Обломов глазами захара сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Старый крепостной крестьянин Захар является слугой ленивого барина Ильи Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова.

В этой статье представлено описание отношений Обломова и Захара в романе "Обломов": взаимоотноения героев, роль Захара в жизни хозяина, Захар как двойник Обломова и т.д.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по роману "Обломов"

Отношения Обломова и Захара в романе "Обломов" Гончарова: взаимоотноения героев

". Захар нянчил маленького Обломова на руках, а Обломов помнит его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем. Старинная связь была неистребима между ними. "

". Он только что проснется у себя дома, как у постели его уже стоит Захарка [. ] Захар, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос. "

". Но наружные сношения Обломова с Захаром были всегда как-то враждебны. Они, живучи вдвоем, надоели друг другу. "

". не мог, и при своем равнодушии к всему, сносить терпеливо бесчисленных мелких недостатков Захара. "

". Этот Захар в наказанье мне послан! Ты не поверишь, как я измучился с ним! Спорит, грубиянит, а дела не спрашивай. " (Обломов жалуется Штольцу)


Иногда Обломов и Захар сильно ругаются:

". Илья Ильич, с своей стороны, ценя внутренне преданность его, не имел уже к нему того дружеского, почти родственного расположения [. ] Он позволял себе иногда крупно браниться с Захаром. "

". Вот вы этак все на меня. – Ну, ну, поди, поди! – в одно и то же время закричали друг на друга Обломов и Захар. "

". Захару он тоже надоедал собой. Захар, отслужив в молодости лакейскую службу в барском доме, был произведен в дядьки к Илье Ильичу. "

". Малейшего повода довольно было, чтоб [. ] заставить его смотреть с благоговением на барина, иногда даже удариться, от умиления, в слезы. "

После смерти Обломова Захар становится бродягой и пьяницей.

Захар как двойник Обломова

Слуга Захар является по сути двойником своего барина Ильи Обломова. У этих персонажей есть много общих черт характера.

Главное качество, которое делает Захара двойником Обломова - это лень. Оба героя ужасно ленивы, они оба любят поесть, поспать и ничего не делать. Разница лишь в том, что Обломов спит на своем широком диване, а Захар - на скромной лежанке.

Обломов и Захар не любят что-то менять в жизни. Так, Обломов годами носит свой старый халат, а Захар - свой дырявый серый сюртук.

Кроме того, и Обломов, и Захар оба любят свою родную деревню Обломовку. Для обоих героев тихая и сонная Обломовка - это идеальное место для жизни.

Это было описание отношений Обломова и Захара в романе "Обломов" Гончарова: взаимоотноения, роль Захара в жизни главного героя, Захар как двойник Обломова и т.д..

Как близкий друг, Штольц старается растормошить Обломова на немецкий манер. Он действует, исходя из своих представлений о жизни. Штольц любит, но не понимает Обломова, да это и невозможно - менталитет другой.

Один из наиболее удавшихся образов в романе. Он и барин - два сапога - пара. Любит Обломова, но это не мешает ему критиковать его и самовольничать. Пользуется бесхарактерностью барина. Но, в то же время, не может представить себе жизни без него.

Ходит по квартире "ядовитый человек" Захар, ворчит, лениво перебранивается с барином, не метет полы, не стирает пыль, втихую подъедает лакомые кусочки с барского стола. Вдобавок причиняет материальный ущерб - бьет чашки, ломает мебель. Но вот странность: посуда из неуклюжих лап Захара валится в те именно моменты, когда необходимо предостеречь Обломова от поступков, ему несвойственных, проистекающих от навязанной Илье Ильичу обязанности делать жизнь со Штольца. Преданность и любовь к Обломову мы скорее отыщем в Захаре, нежели в красавице Ольге Ильинской.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Уезжая за границу, Штольц поручает Ольге перевоспитание Ильи Ильича, возлагает на нее миссию перековки и переделки друга, за что Ольга берется с большим энтузиазмом. Ей нравится учительствовать, направлять, командовать мужчиной, то есть ставить своего рода эксперимент, тешить гордыню и самолюбие.
Ольга задает Обломову нелепые задания: то вызубрить урок из истории итальянской живописи (который она, впрочем, пропускает мимо ушей) , то изничтожить куст орешника, портящий пейзаж. Обломов выдирает ненавистное растение. Он любит ( как он думает в тот момент) , обожествляет Ольгу А вот любит ли она? Хотя мог ли возбудить страсть Обломов - вопрос спорный. Трудно не согласиться с мыслью критика Станислава Рассадина об "эстетической несовместимости" Ольги и Ильи Ильича.

Работа над романом шла медленно, в конце 40-х годов Гончаров писал издателю А. А. Краевскому:

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым, как намёк на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни.
Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руке.

Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор "выбрала наугад".

Однако и на следующем свидании она"мимоходом сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала ему". Что она значит? – Цвет жизни. Жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, "во весь рост, с веткой сирени в руках" .

Для героев романа любовь звучала в Castadiva, "носилась в запахе сиреневой ветки". Ольге нравилась "роль путеводной звезды", "луча света" для Обломова. Она звала и "толкала его вперёд".
Её настойчивость побеждает на время лень Обломова.

С ней Обломов старается наверстать всё то, что он упустил во время своего "сна".Он посещает по просьбе Ольги музеи, магазины, а дома пишет деловые письма старосте в имение.

Ольга добивается от Обломова и физического движения, и умственной работы.

Она сравнивает свою роль с ролью врача, спасающего больного. Но поведение безвольного Обломова доставляет ей немало страданий. Видя нерешительность действий Обломова, она с тоской признаётся ему, что "теряется в соображениях" и что "у неё гаснут ум и надежда".
Когда Обломов, нерешительно отодвигая вопрос о свадьбе, заявляет Ольге, что пройдёт ещё "какой-нибудь год" и Ольга станет его женой, у Ольги открываются глаза. Она поняла, что мечта её о перевоспитании Обломова разбилась о его непобедимую лень.

Разрыв с Обломовым стал для неё неизбежен. Ольга говорит жениху: "Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь, ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то ещё, а чего - не знаю! ".

Автор разъясняет дальше: "Признав раз в избранном человеке достоинства и права на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить- переставала и любить, как случилось с Обломовым".
Когда жизнь "затворилась" для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



В романе И.А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства: идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного - мир отвлеченный, идеальный, для другого - материальный и практический. Эти два типа Гончаров описал в Захаре и Обломове.

Захар - слуга Ильи Ильича Обломова. Это человек старой закалки, с трудом вживающийся в новые жизненные условия. Захар - вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он верен не только своему барину, но и всему его роду.

При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро - когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. Обломов теряется перед его твердостью. Захар не лишен недостатков. Гончаров определяет своего персонажа как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар очень верен своему барину: он отдал бы жизнь за Обломова, считая это своим долгом. Захар не показывал не только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним,
сердился на него не шутя, за всякую мелочь.

Илья Ильич Обломов - главный герой романа, молодой человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием
всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. мягкость. была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так
открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки”. Таким мы
видим Обломова в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.

В Обломовке ребенок рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на
все его нравственное и умственное образование. Когда Обломов вырастает, он становится апатичным и бесхарактерным, полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере - чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего хочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Но потому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича - “праздность и покой” - является в такой же мере
вожделенной мечтою и Захара.

Оба они, господин и слуга, - дети Обломовки. Илья Ильич зная такое достоинство Захара, как преданность, привык к ней, сносил терпеливо бесчисленные мелкие недостатки Захара.

Они давно знают друг друга и давно живут вдвоем. Обломов и Захар не могут жить друг без друга, спать; с годами все больше и отчетливее между ними вырисовывается нерасторжимая связь. Два последних представителя Обломовки по-своему свято хранят в душе те “преданья старины глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и
взаимоотношения.
В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.

Илья Ильич Обломов - человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а
безразличный. может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам. Вообще
же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет
халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но
приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка - всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий.

Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не
стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные
крошки.

Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы.
Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то
предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем
спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для
него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет
расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего
он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше
не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого
существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству,
Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком.

Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обломовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за
барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что
такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова,
к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи - и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет
конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды.

Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга
взаимно дополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара - нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.

Захар и Илья Ильич Обломов - порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.
В романе “Обломов” И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.

Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар - слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне - серый сюртук. “Дом Обломовых, был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею”. Захар представлял собой “пожилого человека, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой. в сером же жилете, с медными пуговицами. и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. Портрет Захара, изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом: герой не говорит, а ворчит, как собака, или хрипит. Голос же, данный Богом, по словам Захара, “он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло”. Этому типу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный “Слуги старого века”, в котором вспоминает хорошо известных представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.
Литературная родословная Захара идет от пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”).
При всей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго - вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду. Верность Захара своему барину и всем давно забытым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом - прибегая к “жалким словам” и называя Захара “ядовитым человеком”. В минуту раздражения Захар позволил себе сравнить Обломова с другими, которые и с квартиры на квартиру легко переезжают, и за границу отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни было. И это пробирает Захара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что
переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар
является пародией на своего барина. У него те же привычки, что и у хозяина, только
доведенные до абсурда, показанные в смешном, комическом свете. С первых же страниц
романа Захар не может не вызвать улыбки своей внешностью, своей ленью и неопрятностью. Он чем-то даже напоминает гоголевские типажи: Осипа - слугу
Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”. Но Захар - лишь уродливое отражение образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара за неряшливость и день, за то, что он не убирает пыли и грязи. Захар возражает, что “чего ее убирать, если она снова наберется”. Полное равнодушие к пыли, сору, грязи отличает этого слугу от других слуг - персонажей отечественной литературы. Захар на этот счет составил
собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и
клопами, раз они выдуманы самим Господом. Когда Обломов приводит своему слуге в
пример живущее напротив семейство настройщика, Захар приводит в ответ следующие аргументы, в которых видна незаурядная наблюдательность: “А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни. Где им сору взять? У них нет
этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или
набрался целый угол корок хлеба за зиму. У них и корка зря не валяется: наделают
сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро -
когда земляк Обломова, жулик Тарантьев просит Илью Ильича дать ему на время фрак,
Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше
Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.

Захар не лишен и недостатков. Гончаров видит его как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: “Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул”. С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между Ильей Ильичом и Захаром - последними представителями Обломовки, являющейся лишь
прекрасным сном. Они каждый по-своему свято хранят в душе те “преданья старины
глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Они давно
знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а
Обломов помнит его “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. “Как Илья
Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без
помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в
то же время внутренне благоговеть перед ним”. Даже когда Захар женится в середине романа на Анисье, кухарке Обломова, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мыслит жизни.

После смерти Обломова порвалась связь между Захаром и Обломовым, и жизнь его
превратилась в ненужное и горькое прозябание. Конец Захара не просто трагичен,
он страшен. Как метко сказал Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:

Порвалась цепь великая.
Одним концом по барину,
Другим - по мужику.

Читайте также: