Сочинение на тему табу

Обновлено: 07.07.2024

Табу, что вы знаете об этом, почти алхимическом изобретений. Бесспорно, его создали, расчетливые умы и религиозные фанатики. Постойте, а вы вообще знаете, что означает термин Табу? Знаете, отлично, умницы. Объясню его значение для тех, кто не знает. Это самое Табу, нечто такое как “запрет” (нечилсый) или “священность”. Да, да, это не ошибка, оно имеет два значения, противоречащих друг другу, впрочем, я не вижу меж ними особой разницы. Для большей наглядности представим, что такое табу. Вот к примеру, монарх, его святейшество дотронулся до предмета, предмет автоматически становится табу, то есть неприкасаемым, его собственностью. Это значит что, все упоминания его всуе наказуемы, это касается и прикосновений к нему. Абсурд, правда?

И перед тем как написать мне едкий и якобы философский комментарий, убедитесь что вы правильно поняли этот монолог. Хаааааааааа!

Именно так! Тысячелетиями жрецы и власть имущие пудрят мозги людям запретами - табу, законы, заповеди пр., лишь бы народ сидел спокойно, не бунтовал и давал себя грабить. Пора бы очнуться - мы е стадо коров, нам не нужны пастухи, и молоко им свое мы не должны отдавать, ради сохранения так называемого "порядка"!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Понятие табу уже утратило свое устрашающе-религиозное значение. Все же мы не верим, что небо разверзнется, и божество на огненной колеснице покарает нас за бутерброд во время поста. Но умудряемся ставить барьеры у себя в голове, даже забывая, откуда они взялись. Нужны нам ограничения или это пережиток прошлого общества? Почему бессмысленные запреты только усиливают желание их нарушить? Как избавиться от комплексов в сексуальной сфере? Глупо когда мы сами себе ставим преграды. Но именно этим и занимаются взрослые люди.

Что такое табу

Табу — это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное, недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое. Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.

До того, как слово попало в наш язык, понятие жестких ограничений существовало во всех религиях мира.

Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.

Табу в религии

Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.

Первые научные исследования

Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:

  • На запретные действия – общение с представителями других племен, принятие пищи и еды, обнажение лица, выход за границы определенной территории.
  • На людей или занятия – для правителей и представителей королевских династий, для носящих траур, беременных женщин, воинов, убийц, охотников и рыболовов.
  • На предметы или части человеческого тела – острые предметы, волосы (ритуалы во время стрижки) или кровь, голову как вместилище души человеческой, узлы и кольца.
  • На имена покойников, правителей, божеств.

Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому идеалу.

Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.

Фрейд, табу и амбивалентность

Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.

В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.

Табу в наше время

Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты. За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.

Нужны ли нам табу

Нужны ли строгие запреты сегодня? Скорее, да. Конечно, старые моральные ограничения относились к обществу, которого сегодня уже не существует. Нужны другие. Те, что направленны на сохранение жизни, например. При воспитании маленького ребенка родители строго запрещают ему приближаться к розеткам или кипящим кастрюлям. Детям совсем не обязательно знать законы движения электронов, чтобы понять: пальцы в розетку совать нельзя. Для взрослых людей – это правила дорожного движения, кодекс законов.

Социологи утверждают: чем больше у человека внутренних культурных запретов, тем качественней он вписывается в общественную среду. Хотя иногда неразумные запреты провоцируют многочисленные нарушения (амбивалентность чувств). Так, во время сухого закона, количество пьющих людей резко увеличивается.

Сосуществовать было бы намного проще, если бы все придерживались внутренних ограничений. Практикующие психологи отмечают в своих работах, что взрослым людям стоит также поучиться уважать чужие внутренние запреты. А попросту – не лезть в чужую жизнь с добровольными советами или бестактными вопросами. Даже если вам кажется, что ограничения другого человека смешны и бессмысленны, не стоит учить их жизни, давая советы вроде:

  • Та не должен из-за этого огорчаться…
  • Не бойся, лучше быть смельчаком…
  • Необходимо себя заставить…
  • Почему тебе в голову приходят такие глупые мысли…
  • Глупо волноваться по такому незначительному поводу…

Как распознать табу

И это только начало. Чем больше внутренних ограничений, которые мы сами себе не в состоянии объяснить, тем меньше места остается для счастья. Запреты в одной сфере жизни отражаются на остальных, а желание их нарушить ведет к рассогласованности с самим собой. Яркий пример – наш лишний вес. Мы часто едим не потому, что любим это блюдо. Мы заедаем внутренние запреты на красоту, сексуальность, отношения, материальное благополучие. И чем больше мы себе запрещаем, тем больше хочется есть. А если в это время садимся на диету, и запрещаем себе еще и любимые продукты, пиши пропало. Набор десятка лишних килограммов обеспечен.


Многим кажется, что современное общество лишено табу. Ничто не истинно, все разрешено. Остались ли темы, которые вызывают у людей неприятие и возмущение? Появились ли новые запреты, которых не существовало раньше? Какие существуют примеры табу в современном обществе?

Традиционный смысл табу

Табу означает строгий запрет на какое-либо действие, так как оно считается священным или несет в себе проклятье. Это нечто принадлежащее богам, недоступное простым смертным.

Термин ученые взяли из полинезийской культуры, но сама система наблюдалась у всех народов в том или ином своем проявлении.

На более поздней ступени развития общества запреты связывались с суевериями и приметами. Особенно такие ограничения были распространены в крестьянской среде. Так, нельзя было произносить вслух названия болезней, чтобы не навлечь их на себя.

Табу в Полинезии

Обитатели островов создали систему норм и ограничений, чтобы защитить то, что для них свято. Под запретом были тотемы, вещи в храмах, некоторые птицы, звери, растения, воды священных рек. Что-то нельзя было трогать, о чем-то говорить, кое-что употреблять в пищу.

Запреты распространялись и на тех, кто имеет прямую связь с богами. Все, до чего дотрагивался вождь, переходило в его собственность. Будь то дом, в который он входил, или любой ценный предмет.

Когда местное население увидело, что европейцы свободно нарушают их табу, и за этим не следует никакой небесной кары, многие полинезийцы начали нарушать свои запреты.

Старый абориген

Современное понимание табу

Так как табу – это результат развития общества, то они легко могут меняться со временем. В начале двадцатого века существовало табу на курение для женщин. Сейчас мы можем только пожать плечами, услышав про такой запрет.

По Фрейду, табу становится запретом после того, как оно было нарушено. Психоаналитик утверждал, что у человека в подсознании всегда живет желание сломать запреты и отдаться природным инстинктам. Примером табу в таком понимании является инцест. В животном мире это обычное дело, а у людей строго запрещено с древнейших времен.

Примеры табу, в современном обществе воспринимаемые как нечто обыденное или хотя бы не шокирующее:

  • сексуальная жизнь;
  • обнаженность;
  • функции человеческого организма;
  • убийство человека.

Развитие СМИ повлияло на то, что многие темы стали приемлемыми. Так, разговоры о сексе с 60-х годов прочно вошли в повседневную жизнь. Обнаженные тела мелькают на экранах, в ток-шоу обсуждаются интимные нюансы.

Примеры табу, которые потеряли актуальность - сексуальная связь до брака и матери-одиночки. В отличие от прошлых веков, эти реалии не вызывают ни у кого осуждения.

Табу на убийство все еще существует. Но во время войн его нарушение оправдывается и поощряется.

Все, что вызывает страх или отвращение - это примеры табу социальных норм. Мы не хотим говорить о СПИДе и отворачиваемся от грязных оборванных нищих.

Пожилой нищий

Два примера табу в современной культуре

Девушка хранит секрет

Табуированные темы и слова

Но говорящий всегда сам решает, соблюдать ему табу или можно его нарушать. Это может быть вызвано необходимостью или произноситься с целью провокации, но вся ответственность ложится на автора высказывания.

Нецензурная брань может спокойно восприниматься в баре. Но если вы решите составить из нее тост на свадьбу друга, то вряд ли вам дадут договорить.

Современный мат во многом состоит из слов, носивших священный характер раньше. Так что его табуирование изначально было сакральным.

Человек матерится

Сохранившиеся исторические табу

  • В Якутии у небольшой группы эвенков запрещено убивать волков, так как они считаются тотемными животными.
  • У бурятов табу связано с пространством и магией. Горы считаются святыми, и женщинам нельзя подниматься на самые высокие из них. Ведь женщины олицетворяют энергию земли, а мужчины – неба. Так что и для них существуют запретные места, соответствующие данной логике.
  • Бушмены не называют вслух имена умерших.
  • У этого народа существуют и пищевые табу. Из-за бедности возник запрет на выбрасывание еды. Из-за трусости шакала запрещено есть его сердце.
  • Еще один интересное табу бушменов – брак с женщиной, носящей имя матери или сестры жениха. Такие отношения считаются инцестом.
  • В Индии и Африке нельзя передавать что-то левой рукой, так как она считается нечистой.
  • Вагнер был любимым композитором Гитлера, и эта музыка часто играла в концентрационных лагерях. Что и породило негласное табу среди евреев на композиции Вагнера.
  • Во Франции больше ста лет существует запрет на поцелуи на перроне. Это связано с тем, что любвеобильные французы часто опаздывали на свои поезда. Сейчас за это уже не штрафуют, но табу сохранилось.
  • Во многих странах существует запрет на имена. Негодование общества вызывают люди, которые носят имена Люцифер, Гитлер, Каин, Иуда.
  • В странах со строгими нравами могут штрафовать за поцелуи в общественных местах и даже сажать в тюрьму.

примеры табу в современном обществе

Табу в современном обществе лишилось древнего сакрального смысла, теперь оно больше связано с нравственностью и моралью. И хотя много ведется разговоров об отсутствии всяких запретов, тем не менее люди не часто ходят по улице голыми, а дети не матерятся при своих учителях. Современная кара за нарушения - это общественное порицание, иногда тюремное заключение и штрафы. Но как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать.


Антропология. Джеймс Кук и аборигены


Психология. Джеймс Фрэзер и Зигмунд Фрейд

В XIX веке классики антропологии и религиоведения считали, что есть некоторая универсальная сущность человека (примерно одна и та же у диких аборигенов на островах Тонга и у высокоинтеллектуальных французов) и изучать ее лучше всего по самым простым и диким племенам. В Новое время в принципе была установка, связанная с общим рационализмом эпохи, что у всех религиозных явлений должна быть естественная причина, научное объяснение.

Религия. Эмиль Дюркгейм и Рудольф Отто

Фрэзер считал, что корни религиозного мировоззрения можно найти в магии, Фрейд искал первоначальные формы религии в тотемизме — в целом тогда многие ученые пытались построить систему развития религии, начинающуюся с некоторой минимальной формы. Как, например, Эмиль Дюркгейм, который разрабатывал теорию минимума религии.

Священные предметы вызывают сильные эмоциональные переживания и одновременно воспринимаются как несущие потенциальную угрозу.

Ситуация, в которой зять видит тещу, должна быть исправлена с помощью каких-то ритуалов, символического очищения, физического наказания.


Табу для всех и для каждого

Насколько запреты, существующие в разных религиях, попадают в область табу? Если следовать представлениям о том, что табу — это все, что касается одновременно священного и опасного, требующего определенной подготовки для контакта, то вполне можно отнести к табу пищевые запреты в иудаизме или специфическое отношение к коровам в Индии. Корова — это не только то, что нельзя есть и бить, но это еще и источник очистительной практики. Если кто-нибудь нарушил табу, его можно очистить с помощью коровьей мочи — такой у коровы в Индии сакральный статус. Это встраивается в определенную теологическую систему: так, бог Кришна, согласно индуистским верованиям, на определенном этапе своей божественной жизни был пастухом.

Любая типология табу обречена на провал из-за многих уровней, в которых эти запреты могут существовать. Самое базовое деление — индивидуальные и коллективные. Если начать думать как авторы XIX века, табу — не только полинезийское явление, и можно эту модель применить к другим религиозным традициям, например кельтам: в их сагах описаны гейсы. Гейсы можно интерпретировать как индивидуальные табу, регулирующие жизнь конкретного деятеля. Чем важнее герой, тем больше у него гейсов. Например, с Кухулином ситуация была весьма печальная: он великий герой, у него очень много гейсов, и в момент они начали противоречить друг другу, из-за чего он и погиб.

Индивидуальные табу связаны с выдающимся лицом, но в них всегда попадают и запреты, связанные с родом, местом, профессией и с другими социальными маркерами. Поэтому в конечном счете эпические персонажи оказываются наделены не только индивидуальными табу. Когда мы говорим о табу в религиозных системах, мы в основном имеем дело с коллективными табу.

Дюркгейм выделяет другой базовый тип табу — запреты, связанные с контактом. Например, пищевые запреты — на еду, приготовленную определенным образом. Другая форма контактного табу — это табу-избегание. Избегать можно все ту же тещу или людей, обладающих некоторыми специфическими свойствами.

В некоторых традиционных культурах, например, близнецы могут восприниматься как обладающие сакральной природой и приносящие остальным удачу, но иногда это табуированные люди, которые могут принести заразу племени. У индейцев Южной Америки есть племя, где мать даже выгоняют за такое безобразие.

Есть много табу, связанных с кровью, в том числе менструальной. В культурах эти запреты встраиваются в теологическую систему. Библейское представление о том, что кровь содержит душу, в дальнейшем приводит к запрету на переливание крови у свидетелей Иеговы. Кровь оказывается табуированной и, например, в синтоистской культуре в Японии, где женщина во время менструации уходит из деревни и не возвращается, пока не пройдет процедуру очищения.


Табу как статус

Кстати, для тех, кто и так стоит вне социума, некоторые табуированные действия оказываются не такими уж табуированными. Например, у индейцев Гавайев, как практически у всех человеческих культур, запрещен инцест; человек, нарушивший это табу, может быть очищен только смертью. Но есть исключение — вождь: для него инцест не только возможен, но и крайне желателен, потому что дети, рожденные от такого брака, воспринимаются как неприкасаемые, как будущие вожди.

Синтоизм главным источником скверны считает смерть. Доходило до того, что в Средние века императорам приходилось издавать указы, запрещавшие выкидывать трупы в лесу: их не устраивало, естественно, что империя оказывается какой-то беспорядочной свалкой трупов, но люди считали, что труп — это антисоциальный элемент, поэтому его надо выкинуть и сделать вид, что ничего не было.

Современные табу — социальные, а не сакральные

Сегодня не только религиозные системы, но и повседневные суеверия несут отпечаток первобытных табу. Профессиональные запреты есть у рыбаков, пастухов, у творческих людей (наверняка все слышали про актерское пожелание сломать ногу) и практически у всех представителей профессий, сопряженных с опасностью для жизни, например у спортсменов: очень тонкая грань отделяет их от неудачи, и поэтому они держатся за возможность эту удачу сохранить. Мы называем это профессиональными суевериями — но что это, если не табу?

Табу в их первобытном смысле, не дававшие людям выйти за рамки социального, никуда не делись, просто вместо племен у нас теперь субкультуры и информационные круги.

Любая из социальных сред формирует правила, которые можно или нельзя нарушать. В тоже есть табу — если ты их нарушишь, на тебя все косо посмотрят, потому что эта маленькая среда хочет остаться стабильной. Здесь уже не остается момента сакральности и речь идет исключительно о социальном измерении.

Литература

Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Азбука-классика, 2005.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. М., 2002–2003

Harvey G. Food, Sex and Strangers: Understanding Religion as Everyday Life. Routledge, 2013.

Читайте также: