различными языковыми средствами всех уровней. Действительно, чтобы содержание было насыщенным, ярким, интересным, писатель должен использовать различные приемы и средства языковой выразительности.

Таким образом, на приведенном тексте В.Г. Распутина мы видим, что автор использует выразительные средства разных уровней, чтобы сделать содержание книги эмоциональным и интересным.

Смысл финала текста я понимаю так: рассказчик был унижен несправедливым, жестоким отношением к нему компании подростков, и поэтому чувствовал себя очень несчастным.

Игра на деньги была для героя рассказа Астафьева почти единственным средством к существованию. В послевоенное тяжелое время он сильно голодал и, участвуя в игре, мальчик старался выиграть рубль, чтобы купить баночку молока и пообедать. В предложениях 12-13 говорится, что Владик и компания к герою относятся отрицательно, ущемляют его достоинство, потому что он совершал броски шайбы лучше и точнее других игроков.

К тому же, рассказчик играл всегда честно, а Вадик решил его обмануть. Но мальчик не мог смириться с мошенничеством Владика. В предложениях № 44-46 герой, несмотря на кровоточащий нос и избиение Вадика и Птахи, пытался отстоять справедливость в игре, но был ими же из нее изгнан.

В итоге за его честность никто не поддержал, и он в слезах, будучи обиженным до глубины души, был вынужден покинуть игру.

9.3 Как вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ?

Жестокость – это проявление агрессии к людям, животным и другим живым существам, причинение им страданий и боли. Такое вероломное отношение может быть опасным как для носителя этого качества, так и для окружающих.

Герой рассказа В.Г. Астафьева испытывает унижение и жестокое отношение ровесников. Им не нравилось, что он часто выигрывает и быстро покидает место игры. Они сговорились его обмануть. Рассказчик старался отстоять свою правоту, добиться справедливой игры, но Владик и Птаха, обманув, избили его и изгнали из своей компании, сделав его жизнь еще тяжелее.

Жестокость подростков очень обидела рассказчика и довела его до полного отчаяния.

Таким образом, жестокость – это аморальное отношение человека к людям или к другим живым существам, которое разрушает его душу, уничтожая лучшие качества.

Краткое содержание

Произведение русского писателя Валентина Распутина относится к жанру рассказа, а значит, количество действующих персонажей весьма небольшое. Важными для понимания сюжета являются следующие личности:

  1. Рассказчик, главный герой — одиннадцатилетний мальчик, родом из бедной семьи. От его лица ведётся повествование.
  2. Лидия Михайловна — учительница французского языка, возрастом 25 лет.
  3. Вадик — ученик той же школы, семиклассник.

Мальчик сильно истощал

Семья рассказчика жила очень бедно, мать вынуждена была растить ещё двоих младших детей без отца. За время пребывания в новой школе мальчик сильно истощал: продуктов, которые передавала ему мама, катастрофически не хватало. Учился хорошо, был грамотен, но никак не мог совладать с французским языком, особенности произношения оказались слишком трудны для него.

Молодая учительница искренне хотела помочь своему ученику, пыталась накормить его ужином и передать ему посылку с продуктами. Несмотря на все её уговоры, главный герой отказывался принимать помощь. Отчаявшись в желании помочь, Лидия Михайловна совершает весьма опрометчивый поступок и предлагает мальчику сыграть с ней на деньги. Таким способом ей удавалось отдавать рассказчику хотя бы небольшие суммы на питание.

Подобные действия не могли долго оставаться незамеченными для администрации, поэтому вскоре директор узнал, что Лидия Михайловна играет в азартные игры со своим учеником, и она была вынуждена покинуть школу и город.

Больше мальчику не довелось увидеться с той, что оказала неоценимую помощь в трудную минуту, но спустя время он получил от неё посылку с макаронами и красными яблоками, которых ранее даже не видел.

Доброта в рассказе

Лидия Михайловна и ее ученик

Все проявления доброты в тексте крутятся вокруг образа учительницы, чьи моральные качества не позволяют пренебречь трудностями мальчика и пройти мимо. Лидия Михайловна рискует своей работой и карьерой, но хитростью находит способ хоть немного улучшить тяжёлое финансовое положение своего ученика. Зная, как нелегко пятикласснику даётся её предмет, она не жалеет свободного времени и даёт дополнительные уроки, совершенно не надеясь на благодарность, просто чтобы помочь главному герою наверстать пробелы в знаниях.

Добрым человеком можно назвать и мать рассказчика. Несмотря на свою бедность и двух маленьких детей под боком, она всегда отдавала последнее, чтобы хоть как-то материально помочь своему первенцу.

Жестокие поступки

Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками…

Эти строки пронизаны болью и несправедливостью, которые испытывал рассказчик, а также демонстрируют безнаказанность происходящего.

Жестокостью отличается и тётя Надя — женщина, у которой живёт главный герой. Зная о его невероятно тяжёлом материальном положении, о том, как голодает ребёнок, ей хватает наглости и совести воровать у него те немногочисленные продукты, которые мальчику присылает мама.

Поступок директора

Директор застал их за игрой

Аргументы из жизни и литературы на етму

Проблема отношения к жестокости подрастающего поколения и ответ на вопрос, что такое жестокость, несомненно, поднимаются на ОГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении, для которого нужны аргументы из жизни и литературы. Об этом страшном качестве человеческой натуры слышал почти каждый из нас, многие из нас испытывали проявление жестокости на себе или видели, как жестоко обращаются с другими. Что такое, по мнению выпускников, жестокость и каково их отношение к нему, следует высказать в письменной работе. Команда Литероведа подготовила несколько аргументов из жизни и литературы, чтобы помочь выпускникам девятых классов в аргументации своей жизненной позиции, высказанной в сочинении-рассуждении 15.3.

Проблема

Что такое жестокость и в чем она проявляется?

Отношение автора к проблеме

Жестокость – одно из низменных качеств человека, которое проявляется в грубом обращении с другими живыми существами: людьми, животными, птицами. Жестокость обычно сопровождается причинением боли, телесных повреждений или душевных страданий.

Аргументы

  1. Жестокость – одно из отрицательных качеств человека.
  2. Жестокий человек не способен проявить милосердие.
  3. Жестокий человек наслаждается болью и слезами своей жертвы.
  4. Жестоким человека делает общество, в котором он живет.
  5. Жестокий человек редко меняется в лучшую сторону.
  6. Жестокость способны проявлять не только взрослые, но и дети.
  7. Жестокие люди не вполне психически здоровы.

Синонимы к слову жестокость

Зверство, бесчеловечность, варварство, бесчеловечность, бессердечие, кровожадность, беспощадность, жестокосердие, свирепость, злобность, буйность, изуверство, пагубность, неукротимость, черствость.

Эпитеты к слову жестокость

Бессмысленная, чудовищная, холодная, невероятная, крайняя, изощренная, природная, собственная, человеческая, неоправданная, неслыханная, чрезмерная, страшная, особая, оправданная, беспричинная, зверская, утонченная, врожденная, беспощадная, неумолимая, ненужная, патологическая, нечеловеческая, бесчеловечная, дикая, отвратительная, тупая, варварская, людская, ужасная, дьявольская, настоящая, чрезвычайная, грубая, немыслимая, необузданная, намеренная, прежняя, детская, безумная, откровенная, хладнокровная, необыкновенная, вынужденная, расчетливая, беспредельная, первобытная, скрытая, ужасающая, непреклонная, преступная, свирепая, непримиримая, никакая, беспримерная, новая, редкая, сознательная.

Аргументы из литературы

Жестокий человек проявляет жестокость не только по отношению к человеку, но и по отношению к животным. В рассказе Л.Н. Андреева повествуется о безжалостном отношении к простой дворняге, бездомной собаке. Она не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, ни радости, а встречала только грубость, агрессию и человеческую жестокость. Чуть ли не каждый прохожий старался ее пнуть побольнее, взрослые улюлюкали и свистели ей вслед, когда Кусака убегала от детей, бросавших за ней камни и палки. Собака перестала доверять людям, стала их бояться, а при случае могла укусить или оскалиться, показывая зубы. Ее жизнь изменилась с приходом весны, когда на дачи стали приехали горожане. Они приютили собачку, дали ей кличку, целое лето играли с ней. Кусака вновь стала доброй, ведь ей не приходилось заботиться о пище, не нужно было искать ласки и тепла, наконец-то она стала домашней, нужной и любимой. Она готова была до конца жизни служить своим хозяевам. Но наступила осень, дачники собрались уезжать, и мама Лели отказалась брать в городскую квартиру безродную дворняжку. Леле становится так горько, что она, не попрощавшись с любимицей, уезжает в город. Кусака вновь жестоко предана людьми. Своим бездушным поступком они причинили ей нестерпимую боль, которую она выразила в своем вое.

Читайте также: